Какие бывают способы изложения правовых норм? Способы изложения материала в документе

Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения. Наиболее точным по объему передаваемого значения представляется термин «функционально-смысловые типы речи» (в дальнейшем ФСТР).

ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация, как известно, бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания; концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания; методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации; эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана; инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информация характеризует прежде всего тексты научные; фактологическая и эстетическая - тексты художественные; методическая - тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности - познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации - фактологическую, оценочно-эмоциональную. Эмпирический и теоретический уровни познания отражаются на общей специфике текстов. Они могут быть, прежде всего, констатирующего (или представляющего) типа и типа аргументирующего. Каждый из этих типов в тексте реализуется в разных формах речи или способах изложения (или ФСТР). Тексты констатирующего типа имеют ФСТР описание, повествование (характеристика-описание, сообщение-повествование). Тексты аргументирующего типа - ФСТР рассуждение (определение-объяснение, умозаключение-рассуждение). Это наиболее традиционная классификация ФСТР, в которой выделяется в основном три вида - описание, повествование, рассуждение.

Тексты онстатирующего типа раскрывают признаки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах (описание); отражают динамику событий, процессов (повествование). Тексты аргументирующего типа представляют информацию в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение).

текст реализует определенную коммуникативную интенцию (намерение, задачу):

1) сообщить, констатировать (описание);

2) рассказать, изобразить (повествование);

3) сравнить, резюмировать, обобщить (определение, объяснение);

4) обосновать, доказать, опровергнуть, разоблачить (аргументация, рассуждение);

5) побудить, просить, приказать (инструктаж).

Соотношение функционально-смысловых типов речи

Мыслительные формы

Тип текстовой формы

Позиция говорящего (пишущего)

восприятие в пространстве

описание

ориентация на расположение предмета коммуникации в пространстве

восприятие во времени

повествование

ориентация на расположение предмета коммуникации во времени

понимание

объяснение

ориентация на образование представлений

суждение

аргументация, рассуждение

ориентация на отношения между понятиями и представлениями

планирование

инструктирование

ориентация на осуществление действий

Описание - это перечисление признаков, свойств предмета; повествование - это рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение - это исследование предмета или явления, раскрытие их внутренних признаков, доказательство определенных положений; инструктирование- это рекомендации к действиям.

Описания предназначены для характеристики признаков объекта: это могут быть характеристики явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, экспериментов, деталей машин и др.

Повествование дает представление о развитии событий, их последовательности. Этот вид текста акцентирует внимание на активных действиях, процессах, порядке протекания действий. Глаголы здесь, в отличие от глаголов в описании, всегда акциональны, они в полном объеме передают свойственные им лексические значения. Текст передает активную смену событий, поэтапную смену явлений.

Рассуждение. Наряду с текстами констатирующего или представляющего типа распространены тексты аргументирующие с функционально-смысловым типом речи рассуждения. Такой способ изложения реализует коммуникативные установки иного плана: доказательства, объяснения, определения, сообщения выводного характера.

В ФСТР аргументирующих содержание часто используются вводно-модальные слова; условно-временные, уступительные и причинно-следственные связи; отношения противопоставления и сопоставления. Характерна модель оформления фрагмента текста: тезис - доказательство (аргументация) - вывод (заключение, обобщение). Часто такая модель реализуется в рамках классического абзаца. Собственно рассуждение может быть представлено как эксплицитно, с лексическими сигналами причинно-следственной и др. связи, так и имплицитно, когда эти связи обнаруживаются на логико-смысловом уровне.

Информацию по любому учебному элементу преподаватель может изложить различными способами: догматическим, объяснительным, частично-поисковым и проблемным.

Догматический способ изложения информации состоит в том, что преподаватель рассматривает предмет, процесс, явление только с фактической стороны, сообщает готовые, не требующие глубокой интеллектуальной переработки учащимся сведения без объяснений и доказательств, т. е. использует ступень абстракции – описательную.

Широкое распространение этого способа объясняется малыми затратами аудиторного времени и легкостью подготовки преподавателя к занятиям.

Однако этот способ имеет и существенные недостатки. Деятельность учащегося сводится лишь к запоминанию, иногда бессознательному заучиванию, к буквальному воспроизведению. Этот способ не способствует развитию мышления, не стимулирует развития творческих способностей учащегося. Внимание учащихся на занятиях при этом способе не активизируется, а вследствие этого их дисциплина на занятиях низка.

Объяснительный способ характерен изложением информации о предметах, процессах, явлениях с обязательным объяснением их причин, свойств, с обоснованием целесообразности принятого устройства, строгой логической систематизацией и последовательностью, обеспечивающими глубокое понимание изучаемых учебных элементов. Этот способ основан на качественной и количественной ступенях абстракции. Усвоение становится осознанным и может привести учащихся к реконструктивному воспроизведению.

Для современных требований этот способ все-таки недостаточно активизирует мыслительную деятельность учащихся. Он не обеспечивает нужной подготовки к творческой деятельности. Внимание и активность учащихся на занятиях, а следовательно, и учебная дисциплина, конечно, выше, чем при догматическом способе. Однако от преподавателя и учащихся требуются постоянные волевые усилия, чтобы поддерживать внимание.

Догматический и объяснительный способы относятся к так называемому сообщающему обучению.

Проблемный способ предусматривает последовательное применение следующих этапов изложения информации:

1. Постановка проблемы.

2. Раскрытие внутренних противоречий, возникающих при ее решении.

3. Формулирование сомнительных, но правдоподобных предположений (гипотез), их обсуждение, изложение теоретических соображений и приведение результатов экспериментов, обосновывающих их несправедливость или несостоятельность.

4. Формулировка правильной (соответствующей нынешнему взгляду науки на данный вопрос) гипотезы, показ ее достоверности с помощью теоретических обоснований и экспериментов.

Все указанные этапы осуществляет преподаватель. Учащийся следит за диалектикой и последовательностью поиска, становится и определенной степени его соучастником. Благодаря этому знания оказываются глубоко осознанными, они прочно усваиваются. Их легко преобразовать в убеждения. Эмоциональность изложения, обычно сопутствующая этому способу, повышает интерес к занятиям, поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, без всяких дополнительных воздействий. Такое изложение способствует развитию мышления, творческих наклонностей, исследовательских побуждений.

Существенными недостатками этого способа следует считать большую затрату времени и значительные трудности, возникающие у преподавателя при поиске необходимых информационных материалов.

Частично-поисковый (эвристический) способ изложения информации предполагает руководимую преподавателем деятельность учащихся, направленную на самостоятельное добывание знаний, на открытие субъективно новой для них информации, объективно известной преподавателю и детально им отработанной.

Здесь можно указать следующие этапы:

1. Постановка проблемы и введение: преподаватель сообщает начальную информацию, необходимую для организации умственного поиска, и знакомит с проблемной ситуацией, которую предстоит решать.

2. Далее следуют логические ходы, каждый из которых начинается вопросом преподавателя, предусматривает ответы учащихся и заканчивается совместной – совершаемой учащимися и преподавателем – корректировкой правильности ответов. При необходимости вопрос предваряется или сопровождается пояснением, частным введением. Если учащиеся затрудняются ответить на какой-то вопрос и наводящие вопросы преподавателя тоже не приближают их к решению, преподаватель вынужден сам давать ответ.

При анализе статей законов или других нормативно-правовых актов, как отмечалось выше, не всегда обнаруживаются все три элемента правовой нормы.

Так, в Конституции обычно содержатся только гипотеза и диспозиция, а санкция отсутствует.

В большинстве статей УК РФ, как видно из примера, излагаются в полном объеме диспозиция и санкция, а гипотеза формулируется только в общем виде в Общей части УК.

Фактически элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Поэтому принято различать следующие основные способы изложения правовых норм.

Прямой способ изложения - в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы. При этом логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта.

Отсылочный способ изложения - при такой форме в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, а имеется отсылка к другим статьям этого же нормативно-правового акта. Например, в пункте 2 статьи 7 ГК РФ сказано: «Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пп. 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта». В данном случае диспозиция излагается в статье 2 ГК, где указываются отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Бланкетный способ изложения - в этом случае нет прямой отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта. Для уяснения нормы необходимо обратиться к другому нормативноправовому акту (например, санкции УК за нарушение правил вождения, которые излагаются в другом нормативно-правовом акте - Правилах дорожного движения).

Отличие бланкетного способа изложения от отсылочного заключается в том, что при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы выявить недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона - форма его изложения. 2.3.

Способы изложения норм права.

Правильное понимание структуры нормы права предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта :

Одной статье содержится одна норма права;

Одной статье содержится несколько норм права;

Одна норма права расположена в нескольких статьях.

Способ изложения норм права имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного правового акта͵ относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении нормы права, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права.

Норма права далеко не во всœех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта. Анализ такого соотношения показывает, что здесь возможны и в действительности существуют различные варианты.

1. Одни из них состоит по сути в том, что при подготовке, а затем принятии и издании нормативного правового акта законодатель излагает структуру нормы права таким образом, что всœе ее составные части – гипотеза, диспозиция и санкция – полностью совпадают со структурой статьи или даже всœего нормативного правового акта. Этот способ изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов в юридической литературе называют прямым способом .

Вместе с этим, в действующем законодательстве России (и других стран) полное совпадение структуры нормы права и статьи имеют место далеко не всœегда. При этом возможны самые различные комбинации. К примеру, в одной статье нормативного правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье должна быть только одна или две составные части нормы или норм.

2. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распространенотсылочный способ изложения правового материала (так как имеется отсылка к другой статье). При котором одни составные части нормы права формулируются в полном объёме, другие же – лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье, а содержат отсылку к другой или к другим родственным статьям.

3. Отсылочный способ изложения нормы права следует отличать от бланкетного. Особенность последнего состоит по сути в том, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Бланкетный способ предполагает получение сведений об остальных элементах нормы права в других нормативных правовых актах.

15.4. Классификация норм права .

Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет: четко определять место каждого вида норм права в системе действующего в государстве права; лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов и др.

Все нормы права подразделяются на:

- Отправные (исходные, первичные, учредительные) – определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы; закрепляют правовые категории и понятия. Οʜᴎ в свою очередь делятся на:

1. Нормы-начала – конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства.

2. Нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

3. Определительно-установочные – предписания, определяющие цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия.

4. Нормы-дефиниции – предписания, содержащие определœение правовых понятий и категорий

5. Коллизионные нормы – предписания, принимаемые с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

- Нормы-правила поведения – нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. В свою очередь они классифицируются на:

1. В связи с делœением отраслей права на отрасли материального праваи отрасли процессуального права выделяются:

а) Нормы материального права - ϶ᴛᴏ нормы первичной правовой регуляции общественных отношений. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

б) Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав.

2. В зависимостиот их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданской: уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права .

3. В зависимостиот характера содержащихся в них предписаний .

а) Под запрещающими нормами при этом имеются в виду нормы, содержащие запрет совершать те или иные противоправные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны, прежде всœего, для уголовного права и административного права, значительная часть положений которых определяет запрещенные деяния (соответственно - преступления и административные проступки). Но запрещающие нормы есть и в других отраслях права. Так, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает (не допускает) приобретать права и обязанности под именем другого лица.

б) К обязывающим нормам относятся нормы, предписывающие субъекту права обязанность совершать определœенные правомерные действия. Так, согласно ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ, банк обязан осуществлять контроль за доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф.

в)Управомочивающие нормы содержит положение, предоставляющее субъекту права определœенное правомочие (возможность совершить определœенное юридически значимое действие). Так, п. 1 ст. 502 ГК РФ содержит управомочивающее положение, согласно которому покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, в случае если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар на другой аналогичный товар, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

4. Учитывая зависимость отвремени действия нормы права:

а)на нормы постоянного действия , или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке);

б) нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

5. По месту действия нормы права:

а)нормы, распространяющиеся на всю территорию страны ,

б)нормы, действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всœей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определœенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

6. По кругу лиц, на которые распространяется действие норм права:

а)общие нормы охватывают собой всœех лиц, проживающих на данной территории.

б)специальные нормы распространяют свое действие лишь на определœенную категорию субъектов права, к примеру на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

7. По методу правового регулирования нормы права:

а) диспозитивные нормы , такой согласно п. 4 ст. 491 ГК РФ, является норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны могут своим соглашением исключить применение такой нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

б) Положения императивной нормы категорически обязательно для сторон, и последние не вправе изменять их (см. ст. 422 ГК РФ).

8. По функциям:

а) регулятивные;

б) охранительные.

9. По юридической силе:

а) нормы законов

б) нормы подзаконных актов

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии делœения правовых норм. При этом следует иметь в виду, что при всœей ценности подобных классификаций не одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, исходя из решения определœенных теоретических и практических задач, должна быть отнесена к нескольким различным видам правовых норм.

Способы изложения норм права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы изложения норм права." 2017, 2018.

  • - Вопрос 1. Понятие, структура и способы изложения норм права

    Тема 7: Нормы права Отрасли российского права Вопрос 2. Предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования. 1. Это те общественные отноше­ния, которые регулируются правом, т.е. – правоотношения. 2. Особенности правоот­ношений:... .


  • - Структура и способы изложения норм права

    Средства юридической техники В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются: 1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль... .


  • - Способы изложения норм права в тексте нормативного правового акта.

    Классификация норм-предписаний (непосредственно содержаться права и обязанности). Классификация исходных норм. Содержание норм права. Понятие и признаки нормы права. Структура норм права. Виды норм права. Способы изложения норм права в... .


  • - Вопрос 3. Способы изложения норм права

  • -

    Как известно, норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовых актов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статья не всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядом... .


    -
    -

    Норма права – это содержащаяся в нпа, общеобязательные, структурно организованные. Государственно властные веления субъектов правотворчества, регулирующие общественные отношения. Соотношение нормы права и статьи нпа: 1. В одной статье содержится одна норма права; 2. В... .


    -

    Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует искать в других статьях или в ином нормативно – правовом акте. Норма права – это правило поведения,... .


    -

    Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы... .


    Введение

    Искусство писать журналист постигает на протяжении всего своего творческого пути, изучая образцы этого искусства, штудируя теорию, претворяя замыслы в тексты выступлений. Значительное место в деятельности каждого журналиста занимает работа с материалами, написанными другими авторами, т. е. работа редакторская Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2009. - 432 с..

    Работая над содержанием и формой произведения, редактор анализирует не только организацию текста как целого, но и рассматривает каждый такой фрагмент в отдельности. Редактора должно интересовать, какие смысловые элементы и в какой последовательности представлены, каковы их взаимосвязи, насколько это обосновано смыслом и целью текста. Иными словами, редактор оценивает способ изложения, или функционально - смысловой тип речи, - определенную последовательность смысловых элементов, обусловленную содержанием материала и задачей автора Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 653 с..

    Задача контрольной работы - помочь осмыслить последовательность наиболее полного развития мысли по поводу какого-либо аспекта содержания текста.

    Классификация способов изложения и видов текста

    Способ изложения (функционально-смысловой тип речи) - формируется последовательностью элементов смысловой структуры речи в ходе ее порождения и является конструктивной основой текста. Выбор способа изложения определяется целью автора, характером смысловой информации и той действительностью, которая служит предметом речи. Воплощаясь в структурные единицы текста, функционально-смысловые типы речи представляют виды текста .

    Вид текста - структурная единица текста, которую характеризуют смысловая целостность, организация по определенной схеме, графическая оформленность. Виды текста принято подразделять по способу изложения на изобразительные (констатирующие) - повествование, информационное сообщение, описание, информационное описание , логизированные (аргументирующие) - рассуждение, умозаключение и обобщающие - определение и объяснение понятий .

    Современная лингвистическая классификация текстов, характеризуя принципы их построения, дополняет схему, выделяя инструктивные тексты , ориентированные на осуществление действия (побуждение к действию, приказ, призыв, просьба, инструкция ).

    Система видов текстов, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующей таблицей:

    Виды текстов по способу изложения

    Первая строка схемы представляет виды текстов, характерные для публицистических и аналитических жанров, вторая - для жанров информационных, форма которых подчиняется требованиям стереотипа.

    Целевая установка создателя текста формирует преобладающий способ изложения и не исключает создания так называемых смешанных текстов , в которых сочетаются различные способы изложения. Новые возможности техники и технологии воспроизведения текста активизировали создание креолизованных (смешанных ) текстов , в которых сочетаются слово и изображение - вербальные и невербальные (изобразительные) средства передачи информации (рисунок, фото, таблица, схема, график, чертеж, диаграмма ) Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации / К.М. Накорякова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 200 с..

    Повествование, его виды и признаки Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 653 с.

    Повествование - это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования представляется как относительно законченный, необходимо влекущий последующее.

    Рассмотрим пример:

    Это был акт детской мести. 1886 году некий московский сорвиголова 10-12 лет от роду, сын дворника, служившего в доме купца Клишина, получил за какую-то шалость взбучку от хозяина, оскорбился и решил отомстить . На болотистом берегу речки Пресни он наловил с десяток ужей . Добычу свою в мешке принес в купеческие хоромы и спрятал в кладовке, чтобы потом незаметно выпустить в гостиную или спальню. Но пронырливые твари уползли из мешка.

    Рандеву змеюки с хозяйкой дома состоялось в коридоре. Мощное купеческое «Караул! Спасите!» услышал дворник (тот самый, папаша юного змеелова) и, решив, что дело серьезное, принялся свистеть в свисток, призывая на помощь полицию.

    Прибывший на место происшествия будочник разобрался во всем быстро: нашел мешок в кладовке, поймал одну змеюку, другую…без особого труда вычислил виновника переполоха (судя по всему, отрок долго после этого не мог сидеть), мешок с тварями отнес в участок , чтобы следующим утром выпустить несчастных куда-нибудь в подмосковный лес. А пока положил его в шкаф в участке, отправился нести службу и забыл про подопечных.

    После этого участковый пристав (начальник будочника), заглянув в шкаф, заинтересовался содержимым явно «не местного» мешка. Какой же мощи были выражения, разносившиеся по всему участку! В результате решительных действий разгневанного пристава «таких-растаких змеюк » вышвырнули на ближайший пустырь, а забывчивого будочника подвергли взысканию .

    Перед вами типичный повествовательный текст. Курсивом выделены основные моменты, составляющие его смысловую основу, - узлы повествования . Каждый из них представляет относительно законченный смысловой и временной эпизод, а каждый такой эпизод обусловливает появление следующего. Мальчик получил взбучку - оскорбился - решил отомстить - наловил ужей - спрятал в мешке в кладовке - но твари уползли из мешка - состоялось рандеву хозяйки со змеюкой - дворник услышал испуганный крик и позвал свисток на помощь будочника…. Распложены узлы повествования в соответствии с реальным ходом событий - в хронологической последовательности. Это композиционный принцип систематизации узлов повествования. Существенный элемент повествования - его ритм (в данном случае краткость, динамизм), который создается и за счет отбора узлов повествования, называющих в каждом фрагменте основное для него действие, и за счет того, что опускаются подробности, которые читатель может восстановить, исходя из собственного жизненного опыта. Например, не оформляется как самостоятельный узел повествования подробность о том, что купчиха при встрече с ужом закричала, что горе-змеелова здорово наказали. Наконец, немаловажная особенность повествования - авторская интонация, в данном случае насмешливая, которая может меняться на протяжении текста.

    Композиционно в этом рассказе можно выделить зачин (первая и вторая фразы, в которых в самом общем виде называется и характеризуется тема), концовку (последняя фраза, итог событий) и несколько подтем, связанных с появлением новых действующих лиц: в первом эпизоде это мальчик с ужами, во втором - испуганная купчиха и дворник, в третьем - будочник, в четвертом - участковый пристав. Переходы к подтемам графически оформлены абзацами.

    Синтаксической опорой повествовательного текста служат формы глаголов совершенного вида прошедшего времени, которые передают значение завершенного действия, результата. Между собой предложения синтаксически и логически равноправны и соединены сочинительной связью или бессоюзной, но передающие те же сочинительные смысловые отношения.

    Приведенный пример - это так называемое эпическое повествование. Автор, наблюдавший ситуацию со стороны, ведет обобщенный рассказ о ней как о событии случившемся. Все необходимые подробности либо упоминаются в тексте, либо легко восстанавливаются из него.

    Помимо эпического выделяется сценическое повествование, суть которого в том, чтобы через образную, часто не передаваемую текстом, но непосредственно наблюдаемую деталь (внешность, манера говорить, интонация, костюм) охарактеризовать событие. Лежит в основе всех драматических произведений и характерно для текстов, рассчитанных прежде всего на произнесение. Оно закономерно тогда, когда событие осмысляется образно. Так, о возрасте, характере, внешности Хлестакова в самом тексте комедии «Ревизор» Гоголь не говорит ничего. Но в примечаниях для актеров писатель сообщает, что ему 23 года, что он «несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове», это и дают понять актеры своей игрой. К сценическому можно отнести и такое повествование, в котором движение передается чередованием деталей, наглядных образных картинок:

    Скорее. Хватаюсь за ручку. Рву вверх. Чуть не вскрикиваю. Хруст пальцев. Резь в кисти. Ручка ни с места. Бросаюсь вправо к узкой створке. Это форточка.

    Ручка поворачивается. Мелькнуло: не пролезу. Боком просовываю ноги, сажусь на карниз. Свежий ветер бьет в лицо.

    Во всем остальном сценическое повествование строится так же, как и эпическое.

    Виды повествования Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации / К.М. Накорякова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 200 с.

    Историческое повествование - традиционная форма рассказа о событиях прошлого, представляющая читателю их последовательность и подробности.

    Воспоминания журналиста, очевидца событий октября 1917 года:

    …Накануне этого замечательного дня члены Временного правительства и прибывшие во дворец лидеры партий, поддерживавших правительство, ушли из него поздно ночью, были малоречивы и имели озабоченный вид. Нам, журналистам, мало удалось добиться от них насчет предпринимаемых правительством мери насчет сил, на которые оно рассчитывает в борьбе с восстанием.

    Когда я утром 25-го октября к Зимнему дворцу, на улицах было уже расклеено воззвание Военно-революционного комитета о низложении Временного правительства и о переходе власти в руки Военно-революционного комитета до создания советского правительства.

    Во дворце еще никого не было…

    События 24-25 октября 1917 года описаны многими авторами, но немногословные наблюдения журналиста, профессионально отмечающего подробности, помогают читателю восстановить картину происходившего. Для редактора всегда важен принцип отбора узлов исторического повествования, обоснованность их последовательности, фактическая точность и разработка каждого узла, органичность включения в рассказ о событиях авторского комментария, который проясняет суть событий, уточняя для читателя значение исторических фактов.

    Биографическое повествование сочетает в себе обычно несколько повествовательных планов. Оно объединяет факты биографии героя, факты действительности, служащие для них фоном, и оценку этих фактов автором жизнеописания.

    Стив Фоссет помимо своего крепко сколоченного капитала, известен как человек, совершивший 116 рекордов в воздухе и на воде, большинство из которых так никто и не побил. Он переплывал Ла-Манш, участвовал в бегах на собачьих упряжках, совершил первый беспосадочный полет вокруг Земли на самолете Virgin AtlanticGlobalFlyer и на том же самолете, но уже год спустя, побил все рекорды на дальность полета, преодолев более 41 тысячи километров за 76 часов. Не говоря уже о том, что в 2002 году все тот же Фоссет первым и единственным в мире совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре.

    Анализируя последовательность и соразмерность частей биографического повествования, разработку отдельных его узлов, редактор должен следить, чтобы автор не поменял рассказ о жизни героя рассазом о себе, освободить изложение от ненужных подробностей, взыскательно оценить точность и достоверность фактического материала, приемы разработки отдельных эпизодов.

    Публицистическое повествование реализует две функции речи - информационную и воздействующую. Форма проявления авторского Я диктуется условиями конкретного жанра, но всегда определяет общую тональность публицистического повествования. Его автор не только сообщает факты, но и оценивает их, стремится воздействовать на читателя, используя выразительные средства языка - словарь, синтаксические конструкции устной и книжной речи, разнообразные риторические приемы.

    «…В общем, следовало бы сказать, что в «Истории одного города» господствует время историческое. В «Истории» есть даты, есть точная соотнесенность событий истории города Глупова с историей России, указывается, при каком монархе действовал тот или иной из глуповских градоначальников. Однако Салтыков-Щедрин все время дает понять, что вся эта историческая сторона его повествования не настоящая, бутафорская, чисто условная. Как в настоящем балаганном действии актер должен время от времени напоминать о себе, подчеркивая условность зрелища, высовывая язык публике или показывая ей кукиш, разрушая тем самым иллюзию, так и в «Истории одного города» есть стремление время от времени разрушить иллюзию исторического времени, напомнить читателю, что перед ним не история, а современность», - писал, характеризуя приемы публицистического повествования, Д.С. Лихачев.

    Повествование в событийной информации. Публикации о недавно свершившихся событиях передают их стремительную смену. Для них характерна информационная насыщенность, динамика, лаконизм, нарушение последовательности в накоплении информации, пропуск узлов повествования, неожиданность новых сведений, что создает напряженный ритм фразы. Номинативные формы в сочетании с глаголами несовершенного вида в настоящем времени подчеркивают стремительность событий.

    Окраина подмосковного города. «Жигули» пятой модели на скорости подъезжают к воротам элитного поселка. В ту же секунду из машин выбегают двое мужчин. Один держит в руках небольшую металлическую лестницу, другой - несколько пустых спортивных сумок. Еще пара мгновений - и неожиданные гости с завидной ловкостью, преодолев каменное препятствие, уже оказываются по ту сторону забора. Не обращая внимания на лай собаки, взламывая замок (хозяев дома, как и предполагали, не оказалось) и «чистят» объект.

    Проверка точности указаний времени и места событий, точности фактов, знание источника сведений, взыскательная оценка их достоверности, владение стереотипами построения необходимы редактору при подготовке текста событийной информации.



    Просмотров