Как заполнить уведомление о контролируемых сделках. Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках. Уведомление о контролируемых сделках: структура документа
Налоговый кодекс Российской Федерации обязывает все организации, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов отчитаться перед налоговой службой о заключении контролируемых сделок. Для этого представители бизнеса должны подать в ИФНС специальное уведомление.
По своей сути, контролируемые сделки представляют собой договора связанных между собой лиц или же сделки, которые приравнены законодательством к таковым.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Примером могут служить договора, которые приносят прибыль более 60 миллионов. К этому условию присовокупляют еще два — территорией регистрации всех партнеров должна быть Россия и один из участников платит налог на прибыль, а второй — нет.
Главные положения
Требуемые данные и отсылки к закону
Отношениями, которые возникают в процессе заключения контролируемых сделок занимается Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно статье 105.16 к подобным договорам относятся те, которые заключаются между взаимосвязанными лицами. Статья 105.14 в пункте 1 дополняет основной список операций.
В главе 14.1 НК РФ размещены признаки наличия взаимосвязи между лицами, которые заключают сделку. По ним можно определить будет ли договор контролируемым.
Основными критериями являются:
- Если сделка за год принесла доход, который превышает сумму в 60 миллионов.
- В случае освобождении одного участника сделки от уплаты налога, рассчитанного на прибыль. Даже если была предоставлена возможность расчета по нулевой ставке. При этом вторая сторона договора не имеет подобных привилегий.
- Если осуществлялась внешняя торговля — контрагенты должны быть резидентами России, либо иметь регистрацию в пределах Российской Федерации.
Согласно законодательству, налогоплательщик, который заключил хотя бы одну подобную сделку, должен отчитаться об этом перед налоговой службой.
Для этого оформляется специальная форма уведомления о контролируемых сделках. Унифицированный образец данного документа можно найти в приказе ФНС РФ за №ММВ-7-13/524.
В 2019 году заполнение данной формы предполагает предоставление налоговой инспекции большого количества сведений о сделке. Поэтому следует подготовиться к составлению формы. То, какие данные будут отражены в документе, зависит от вида договора и его особенностей.
Обычно пример заполнения содержит информацию такого характера:
- аренда или бесплатное получение в пользование имущества;
- сделки, которые подразумевают использование своих и приобретенных ценных бумаг;
- соглашения, которые касаются строительства;
- операции с агентами;
- кредиты и займы;
- возможные операции по покрытию ущерба из-за неисполнения обязательств по договору.
Существует и тип доходов, которые нельзя отнести к контролируемым и их не нужно вносить в уведомление.
Выделяют такие:
- полученные вследствие проведения переоценки стоимости валюты;
- изменения в плане обязательств;
- повышение цены на драгоценные металлы и ценные бумаги;
- доход по дивидендам, сделкам долевого характера, из резервных фондов.
Форма уведомления о контролируемых сделках:
Какие объекты охватывает договор
Вносимые в уведомление данные зависят и от того, какой вид сделки был заключен.
Выделяют четыре основных:
Аренда имущества |
|
Ценные бумаги |
|
Агентские договора |
|
Отдельные условия касаются сделок, которые были заключены через договор получения займа или кредита. Сюда нужно будет внести данные о типе и предмете сделки, месте совершения, вписать код ОКЕИ, цены без учета налога на добавленную стоимость, конечную цену без НДС и дату заключения договора. |
Утвержденный порядок для формы уведомления о контролируемых сделках
Документ уведомления делится на такие части:
Уведомление с учетом данной структуры следует подавать для каждой из сделок, или для определенной группы договоров.
Обзор однотипной схемы
Согласно с письмом ФНС от 30 августа 2012 года, следует предоставлять подробную информацию о всех операциях, совершенных в рамках контролируемых сделок. Но в случае с крупным бизнесом, подобных данных может быть очень много.
