Какие категории граждан рф подлежат воинскому. Категории граждан подлежащих и не подлежащих воинскому учету. Воинская обязанность призывников
Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными комиссариатами.
Цели и задачи воинского учета
Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях и организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (ДСП, 21 июня 1999 г.).
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан пребывающих в запасе, (т.е. требований вышеперечисленных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в этом отношении предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно - процессуальный кодексом Российской Федерации.
Как уже было сказано выше, под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и «Положением о воинском учете» исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, организации и их должностные лица. Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности.
Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в организации издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливаетсяконкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.
Число работников по воинскому учету и бронированию ГПЗ определяется исходя из следующих норм:
При наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан - один освобожденный работник;
От 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника;
От 4000 до 7000 граждан - 3 освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан - еще по одному освобожденному работнику.
Расходы, связанные с ведением воинского учета производятся за счет средств организаций.
Воинский учет в организации должен осуществляться постоянно и охватывать все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Цели и задачи воинского учета:
Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
Определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
Проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, Воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.
Воинскому учету подлежат:
Граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
Граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной Службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:
Граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.
На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:
а) связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;
б) оптические и звукометрические средства измерения и метеорология - мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;
в) картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба - фотограммегристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;
г) вычислительная техника - мастера, механики, операторы;
д) полиграфия - граверы, цинкографы, мастера и наладчики полиграфических машин;
е) медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал;
ж) радиомеханика - кинорадиомеханики.
Граждане, состоящие на воинском учете, подразделяются на три разряда. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет;
остальные - до достижения 45 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.
Граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельно возраста снимаются с воинского учета с 1 января следующего года. В личных карточках граждан достигших предельного возраста пребывания в запасе делается отметка «снят с воинского учета по возрасту».
Цели и задачи воинского учета.
Основной целью является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основные задачи:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Воинскому учету подлежат:
I. граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
II. граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имею
щие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:
1) проходившие военную службу в вооруженных силах Российской Федерации и других воинских формированиях, министерствах и ведомствах, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.
2) получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям: связь; оптические и звукометрические средства измерения и метеорология; картография, топогеодезия, фотограмметрия и аэрофотослужба; вычислительная техника; полиграфия; радиомеханика, в том числе медицинский профиль - врачи всех специальностей, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Пребывание граждан в запасе зависит от разряда и воинского звания:
Приложение № 1
Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:
Составы запаса (воинские звания) | Возраст граждан, пребывающих в запасе | ||
Первый разряд | Второй разряд | Третий разряд | |
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы | до 35 лет | до 45 лет | до 50 лет |
Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант | до 45 лет | до 50 лет | до 55 лет |
Старшие офицеры майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга | до 50 лет | до 55 лет | до 60 лет |
полковник, капитан 1 ранга | до 55 лет | до 60 лет | |
Высшие офицеры: генерал-майор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии, Маршал Российской Федерации | до 60 лет | до 65 лет |
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду:
Имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет,
Остальные - до достижения 45 лет.
Граждане, пребывающие в запасе, и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.
Не подлежат воинскому учету граждане:
1. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
2. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
3. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
4. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
5. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
В целом, воинский учет подразделяется на общий и специальный.
В организациях здравоохранения:
- на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;
- на специальном воинском учете
состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и
на военное время.
Воинский учет ведется по личной карточке работника. Эта карточка представляет собой унифицированную форму № Т-2 (ВУР). Она разработана на основании ф. Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06.04.01 г. № 26, раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету.
Основные документы воинского учета, на основании которых заполняются соответствующие разделы личной карточки работника это военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;
Граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, указан в приложении 5 № 2. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (приложение 5 № 3).
Не подлежат воинскому учету граждане:
Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
Отбывающие наказание в виде лишения свободы;
Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
В организациях здравоохранения:
- на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время;
- на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются соответствующие разделы личной карточки работника являются: военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения - это осуществление этими организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе. Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Основной задачей бронирования ГПЗ является: закрепление на период мобилизации и в военное время за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, органами, специальными формированиями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Функции организаций здравоохранения Российской Федерации:
1. Ведут учет работающих (учащихся) ГПЗ;
2. Оформляют и представляют в военные комиссариаты по месту нахождения организаций документы, необходимые для предоставления отсрочки от призыва на военную службу забронированным ГПЗ;
3. Выдают в установленном порядке ГПЗ, забронированным за организациями, документы об отсрочке от призыва на военную службу;
4. Направляют в вышестоящие органы по подчиненности, в особых случаях, ходатайства о предоставлении гражданам, пребывающим в запасе, персональных отсрочек от призыва на военную службу, а также обоснованные предложения об изменениях и дополнениях, которые целесообразно внести в перечни должностей и профессий,
5. Представляют в установленном порядке необходимую информацию и отчетность о проводимой работе по бронированию ГПЗ;
6. Проводят анализ обеспеченности на военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и готовят предложения по этому вопросу.
