Источники права: понятие, виды. Что является источником права? Что источник права основные источники права

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Виды источников права: нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.

Нормативной правовой акт – это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти отдельных ее субъектов, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) зачастую клались в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII – XIV веках труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

1. Понятие и виды источников права.

2. Нормативно-правовой акт как источник права.

3. Правовой обычай как источник права.

4. Нормативно-правовой договор как источник права.

3. Судебный прецедент и судебная практика как источники права.

6. Правовая доктрина как источник права.

Понятие и виды источников права

Термин "источник права" впервые начал использоваться еще во времена Древнего Рима. Тит Ливий назвал законы XII таблиц "источниками всего публичного и частного права", поскольку древнеримские правоведы считали их истоками действующего права. Такое понимание источника права соответствует лексическому значению понятия "источник" (то, что дает начало чему-нибудь, откуда происходит что-нибудь).

Теоретически источники права начинают исследоваться в XIX в. Представители различных школ правопонимания по-разному определяли содержание этого понятия. Позитивисты считали, что источником права выступают созданные государством нормативные предписания, принятые в определенный способ и защищаются принудительной силой. Сторонники нормативистской школы права видели источник права в абстрактной, неписаной основной (основополагающей) норме, которая дает начало всему праву. Сторонники социологического направления в правоведении называли источниками права социальную и юридическую практику.

В современной юридической науке используются такие основные значения источника права:

1) идеалистическое , что определяет источники права как его идейные истоки; в зависимости от типов правопонимания такими источниками выступают основные права человека, природные инстинкты, правосознание и др.;

2) материальное, что признает источником права социальные факторы, силы, создают право (например, материальные условия общества, общественную практику)

3) формально-юридическое, что отождествляет источника права с внешними формами его выражения и существования, то есть формами права.

Итак, источник права - это признанная в конкретном обществе официальная форма (способ) внешнего выражения и закрепления норм права, ссылка на которую подтверждают их существование.

Правовые системы мира отличаются своеобразием источников права, степени их развития, приоритетом одних источников права над другими. Однако во всех этих системах источниками права признаются нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, правовые обычаи, судебные прецеденты или судебная практика, правовая доктрина. Важную роль в рамках романо-германской правовой системы играют общие принципы права как самостоятельный источник права.

Подобный перечень источников характерно и для международного права. Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН суд применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные государствами, которые являются сторонами спора;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Источники права классифицируются по различным критериям, которые позволяют определить их соотношение между собой и их иерархию.

По приоритетности обращения выделяют первичные и вторичные источники права. Первичные источники являются обязательными и содержат нормы, подлежащих первоочередному применению для урегулирования правом жизненных ситуаций. Вторичные (субсидиарные) источники права содержат нормы, к которым обращаются в случае отсутствия или невозможности однозначно установить содержание правил поведения в первичных источниках права.

В зависимости от последствий закрепления норм права различают обязательные источники права, закрепленные норм права в которых свидетельствует об их обязательность для субъектов, и убедительные (авторитетные) источники права, ссылки на которые недостаточно для подтверждения обязательности тех или иных норм; они содержат дополнительную юридическую аргументацию и не могут выступать самостоятельным (достаточным) основанием для принятия индивидуальных решений. их использование является факультативным и отнесено на усмотрение субъекта правоприменения.

В международном, а иногда и национальном праве убедительные источники права рассматривают как своего рода «мягкое» право, позволяет отделять их от "жесткого" права, то есть его формально обязательных источников, которые беспрекословно подлежат применению к общественным отношениям, которыми регламентируются.

В романо-германской правовой семьи, к которой тяготеет и правовая система Украины, первичными источниками права считаются нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры (прежде всего международные) и общие принципы права, вторичными - правовые обычаи, судебная практика и правовая доктрина. Из них убедительны судебная практика и правовая доктрина.

Наиболее распространенным источником права в Украине выступают нормативно-правовые акты. В последнее время значительно возрастает роль международно-правовых договоров. Обязательными источниками права Украины признаются также правовые обычаи, практика Европейского суда по правам человека, решения Верховного Суда Украины, принятые по определенным в законах обстоятельствами.

1. Понятие источника (формы) права.

2. Виды источников права.

3. Законы как источник права. Виды законов.

4. Подзаконные акты.

1. В юридической науке используется два понятия - форма права и источник права.

Под формой права понимается офици­альное закрепление содержания норм права в целях придания им общеобязательности как государственно-властных велений. Термин «источник права» имеет несколько смысловых значе­ний - основание права; его исходное начало, письменный доку­мент, причина, факторы, действия; сила права. Источник права указывает на истоки его формирования, его корни, те факторы, ко­торые предопределяют содержание права и форму его выражения. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей, т.е. совокупность исторических, экономических, политических, нравственных факторов,- характеризующих социально-духовный мир конкретного народа и его материальную жизнь. Источник права в идеальном смысле предполагает те философ­ские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле оз­начает различные способы внешнего выражения норм права. Фор­мальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. В настоящее время термин «источник права» чаще всего обозна­чает юридические источники, или источники в юридическом смысле. В литературе приводятся следующие определения юридических источников - это официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих в данном государстве (проф. А.В. Миц­кевич). Или другое, но близкое определение: это официально-доку­ментальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значе­ния (проф. В.И. Червонюк).

2. Различным государствам известны следующие виды источни­ков права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая док­трина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между госу­дарствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государст­вом обычаи. Таким образом, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законода­тельные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Зако­ны Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев. Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не преду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, на­пример ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о достав­ке товаров поставщиком и др.

Судебный прецедент - это решение судебных органов по кон­кретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, дан­ное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшест­вующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на кото­ром основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рас­смотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи сле­дующие черты:

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной ча­стью судебного решения; которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются право­вые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств. Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом. Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять су­дебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулиро­вать новую норму.

В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источ­ника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, по­становлениям пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации формы пре­цедента.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана (II -III вв.) и др. В английских судах также при создании судебного прецедента воз­можны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристов считаются единствен­ным источником права. Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко ис­пользуется в юридической науке, в правотворческом и правоприме­нительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отме­чается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являют­ся лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует лишь выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования об­щественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отража­ют закономерности и тенденции их развития. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых прин­ципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении. Что касается правотворчества, то юридическая доктрина нахо­дит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авто­ритетные представители юридической науки; во-вторых, при про­ведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, влия­нии на правосознание законодателя. В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспе­чить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соот­ветствие норм права объективным реалиям и тенденциям общест­венного развития. Правовая доктрина должна также использоваться в качестве ис­точника при внесении изменений в действующее законодательство. В правоприменительной деятельности правовая доктрина ис­пользуется как источник при обнаружении пробелов в праве, кол-лизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исхо­дя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в ре­зультате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согла­сование интересов субъектов. Нормативные договоры служат осно­вой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической ли­тературе принято относить нормативные договоры к категории до­говоров, действующих в сфере публичного права, так как они пре­следуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между орга­нами государства, обеспечение прав и свобод человека и граждани­на и др.;

2) представляют собой волевое соглашение не менее двух субъ­ектов, один из которых или оба наделены государственно-властны­ми полномочиями;

4) заключаются на основе норм публичного права - конститу­ционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательно­сти договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) являются источником права.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по сво­ему содержанию не могут противоречить действующему законода­тельству, выходить за пределы конкретизации законов и, следова­тельно, играют роль дополнительного источника права. К договорам нормативного характера принято относить различ­ные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как прави­ло, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (националь­ном) праве.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государ­ствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить Религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократи­ческим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, неко­торых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - свя­щенная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относи­тельно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по анало­гии. Каноническое право играет важную роль в Германии.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении ана­логии права необходимо опираться на принципы разумности, спра­ведливости и добросовестности. В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что прин­ципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в офи­циальных источниках права или получившие признание в юриди­ческой практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Консти­туции Российской Федерации. В литературе принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые. К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности. Данные принципы закреплены в Уголовном кодексе РФ (ст. 3, 4, 6, 7); принцип равноправия - в Семейном кодексе РФ (ст. 3, 4). В ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ среди основных принципов деятельности арбит­ражных судов в Российской Федерации названы принципы законно­сти и равенства организаций и граждан перед законом и судом. Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, на­пример процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном ко­дексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, со­стязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в ст. 7, 9 ГПК РСФСР, в ст. 4, 16, 18 УПК РСФСР. Отраслевые принципы отражают специфику той или иной от­расли права. Например, в семейном праве действует принцип рав­ноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государст­вом; в экологическом праве - принципы разумного сочетания эко­номических и экологических интересов, рационального использо­вания ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированное трудовых прав работников и др.

Судебная практика все больше утверждается как источник пра­ва. Применительно к современной России это означает, что:

1) в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государст­венного или иного органа закону, принимает решение в соответст­вии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Те­перь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нор­мам и принципам международного права. И если такого соответст­вия нет, суд не должен применять данный закон или акт;

2) существенно расширена правозащитная функция судов: в су­дебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местно­го самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены ка­кие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полно­мочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д.;

3) наделение судов функцией нормоконтроля, т.е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов, судеб­ный нормоконтроль осуществляется в двух формах:

а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подле­жащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юриди­ческой силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;

б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействительным и не подлежащим примене­нию. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;

4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполня­ют работу правотворческих органов;

5) разъяснения пленумов Верховного суда Российской Федера­ции и Высшего арбитражного суда Российской Федерации служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитраж­ными судами.

В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к но­вому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Тол­кования высших судебных инстанций как бы углубляют, дополня­ют закон.

Особое положение среди актов судебной практики занимают ре­шения Конституционного суда Российской Федерации. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном суде, признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Кон­ституции Российской Федерации, т.е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного суда Российской Федерации служат источником права, так как выступают основанием для изме­нения, отмены акта или для принятия нового акта.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различ­ными государствами. Конституции большинства государств закреп­ляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в Конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных на­родов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормативные правовые акты - главный источник права. При­нятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нор­мы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: госу­дарственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принима­ются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов. Под нормативным правовым актом понимается акт право­творческих органов государства, который содержит нормы пра­ва, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, министерств, государ­ственных комитетов, федеральных служб. В федеративном госу­дарстве, каким является Россия, выделяют также конституции и ус­тавы субъектов Российской Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным ли­цам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Пре­зидента Российской Федерации о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные ак­ты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спо­рам, приказы руководителей управленческих органов. Ненорма­тивные акты: принимаются на основе нормативных актов, в том числе законов; адресуются конкретным лицам или органам; принимаются по оперативным вопросам и прекращают свое дей­ствие в связи с исполнением данного индивидуального акта. Некоторые государственные органы могут принимать как нор­мативные, так и индивидуальные акты. Например, Федеральное Собрание принимает законы, постановления по отдельным вопро­сам, декларации, обращения.

3. Закон представляет собой нормативный правовой акт, приня­тый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отноше­ния и обладающий высшей юридической силой.

Закон обладает рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обла­дает высшей юридической силой. Другие акты не могут противо­речить закону; во-вторых, первичным образом регулирует обще­ственные отношения, т.е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, ба­зовые, фундаментальные общественные отношения, например от­ношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполне­ния. Закон является несущей конструкцией и системо­образующим фактором всей системы законодательства государства. Законы, как известно, неоднородны. В настоящее время в рос­сийской правовой системе существуют следующие виды законов:

1.Основной закон страны - Конституция Российской Федера­ции. Конституции принимают и субъекты Федерации - респуб­лик. Остальные субъекты принимают уставы. Конституция занима­ет верховное место в иерархии системы законодательства, все акты государства не могут противоречить Конституции.

2.Конституционные федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых ак­тов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются "продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сфе­рой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с те­кущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции Российской Федерации;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Прези­дента, квалифицированное большинство голосов в палатах Феде­рального Собрания).

3.К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции Российской Федерации. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации. Этот закон обладает особой юридической силой и при­нимается в порядке, предусмотренном для федерального конститу­ционного закона, т.е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа де­путатов Государственной Думы и 3/4 - от общего числа членов Совета Федерации. При этом вводится особое условие для вступле­ния поправок в силу необходимость их одобрения органами зако­нодательной власти не менее 2/3 субъектов Федерации. Вступив­ший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию.

4.Кодекс - самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Российской Федерации, прини­мая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или боль­шинство норм, регулирующих однородные общественные отноше­ния. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить право­вое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

5.Основы законодательства в наибольшей мере соответствуют принципам разграничения компетенции по предметам ведения меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами. Основы - форма законов, которые характерны исключительно для федерального го­сударства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предме­там совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6.Законы о ратификации и денонсации международных догово­ров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) осо­бая процедура принятия, так как представляются документы, содер­жащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор... подпи­санный...».

7.Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов - обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные за­коны носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств - членов СНГ при регулировании оп­ределенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федерального государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регу­лирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Российской Федерации и оказывают последним своего рода право­вую помощь. Обычно в модельном законе указывается целесооб­разная его структура, учитывается федеральное законодательство и предлагаются варианты регулирования отдельных вопросов с учетом специфики субъекта.

Нормативный договор также имеет место в качестве источника права, однако распространен значительно реже.

Судебные прецеденты и правовые обычаи как источники права в Российской Федерации практически не встречаются.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:
Конституция РФ;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
нормативные указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
нормативные акты министерств и ведомств РФ;
законы субъектов РФ;
подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

Конституция РФ является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов .

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные принимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) - подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФ могут быть:
нормативными (содержать нормы права общего характера);
ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Актами Правительства РФ являются:
постановления (содержат );
распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:
для регулирования важнейших и государственной жизни;
только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств (государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных:
федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ, и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан (если на них распространяют свое действие нормы данных подзаконных актов).

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 - "обладают всей полнотой государственной власти").

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:
исключительно ведения субъектов РФ;
совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, - конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации. Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года (Соглашения СНД РФ "Федеративный договор"). Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ . Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

У каждого вида права есть свои источники. Давайте рассмотрим, что является источником права для различных видов права.

Источники международного права

Источниками международного права являются международный договор и международный обычай. Но, наряду с ними, выделяют еще такие источники, как акты международных организаций, акты международных совещаний и конференций. Но подобные акты могут считаться источниками международного права только тогда, когда они устанавливают обязательные правила поведения для международных организаций и других субъектов международного права. Также, в международном праве существует концепция «мягкого права», включающая в себя рекомендательные акты или программные установки международных организаций и органов, пример такого источника права – резолюции генеральной Ассамблеи ООН.

В статье 38 Статута Международного Суда ООН есть перечень источников международного права, основываясь на которые, суд разрешает споры. Вот этот перечень:

  1. международные конвенции,
  2. международный обычай,
  3. общие принципы права, которые признаны цивилизованными нациями,
  4. судебные решения,
  5. доктрины специалистов, в качестве вспомогательных средств определения правовых норм.

Источники конституционного права

Источниками конституционного права являются правовые и законодательные акты, содержащие нормы конституционного права. Главным источником конституционного права, конечно же, является конституция. Она регулирует самые важные общественные отношения. Кроме этого, она выражает и закрепляет высшие правовые нормы, выступая в виде абсолютной нормы.

Конституция нашей страны формирует из своих статей и предписаний конституционно-правовые нормы.

Конституция возглавляет всю систему российского права, а также систему источников конституционного права. А все это потому, что она устанавливает виды правовых актов, которые издают высшие органы и должностные лица публичной власти; регулирует основные этапы законодательных процедур; утверждает всю систему источников права и основные правотворческие процедуры. Все остальные источники конституционного права являются производными от Конституции.

Источники гражданского права

Источниками гражданского права являются Конституция Российской Федерации, международные договоры России и нормы международного права, гражданское законодательство, то есть Гражданский Кодекс, другие правовые акты, с содержанием норм гражданского права (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти), обычаи делового оборота. Все эти источники права можно разделить на два типа: правовые обычаи (источники ненормального характера – обычаи делового оборота) и нормативно-правовые акты (указы, инструкции, законы, договоры).

Источники трудового права

Источниками трудового права являются указы и законы, коллективные договоры и соглашения. Источники трудового права разнообразны и имеют несколько классификаций:

  • По характеру принятия их делят: на принимаемые государственными органами (указы, законы), принимаемые по соглашению госорганами, профсоюзами, работодателями (коллекционные договоры, соглашения), принимаемые органами международно-правового регулирования труда (конвенции, рекомендации Международной организации труда, пакты о правах человека).
  • По правовой иерархии или по юридической силе: снизу вверх – это локальные акты, соглашение о труде, акты судебных органов, подзаконные акты, законы, акты международного правового регулирования труда, Конституция РФ.
  • По сфере действия: действующие в отдельных организациях, в регионах, в отдельных субъектах Федерации, во всех пределах РФ.

Источники российского права

Источниками российского права являются нормативный акт, правовой обычай и нормативный договор. Самым характерным источником права для РФ является нормативный акт. Издавать нормативные акты имеют право не все государственные органы, а только исполнительные и законодательные органы власти. Основное место среди нормативно-правовых актов занимают законы, которые принимают законодательные органы и обладающие высшей юридической силой.



Просмотров