Поэтому существует возможность объединять однотипные договора в рамках законодательства — Налогового кодекса РФ пункта 5 статьи 105.7. Однако в этом документе критерии сформулированы неточно. Так что между версией налогоплательщика и ФНС могут возникнуть разногласия в плане понимания смысла этой части закона.
Для более удобного использования объединения однотипных сделок, следует опираться на письмо Минфина от 16 августа 2013 года №03-01-18/33520. В нем регулятор указывает, что необходимо соединять только те соглашения, которые одинаковы с точки зрения рентабельности. Данный критерий более подробно описан в статье 105.8 НК РФ. Так, согласно данному закону, при продаже овощей и фруктов рентабельность будет одинаковой.
Если группа сделок сформирована, то законодательство позволяет не вносить в уведомление такие данные:
- стоимость одной единицы продукта;
- количество товара, включенного в поставку;
- место, в котором была заключена сделка и был погружен товар.
Однако обязательно следует указать названия групп, полученный доход и по какому методу была образована цена на товар или услугу.
Стоит учитывать, что нельзя объединить сделки с одним и тем же поставщиком, которые были заключены под разные договора. при этом не играет роли однотипность или идентичность товара или услуги. Это связано с тем, что в разделе 1Б есть строки 060 и 065. В них необходимо разместить данные о дате и номере соглашения.
Исходя из всех условий, которые выдвигает Минфин к однотипности сделок, такими могут считаться группы товаров с идентичной и одним договором.
Образец заполнения уведомления о контролируемых сделках:
Важно иметь ввиду
Структура оформления
ФНС РФ была установлена форма уведомления.
В структуру документа входят:
- 2 листа с указанием данных о том, кто платит налог;
- разделы 1А и 1Б, в которые вносят информацию о том, какие контролируемые сделки были заключены;
- раздел 2 и 3 — отвечает за данные по контрагентам налогоплательщика.
Для быстрого и правильного заполнения документов следует использовать программу 1С. Она позволяет внести необходимую информацию в отдельные колонки, на основе которых составляется форма 3.0 уведомления о контролируемых сделках. После этого можно распечатать форму, дать на подпись руководству и передать в налоговую службу.
Есть возможность отправить данные в ФНС и через электронную почту. Для этого у компании должна быть квалифицированная электронная подпись и специальная программа, которая позволяет передавать данный файл через интернет.
Шаблон документа можно бесплатно скачать в формате Excel и заполнить соответствующими данными.
Правила и сроки сдачи
Оформить и подать уведомление о контролируемых сделках следует после того, как закончился отчетный период. Согласно законодательству, предоставить документ в ФНС нужно по месту регистрации предприятия и уложиться в срок — до 20 мая года, который следует за отчетным.
Передать бумагу в налоговую инспекцию можно несколькими способами:
Налоговый кодекс в этом случае дает налогоплательщику полную свободу действий — все зависит от его предпочтений и возможностей.
Пошаговая инструкция наблюдений
Всего существует пять шагов, которые позволят структурировать ту работу, которую необходимо проделать в процессе оформления уведомления о контролируемых сделках:
Шаг 1 — поиск контрагентов по сделкам с доходом более 60 миллионов | Для признания сделки контролируемой, доход по ней должен превышать данную сумму. При этом следует вычесть из него НДС и акцизы. Изначально берутся доходы обеих сторон и суммируются. Контролируемыми будут признаны и те договора, которые проведены через посредников. |
Шаг 2 — взаимозависимые контрагенты | Примером зависимости являются дочерняя компания и ее учредитель, директор и его компания, супруги. В разделе 1А указывается, в следствие чего была установлена зависимость — кодекса, по решению суда или компании. |
Шаг 3 — каким образом устроена система налогообложения партнера | Если он освобожден от налога — сделка будет признана контролируемой. Если не предоставил данную информацию, следует подать запрос и сохранить его копию. |
Шаг 4 — партнеры по сделкам без лимитов | Контролируемыми могут быть признаны соглашения, которые касаются нефти, черных и цветных металлов, драгоценных камней и металлов. При этом сумма сделки не будет иметь значения. |
Шаг 5 — оформляем само уведомление | В статье 105.14 НК РФ указаны условия, по которым следует несколько раз проверить всех контрагентов. Это обезопасит компанию от возможных штрафов и судебных разбирательств. |
Уведомление о контролируемых сделках — документ, имеющий довольно сложную структуру. Его заполнение характеризуется рядом нюансов, заслуживающих внимания. Изучим их более детально.
