Каковы причины преступления раскольникова. Решающие события в жизни раскольникова на пути духовного возрождения

Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

Тип работы: Реферат Предмет: Литература русская Страниц: 20

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Томас Манн, рассуждая о феномене Ф. М. Достоевского, указывал на особое значение преступления в структуре произведений писателя и на то, что многие его герои-идеологи в той или иной мере причастны к преступлению.

В «Исповеди Ставрогина», опубликованной позднее выхода романа «Бесы», герой признается в содеянном им преступлении — растлении ребенка. Герой романа «Униженные и оскорбленные» князь Валковский не совершает убийств и насилий, но в основе внутренней структуры его характера лежит преступная порочность.

Полный таинственности сюжет ранней повести Достоевского «Хозяйка» строится на тайном преступлении, связавшем старика Мурина с красавицей Катериной. Преступлением завершается самый пронзительный роман писателя «Идиот», героиня которого Настасья Филипповна, символизирующая собой красоту, призванную спасти мир, на протяжении всего хода событий произведения живет в ожидании трагической смерти и в конце концов гибнет от руки Рогожина, также предчувствовавшего свое преступление.

Основным сюжетным событием, вокруг которого строится действие итогового романа писателя, становится убийство старика Карамазова /сайт, 11/.

В структуре сюжета другого не менее известного романа Ф. М. Достоевского определяющую роль играет преступление, совершенное его главным героем Родионом Раскольниковым.

Но тема преступления и наказания за содеянное не исчерпывается историей убийства старухи-процентщицы и ее беременной сестры. Пронизано тайной страшных деяний прошлое еще одного героя произведения — Свидригайлова.

Введение 3

1. Преступление Родиона Раскольникова 5

2. Ф. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека 11

Заключение 18

Список литературы 20

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание: Соч. М.; Харьков, 2003.

2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 6.

3. Ильин И. А. Кошмар Н.А. Бердяева. Необходимая оборона / Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.

4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996.

5. Ильин И. А. Отрицателям меча // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.

6. Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф. М. Достоевского. М., 1969.

7. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные писатели XX в. // Вопр. литературы. 1971. № 5.

8. Писарев Д. Щ. Борьба за жизнь // Ф. М. Достоевский в русской критике: сб. ст. М., 1956.

9. СелезневЮ.И. Достоевский. М., 1990.

10. Соина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф. М. Достоевского // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5: (сб. науч. тр.). — Новосибирск, 2005

11. Соловьев С. М. Изобразительные свойства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.

12. Тарасов Б. Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон Я и «закон любви» // Литература в шк. — 1999. — № 1.

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы
Название Тип

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников - молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «...людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «...вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..» Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны - не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, - морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что... уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку - такой же «парии общества», как он, - Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня - глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», - писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


"Нравственная смерть и духовное
возрождение Раскольникова в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание».
Мастерство писателя
в раскрытии драмы «падшего человека»"

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
законов и законов божественных, христианских. А главная идея
его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский
пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
к новой жизни, жизни в любви и добродетели.
Идея возможности воскресения «падшего» человека является
основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название
несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости
расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло
всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует
закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления,
которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.
Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между
добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости,
ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос
света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если
Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со
злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней
между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между
началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает
почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский
с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед
читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная
в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет
бедного студента, а затем, набирая все большую и большую
силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую
немедленного воплощения в жизнь.
Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека,
не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой
части романа, развертывает перед читателем картину постепенного
превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу
- становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели
ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не
могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит
свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться.
Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения,
но только когда сам человек захочет этого.
Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось
преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит
о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю,
разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам
не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои
и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие
Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит
Раскольникова к идее «сверхчеловека».
Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует
символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество,
в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий
лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным.
И в то же время во сне показана вся мерзость убийства.
После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести
и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому
доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не
может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор
студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит
окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает
себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть.
Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная,
главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого
греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.
И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа.
Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень
важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница
и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву
можно назвать величайшими христианскими страницами романа.
Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова
после преступления до его полного возрождения.
В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее
непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения!
Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они
не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит
границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает
уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только
Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова!
Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает
читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между
Раскольниковым и Лазарем очевидна.
«Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично
ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет
не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через
четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу
становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова.
А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был
здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова,
то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил
бы преступления, не умер бы нравственно.
Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении
всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том,
что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота
могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга.
Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно
под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи.
И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется,
что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое
преступление, и ты воскреснешь!»
По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения
души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо-
тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский
вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по
своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено
смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа,
она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми
отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества
и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает
ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон.
И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь
воскресения Раскольникова.
В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские
добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь
к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов
Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут
в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения.
Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь
- великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла
воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать
на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но
любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой
Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский
- писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском
участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую
кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды:
«как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило
его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны
и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного
будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного
страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь
в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову
открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских
ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста,
обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий
в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников
окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви!
Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная
в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель
включает в свой роман и дополнительные художественные средства:
цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение
приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до
мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание
» нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Главный герой романа Достоевского \ «Преступление и наказание \», Родион Раскольников в неспокойные и несчастливые годы молодости, когда заели бедность, разочарование, построил очень интересную, но опасную теорию. Согласно этой теории каждый человек, который чувствует в себе необычайную силу, скорее всего умственную, и чувство справедливости, имеет право преобразовывать действительность, руководствуясь своими убеждениями, а не общепринятыми законами морали. Преобразование действительности согласно идее Раскольникова состояла в том, чтобы убить старуху-процентщицу и ее полусумасшедшую сестру. Закон справедливости, по мнению убийцы, в данном случае вполне удовлетворял потребности всего общества.

