Исполнение судебных решений и актов иных органов. Исполнение судебных актов и актов иных органов. Вопросы для обсуждения

3.2. Общие положения

Правовое положение данных субъектов исполнительных правоотношений обладает известной спецификой, заключающейся в первую очередь в том, что они наделены специальными полномочиями по осуществлению отдельных действий в случаях, когда последние неразрывно связаны с их деятельностью.

Закон об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7). При этом вышеозначенные субъекты исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

Специфика их правового статуса заключается также в том, что несмотря на отсутствие у них собственно властных полномочий, они тем не менее принимают активное участие в принудительном исполнении вследствие наделения их со стороны государства особыми полномочиями в сфере исполнительного производства (наложение взыскания на денежные средства, находящиеся у них на счетах; удержание выплачивающихся должнику-гражданину периодических платежей).

3.3. Банки и иные кредитные организации

Действующим законодательством закреплена возможность непосредственного предъявления взыскателем в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов двух категорий: 1) о взыскании денежных средств; 2) об аресте денежных средств (ст. 8 Закона об исполнительном производстве). При этом размер взыскиваемых (арестованных) денежных средств значения не имеет.

Стоит подчеркнуть, что названная правовая норма не применяется, в частности, к тем взыскателям, для которых специальным законодательством определен единственно возможный порядок исполнения - обращение в ФССП России. Речь может вестись, к примеру, о подлежащих принудительному исполнению постановлениях управлений Пенсионного фонда .

Исходя из ст. 8 Закона об исполнительном производстве взыскатель должен предъявить подлинник исполнительного документа с приложением к нему заявления, содержащего: реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица (ч. 2 ст. 8 Закона об исполнительном производстве).

Если предъявление исполнительного документа осуществляется не взыскателем, а его представителем, то последний представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения о взыскателе и о себе. Следует обратить внимание, что исходя из ст.

57 Закона об исполнительном производстве в доверенности, выданной представителю взыскателя, должны быть специально предусмотрены его полномочия на совершение таких действий, как предъявление и отзыв исполнительного документа, а также получение присужденного имущества (в том числе денежных средств).

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).

При этом основания для неисполнения банком указанных исполнительных документов могут быть связаны с:

Отсутствием на счетах должника денежных средств;

Наложением ареста на денежные средства, находящиеся на указанных счетах;

Приостановлением в порядке, установленном законом, операций с денежными средствами.

При отсутствии денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя в полном объеме, банк обязан перечислить имеющиеся средства и продолжать дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет до поступления средств в полном объеме. Отметим, что в указанной ситуации банк не вправе возвращать постановление. В противном случае возможно привлечение банка к административной ответственности .

При получении исполнительного документа непосредственно от взыскателя банк или иная кредитная организация для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений вправе задержать его исполнение, но не более чем на семь дней. Установлено, что основанием для этого должны выступать обоснованные сомнения в подлинности исполнительного документа (ч. 6 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). В свою очередь обоснованность тех или иных сомнений является категорией оценочной и определяется уполномоченным сотрудником банка.

Неисполнение банком содержащихся в исполнительном документе требований является основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП, что подтверждает и судебная практика .

Согласно ст. 27 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банковской деятельности» на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест .

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Вместе с тем в случае совершения расчетных операций в нарушение требования исполнительного документа банк может быть привлечен к ответственности за причинение убытков .

Отдельно установлено, что исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк или иную кредитную организацию после отзыва у них лицензии, возвращается без исполнения направившему его лицу.

3.4. Эмитенты, держатели реестра и депозитарии

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ Закон об исполнительном производстве был дополнен новой ст. 8.1, которая предусмотрела возможность обращения взыскателя, минуя судебного пристава-исполнителя, непосредственно к эмитенту, держателю реестра или депозитарию с исполнительным листом о списании с лицевого счета (счета депо) и о зачислении на соответствующий счет взыскателя эмиссионных ценных бумаг.

Вместе с исполнительным листом взыскатель должен предоставить заявление, содержащее сведения, предусмотренные п. 2 и 3 ч. 2 ст. 8 Закона об исполнительном производстве.

Законодательно обязанность списания ценных бумаг возложена на лицо, осуществляющее учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника предусмотрены ст. 73.1 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, к лицам, исполняющим требования судебных актов и актов иных органов, относятся эмитенты, держатели реестра и депозитарии.

3.5. Субъекты, выплачивающие должнику-гражданину

периодические платежи

Законом об исполнительном производстве предусмотрена также возможность осуществления действий по исполнению судебного акта, акта другого органа или должностного лица субъектами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи (ст. 9).

Законодательством установлены два вида исполнительных документов, которые взыскатель вправе направлять напрямую работодателю, в образовательное учреждение, а также иным субъектам, выплачивающим должнику-гражданину периодические платежи:

О взыскании периодических платежей (независимо от подлежащей уплате суммы);

О взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб.

Для инициирования указанной процедуры взыскатель должен предъявить (направить) подлинник исполнительного документа, а также заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства; фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-граж- данина; наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Лица, выплачивающие должнику указанные суммы, производят индексацию периодических платежей, выплачиваемых в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других установленных законом случаях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение).

В случаях когда заявление подается не самим взыскателем, а его представителем, дополнительно требуется предоставление доверенности, в которой в силу ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве должно быть отдельно оговорено полномочие представителя на предъявление (отзыв) исполнительного документа, получение присужденного имущества (в том числе денежные средства).

Если заявление подается не самим взыскателем, то представитель взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения о взыскателе.

Если должник увольняется, меняет место работы или перестает получать периодические платежи, лицо, выплачивающее периодические платежи, возвращает подлинник исполнительного документа взыскателю с отметкой о произведенных взысканиях.

Направление исполнительного документа непосредственно названным лицам, минуя судебного пристава-исполнителя, не освобождает тем не менее последнего от функций контроля за правильностью его исполнения.

Так, согласно п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств. Названное полномочие основано на положении ч. 1 ст. 14 Закона о судебных приставах, исходя из которого законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ.

Такая проверка может быть осуществлена как по собственной инициативе судебного пристава-исполнителя, так и по заявлению взыскателя. Причем исполнительное производство не возбуждается. В этом случае учреждение обязано представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы. В них должны быть отражены сведения о произведенных удержаниях и о периоде, за который были удержаны денежные суммы.

Согласно ст. 118 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе предъявить лицам, выплачивающим должнику периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, которая хотя и была удержана с должника, но не перечислена взыскателю по их вине.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-сибирский институт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Гражданское процессуальное право»

На тему: «Исполнение судебных актов и актов других органов»

Иркутск-2014

Введение

1. Теоретические аспекты немедленного исполнения решений по гражданским делам

1.1 Понятие и сущность немедленного исполнения решений по гражданским делам

1.2 Виды немедленного исполнения решений по гражданским делам

2. Основания немедленного исполнения решений по гражданским делам

2.1 Основания немедленного исполнения решений по делам о взыскании алиментов

2.2 Основания немедленного исполнения решений по трудовым спорам

3. Практическое задание

Заключение

Список использованных источников

Введение

Деятельность суда носит властный характер, и его действия выражаются в виде судебных постановлений, имеющих строго определенную процессуальную форму.