Кто должен подавать уведомление о контролируемых правоотношениях
Уведомление о контролируемых сделках обязаны сдавать в ФНС:
- Взаимозависимые субъекты, подписывающие соглашения, что подлежат контролю со стороны налоговой службы на основании положений ст. 105.1, 105.14 НК РФ и корреспондирующих с ними норм права.
- Лица, приравненные к взаимозависимым по п. 1 ст. 105.14 НК РФ и заключающие соглашения, которые подлежат контролю со стороны ФНС.
Сдается уведомление о контролируемых сделках фирмой до 20 мая года, идущего за тем, в котором были подписаны сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При непредоставлении документа в отношении фирмы может быть санкционирован штраф на сумму в 5000 рублей (ст. 129.4 НК РФ).
Документ сдается по форме, введенной в действие приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.
Изучим особенности работы с ним.
Уведомление о контролируемых правоотношениях: структура и пример (образец) заполнения документа
Уведомление о контролируемых сделках — документ, представленный:
- титульным листом;
- листом, в котором приводятся данные о стороне сделки, имеющей статус физлица;
- разделом 1А (в нем указываются сведения о правоотношении или о блоке однородных правоотношений);
- разделом 1Б (в нем приводятся сведения о предмете правоотношений);
- разделом 2 (в нем указываются данные о контрагентах, работающих как юрлица);
- разделом 3 (в нем отражаются сведения о партнерах в статусе физлиц).
Загрузить образец уведомления о контролируемых правоотношениях вы можете на нашем сайте — по ссылке .
Критерии однородности, по которым правоотношения могут быть сгруппированы в уведомлении о контролируемых сделках, устанавливаются с учетом норм ст. 105.8 НК РФ, а также мнений контролирующих органов (далее в статье мы рассмотрим подробнее данные критерии).
Как правило, наибольшей сложностью характеризуется внесение данных в разделы 1А, 1Б, 2 и 3 формы. Изучим, какими нюансами характеризуется работа с ними.
Инструкция по заполнению уведомления: части 1А и 1Б
При работе с рассматриваемой частью уведомления о контролируемых сделках нужно иметь в виду, что:
- Оформляется столько частей 1А, сколько фирмой было заключено проверяемых ФНС сделок (или групп однообразных правоотношений).
- Применение кодов, которые отражаются в документе, осуществляется в соответствии с перечнями, приведенными в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.
Общее количество частей 1Б в документе должно в общем случае соответствовать количеству оформленных частей 1А. То есть по каждому правоотношению (группе однотипных правоотношений), зафиксированному в предыдущем разделе, расписываются сведения в части 1Б:
- о содержании поставок в рамках контролируемых сделок;
- о договорах, на основании которых осуществлялись поставки;
- о стоимости поставок (без НДС);
- о датах заключения сделок.
Если в частях 1А и 1Б отражаются данные о группах однотипных правоотношений (в этом случае в графе 1 подраздела II части 1А проставляется код 1), то в уведомлении о контролируемых сделках фиксируется общая стоимость поставок по всем правоотношениям (в графе 1 подраздела III части 1А и графе 140 части 1Б).
Однако если поставки по сгруппированным правоотношениям осуществлены по разным договорам, заполняется столько частей 1Б, сколько заключено договоров (далее в статье мы изучим данный нюанс подробнее).
Не знаете свои права?
