Какой может быть позиция автора

Творчески изучая ту или иную тему, поднимая волнующие его вопросы, наполняя произведение определенным идейным содержанием, писатель выражает собственную точку зрения на определенные вопросы, свое отношение к теме, к жизненным ценностям и взглядам героев или, как принято говорить в литературоведении, авторскую позицию . В принципе, все, чем наполняется произведение - от выбора имен героев до особенностей композиции - является проявлением авторской позиции. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты авторской позиции и некоторые способы ее выражения.

  • назвав Базарова Евгением , Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески "благородный", и низкое происхождение Базарова лишь подчеркивает особый внутренний смысл слова "благородство";
  • посмотрите, сколько желчной авторской иронии и личностной неприязни в портрете Петра Петровича Лужина, созданном Достоевским: "(…) в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название "жениха", (…) Петр Петрович усиленно поспешил принарядиться и прикраситься в ожидании невесты (…) Всё платье было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа, об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. (…) В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. (…) Темные бакенбарды приятно осеняли его (лицо) с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. (…) Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.";
  • речь так же выступает не только средством характеристики героя, но и способом выражения авторского отношения к нему: канцелярская речь Лужина вызывает у автора, а вслед за ним и у читателя отвращение; полуграмотная и истерично-агрессивная речь Аннушки-Чумы ничего, кроме желания автора заткнуть уши, вызвать не может; трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского, комментируя реплики героини, он словно защищает ее и т.д.

Через тропы автор также может выразить свое отношение к явлению, так как тропы являются образными средствами характеристики изображаемого; яркая роль здесь у эпитетов и сравнений, метафор и метонимий; сравните: "двухслойные" или "двухэтажные" глаза капитана Тальберга (М.Булгаков) и "ясные черные" глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое" , "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);

Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир", пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.

Авторская позиция может косвенно проявиться в композиции произведения. Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], который будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Вернитесь к уже выполненному вами заданию 3 этой Работы и заданию 7 Работы №2. Тургеневское несогласие с утилитарной точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека - как на работника в ней, проявляется через редкие, но мастерские пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.

При выполнении заданий по теме "Содержание литературного произведения: Авторская позиция" обратите внимание на контактное изложение.

Перед Вами поставлена цель: научиться понимать критический (учебный, научный) текст и грамотно, точно излагать его содержание; научиться использовать аналитический язык при изложении подобного текста.

Вы должны научиться решать следующие задачи:

  • выделять главную мысль всего текста, определять его тему;
  • выделять суть отдельных высказываний автора и их логическую связь;
  • передавать авторские мысли не как "свои", а через посредство косвенной речи ("Автор полагает, что…");
  • расширять свой словарный запас понятий и терминов.

Исходный текст: Всем творчеством своим Пушкин, конечно, бунтарь. Он, безусловно, понимает правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского. Он, конечно же, был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе со своими друзьями и единомышленниками. (Г.Волков)

Вариант выполненного задания: По твердому убеждению критика, в своем творчестве Пушкин - бунтарь. Ученый полагает, что Пушкин, понимая правоту Пугачева, Стеньки Разина, Дубровского, обязательно был бы, если б смог, 14 декабря на Сенатской площади вместе с единомышленниками.

На рубеже 19 и 20 вв. литературное творчество стало оцениваться не только с точки зрения его художественной, эстетической значимости, но явилось предметом особого интереса для психологии, философии и лингвистики. Прежде всего стоит обратиться к самому понятию «автор». В учебнике В.Е. Хализева «Теория литературы» дается следующее определение: «Слово «автор» (от лат.auctor - субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И, наконец, в-третьих, это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность, их осмысливает и оценивает, а также демонстрирует свою творческую энергию. Всем этим он проявляет себя в качестве субъекта художественной действительности». (64; 68-69).

Какова мера отчуждения произведения от его творца? Понятно, что с одной стороны, автор и произведение предельно близки, так как последнее есть выразитель жизненного опыта творца. С этой точки зрения, любое произведение уникально и несет всегда новый смысл: «…Каждый текст (как высказывание) является чем-то индивидуальным, единственным и неповторимым, и в этом весь смысл его (замысел, ради чего он создан). Это то в нем, что имеет отношение к истине, правде, добру, красоте, истории» (9, с.126). Есть и другая сторона этого вопроса. Многие критики сравнивают автора с родителем, а произведение с его детищем. Но подобное сравнение теряет под собой основы, но законченное произведение моментально включается в объективный, общечеловеческий поток культуры. Будучи завершенным, произведение начинает жить в сфере восприятия, а не в сфере творения, причем логика этой жизни может оказаться совершенно неожиданной для автора.

