Как часто проводятся проверки пожарной безопасности. Вступил в силу новый регламент «пожарных» проверок. Что изменилось? Перечень основных документов, проверяемых инспекцией по пожарной безопасности

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ 01-03)
  • обеспечить помещения огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении № 3 к Правилам.
  • держать свободными дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, а в зимний период очищать их от снега (п. 23 ППБ 01-03).

Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) , утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Проверка требований пожарной безопасности

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постарались кратко рассказать о проведении пожарной проверки, а также рассмотреть основные требования к объектам, соблюдение которых обязательно.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или просто арендаторами. Ведь в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть (пользоваться, распоряжаться) имуществом, в том числе руководители организаций, лица ответственные за обеспечение пожарной безопасности и должностные лица.

Штрафы за нарушения довольно внушительные и могут сильно «ударить по карману». Например, за нарушение требований к эвакуационным выходам размер штрафа может составлять от трех до четырех тысяч рублей для граждан, от 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 150 до 200 тыс. руб. для юридических лиц (п. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Дистанционное . Тел. 8-800-775-09-71 тел. 8-960-472-42-44

На каких основаниях могут проверить?

Проведением проверок по соблюдению организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятием мер по результатам этих проверок занимается Государственный пожарный надзор (далее - ГПН).

ГПН может проводить проверки как планово, так и внепланово. Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно.

С расписанием плановых проверок пожарной инспекции на ближайший год можно ознакомиться на официальном сайте МЧС России.

В большинстве случаев плановые проверки проводятся один раз в три года. Основанием для включения компании в план ежегодных проверок является истечение трех лет со дня:

  • ввода объекта защиты (например: здания, сооружения, помещения) в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • окончания проведения последней плановой проверки.

Однако плановые проверки объектов, используемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Периодичность проведения таких проверок установлена в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (например, плановая проверка фирмы, оказывающей услуги по предоставлению дошкольного и начального общего образования, может производиться ежегодно).

ГПН обязан уведомить о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого в адрес проверяемого заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки.

Помимо этого, существует довольно много оснований для проведения и внеплановой проверки. К ним относятся:

  • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности;
  • решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

О внеплановой проверке фирма (предприниматель) должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Обратите внимание, что внеплановая проверка может проводиться и на основании поступивших в пожарную службу обращений, заявлений и жалоб о нарушениях правил пожарной безопасности. При этом проверка по данному основанию всегда проводится без предупреждения (ч. 7 ст. 6.1 Закона N 69-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или внеплановая, она всегда проводится только в выездной форме.

Как долго длится проверка?

Общий срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом срок проверки малого предприятия не может превышать 50 часов в год, а микропредприятия - 15 часов в год.

Если плановая проверка связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

С чего начинается проверка?

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого инспектор должен предъявить свое служебное удостоверение проверяемому и вручить ему под роспись заверенную копию распоряжения о проведении проверки.

В этом документе обязательно должно быть указано:

  • наименование органа ГПН;
  • вид проверки (плановая или внеплановая);
  • дата выдачи документа;
  • Ф.И.О. и должности пожарных инспекторов, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юрлица (Ф.И.О. предпринимателя) и адрес объекта, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • общий срок проведения проверки, в том числе даты ее начала и окончания;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень мероприятий по контролю;
  • список административных регламентов (с указанием наименований, номеров и дат их принятия);
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должность руководителя (его заместителя) органа ГПН, выдавшего предписание, а также его подпись, заверенная печатью.

При отсутствии служебного удостоверения или распоряжения о проверке фирма (предприниматель) вправе отказать инспектору в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг.

Также компания (индивидуальный предприниматель) имеет полное право не позволять проводить проверку, если:

  • распоряжение оформлено с нарушениями (например, не указан срок проверки);
  • пришел не тот инспектор, который указан в распоряжении.

Если же все документы в порядке и пришли именно те проверяющие, которые указаны в распоряжении, то проверяемая фирма (ИП) не имеет права им препятствовать в проведении проверки.

Необходимые документы

После официального знакомства инспекторы приступают непосредственно к проверке. В большинстве случаев они начинают с изучения документов.

Итак, какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и представлены инспектору? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, которым утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила). В соответствии с положениями данного Постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также документы, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями разд. XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Так, в ней могут быть отражены:

  • порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта;
  • перечень должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности (в т.ч. за сообщение о возникновении пожара, организацию спасания людей, за оказание первой помощи пострадавшим и т.п.);
  • допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте и т.д.

Если на объекте есть пожаровзрывоопасные и пожароопасные помещения категории В1 производственного и складского назначения, то данная инструкция утверждается для каждого из них.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при обнаружении пожара, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения, как проводить противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму и т.д. Данные положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета:

  • проверок пожарной безопасности (типовая форма, утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141);
  • проведения противопожарных инструктажей;
  • проверок наличия и технического состояния огнетушителей;
  • технического обслуживания пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и др.

Инспекторы проверяют журналы очень тщательно, поэтому в них должны содержаться сведения о том, когда проводились проверки или инструктажи, результаты проведенных мероприятий, а также присутствовать подписи ответственных лиц и лиц проинструктированных.

Все вышеперечисленные документы должны быть надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется.

Помимо этого, могут понадобиться и другие документы. Так, если в помещении на одном этаже одновременно находятся более 10 человек, то в организации должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации, на которых обозначены места хранения огнетушителей.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то помимо плана эвакуации обязательно наличие инструкции о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. Практические занятия по данной инструкции необходимо проводить каждые полгода, следовательно, нужен и журнал учета проведения подобных мероприятий.

Также лучше всего иметь в наличии приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц на случай неисправности системы оповещения о пожаре либо ее отсутствия на объекте.

Это основные документы, которые проверяются. Стоит отметить, что в ходе проведения осмотра объекта список документов, подлежащих проверке, может увеличиться. Причины этого мы рассмотрим далее.

Осмотр объекта

При осмотре объекта инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому проверяемой фирме (предпринимателю) лучше всего отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.

Основные требования к содержанию объекта закреплены в Правилах. Так, план эвакуации должен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации помещений, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Присутствие огнетушителей на объекте обязательно, поэтому инспектор проверит их наличие, количество, состояние и места расположения. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей производится в соответствии с Правилами и Приложениями 1 и 2 к ним. Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер, а запускающее (запорно-пусковое) устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой. На пломбе отражается ее индивидуальный номер и дата последней перезарядки. При этом огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра. Обратите внимание, что в зимнее время огнетушители с зарядом на водной основе необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

На всех этажах на самом видном месте должны быть прикреплены таблички с телефонным номером вызова пожарной службы, а также знаки пожарной безопасности, обозначающие местонахождение огнетушителей, эвакуационных выходов, ключей и т.д. Таблички с телефоном пожарной службы также размещаются в складских, производственных помещениях, местах открытого хранения веществ (материалов) и технологических установок. Если же в организации есть оборудование с повышенной пожарной опасностью (например, нагревательное оборудование), то рядом с ним необходимо повесить знаки безопасности. Помимо этого, на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках размещаются обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Инспекторы проверят и общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Если в помещениях присутствуют деревянные конструкции или отделка произведена из горючих материалов, то они должны быть обработаны огнезащитным составом. Проверка состояния такой пропитки производится организацией в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, а при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже одного раза в год. Данные действия фиксируются в соответствующем акте (протоколе), который инспектор попросит предъявить для проверки.

Что же касается эвакуационных выходов, то они должны обозначаться светящимся табло с надписью белого цвета «Выход» на зеленом фоне. При этом двери должны открываться по ходу движения эвакуационного потока легко и без ключей. Путь к данному выходу всегда необходимо держать свободным. Обратите внимание, что в помещениях, где одновременно пребывают 50 и более человек, обязательно наличие нескольких эвакуационных выходов.

Если на окнах установлены решетки, то они должны открываться изнутри, а не быть «глухими». На дверях в производственные помещения лучше всего установить доводчики, а если установлены противопожарные двери, то также необходимо иметь в наличии сертификат на них, который инспектор обязательно спросит. Стоит отметить, что проверка работоспособности противопожарных дверей организуется не реже одного раза в квартал, о чем составляется протокол.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах должны находиться в исправном состоянии, а проведение эксплуатационных испытаний данных сооружений организуется не реже одного раза в пять лет. После проведения испытаний составляется протокол, который может затребовать инспектор.

Помимо этого, проверяется состояние электросетей и электробезопасности. Например, исправность аварийного освещения, наличие электрических фонарей, присутствие на электрощитах маркировки и замков (в организации обязательно должна храниться исполнительная схема), наличие времянок, скруток в проводах и электропроводки с поврежденной изоляцией. Инспектор может потребовать представить протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств, договор на обслуживание электросетей. Запрещается использовать чайники, микроволновые плитки, кипятильники в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Если на объекте есть наружное противопожарное водоснабжение и внутренний противопожарный водопровод, то его проверка организуется два раза в год (весной и осенью). По результатам проверки составляется акт, который представляется инспектору. Кроме того, пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Обратите внимание, что не реже одного раза в год необходимо производить перекатку пожарного рукава и фиксировать это в протоколе. Пожарный шкаф, в котором размещается пожарный кран, должен быть сделан из негорючих материалов, а его дверца открываться не менее чем на 90 градусов. На дверце должны присутствовать надпись «ПК», порядковый номер пожарного крана и номер телефона пожарной службы.

Также если в организации установлены системы и средства противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, системы противодымной защиты и т.п.), то их исправность необходимо проверять не реже одного раза в квартал и составлять соответствующий акт. Помимо этого, в организации должна храниться документация на такие установки (договоры на покупку, установку, обслуживание, инструкции, а также копии лицензий производителей, установщиков и обслуживающих компаний).

Наличие автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации нужно только на тех объектах (зданиях, сооружениях), которые подпадают под Нормы пожарной безопасности (НБП 110-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.

Если на объекте запрещено курить, то при входе в здание и на остальной территории должны располагаться знаки «Курить запрещено». Если же курение разрешено, то для этого выделяются и оборудуются специальные места. В «курилках» обязательно наличие огнетушителя (ящика с песком), пепельницы из негорючего материала, искусственного освещения, знака «Место для курения», информации о вреде курения. Отделка полов, стен, перекрытий, сидячих мест «в курилке» должна быть выполнена из негорючих материалов либо обработана огнезащитным составом.

Это основные моменты, на которые пожарные инспекторы обращают пристальное внимание. При этом при осмотре объекта они вправе производить отбор образцов продукции, проб.

Руководителю организации либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре объекта. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении. Также присутствие наблюдателей при осмотре не даст инспекторам возможности «приписать» лишние нарушения.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.

Также в акте указываются:

  • Ф.И.О. и должность инспектора;
  • данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);
  • дата, время, продолжительность проведения проверки;
  • Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;
  • перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.

При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.

Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.

Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.

Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.

Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).

Пожарный инспектор, как специалист техники безопасности, имеет свои особенности работы, которые характеризируют его деятельность. Подобные факторы сосредоточенны в сфере рассмотрения определенных пунктов, которые свойственны соблюдению правил безопасности, в частности предотвращения опасности возникновения пожара.

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена .

Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

Журнал учета проверок контролирующими органами.

Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

Журнал ТО огнетушителей.

Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Журнал учета пожарных кранов.

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

Акт проверки огнезащитной пропитки.

Заявка на перезарядку огнетушителей.

Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

План противопожарных мероприятий на год.

Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

Организуя собственный бизнес, будущий собственник должен понимать и быть готовым ко всем трудностям, с которыми ему придется столкнуться.

Одной из обязательных процедур, которые иногда приносят достаточное количество хлопот, являются плановые и внеплановые проверки различных служб ( , ), в том числе и МЧС.

Для того чтобы ни пришлось нести ответственности и платить серьезные штрафы за несоблюдение каких-либо требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, следует знать все моменты, связанные с проверками.

Проверки предприятий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являются обязательными процедурами.

Они проводятся на основании закона России «О пожарной безопасности» и направлены на выявление каких-либо нарушений, которые могут привести к опасной ситуации.

Во время проверки осмотру могут подлежать все здания, сооружения, строения, помещения, территории и прочие объекты, принадлежащие той организации, юридическому лицу или обычным гражданам, у которых проходит проверка.

Проверки МЧС делятся на два вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Осмотр первого вида включается в специальный годовой график, с которым можно ознакомиться на сайте МЧС России.

Осмотр второго вида производится тогда, когда в службу пожарного надзора поступают данные о наличии в какой-либо организации несоблюдения требований пожарной безопасности, которое может привести к появлению пожара и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности

Для того, что бы организацию, предприятие или какой-то объект внесли в план проведения проверок, должны быть следующие основания:

  • прохождение трех лет с момента проведения предыдущего планового осмотра;
  • истечение трех лет с момента ввода объекта, подлежащего защите, в эксплуатацию, а также изменение класса его пожарной безопасности;
  • прохождение одного года с момента предоставления или переоформления лицензии МЧС (для предпринимателей или юридических лиц, имеющих лицензию Министерства чрезвычайных ситуаций).

График таких проверок утверждается заранее. Для их проведения проверяемая организация должна быть заранее уведомлена. Предупреждение проверяемой организации осуществляется за один рабочий дня до начала осмотра. При этом происходит обязательное уведомление прокуратуры о предстоящей проверке.

Приказ о проведении проверки МЧС заключительный акт

Для того, что бы начать осмотр надзорный орган должен предъявить приказ или распоряжение об осуществлении проверки.

При этом копия данных документов должна быть предоставлена собственнику недвижимости, руководителю или другому должностному лицу для подписи.

Во время изучения распоряжения следует обратить внимание на наличие обязательных реквизитов:

  • название надзорного органа;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, проводящих проверку;
  • название проверяемой организации, предпринимателя или фирмы;
  • цели, задачи, сроки и предмет осмотра, его правовые основания;
  • перечень документов, которые должно предоставить проверяемое лицо и прочее.

После того, как проверка закончена, составляется акт, в котором отображаются следующие моменты:

  • дата, место и время составления документа и проведения осмотра;
  • название надзорной организации и проверяемой фирмы, а также ФИО и должность лиц, участвующих с обеих сторон;
  • данные о результатах работы, в том числе и выявленные нарушения;
  • данные об ознакомлении с результатами работы либо об отказе в ознакомлении, а также подписи сторон.

К этому акту прилагаются объяснительные записки лиц, которые ответственны за нарушения.

В случае выявления несоблюдения каких-либо требований проверяющий орган может составить перечень предписаний по устранению нарушений и установить сроки их выполнения.

Внеплановая проверка МЧС: основания и особенности проведения

Внеплановая проверка проводится в том случае, если юридическое лицо или предприниматель не соблюдают требования безопасности, не выполняют предписания надзорных служб, не устраняют источники причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, а также окружающей среде.

Основанием для такого осмотра служат следующие ситуации:

  • окончание срока исполнения предписаний надзорного органа;
  • поступление в пожарно-надзорную службу обращений или заявлений лиц или организаций с информацией о наличии на каком-то объекте угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью живых существ.

Данная проверка осуществляется в выездной или документальной форме (либо в обоих вариантах). Перед проведением она согласовывается надзорным органом с прокуратурой.

После этого происходит уведомление проверяемого лица за один день до проведения проверки. Если в результате осмотра выявлено невыполнение организацией предписаний надзорного органа, он может применить штрафные санкции.

Для того, что бы появление представителя пожарного надзора с проверкой, а также его действия во время осмотра не было неожиданностью, следует знать все полномочия данной службы.

Представители пожарного надзора могут прийти на объект в любое время (даже в нерабочие дни). При этом они могут производить осмотр всех территорий, сооружений, зданий, строений и прочих объектов, принадлежащих проверяемой организации.

В случае если в службу поступили достоверные данные о каких-либо нарушениях условий пожарной безопасности в жилых или нежилых зданиях, земельных участках физических или юридических лиц, которые могут угрожать безопасности людей и привести к пожару, то представители пожарного надзора могут беспрепятственно проникнуть на эти территории.

В компетенции пожарно-надзорных органов находится также изучение и согласование проектов, смет и прочих документов, связанных со строительством зданий, их реконструкцией, капитальным ремонтом, расширением и прочими операциями.

Данное рассмотрение, а также согласование производится в той части, которая касается соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме этого такое изучение документации осуществляется также в случае наличия фактов отступления от существующих требований безопасности.

Представители пожарно-надзорной службы могут давать руководителям фирм, каким-либо должностным лицам, а также обычным гражданам, советы по устранению выявленных нарушений, способных привести к пожарам. Все этим советы обязательны для исполнения.

Одними из таких предписаний могут быть следующие пункты:

  • снятие товаров с производства;
  • прекращение выпуска какой-либо продукции;
  • временная остановка реализации каких-то товаров, предоставления услуг, остановка производства и прочее.

Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если производимая, выпускаемая или реализуемая продукция не соответствует всем правилам пожарной безопасности.

В случае возникновения пожарной ситуации представители пожарных органом могут производить дознание, вызывать должностных лиц и прочих граждан, фигурирующих в делах по пожарам, с целью получения от них каких-либо документов, объяснений, справок и так далее.

Если надзорные органы выявили какие-либо нарушения, то они могут наложить штрафные санкции в виде административных взысканий. Такие меры могут быть предприняты и в случае уклонения либо несвоевременного выполнения должностными лицами всех требований надзорных органов.

Вышеперечисленные полномочия являются основными. Кроме них имеется еще ряд дополнительных моментов, которые позволены представителям пожарно-надзорных служб.

Все это дает им возможность проводить качественную, тщательную и всестороннюю проверку, которая максимально убережет проверяемые территории от возникновения пожаров.

Таким образом, соблюдение правил и требований пожарной безопасности является важным моментом деятельности юридического лица или предпринимателя. Такое несоблюдение может привести к приостановке производства, прекращения реализации небезопасных товаров и прочих мер.

Кроме этого, небезопасная пожарная ситуация и нежелание выполнять все предписания надзорного органа может привести в административной ответственности и штрафам.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про проверки противопожарной безопасности, какие бывают, кто освобождается и какие есть требования к бизнесу (предприятию) у проверяющих.

Виды проверок

Проверка пожарной инспекцией может быть:

  1. Плановой или внеплановой;
  2. Документарной или выездной.

Плановые проверки проходят раз в три года. Проверяют документы и рабочие помещения с прилегающей территорией. О плановой проверке организацию предупреждают официальным письмом не позднее, чем за три дня до начала.

Внеплановые проверки инициируются по подозрению в нарушениях или в связи с поступлением жалоб.

Другие основания для приезда инспектора:

  1. Завершился капремонт или реконструкция помещения;
  2. Завершены строительные работы, в эксплуатацию введено новое здание.

О такой проверке предупреждение должно прийти не позднее, чем за сутки. Также к внеплановым проверкам можно отнести повторные инспекции, организованные с целью проверить исправление нарушений, выявленных в прошлую инспекцию.

Документарные проверки контролируют документы, связанные с организацией противопожарной безопасности на предприятии.

Внеплановые проверки вследствие поступления жалоб носят, как правило, выездной характер. Для того чтобы прийти на предприятие с выездной проверкой, инспектор обязательно должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки. В ходе осмотра могут быть проведены необходимые экспертизы и тесты.

Самые тщательные проверки, сложные расследования занимают не более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не должна превышать 15 часов.

Кто освобожден от проверки

До конца 2018 года в России действовало Постановление Правительства №294, согласно которому представители малого и среднего бизнеса освобождаются от плановых проверок органов пожарной безопасности. В настоящее время готовится ряд предложений по его продлению до 2022 года.

Однако, это не касается социально важных помещений, где предусмотрено массовое скапливание людей, например:

  • Образовательные учреждения;
  • Организации, работающие в сфере здравоохранения;
  • Цеха и прочие строения промышленного назначения;
  • Помещения для проведения культурно-массовых мероприятий.

От внеплановых проверок не имеет права уклониться ни одно предприятие.

Организация противопожарной безопасности на предприятии

Для успешного прохождения проверки достаточно знать и соблюдать требования, указанные в «Правилах противопожарного режима», утвержденных Правительством РФ.

Согласно этим правилам, на предприятии должны быть:

  1. Приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за обеспечение и соблюдение норм противопожарной безопасности. Если ответственный сотрудник нарушит правила ППБ, к нему могут быть применены: выговор, замечание, предупреждение, штраф, а в случае серьезных нарушений - увольнение;
  2. Приказ руководителя о необходимости инструктажа сотрудников по вопросам противопожарной безопасности и действий во время пожара. Инструктажи бывают вводные, повторные, целевые и др.;
  3. Приказы руководства о методике и периодичности тренировок и инструктажей, а также ответственные за их выполнение лица;
  4. План отключения электроэнергии и отдельных приборов в конце смены и обесточивания оборудования в случае возгорания;
  5. Обозначенные и оборудованные помещения для курения, комнаты отдыха и склады;
  6. Годовой финансовый план на обеспечение противопожарной безопасности. Инспекция не проверяет обязательное наличие этого документа, но он весьма упрощает работу.
  1. Наличие схем эвакуации, табличек, указателей и доступность эвакуационных выходов;
  2. Наличие огнетушителей и сроки их эксплуатации, а также техосмотры оборудования;
  3. Инструктажи сотрудников, их своевременное проведение и наличие отметок в журналах учета.

Перечень основных документов, проверяемых инспекцией по пожарной безопасности

Приказы Инструкции Журналы

Разрешения и сертификаты

О назначении ответственного за ППБ

Порядок действий при пожаре Вводного инструктажа

Разрешение на ведение деятельности, аренду помещений

Об утверждении программы обучения работников Система проверки рабочего места в конце смены Инструктажа по противопожарной безопасности на рабочем месте

Сертификаты на оборудование

Инструкции по противопожарной безопасности для сотрудников на их рабочем месте Обследования рабочего места

Сертификаты и свидетельства на средства тушения пожара и его предотвращения

Правила эксплуатации оборудования

Учета средств тушения огня

Полный пакет необходимых документов по пожарной безопасности на предприятии можно заранее узнать и сотрудников местных противопожарных служб.

Мероприятия по ППБ

Меры противопожарной безопасности для каждого отдельного предприятия свои. Действия по предотвращению возгорания и действия в чрезвычайных ситуациях во многом зависят от рода деятельности предприятия, архитектуры здания и т.д.

Для всех без исключения организаций соблюдение норм ППБ подразумевает:

  1. Наличие индивидуальных, подходящих под специфику предприятия, инструкций для персонала, выполнение которых сводит к минимуму возможность пожара.
  2. Инструктажи по пожарной безопасности и тренировки сотрудников, обучающие поведению во внештатных и потенциально опасных ситуациях:
  • как осуществлять пожароопасные работы?
  • что делать в случае пожара?
  • как закрывать помещение в конце смены?
  1. Наличие журнала учета инструктажей, в который заносят:
  • дату обучения;
  • данные сотрудника, прошедшего инструктаж, и его подпись;
  • вид инструктажа (вводный, повторный);
  • данные и подпись инструктора.
  1. Наличие приспособлений, приборов для предотвращения и устранения пожара. За их состояние отвечает назначенный приказом руководителя сотрудник. Все проверки средств по борьбе с огнем заносятся в специальный журнал.
  2. Наличие схем эвакуации. Размещаются они на видном месте во всех помещениях, где могут одновременно находиться более десяти человек. Для каждого этажа составляется собственная схема путей эвакуации, расположения огнетушителей с указанием на ней телефонов экстренных служб. Целесообразнее доверить создание плана эвакуации специализированным компаниям, знающим все нюансы поведения в экстренных ситуациях. Схемы утверждает руководитель компании, их подписывают все разработчики и ответственные лица, в конце план утверждается в Госпожнадзоре.
  3. Размещение на территории предприятия специальных табличек и указателей:
  • «Выход» и стрелки направления к нему вдоль пути эвакуации;
  • обозначение местонахождения огнетушителя;
  • обозначение пожарного крана с указанием его номера и телефона аварийной службы;
  • указатели на пожарные гидранты.

Требования ППБ к прилегающей территории

Предприниматель несет ответственность не только за содержание в порядке рабочих помещений, но и за обустройство прилегающей территории.

Общие требования к ней таковы:

  1. Чистота, отсутствие легко воспламеняемого мусора (сухой листвы) и горючих отходов;
  2. Свободные проходы и проезды для эвакуации. Свободный доступ к пожарным гидрантам;
  3. Хорошее освещение;
  4. Запрещено устраивать костры ближе 50 метров от построек.

Распространенные нарушения

Помимо наличия необходимых документов, инструктажа и табличек стоит обратить внимание и на другие требования безопасности, которые могут не только привести к штрафу, но и поставить под угрозу жизни людей.

  1. Запрещено держать в непроизводственных помещениях взрывоопасные и огнеопасные вещества (например, баллоны с газом);
  2. Бумаги и всевозможные документы нельзя хранить возле потенциальных источников возгорания;
  3. Курить можно только в специально оборудованных для этого помещениях или зонах;
  4. Использовать огнеопасные вещества и приборы необходимо только по назначению;
  5. Запрещено размещать в цоколе хозяйственные помещения и мастерские, если туда нет отдельного входа и лестницы;
  6. Устраивать склады на лестницах, или под ними. Захламлять пути эвакуации.

Классификация нарушений противопожарной безопасности

Выявляемые пожарной инспекцией нарушения делятся на:

  1. Легкие;
  2. Рецедивные;
  3. Нарушения особого режима противопожарной безопасности;
  4. Повреждения средств тушения и противопожарной защиты;
  5. Недоступность или ограничение доступа к эвакуационным выходам и проходам;
  6. Поджог или иное осознанное действие, приведшее к возгоранию;
  7. Неосторожное обращение с огнем с последующим возгоранием;
  8. Нарушение любых правил, повлекшее вред здоровью человека.

Что касается суммы штрафа, который пожарная инспекция может наложить на нарушителя, то в 2019 году его значение находится в пределе:

  • Для физических лиц: 1 000 — 50 000 рублей;
  • Для юридических лиц: 90 000 — 500 000 рублей.

И помните, не так страшен штраф от инспектора, как материальные, финансовые и прочие потери, к которым приводит пожар.

Не забывайте о своей безопасности и о безопасности своих подчиненных и клиентов. По статистике треть пожаров на производстве вызвано неправильной эксплуатацией оборудования, на втором месте по популярности неверная организация рабочих мест и неподготовленный персонал.



Просмотров