Порядок заполнения уведомления: разделы 2 и 3
Рассматриваемые разделы различаются фактически только по 1 признаку: в разделе 2 фиксируются сведения о партнерах фирмы в статусе юрлиц, а в разделе 3 — физлиц (в том числе ИП). Если проверяемая ФНС сделка подписана только с юрлицом, то раздел 3 не оформляется и не предоставляется в ФНС, если только с физлицом — не оформляется раздел 2.
При заполнении того или иного раздела следует иметь в виду, что показатель, указываемый в графе 015 («Порядковый номер участника») (она есть в обоих разделах), должен быть тем же, что отражается в графе 050 раздела 1Б. Его значение участник контролируемого правоотношения определяет сам (например, исходя из очередности подписанных «контролируемых» договоров)
По схожему принципу соотносятся показатели в графе 010, которая есть в разделах 2 и 3 и в графе 010 раздела 1А. Здесь речь идет об определении порядкового номера договора, который также может устанавливаться исходя из очередности подписания конкретного договора.
Как определить количество разделов 2 или 3
Количество уникальных экземпляров разделов 2 или 3 рассматриваемого документа в общем сценарии должно быть равным числу разделов 1Б (при том, что их не может быть меньше, чем разделов 1А).
При этом основными критериями установления количества всех типов разделов следует считать:
- количество отдельных «контролируемых» договоров;
- количество групп однородных сделок (по разным контрактам);
- количество отдельных сделок по одному договору.
Факт заключения договора или группы договоров по однотипным правоотношениям отражается в разделе 1А, соответствующего договора или отдельного договора в рамках группы — в разделе 1Б (соответственно, и в части 2 или 3 в количестве, равном числу разделов 1Б).
Изучим подробнее принципы фиксации в уведомлении о контролируемых сделкахинформации об однообразных правоотношениях.
Как отражаются однообразные сделки в уведомлении
Есть 2 базовых критерия объединения контролируемых правоотношений по их однотипности (п. 2 ст. 105.7 НК РФ):
- их предмет — поставка схожих товаров;
- сопоставимость финансовых условий сделок.
Под сопоставимостью характеризующих сделки финансовых параметров следует понимать, прежде всего, рентабельность операций по товарам, которые поставляются в рамках контролируемых сделок (письмо Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33520). Например, перепродажа плодоовощной продукции — бизнес, который может иметь среднюю рентабельность порядка 15-20%, а перепродажа садового инвентаря — 5-10%. В этом случае поставки овощей по разным договорам могут фиксироваться в уведомлении о контролируемых сделках как одна отдельная группа правоотношений, а поставки инвентаря — как другая.
При заполнении разделов следует иметь в виду, что:
- несмотря на несколько договоров, заполняется только 1 лист раздела 1А;
- число разделов 1Б будет соответствовать числу контрактов (сведения о каждом из них указываются в графах 060 и 065).
Если каждая поставка по группе однотипных сделок будет осуществляться при неизменности показателей, фиксируемых в графах 030-110, а также 130 в разделе 1Б, то возможно заполнение только 1 листа раздела 1Б при суммировании показателей.
А если хотя бы один показатель в указанных графах раздела 1Б изменится, то заполняется столько экземпляров данного раздела, сколько было поставок по группе сделок (п. 5.20 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524).
Несколько правоотношений по одному договору: как заполнить уведомление
Не исключены ситуации, при которых даже по 1 договору может потребоваться заполнение нескольких групп разделов уведомления о контролируемых сделках (письмо ФНС России от 27.05.2013 № ОА-4-13/9492).
Это может быть обусловлено тем, что:
- один договор между субъектами контролируемых отношений может включать несколько сделок;
- соответствующие сделки могут быть неоднородными (по поставке разных товаров с несопоставимой рентабельностью или поставке товаров и сопутствующему оказанию услуг).
Например, в договоре на поставку овощей вполне могут фигурировать 2 правоотношения:
- купля-продажа овощей;
- доставка овощей транспортом от поставщика.
В этом случае уведомление о контролируемых сделках будет состоять из двух разделов 1А и 1Б и двух разделов 2 или 3.
Уведомления о контролируемых сделках сдают в ФНС взаимозависимые бизнесы и приравненные к ним лица. Данный документ состоит из разделов, отражающих сведения о самих правоотношениях и партнерах фирмы в статусе физлиц и юрлиц.
Представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее - уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 - сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?
2. Требуется ли заполнять разд. 2 уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?
3. Форма уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?
4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?
5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в строках 065 и 150 в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки (строка 150 разд. 1Б) по договору займа (некредитные организации)?
6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?
Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы разд. 1А и 1Б?
Если да, то какие показатели указывать в строках 130 и 140 с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?
7. Какой код ОКВЭД следует указать по строке 045 разд. 1Б - исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код ОКВЭД, соответствующий организации - стороне сделки? Можно ли не заполнять данную строку при заполнении уведомления по договорам займа?
Какой код ОКВЭД следует указать - согласно виду оказываемых по договору услуг или код ОКВЭД, соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?
8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по строкам 070 и 090 разд. 1Б - по заимодавцу или заемщику?
9. Какую единицу измерения следует отразить по строке 110 разд. 1Б при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?
10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по строке 130 разд. 1Б - размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?
Какой показатель следует отразить по строке 140 разд. 1Б - общую сумму начисленных процентов за календарный год?
Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по строке 130 разд. 1Б, если стоимость услуг указана в целом по договору?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.
1. Согласно п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.
В соответствии с п. 5.1 Порядка в разд. 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. Следовательно, каждому листу разд. 1А соответствует лист разд. 1Б.
В разд. 2 и 3 указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в строке 050 разд. 1Б.
Таким образом, при составлении Уведомления на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.
2. В общих положениях к Порядку заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый раздел заполняется в отношении сведений об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).
При этом в соответствии с п. 5.8 в п. 050 "Номер другого участника сделки" листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 разд. 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 разд. 3 (для контрагентов - физических лиц).
Кроме того, как следует из п. 6.1 Порядка, в п. 010 разд. 2 указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать строке 010 разд. 1А.
Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к одному листу разд. 1А, заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение разд. 2 в отношении данного контрагента не требуется.
Если контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к разным листам разд. 1А, то разд. 2 заполняется для каждого листа разд. 1А.
3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.
В случае если один из вышеперечисленных разделов налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава Уведомления.
4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).
Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.
Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в ст. 105.5 Кодекса.
В соответствии с п. 11 ст. 105.5 Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.
Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.
5. В соответствии с п. 5.10 Порядка в п. 065 "Дата договора" разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.
В то же время согласно п. 5.19 Порядка заполнения Уведомления в п. 150 "Дата совершения сделки..." указывается:
- дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;
- для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.
Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).
При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в п. 200 "Группа однородных сделок" указывается цифра "1".
Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по строке 065 указывается дата договора, которым оформлен заем, а по строке 150 дата признания процентов в бухгалтерском учете.
6. Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 настоящей статьи.
При выдаче займа согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.
Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.
Пункт 3 ст. 105.16 Кодекса предусматривает предоставление информации о "сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам".
Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.
Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист разд. 1А. К данному листу разд. 1А заполняется необходимое количество листов разд. 1Б, в которых отражается начисление процентов по данному займу, - у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.
7. В соответствии с п. 5.7 Порядка в п. 045 "Код предмета сделки (код по ОКВЭД)" указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный пункт Уведомления требует указания кода по ОКВЭД исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по ОКВЭД основной деятельности организации.
8. В соответствии с п. 5.11 в п. 070 "Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)" указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный пункт уведомления не требует заполнения.
В п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.
Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.
В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в п. 090 разд. 1Б указывается страна заимодавца.
9. Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее - ОКЕИ).
Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения "штука" - код 796 по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.
10. В п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
В п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.
Следовательно, в вышеуказанных пунктах Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.
В случае заполнения п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." и п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.
При этом значения п. п. 130 и 140 разд. 1Б будут совпадать.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
22 мая 2017 года истекает крайний срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Должна ли ваша организация отчитываться о контролируемых сделках, и на что надо обратить внимание при подготовке уведомления в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 - БУХ.1С рассказали эксперты 1С.
Кто должен представлять уведомление
Налогоплательщики, совершавшие в 2016 году сделки, признаваемые согласно главе 14.4 НК РФ контролируемыми, обязаны представить в налоговые органы уведомление о таких сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).
На основании информации, содержащейся в уведомлении, налоговые органы вправе проверить полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Уведомление обязана представлять каждая сторона сделки, в том числе применяющая срецрежимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) (пп. 3-4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Если спецрежимы применяют обе стороны сделки, то такие сделки не контролируются (пп. 3, 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
Форма и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год следует представлять не позднее 22.05.2017 (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 разработана специализированная подсистема подготовки уведомления о контролируемых сделках, которая позволяет автоматически заполнить, проверить, распечатать и выгрузить уведомление в электронном виде.
Что понимается под сделкой
Контролирующие органы неоднократно разъясняли, что термин «сделка» для целей налогообложения Налоговым кодексом не определен, поэтому это понятие используется в значении, применяемым гражданским законодательством РФ (см. письма Минфина России от 04.08.2015 № 03-01-18/44884, от 13.01.2014 № 03-01-18/352).
В соответствии с ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).
В «1С:Бухгалтерии КОРП» редакции 3.0 под сделкой понимаются хозяйственные операции, отраженные в учетной системе. В большинстве случаев одна сделка - это отдельная строка первичного документа. При автоматическом формировании первоначального списка контролируемых сделок в программе анализируется 17 видов документов - Реализация (акт, накладная), Поступление (акт, накладная), Отчет о розничных продажах, Поступление оборудования, Поступление НМА, Передача ОС, Передача НМА и т. д.
Какие сделки 2016 года признаются контролируемыми
Контролируемыми сделками в целях налогообложения признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки с учетом положений, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ, а именно:
1. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
2. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, предметом сделки является облагаемое НДПИ полезное ископаемое, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
3. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки применяет спецрежим (ЕСХН или ЕНВД), и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 100 млн руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
4. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль (в том числе плательщик УСН) либо применяет налоговую ставку 0 %, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
5. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки применяет специальные льготы по налогу на прибыль, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 5 - 7 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
6. Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами независимо от доходов (п. 1 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673).
7. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами с участием независимых «формальных» посредников независимо от доходов (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 29.08.2012 № 03-01-18/6-115).
8. Сделки с иностранными организациями по товарам мировой биржевой торговли, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 - 8 ст. 105.14 НК РФ).
9. Сделки с офшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
Следует иметь в виду, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ определен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, в порядке исключения (например, межбанковские кредиты со сроком до семи дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами и т. д.).
В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 большинство контролируемых сделок определяется автоматически. Сделки, которые отражены ручными операциями или нетиповыми документами, пользователю следует зарегистрировать специальным документом Прочие контролируемые сделки , который доступен по одноименной гиперссылке из формы .
Какие лица признаются взаимозависимыми
Критерии взаимозависимости лиц, а также порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации установлены главой 14.1. НК РФ.
В «1С:Бухгалтерии КОРП» редакции 3.0 список взаимозависимых лиц не может быть определен автоматически. Сведения о взаимозависимых контрагентах, в том числе о независимых формальных посредниках, необходимо внести в регистр сведений Взаимо-зависимые лица , который доступен из формы Помощника подготовки уведомления о контролируемых сделках .
Как определять сумму доходов по сделкам
Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).
На практике это означает следующее:
- контролируемость сделки определятся суммой доходов по сделке у продавца, и понятие «расходы покупателя» не используется;
- необходимо учитывать совокупный доход по всем сделкам, а не только доход, полученный лишь одной стороной;
- доход определяется без учета НДС, акцизов и пошлин.
При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для расчета суммового критерия в расчет не включаются доходы по сделкам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль согласно главе 25 НК РФ (письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-01-18/349).
В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 суммы доходов по сделке рассчитываются автоматически на основании первичных документов, отраженных в учетной системе, но при заполнении уведомления пользователь имеет возможность скорректировать показатели.
Подготовка уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)
С чего начать работу
Для доступа к подсистеме подготовки уведомления о контролируемых сделках нужно включить соответствующую функциональность программы.
Функциональность настраивается по одноименной гиперссылке из раздела Главное . На закладке Контролируемые сделки необходимо установить одноименный флаг.
Чтобы подсистема распознавала сделки в качестве контролируемых и в дальнейшем правильно их классифицировала, необходимо проверить полноту и корректность заполнения реквизитов в справочниках Контрагенты и Номенклатура, так как по кодам:
- страны регистрации в карточке контрагента автоматически определяется его принадлежность к офшорным зонам;
- ТН ВЭД в карточке номенклатуры автоматически определяется ее принадлежность к товарам мировой биржевой торговли.
Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (рис. 1), доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты - Контролируемые сделки ).
Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех основных этапов:
- ввод первоначальных сведений и заполнение списка контролируемых сделок;
- указание дополнительных сведений для объектов, которые попали в список контролируемых сделок, созданный на первом этапе;
- анализ сводной информации, формирование, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговые органы.
Для заполнения уведомления пользователю достаточно выполнить все действия, последовательно переходя по гиперссылкам, которые сгруппированы в форме Помощника в соответствии с перечисленными этапами.
Полезные методические материалы для подготовки уведомления
1. Подробнее том, какие лица признаются взаимозависимыми, и какие сделки признаются контролируемыми, к каким последствиям может привести заключение указанных сделок, см. в «Бизнес-справочнике: правовые аспекты» в разделе «Юридическая поддержка»
2. Обновленную статью о подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе «Технологическая поддержка прикладных решений»
5. Видеозапись лекции в 1С:Лектории от 24.03.2016 «Трансфертное ценообразование: практика применения, подготовка уведомления о контролируемых сделках за 2015 год в "1С:Предприятии 8"» с участием представителей ФНС России и экспертов 1С.
Российское законодательство пресекает попытки физических и юридических лиц занизить фискальные отчисления в казну, используя финансовые схемы. Один из распространенных способов уменьшения налога на прибыль – операции между взаимозависимыми хозяйствующими субъектами с использованием цен значительно ниже рыночных. Подобные купли-продажи подлежат усиленному контролю со стороны государственных органов. Их участники обязаны отчитаться о проведенной деятельности, заполнив уведомление о контролируемых сделках за 2017 год.
К числу контролируемых относятся следующие типы сделок:
- операции, где одна из сторон которых использует специальный режим налогообложения или является плательщиком НДПИ;
- сделки с резидентами особых экономических зон и участниками инвестпроектов типа «Сколково»;
- операции с разработчиками морских месторождений;
- операции с нерезидентами РФ.
Перечисленные сделки становятся объектом интереса налоговых органов, если совокупный доход по ним превышает установленный лимит. Для разных типов операций он устанавливается на уровне 60-100 млн руб. Заполнения отчета требуют обороты между фирмами-резидентами РФ, если их годовой объем превышает 1 млрд руб.
Чтобы налоговики приняли уведомление, при его заполнении необходимо придерживаться следующих правил:
- Исправления и зачеркивания в документе не допускаются. Если вы заметили ошибку в готовом бланке, нужно либо перепечатать его, либо направить в ИФНС уточненный отчет.
- Бумага, на которой распечатывается документ, не должна быть испорченной. Листы нельзя скреплять степлером или иными средствами.
- Каждый символ текста должен находиться в своей ячейке. Единственное исключение – дата.
- Если у налогоплательщика отсутствуют данные, поле нельзя оставлять пустым, в нем проставляется прочерк.
- Для заполнения ячеек текстом используются заглавные буквы.