Для ведения работы по бронирования ГПЗ в организациях здравоохранения должны быть следующие данные:
Общее количество работающих граждан;
Количество забронированных ГПЗ остающихся для работы в период мобилизации и на военное время;
Количество ГПЗ имеющих мобилизационные предписания и подлежащие призыву по мобилизации.
Данная работа учреждений здравоохранения осуществляется совместно с военными комиссариатами.
Военкоматы в свою очередь:
1. Осуществляют контроль правильности бронирования ГПЗ в организациях,
2. Обеспечивают организации бланками документов, необходимыми для оформления отсрочки от призыва на военную службу, ведут контроль правильности их расходования;
3. Оформляют в соответствии с перечнями должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ и постановлениями Комиссии отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время;
Основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время являются:
1 . Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (в системе здравоохранения - № 29, № 24, «Территориальный перечень»);
2 . Постановления Комиссии, которые устанавливают условия и порядок бронирования ГПЗ;
3 . Постановления Комиссии о предоставлении персональной отсрочки отдельным ГПЗ.
Предоставленная отсрочка от призыва ГПЗ может и аннулироваться. Это возможно в следующих случаях:
1. Наличия решения об этом Комиссии;
2. Перемещения гражданина, пребывающего в запасе, на должность, по которой отсрочка от призыва по перечню должностей и профессий не предоставляется;
3. Перемещения гражданина пребывающего в запасе, имеющего персональную отсрочку от призыва, на другую должность;
4. Изменения военно-учетных признаков (военно-учетной специальности, воинского звания, возраста, состава или профиля), в результате которых ГПЗ теряют право на отсрочку;
5. Исключения гражданина, пребывающего в запасе, с воинского учета по болезни или при достижении предельного возраста пребывания в запасе;
6. Увольнения гражданина, пребывающего в запасе, из организации, в которой была предоставлена отсрочка от призыва;
7. Отчисления студентов, слушателей, курсантов и аспирантов из образовательного учреждения профессионального образования, в котором была предоставлена отсрочка от призыва;
8. Выезда забронированного гражданина, пребывающего в запасе, за границу на срок свыше трех месяцев;
9. Ликвидация организации.
В каждой организации разрабатываются и ведутся следующие документы:
1. Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе» (приложение 5 № 1);
2. План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение 5 № 8);
3. План оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации (приложение 5 № 9);
4. План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время (приложение 5 № 10);
5. План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 11)
6. Список уполномоченных по вручению удостоверений об отсрочке от призыва (форма № 4) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 12);
7. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 13);
8. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (форма № 4) уполномоченным для вручения забронированным гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 14);
9. Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (форма № 4) забронированным гражданам при выезде их на срок свыше трех месяцев (приложение 5 № 15);
10. Книга учета бланков специального воинского учета (приложение 5 № 16);
11. Книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (приложение 5 № 17);
12. Книга учета воинских документов (военных билетов) - приложение 5 № 18;
13. Картотека учета наличия личных карточек формы № Т - 2 граждан пребывающих в запасе и граждан, подлежащих призыву (приложение 5 № 19);
14. Личная карточка по форме № Т - 2 (приложение 5 № 5);
15. Карточка учета организации (приложение 5 № 20);
16. Вариант приказа о порядке оформления и выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (приложение 5 № 21);
17. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан пребывающих в запасе (приложение 5 № 22);
18. Расписка о принятии военного билета (приложением 5 № 23);
19. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами;
20. Памятка уполномоченному по вручению забронированным гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации в военное время (приложение 5 № 24);
21. Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих исключению с воинского учета (приложение 5 № 4);
22. Дело по переписке по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
23. Другие документы в соответствии с требованиями военных комиссариатов.
Все организации обязаны ежегодно представлять отчеты (форма № 6), (приложение 5 № 25) о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Отчет (форма № 6) и доклад к нему представляются четко по ведомственной принадлежности. Сроки представления отчетов по воинскому учету и бронированию граждан пребывающих в запасе представлены в приложении 5 № 26. Состав и сроки отчетности могут ежегодно уточняться постановлениями, распоряжениями МВК, указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Отчет по форме № 6 и анализ составляется и проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года и являются основными ежегодными документами о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.
Руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации отчет по форме № 6 с анализом обеспеченности трудовыми ресурсами, выводами и предложениями представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Руководители организаций подведомственных соответствующим федеральным службам и агентствам - по ведомственной подчиненности. Федеральные службы и агентства - в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.
Действующее законодательство подразделяет всех граждан РФ на подлежащих и не подлежащих призыву на военную службу. Для определения круга граждан, подлежащих призыву, законодатель ввёл ряд критериев, изложенных в ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Первое требование – к гражданству. Призыву на военную службу подлежат только граждане РФ.
Второе требование – к полу. Только лица мужского пола подлежат призыву.
Третье требование предъявляется к возрасту граждан. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет . Любые мероприятия, связанные с призывом (перечень мероприятий – см. ниже), в отношении лиц, не достигших 18 лет или достигших 27, незаконны, их результаты ничтожны .