Автор дает о себе знать прежде всего как носитель того или иного представления о бытии и его феноменах. И это определяет принципиальную значимость в составе искусства его идейно-смысловой стороны, - того, что на протяжении XIX - XXвв. нередко именуют «идеей». «Художественная идея (концепция автора), присутствующая в произведениях, включает в себя как направленную интерпретацию и оценку автором определенных жизненных явлений, так и воплощение философического взгляда на мир в его целостности, которое сопряжено с духовным самораскрытием автора» (64, с. 72).

В большинстве словарей и справочников определение понятия «авторская позиция» практически отсутствует. На наш взгляд, термин обозначает «художественно целенаправленную соотнесенность всех «ведущих» героев и всех так называемых «второстепенных» действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а так же о типах человека - в связи с различиями рас, национальностей, сословий, профессий, темпераментов, характеров, социальных ролей, психологических установок и идеологических позиций» (54, с.36).

Отображение творца в своем произведении определяется как «образ автора». Понятие это было впервые использовано как термин В.Виноградовым, сделавшим его впоследствии категориальным центром своей «науки о языке художественной прозы». В.Виноградов утверждал, что лик писателя «сквозит в художественном произведении всегда» и что «весь вопрос в том, как этот образ писателя реконструировать на основании его произведений» (15, с.311). Интерес лингвиста был направлен на индивидуализированное, личностно-конкретное бытие языка, то есть на изучение языка писателя и произведения. Личность автора, таким образом, обозначается В. Виноградовым как «языковое сознание», «индивидуальный стиль» и, наконец, «образ автора». Произведение для В. Виноградова - это «произносимый автором монолог», образ автора - это образ субъекта речи, та стилистическая окраска, которая позволяет связать «произносимое» с конкретным писателем.

Итак, первый этап существования категории «образ автора» связан с именем В. Виноградова. Другая фигура, стоящая у истоков разработки проблемы авторства, - М. Бахтин, взгляды которого отличны от концепции В. Виноградова. Но прежде чем перейти к сопоставлению двух точек зрения, остановимся на вопросе бытия произведения в разных измерениях, что и предопределяет различие подходов и исследований.

Произведение живет во времени повествования. Но практически с самого начала восприятия читательское сознание отрешается от словесного материала, отдельных слов и выражений, и созерцает художественный мир с образами героев, со смыслом, вложенным в него автором, в его целостности. Мир этот обладает собственным временем и пространством.

На наш взгляд, рассмотрение произведения в двух данных аспектах для исследования авторского образа в нем весьма важно. Если речь идет об анализе произведения во времени повествования, то есть о повествовательной поэтике, принципы выделения образа автора не так сложны. Произведение - это художественная речь, она должна иметь своего субъекта. Определенная личность реализует себя в повествовании, точнее, повествовательном стиле. Таким образом, теория В. Виноградова применяется однозначно.

М. Бахтин же пытается выделить образ автора из произведения как эстетической целостности. Для него проблема «своего» и «чужого» есть проблема установления диалектического равновесия этих двух начал. Такое равновесие М. Бахтин усматривает в идее диалога автора и героя, писателя и действительности, писателя и читателя. Ему свойственно умалять авторское начало в произведении. Мы считаем что, автор является творцом произведения; но язык, формы высказывания, человеческие типы, приемы, принципы мировидения он черпает из бесконечного многообразия окружающей его действительности. Если помнить о подобной включенности человека в поток культуры, что игнорирует, сообразуясь с собственными целями В. Виноградов, то проблема авторского и чужого приобретает иное звучание, усложняется.

М. Бахтин исследует само словосочетание «образ автора». Раз авторское начало определено как «образ», то оно принадлежит тому же уровню, что и образы героев. Но совершенно ясно, - полагает М. Бахтин, - что автор представлен в произведении принципиально по-другому, чем герой. Понятие «образ», «герой» связаны эстетическим завершением извне, со стороны автора; сам себя автор завершить не может: «Ведь совпадение автора и героя есть contradictio in adjecto», - пишет М. Бахтин (9, с. 132). Автор не может явиться в произведении как образ человека с определенной внешностью и оформленной душевной организацией. «Автор не может и не должен определиться для нас как лицо…», - и причина состоит в том, что «всякий образ - нечто всегда созданное, а не создающее» (9, с.179). Хотя М.Бахтин и допускает возможность «по окончании художественного созерцания собирания некой активности в отдельное лицо, некий лик автора» (9, с. 132), все же ему чуждо понятие образа автора произведения.

Одним из важнейших выводов для исследователей проблемы присутствия автора в произведении может служить следующее суждение В. Виноградова: «В композиции целого произведения динамически развертывающееся содержание, во множестве образов отражающее многообразие действительности, раскрывается в смене и чередовании разных функционально- речевых стилей, разных форм и типов речи, в своей совокупности создающих целостный и единый «образ автора». Именно в своеобразии речевой структуры «образ автора» глубже и ярче выражается стилистическое единство целого произведения» (15, с. 296).

Несмотря на то, что вопрос о природе «образа автора» решался лингвистами и литературоведами на протяжении всей истории возникновения и развития этого термина неоднозначно (см. выше), проблема функции автора не вызывает таких разногласий: «Образ автора - это организующая сила произведения, объединяющее в единое целое его отдельные части, пронизывающая его единым сознанием, единым мировоззрением, единым мироощущением» (33, с. 15).

Ни одно слово художественного текста не следует соотносить непосредственно с личностью писателя. В литературных произведениях высказываются либо альтернативные автору фигуры (персонажи), либо его заместители -- знаки авторского присутствия в тексте (повествователи, рассказчики, хроникеры, лирические субъекты). И те и другие в конечном счете обладают статусом литературных героев. Даже в самой интимной автобиографической лирике автор -- не тот, кто говорит, а тот, кто этого говорящего слышит, понимает, оценивает как «другого».

Не следует отождествлять авторскую позицию с логическими, ясно и однозначно сформулированными суждениями. Даже если в произведении есть рассуждения писателя о каких-либо проблемах или прямые идейно-эмоциональные оценки персонажей и событий, позиция автора всегда шире подобных суждений и оценок.

Оценки, которые писатель дает различным фактам жизни, людям, философским и моральным принципам, даже общественным системам, - это, прежде всего, оценки в образной форме.

Иногда сами писатели настаивают, что для них важен даже «ритм» произведения - его нарушение разрушает авторский смысл. Словом, авторская позиция проявляется во всех основных сторонах литературного произведения.

Авторская позиция может быть выражена либо прямо, открыто, недвусмысленно, в прямой оценочной форме, либо косвенно, когда автор старается избегать прямых суждений и оценок. Некоторые писатели используют для выражения своего отношения к людям и событиям героев-резонеров, то есть таких героев, которые близки авторам, выражают их мысли или их представления о человеке, даже если облик таких людей противоречит их же собственным высказываниям (33, с.39).

Особенно сложно анализировать авторскую позицию в произведениях тех писателей, которые избегают прямых авторских оценок. Они как бы «растворяются» в повествовании, стремясь к максимальной объективности. На первый взгляд, такой писатель, как И.С. Тургенев, предоставляет читателю самому оценивать происходящее, самому определять свои симпатии или антипатии. Но и в «объективных» произведениях, разумеется, выражена авторская позиция. Ее в какой-то мере проясняют элементы формы этих произведений: сюжет, композиция, художественная речь.

Нередко отношение автора к героям, событиям, каким-то сторонам жизни остается непроясненным, завуалированным. Избегая прямых оценок (положительных или отрицательных), писатель стремится показать сложность, неоднозначность изображаемого. Он может обращаться к жизненному опыту читателя, не предрешая читательского отношения к героям и событиям. Чаще всего в одном и том же произведении мы находим и утверждение, и отрицание, и непроясненность или даже подчеркнутое безразличие писателя к каким-то сторонам жизни.

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следова­тельно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония - употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония - это осужде­ние под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкива­ются от различных высказываний своих реальных или возможных оппо­нентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,- завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту са­мую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожа­лению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бе­редить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими зем­ляками? Всё ушло навсегда - хорошее и плохое, - плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле - как говорил Хикмет - ра­ботают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что...