Ростовщица зарабатывала на процентах от чужого несчастья и беды. Стоит только освободить мир от этого чудовища — и вот он желанный шаг к гармонии сделано. Спасенные таким образом деньги можно потратить на благотворительные цели.

Очень долгое время эта мысль зреет в голове Раскольникова. За полгода до события он пишет статью, в которой выражает то, что бурлит на дне его души. Он доказывал, что состояние, в котором преступник совершает свое черное дело, больше похож на болезнь — помрачение ума, расстройство воли, случайность и нелогичность поступков. Тогда какая сила управляет убийцей в день икс? Душа человеческая — это вечная арена борьбы двух сил, добра и зла. Жизненное призвание человека состоит в том, чтобы не дать злу захватить в свои руки власть над душой и телом. То состояние полубезумия, помрачение ума, в котором находился герой в день преступления, наводит на мысль, что действиями Раскольникова руководила какая-то другая сила, не связанная с его сознанием. В день преступления Раскольников действовал \ «совсем механически: как будто кто-то взял его за руку и потащил за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Будто попал кусок одежды в колесо машины, и его начало туда втягивать \». И также, \ «едва себя чувствуя и почти без усилия, почти машинально \», он убил. Более того, самому факту преступления предшествовал ряд взаимосвязанных обстоятельств, которые только укрепляли желание Раскольникова сделать хоть что-то.

С первых страниц мы узнаем, что Раскольников был задавлен бедностью, настолько, что перестал даже бороться против этих обстоятельств. Истинные причины преступления появились в том \ «месяца сосредоточенной скуки \», который предшествовал началу действия в романе. Мы видим только те события, непосредственно предшествовавшие преступлению и подвели героя до судьбоносного границы. Главным из них, безусловно, стало письмо матери, в котором она рассказывала о своем беспомощное положение и унижения Дуни в семье Свидригайловых, где она вынуждена была жить в компаньонка, о предложении надворного советника Петра Лужного жениться Дуней, сестрой Раскольникова.

Раскольников расценивает этот брак как сделку: \ «… для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти не продаст, а для другого вот и продает! За брата, за мать продаст! \» Если такой расчет заставляет Пульхерии Раскольникову согласиться, то Родион Раскольников такой жертвы принимать не хочет: \ «Не быть тому, пока я жив, не быть, не быть \» — вызревает протест в его душе. И протест этот требует неотложного решения.

\ «Что-то здесь необходимо сделать, понимаешь ты это? \» — Спрашивает герой, находясь в одиночестве. И ответ должен приобрести форму решающего поступка, и то, \ «что месяц назад, и даже вчера еще \» было только мечтой, появляется вдруг \ «в каком-то новом, угрожающим и совсем незнакомом виде \».

Жизненные обстоятельства привели героя к черте, за которой закон нравственный перестает быть действующим. Драму своей семьи он воспринимает как отражение ужасной реальности. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческое. Это город \ «уличных девушек \», \ «трактирных завсегдатаев \», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика и тупика. В романе много уличных сцен. Вот с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И слышны крики другой женщины: \ «К черту допилася, к черту … вдавиться тоже хотела, с веревки сняли. \» Вот один из сумеречных эпизодов. Получив от Елены Ивановне деньги, Раскольников направляется в трактир, который содержится в каком-то подвале. Противная еда, духота \ «и все это до того пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным \». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого нищетой и пьянством: \ «А если не к кому, если пойти больше некуда? \» Тут же звучит его история о Соне.

Читая письмо матери, Раскольников воскликнул: \ «… вечная Соня, пока мир стоит! \» Судьба Дуни и Сони становятся для него равнозначными. Но если Дуня была родной сестрой, которой Родион просто не мог раскрыть свое сердце, то Соня с ее всепрощением была настоящим источником жизненной энергии, которой так не хватало Раскольникову. Он видел в своем преступлении возможность доказать самому себе, что он чего-то стоит.

Новый толчок к размышлению — встреча на К-м бульваре с презренным девушкой. Образ господина с \ «розовыми губами и усами \», что нацелился на полупьяные девушку, сливается в воображении Раскольникова с образом Свидригайлова, который оскорбил Дуню.

Последний решающий толчок к совершению преступления — подслушанный Раскольниковым разговор, из которого он узнает, что ростовщица завтра в семь часов останется одна, без сестры. Сам герой удивлен: зачем он возвращался на Сенна площадь. Теперь все элементы образовали картину будущего преступления. Все решилось бы само собой, против воли героя, подчеркивает Достоевский: \ «Он вошел к себе, будто приговорен к смертной казни. Ни о чем не думал и не способен был думать; всем своим существом он чувствовал, что у него больше нет ни свободы рассудка, ни воли и что все вокруг решен окончательно \ «.

Таким образом герой переосмысливает преступление и возникает тема бунта — бунта против существующей несправедливости, которая освящена традицию и имеет форму закона. Это бунт ради себя, ради \ «власти \» над людьми, закономерно розришився кровавым преступлением. \ «Теория \» совсем не нова, только почему-то Раскольников наткнулся на непредвиденное препятствие — неспокойную совесть самого убийцы.



Просмотров