Как использовать подвальный этаж центра дополнительного образования. Приложение Д. Перечень помещений, размещение которых по процессу деятельности общественных зданий допускается в подвальном и цокольном этажах. Требования к отделке

Долгосрочная аренда или приватизация подвального помещения обходится предпринимателю дешевле, чем аренда офиса или квартиры. Содержать бизнес в подвале достаточно выгодно, однако, следует правильно оформить его с технической и юридической точки зрения.

  • Во-первых, для аренды подвального помещения нужно согласие владельцев, будь то муниципальная структура или большинство жильцов кооперативного дома.
  • Во-вторых, есть ограничения на виды деятельности, которыми можно заниматься в подвальном помещении. Токсичное производство с использованием химикатов запрещено законодательством, а шумное заведение с музыкой будет раздражать владельцев квартир, что приведёт к многочисленным жалобам и конфликтам.
  • В-третьих, важно учесть все риски и затраты на ремонт и модернизацию. Подвал часто находится в аварийном состоянии. Нужно подготовить помещение, чтобы оно соответствовало всем нормам и не вредило здоровью сотрудников и посетителей.

Какой деятельностью разрешено заниматься в подвале жилого дома

Если речь идёт о частном доме, здесь всё гораздо проще. Предприниматель является собственником и жильцом одновременно. А вот организация бизнеса в цокольном этаже многоквартирного дома ‒ довольно хлопотное занятие.

В подвальном помещении можно открыть магазин или сервисный центр.

Для малого и среднего бизнеса интерес представляют подвалы площадью 30‒250 кв. м, в которых можно открыть офис, мастерскую или магазин. В целом для торговли разрешается использовать площадь не более чем 400 кв. м, без учёта складских и подсобных помещений. Площадь для салона красоты не должна превышать 300 кв. м. Но цоколь таких размеров в городе найти практически невозможно, поэтому речь идёт о небольших помещениях.

Чаще всего, конечно же, открывают бизнес, связанный с обслуживанием людей, проживающих в доме и его окрестностях.

  1. Аптеки, продуктовые и промышленные магазины, канцтовары, бутики с одеждой, небольшие торговые точки со специализированным товаром.
  2. Ателье и мастерские по ремонту одежды, обуви.
  3. Сервис починки компьютеров, телефонов и бытовой техники.
  4. Офис, принимающий заказы на изготовление продукции. При этом производство может находиться в другой части города или даже за его пределами.
  5. Фотоателье, проявка и печать фотоплёнок; продажа расходных материалов и комплектующих для фотокамеры.
  6. Реставрационные мастерские и художественные салоны; выставочные залы.
  7. Турагентство.
  8. Пункты приёма вторичного сырья.
  9. Спортклуб или тренажёрный зал могут разместиться в помещении до 100 кв. м и практически не требуют дорогостоящей отделки.
  10. Парикмахерские, маникюрный салон, кабинет косметолога или массажиста, солярий.
  11. Бильярдный клуб.
  12. Кафе, закусочные или бар.

Ремонт электроники в подвальном помещении.

Разрешённые виды деятельности должны соответствовать таким требованиям:

  • подвал граничит с жилыми квартирами, поэтому арендатор обязан позаботиться, чтобы его бизнес не мешал людям;
  • обязательным условием является оборудование систем вентиляции;
  • заведения общепита могут одновременно принимать на более 50 человек;
  • нельзя включать громкую музыку и производить шум, превышающий санитарные нормы;
  • законодательно время работы заведений ограничено промежутком с 8:00 утра до 23:00 вечера.

Запрещенные виды деятельности

Для некоторых видов деятельности подвал не подойдет:

  1. Поскольку громкая музыка и шум недопустимы, в жилом доме нельзя открыть ночной клуб или другое подобное заведение.
  2. Запрещено устраивать производство, которое может стать источником шума, грязи и неприятных запахов.
  3. По этим же причинам не получится открыть химчистку или прачечную.
  4. В подвальном помещении не разрешается размещать медицинское учреждение, делать бассейн или сауну.
  5. Нельзя открыть похоронное бюро и предоставлять ритуальные услуги.
  6. В подвале не может размещаться оптовый и мелкооптовый склад.

Деятельность на арендованной площади не должна нарушать санитарно-гигиенические нормы и правила пожарной безопасности. Кроме того:

  • для бизнеса запрещается использовать другие помещения коллективного пользования, которые граничат с подвалом: подъезд, лестницу, коридоры, лифт;
  • магазин или офис должен иметь отдельный обустроенный выход на улицу;
  • важно, чтобы инженерные коммуникации и оборудование дома оставались доступными.

Техническое помещение, которое не используется жильцами, по решению муниципалитета или товариществом собственников может быть переведено в статус нежилого. После этого потенциальный арендатор может начинать процедуру его оформления.

Правовое оформление помещения

Подвал или цоколь многоквартирного дома не может быть отчуждён и продан в пожизненное владение предпринимателю. Приватизировать его вправе только собственник жилого помещения, к которому этот подвал прилегает.

Чтобы открыть бизнес в неиспользуемом техническом помещении, нужно заключить договор аренды с муниципалитетом или получить разрешение большинства жильцов дома, каждому из которых в равной доле принадлежат нежилые помещения.

Если подвал многоквартирного дома принадлежит кооперативу собственников, юридическое оформление аренды начинается со сбора подписей. Часть жильцов может высказаться против нового бизнеса. Арендатору предстоит убедить их в том, что фирма или магазин не доставят неудобств и даже поспособствуют обустройству территории.

Например, владелец бизнеса может заасфальтировать дорожки, разбить клумбы и отреставрировать стену дома возле наружного . Выгода для кооператива также в том, что плата за аренду будет уменьшать счета за использование общих нежилых помещений. Помимо этого арендатор наравне со всеми жильцами оплачивает услуги ЖЭКа и собственные коммунальные платежи.

Сбор и подача документации

Для аренды технического помещения следует подать заявление в муниципалитет или ЖЭК, в зависимости от формы собственности на подвал. В заявлении указывается цель и срок аренды.

  1. Оформляется заключение санэпидемстанции, пожарной и коммунальной служб, которые признают помещение пригодным для выбранного вида деятельности. Без решения этих организаций подвал может использоваться только для хозяйственных целей.
  2. После этого заключается договор с районной администрацией. В этом документе описаны условия аренды, её сроки и сумма оплаты.
  3. Права и обязанности сторон регулирует Гражданский кодекс, при условии, если в договоре нет специальных указаний на этот счёт.
  4. Техническое помещение, которое принадлежит кооперативу собственников, оформляется посредством ЖЭКа.
  5. После подачи заявления от потенциального арендатора ЖЭК оповещает жильцов. На общем собрании собственники принимают решение о возможности аренды путём голосования.
  6. Договор аренды заключается с бухгалтерией коммунальной службы. Вырученные деньги распределяются для обустройства дома и прилегающей территории, а также идут на оплату электричества, воды и газа в общих помещениях.

Предпринимателю нужно получить лицензию на выбранную деятельность и ознакомиться с требованиями к помещению, в котором её можно осуществлять. Если подвал раньше не использовался для бизнеса или социально-общественной деятельности, его нужно будет реконструировать.

Понадобится справка из БТИ, которая даёт разрешение на переоборудование помещения, и геодезическая оценка прилегающего участка. Для оформления технической документации арендатор может обратиться в проектную контору, сотрудники которой имеют большой опыт работы с городскими службами и помогут с юридическим урегулированием.

Ремонт и техническая инспекция

Большинство подвалов не соответствуют требованиям техники безопасности, и особенно нормам санэпидемстанции. Это холодные, ветхие помещения, которые подтапливаются грунтовой водой. Отмежевав часть подвала, в котором находятся инженерные коммуникации, арендатор делает реконструкцию согласно проекту.

  1. Прежде всего, нужно сделать гидроизоляцию подвала. Сырость становится причиной появления грибка и неприятного запаха. Сотрудники и посетители не смогут долго находиться в таком помещении без вреда для здоровья. К тому же портится отделка, ржавеют металлические детали, но опаснее всего то, что от воды может замкнуть проводку.
  2. В подвальном помещении не хватает света, даже если цоколь достаточно высокий и в стене есть окна. Нужно обеспечить дополнительное освещение энергосберегающими лампами, поскольку расход электричества в подвале будет большой.
  3. Обязательно нужно установить хорошую вентиляционную систему. Важность циркуляции воздуха в подвале трудно переоценить, особенно если площадь больше 50 кв. м. и простые отдушины в стенах недостаточно эффективны. Плохо работающая вентиляция может быть причиной влажности, поскольку на стенах с внутренней стороны образуется конденсат.
  4. Если арендатор планирует открыть в подвале заведение общепита с кухней, нужно сделать вытяжку, чтобы дым и запахи не шли в сторону лестничной площадки и квартир.
  5. При больших скоплениях посетителей и наличии негромкой музыки следует позаботиться о звукоизоляции ещё до того, как в помещении будет сделан ремонт и обустроен интерьер.

Не следует забывать о ремонте и качественном освещении.

Низкая цена аренды компенсирует затраты на реконструкцию подвала. Но в каждом отдельном случае арендатор должен оценить состояние подвала на основе технической экспертизы, чтобы скрытые недостатки не проявились позже.

Риски связанные с ведением бизнеса в подвальном помещении

В подвале расположены трубы водоснабжения, теплосети и электрические кабели. Арендатор должен убедиться, что у ремонтной бригады из ЖЭКа есть доступ к оборудованию. Если произойдёт поломка или затопление, подвальное помещение пострадает больше всего.

В плохо вентилируемом подвальном помещении повышается риск возгорания. При пожаре или другой чрезвычайной ситуации эвакуировать людей будет сложно. Особенно если это заведение с большим количеством персонала и посетителей, а выход из подвала всего один.

Может возникнуть непредвиденный конфликт с соседями, который владельцу бизнеса придётся решать через суд. Но чаще всего арендаторы мирно сосуществуют с жильцами дома, если соблюдаются все предварительные договорённости и письменные обязательства.

Дело № 2-181/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мельник Л.А.

при секретаре Карповой М.М.

с участием прокурора Вовк Я.И.

представителей ответчиков Мальцева В.А., Борискиной Т.А.,

иску прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управлению образованием администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей»

об обязании создать условия для получения несовершеннолетними дополнительного образования на территории муниципального образования муниципального района «Корткеросский» путем предоставления здания, отвечающего требованиям технического, санитарно- эпидемиологического и противопожарного законодательства,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетних к администрации МО МР «Корткеросский», Управлению образованием МО МР «Корткеросский» об обязании создать условия для получения несовершеннолетними дополнительного образования на территории МО МР «Корткеросский» путем предоставления МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» здания, отвечающего требованиям технического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

В заявлении об уточнении исковых требований прокурор просит обязать МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» исключить проведение занятий по дополнительному образованию в здании, расположенном по адресу: с. Корткерос, ул. Набережная, д. XXX. Обязать администрацию МР «Корткеросский», Управление образованием администрации муниципального района «Корткеросский» создать условия для получения несовершеннолетними учащимися МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» дополнительного образования в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании прокурор Вовк Я.И. иск поддержала, просила привлечь по делу в качестве соответчика МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей», поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, несет ответственность за безопасность жизни и здоровья обучающихся детей и установить срок для исполнения обязанности – до 01 сентября 2012 г.

Представитель Управления образованием МР «Корткеросский» Мальцев В.А. с уточненными требованиями прокурора согласен, пояснил, что проведение занятий в помещениях цокольного этажа МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» противоречит требованиям противопожарного законодательства. По пункту 2 требований прокурора пояснил, что у Управления образованием администрации МР «Корткеросский», также как и самой администрации МР «Корткеросский» нет возможности предоставления отдельного здания. Необходимо искать возможность, чтобы приспособить отдельные помещения для проведения занятий объединений МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей». По пункту 1 требований не согласился, поскольку, если исключить проведение занятий, то МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» не сможет реализовывать образовательную программу.

Директор МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» Борискина Т.А. с иском согласилась в полном объеме, пояснила, что вынужденно назначили занятия для детей в цокольном этаже здания по ул. Набережной д. XXX, т.к. есть программа, которая должна выполняться. На сегодняшний день многие объединения МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» вынужденно проводят занятия в других местах. Центром заключен договор с <...> до <дата> и <...>, но требуется единое здание, поскольку в Законе «Об образовании» сказано, что все должно быть взаимосвязано, кроме того дети посещают разные объединения, что вызывает неудобства ходить из одного здания в другое. Межведомственная комиссия определила здание по <адрес> аварийным, но здание никогда на капремонт не ставили, хотя позволяет территория, которая закреплена за МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» в оперативном управлении.

Администрация МР «Корткеросский» о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, представителя в суд не направила. С учетом мнения сторон, возможно рассмотреть дело без представителя администрации МР «Корткеросский».

Заслушав сторон, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему .

Согласно Устава муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» (сокращенное наименование – МОУ ДОД «КРЦДОД») создан для ведения образовательной деятельности, реализует образовательные программы дополнительного образования детей. Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово - хозяйственную деятельность, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, используемое в целях обеспечения уставной деятельности. Учредителем Центра является Управлением образованием МО МР «Корткеросский» (п. 5 раздел 1 Устава, п. 7 Раздел 1, п. 1 Раздел 6).

Для обеспечения уставной деятельности за Центром закреплено муниципальное имущество на праве оперативного управления, являющееся собственностью МО МР «Корткеросский», от имени которого выступает администрация МО МР «Корткеросский» (п. 2,3 Раздела 6 Устава).

Согласно распоряжения администрации МО МР «Корткеросский» от <дата> № ХХХ за Центром на праве оперативного управления закреплено здание для осуществления дополнительного образования, по адресу: <адрес>.

Согласно Акта обследования технического состояния здания, в котором располагается Центр, проведенного межведомственной комиссией <дата>, техническое состояние здания по вышеуказанному адресу оценивается как недопустимое состояние в связи с возможностью угрозы обрушения части здания. Постановлением администрации МО МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ утвержден протокол межведомственной комиссии от <дата>, которым комиссией принято решение о запрете доступа детей в здание МОУ ДОД «КРЦДОД».

Согласно Договора ХХХ от <дата>, заключенного между администрацией МО МР «Корткеросский», МОУ «СОШ» <адрес>, МОУ ДОД «<адрес> центр дополнительно образования детей», администрация МО МР «Корткеросский» по согласованию с образовательным учреждением передает Центру недвижимое имущество, согласно Приложения 2 к Договору, для реализации учебных программ по дополнительному образованию на срок до <дата>.

Кроме того, согласно Договора, заключенного <дата> между администрацией МО МР «Корткеросский», МОУ ДОД «Корткеросская детско- юношеская спортивная школа», МОУ ДОД «<адрес> центр дополнительного образования детей», администрация передает на праве безвозмездного пользования недвижимое муниципальное имущество согласно Приложения ХХХ к Договору на срок до <дата> для реализации учебных программ по дополнительному образованию.

Вместе с тем, в здании МОУ ДОД «КСДЮШ», расположенном в цокольном этаже, проводятся занятия по дополнительному образованию и МОУ ДОД «КСДЮШ ХХХ», что является нарушением п. 3.3. СанПИН 2.<дата>-03 «Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»). Решением Корткеросского районного суда от <дата> МОУ ДОД «КСДЮШ ХХХ» обязано, помимо прочих нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, исключить проведение занятий дополнительного образования в цокольном этаже здания.

В соответствии с п. 3.3. СанПИН 2.4.4.1251-03 учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

Аналогичные требования санитарно - эпидемиологического законодательства, запрещающие проведение занятий дополнительного образования в цокольном этаже, распространяются и на МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей». По состоянию на 01.02.2012 в Центре обучаются 263 несовершеннолетних, из них 30 - занимаются в настоящее время в здании МОУ ДОД «КСДЮШ».

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Уставом муниципального образования муниципального района «Корткеросский»» от <дата> организация предоставления дополнительного образования детям на территории района возложена на администрацию МО МР «Корткеросский» (п. 10 ст. 12 Устава).

Положением «Об Управлении образованием администрации МО МР «Корткеросский»» от <дата> № IV-8/1 закреплено, что основной задачей Управления образованием, в том числе, является создание условий для реализации дополнительного образования детей и молодежи в образовательных учреждениях.

Учитывая, что проведение занятий дополнительного образования Центром в здании по <адрес>, а также в цокольном этаже здания МОУ ДОД «КСДЮШ» является нарушением требований санитарно - эпидемиологического законодательства, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, требования прокурора, заявленные в интересах несовершеннолетних, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст..198 ГПК РФ

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» исключить проведение занятий по дополнительному образованию в цокольном помещении здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управление образованием администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», создать условия для получения несовершеннолетними учащимися муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» дополнительного образования в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01 сентября 2012 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Корткеросский районный суд

Судья Л.А. Мельник

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 3 апреля 2003 г. N 27
"О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03"

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2003 г. Регистрационный N 4594

2.4.4. Гигиена детей и подростков

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03
"Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.)

Утратило силу в связи с отменой с 14 октября 2014 года
СанПиН 2.4.4.1251-03 на основании постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года N 41

видов деятельности

помещений

разного возраста

по видам спорта

различного профиля

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002 г., N 7, ст.631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 (ред. от 22.02.1997) "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 12, ст.1053).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1.5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности.

1.6. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программ, дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

II. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного образования, в том числе включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускаются.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей не рекомендовано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки, в зависимости от их назначения:

Спортивная площадка 0,7 - 1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45x20 м2), две волейбольные (9x18 м2), две баскетбольные (16x28 м2) площадки, либо по одной волейбольной, баскетбольной и одна комбинированная площадка; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

Учебно-опытная зона 0,15 - 0,4 га, включающая участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

Зона отдыха и аттракционов, площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

Хозяйственная площадка, площадью 0,05 - 0,1 га;

Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительного образования детей.

2.6. Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

III. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

На первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В связи с введением в действие с 30 июня 2003 г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 119 названные Санитарные правила и нормы признаны утратившими силу

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образования необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалением стоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениями госсанэпиднадзора.

4.3. В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

4.4. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кино-фотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

4.5. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

V. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.

5.2. Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3.1. Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4,8 м2 на 1 учащегося, высотой - не менее 3,0 м, высотой подоконников не более - 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не более - 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2;

5.3.4. Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4,5 м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не менее 9 м2, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

5.3.6. Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации музыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

Помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные), площадью не мене 12 м2;

Помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой - не ниже 3,0 м;

Помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой - не ниже 4,0 м.

5.4.2. При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов, площадью не менее 10 м2.

5.4.3. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков # оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды;

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

Концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2.;

2 костюмерные для мальчиков и девочек (10 - 18 м2) в удобной связи со сценой,

Комната исполнителей (24 - 36 м2),

Помещения для драмкружка (50 - 70 м2),

Подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5.7. Требования к организации занятий техническим творчеством.

5.7.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

5.7.2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

5.7.3. Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

5.7.4. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90 - 100 см.

5.7.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45° к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20-30°, фрезерные - параллельно окнам.

5.7.7. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей ( ).

5.7.8. Все оборудование, являющееся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

5.7.9. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" # .

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

5.7.10. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

5.7.11. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии # гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.8. Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.

5.8.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

5.8.2. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5.8.3. С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий

5.9.1. Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

5.9.2. Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должен отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5.9.3. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 2,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42 x 18 м2) и спортзал (36 x 18 м2).

5.9.4. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5.9.5. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежании травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.

5.9.6. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

5.9.8. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5.9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находиться на одном уровне с землей.

5.9.12. Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

5.9.13. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

Игровые зоны общей физической подготовки;

Специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;

Административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.

5.9.14. При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

5.9.15. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в .

5.9.16. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах - 4-х часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

5.10. Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.

VI. Требования к естественному и искусственному освещению

6.1. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I-го светоклиматического пояса - 5,1%, но не менее 3,8%; для II - 4,1%, но не менее 3,0%; для III - 3,6%, но не менее 2,5%. Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

6.3. Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна превышать 3:1.

6.4. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

6.5. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

6.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузноотражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0,8, стен и оборудования - не менее 0,7, пола - 0,4.

6.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м.

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

В учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

В компьютерных кабинетах - 300 - 500 лк;

В мастерских по обработке металла - 600 лк;

В мастерских по обработке дерева - 500 лк;

В швейных мастерских - 600 лк;

Изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

Концертных залах - 300 лк;

Звукоаппаратной - 150 лк;

Спортивных залах - 200 лк (на полу);

Рекреациях - 150 лк;

В помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

VII. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 7.1.

7.2. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6°С.

7.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60-30%, скорость движения воздуха - 0,2-0,3 м/сек; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45-30%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек.

Таблица 7.1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

7.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч.

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в # , в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в .

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

IX. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны проводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях должна проводиться ежедневная, влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетические # моющие # средства # и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3-х раз в год (весной, летом, осенью).

9.2. Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые) необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

9.3. В туалетах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплой водой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал необходимо погрузить в 0,5% раствор гипохлорида кальция или 1% раствор хлорной извести на 30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук.

9.4. В душевых должна проводиться ежедневная уборка и дезинфекция (помещения, предметы обстановки - скамьи, шкафчики, резиновые коврики).

В душевых необходимо пользоваться индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9.5. Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует проводить следующим образом:

спортивный ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 - 4 раз в месяц;

тренировочные мешки, чучела и переносный спортивный инвентарь протирают влажной ветошью менее 1 - 2 раза в день, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

маты должны не реже 1 раза в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом воздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться стирке не реже 1 раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованием мыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возраста кожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

9.6. Гигиенические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов для детей должны отвечать санитарным правилам.

9.7. В учреждениях дополнительного образования должны быть предусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

9.8. В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку и насыпать корм.

9.9. Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациям общественного питания.

9.10. На территории участка следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать. XI. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования

11.1. Руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

Выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

Организацию производственного и лабораторного контроля;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

Своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;

Выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

Условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

Эффективную работу санитарно-технического, технологического, и другого оборудования учреждения;

Проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

Организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

11.2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. ** в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

*** младшая группа первого года обучения.



На разведку мы шли по всем правилам шпионажа. Разработали легенду, распределили роли, прорепетировали. Моя роль — простодушная дурочка, от простоты лезущая, куда не пустят никого поумнее. Роль моей напарницы — разговорница-задушевница, отвлекающая болтовней внимание.

Немного поволновались. И пошли на дело.

Особнячок в центре Москвы. Открываем тяжелые двери. За дверью — охранник, он заранее неприветлив. Рядом — женщина, тоже не настроенная на радушный прием.

Вот. Это наше первое препятствие, потому что принцип этой организации — вам сюда нельзя! Нельзя проходить внутрь. Нельзя смотреть. А нам нужно именно пройти и именно посмотреть.

Пока моя «болтушка-разговорница» отвлекает сотрудников, я с глупым лицом и наглостью танка иду именно куда нельзя — то есть в подвал. За мной по пятам бежит охранник: «нельзя!»,

Да? - туплю я, - И вот сюда нельзя? - достаю фотоаппарат.

Вы что? Это нельзя! Фотографировать нельзя! - и руки тянет.

Щелчок. Одна фотография есть. На другие нет времени. Быстро убираю фотоаппарат, делаю лицо «я-блондинка»:

Ой, извините, муж велел сфотографировать, это он будет платить, ему интересно, простите..., - делаю знак моей «болтушке» - «сворачивай разговор», - спасибо, спасибо, мы пошли...

Завтра эта фотография с моим заявлением ляжет на стол канцелярии Хамовнической межрайонной прокуратуры г. Москвы.

Нет, это кино не про шпионов. Это кино про то, как делаются большие деньги на здоровье наших детей.

Мы ведь все озабочены образованием наших детей. Как же ребенок вырастет и не будет знать английского? И вот практически в каждой московской семье ребенок ходит на курсы чего-нибудь. Как грибы после дождя, растут курсы. И мы несем курсам деньги. И немаленькие такие деньги. Но чего не сделаешь ради своего ребенка...

А многие ли из вас, родители, лично ходили и смотрели, где будет учиться ваш ребенок? Нет, не приемный кабинет директора, а сами аудитории? Не ходили? А зря. Я обещаю вам много познавательного и интересного.

Курсы, в помещения которых мы проникли только путем длительной шпионской подготовки и подлого обмана, позиционируют себя как элитарные. Это Негосударственное образовательное учреждение «Детские курсы английского языка, истории и литературы «Дом Станкевича», адрес; 121019, г. Москва, Большой Афанасьевский переулок, д. 8, стр. 1. Сайт курсов цветет улыбками - «приходите к нам», но с порога вам скажут: родителям оставаться снаружи. Ребеночек - проходит внутрь и занимается.

А вы, мамаша, постойте на пороге. Или погуляйте. Нет, возле аудитории ждать нельзя. Почему же нельзя?

Потому что ваш ребенок занимается вовсе не в этом милом симпатичном особнячке. В особнячке — это на показ, для комиссий, кабинет директора, библиотека, бухгалтерия, две-три аудитории. Но ваш ребенок - пойдет вниз, в подвал, под проезжую часть. На самом деле (открываю тайну, ради сохранения которой за мной и бегал охранник) - практически все детские аудитории находятся в подвале.

Ну и что, - спросит кто-то. Подвал сухой, теплый, обшит панелями. Ну и что, что без окон. Ну и что, что проходит непосредственно под проезжей частью. Ну и что, что детские группы занимаются в нем одна за другой.

Дело в том, что по российскому законодательству дети в принципе не могут заниматься в подвальных и цокольных помещениях. Вообще. В любых. В подвалах детям не место. В силу СанПиН 2.4.4.1251-03 («Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденных Главнымгосударственнымсанитарнымврачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 1апреля 2003г., помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение.

Почему закон запрещает обучать детей в подвале? Потому что из подвала очень трудно выходить в случае мгновенной эвакуации и естественных в таких случаях паники и давки. Потому что в подвале курсов Станкевича - единственный выход (а окон нету), к нему крутая лестница, и если этот выход будет заблокирован при пожаре — будет страшная трагедия, о которой закричат все федеральные каналы — о, как же мы не предусмотрели!

Единовременно в подвале находится около ста детей. На наземных этажах здания они заниматься не могут, потому что наверху для этого не хватает места. Просто нет такого количества аудиторий, куда всю эту массу можно впихнуть. Значит, придется набирать группы поменьше — и это сколько же денег недополучат курсы! Курсы нашли очень простой выход - и вот дети сидят в подвале. Без полноценной вентиляции, потому что воздух с поверхности — это отработанный газовый воздух проезжей части, подвал идет строго под дорогой.

Но самое пикантное впереди. Никакого подвала курсам не принадлежит. Официально подвального помещения не существует., его нет на планах БТИ Соответственно, права собственности (или иного вещного права) на подвальное помещение у Курсов нет.

Подвал даже не принадлежит курсам. Это чужой подвал. Подвал юридического лица, которое никак не относится к курсам. Просто у двух юридических лиц очень хорошие отношения. Так что курсы водят детей заниматься в чужой подвал, и если что— виноватых не будет.

Все описанное выше — это не фантазии, это конкретные проверяемые факты, уже установленные проведенной Хамовнической межрайонной прокуратурой проверкой. Директор курсов каялась и объясняла происшедшее недостатком контроля с ее стороны Прокурор вынес курсам представление об устранении нарушений.

Нам с вами может показаться, что дети теперь не будут заниматься в подвале. Наивные мы люди. Что курсам какой-то прокурор и его представление. Как занимались, так и занимаются. И сегодня в подвале сидят. И завтра будут сидеть. А родители послушно несут руководителям курсов деньги. Очень хорошие деньги.

Город Москва еще помнит жуткий пожар в Пензе («Хромая лошадь»), когда заживо сгорело более сотни человек? Там люди просто пошли на дискотеку.

Наши с вами дети просто ходят на курсы учиться языку, истории и литературе. Что может быть невиннее?

Перед людьми, планирующими заняться бизнесом, встает проблема выбора помещения. Ведь сложно иногда подобрать подходящее место, свое дело требует взвешенного подхода ко всем деталям его организации, а рабочее пространство — главная составляющая успеха. Нередко в распоряжении начищающего предпринимателя уже есть помещение. Оно определяет направление и стратегию развития бизнеса. Вид собственности может напрямую влиять на характер деятельности.

Владельцы частных домов имеют в распоряжении подвал или погреб. Нежилые площади в многоэтажных строениях тоже приобретают или берут в аренду и по более низкой цене, чем полноценный офис или склад. Поэтому вопрос, что можно открыть в подвальном помещении, остается важным для десятков людей, ведущих бизнес.

Что необходимо для создания успешного домашнего бизнеса

Род деятельности имеет решающее значение для выбора помещения и для его оснащения. Если планируется открыть мини-производство в подвале частного дома, то предприниматель сэкономит на аренде.

Однако потребуется создать необходимые условия для реализации идеи: закупить и установить технику, оборудовать рабочие места и зоны. Кроме того, различные виды хозяйственной деятельности требуют специальных разрешений. Помещение должно соответствовать установленным законом нормам, которые предъявляются к товарам и предоставлению услуг. Иногда привести в рабочее состояние подвал не представляется возможным. В этом случае лучше потратить средства на поиск подходящего офиса.

Особенности бизнеса в частном доме

Для больших городов, где дефицит площади влияет на ее стоимость, аренда помещения в подвале многоквартирного дома является выходом из ситуации. Владельцам приусадебных участков гораздо проще воплотить идеи, позволяющие получить доход с меньшими затратами.

В собственном доме подвальное помещение легче приспособить под нужды бизнеса. В этом случае работают с качественным материалом для строительства погребов, можно использовать полезную площадь по собственному усмотрению.

Однако ведение бизнеса в подвале частного дома имеет особенности:

  1. Помещение должно хорошо вентилироваться. Установку дополнительного оборудования следует включить в бизнес-план.
  2. Нельзя хранить и производить взрывоопасные вещества в зонах, прилегающих к жилым комнатам.
  3. Производство, налаженное в подвале, не должно превышать нормы уровня шума и мешать остальным людям, находящимся в доме.
  4. Следует позаботиться о дополнительном энергоснабжении подвала. При этом рекомендуется осторожно эксплуатировать сеть — чрезмерные нагрузки приводят к поломке системы электроснабжения дома.
  5. Начиная бизнес в подвале частного дома, нужно предотвратить вредные выбросы в атмосферу, заражение грунтовых вод опасными веществами и засорение прилегающего к недвижимости участка отходами.

Учет требований к выбору помещения для ведения предпринимательской деятельности влечет за собой дополнительные затраты. Но они компенсируются преимуществами развития бизнеса в подвале частного дома. Главные плюсы заключаются в экономии денежных средств на аренде производственных площадей, а также в возможности постоянного контроля всех этапов работ.


Важные юридические моменты

Любая хозяйственно-экономическая деятельность должна быть зарегистрирована соответствующим образом. Прежде чем открывать бизнес, гражданин должен оформить разрешение на развитие своей идеи и согласовать все нюансы работы с городскими службами.

Сначала нужно получить статус предпринимателя. Если планируется открыть частное предприятие или оказывать услуги в различных областях, достаточно зарегистрировать ИП. Процедура оформления проста и не занимает большого количества времени. Чаще она не доставляет проблем предпринимателю.

Некоторые виды деятельности требуют создания юридического лица, например, общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Нужно учитывать, что использовать подвальное помещение для пищевого производства или кафе можно только после получения соответствующего разрешения от санитарной службы. Бизнесмен должен иметь сертификаты, подтверждающие качество продукции и сырья, из которого готовятся блюда для заведения общепита. Если планируется продавать алкогольные напитки, требуется лицензия.

Кроме того, организация работы любого предприятия, в том числе и в подвале, предусматривает соблюдение правил пожарной безопасности и разрешения со стороны надзорного органа.

Какие идеи бизнеса подходят для частного дома

Идеи для бизнеса в подале бывают различными. Проще всего оказывать услуги населению. Часто в подобных помещениях находятся парикмахерские или маникюрные кабинеты. Возможно создание в подвале жилого дома массажного салона, бильярдного клуба либо студии для любителей йоги или фитнеса.

Для представителей малого и среднего бизнеса эта площадь может стать подходящим помещением для пищевого производства. Специализации бывают в данном случае разными:

  • кондитерские изделия и сладости;
  • мясные и рыбные полуфабрикаты;
  • производство сыра, творога, масла, сметаны, йогурта;
  • консервация фруктов и овощей;
  • приготовление пиццы, суши и роллов;
  • создание художественных композиций из фруктов или конфет.

Если речь идет о частном доме, то масштабы бизнеса чаще бывают небольшими. Причина заключается в том, что площадь помещения маленькая, поэтому одновременно можно производить только мелкие партии собственного продукта.

Популярные бизнес-идеи для подвального помещения

Самый простой и доступный способ использования подвала — оборудовать в нем офисное помещение. Это требует немного усилий и минимального количества затрат. Владельцу понадобится сделать косметический ремонт и купить мебель и оргтехнику. Деятельность фирмы, занимающей подвальное помещение, может быть различной: от предоставления туристических услуг до кабинета нотариуса или юриста.

Часто в подобных зонах жилых домов работают салоны красоты. Парикмахерская в подвале всегда пользуется спросом из-за выгодного расположения в непосредственной близости от потенциальных клиентов. По той же причине помещение используют для создания небольшого тренажерного зала, игровой и спортивной комнаты для детей.

Если речь идет о подвале, расположенном в спальном районе города, то его можно использовать для открытия торговой точки. Магазины товаров для творчества или одежды second-hand всегда пользуются высоким спросом у жильцов многоквартирных домов.

Немного финансовых вложений потребует создание пункта приема макулатуры или стеклянной тары для переработки. Популярностью пользуются услуги мастера по ремонту телефонов, планшетов и другой компьютерной техники. Часто в подвале открывается ателье или обувная мастерская.

Арендаторы и владельцы данных помещений чаще всего сами выступают одновременно в роли собственника бизнеса и главной рабочей силы. В подвале устраивают мебельную мастерскую или переоборудуют его под гараж, где делают тюнинг автомобилей. Последний вариант требует больше усилий, ведь для работы мастеру понадобится специальное дорогостоящее оборудование. Кроме того, необходимо, чтобы площадь подвала соответствовала бизнес-идее.

Это касается и развития других направлений работы, таких как создание мастерской по изготовлению окон и дверей. Кроме соответствующего технического оснащения помещения необходимо позаботиться и о дополнительной звукоизоляции, чтобы не нарушать нормы, установленные законом.

Если размер помещения позволяет, то в подвале можно открыть тематическое кафе. Существует много бизнес-идей, опирающихся на создание подобных заведений в необычных местах. Если решить проблему освещения, то подвал хорошо подходит для фотостудии. Для этого требуется провести косметический ремонт и установить декорации. Помещение приносит двойной доход, если фотограф не только работает в нем самостоятельно, но и сдает в аренду коллегам. Спрос на подобные услуги постоянно растет.

Если человек увлекается или профессионально занимается фотографией, то даже в подвальном помещении его предприятие будет пользоваться спросом и иметь успех.

Перед началом деятельности следует составить бизнес-план, изучить все нюансы направления и получить разрешение на работу. Даже небольшой магазин типа «Все для электрики» требует разработки стратегии, в которой будут учтены особенности помещения в реализации идеи предпринимательской деятельности.


Оригинальные варианты использования подвала

Чаще всего владельцы частных домов используют подвалы для развития бизнеса, связанного с аграрным сектором. Популярным направлением в течение нескольких десятилетий остается такой вид деятельности, как выращивание шампиньонов. Грибная ферма требует незначительных затрат на оборудование помещения, но при этом быстро окупается и приносит стабильный доход.

Люди, отличающиеся талантами в области прикладных народных ремесел, используют подвалы необычным способом. В таких помещениях можно не только создавать необычные предметы искусства, но и организовать обучение всех желающих. Клуб «Ремесленная мастерская» может проводить мастер-классы резьбы по дереву, созданию глиняных скульптур, гончарному искусству или росписи посуды в традиционных народных техниках.

Бизнес-направления, которые помогают людям экономить, восстанавливая и приводя в порядок старые вещи, например, мастерская по реставрации мебели или пункт приема химчистки ковров и других напольных покрытий, нередко используют подвалы. Место подходит для реализации десятков подобных идей. Это может быть реставрация и чистка подушек, ремонт и аренда свадебных, вечерних платьев и карнавальных костюмов, ювелирная мастерская, пункт заточки и проката коньков и другого спортивного инвентаря, продажа хозяйственных товаров.

Подвал можно использовать для изготовления натуральной косметики. Мыловарня — тоже интересное бизнес-направление, пользующееся спросом. Эти 2 вида деятельности могут дополнять друг друга. Более сложными для реализации в подвале являются такие варианты бизнеса, как пивоварня или тайм-кофейня. Они требуют больших финансовых затрат на ремонт, оформление помещения, закупку и установку техники. Подвал нужно будет привести в соответствие с санитарными нормами, обеспечить пожарную безопасность посетителей и рабочего персонала.

Это касается и развития таких бизнес-направлений, как уютный кинотеатр или квест-клуб. Последний вариант предусматривает, что площадь помещения должна соответствовать характеру деятельности. Чаще всего подобные площадки расположены в зданиях бывших заводов или фабрик. Подвал жилого дома для этих целей не подходит.

Важно! Развивая бизнес по проведению квестов, предприниматель должен уделить большое внимание созданию безопасного пространства, ведь иногда данный вид развлечений угрожает здоровью и даже жизни участников необычных соревнований.

Если речь идет о подвале заброшенного предприятия, риск возрастает.

Некоторые творческие люди используют нежилые помещения в многоквартирных и частных домах для реализации своих замыслов. Художественная мастерская, вокальная или танцевальная студия, кружок робототехники — бизнес-идей может быть большое количество. Однако для их реализации стоит учесть особенности выбранного помещения и еще на подготовительном этапе рассчитать затраты на его переоборудование для ведения предпринимательской деятельности.


Подвал как служебное техническое помещение

Подвал является техническим служебным помещением. Поэтому желательно использовать его по назначению. В бизнесе подобные помещения пользуются популярностью как места для хранения товара, оборудования и расходных материалов.

Если речь идет о магазине, то сложно представить его работу без склада. Подвал выполняет эту функцию для небольших торговых точек. В спортивных клубах здесь хранится инвентарь. В фотолабораториях и образовательных центрах в подвалах складывают расходные материалы, необходимые для ведения данных направлений бизнеса.


Заключение

Существует большое количество вариантов для развития предпринимательской деятельности в подвальном помещении. У каждого из них есть особенности. Для воплощения бизнес-идеи в жизнь нужно знать требования, которые предъявляются к ее реализации.

Если планируется использовать для работы подвал, потребуется привести его в соответствие с правилами и нормами, установленными государством для осуществления различных видов предпринимательской деятельности.

Мини-производство лучше запускать в нежилых помещениях частных домов. Оказание услуг выгодно в подвалах многоэтажных зданий в спальных или деловых районах города.

В каждом случае к оборудованию и ремонту рабочего пространства предъявляются особые требования. Соблюдение правил, принятых для безопасного и эффективного ведения бизнеса, поможет получать стабильный доход от предпринимательской деятельности, даже если она осуществляется в подвале.



Просмотров