Четвёртое требование предъявлено к нахождению граждан на воинском учёте. Призыву подлежат только граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте . Таким образом, из числа граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежат призыву те, кто:
- не освобождён от исполнения воинской обязанности (в отечественном законодательстве, правда, не сказано, кто именно и по каким основаниям освобождается от исполнения воинской обязанности);
- не проходит военную службу или альтернативную гражданскую службу (далее по тексту – АГС);
- не отбывает наказание в виде лишения свободы;
- не проживает постоянно за пределами РФ (гражданин, выезжающий за пределы РФ на срок более 6 месяцев, обязан сняться с воинского учёта);
- не пребывает в запасе Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ в качестве офицера.
Такой перечень граждан, не подлежащих воинскому учёту, дан в п. 15 Положения о воинском учёте.
Пятое требование – гражданин подлежит призыву только в том случае, если не пребывает в запасе . Запас формируется, в частности, из граждан, не прошедших военную службу в связи с успешным завершением обучения по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования и в связи с освобождением от призыва .
Освобождаются от призыва граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (категории годности «Д» и «В» соответственно),
б) проходящие или прошедшие военную службу или альтернативную гражданскую службу,
в) прошедшие военную службу в другом государстве,
г) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень,
д) являющиеся сыновьями или родными братьями военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов,
е) являющиеся сыновьями или родными братьями граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Замечу, что три последние категории граждан, согласно формулировке закона, не освобождаются от призыва, а имеют право на освобождение. Это означает, что призыв этих граждан на военную службу может осуществляться в случае их отказа от реализации права на освобождение от призыва.
Существовавшее до 1 января 2005 года требование п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе об освидетельствовании граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе (категория годности «В») и зачисленных в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста, вселял панику в ряды данной категории граждан. Притом, что действовавшее ранее законодательство не позволяло призвать гражданина на военную службу в случае изменения категории годности (изменение категории годности не меняло его статуса – он продолжал являться гражданином, зачисленным в запас, и не имеющим воинского звания офицера, - то есть не относился к категории граждан, подлежащих призыву). Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе» от 31 декабря 2004 года № 886 с 1 января 2005 года отменён сам институт освидетельствования граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста.
Если гражданин по указанным выше критериям относится к гражданам, подлежащим призыву на военную службу, то это ещё не означает, что в отношении него можно вынести решение о призыве. Среди граждан, «подлежащих призыву на военную службу», законодательство выделяет категорию граждан, которые «не подлежат призыву на военную службу » . Это граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
в) в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Не призываются из числа граждан, подлежащих призыву, также граждане, которым предоставлена отсрочка . Об этих гражданах подробнее – в разделах, посвящённых отсрочкам от призыва.
Зачисление в запас по достижении 27-летнего возраста. Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», могут быть призваны на военную службу только лица, не достигшие 27 лет. По достижении этого возраста, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 52 того же закона, гражданин подлежит зачислению в запас. Зачисление производится в том числе и в отношении тех, кто не был призван на военную службу «по каким-либо другим причинам». Под этими причинами понимается и уклонение от призыва на военную службу с некоторого времени до 27-летия, и неявка на мероприятия, связанные с призывом, не квалифицирующаяся как уклонение. Решение о зачислении в запас принимается призывной комиссией после проведения медицинского освидетельствования. Неявка в течение призывного возраста на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, может расцениваться либо как административное, либо как уголовное правонарушение. В первом случае к ответственности призывник будет привлечён уполномоченным должностным лицом военного комиссариата по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 21.5. КоАП РФ («Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту»). Санкция, предусмотренная этой статьёй, - предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей. Во втором случае (уголовная ответственность) призывная комиссия или военный комиссариат обратятся к руководителю следственного органа Следственного комитета РФ с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту обнаружения в действиях призывника признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ (уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы). Предельная санкция этой статьи уголовного закона - лишение свободы на срок до двух лет. При этом велика вероятность того, что, если в личном деле призывника не окажется корешков повесток с распиской призывника, то в возбуждении уголовного дела будет отказано (следователь может сослаться на п. 1 ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому на призывника возложена обязанность являться именно по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, а в силу п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уклоняющимся от призыва на военную службу признаётся гражданин, помимо всего прочего не являющийся по повесткам военного комиссариата). После проведения освидетельствования призывной комиссией будет вынесено решение о зачислении в запас, и на основании этого решения гражданин получит военный билет.
Из судебной практики. Решением Невского федерального районного суда Санкт-Петербурга от 28 августа 2006 года по гражданскому делу № 2-4167/2006 было признано незаконным решение призывной комиссии Невского района о призыве Андрея М. на военную службу. Судом было установлено, что заявитель достигал 18-летнего возраста 7 июня 2006 года, а решение призывной комиссии о его призыве состоялось до достижения 18-летия, 3 мая 2006 года.
Вероятно, у разработчиков закона были трудности с русским языком или логическим мышлением
Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:
- Федеральный закон «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).
А в 2017 году появился еще один важный документ — по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.
Какие сотрудники подлежат воинскому учету?
Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ ).
В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы ( Положения).
Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов ( Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.
Правонарушение |
Административные санкции |
---|---|
Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет» |
|
Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет» |
Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц |
Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» |
Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц |
Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» |
Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц |