Как составить положение об организации работы по охране труда. Анализ системы кадровой службы ООО ЧОП «РН-Охрана-Ямал Положение о подразделении охраны объекта

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением предприятия, создается и ликвидируется приказом генерального директора ОАО «РосЭнерго»
1.2. Служба охраны труда подчиняется непосредственно генеральному директору или по его поручению первому заместителю генерального директора Сидорову С.С.
1.3. Службу охраны труда возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора.
1.4. Работники службы назначаются на должности и освобождаются от них приказом генерального директора по представлению начальника службы охраны.
1.5. В своей деятельности служба руководствуется:

  • - законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ;
  • - коллективным договором;
  • - соглашением по охране труда;
  • - уставом предприятия;
  • - настоящим положением.

2. СТРУКТУРА
2.1. Структура и численность службы охраны труда определяются руководителем предприятия с учетом общей численности работников предприятия, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов, а также с учетом рекомендаций государственных органов управления.
2.2. Положения о подразделениях службы (бюро, секторах, группах и пр.) утверждаются начальником службы охраны труда, а распределение обязанностей между работниками подразделения осуществляется должностными инструкциями, утверждаемыми заместителем начальника службы охраны.

3. ЗАДАЧИ
3.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками предприятия требований охраны труда.
3.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов предприятия.
3.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
3.4. Информирование и консультирование работников предприятия в том числе руководства по вопросам охраны труда.
3.5. изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

4. ФУНКЦИИ
4.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами.
4.2. Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
4.3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.
4.4.Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений.
4.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
4.6. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
4.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний.
4.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда предприятия.
4.9. Составление перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
4.10. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также список профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляется компенсация за тяжелую работу.

5. ПРАВА
Служба охраны труда имеет право:
5.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
5.2. Предъявлять руководителям подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
5.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда.
5.4. Направлять генеральному директору предложения о привлечении в соответствии с законодательством к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
5.5. запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения с лиц, допустивших нарушение законодательства.
5.6. Привлекать по согласованию с генеральным директором и руководителями подразделений соответствующих специалистов предприятия к проверкам состояния условий и охраны труда.
5.7. Представлять генеральному директору предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
5.8. Представительствовать по поручению генерального директора в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СЛУЖЕБНЫЕ СВЯЗИ)
6.1. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом по охране труда, уполномоченными лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящего юридического лица, а также с федеральными органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
6.2. Служба охраны взаимодействует со всеми техническими и производственными подразделениями по вопросам: получения:

  • - информации о соблюдении законодательства об охране труда;
  • - заявок на заключения по техническим проектам, технологии обслуживания и ремонта оборудования на предмет выполнения правил техники безопасности;
  • - технической и производственной документации для экспертизы на предмет учета в ней норм и правил охраны труда и техники безопасности;
  • - сведений о производственном травматизме.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение службой функций, несет начальник службы охраны труда.
7.2. На начальника службы охраны труда возлагается персональная ответственность за:

  • - организацию деятельности службы по выполнению задач и функций, возложенных на службу;
  • - организацию в службе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
  • - соблюдение работниками службы трудовой и производственной дисциплины;

7.3. Ответственность работников службы устанавливается должностными инструкциями.


Подпись руководителя службы охраны труда.
Дата

СОГЛАСОВАНО

Подписи должностых лиц, с которым согласовывается положение.
Дата

Подпись начальника юридического отдела.
Дата

Положение о службе безопасности

  1. 1. Общие положения службы безопасности

1.1. Служба безопасности является самостоятельным структурным подразделением предприятия.

1.2. Служба безопасности создается и ликвидируется приказом директора предприятия.

1.3. Службу безопасности подчиняется непосредственно генеральному директору.

1.4. Руководство службы безопасности:

1.4.1. Службу безопасности возглавляет начальник службы безопасности, назначаемый на должность приказом директора предприятия.

1.4.2 Начальник службы безопасности имеет ____ заместителя (ей).

1.4.3 Обязанности заместителя (ей) определяются (распределяются) начальником службы безопасности

1.4.4. Заместитель(и) и руководители службы безопасности назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника службы безопасности.

  1. 2. Структура службы безопасности

2.1. Состав и штатную численность службы безопасности утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальник службы безопасности и по согласованию с

2.2. В состав службы безопасности входят

_________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Начальник службы безопасности распределяет обязанности между сотрудниками отдела и утверждает их должностные инструкции.

  1. 3. Задачи и функции службы безопасности

№ п/п

Задачи

Функции

3.1

Обеспечение безопасности работников предприятия.

Определение адекватных угрозе средств защиты и видов режимов охраны предприятия.

Пресечение попыток несанкционированного проникновения на объекты предприятия.

Организация связи с объектовыми группами безопасности.

Обеспечение соблюдения контрольно-пропускного режима при осуществлении профилактических, ремонтных и других работ.

Разработка и осуществление мер по выявлению, предупреждению и пресечению преступных акций в отношении руководящего состава предприятия, и предприятия в целом.

Разработка и проведение специальных мероприятий по обеспечению физической защиты руководства предприятия.

Исключение возможности несанкционированного доступа физических лиц и транспортных средств на контролируемую территорию

Установление порядка допуска сотрудников, лиц сторонних организаций, посетителей и транспортных средств на контролируемую территорию.

Контроль за передвижением посетителей на предприятии.

Установление внутриобъектового режима в помещениях (на территориях) предприятия.

Проведение специальных тренингов с работниками предприятия по поведению в различных ситуациях.

Разработка отчетных документов, аналитических справок и отчетов по итогам деятельности службы.

Передача материалов в правоохранительные органы для расследования по фактам правонарушений и преступлений, совершенных в отношении предприятия и отдельных работников.

3.2

Организация и обеспечение охраны объектов предприятия, материальных ценностей и денежных средств.

Обеспечение надежной защиты объектов предприятия от краж, хищений, грабежей, поджогов и других преступных посягательств, актов вандализма, общественных беспорядков.

Разработка мероприятий по безопасности объектов предприятия.

Обеспечение неприкосновенности перевозимых материальных ценностей.

Обеспечение надлежащей работы охранной сигнализации, контроль за ее состоянием и принятие мер по ремонту в случае повреждения, отказа, пр.

Оснащение предприятия специальной телефонной связью, "тревожными кнопками", переговорными устройствами, смотровыми глазками, другими техническими приспособлениями.

Составление маршрутов передвижения транспортных средств, перевозящих материальные ценности, и схем по сопровождению их в пути.

Исключение возможности несанкционированного вывоза (выноса), ввоза (вноса) материальных ценностей из (на) контролируемой зоны.

Досмотр в случае необходимости работников предприятия и всех лиц при допуске на объекты предприятия.

Исключение возможности бесконтрольного передвижения посетителей по территории предприятия.

Установление порядка допуска сотрудников в зоны (помещения) ограниченного доступа.

Внедрение технических средств контроля доступа.

Организация мероприятий, направленных на ограничение доступа в зоны (помещения) предприятия.

  1. 4. Регламентирующие документы

4.1. Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты.

4.2. Внутренние документы:

Стандарты ГО, Устав предприятия, Положение о службе безопасности, Должностная инструкция, Правила внутреннего трудового распорядка.

5. Взаимоотношения службы безопасности с другими подразделениями

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел служба безопасности взаимодействует:

№ п/п

Подразделение

Получение

Предоставление

Со всеми подразделениями предприятия по вопросам:

заявок на сопровождение работников предприятия, перевозящих товарно-материальных ценности;

Данных о мерах, принятых к обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей предприятия;

Сведений об угрозах в адрес руководящих работников предприятия;

Информации об утрате, гибели имущества предприятия;

Групп сопровождения для перевозки товарно-материальных ценностей;

С отделом материально-технического снабжения

обеспечения техническими средствами охраны, радиостанциями, телефонами, иным оборудованием

  1. Права службы безопасности

Служба безопасности имеет право:

6.1. Запрашивать в структурных подразделениях материалы и документы, необходимые для разработки мероприятий по сопровождению материальных ценностей, денежных средств.

6.2. Требовать от работников предприятия соблюдения режима охраны, установленного на предприятии.

6.3. Иметь доступ на все объекты предприятия, а также ко всем источникам и носителям информации предприятия.

6.4. При наличии оснований производить проверку документов работников и посетителей предприятия, рабочих мест, а также досмотр транспортных средств.

6.5. Получать объяснения, наводить справки и получать необходимую информацию.

  1. 7. Ответственность службы безопасности

7.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник службы безопасности.

7.2. На начальника службы безопасности возлагается персональная ответственность в случае:

7.2.1. Несоответствия законодательству издаваемых отделом инструкций, приказов.

7.2.2. Необеспечения или ненадлежащего обеспечения руководства предприятия информацией по вопросам работы службы безопасности.

7.2.3. Несвоевременного, а также некачественного исполнения поручений руководства предприятия.

7.2.4. Утечки информации, являющейся коммерческой тайной.

7.2.5. Несоблюдения трудового распорядка сотрудниками отдела.

7.3. Ответственность сотрудников службы безопасности устанавливается должностными инструкциями.

  1. Заключительные положения

8.1. При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в службе безопасности начальником службы безопасности, сотрудником либо другим лицом необходимо обратиться в

____________________________________________________________________________________________________________________

с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение. (Форма заявки представлена в Приложении 1).

8.2. Внесённое предложение рассматривается подразделением указанным в п. 8.1. данного положения в течение одного месяца со дня подачи заявки.

По результатам рассмотрения выносится решение:

Принять изменение или дополнение,

Отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя),

Отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).

8.3. Внесение изменений и дополнений в положение утверждается

________________________________________________________________________________________________________________

по представлению

_______________________________________________________________________________________________________________

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.2000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

УТВЕРЖДАЮ ___________________________ ___________________________ (подпись) (расшифровка подписи) ___________________________ (дата) ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Служба охраны является самостоятельным структурным подразделением _____________________________________ (наименование предприятия). 1.2. Служба охраны подчиняется непосредственно Генеральному директору. 1.3. Начальник службы охраны назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора ________________________ _______________ (наименование предприятия). На должность начальника службы охраны назначается лицо, имеющее специальное образование и опыт соответствующей работы. 1.4. Структура и штаты службы охраны утверждаются Генеральным директором, исходя из объема работы, возлагаемой на службы. 2. ЗАДАЧИ 2.1. Организация и обеспечение охраны предприятия. 3. ФУНКЦИИ Основными функциями службы охраны являются: 3.1. Разработка положений и инструкций о пропускном режиме, правил и инструкций по охране объектов и других нормативных документов, регламентирующих охрану предприятия. 3.2. Дежурство в проходной предприятия, пропуск работников и посетителей, автотранспорта на территорию предприятия и обратно при предъявлении ими соответствующих документов. 3.3. Сверка соответствующих документов автотранспорта с фактическим наличием груза. 3.4. Несение службы по охране объектов, проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств, наличия пломб, противопожарного инвентаря, исправности сигнализации, телефонов). 3.5. Информирование представителя администрации предприятия о выявленных неисправностях (взломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и др.), не позволяющих принять объект под охрану. 3.6. Объявление тревоги и извещение пожарной команды и дежурного по отделению милиции при возникновении пожара на объекте, принятие мер по его ликвидации. 3.7. Задержание лиц, пытающихся незаконно вынести материальные ценности с охраняемого объекта, а также подозреваемых в других правонарушениях. 3.8. Контроль за работой приборов и охранной пожарной сигнализации, установленных на объектах; выявление причин их срабатывания, сообщение в караульное помещение. 3.9. Наблюдение за службой караульных собак, выставленных в зоне поста. 4. ПРАВА 4.1. Служба охраны имеет права давать, обязательные к выполнению указания структурным подразделениям в пределах компетенции, установленной настоящим Положением. 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением задач и функций несет начальник охраны. 5.2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями. Руководитель структурного ___________ _______________________ подразделения (подпись) (расшифровка подписи) Визы С Положением ознакомлены: ___________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) _______________________ (дата) ___________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) _______________________ (дата) ___________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) _______________________ (дата)

Охрана труда на предприятии является важной составляющей трудового процесса. От того, насколько сотрудники защищены от травматизма и профессиональных заболеваний, зависит не только продуктивность их труда, но и прибыльность предприятия.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако учитывая, что каждое учреждение имеет собственную специфику занятости, а, следовательно, и риски, рекомендовано разработать Положение об охране труда. В нем должны быть учтены все нюансы - и законодательные, и локальные.

Что это за документ?

Положение является локальным актом, создаваемым с целью закрепления процедуры проведения обучения и ознакомления с правилами техники безопасности как при , так и при исполнении некоторых видов работ.

Также Положение является детальным руководством к действию при проведении различных видов инструктажей, порядок осуществления которых не всегда подробно освещен на законодательном уровне. Именно в Положении можно осветить, а, следовательно, и закрепить отдельные условия и нюансы.

В Положении по охране труда также могут быть отражены:

  • порядок назначения ответственного работника либо уполномоченного лица, ответственного за охрану безопасности и труда в учреждении и перечень требований к его квалификации, уровню знаний;
  • план проведения мероприятий, в частности, ознакомления с правилами техники безопасности, проверки полученных ранее знаний сотрудниками компании;
  • права сотрудников в сфере охраны безопасности труда;
  • мера ответственности за неисполнение либо нарушение условий охраны труда в организации;
  • графики обучения сотрудников техники безопасности за счет специализированных курсов;
  • перечень программ и нормативной базы, на основании которой мероприятия по охране труда и создании безопасных условий трудовой деятельности и осуществляются;
  • проведение специальной оценки условий труда на предмет выявления нарушений либо несоответствий требованиям закона в сфере безопасности труда;
  • проверка имеющегося оборудования, а также инструментов на предмет безопасного использования, а также мероприятия по его усовершенствованию с целью предотвращения травматизма;
  • тестирование территории учреждения, а также его помещений на предмет соблюдения безопасных условий для осуществления трудовой деятельности.

В Положении может быть отражено и разделение полномочий.

К примеру, руководитель будет отвечать за расследование несчастных случаев, а инженер - за проведение всех видов инструктажей, а также . Начальники отделов могут контролировать процесс соблюдения техники безопасности на рабочих местах и прохождение плановых осмотров в лечебных учреждениях, а юрист - контролировать соблюдение законодательных норм в сфере охраны труда.

Подобное разделение обязанностей, конечно, будет целесообразным при наличии большого штата сотрудников. При небольшом количестве один специалист, допустим, тот же инженер по ОТ, справится и сам, учитывая, что допустимая нагрузка на основании закона составляет 50 человек штата.

Нормативная база для разработки

Во исполнение норм, закрепленных в ст.217 ТК РФ, в каждом учреждении независимо от формы собственности, а также штатной численности сотрудников должна быть обеспечена охрана труда посредством создания , либо введения должности ответственного специалиста. Они должны быть задействованы не только в обучении и контроле работников за нормами безопасности, но и при создании Положения по ОТ.

В частности, при оформлении оговоренного документа используются следующие нормативные акты:

  • Постановление Минтруда РФ № 14, регламентирующее создание службы по охране труда;
  • ГОСТ Р 12.0.007-2009, утверждающий систему стандартов безопасного труда;
  • Типовое положение по охране труда, утвержденное Приказом Минтруда № 438н;
  • Постановление Минтруда РФ № 1/29;
  • нормы ТК РФ.

Ознакомиться с документами можно здесь:

Обязательно или нет?

В ст.212 ТК РФ за руководством компании закреплена обязанность по обучению безопасным методам труда посредством проведения периодических инструктажей, проведением тестирования рабочих мест и осуществлением мероприятий по медицинскому обследованию, а также наличию инструкций по техники безопасности при работе с отдельными видами инструментов либо оборудования. Но нормы, содержащей обязанность по созданию Положения, в законе не установлено.

Учитывая, что на каждом предприятии имеется своя специфика, а также тот факт, что некоторые нюансы проведения тех же либо осуществления мероприятий по безопасности труда на законодательном уровне освещены не в полном объеме, принятие Положение является целесообразным.

Ведь в одном локальном акте можно учесть все условия труда, оговорить порядок проведения установленных законом процедур проверки, закрепить перечень Инструкций, которые необходимы для использования на предприятии, а также предусмотреть другие нюансы, которые с момента включения в оговоренный акт приобретут законность.

Как составить положение об охране труда?

Для того чтобы составить Положение об охране труда, следует руководствоваться Типовым положением, нормами законодательных актов, а также инструкциями по охране труда, применяемыми в учреждении.

Ведь любое нарушение установленных законодательных норм в порядке ст.8 ТК РФ приведет к отмене локального акта, следовательно, при создании оговоренного акта нужно руководствоваться только действующим законодательством.

Кем разрабатывается?

Как правило, за соблюдение безопасности трудовой деятельности ответственен специалист, прошедший обучение и обладающий знаниями в области охраны труда. В свою очередь юрист любого учреждения должен обладать знаниями нормативной базы в разных областях, в том числе и в сфере по предупреждению травматизма.

Также навыками по предупреждению аварийных ситуаций и охране труда обязаны владеть и начальники отделов, которым надлежит не только руководить подчиненными, но и контролировать соблюдение правил безопасности.

То есть к разработке Положения привлекаются лица, прошедшие специальное обучение в области охраны труда и которые обладают необходимой базой знаний для создания локального акта подобного типа.

Форма, структура и разделы

Положение об охране труда по аналогии с другими подобными локальными актами должно иметь установленную форму и содержать в себе следующие подразделы:

  • общие положения, в которых оговорены цели создания документа, нормативная база и сфера деятельности;
  • права и обязанности компании и работников, в частности, по проведению обучения и контролю за безопасностью условий труда со стороны компании и соблюдению установленных норм со стороны сотрудников;
  • соответствие производственных ресурсов нормах ОТ, в частности Инструкциям и порядком их применения;
  • мероприятия по улучшению условий труда, а именно тестирование, критерии и порядок внедрения улучшений;

Правила составления

Для того чтобы составить Положение об охране труда, следует помнить о том, что к каждому локальному акту предъявляются определенные требования.

При использовании любого законодательного акта при создании Положения нужно проверить, действует ли оно на момент создания локального акта, а также насколько требования в нем соответствуют потребностям предприятия и его специфике.

Порядок утверждения

Как правило, любой локальный акт утверждается руководством учреждения, но в случае, если речь идет о правах работников, в порядке ст.373 ТК РФ локальный документ требует согласования и с Профсоюзным комитетом.

То есть Положение об охране труда утверждается руководителем, согласовывается с Председателем Профкома, а также подписывается лицами, которые Положение разрабатывали - специалистом по безопасности труда и юристом компании.

Пример (типовой образец)

С образцом Положения об охране труда можно ознакомиться на нашем сайте.

Срок действия

В соответствии со ст.12 ТК РФ локальный акт может утратить силу:

  • в связи с истечением срока;
  • отменой законодательно акта на основании, которого локальный документ был принят.

То есть, как правило, Положение об охране труда принимается бессрочно и переиздается с момента утраты силы законодательных актов, которые легли в основу условий, прописанных в документе.

Но законом не запрещено устанавливать конкретный срок. Так в частности, Инструкции по безопасности обновляются каждые 5 лет, следовательно, и Положение может переиздаваться в оговоренный срок.

УТВЕРЖДЕНО
"___"_________ ____ г.

Положение 1 о территориальном подразделении добровольной пожарной охраны

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет порядок организации территориального подразделения добровольной пожарной охраны и ее работы на территории _____________________________________.

1.2. Добровольная пожарная охрана - объединение, цель которого - участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

1.3. Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

2. Организация территориального подразделения добровольной пожарной охраны

2.1. Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными, объектовыми либо созданными общественными объединениями и входят в состав гарнизона пожарной охраны _____________________________.

Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными, проживающими на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется главой местного самоуправления поселения, в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны - руководителем организации, а в добровольные пожарные подразделения добровольной пожарной охраны, созданные общественным объединением, - общественным объединением.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

2.2. Команды могут подразделяться на разряды:

первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);

второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;

третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

2.3. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению главы местного самоуправления соответствующего поселения, объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации, подразделения, создаваемые общественными объединениями - на основании акта общественного объединения.

2.4. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливаются главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения) по согласованию с начальником отряда федеральной противопожарной службы района.

2.5. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения).

2.6. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

2.7. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных являются:

Личное заявление;

Несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

Состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;

Систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны;

Совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.

2.8. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.

2.9. Порядок несения службы в дружине определяется ее начальником, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

2.10. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

2.11. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара, действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождается.

При тушении пожара личный состав добровольной пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

3. Задачи и функции

3.1. Основными задачами территориального подразделения добровольной пожарной охраны являются: участие в предупреждении пожаров; участие в тушении пожаров.

3.2. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

Контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);

Принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

Проводят противопожарную пропаганду;

Принимают участие в службе пожарной охраны;

Организуют несение караульной службы.

4. Финансовое и материально-техническое обеспечение

4.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

4.2. Члены добровольной пожарной охраны, входящие в состав боевых расчетов, обеспечиваются бесплатно, за счет местных администраций (организаций, общественных объединений), комплектами спецодежды для участия в тушении пожаров.

4.3. Органы местного самоуправления поселений (организации, общественные объединения) предоставляют подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения) в соответствии с действующим законодательством, а также снаряжение, необходимое для осуществления их деятельности.

4.4. Органы местного самоуправления поселений (организации, общественные объединения) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе.

5. Обязанности добровольных пожарных

5.1. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:

Осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным главой местного самоуправления поселения (руководителем организации, общественного объединения) по согласованию с начальником;

Соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;

Бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование;

Ежегодная учеба.

6. Социальные льготы и гарантии

6.1. Добровольным пожарным предоставляются социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации. Дополнительные льготы для добровольных пожарных могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений, актами организаций, общественных объединений.

1 Согласно п. 7 ст. 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

Источник - Касенов Р.Б.


Похожие документы



Просмотров