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к на­шей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрубле­ны, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юр­кой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядо­витого дерева. (По В. Белову)

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявля­ется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути пред­ставляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

жанр репортаж редакционный политика

Для большинства журналистов главный фактор в работе - это объективность. Несмотря на это, разные исследователи журналистики по-разному определяют понятие «объективность». Например, М. Н. Ким определяет объективность как «строгое следование фактам» Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М. Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001, Д. Мэррилл - как «освещение, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений» Дэннис Э., Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. - Москва: Вагриус, 1997, а Сиберт, Шрамм и Питерсон, так называемые исследователи-классики массовых коммуникаций, определяли «объективность» как «точное освещение фактов и событии? в форме беспристрастного описания» Сиберт С. Четыре теории прессы / С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. - Москва: Вагриус, 1998, а исследователь-лингвист Г. А. Копнина определяет её как «достоверное отражение реальности» Копнина Г.А. Речевое манипулирование / Г. А. Копнина. - Москва: Флинта, 2008. В то же время, существует мнение, что ни один журналист не знает правды, именно поэтому ни один материал не может точно отражать действительность, а журналистская индивидуальность присутствует в материале даже вопреки желанию журналиста быть объективным: «Они [журналисты], например, решают, какие части материала сократить, а какие нет, принимают решение о том, на чём заострить внимание, а что сгладить, какие цитаты использовать, а какие нет, что перефразировать, а где использовать прямую речь» Дэннис Э., Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррилл. - Москва: Вагриус, 1997.

Кроме того, журналист так или иначе пропускает материал через себя: он создаёт его на основе своих «фоновых знаний». Влияют на восприятие действительности журналистом и образование, и круг общения, и система ценностей и прочее. Поэтому журналист изначально не может быть на 100% объективен, как и, в принципе, любой другой человек.

Авторская позиция журналиста состоит из личных убеждений, системы ценностей и мировоззрения. Позиция может быть выражена в журналистском тексте явно или скрыто, но она в любом случае будет присутствовать в материале.

Исследователь Т. А. Туркова среди явных проявлений авторской позиции в журналистском тексте называет Туркова Т.А. Способы выражения авторской позиции журналиста в контексте объективности / Т.А.Туркова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - №1. агитацию, антиагитацию, использование эмоционально-окрашенной лексики и разговорной лексики, а также использование оценочных глаголов и глаголов, которые выражают отношение говорящего.

Агитация и антиагитация нередко присутствуют в одной статье.

Эмоционально окрашенные слова крайне красноречиво говорят об авторском отношении к описываемому предмету, а также влияют на формирование читательского мнения.

То же относится и к словам разговорного стиля (сленг, жаргонизмы, окказионализмы) - по ним, опять же, очень легко понять авторскую позицию.

При частом использовании оценочных глаголов несложно определить, что именно выражает автор.

Конечно, скрытое выражение авторской позиции встречается намного чаще явного - если автор открыто заявит о своей позиции, его можно будет обвинить в необъективности, а у аудитории создастся ощущение насилия - автор пытается не помочь разобраться читателю в том или ином вопросе, а просто навязать своё мнение и сформировать у читателя определённый взгляд на событие.

Слова-индикаторы - это такие слова в тексте, которые формируют у читателя определённую установку на понимание и интерпретацию текста в определённом ключе.

Авторский домысел - это информация, которая не является фактической, автор добавляет её от себя: «домысел выражает не то, что никогда не может иметь место в реальности, а то, что автор добавляет от себя и что не присутствует в фактической информации. Журналист может проинформировать аудиторию о возможных обстоятельствах, реакции сторон, мыслях, комментариях и т.д.» (18).

Подбором фактов называется информация, которая построена так, что читатель сам сделает нужный журналисту вывод. Например, журналист может утаить негативные факты и создать позитивный материал о событии, или же, наоборот, рассказывать только о негативных фактах. «Журналист подбирает только факты, формирующие положительное отношение читателей или слушателей и доказывающие справедливость идеи или правоту лица, либо, напротив, исключительно факты, которые вызовут неприязнь аудитории. Перед автором стоит выбор: какую информацию дать в номер или эфир, а какую оставить «за кадром». Очевидно, что выбор делается на основе личной оценки исходя из личностных убеждении? и отношения к рассматриваемым фактам, либо под влиянием «заказчика». В последнем случае субъективность уже становится умышленной» Рощин С.К. Психология и журналистика / С. К. Рощин. - Москва: Наука, 1989.

Приём апелляции к публике заключается в том, что информация преподносится так, что у читателя создаётся впечатление, что общество, или хотя бы определённая его группа, разделяет взгляды автора. И журналист в тексте привлекает читателя на сторону этой группы.

На выражение журналистом авторской позиции влияют некоторые внешние факторы. Исследователь Н. Ш. Белоусова называет таковыми исторические предпосылки развития российской журналистики, политические факторы (власть и ограничение ей свободы слова), редакционная политика издания, экономический фактор Белоусова Н.Ш. Внешние факторы, влияющие на выражение авторской позиции журналистом. / Н. Г. Тарасова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 35..

Исторический фактор предполагает, что поведение российских журналистов в некоторой мере обусловлено исторически сложившимися особенностями русского менталитета, на который повлияло крепостное право, татаро-монгольское иго. В результате - «синдром выученной беспомощности», «фактор вынужденного почитания хозяев», «вынужденная необходимость борьбы» Ольшанский Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. СПб: Питер, 2001. Синдром выученной беспомощности - «особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя» http://www.psychologos.ru/articles/view/vyuchennaya_bespomoschnost. При проявлении этого синдрома наблюдается потеря мотивации, пассивность, обусловленная внутренней установкой, что изменить ничего не получится. Так как сегодня СМИ подвергаются ограничениям, этот синдром можно назвать перманентным «спутником» журналиста. В таких условиях остаётся либо работать пассивно, подавляя и свою личность, в том числе, либо работать с риском для жизни. Другой момент - «традиционно сакральный характер власти в России» Криницкая, Г. С. Проблема взаимосвязи профессиональных ценностей журналистики и смены исторических парадигм. Журналистика в поисках моделей развития. Вып. II / ред. Н. В. Жилякова, П. П. Каминский. - Томск: Учебно-эксперимент. изд-во ФЖ ТГУ, 2010, который вызывает у журналистики либо безусловное ей подчинение, либо полное её отрицание. При этом «подчинённые» СМИ приближаются к власти и транслируют через себя то, что диктуется властью, другие же средства массовой информации отстраняются, практически изолируются.

Политический фактор - это давление на журналиста, оказываемое властными структурами. В контексте происходящего с журналистами, у представителей профессии появляется страх за свою жизнь, который выражается в написании «спокойных» текстов, никого не критикующих, или же наоборот, текстов восхваляющих, которые обеспечивают журналисту ещё и некоторые материальные блага. В результате происходит замалчивание реальной позиции журналиста и обман читателя: он не может увидеть настоящую позицию представителя СМИ.

Редакционная и информационная политика издания - ещё один фактор, влияющий на выражение авторской позиции журналиста. Каждый работающий в редакции журналист осознаёт политику издания, в котором работает, традиции и правила редакции. И если журналист решит противостоять каким-то установленным нормам, долго в редакции он не проработает: тексты с иными, чем у редакции, взглядами в печать допускать никто не станет, и журналисту попросту нечего будет делать в этом издании. Стоит отметить, что на сегодняшний день рынок СМИ переполнен, и конфликт внутренних ценностей журналиста и реакционной политики издания можно исчерпать просто выбрав издание, взгляды на информационную политику у которого будут близки к взглядам журналиста.

Следующий фактор, экономический, заключается в том, что журналисты часто закрывают глаза на то, что и как пишут, только ради финансовой стороны дела - если журналист будет критиковать спонсора издания, то денег он, конечно же, не получит. Поэтому спонсора остаётся только хвалить, даже если он этого не особенно и заслуживает.

После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию.

«1. Четко, прямо, непосредственно:

    в названии текста;

    в отдельных предложениях текста;

    через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

    риторические вопросы;

    риторические восклицания;

    порядок слов;

    лексические повторы;

    оценочную лексику;

    модальные слова и частицы;

    ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.» 8

В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся.

В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

    Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!» 9

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

    имена исторических деятелей,

    названия событий,

    даты,

    цитаты,

    различные исторические факты,

    положения официальных документов,

    народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,

    примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.



Просмотров