Судебное решение по гражданскому делу - это постановление суда, которым подтверждается наличие или отсутствие спорного права, спорного правоотношения, в результате которого оно из спорного превращается в бесспорное, подлежащее в необходимых случаях принудительному исполнению. Именно с момента вынесения судебного решения и вступления его в законную силу реализуется возможность принудительного осуществления субъективного права, подтвержденного судом.

Правовое значение судебного решения состоит в том, что вследствие его принятия ранее спорное материально-правовое отношение обретает строгую определенность, устойчивость, общеобязательность.

Объект работы - отношения, складывающиеся в сфере гражданского судопроизводства по делам, решение которых подлежат немедленному исполнению.

Предмет работы - нормы, регулирующие немедленное исполнение решений по гражданским делам.

Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего российского законодательства рассмотреть особенности немедленного исполнения судебного решения, выделить особенности исполнительного производства в отношении решений подлежащих немедленному исполнению.

Для достижения цели исследования в работе ставились следующие задачи :

Рассмотреть понятие и сущность немедленного исполнения решений по гражданским делам;

Определить основания немедленного исполнения решений по гражданским делам.

1. Теоретические аспекты немедленного исполнения решений по гражданским делам

1.1 Понятие и сущность немедленного исполнения решений по гражданским делам

Судебная власть и правосудие «овеществляются», принимают объективированный вид в судебных актах. Помимо собственно судебных актов, суды могут выносить также распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения (ч. 1 ст. 6 Закона о судебной системе). О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст.1. Последние не являются судебными актами в том смысле, в котором это можно сказать о судебных решениях, определениях, постановлениях.

Особняком в ряду судебных актов стоит судебное решение, поскольку именно в нем отражаются результаты всей предшествовавшей деятельности суда.

Таким образом, необходимо прояснить ряд вопросов.

Во-первых, чем судебные акты отличаются от иных актов государственных органов?

Цели правосудия накладывают отпечаток на своеобразие положения суда в механизме государства. Обособление судов и судебной власти от иных органов государства и органов местного самоуправления свидетельствует о последовательном движении к реализации важнейшего принципа верховенства права, а также связанных с ним идей свободы и справедливости. Как верно отмечает Г.А. Жилин, «без суда как главного субъекта процессуальной деятельности, без осуществления им властных полномочий невозможно само возникновение и развитие гражданских процессуальных правоотношений». Жилин Г.А. Суд первой инстанции в гражданском процессе / Г.А. Жилин. - М., 2001. - С. 5. Следовательно, только суды как специфические органы государства могут осуществлять юрисдикционную деятельность в соответствующей процессуальной форме, что ставит их в особое, по сравнению с другими правоприменительными органами, положение.

Потребность в достижении целей и задач гражданского судопроизводства диктует необходимость применения государственного принуждения для реализации судебных актов, что не всегда характерно для решений других юрисдикционных органов. Так, например, в силу ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3019. стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда выдается не самим третейским судом, а судом общей юрисдикции либо арбитражным судом (ст. 45 Закона о третейских судах).

Таким образом, отграничение судебных актов от актов других правоприменительных органов основывается на:

Специфике положения суда в системе других правоприменительных органов;

Исключительно судебном осуществлении правосудия;

Возможности применения судами государственного принуждения в процессе осуществления правосудия и реализации вынесенных решений.

Во-вторых, чем судебные акты отличаются от распорядительных актов суда?

Как уже отмечалось выше, при отправлении правосудия по гражданским делам суды выносят не только судебные акты, но также и распорядительные акты. В чем же заключается различие между судебными актами и распорядительными актами суда?

Любой судебный акт - это акт правоприменения, т.е. при его вынесении разрешается определенный юридически значимый вопрос. При этом суд на основе юридических фактов и конкретных правовых норм принимает индивидуальное решение. Распорядительные акты суда так же, как и судебные акты, представляют собой индивидуально-конкретные акты, выносимые судами в письменной форме в ходе осуществления правосудия по гражданским делам. Однако при их вынесении деятельность суда заключается не в правоприменении, а во властном принуждении, обязывании, которое, по сути своей, носит обеспечительный характер и направлено на создание условий для вынесения соответствующего судебного акта. Распорядительные акты суда непосредственно не влияют на движение дела и не подлежат самостоятельному обжалованию. В этом смысле распорядительные акты суда мало чем отличаются от распорядительных актов любых иных государственных органов, не осуществляющих правосудие.

Кроме того, при вынесении судебных актов суды вынуждены соблюдать требования закона, предъявляемые к их форме и содержанию. Форма и содержание распорядительных актов суда в процессуальном законодательстве практически не регламентированы.

В-третьих, чем решения суда отличаются от иных судебных актов?

Судебные акты, выносимые судами, подразделяются на решения, определения, постановления. В гражданском процессе существует также институт судебного приказа (гл. 11 ГПК РФ).

Определения, выносимые судами первой инстанции, либо направлены на непосредственное обеспечение реальной возможности вынесения судебного решения (и в этом смысле они схожи с распорядительными актами суда), либо сами оканчивают дело.

В первом случае определения суда отличаются от распорядительных актов тем, что непосредственно обеспечивают возможность вынесения судебного решения. Так, например, в ст. 147 ГПК РФ прямо закреплено, что в определении о подготовке дела к судебному разбирательству судья указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела. Распорядительные же акты суда, хотя и создают определенную «базу» для вынесения решения, тем не менее нередко адресованы лицам, не участвующим в деле, и носят во многом технический характер (например, распоряжение о передаче дела в другой суд после удовлетворения всех самоотводов и отводов, когда невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения дела в том же суде).

Во втором случае определением заканчивается рассмотрение дела без вынесения решения (определение о прекращении дела, об оставлении заявления без рассмотрения). Отличие судебного решения от подобного определения состоит в том, что последнее не является результатом рассмотрения дела по существу. В ряде случаев вынесение соответствующего определения вообще свидетельствует об отсутствии в деле элемента спорности (например, прекращение дела в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда).

Судебный приказ, основания и порядок вынесения которого предусмотрены гл. 11 ГПК РФ, внешне напоминает решение суда первой инстанции. Однако отождествлять судебный приказ и решение нельзя. Во-первых, при вынесении судебного приказа применяется совершенно особая процессуальная форма (приказное производство - это особый вид производства в суде первой инстанции, для которого предусмотрены специальные правила, сосредоточенные в гл. 11 ГПК РФ). Во-вторых, в приказном производстве состязательность предстает в урезанном виде, так как в соответствии с ч. 2 ст. 126 ГПК РФ судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений. В-третьих, обязательность судебного приказа ограничивается возможностью подачи заявлений, возражений со стороны должника, при поступлении которых суд, вынесший судебный приказ, сам обязан отменить его (ст. 129 ГПК РФ). Решение, в отличие от судебного приказа, не может быть отменено судом, его вынесшим. Исключение представляет отмена судом заочного решения и пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам, однако в последнем случае отмена происходит в связи с тем, что открылись новые имеющие значение для дела существенные обстоятельства, а не в связи с тем, что лицо, участвующее в деле, не согласно с тем, каким образом дело рассмотрено по существу на основе имеющихся доказательств.

Особое место в ряду судебных актов занимает судебное решение. Без сомнения, именно решение суда - это тот акт, в котором наиболее полно воплощается суть судебной власти. Судебное решение, как верно отмечал А.Ф. Клейнман, - это, прежде всего акт защиты права. Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права. - М., 1967. - С. 83. Поэтому вынесение судом решения - акта защиты права - реализует не только сугубо отраслевые целевые установки гражданского судопроизводства, но также направлено и на реализацию конституционных положений, в первую очередь предписания об абсолютности судебной защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Стороны обращаются в суд за разрешением спора и, как следствие, вынесением законного и обоснованного судебного решения. Безусловно, в процессе рассмотрения дела стороны, реализуя предоставленные им законом распорядительные права, могут заключить мировое соглашение, истец может отказаться от иска, а ответчик - признать иск. Однако вынесение соответствующего определения свидетельствует лишь об устранении из процесса спорного начала и выполнении судебной властью одной из своих функций - быть посредницей в спорах между субъектами права. Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. - Новосибирск, 1997. - С. 43. В тех же случаях, когда стороны продолжают считать свое право нарушенным, или право стороны оспаривается другой стороной, вынесение судебного решения фактически остается единственным законным способом разрешить возникший спор по существу.

Таким образом, под решением суда необходимо понимать такой судебный акт, вынесенный при строгом соблюдении процессуальной формы и направленный на защиту прав и законных интересов, которым дело разрешается по существу.

1.2 Виды немедленного исполнения решений по гражданским делам

Существует два вида немедленного исполнения решений, не вступивших в законную силу: обязательное и факультативное. Статья 211 ГПК РФ определяет случаи обязательного немедленного исполнения решения, а ст. 212 ГПК РФ допускает возможность немедленного исполнения любого решения при наличии особых перечисленных в законе обстоятельств.

Решения, требующие обязательного немедленного исполнения (эти случаи перечислены в ст. 211 ГПК и охватываются понятием «обязательное немедленное исполнение»);

Решения, подлежащие немедленному исполнению, исходя из конкретных обстоятельств дела, когда суд решает этот вопрос по своему усмотрению, но при наличии просьбы истца («факультативное немедленное исполнение»). Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

Немедленному исполнению подлежит решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума (ст. 211 ГПК РФ). Перечень таких случаев является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, указание в решении об обращении его к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.

В отличие от ситуаций, влекущих обязательное немедленное исполнение, возможно по просьбе истца обратить решение к немедленному исполнению. исполнение решение гражданский дело

В своем заявлении истец должен обосновать необходимость в немедленном исполнении вынесенного в его пользу решения и представить доказательства наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или вообще исполнение окажется невозможным. Обоснованность немедленного исполнения решения должна быть изложена в мотивировочной части, а вывод - уже в резолютивной.

2. Основания немедленного исполнения решений по гражданским делам

2.1 Основания немедленного исполнения решений суда по делам о взыскании алиментов

Алименты - это обязательные периодические платежи, установленные судом или соглашением сторон на основании закона, выплачиваемые совершеннолетним членом семьи в пользу своего супруга, родителей, иных лиц, в процентном отношении к доходу плательщика или в твердой денежной сумме, на содержание детей, супруга, бывшего супруга, родителей, иных лиц. Алименты делятся на виды:

По адресату получения, т.е. лицам, на содержание которых они присуждены (дети, супруги, родители, иные лица);

По способу начисления - в процентном отношении к доходам плательщика, в твердой денежной сумме, в процентном отношении к доходам плательщика и частично в твердой денежной сумме. По способу начисления алименты всех трех видов могут присутствовать в институте выплаты на содержание детей. Однако на практике алименты, размер которых рассчитывается в процентном отношении к доходам плательщика и частично в твердой денежной сумме одновременно, применяются редко. По всей вероятности, это связано с тем, что данный вид алиментов является сравнительно новым и до 1996 г. не был предусмотрен семейным законодательством. Кроме того, взыскание этого вида алиментов невозможно в порядке приказного (упрощенного) судопроизводства, поэтому правоприменительная практика идет по традиционному пути выплаты алиментов в процентном отношении. Крашенинникова П.В. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - Статут, 2006. - С. 245.

Действующее законодательство предусматривает следующий размер алиментов, подлежащих взысканию:

На одного ребенка - 1/4 часть заработка и иных доходов родителя ежемесячно;

На двух детей - 1/3 часть заработка и иных доходов родителя ежемесячно;

На трех и более детей - 1/2 часть заработка и иных доходов родителя ежемесячно.

Данный вид алиментов может взыскиваться судом в порядке приказного (упрощенного) судопроизводства, т.е. без проведения судебного заседания, исследования доказательств, путем вынесения приказа о взыскании алиментов, который служит одновременно судебным решением и исполнительным документом.

Алименты в твердой денежной сумме взыскиваются судом только в порядке искового производства, так как такой вид взыскания сам по себе предполагает наличие спора о праве и требует проверки в судебном заседании доказательств, представленных заявителем, а также ряда обстоятельств:

Наличия у должника возможности выплачивать алименты в требуемой сумме;

Нуждаемости ребенка в алиментах именно такого размера, который требует истец;

Соблюдения условий для взыскания алиментов в твердой денежной сумме (или в процентном отношении и твердой денежной сумме), предусмотренных ст. 83 СК РФ. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

Срок рассмотрения гражданского дела в суде о взыскании алиментов составляет один месяц, или 30 дней, с момента поступления дела в суд.

При рассмотрении дела о взыскании алиментов подлежат установлению следующие обстоятельства:

Наличие несовершеннолетних детей, что подтверждается надлежаще заверенными копиями свидетельств о рождении детей, о заключении или расторжении брака, об установлении отцовства (если ребенок рожден вне брака);

Наличие заработка и (или) иных доходов у родителей, что подтверждается справкой о размере заработной платы за последний год с места работы или сведениями из налоговой инспекции;

Факт неисполнения родителем (родителями) своей обязанности по содержанию детей, равно как и отсутствие соглашения родителей о выплате алиментов;

Наличие у ответчика (должника) других несовершеннолетних детей и иных алиментных обязательств (данное обстоятельство связано с тем, что алименты не могут взыскиваться в размере большем, превышающем 1/2 часть доходов родителя).

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по делам о взыскании алиментов уплачивается в доход федерального бюджета ответчиком в размере 100 руб. По нормам подп. 2 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы при подаче заявления о взыскании алиментов освобождаются от уплаты государственной пошлины. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146 - ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

2.2 Основания немедленного исполнения решений по трудовым спорам

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Центризбирком РФ, 2008. - С. 24. провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений. Это связано с тем, что трудовые права граждан являются неотъемлемой составляющей более общего понятия - «права граждан». Социально-экономические изменения в РФ приводят к преобладанию частной формы собственности на землю, а также к провозглашению свободы труда и развитию социального партнерства в общественно-трудовых отношениях, тем самым оказывают влияние на трудовое положение граждан. Ранее в России имели приоритет государственные интересы, а интересы граждан играли лишь второстепенную роль. Право на труд в процессе своего развития претерпело ряд коренных изменений. В первую очередь это связано с изменениями, которые происходят в государстве. Право на труд, а именно свобода труда, является составной частью свободы личности. Трудно себе представить свободного человека, который лишен свободы трудовой деятельности. Таким образом, свобода личности является определяющим фактором свободы труда. Но право на труд не всегда предполагало свободу в выборе рода трудовой деятельности. Свободный труд появляется лишь в период капиталистического способа производства, когда труд стал наемным. Основанием для этого явился выход на рынок юридически свободного человека - владельца товара «рабочая сила», имеющего стоимостное выражение. Ярков В.В. Краткий комментарий раздела VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов» // Бюллетень службы судебных приставов Минюста РФ. - 2003. - № 3. - С. 28.

Защита трудовых прав работника и коллективных интересов работников организаций (предприятий) приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост числа новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождается нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники со своей стороны заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов. Маврина С.П., Хохлова Е.Б. Трудовое право России. - М., 2003. - С. 77.

Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождает разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры - коллективные и индивидуальные.

Порядок исполнения решений суда по трудовым спорам имеет собственные особенности, которые уже отмечались учеными, но, как правило, в связи с рассмотрением трудовых споров. Головина С.Ю. Особенности рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений // Арбитражный и гражданский процесс. - 2001. - № 1. - С. 20. По общему правилу решение суда по трудовым делам приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Вместе с тем решение суда о восстановлении на прежней работе незаконно уволенного работника или незаконно переведенного на другую работу, а также о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.

3. Практическое задание

Задача 1. Трегубов обратился в суд с иском к Хвостову о взыскании задолженности по договору займа в сумме 300 тыс. руб. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству стороны заключили мировое соглашение, по которому Хвостов обязался уплатить Трегубову в трехмесячный срок 150 тыс. руб., а Трегубов в оставшейся части отказывается от денежных требований. Определением суда от 1 марта мировое соглашение утверждено, производство по делу прекращено.

К установленному соглашением сроку Хвостов принятое на себя обязательство не исполнил, заявив Трегубову, что даже и не собирался платить.

Возможно ли принудительное исполнение мирового соглашения, заключенного в рамках гражданского дела?

Частью 2 ст. 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом.

Производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 ГПК РФ).

Статьей 428 ГПК РФ установлено, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

По решению суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок исполнительный лист направляется на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия судебного постановления независимо от наличия просьбы взыскателя. Такой исполнительный лист должен содержать реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Так как определение суда об утверждении условий мирового соглашения является судебным постановлением, в связи с чем в силу ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ обязательно к исполнению.

Таким образом, если условия мирового соглашения не исполняются в добровольном порядке, то по ходатайству взыскателя судом выдается исполнительный лист, который может быть направлен в службу судебных приставов.

Задача 2. Клюев обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к управлению строймеханизации № 2 о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. По заявлению истца судом вынесено определение об обеспечении иска и наложении ареста на ссудный счет ответчика. Определение предъявлено Клюевым к исполнению в банк, обслуживающий ссудный счет должника.

Укажите ошибки, допущенные участниками процесса.

В каком порядке подлежит исполнению определение суда об обеспечении иска?

Через 10 дней после вынесения Определения (по истечении срока для обжалования пределения), Определение предъявить к исполнению в службу судебных приставов. Согласно ст. 140 ГПК РФ будет вынесено вынесут постановление о наложении ареста на ссудный счёт ответчика и направлено в банк.

З аключение

Исследование, проведенное в рамках настоящей дипломной работы показало что:

Свойство исполнимости означает, что вынесенное и вступившее в законную силу решение суда является обязательным к исполнению. Отдельные судебные решения подлежат немедленному исполнению (ст. 211, 212 ГПК РФ). Неисполненное добровольно решение может быть исполнено в принудительном порядке. Это свойство позволяет реализовать конечную цель процесса - реально защитить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы субъектов спорного правоотношения.

ГПК РФ обязывает судью или суд незамедлительно сообщать о принятых мерах по обеспечению иска в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход.

На основании определения об обеспечении иска суд выдает истцу исполнительный лист и направляет ответчику копию определения. Определение приводится в исполнение немедленно через службы судебных приставов-исполнителей (короткий срок рассмотрения заявления и немедленное исполнение обеспечивает оперативность этого процессуального действия, чтобы недобросовестный ответчик не мог скрыть находящееся у него имущество).

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежат судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение 3 месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума. Суд общей юрисдикции и арбитражный суд могут обратить к немедленному исполнению любое решение по просьбе истца, если замедление может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Суд устанавливает определенный порядок и (или) сроки исполнения решения либо обращает решение к немедленному исполнению, а также принимает меры к обеспечению его исполнения, в резолютивной части отражаются все эти вопросы.

Закон указывает на случаи немедленного исполнения решения суда (ст. ст. 211, 212 ГПК). Различаются два вида немедленного исполнения решения:

Решения, требующие обязательного немедленного исполнения (эти случаи перечислены в ст. 211 ГПК и охватываются понятием "обязательное немедленное исполнение"); Решения, перечисленные в ст. 211 ГПК РФ, подлежат немедленному исполнению в силу императивного предписания закона, в связи с чем указание в решении об обращении их к немедленному исполнению не зависит от позиции истца и усмотрения суда.

Решения, подлежащие немедленному исполнению, исходя из конкретных обстоятельств дела, когда суд решает этот вопрос по своему усмотрению, но при наличии просьбы истца ("факультативное немедленное исполнение"). Обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

При обращении решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Обращая по просьбе истца решение к немедленному исполнению, суд вправе в необходимых случаях требовать от истца обеспечения поворота исполнения решения на случай его отмены.

Положение ст. 212 ГПК Российской Федерации о возможности обращения к немедленному исполнению судебного решения, примененное в касающемся заявителя деле, не может рассматриваться как нарушающее его конституционное право на судебную защиту, поскольку не препятствует обращению в вышестоящие судебные инстанции.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Проспект РФ, 2014. - 64 с.

2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 27.12.2009 № 9-ФКЗ) // Собр. Законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст.1.

3. О конституционном суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 02.06.2009 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. - 2013. - № 46. - Ст. 4532.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95 - ФЗ (в ред. от 19.07.2009 № 205-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2715.

6.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 №106-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

7.Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146 - ФЗ (в ред. от 29.12.2009 № 383- ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

8. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 27.09.2009 № 226) // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3591.

9. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 № 357-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253

10.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 № 365-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

11. О судебном решении: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 // Российская газета. - 2003. - 26 декабря.

12. Арапов, Н.Т. О соотношении понятий «правосудие» и «защита» гражданских прав // Проблемы применения и совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Сб. науч. трудов / Н.Т. Арапов, Р.Е. Гукасян. - М.: Спарк, 1984. - 369 с.

13. Алимова, Н.А. Участие гражданина в гражданском процессе / Н.А. Алимова // КонсультантПлюс, 2006.

14. Алексеев, С.С. Теория права / С.С.Алексеев. - М.: Юрайт, 1994. - 564 с.

15. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2009. - 460 с.

16.Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / А.Н. Борисов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 257 с.

17. Безруков, А.М. Преюдициальная связь судебных актов / А.М. Безруков. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 257 с.

18.Белоусов, Л.В., Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве и практике его применения» (постатейный) / Л.В. Белоусов, А.В. Закарлюка, М.А. Куликова, И.В. Решетникова, Е.А. Царегородцева. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 280 с.

19. Бевзенко, Р.С., Фахретдинов Т.Р. Зачет в гражданском праве: опыт исследования теоретической конструкции и обобщения судебной практики / Р.С. Бевзенко, Т.Р. Фахретдинов. - М.: Статут, 2006. - 236 с.

20. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. - 650 с.

21.Гражданский процесс: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Городец, 2007. - 698 с.

22. Жилин, Г.А. Суд первой инстанции в гражданском процессе / Г.А. Жилин. - М.: Наука, 2001. - 254 с.

23.Зейдер, Н.Б. Судебное заседание и судебное решение в советском гражданском процессе / Н.Б. Зейдер. - Саратов, 1959. - 278 с.

24. Исаенкова, О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции / О.В. Исаенкова. - Саратов, 2002. - 587 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование проблем исполнения судебных актов по гражданским делам. Анализ зарубежного опыта правового регулирования отношений, возникающих при исполнении судебных актов. Изучение теории и практики обращения взыскания на имущество должника-гражданина.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Возбуждение исполнительного производства по делам о взыскании алиментов. Компетенция судебного исполнителя. Правила взыскания в добровольном и судебном порядках. Последствия уклонения от уплаты алиментов. Организация службы охраны труда на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2012

    Понятие и виды трудовых споров. Рассмотрение индивидуального и коллективного трудового спора в комиссии по трудовым спорам и в судах. Порядок исполнения судебного решения по индивидуальным трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Предмет доказывания по гражданским делам. Производство о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Осуществление правосудия по гражданским делам на основе равноправия сторон. Распределения обязанностей доказывания.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2015

    Понятие представительства по гражданским делам. Виды судебного представительства. Основания возникновения. Субъекты судебного представительства. Полномочия судебных представителей. Порядок их оформления.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Судебные расходы по гражданским делам, состоящие из государственной пошлины и издержек по делу. Особенности уплаты и размер государственной пошлины. Порядок распределения судебных расходов. Понятие и виды судебных издержек: штрафы и их взыскание.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2009

    Механизм признания и исполнения решений иностранных судов. Понятия и признаки признания и исполнения иностранных судебных решений в Российской Федерации. Анализ законодательных актов. Решения иностранных судов, не требующие принудительного исполнения.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2015

    Современное состояние правового регулирования видов судопроизводства по гражданским делам. Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Основные способы защиты лицами своих законных интересов. Изучение зарубежной процессуальной практики.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Организации деятельности коллегии адвокатов "Юстиниан". Правовое обслуживание компаний, представление по экономическим спорам в арбитраже и судах общей юрисдикции. Защита по уголовным и гражданским делам в сфере экономики и компьютерной информации.

    отчет по практике , добавлен 11.10.2013

    Понятие и основания возникновения алиментных обязательств, виды исполнительных документов, основные требования к их составлению и оформлению. Общий порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, рассмотрение проблемных вопросов.

Исполнительное производство является составной частью механизма защиты гражданского права и заключительной стадией его реализации. Оно представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

В исполнительном производстве они восстанавливаются посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов. Участники исполнительного производства условно подразделяются на 4 группы: органы принудительного исполнения; суд; стороны; другие участники. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Ее полномочия, порядок ее организации и деятельности определяются законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В исполнительном производстве участвуют две стороны - взыскатель и должник. Взыскатель - лицо, в пользу которого вынесено решение и в интересах которого ведется исполнительное производство. Должник - лицо, обязанное судебным решением совершить определенные действия, то есть лицо, против которого направлено исполнение. Основание исполнения - это постановление суда или другого органа, которое согласно закону подлежит исполнению по правилам исполнительного производства. На основании соответствующего судебного постановления или постановления другого органа выдается исполнительный документ (кроме случаев, когда акт, являющийся основанием исполнения, служит одновременно и исполнительным документом, например судебный приказ). Основным видом исполнительного документа является исполнительный лист, который выдается на основании всех видов судебных постановлений, подлежащих исполнению (кроме судебного приказа), и представляет собой пред писание суда органам исполнения принудительно реализовать судебное постановление. Исполнительное производство возбуждается, как правило, по заявлению взыскателя или иного уполномоченного лица. Он должен направить исполнительный документ в суд или судебному приставу-исполнителю. Исполнение производится по месту работы, жительства или нахождения имущества должника, а если таковым является юридическое лицо - по месту нахождения его офиса или имущества. Мерами принудительного исполнения в соответствии со статьей 45 закона «Об исполнительном производстве» являются: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, упомянутых в решении суда; иные меры, указанные в решении в соответствии с законом (штрафы за неисполнение решения; обращение взыскания на денежные средства организаций, находящиеся в кредитных учреждениях). Выбор меры принудительного исполнения зависит от того, какое решение должно быть исполнено.

Еще по теме 30. Исполнение судебных актов и актов иных органов:

  1. Раздел IV ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ И АКТОВ ИНЫХ ОРГАНОВ
  2. Раздел VII. ПРОИЗВОДСТВО, СВЯЗАННОЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ИНЫХ ОРГАНОВ
  3. 2. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  4. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  5. 14.2. Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  6. 1.6 Тема 6. Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу.
  7. Вопрос 78. Пересмотр в порядке надзора - исключительный способ проверки законности судебных актов
  8. Глава 25. Общие положения об охране труда. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  9. 25.5. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Законодательство регламентирует не только порядок рассмот­рения и разрешения гражданских и иных дел, подведомственных судам общей юрисдикции, но и процесс исполнения судебных актов, а также актов иных органов, которые подлежат исполне­нию в том же порядке.

Вступившее в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению - и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом-должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу кото­рого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение. При­нудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет свои цель, субъектный со­став, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство представляет собой установлен­ный законом порядок принудительной реализации судебных ак­тов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных ма­териальных прав или охраняемых законом интересов. В исполни­тельном производстве субъективное материальное право или ох­раняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свое восстановление посредством использования меха­низмов государственного принуждения, установленных законом.

Непосредственным объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов. Принуди­тельному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдан

Исполнение судебных актов и актов иных органов

исполнительный документ. Так, если говорить о решениях суда, то принудительному исполнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве, подлежатлишь решения о присуждении (исполнительные решения), вы­носимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении от­ветчика к совершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, установленным зако­ном; они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересован­ных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. После вступления установительного решения в закон­ную силу заинтересованному лицу выдается его заверенная ко­пия, которая служит основанием для регистрации или оформле­ния соответствующих фактов, правоотношений.

Кроме того, по общему правилу не подлежат принудительному исполнению решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу­жащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Что касается такого судебного акта, как определение, то не­которые определения судов общей юрисдикции подлежат испол­нению по правилам, установленным законодательством об ис­полнительном производстве. Например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в по­рядке, установленном для исполнения решений суда.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчи­ка (должника) к совершению действий, предусмотренных судеб­ным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Однако важно отметить, что Федеральный закон «Об испол­нительном производстве» регламентирует порядок принудитель­ного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реализа­цию субъективного материального права или интереса и в тех

А.О. Парфенчиков, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации.

Судебный пристав - фигура исторически традиционная. Упоминания о судебных приставах нетрудно отыскать в документальных актах периода феодальной раздробленности Руси.

Ко времени судебно-правовой реформы 1864 года в системе органов власти царской России наряду с судебными приставами уже функционировали частные приставы (начальник полиции в уездах и помощники председателей судов), следственные приставы (следователи), винные и соляные приставы (должностные лица, наблюдавшие за соблюдением порядка акцизной торговли вином и солью).

В подобном статусе институт судебных приставов как система обеспечения исполнения судебных актов просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи.

На смену судебным приставам Российской империи пришли судебные исполнители новой Советской России, которые, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими.

Распад СССР и последующие изменения в политическом и государственном устройстве России обусловили принятие решения об упразднении института судебных исполнителей и учреждении в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах, - Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ. Это решение нашло свое практическое воплощение в Федеральных законах от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Указанные законы создали необходимые правовые предпосылки для самостоятельного функционирования службы. В результате реорганизации Министерства юстиции РФ образовался ведомственный федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба судебных приставов, Положение о которой было утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316.

В настоящее время ФССП России заняла определенное место в системе правоохранительных органов, выполняя функции принудительного обращения взыскания на задолженности организаций и физических лиц, а также другие функции. Можно констатировать, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами.

За годы деятельности ФССП России в подразделения судебных приставов обратился за помощью едва ли не каждый россиянин. Выполнение возложенных на Федеральную службу судебных приставов задач, а следовательно, и своевременное восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства обусловливают необходимость дальнейшей работы по организации и координации взаимодействия с судебными и правоохранительными органами.

С образованием ФССП России как самостоятельного органа исполнительной власти с 2004 года количество исполнительных производств, находящихся на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, увеличилось более чем в 1,6 раза и составило 20 млн. <1> Окончено исполнительных производств на 60% больше, чем в 2004 году (в 2006 году было окончено 11,7 млн. исполнительных производств, в 2004 году - 7,3 млн.); в 1,6 раза увеличилось количество исполнительных производств, оконченных без нарушения процессуальных сроков. Более чем в 2 раза (с 3,7 млн. до 7,6 млн.) увеличилось количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, при этом отношение к общему количеству оконченных производств составляет 51 и 65% соответственно.

<1> За основу приняты показатели работы территориальных органов ФССП России за первое полугодие 2004 года и 6 месяцев 2007 года.

Взыскание судебными приставами-исполнителями денежных средств увеличилось на 31 млрд. руб. (с 44 млрд. до 75 млрд. руб.), в том числе сумма перечислений в доход консолидированного бюджета по взысканию налоговых платежей увеличилась в 2,1 раза (с 13,5 млрд. до 27,8 млрд. руб.), по исполнительскому сбору - в 2,5 раза (с 0,7 млрд. до 1,7 млрд. руб.).

Более половины исполнительных документов, находящихся на исполнении в ФССП России, составляют постановления органов, уполномоченных выносить постановления об административных правонарушениях. Из них около 80% исполнительных документов составляют постановления органов Госавтоинспекции.

В настоящее время осуществляется поиск новых возможностей эффективного исполнения задач, возложенных на Федеральную службу судебных приставов в целом. С этой целью Федеральной службой судебных приставов разработана методика проведения территориальными органами ФССП России и Госавтоинспекции совместных рейдовых мероприятий по взиманию с владельцев автотранспорта задолженности по исполнительным документам.

Данный эксперимент проводится во всех территориальных органах ФССП России. Результатом эксперимента является повышение не только уровня фактического исполнения исполнительных документов, но и правовой сознательности граждан.

В этой связи следует отметить положительный пример Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, где практика совместных мероприятий организована на высоком уровне. Руководством территориального органа запланировано приобретение автоматизированной системы "Поток", которая позволит идентифицировать автотранспортные средства, принадлежащие должникам - физическим лицам.

Средства массовой информации зачастую ставят под сомнение законность данных действий судебных приставов-исполнителей. Вместе с тем основы взаимодействия судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел определены Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Организация взаимодействия ФССП России (территориальных органов) с правоохранительными органами и органами административной юрисдикции осуществляется в форме совещаний и рабочих встреч, имеющих конечной целью разработку и принятие совместных нормативных и организационных документов и проведение совместных мероприятий. Так, подписаны соглашения и приказы о взаимодействии ФССП России с правоохранительными и другими государственными органами на федеральном уровне и уровнях субъектов Федерации.

Для оптимизации работы по постановлениям органов Госавтоинспекции о взыскании административных штрафов по инициативе ФССП России были внесены изменения в КоАП РФ (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", одобренный Советом Федерации ФС РФ 19 сентября 2007 г.) в части возложения на должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство об административных правонарушениях, контроля за исполнением постановлений о взыскании административных штрафов, уплачиваемых в добровольном порядке; в императивной форме определено применение должностным лицом ст. 20.25 КоАП РФ при неисполнении должником в добровольном порядке требований исполнительного документа.

В настоящее время приоритетными направлениями деятельности ФССП России являются: обеспечение конституционных прав граждан и юридических лиц при исполнении исполнительных документов по взысканию алиментных обязательств, невозвращенных банковских кредитов, предоставлению жилья; исполнение исполнительных документов по искам к казне и публично-правовым образованиям.

Неуклонный рост обращений граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека с жалобами на неисполнение (ненадлежащее исполнение) исполнительных документов данной категории свидетельствует о необходимости принятия более эффективных мер принудительного характера.

Федеральная служба судебных приставов приняла участие в заседании "круглого стола", инициированного Государственной Думой и посвященного вопросам исполнения исполнительных документов по взысканию алиментных платежей.

По итогам "круглого стола" Комитетом по делам женщин, семьи и детей Государственной Думы была выработана концепция совершенствования законодательства, регулирующего алиментные обязательства родителей и детей. ФССП России предложено включить в эту концепцию предложения, отражающие позицию службы по рассмотренным вопросам.

Так, в целях повышения эффективности взыскания алиментных платежей ФССП России предложено внести изменения в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в части применения минимального размера оплаты труда для определения размера алиментов, взыскиваемых судом в твердой денежной сумме, а также дополнить новую редакцию Федерального закона "Об исполнительном производстве" нормой, предоставляющей право судебному приставу-исполнителю на временное ограничение должника на получение водительского удостоверения или пользования этим удостоверением.

Кроме того, ФССП России предложено повысить ответственность родителей за воспитание детей, в связи с чем ввести в санкцию ст. 157 "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" УК РФ новый вид наказания в виде лишения свободы на срок до 2 лет, а функции проведения дознания по данной норме передать дознавателям ФССП России.

Вопрос принудительного взыскания невозвращенных банковских кредитов также находится на постоянном контроле в ФССП России. В настоящее время проводится мониторинг сведений о взыскании судебными приставами-исполнителями территориальных органов ФССП России денежных средств с физических лиц в пользу кредитных организаций. Планируется создание межведомственной рабочей группы с участием ФССП России, ФСФР России, Банка России и Ассоциации российских банков для повышения эффективности исполнения исполнительных документов данной категории.

Проблема исполнения исполнительных документов о предоставлении жилья гражданам продолжает оставаться актуальной. В этой связи ФССП России проводит обобщение практики исполнения территориальными органами исполнительных документов данной категории для выявления причин их неисполнения либо длительного исполнения. По результатам обобщения этой практики планируется обращение с соответствующими письмами в высшие судебные инстанции Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и получателям средств федерального бюджета на сегодняшний день является весьма важной проблемой. Практика исполнения требований судебных актов о взыскании за счет средств бюджетной системы Российской Федерации свидетельствует о недостаточной эффективности порядка, регламентированного Бюджетным кодексом РФ. В этой связи необходимо внесение изменений в действующее законодательство для создания четкого и эффективно работающего механизма обеспечения добровольного и принудительного исполнения требований таких исполнительных документов.

Изменившиеся за десятилетие социально-экономические условия, наработанная в ФССП России практика принудительного исполнения и значительное обновление законодательства Российской Федерации вызвали необходимость внесения дополнений, изменений и корректив в законодательство об исполнительном производстве.

Советом Федерации ФС РФ 19 сентября 2007 г. одобрены Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - новая редакция Закона) и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Примечательно, что принятие новой редакции Закона совпало с 10-летием Службы судебных приставов.)

Данные законопроекты существенно расширяют полномочия судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительных документов.

Так, в новой редакции Закона появился институт поручения судебного пристава-исполнителя (ч. 6 ст. 33), который предусматривает возможность судебного пристава-исполнителя при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия или применить меры принудительного исполнения.

Новеллой новой редакции Закона является также введение полномочий судебного пристава-исполнителя на приостановление полностью или частично исполнительного производства (ст. 40). Это дает возможность судебному приставу-исполнителю самостоятельно принимать решения, что способствует исполнению исполнительного документа в более короткий срок.

Введены новые основания окончания исполнительного производства (ст. 47): признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему; ликвидация должника-организации и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию; истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении.

В новой редакции Закона закреплено право судебного пристава-исполнителя при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67).

Существенным нововведением в обращении взыскания на заложенное имущество (ст. 78) является то, что требования залогодержателя, возникшие на основании закона, удовлетворяются исходя из стоимости заложенного имущества без соблюдения очередности удовлетворения требований.

Следует отметить новеллы, касающиеся ограничения прав дебитора на изменение правоотношений со дня его уведомления о наложении ареста на дебиторскую задолженность и до дня реализации прав требования или получения им уведомления о переходе прав требования к новому кредитору (ст. 83).

Введена новая процедура обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей: наряду с судебным порядком его действия (бездействие) обжалуются в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу вплоть до заместителей главного судебного пристава Российской Федерации (ст. 123).

В Концепции административной реформы в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р, "оптимизация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом" рассматриваются как необходимые требования в разработке механизмов противодействия коррупции.

Полагаем, что в этом смысле правомерным шагом в развитии Федеральной службы судебных приставов будет придание ей статуса правоохранительного органа, что в полной мере должно соответствовать содержанию деятельности службы и упрочению ее роли в государстве и обществе.

Розыск должников (граждан, организаций) и их имущества - одно из приоритетных направлений деятельности ФССП России. Розыскная деятельность судебных приставов-исполнителей имеет непродолжительную историю. В соответствии с Приказом Минюста России от 25.04.2000 N 546-К в Департаменте судебных приставов Минюста России был создан отдел розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами.

Распоряжением Минюста России от 25.08.2000 N 167 в службах судебных приставов территориальных органов Минюста России были образованы подразделения, непосредственно занимающиеся розыском должников и их имущества. Создание таких подразделений было продиктовано необходимостью реализации на практике соответствующих положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" с целью повышения эффективности исполнения судебных актов и актов других органов. Распоряжением Минюста России от 04.01.2001 N 2 на данные подразделения были возложены функции по организационно-методическому обеспечению и непосредственному осуществлению розыскных мероприятий.

Результаты розыскной деятельности территориальных органов ФССП России за последние годы свидетельствуют о том, что устойчивый рост показателей работы напрямую зависит от конкретных и действенных мер, направленных на повышение эффективности исполнения исполнительных документов.

В соответствии с Приказом ФССП России от 05.06.2006 N 68 основным показателем деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества является процент прекращенных розыскных дел в связи с розыском должника от общего количества прекращенных розыскных дел.

В первом полугодии 2007 года основной показатель выполнен всеми территориальными органами ФССП России, тогда как в 2006 году более чем треть территориальных органов этот показатель не выполнили. Сумма разысканного имущества в 2007 году по сравнению с 2005 годом возросла в 1,6 раза (с 3,1 млн. до 4,9 млн. руб.).

Практика розыска должников и их имущества выявила ряд проблем, сдерживающих эффективность этой деятельности. Наиболее острая из них - отсутствие надежных законодательных механизмов реализации функции ФССП России по осуществлению розыска должников-организаций и имущества должников. Пробелы законодательства приходилось компенсировать разработкой методических рекомендаций. С целью восполнить эти пробелы 6 июня 2003 г. была проведена коллегия Минюста России "О состоянии работы в службах судебных приставов по розыску должников, их имущества и взаимодействию с правоохранительными органами, мерах по ее совершенствованию", решение которой объявлено Приказом Минюста России от 12.06.2003 N 148.

Кроме того, реализуя полномочия ФССП России по организации розыска должников и их имущества, территориальные органы также разрабатывают свои организационно-методические документы по данному направлению деятельности. В этой связи одним из наиболее важных направлений явилось участие ФССП России в законопроектной деятельности по внесению необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы исполнительного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы.

В настоящее время институт авансирования расходов по розыску должников и их имущества носит формальный характер и в силу объективных причин практически не применяется. Авансовый взнос, вносимый взыскателем на депозитный счет территориального органа ФССП России, возвращается ему после завершения розыскных мероприятий, а с должника данные расходы не взыскиваются. Законом не установлено, какие критерии служат для определения размера авансового взноса, отсутствует методика его расчета. Кроме того, не ясно, на какие цели может быть потрачен авансовый взнос.

Новой редакцией Закона институт авансирования розыска должника и его имущества упразднен, что будет способствовать защите интересов взыскателя.

Нельзя не отметить, что при участии ФССП России разрабатывается проект Исполнительного кодекса Российской Федерации. В целях придания институту розыска должников и их имущества большей значимости внесено предложение о выделении данного направления в отдельный параграф.

В сентябре 2007 года Приказом Минюста России утвержден разработанный при участии ФССП России Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации). Данный документ определяет алгоритм действий, осуществляемых в ходе проведения розыскных мероприятий, и содержит следующие административные процедуры: организация розыска должника-организации и имущества должника (гражданина, организации); обеспечение расходов по розыску; ведение розыскного дела, выполнение мероприятий по розыску; осуществление контроля за реализацией полномочий по розыску; порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых должностными лицами в ходе исполнения государственной функции.

При исполнении судебных актов и актов иных уполномоченных органов судебному приставу-исполнителю необходима информация о должниках и их имущественном положении, которой располагают регистрирующие и контролирующие органы. Полное, точное и своевременное исполнение содержащихся в исполнительных документах требований во многом зависит от наличия у судебного пристава-исполнителя указанной информации.

В этой связи очень важным для ФССП России является взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами, в том числе по вопросам обеспечения розыскной деятельности в исполнительном производстве.

Так, за 7 лет исполнения судебными приставами функции розыска должников и их имущества в территориальных органах ФССП России сложилась определенная практика взаимодействия с органами внутренних дел, которые обеспечивают розыскные подразделения ФССП России необходимыми сведениями о должниках и их имуществе, о регистрации должников по месту жительства, передвижении их воздушным и железнодорожным транспортом, наличии автотранспортных средств, огнестрельного и газового оружия, оформлении загранпаспортов, нахождении в местах лишения свободы и пр.

Взаимодействие подразделений розыска территориальных органов ФССП России с органами внутренних дел получает развитие в совместных приказах и соглашениях на региональном уровне и оказывает позитивное влияние на эффективность розыскных мероприятий ФССП России. Вместе с тем в ряде субъектов Федерации органы внутренних дел отказываются предоставлять судебным приставам-исполнителям информацию о должниках, ссылаясь на то, что работники подразделений розыска территориальных органов не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности.

Одним из эффективных средств полного или частичного погашения задолженности по исполнительным документам является обращение взыскания на автотранспортные средства. Совместный Приказ Минюста России и МВД России от 09.12.2005 N 208/1003 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов" регламентирует взаимодействие с Госавтоинспекцией лишь в части введения запретов на снятие с регистрационного учета, изменение регистрационных данных и проведение государственного технического осмотра транспортных средств, но не устанавливает случаи и порядок задержания автотранспортных средств должника сотрудниками Госавтоинспекции, так как эти функции отсутствуют в Положении о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденном Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711.

Ситуация усугубляется еще и тем, что Главным информационно-аналитическим центром МВД России в территориальные органы МВД России направлено распоряжение от 28.09.2006 N 34/3-1499 о запрещении постановки на учет разыскиваемого ФССП России автотранспорта ("в связи с отсутствием правовых оснований"); в результате подразделениями Госавтоинспекции многих регионов не исполняются требования судебных приставов-исполнителей.

В рамках взаимодействия с органами исполнительной власти предусматривается обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес. Необходимые сведения о должниках и их имущественном положении предоставляются не только на основании запросов, но и посредством удаленного доступа к информационным массивам и учетам контролирующих и регистрирующих органов. В настоящее время в ФССП России разработана автоматизированная информационная система, в рамках которой планируется создание баз данных исполнительных производств, разыскиваемых должников и их имущества.

В июле 2007 года заключено соглашение о порядке взаимодействия ФССП России и Федеральной службы по финансовому мониторингу. Данное соглашение позволяет ФССП России получать информацию об имуществе должников, в том числе находящемся за пределами Российской Федерации, а также о финансовых операциях, совершаемых должниками. Эти сведения необходимы для эффективного исполнения судебных решений в случаях сокрытия должниками имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В свою очередь ФССП России предоставляет информацию о лицах и организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, признанных на основании судебных решений должниками, скрывающими денежные средства или иное имущество, подлежащее розыску, аресту или конфискации в доход государства.

Ограничение права выезда должника за пределы Российской Федерации является одной из самых действенных мер, направленных на исполнение судебного решения. В результате взаимодействия с подразделениями Федеральной миграционной службы сотрудники розыскных подразделений получают информацию о выезде должников за пределы Российской Федерации, что позволяет судебным приставам-исполнителям вовремя направлять поручения о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации в органы пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.

Так, в ходе взаимодействия структурных подразделений Управления ФССП России по Республике Бурятия и Пограничной службы ФСБ России на региональном уровне за 2006 год из 269 исполнительных производств, находившихся в производстве судебных приставов-исполнителей территориальных отделов Управления ФССП России по Республике Бурятия, в рамках которых направлялись поручения о временном ограничении права выезда за пределы Российской Федерации, фактическим исполнением окончено 140 исполнительных производств.

Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на отдельные проблемы, имеющие место при осуществлении розыска должников и их имущества, данное направление деятельности было и остается одним из приоритетных при выполнении задач, поставленных перед Федеральной службой судебных приставов. Только общими усилиями территориальных органов и ФССП России в целом при тесном сотрудничестве с правоохранительными и иными государственными органами может быть в полной мере реализовано право граждан и организаций на судебную защиту, что, несомненно, повысит авторитет Федеральной службы судебных приставов.

В заключение следует отметить, что за время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.



Просмотров