- Суммы округляются до полных рублей по стандартным правилами математики.
- Заполнение полей текстом ведется слева направо. Если букв меньше, чем ячеек, в оставшихся проставляются прочерки.
Для заполнения уведомления необходимо пользоваться стандартным форматом КНД 1110025, представленным в приказе налоговой службы. Компания или ИП вправе выбирать, как готовить документ: от руки или с помощью компьютера.
Результат представляется в отделение ИФНС по месту проживания предпринимателя или по адресу регистрации юридического лица. Срок подачи документа – не позднее 21 мая следующего года (включительно).
Контролируемые сделки – критерии на 2017 год
Уведомление о контролируемых сделках: структура документа
Уведомление состоит из пяти элементов: заглавного листа и 4-х разделов. Налогоплательщик обязан заполнить все их достоверными и актуальными данными.
В титульнике прописываются следующие сведения:
- номер отделения инспекции, которой адресованы направляемые данные;
- наименование структуры-налогоплательщика согласно уставной документации;
- ИНН, КПП, ОКТМО налогоплательщика;
- ОКВЭД компании или ИП;
- ФИО и должность представителя коммерческой структуры;
- контактные сведения (телефонный номер, почтовый адрес).
В нижней части титульника проставляется подпись руководителя коммерческой структуры, подтверждающая достоверность отчетной формы в целом, и оттиск печати.
Раздел 1А нужен, чтобы дать общую информацию о контролируемых сделках. Для каждой отводится своя страница. Указывается следующая информация:
- причины, по которым контрагенты названы связанными лицами;
- код типа сделки и типа ценообразования;
- ссылка на законодательный акт, согласно которому операция была отнесена к разряду контролируемых;
- цена сделки;
- объем доходной и расходной части по ней и т.д.
Приходные и расходные показатели определяются на основании бухгалтерской отчетности. Если сделки признаются однородными, о них дается обобщенная информация в отчете как о группе.
Раздел 1Б – сведения о предметах сделок. Количество блоков-страниц в нем определяется числом листов раздела 1А. Эта часть отчета посвящена описанию предметов совершенных операций. Указывается номер и дата договора, являющегося документальным подтверждением, место совершения сделки, код страны отправки товара и т.д. Фактически, этот раздел дополняет и расширяет предыдущий.
Разделы 2 и 3 – сведения об организация-участниках сделок и физических лицах соответственно. Например, в данных о компании указывается:
- вид организации: российская или иностранная;
- ее полное наименование;
- ИНН, КПП;
- адрес (если фирма располагается за рубежом);
- регистрационный номер за рубежом и т.д.
Количество блоков по каждому разделу определяется не количеством сделок, а числом контрагентов.
Если у налогоплательщика не было сделок с контрагентами конкретного типа (например, с физическими лицами), разделы не заполняются, в них проставляются прочерки.
Ответственность за несдачу уведомления
Если организация не подаст в «свою» ИФНС надлежащим образом заполненное уведомление или представит неверные и неактуальные данные, она будет привлечена к административной ответственности.
За нарушение сроков сдачи отчета, допущенные ошибки и неточности юридическое лицо или ИП облагается штрафом в размере 5 тыс. руб. Если в процессе проверки сданного уведомления вы обнаружили помарки и неверные данные, постарайтесь в кратчайшие сроки направить в ИФНС уточненный документ. Это убережет вас от наложения административных санкций.
Согласно Постановлению Верховного Суда РФ, налоговики вправе наложить штраф только за неправильное указание следующих данных:
- года отчета;
- цен сделок;
- расходов и доходов по операциям;
- сведений о контрагентах.
Обнаруженные неточности в других полях служат основанием для углубленного контроля со стороны налоговиков, т.е. запроса дополнительных сведений и документов.
Если в процессе проверки выяснится, что налогоплательщик умышленно занизил прибыль от проведения контролируемых сделок, санкции возрастут. Штраф составит 20% от недополученного государством налога, но не менее 100 тыс. рублей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .