Как передать бюджетное имущество в пользование. Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды? Оформление и учет передачи образцов продукции

"Бюджетный учет", 2008, N 4

В деятельности бюджетных учреждений нередки случаи безвозмездного получения и передачи имущества. У бухгалтера возникают вопросы: как оценить имущество и отразить операции в бюджетном учете? Их мы и рассмотрим в статье.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по безвозмездному получению и передаче нефинансовых активов определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н).

Получение нефинансовых активов

Имущество в учреждение безвозмездно может поступить от следующих источников:

  • от учреждения, подведомственного тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
  • от учреждения, подведомственного другому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств бюджета одного уровня, а также от государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • от учреждения, финансируемого из бюджета другого уровня;
  • от иных юридических и физических лиц.

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно, определяется:

  • для имущества, полученного от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы РФ, и от государственных и муниципальных унитарных предприятий, - с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации;
  • для имущества, полученного от иных юридических и физических лиц, - исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения.

Безвозмездное получение объектов нефинансовых активов от всех источников, кроме иных юридических и физических лиц, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременным отражением суммы, начисленной передающей стороной на объект амортизации.

В зависимости от источника безвозмездного поступления имущества делаются следующие записи:

  • в случае получения имущества от учреждения, подведомственного тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, что и получатель данного имущества:

Кредит 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330)

Дебет 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320)

"Амортизация"

  • в случае получения имущества от учреждения, подведомственного другому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств бюджета одного уровня, а также от государственных и муниципальных унитарных предприятий:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Увеличение капитальных вложений в основные средства", "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы")

Кредит 0 401 01 180

"Прочие доходы"

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 401 01 180

"Прочие доходы"

Кредит 0 104 00 000 (0 104 01 410 - 0 104 07 410, 0 104 08 420)

"Амортизация"

  • отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 - 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 - 0 103 03 330)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Уменьшение капитальных вложений в основные средства", "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы", "Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы")

  • принято к учету полученное имущество;
  • в случае получения имущества от учреждения, финансируемого из бюджета другого уровня:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Увеличение капитальных вложений в основные средства", "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы")

Кредит 0 401 01 151

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 401 01 151

"Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 104 00 000 (0 104 01 410 - 0 104 07 410, 0 104 08 420)

"Амортизация"

  • отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 - 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 - 0 103 03 330)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Уменьшение капитальных вложений в основные средства", "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы", "Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы")

  • принято к учету полученное имущество.

Безвозмездное получение объектов основных средств от иных юридических и физических лиц производится по рыночной стоимости и отражается следующими записями:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Увеличение капитальных вложений в основные средства", "Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы", "Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы")

Кредит 0 401 01 180

"Прочие доходы"

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 - 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 - 0 103 03 330)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

"Вложения в нефинансовые активы" ("Уменьшение капитальных вложений в основные средства", "Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы", "Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы")

  • принято к учету полученное имущество по текущей рыночной стоимости.

Инструкцией N 25н под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету. Из арбитражной практики следует, что для получения информации о рыночных ценах можно использовать <*>:

  • данные, опубликованные в официальных изданиях;
  • сведения Госкомстата об уровне цен;
  • данные о ценах на идентичную продукцию;
  • заключения независимых оценщиков (экспертов).
<*> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 июля 2007 г. N Ф04-4809/2007(36308-А46-19), от 24 мая 2007 г. N Ф04-3145/2007(34398-А27-31); Постановления ФАС Московского округа от 6 ноября 2007 г. N КА-А40/11420-07, от 1 ноября 2006 г., 3 ноября 2006 г. N КА-А40/10623-06; Постановления ФАС Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. по делу N А65-24906/2006-СА2-8, от 27 ноября 2007 г. по делу N А65-10716/2006-СА2-22, от 31 июля 2007 г. по делу N А55-16334/2006; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2007 г. N А42-2903/2006.

Материальные запасы

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, осуществляется по фактической стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

В зависимости от источников поступления материальных запасов безвозмездное поступление отражается следующими записями:

  • в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов:

"Материальные запасы"

Кредит 0 304 04 340

Дебет 0 106 04 340

Кредит 0 304 04 340

"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 - 0 105 06 340)

"Материальные запасы"

Кредит 0 106 04 440

  • в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, от государственных и муниципальных организаций:

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 - 0 105 06 340)

"Материальные запасы"

Кредит 0 401 01 180

"Прочие доходы"

  • поступление материальных запасов в рамках одного договора;

Дебет 0 106 04 340

"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит 0 401 01 180

"Прочие доходы"

  • формирование фактической стоимости материальных запасов в рамках нескольких договоров;

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 - 0 105 06 340)

"Материальные запасы"

Кредит 0 106 04 440

"Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

  • оприходование материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их безвозмездном получении в рамках нескольких договоров;
  • в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней:

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 - 0 105 06 340)

"Материальные запасы"

Кредит 0 401 01 151

"Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

  • поступление материальных запасов в рамках одного договора;

Дебет 0 106 04 340

"Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит 0 401 01 151

"Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

  • формирование фактической стоимости материальных запасов в рамках нескольких договоров;

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 - 0 105 06 340)

"Материальные запасы"

Кредит 0 106 04 440

"Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

  • оприходование материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их безвозмездном получении в рамках нескольких договоров.

Передача нефинансовых активов

Отражение в бюджетном учете операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов также зависит от принадлежности получателя передаваемого имущества к уровню бюджета или от того, является ли он иным юридическим лицом.

Основные средства, нематериальные и непроизведенные активы

В случае безвозмездной передачи объектов основных средств учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов и между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям, их стоимость определяется как балансовая, но при этом одновременно передается и сумма начисленной амортизации.

В Инструкции N 25н не уточнено, по какой стоимости следует безвозмездно передавать нематериальные активы. Известно, что на нематериальные активы, как и на основные средства, начисляется амортизация. Однако в соответствии с п. 45 Инструкции N 25н, который устанавливает методику списания ранее начисленной амортизации при безвозмездной передаче нефинансовых активов, они должны передаваться одновременно с начисленной амортизацией.

В зависимости от получателя передаваемого имущества делаются следующие записи:

Дебет 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330)

"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" ("Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов")

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

"Амортизация"

Кредит 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320)

"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств" ("Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств", "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов")

Дебет 0 401 01 251

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 - 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 - 0 103 03 430)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

  • отражена безвозмездная передача имущества;

Дебет 0 104 00 000 (0 104 01 410 - 0 104 07 410, 0 104 08 420)

"Амортизация"

Кредит 0 401 01 251

"Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

  • отражена передача начисленной амортизации;

Дебет 0 401 01 241

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 - 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 - 0 103 03 430)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

  • отражена безвозмездная передача имущества;

Дебет 0 104 00 000 (0 104 01 410 - 0 104 07 410, 0 104 08 420)

"Амортизация"

Кредит 0 401 01 241

"Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям"

  • отражена передача начисленной амортизации;

Дебет 0 401 01 242

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 - 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 - 0 103 03 430)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы"

  • отражена безвозмездная передача имущества.

При передаче нефинансовых активов негосударственным организациям ранее начисленная амортизация списывается на уменьшение их первоначальной стоимости. Таким образом, указанное имущество передается по остаточной стоимости.

Материальные запасы

При передаче материальных запасов в бюджетном учете учреждения делаются следующие записи:

  • при передаче имущества учреждению, подведомственному тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, что и передающее учреждение:

Дебет 0 304 04 340

"Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"

"Материальные запасы"

  • при передаче имущества учреждению, финансируемому из бюджета другого уровня:

Дебет 0 401 01 251

"Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 - 0 105 06 440)

"Материальные запасы"

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов;
  • при передаче имущества государственным и муниципальным унитарным предприятиям:

Дебет 0 401 01 241

"Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 - 0 105 06 440)

"Материальные запасы"

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов;
  • при передаче имущества негосударственным организациям:

Дебет 0 401 01 242

"Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 - 0 105 06 440)

"Материальные запасы"

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов.

Перевод нефинансовых активов

Нефинансовые активы, полученные учреждениями безвозмездно от юридических и физических лиц и используемые в бюджетной деятельности, могут быть переведены с внебюджетной деятельности на бюджетную. Порядок такого перевода разъяснен в Письме Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354.

Решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную принимает главный распорядитель бюджетных средств.

Операции по переводу нефинансовых активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

  • в части изменения остатков нефинансовых активов в межотчетный период:

Дебет 2 401 03 000

Кредит 2 101 00 000 (2 101 01 410 - 2 101 09 410), 2 102 00 000 (2 102 01 420), 2 103 00 000 (2 103 01 430 - 2 103 03 430), 2 105 00 000 (2 105 01 440 - 2105 06 440)

Кредит 1 401 03 000

  • суммы начисленной ранее амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов:

"Амортизация"

Кредит 2 401 03 000

"Финансовый результат прошлых отчетных периодов";

Дебет 1 401 03 000

"Финансовый результат прошлых отчетных периодов"

"Амортизация";

  • в части отражения оборотов по нефинансовым активам текущего отчетного года:

Дебет 2 401 01 241

"Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит 2 101 00 000 (2 101 01 410 - 2 101 09 410), 2 102 00 000 (2 102 01 420), 2 103 00 000 (2 103 01 430 - 2 103 03 430), 2 105 00 000 (2 105 01 440 - 2 105 06 440)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы", "Материальные запасы";

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 - 1 101 09 310), 1 102 00 000 (1 102 01 320), 1 103 00 000 (1 103 01 330 - 1 103 03 330), 1 105 00 000 (1 105 01 340 - 1 105 06 340)

"Основные средства", "Нематериальные активы", "Непроизведенные активы", "Материальные запасы"

Кредит 1 401 01 180

"Прочие доходы";

  • на суммы начисленной ранее амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов:

Дебет 2 104 00 000 (0 104 01 410 - 0 104 07 410, 0 104 08 420)

"Амортизация"

Кредит 2 401 01 241

"Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям";

Дебет 1 401 01 180

"Прочие доходы"

Кредит 1 104 00 000 (0 104 01 410 - 0 104 07 410, 0 104 08 420)

"Амортизация".

Налоговый учет Налог на прибыль

Нужно ли включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль полученное безвозмездно в рамках бюджетной деятельности имущество? Доходы, которые не учитываются при определении облагаемой прибыли, перечислены в ст. 251 Налогового кодекса. К безвозмездной передаче в рамках одного уровня бюджета можно применить пп. 7 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса, в соответствии с которым не включаются в налогооблагаемую базу целевые поступления от собственников учреждений, если они использованы по назначению.

Теперь об имуществе, полученном по межбюджетной передаче. Согласно определению, данному в Бюджетном кодексе, бюджетная система - совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Это означает, что любой уровень бюджета является частью государственного устройства, или государства, а следовательно, собственник учреждений, финансируемых из различных уровней бюджета, один - государство. Таким образом, и в случае межбюджетной передачи имущество будет получено от собственника учреждения.

Кроме безвозмездной передачи (получения) от учреждений бюджетной системы РФ, государственных и муниципальных учреждений получение нефинансовых активов безвозмездно может происходить по договору дарения. По договору дарения учреждение может получить имущество от физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность. При получении имущества безвозмездно следует иметь в виду, что от налогообложения прибыли освобождаются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности только в форме пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому следует разграничивать понятия пожертвования и дарения.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут осуществляться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса.

Если имущество получено не по договору пожертвования, а по договору дарения (безвозмездно), то для целей налогообложения прибыли его рыночная стоимость включается в состав внереализационных доходов единовременно в момент фактического получения имущества (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Основное средство, полученное налогоплательщиком безвозмездно и соответствующее критериям, установленным п. 1 ст. 256 Налогового кодекса, является амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества устанавливается в соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса, согласно которому при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса, но не ниже остаточной стоимости, определяемой в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса, - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (Письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/350).

Как начисляется амортизация в налоговом учете по имуществу, полученному по договору дарения? Начислять амортизацию в налоговом учете следует только в том случае, если стоимость имущества включена во внереализационный доход. Если учреждение решило, что имущество получено в рамках целевого поступления и не включило его стоимость в налогооблагаемый доход, то амортизационные отчисления не должны производиться, поскольку в налоговом учете стоимость такого имущества равна нулю.

Если имущество, полученное бюджетным учреждением по договору дарения (пожертвования), соответствует требованиям п. 1 ст. 256 Налогового кодекса, то на него начисляется амортизация.

НДС

При безвозмездной передаче основных средств не облагается НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). В иных случаях, когда основные средства передаются безвозмездно, НДС придется заплатить.

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала "Бюджетный учет"

В настоящее время достаточно часто хозяйствующие субъекты оформляют договор безвозмездного пользования имуществом. С его помощью, например, юридические лица оформляют отношения, связанные с эксплуатацией материальных ценностей, подлежащих в будущем приобретению в рамках сделки купли-продажи. Рассмотрим далее, что собой представляет право безвозмездного пользования имуществом.

Общие сведения

У многих субъектов-участников рассматриваемых отношений возникает вопрос, связанный с формой и типом соглашения, посредством которого осуществляется юридическое оформление действий. На первый взгляд, сделка имеет те же признаки, что и аренда недвижимого имущества. Однако последняя предполагает оплату за предоставление материальных ценностей (ст. 606 ГК). Безвозмездное пользование недвижимым имуществом регламентируется гл. 36 ГК. Соглашение, которое оформляют участники, именуется ссудным, а участники - ссудодателем и ссудополучателем.

Суть отношений

Одна сторона обязуется предоставить на конкретный срок материальные ценности другой, а последняя, в свою очередь, обязуется вернуть вещь в том же состоянии, в котором она была получена, с учетом нормальной степени износа или в виде, определенном в соглашении. В качестве участников сделки могут выступать юрлица или граждане. Для коммерческих предприятий устанавливается ограничение на предоставление в безвозмездное пользование материальных ценностей руководителям, учредителям, членам контрольного или административного органа. Если оформляется безвозмездное пользование муниципальным имуществом, в качестве ссудодателя могут выступать:

  1. Органы управления.
  2. Бюджетные, казенные, автономные учреждения.

Предоставление объектов в последних двух случаях осуществляется при наличии письменного согласия собственника.

Нюанс

По ст. 690 ГК в качестве ссудодателя может выступать собственник объекта либо лицо, которое управомочено владельцем либо имеет соответствующее право по прямому указанию закона. Так, по такому нормативному предписанию сооружения, здания и предприятия могут выступать как объект рассматриваемой сделки. При этом в качестве ссудодателя может выступать арендатор без согласия на это арендодателя (если иное не установлено соглашением между ними). Вместе с этим последний должен получить согласие первого по ст. 615 ч. 2 ГК, если решит предоставить кому-либо объект на определенный срок без платы.

Предмет соглашения

В качестве него выступают индивидуально-определенные, непотребляемые вещи. Этим характеристикам соответствует множество объектов. В частности, к ним относят помещения, сооружения, участки. Безвозмездное пользование в этих случаях, однако, осуществляется по определенным правилам. В первую очередь, в соглашении должны четко указываться сведения, по которым можно определить конкретный объект, являющийся предметом сделки. В случае отсутствия соответствующей информации в документе условие о вещи считается несогласованным. Это, в свою очередь, делает договор безвозмездного пользования имуществом незаключенным. К примеру, при предоставлении части здания либо помещения в документе необходимо указывать номера комнат согласно техническому паспорту или оформлять приложение, содержащее план с выделенными площадями.

Договор безвозмездного пользования: образец

В ГК отсутствуют конкретные предписания, касающиеся формы документа. На практике его составление осуществляется по примеру соглашения об аренде на период более года или на любой срок, если в качестве одного из участника сделки выступает юрлицо. Федеральная регистрационная служба утвердила различные инструкции относительно порядка, в соответствии с которым ставится на учет имущество, переданное в безвозмездное пользование. Выработаны также правила, относящиеся к объектам культурного наследия, лесного фонда и пр.

В качестве одного из существенных условий соглашения выступает период, в течение которого будет осуществляться безвозмездное пользование недвижимым имуществом. Этот период может быть как неопределенным, так и конкретным. В первом случае соглашение может расторгаться в одностороннем порядке. При этом инициатор прекращения отношений обязан известить второго участника о своих намерениях за один месяц. Само соглашение может предусматривать и другой срок уведомления.

Безвозмездное пользование земельным участком либо другим объектом оформляется документом, в котором присутствуют пункты о предмете, периоде действия, сторонах сделки. В соглашении устанавливаются обязанности и ответственность участников. При аренде в документе указывается размер и порядок оплаты. В ссудном соглашении этот пункт отсутствует. В нем указывается на безвозмездное пользование земельным участком или иным объектом – ключевое условие сделки.

Ответственность

Ссудодатель отвечает за дефекты объекта, которые он по грубой неосторожности либо умыслу не оговорил во время оформления соглашения. За недостатки, о которых не знал субъект, которым осуществляется предоставление материальных ценностей, либо о которых ему было известно, но он указал на них при совершении сделки, либо которые должны быть выявлены получателем при осмотре или проверке, он ответственности не несет.

Существует еще одно важное правило, в соответствии с которым осуществляется безвозмездное пользование имуществом. Временно эксплуатируемые объекты могут затрагивать интересы третьих лиц. Ссудодатель отвечает за вред, причиненный сторонним субъектом при использовании вещи, в случае если не сможет доказать, что ущерб возник в результате грубой неосторожности или умысла получателя либо лица, у которого объект оказался с согласия последнего. Другие субъекты могут обладать правами на имущество, предоставляемое в безвозмездное пользование. Оформление соответствующего соглашения не лишает этих субъектов имевшихся у них юридических возможностей.

Важные моменты

Оформляя акт приема-передачи объекта, ссудодатель обязан предупредить получателя о третьих лицах, интересы которых затрагиваются данной сделкой. В противном случае вторая сторона может требовать расторжения соглашения и компенсации ущерба, понесенного ею. Безвозмездное пользование недвижимым имуществом не прекращается при переходе объекта в собственность другого лица. Действие соглашения сохраняется и в случае гибели ссудодателя-гражданина или ликвидации/реорганизации юрлица, от которого был получен объект. В таких ситуациях обязанности и права ссудодателя переходят к его преемникам. В случае смерти ссудодателя физлица или ликвидации организации допускается также прекращение действия соглашения.

Досрочное расторжение

Соглашение на безвозмездное пользование недвижимым имуществом может быть прекращено до истечения периода его действия ссудодателем в случаях, когда получатель:


Получатель может расторгнуть соглашение досрочно, если:

  1. Обнаружены дефекты объекта, вследствие которых его нормальная эксплуатация невозможна или обременительна при условии, что он не знал и не мог знать о них, когда осуществлялось заключение договора безвозмездного пользования имуществом.
  2. Вещь вследствие обстоятельств, за которые он ответственности не несет, оказалась в состоянии, непригодном для эксплуатации.
  3. Ссудодатель не предупредил о правах сторонних лиц на имущество при оформлении соглашения.
  4. Субъект, от которого принята вещь, не исполнил обязанности предоставить ее, принадлежности или документы, относящиеся к ней.

Особенности эксплуатации

Оформляя акт приема-передачи, ссудополучатель принимает на себя определенные обязанности. В частности, эксплуатация объекта должна осуществляться в соответствии с условиями соглашения. Если они не прописаны в документе, вещь используется согласно ее назначению. Получатель обязан поддерживать материальные ценности в исправном состоянии. Речь в том числе идет о производстве капремонта и осуществлении всех расходов на содержание вещи, если иное не установлено условиями соглашения. Все неотделимые улучшения, которые совершил получатель, выступают в качестве его собственности, если в договоре не предусматривается другое. Если они произведены без согласия ссудодателя, то расходы на них компенсации не подлежат. Иное условие может устанавливаться соглашением между сторонами.

Налогообложение

В п. 8 ст. 250 НК установлено, что безвозмездно приобретенное имущество относится к внереализационным расходам. Разъяснения по этому поводу даны президиумом ВАС в Информационном письме № 98 от 22.12.2005 г. В нем сказано, что предприятие, эксплуатируя чужой объект, получает имущественное право. Следовательно, возникает выгода. Доходы, полученные при использовании имущества, приобретенного по договору безвозмездного пользования, необходимо учитывать в расчете налога с прибыли. Затраты на содержание объекта можно включить в расходы при начислении суммы обязательного платежа в бюджет. При этом должны соблюдаться определенные условия:

Особенности оценки

Прибыль устанавливается исходя из рыночной стоимости (с учетом положений ст. 40 НК) аренды аналогичного имущества. Данное утверждение присутствует в Письме Минфина № 03-03-04/1/359 от 19.04.2006 г. В другом разъяснении плательщикам разрешалось самостоятельно устанавливать порядок, по которому будет осуществляться оценка доходов, касающихся безвозмездного приобретения имущественных прав. При этом Минфин напоминает, что схема расчета таких поступлений НК не устанавливается. Кроме этого в письме указывается, что оценка дохода аналогично порядку определения рыночной цены на услуги, продукцию, работы выступает в качестве права, а не обязанности предприятия. Тем не менее в любом случае сведения о стоимости должны подтверждаться ссудополучателем с помощью соответствующих документов либо посредством выполнения независимой оценки. Доказывать идентичность объектов достаточно проблематично. Для этого налоговым органам надлежит исследовать цену, которая сложилась на рынке аналогичных услуг при сопоставимых экономических условиях за аренду. Кроме этого должно проводиться сравнение схожих характеристик и подобных компонентов, позволяющих выполнять объекту одинаковые функции.

Получение объекта от учредителя

Согласно п. 1, подп. 11 НК, в процессе определения налоговой базы доходы в форме имущества, полученного от участника общества, владеющего более 50 % уставного капитала, не учитываются. Но в данном положении речь идет о приобретенных материальных ценностях. Оно не относится к безвозмездному пользованию имуществом. В этой связи полученная прибыль должна учитываться в расчетах. Это подтверждается и Письмом Минфина № 03-11-04/3/88.

Спецрежимы обложения

Предприятия, работающие по УСН, устанавливают доходы по положениям ст. 250 и 249 НК. В соответствии с этим на основании п. 8 ст. 250 НК у таких компаний при получении объектов в безвозмездное пользование появляется внереализационный доход. Предприятие может применять в ходе деятельности ЕНВД. В Письме Минфина № 03-11-04/3/83 сказано, что осуществлять налогообложение экономической прибыли не нужно. Это обусловливается тем, что в соответствии с п. 8 ст. 250 НК поступления от безвозмездного пользования относятся к внереализационному доходу. При этом компании, осуществляющие деятельность с применением ЕНВД, не имеют отношения к затратам по налогу с прибыли.

Порядок предоставления объектов из муниципальной (государственной) собственности

Решение о передаче имущества принимает глава исполнительной власти. Субъект, заинтересованный в получении объекта, направляет заявление в орган управления. В течение 30 дней с момента получения обращения и необходимых документов глава исполнительной структуры принимает одно из решений:

В первом случае конкурс (аукцион) проводится в соответствии с порядком, определенным в антимонопольном законодательстве. Без торгов имущество может предоставляться:

  1. В соответствии с международными соглашениями, ФЗ, определяющими другой порядок распоряжения объектами, решениями суда, актами президента страны.
  2. Госорганам, структурам территориальной власти, внебюджетным фондам, ЦБ.
  3. Муниципальным и госучреждениям, госкорпорациям, госкомпаниям.
  4. Некоммерческим объединениям, сформированным в виде союзов и ассоциаций (работодателей, работников и пр.), общественных и религиозных организаций, ТСЖ и другим при условии осуществления ими деятельности, ориентированной на решение проблем социальной сферы и развитие в РФ гражданского общества.
  5. Торгово-промышленным, нотариальным, адвокатским палатам.
  6. Субъекту, имеющему права пользования/владения сетью инженерно-технических коммуникаций, если имущество, которое передается, является ее частью, и в других случаях.

В качестве основания для составления договора выступает постановление главы исполнительного органа или заключительный протокол торгов.

Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В.Л. Киселева,
эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

Порядок отражения объектов учета аренды

При первом применении Стандарта "Аренда" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н) возникает вопрос: как классифицировать договор безвозмездного бессрочного пользования? Имущество, полученное по данному договору в пользование до 1 января 2018 года, учтено на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Согласно п. 26 Стандарта "Аренда" передача имущества в безвозмездное пользование является частным случаем заключения договора аренды на льготных условиях. Классификация объекта учета аренды, в том числе отнесение договора к операционной или финансовой аренде, относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Согласно положениям п. 37 Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" информация о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности (например, профессиональные суждения о том, являются ли договоры соглашениями об аренде), подлежит раскрытию в пояснительной записке к отчетности. Унифицированный бланк профессионального суждения законодательно не утвержден, поэтому необходимо разработать такой документ и утвердить локальным нормативным актом.
Договор бессрочного безвозмездного пользования можно квалифицировать и в качестве операционной аренды, используя такую аргументацию.
Как правило, в соответствии с положениями договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями ссудополучателю, например бюджетному образовательному учреждению, объект предоставлен для использования под учебные цели. Таким образом, учреждение получает право пользования нежилым помещением для извлечения его полезного потенциала в целях выполнения государственного задания, утвержденного в настоящий момент на 2018-2020 годы.

05.10.2010

Информационное сообщение

Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия

Нередко организации, не имея достаточных средств для покупки необходимого имущества, берут его во временное пользование. Например, это может быть персональный компьютер или личный автомобиль сотрудника. Но бывает и так, что в безвозмездное пользование предоставляются здания, помещения или оборудование. Разобраться c нюансами исчисления налога на прибыль в подобной ситуации поможет статья

Для осуществления предпринимательской деятельности требуются различные основные средства. Но организации не обязательно приобретать их в собственность. Она может взять это имущество в аренду или в безвозмездное пользование. Передачу имущества в безвозмездное пользование многие иногда путают c безвозмездной передачей имущества. Однако разница между этими операциями принципиальная - при безвозмездной передаче имущества право собственности на него переходит от передающей стороны к получающей. А собственник имущества, переданного в безвозмездное пользование, не меняется - это ссудодатель (передающая сторона).

Правовое регулирование

В соответствии c пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, c учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Таким образом, договор безвозмездного пользования по сути близок к договору аренды. Поэтому к подобным договорам применяются отдельные правила, установленные для арендных отношений. Основное отличие договора ссуды от договора аренды - его безвозмездность, ведь договор аренды предусматривает предоставление вещи во временное пользование и владение за плату.

Как правило, между собственником или иными лицами, управомоченными на то законом или собственником (далее - ссудодатели), и ссудополучателями возникают вопросы, связанные c содержанием указанного имущества, его эксплуатацией, ремонтом и др. Эти вопросы регулируются нормами статьи 695 ГК РФ. В ней определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и осуществлять все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.

Кроме того, ссудополучатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения полученной в безвозмездное пользование вещи, если она погибла или была испорчена в связи c тем, что ссудополучатель использовал ее не в соответствии c договором или назначением вещи либо передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя (ст. 696 ГК РФ).

При безвозмездном использовании имущества нужно признать доход

Чем обернется безвозмездное пользование имуществом. При получении имущества по договору ссуды у организации появляется право бесплатно пользоваться данным имуществом. В пункте 8 статьи 250 Налогового кодекса указано следующее. При безвозмездном получении имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, у организации-получателя возникает внереализационный доход, который необходимо учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль согласно статьям 247 и 248 НК РФ.

Отметим, что данный подход уже достаточно давно подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2008 по делу № А82-11801/2007-14, правомерность которого подтверждена Определением ВАС РФ от 22.09.2008 № 11458/08). А в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных c применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ № 98) указано, что в силу пункта 8 статьи 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода. Применение данной нормы не ограничено только имущественными правами, представляющими собой требования к третьим лицам. Данное положение подлежит применению также и при безвозмездном получении права пользования вещью.

Установленный названной нормой принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых c учетом положений статьи 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке дохода, возникающего при безвозмездном получении имущественного права, в том числе права пользования вещью.

Кстати

Подлежит ли государственной регистрации договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом

Как уже отмечалось, отношения сторон по договору безвозмездного пользования схожи c отношениями по договору аренды. Правила, регулирующие арендные правоотношения, предусмотренные главой 34 ГК РФ, которые применяются к договорам безвозмездного пользования, указаны в пункте 2 статьи 689 ГК РФ (см. вынос на этой странице). Отметим, что среди них отсутствует норма пункта 2 статьи 609 ГК РФ, которой установлена обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Напомним, что согласно пункту 1 статьи 164 ГК РФ сделки c землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных в статье 131 ГК РФ и Федеральном законе от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок c ним». В перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации (ст. 131 ГК РФ), права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не упомянуты.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена государственная регистрация договора передачи объекта недвижимости в безвозмездное временное пользование и возникшего в связи c этим у ссудополучателя права временного безвозмездного пользования объектом недвижимости, а также временного обременения собственности на объект недвижимости. Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 02.11.2006 по делу № А65-37749/2005-СГ3-13 и ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2008 № Ф04-4239/2008(7906-А46-9))

Если имущество получено от учредителей. Согласно пункту 2 статьи 38 НК РФ (в отличие от статьи 128 ГК РФ) имущественные права не относятся к имуществу. Поэтому льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не распространяется на доходы в виде полученных имущественных прав. Напомним, что на основании указанной нормы главы 25 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации:

  • если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
  • уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации.

Следовательно, организации, получившие в безвозмездное пользование имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны включить в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Оценка полученного дохода. Итак, не вызывает сомнений, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права, а значит, у организации возникает налогооблагаемый доход. Правомерен вопрос - как оценить названный внереализационный доход при определении налоговой базы?

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых c учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии c главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Таким образом, налогоплательщик, получивший по договору в безвозмездное пользование имущество, отражает в налоговом учете внереализационный доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, величина которого определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Правомерность применения положений статьи 40 НК РФ к имущественным правам также подтверждается указанной выше судебной практикой.

Обратите внимание: условия сделок по аренде нежилого помещения и по передаче аналогичного имущества в безвозмездное пользование могут быть признаны сопоставимыми, на что указал Высший арбитражный суд РФ в Определении от 23.07.2007 № 8714/07.

Причем в пункте 2 информационного письма Президиума ВАС РФ № 98 содержатся выводы о возможности оценки дохода, получаемого при безвозмездном пользовании имуществом, на основании обычно применяемых ставок арендной платы, взимаемых за пользование аналогичным имуществом. Следовательно, для оценки дохода в виде безвозмездного пользования имуществом как минимум необходимо установить (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.10.2009 № А42-7203/2008):

  • аналогичность (однородность) имущества, сданного в аренду и переданного в безвозмездное пользование;
  • сопоставимость условий сделок по аренде и передаче имущества в безвозмездное пользование.

ООО «Альфа» (ссудополучатель) c 1 сентября 2010 года заключило договор безвозмездного пользования офисным помещением площадью 50 кв. м на третьем этаже здания сроком на пять лет. Рыночная цена аренды 1 кв. м в данном помещении составляет 1000 руб., о чем у ссудополучателя имеется письмо собственника здания (это ставка, по которой сдаются в аренду аналогичные помещения, находящиеся на этом же этаже в этом же здании).

Сумма, которую ссудополучатель должен ежемесячно признавать в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ), составит 50 000 руб. (50 кв. м × 1000 руб.).

Указанный доход нужно отражать по строкам 103 приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, а также по строке 100 в составе итоговой суммы внереализационных доходов.

Дата признания «безвозмездного» дохода. В какой момент следует учитывать доход при безвозмездном пользовании имуществом? Организации, применяющие метод начисления, должны признавать такие доходы в течение всего периода пользования имуществом на конец каждого квартала (месяца). Основание - пункт 1 статьи 271 и статья 285 НК РФ.

Для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, датой получения дохода в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом считается дата подписания документов, подтверждающих передачу имущественных прав, или дата фактического получения имущественных прав на безвозмездное пользование имуществом (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При передаче имущества по договору ссуды негативные налоговые последствия возникают не только у ссудополучателя, но и у ссудодателя.

Налоговый учет у ссудодателя

Организация, передавшая имущество в безвозмездное пользование, исключает его из состава амортизируемого имущества c месяца, следующего за месяцем передачи имущества. Поэтому по основным средствам, передаваемым по договору ссуды, начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. Данный порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 256 и пунктом 2 статьи 322 Налогового кодекса.

После окончания договора безвозмездного пользования и возврата основных средств налогоплательщику-ссудодателю амортизация начисляется в общеустановленном порядке начиная c 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику.

Обратите внимание: ссудодатель не может учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты по содержанию и поддержанию такого имущества в исправном состоянии, даже если это предусмотрено договором ссуды, поскольку данные затраты не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ. Они не будут являться для ссудодателя экономически обоснованными, так как он не использует это имущество в предпринимательской деятельности. Кроме того, в пункте 16 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных c такой передачей.

Расходы на содержание и эксплуатацию полученного имущества

Напомним, что согласно статье 695 Гражданского кодекса на ссудополучателя возлагаются затраты:

  • на содержание объекта ссуды;
  • поддержание его в исправном состоянии, включая текущий ремонт.

Подобные затраты необходимы для нормальной эксплуатации имущества в процессе деятельности, направленной на получение прибыли у организации, получившей имущество по договору ссуды.

В целях налогового учета расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, в случае осуществления деятельности, направленной на получение дохода и связанной c использованием имущества, полученного по договору безвозмездного пользования, организация вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли затраты на содержание такого имущества (включая затраты по его поддержанию в исправном состоянии). Конечно, при условии их соответствия нормам статьи 252 НК РФ.

Разумеется, названные затраты будут учитываться, если согласно заключенному сторонами договору ссуды эти затраты возложены на организацию-ссудополучателя. Речь идет о затратах на оплату коммунальных, эксплуатационных услуг, услуг связи и др. Они могут быть включены ссудополучателем в состав прочих расходов, связанных c производством и (или) реализацией, при подтверждении этих расходов соответствующими первичными документами - счетами ссудодателя, составленными на основании аналогичных документов, выставленных организации-ссудодателю соответствующими организациями, в отношении фактически используемых ссудополучателем коммунальных, эксплуатационных услуг и услуг связи.

Расходы на ремонт

Пунктом 1 статьи 260 НК РФ определено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором такие расходы осуществлены, в размере фактических затрат. А в пункте 2 данной статьи сказано, что ее положения применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. Поскольку по сути отношений договоры аренды и безвозмездного пользования близки, расходы, связанные c ремонтом амортизируемых основных средств, арендуемых налогоплательщиком, и основных средств, полученных в безвозмездное пользование, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных c производством и реализацией (при условии их соответствия нормам пункта 1 статьи 252 НК РФ). Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/159.

Как известно, налогоплательщик для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии c порядком, установленным положениями статьи 324 НК РФ. В ней указано, что такой резерв рассчитывается исходя из суммы первоначальной стоимости всех объектов амортизируемого имущества, однако имущество, полученное по договору ссуды, не входит в состав амортизируемого. Поэтому за счет созданного резерва на ремонт основных средств могут быть списаны только расходы на ремонт собственных основных средств организации-ссудополучателя.

Капитальные вложения в имущество, полученное по договору безвозмездного пользования

Напомним, что c 2009 года к амортизируемому имуществу, помимо капитальных вложений в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором c согласия арендодателя, также относятся и капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем c согласия организации-ссудодателя в объекты основных средств, предоставленные по договору безвозмездного пользования.

Указанные капитальные вложения в объекты основных средств, полученные по договору ссуды, амортизируются в следующем порядке:

  • если их стоимость возмещается организацией-ссудодателем, то амортизацию начисляет ссудодатель;
  • если их стоимость не возмещается организацией-ссудодателем, то амортизацию по ним начисляет ссудодатель в течение срока действия договора безвозмездного пользования исходя из сумм амортизации, рассчитанных c учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии c Классификацией основных средств .

ООО «Сигма» c 1 мая 2009 года заключило договор безвозмездного пользования офисным помещением на третьем этаже здания сроком на пять лет. В августе 2010 года c согласия собственника здания (ссудодателя) ООО «Сигма» за свой счет осуществило перепланировку помещения, носящую капитальный характер. Работы закончены в сентябре, общая сумма затрат на неотделимые улучшения составила 100 000 руб. Данное здание входит в восьмую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 20 и до 25 лет включительно). Организация-ссудополучатель установила срок полезного использования по произведенным капитальным вложениям - 20 лет 10 месяцев (250 мес.).

Следовательно, c октября 2010 года ссудополучатель вправе начать начислять амортизацию по произведенным капитальным вложениям. Норма амортизации (п. 4 ст. 259 НК РФ) составляет 0,4% (1 ÷ 250 мес. × 100%) в месяц или 4,8% (0,4% × 12 мес.) в год. Ежемесячная сумма амортизации равна 400 руб. (100 000 руб. × 0,4%).

Значит, ООО «Сигма» может учитывать в налоговом учете расходы в сумме 400 руб. ежемесячно начиная c октября 2010 года.

Обратите внимание: правила применения амортизационной премии в размере от 10 до 30% на ссудополучателя не распространяются. Ведь произведенные им неотделимые улучшения являются неотъемлемой частью имущества, полученного в безвозмездное пользование, и не остаются на балансе у ссудополучателя, а подлежат возврату вместе c имуществом собственнику. Кроме того, для капитальных вложений в объекты основных средств, полученных по договору безвозмездного пользования, установлен особый порядок начисления амортизации, предусмотренный статьей 258 НК РФ. Такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 09.02.2009 № 03-03-06/2/18.

Причем сумма капитальных вложений в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем, при возврате их ссудодателю не учитывается им в доходах при определении налоговой базы. Основание - подпункт 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Получение имущества в безвозмездное пользование различными категориями налогоплательщиков

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации. Требование о включении в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав не распространяется на случаи, поименованные в статье 251 НК РФ. Так, согласно пункту 2 данной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Справка

Бухгалтерский учет операций по безвозмездному пользованию имуществом

Основные средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются у организации-ссудополучателя на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При передаче основных средств ссудополучателю оформляется акт приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б). На основании этого акта в бухучете производится запись по дебету забалансового счета 001 на оценочную стоимость основного средства, указанную в договоре.

На полученное в безвозмездное пользование основное средство следует заполнить инвентарную карточку унифицированной формы № ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б), в которой делают пометку «Безвозмездное пользование. За балансом». Инвентарные карточки по объектам, учитываемым за балансом, хранятся отдельно.

По окончании (прекращении, расторжении) договора безвозмездного пользования и возврату ссудодателю его имущества необходимо:

  • оформить акт по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
  • в инвентарной карточке сделать соответствующую запись о снятии c забалансового учета основного средства в связи c окончанием договора безвозмездного пользования;
  • с кредита забалансового счета 001 списать стоимость возвращаемого основного средства

К указанным целевым поступлениям c 2010 года также относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности. Основание - подпункт 16 пункта 2 статьи 251 НК РФ (введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ). Если бюджетное учреждение заключит договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности третьего лица (индивидуального предпринимателя), учет доходов в целях налогообложения прибыли будет производиться в общем порядке.

Образовательные учреждения. В подпункте 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Отметим, что названным выше подпунктом предусмотрено освобождение перечисленных в нем образовательных учреждений только при получении доходов в виде безвозмездно полученного имущества. Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав данной нормой не предусмотрено.

Как уже отмечалось, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Причем получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

С 2010 года образовательные учреждения, как и иные некоммерческие организации, вправе не учитывать в доходах имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Муниципальные унитарные предприятия. Нередко муниципальные образования в лице комитетов по управлению имуществом передают имущество муниципальным предприятиям по договору безвозмездного пользования. Возникает ли в этой ситуации у МУП доход, подлежащий обложению налогом на прибыль? Подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Обратите внимание: если собственник передает унитарному предприятию имущество по договору безвозмездного пользования, предприятие получает безвозмездно от собственника не имущество, а имущественное право (право пользования данным имуществом). Действие указанной выше нормы на имущественные права не распространяется. Поэтому у МУП на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ возникает доход, облагаемый налогом на прибыль. Этот доход оценивается в размере рыночной цены на аренду аналогичного имущества. Именно такой точки зрения в настоящее время придерживается Минфин России (письма от 24.07.2008 № 03-03-06/2/91 и от 04.02.2008 № 03-03-06/1/77).

Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход. На первый взгляд организации, переведенные на уплату ЕНВД, не являются плательщиками налога на прибыль. Однако такое утверждение не совсем верно - налог на прибыль не уплачивается только в отношении доходов от видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Но бывает, что организации - плательщики ЕНВД осуществляют розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами и при этом используют торговое оборудование, полученное от учредителя (учредителей) на основании договора безвозмездного пользования. Возникает ли в данной ситуации доход, облагаемый налогом на прибыль? Как было сказано выше, Президиум ВАС РФ в информационном письме № 98 указал, что согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав признается в качестве внереализационного дохода.

Минфин России в письмах от 15.08.2007 № 03-11-04/3/324 и от 23.12.2008 № 03-11-04/3/568, ссылаясь на позицию ВАС РФ, разъяснил, что при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой ЕНВД, экономическая выгода организации в виде имущественного права на торговое оборудование, полученное в безвозмездное пользование, подлежит включению в состав доходов, облагаемых налогом на прибыль.

Рамиль

"Следовательно, организации, получившие в безвозмездное пользование имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны включить в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества."

НК РФ: "ст. 251 п.1 п/п 11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;"

Разве учредители - это не физ. лица?

Андрей

А если физическое лицо передало имущество (машину) по договору безвозмездного пользования ИП (своему супругу). И ИП (супруг) оказывает услуги по грузоперевозкам, платит ЕНВД. И у него тоже возникает дополнительный внереализационный доход? Тогда в семье надо супругам заключать договор аренды машины за деньги. Потом договор аренды супруга и так далее платить налоги? Бред какой-то.



Просмотров