Искусственные языки. Что мы о них знаем? Причины создания искусственных языков. История создания и функционирования волапюк

Многим уже само словосочетание «искусственный язык» может показаться крайне странным. Почему именно «искусственный»? Если есть «искусственный язык», то, что такое «язык естественный»? И, наконец, самое важное: зачем создавать ещё один новый язык, когда в мире итак существует огромное количество живых, умирающих и древних языков?

Искусственный язык, в отличие от естественного, не является плодом человеческого общения, возникшим в результате сложных культурных, социальных и исторических процессов, а создан человеком как средство коммуникации с новыми характеристиками и возможностями. Возникает вопрос, не является ли он механическим порождением человеческого ума, живой ли он, есть ли у него душа? Если мы обращаемся к языкам, созданным для литературных или кинематографических произведений (например, язык эльфов Квэнья, придуманный профессором Дж. Толкиеном, или же язык империи Клингон из сериала Star Trek), то в данном случае причины их появления ясны. Это же относится и к языкам компьютерным. Однако чаще всего люди пытаются создать искусственные языки как средство общения между собой представителей различных национальностей, по политическим и культурным причинам.

Например, известно, что все современные славянские языки родственны друг другу, как и все современные славянские народы. Идея их объединения витала в воздухе с давних времен. Сложная грамматика старославянского никак не могла бы сделать его языком межнационального общения славян, а остановить выбор на каком-либо конкретном славянском языке представлялось почти невозможным. Ещё в 1661 году был выдвинут проект всеславянского языка Крыжанича , заложивший основы панславизма. За ним последовали другие идеи общего для славян языка. А в 19 веке распространение получил общеславянский язык, созданный хорватским просветителем Кораджичем.

Проекты создания универсального языка занимали и математика Рене Декарта, и просветителя Яна Амоса Коменского, и утописта Томаса Мора. Ими всеми двигала притягательная идея разрушения языкового барьера. Однако большинство искусственно созданных языков так и остались увлечением очень узкого круга энтузиастов.

Первым языком, добившимся более или менее заметного успеха, считается волапюк , изобретенный немецким священником Шлейром. Он отличался очень простой фонетикой и был построен на основе латинского алфавита. Язык имел сложную систему образования глаголов и 4 падежа. Несмотря на это, он довольно быстро завоевал популярность. В 1880-х на волапюке даже издавались газеты и журналы, существовали клубы его любителей, выходили в свет учебники.

Но вскоре пальма первенства перешла к другому гораздо более простому в изучении языку - эсперанто . Варшавский врач-окулист Лазарь (или же, на немецкий манер, Людвиг) Заменгоф некоторое время публиковал свои труды под псевдонимом «доктор Эсперанто» (надеющийся). Работы были посвящены как раз созданию нового языка. Свое творение сам он называл «internacia» (международный). Язык был настолько простым и логичным, что сразу же вызвал интерес у публики: 16 незамысловатых грамматических правил, отсутствие исключений, слова, заимствованные из греческого и латыни - все это делало язык очень удобным для изучения. Эсперанто и по сей день остается самым популярным искусственным языком. Интересно отметить, что в наше время существуют также носители эсперанто. Одним из них является Джордж Сорос, чьи родители некогда познакомились на конгрессе эсперантистов. Знаменитый финансист - изначально билингв (его первый родной язык - венгерский) и редкий пример, демонстрирующий то, как искусственный язык может стать родным.

В наше время искусственных языков великое множество: это и лолган , разработанный специально для лингвистических исследований, и созданный канадским филологом язык Токи Пона , и Эдо (реформированный эсперанто), и словио (панславянский язык, разработанный Марком Гуцко в 2001 году). Как правило, все искусственные языки очень просты, что нередко вызывает ассоциации с описанным Оруэллом в романе «1984» новоязом, языком который изначально конструировался как политический проект. Потому и отношение к ним часто бывает противоречивым: зачем учить язык, на котором не написана великая литература, на котором не говорит никто, кроме нескольких любителей? И, наконец, зачем учить язык искусственный, когда существуют международные естественные языки (английский, французский)?

Вне зависимости от причины создания того или иного искусственного языка, им невозможно равноценно заменить язык естественный. Он лишен культурной и исторической базы, его фонетика будет всегда условной (известны примеры, когда эсперантисты из разных стран с трудом понимали друг друга из-за огромной разницы в произношении тех или иных слов), он не имеет достаточного числа носителей, чтобы можно было «окунуться» в их среду. Искусственные языки, как правило, учат поклонники тех или иных художественных произведений, где эти языки используются, программисты, математики, лингвисты или просто заинтересованные люди. Рассматривать их как инструмент межнационального общения можно, но лишь в узком кругу любителей. Как бы то ни было, идея создания универсального языка до сих пор живет и процветает.

Куркина АнаТеодора

Лингвистов, насчитывается около 7 000 языков. Но людям этого недостаточно - они раз за разом придумывают новые. Помимо таких знаменитых примеров, как эсперанто или волапюк, было разработано множество других искусственных языков: иногда простых и фрагментарных, а иногда чрезвычайно хитроумных и проработанных.

Человечество создаёт искусственные языки как минимум уже пару тысячелетий. В античности и Средневековье «неземной» язык считался боговдохновенным, способным проникать в мистические тайны мироздания. Ренессанс и Просвещение стали свидетелями появления целой волны «философских» языков, которые должны были связать в единую и логически безупречную структуру все знания о мире. По мере приближения к современности бо́льшую популярность получили вспомогательные языки, которые должны были облегчить международное общение и привести к объединению человечества.

Сегодня при разговоре об искусственных языках чаще вспоминают так называемые артланги - языки, которые существуют в пределах художественных произведений. Это, к примеру, квенья и синдарин Толкина, клингоский язык обитателей вселенной «Star Trek», дотракийский язык в «Игре престолов» или язык н’ави из «Аватара» Джеймса Кэмерона.

Если мы ближе посмотрим на историю искусственных языков, выяснится, что лингвистика - отнюдь не отвлечённая область, где занимаются только запутанными грамматиками.

Утопические ожидания, надежды и желания человечества часто проецировались именно в сферу языка. Несмотря на то, что эти надежды обычно заканчивались разочарованием, в этой истории можно обнаружить немало интересного.

1. От Вавилона к ангельскому наречию

Разнообразие языков, которое усложняет взаимопонимания между людьми, в христианской культуре часто толковалось как проклятие Бога, посланное на человечество в результате Вавилонского столпотворения. В Библии рассказывается о царе Нимроде, который вознамерился возвести гигантскую башню, которая вершиной доставала бы до самого неба. Бог, разгневанный на горделивое человечество, смешал их язык так, что один перестал понимать другого.

Вполне закономерно, что мечты о едином языке в Средние века были направлены в прошлое, а не в будущее. Нужно было найти язык до смешения - язык, на котором с Богом говорил ещё Адам.

Первым языком, на котором человечество говорило после грехопадения, считался древнееврейский. Ему предшествовал тот самый язык Адама - некий набор первичных принципов, из которых произошли все остальные языки. Эту конструкцию, кстати, вполне можно соотнести с теорией генеративной грамматики Ноама Хомского, согласно которой в основе любого языка лежит глубинная структура c общими правилами и принципами построения высказываний.

Многие отцы церкви верили, что первоначальным языком человечества был древнееврейский. Одно из заметных исключений - взгляды Григо­рия Нисского, ко­торый иронизировал по поводу представления о Боге как о школьном учителе, показывающего первопредкам буквы еврейского алфавита. Но в целом эта вера сохранялась в Европе всё Средневековье.

Еврейские мыслители и каббалисты признавали, что соотношение между предметом и его обозначением - результат соглашения и некая условность. Невозможно найти ничего общего между словом «собака» и четвероногим млекопитающим, пусть даже это слово произнесено на еврейском. Но, по их мнению, это соглашение было заключено между Богом и пророками и потому является священным.

Порой рассуждения о совершенстве еврейского языка доходят до крайностей. В трактате 1667 года «Краткий очерк истинного природного еврейского алфавита» демонстрируется, как язык, нёбо, язычок и голосовая щель физически образуют соответствующую букву еврейского алфавита при её произнесении. Бог не только позаботился о том, чтобы вручить человеку язык, но и отпечатал его структуру в устройстве органов речи.

Первый по-настоящему искусственный язык был придумал в XII веке католической аббатисой Хильдегардой из Бингена. До нас дошло описание из 1011 слов, которые даются в иерархическом порядке (в начале следуют слова для Бога, ангелов и святых). Ранее считалось, что язык задумывался автором как универсальный.

Но гораздо вероятнее, что это был тайный язык, предназначенный для интимных разговоров с ангелами.

Ещё один «ангельский» язык описали в 1581 году оккультисты Джон Ди и Эдвард Келли. Они назвали его енохианским (от имени библейского патриарха Еноха) и описали алфавит, грамматику и синтаксис этого языка в своих дневниках. Скорее всего, единственное место, где он употреблялся - это мистические сеансы английской аристократии. Совсем иначе дело обстояло всего пару веков спустя.

2. Философские языки и универсальное знание

С началом Нового времени идея о совершенном языке переживает период подъёма. Теперь его уже не ищут в далёком прошлом, а пытаются создать самостоятельно. Так рождаются философские языки, которые имеют априорную природу: это значит, что их элементы не основываются на реальных (естественных) языках, а постулируются, создаются автором буквально с чистого листа.

Обычно авторы таких языков опирались на какие-либо естественнонаучные классификации. Слова здесь могут строиться по принципу химических формул, когда буквы в составе слова отражают категории, к которым оно относится. По этому образцу, к примеру, устроен язык Джона Уилкинса, который поделил весь мир на 40 классов, внутри которых выделяются отдельные роды и виды. Так, слово «краснота» на этом языке передаётся словом tida: ti - обозначение класса «ощущаемые качества», d - 2-й род таких качеств, а именно цвета́, a - 2-й из цветов, то есть красный.

Такая классификация не могла обойтись без нестыковок.

Именно над ней иронизировал Борхес, когда писал о животных «а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, з) включённых в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие» и т.д.

Ещё один проект по созданию философского языка был задуман Лейбницем - и в итоге воплотился в языке символической логики, инструментами которой мы пользуемся до сих пор. Но на звание полноценного языка он не претендует: с его помощью можно устанавливать логические связи между фактами, но не отражать сами эти факты (не говоря уже о том, чтобы использовать такой язык в повседневном общении).

Эпоха Просвещения вместо религиозного выдвинула светский идеал: новые языки должны были стать помощниками в налаживании отношений между нациями и способствовать сближению народов. «Пазиграфия» Ж. Мемье (1797) ещё основывается на логической классификации, но категории здесь выбраны по признаку удобства и практичности. Проекты новых языков разрабатываются, но предложенные нововведения часто ограничиваются упрощением грамматики уже существующих языков, чтобы сделать их более лаконичными и ясными.

Впрочем, стремление к универсализму иногда возрождается. В начале XIX века Анн-Пьер-Жак де Вим разрабатывает проект музыкального языка, подобного языку ангелов. Он предлагает переложить звуки на ноты, которые, по его мысли, понятны не только всем людям, но и животным. Но ему и не приходит в голову, что французский текст, зашифрованный в партитуре, сможет прочитать только тот, кто уже знает по меньшей мере французский.

Более известный музыкальный язык получил мелодичное название сольресоль , проект которого был опубликован в 1838 году. Каждый слог обозначен названием ноты. В отличие от естественных языков, многие слова различаются всего на один минимальный элемент: сольдореля означает «бежать», лядореля - «продавать». Противоположные значения обозначались с помощью инверсии: домисоль, совершенный аккорд, - это Бог, а противоположный ему сольмидо обозначает Сатану.

Передавать сообщения на сольресоль можно было с помощью голоса, письма, наигрывая ноты или показывая цвета.

Критики называли сольресоль «самым искусственным и самым неприменимым из всех априорных языков». На практике он действительно почти не использовался, но это не помешало его создателю получить крупную денежную премию на Всемирной выставке в Париже, золотую медаль в Лондоне и заручиться одобрением таких влиятельных особ как Виктор Гюго, Ламартин и Александр фон Гумбольдт. Слишком соблазнительна была идея человеческого единства. Именно её создатели новых языков будут преследовать и в более позднее время.

3. Волапюк, эсперанто и объединение Европы

Самые успешные проекты лингвоконструирования были предназначены не для постижения божественных тайн или устройства мироздания, а для того, чтобы облегчить общение между народами. Сегодня эту роль узурпировал английский. Но не ущемляет ли это права людей, для которых этот язык не является родным? Именно с этой проблемой столкнулась Европа к началу XX века, когда международные контакты усилились, а средневековая латынь давно уже вышла из употребления даже в учёных кругах.

Первым таким проектом был волапюк (от vol «мир» и pük - язык), разработанный в 1879 г. немецким священником Иоганном Мартином Шлейером. Спустя десять лет после публикации по всему миру насчитывается уже 283 клуба волапюкистов - успех, ранее невиданный. Но вскоре от этого успеха не осталось и следа.

Разве что слово «волапюк» прочно вошло в обыденный лексикон и стало обозначать речь, состоящую из мешанины непонятных слов.

В отличие от «философских» языков предыдущей формации, это не априорный язык, поскольку он заимствует свои основы из языков естественных, но и не вполне апостериорный, поскольку подвергает существующие слова произвольным деформациям. По мысли создателя, это должно было сделать волапюк понятным для представителей разных языковых групп, но в итоге он был непонятен никому - по крайней мере, без долгих недель заучивания.

\самым успешным проектом лингвоконструирования был и остаётся эсперанто . Проект этого языка опубликовал в 1887 г. польский окулист Людвик Лазарь Заменгоф под псевдонимом д-р Эсперанто, что на новом языке означало «Надеющийся». Проект был опубликован по-русски, но быстро распространился сначала по славянским странам, а затем и по всей Европе. В предисловии к книге Заменгоф говорит, что создателю международного языка надо решить три задачи:

Д-р Эсперанто

из книги «Международный язык»

I) Чтобы язык был чрезвычайно легким, так чтобы его можно было изучить шутя. II) Чтобы каждый, изучивший этот язык, мог сейчас же им пользоваться для объяснения с людьми различных наций, всё равно, будет ли этот язык признан миром и найдет ли он много адептов или нет. <...> III) Найти средства для преодоления индифферентизма мира и для побуждения его как можно скорее и en masse начать употреблять предлагаемый язык как живой язык, а не с ключом в руке и в случаях крайней надобности.

В этом языке достаточно простая грамматика, состоящая всего из 16 правил. Лексика составлена из слегка видоизменённых слов, которые имеют общие корни для многих европейских народов, чтобы облегчить узнавание и запоминание. Проект удался - сегодня носителями эксперанто, по разным оценкам, являются от 100 тысяч до 10 миллионов человек. Что ещё важнее, некоторое число людей (около тысячи человек) узнают эсперанто в первые годы жизни, а не разучивают его в более позднем возрасте.

Эсперанто привлёк к себе большое количество энтузиастов, но языком международного общения, как надеялся Заменгоф, так и не стал. В этом нет ничего удивительного: такую роль язык может взять на себя благодаря не лингвистическим, а экономическим или политическим преимуществам, которые за ним стоят. Согласно знаменитому афоризму, «язык - это диалект, у которого есть армия и флот», а у эсперанто не оказалось ни того, ни другого.

4. Внеземной разум, эльфы и дотракийцы

Среди более поздних проектов выделяется логлан (1960) - язык, основанный на формальной логике, в котором каждое высказывание должно быть понято единственным способом, а любая неоднозначность полностью искоренена. С его помощью социолог Джеймс Браун хотел проверить гипотезу лингвистической относительности, согласно которой мировоззрение представителей той или иной культуры определяется структурой их языка. Проверка не удалась, так как язык, разумеется, ни для кого не стал первым и родным.

В этом же году появился язык линкос (от лат. lingua cosmica - «космический язык»), разработанный голландским математиком Хансом Фрёденталем и предназначенный для общения с внеземным разумом. Учёный предполагал, что с его помощью любое разумное существо сможет понять другое, основываясь на элементарной логике и математических вычислениях.

Но больше всего внимания в XX веке получили искусственные языки, существующие в рамках художественных произведений. Квенья и синдарин , придуманные профессором филологии Дж. Р. Толкином, быстро распространились среди фанатов писателя. Интересно, что, в отличие от других выдуманных языков, у них была своя история развития. Сам Толкин признавал, что язык для него был первичным, а история - вторичной.

Дж. Р.Р. Толкин

из переписки

Скорее «истории» сочинялись для того, чтобы создать мир для языков, нежели наоборот. В моем случае сперва возникает имя, а затем уж – история. Я бы вообще предпочел писать на «эльфийском».

Не менее известен клингонский язык из сериала «Звёздный путь» («Star Trek»), разработанный лингвистом Марком Окрандом. Совсем недавний пример - дотракийский язык кочевников из «Игры престолов». Джордж Мартин, автор цикла книг об этой вселенной, не разрабатывал ни один из вымышленных языков детально, поэтому этим пришлось заняться создателям сериала. Задачу взял на себя лингвист Дэвид Петерсон, который позднее даже написал об этом пособие под названием «Искусство изобретения языков» .

В конце книги «Конструирование языков» лингвист Александр Пиперски пишет: вполне возможно, что после прочтения вы захотите придумать собственный язык. И затем предупреждает: «если ваш искусственный язык ставит перед собой целью изменить мир, скорее всего, это не удастся, а вас ждёт только разочарование (исключения немногочисленны). Если же он нужен для того, чтобы порадовать вас и других, - в добрый путь!»

Создание искусственных языков имеет долгую историю. Сначала они были средством общения с потусторонним миром, затем - инструментом универсального и точного знания. С их помощью надеялись наладить международное сотрудничество и достичь всеобщего взаимопонимания. В последнее время они превратились в развлечение или стали частью фантастических художественных миров.

Недавние открытия психологии, лингвистики и нейрофизиологии, виртуальная реальность и такие технологические разработки, как нейрокомпьютерный интерфейс, могут снова возродить интерес к искусственным языкам. Вполне возможно, что сбудется мечта, о которой писал Артюр Рембо: «В конце концов, поскольку всякое слово есть идея, время всемирного языка придёт! <...> То будет язык, идущий от души к душе и включающий в себя всё: запахи, звуки, цвета».


ФГОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева»

Факультет: Экономический
Кафедра: Русского языка и культуры речи

Реферат по русскому языку и культуре речи

На тему: Искусственные языки.

                Выполнил: студент 1 курса 2 группы
                отделения бухгалтерского
                учета анализа и аудита
                Жилякова Наталья
                Проверил: Украинцева Нина Ефимовна
КГСХА – 2010г.
Содержание

Введение

    Понятие искусственный язык.
    Виды искусственных языков.
      Волапюк.
      Эсперанто.
      Логлан.
      Токи пона.
      Квенья.
      Клингонский язык.
    Заключение.
    Список использованной литературы.
Введение

Человеческий язык - это система звуковых и визуальных символов, которая используется людьми для общения и выражения своих мыслей и чувств. Большинство из нас имеет дело в основном с языками естественными, самостоятельно возникшими из живого человеческого общения. Однако есть и искусственные человеческие языки, созданные самими людьми, прежде всего, для общения между представителями разных национальностей, а также для литературных или кинематографических фантастических произведений.
Потребность в языке существовала всегда. Можно сказать, что зародыш её был последствием того, что люди осознали, с одной стороны, многоязычность, с другой же стороны – единство человеческого рода и нужду взаимного общения.
Цель моей работы заключается в том, чтобы донести понятие «искусственные языки» и показать их историю зарождения.

1.Понятие искусственный язык

Иску?сственные языки? - специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Таких языков существует уже более тысячи, и постоянно создаются всё новые и новые.
Идея создания нового языка международного общения зародилась в XVII-XVIII веках в результате постепенного уменьшения международной роли латыни. Первоначально это были преимущественно проекты рационального языка, освобождённого от логических ошибок живых языков и основанного на логической классификации понятий. Позднее появляются проекты по образцу и материалам живых языков. Первым таким проектом был универсалглот, опубликованный в 1868 году в Париже Жаном Пирро. Проект Пирро, предвосхитивший многие детали позднейших проектов, остался незамеченным общественностью.

2. Виды искусственных языков

Различают следующие виды искусственных языков:
Языки программирования и компьютерные языки - языки для автоматической обработки информации с помощью ЭВМ.
Информационные языки - языки, используемые в различных системах обработки информации.
Формализованные языки науки - языки, предназначенные для символической записи научных фактов и теорий математики, логики, химии и других наук.
Языки несуществующих народов, созданные в беллетристических или развлекательных целях. Наиболее известны: эльфийский язык, придуманный Дж. Толкином, и клингонский язык, придуманный Марком Окрандом.
Международные вспомогательные языки - языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения.
По цели создания искусственные языки можно разделить на следующие группы:
Философские и логические языки - языки, имеющие четкую логическую структуру словообразования и синтаксиса: ложбан, токи пона, ифкуиль, илакш.
Вспомогательные языки - предназначены для практического общения: эсперанто, интерлингва, словио, словянски.
Артистические или эстетические языки - создаются для творческого и эстетического удовольствия: квенья .
По своей структуре проекты искусственного языка могут быть разделены на следующие группы:
Априорные языки - на основе логических или эмпирических классификаций понятий: логлан, ложбан, ро, сольресоль, ифкуиль, илакш.
Апостериорные языки - языки, построенные преимущественно на основе интернациональной лексики: интерлингва, окциденталь
Смешанные языки - слова и словообразование частично заимствованы из неискусственных языков, частично созданы на основе искусственно придуманных слов и словообразовательных элементов: волапюк, идо, эсперанто, нэо.
Часть алфавитного списка искусственных языков:
Адьюванто, Африхили, Бейсик-инглиш, «Божественный язык», Венедык, Вестрон, Волапюк, Глосса, Зленго, Идо, Интерглоса, Интерлингва, Ифкуиль, Квенья, Клингонский язык, Космос, Котава, Ланго, Латино-сине-флексионе, Линкос, Логлан, Ложбан, Локос, На"Ви, Неутраль, Новиаль, Нэо, Окциденталь, ОМО, Палава-кани, Ро, Романид, Романицо, Севориан, Симлиш, Синдарин, Словио, Словянски, Современный индоевропейский, Сольресоль, Сонна, Сунилинус, Талосский язык, Токи пона, Унитарио, Уропи, Ченгли, Эдо, Эльюнди, Эсперантидо, Эсперанто, Brithenig, Dastmen, D"ni, Folkspraak, Hymmnos, Langua catolica, Lingwa de Planeta, Pasilingua, S-lingva, и мн.др.
Из них наиболее известны:
- волапюк
- эсперанто
- логлан
- токи пона
- квенья
- клингонский язык

2.1. Волапюк

Один из первых языков был волапюк, созданный в 1880 немецким языковедом И. Шлейером.
Алфавит волапюка построен на основе латинского и состоит из 27 знаков. Данный язык отличается очень простой фонетикой, что должно было облегчить его изучение и произношение детям и народам, в языке которых нет сложных сочетаний согласных. Корни большинства слов в волапюке заимствованы из английского и французского языка, но видоизменены для того, чтобы соответствовать правилам нового языка. В волапюке 4 падежа: именительный, родительный, дательный, винительный; ударение всегда падает на последний слог. К недостаткам этого языка относят сложную систему образования глаголов и различных глагольных форм.
Хотя необычное звучание и написание слов на волапюке вызвало насмешки в прессе, а само слово "волапюк" стало синонимом «тарабарщины», данный язык быстро завоевал популярность. В 1880 году был создан первый учебник на немецком языке, а через два года на волапюке уже издавались газеты. К 1889 году во всём мире издавалось 25 журналов на волапюке и было написано 316 учебников на 25 языках, а количество клубов любителей этого языка почти достигло трех сотен. Однако постепенно интерес к данному языку начал угасать, причем особенно сильно на этот процесс повлияли внутренние конфликты в Академии волапюка и появление нового, более простого и изящного планового языка - эсперанто.
Считается, что в настоящее время в мире насчитывается всего около 20-30 людей, владеющих волапюком.

2.2. Эсперанто

Эсперанто - самый известный и распространенный из искусственно созданных языков. Впрочем, более правильный термин - не «искусственный», а «плановый», то есть созданный специально для международного общения.
Этот язык был сконструирован варшавским врачом и лингвистом Лазарем (Людвигом) Марковичем Заменгофом в 1887 году. Он назвал свое творение Internacia (международный). Слово «эсперанто» («esperanto») первоначально было псевдонимом, под которым Заменгоф публиковал свои работы. В переводе с нового языка оно означало «надеющийся».
Основу эсперанто составляют интернациональные слова, заимствованные из латыни и греческого языка, и 16 грамматических правил, не имеющих исключений. В данном языке отсутствует грамматический род, в нем всего два падежа - именительный и винительный, а значения остальных передаются при помощи предлогов. Алфавит построен на основе латинского, а все части речи имеют фиксированные окончания: -o у существительных, -a у прилагательных, -i у глаголов в неопределённой форме, -e - у производных наречий.
Все это делает эсперанто настолько простым языком, что неподготовленный человек может научиться достаточно свободно говорить на нем за несколько месяцев регулярных занятий. Для того, чтобы выучить на том же уровне любой из естественных языков, требуется хотя бы несколько лет.
В настоящее время эсперанто активно используют, по разным оценкам, от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов человек. При этом считается, что для 500-1000 человек данный язык - родной, то есть изучаемый с момента рождения. Обычно это дети от браков, где родители принадлежат к разным народам и используют эсперанто для внутрисемейного общения.
У эсперанто есть языки-потомки, в которых отсутствует ряд существующих в эсперанто недостатков. Наиболее известные среди этих языков - эсперантидо и новиаль. Впрочем, ни один из них не получит такого распространения, как эсперанто.

2.3. Логлан

Логлан был разработан специально для лингвистических исследований. Свое название он получил от английского словосочетания «logical language», что значит «логический язык». Доктор Джеймс Кук Браун начал работу над новым языком в 1955 году, а в 1960 году была опубликована первая статья, посвященная логлану. Первая встреча людей, заинтересовавшихся детищем Брауна, состоялась в 1972 году; а три года спустя вышла в свет книга Брауна «Логлан 1: логический язык».
Основной своей целью Браун ставил создание языка, свободного от противоречий и неточностей, присущих естественным языкам. Он предполагал, что логлан можно будет использовать для проверки гипотезы лингвистической относительности Сепира-Уорфа, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности настолько, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.
Алфавит логлана построен на основе латинской графики и состоит из 28 букв. В этом языке только три части речи:
- существительные (имена и названия), обозначающие конкретные индивидуальные объекты;
- предикаты, выполняющие роль большинства частей речи и передающие смысл высказываний;
- словечки (англ. «little words», дословно - «маленькие слова») - местоимения, числительные и операторы, выражающие эмоции говорящего и обеспечивающие логические, грамматические, цифровые и пунктуационные связи. Пунктуация в привычном нам смысле этого слова в логлане отсутствует.
В 1965 году логлан упоминается в повести Р. Хайнлайна «Луна жёстко стелет» как язык, которым пользуется компьютер. Идея сделать логлан человеческим языком, понятным компьютеру, получила популярность, и в 1977-1982 годах была проделана работа, окончательно избавляющая его от противоречий и неточностей. В итоге после незначительных изменений логлан стал первым в мире языком с грамматикой без логических конфликтов.
В 1986 году среди логланистов произошел раскол, итогом которого стало создание еще одного искусственного языка - ложбана. В настоящее время интерес к логлану заметно снизился, однако в сетевых сообществах по-прежнему идет обсуждение языковых проблем, а Институт логлана рассылает свои учебные материалы всем, кто заинтересовался новым языком. По разным данным, в мире насчитывается от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, способных понимать тексты на логлане.

2.4. Токи пона

Токи пона (Toki pona) - это язык, созданный канадским лингвистом Соней Элен Киса и ставший едва ли не самым простым из искусственных языков. Словосочетание «токи пона» можно перевести как «хороший язык» или «добрый язык». Считается, что на его создание оказали влияние китайское учение даосизм и работы философов-примитивистов. Первая информация о данном языке появилась в 2001 году.
и т.д.................

Язык, создан канадкой Соней Ланг и претендует на звание самого простого из искусственных языков. В его лексиконе всего около 120 корней.

Искусственные языки - это такие языки, в которых лексика, фонетика и грамматика были разработаны в определенных целях. Это ненастоящие, придуманные одним человеком языки. Сегодня их существует уже более тысячи, и постоянно создаются новые. Причинами для создания искусственного языка являются: облегчение человеческого общения, придание реализма художественной литературе и выдуманным мирам в кинематографе, лингвистические эксперименты, языковые игры, развитие интернета и создание языков, понятных всем народам планеты.

  1. Граммелот. Стиль языка, использующийся в театре юмора и сатиры. Это своего рода тарабарщина со звукоподражательными элементами вместе с пантомимой и мимикрией. Граммелот был популяризирован итальянским драматургом Дарио Фо.
  2. Эсперанто. Самый распространенный в мире искусственный язык. Сегодня на нем свободно говорят более 100 000 человек. Он был придуман чешским окулистом Лазарем Заменгофом в 1887 году. Эсперанто обладает простой грамматикой. В его алфавите 28 букв и построен он на основе латинского. Большая часть лексики взята из романских и германских языков. Также в эсперанто много интернациональных слов, понятных без перевода. На эсперанто выходят 250 газет и журналов, вещают 4 радиостанции, имеются статьи в Википедии.
  3. Вендергуд. Был разработан подростком-вундеркиндом Уильямом Джеймсом Сайдисом на основе романских языков. Сайдис знал около 40 языков и свободно переводил с одного на другой. Сайдис создал вендергуд в книге, озаглавленной «Книга о Вендергуде», которую он написал в возрасте 8 лет. Язык построен на латинской и греческой лексике и грамматике, также в нем присутствуют элементы немецкого, французского и других романских языках.
  4. Ауи. Создан Джоном Уэйлгартом. Базируется на философской концепции образования всех понятий из малого количества понятий элементарных, причём элементарного понятия языка. Само его название переводится как «язык космоса». Каждый звук в ауи связан с обозначаемым им понятием. Вся лексика строится посредством комбинирования базовых понятий.
  5. Надсат. Вымышленный язык, на котором общаются подростки в романе Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин». В надсате часть лексики английская, часть – вымышленная, созданная автором на основе русского языка. Чаще всего русские эквиваленты записаны латиницей и имеют некоторое искажение. Система грамматики базируется на английском языке. Помимо этого присутствуют сленг французского и немецкого, малайского и цыганского языков, кокни, и слова, выдуманные самим Бёрджессом.
  6. Литспик. Используется в онлайн-играх, чатах, смс и других каналах электронной коммуникации. Язык создавался как шифр, который могли бы прочесть пользователи, которые знают к нему ключ. В литспике числа и символы заменяют буквы. Так же в нем делают намеренные ошибки, существуют фонетические вариации слов и неологизмы.
  7. Талоссан. Искусственный язык, созданный в 1980 году 14-летним основателем виртуального микрогосударства Талосса Робертом Бен-Мэдисоном. Талоссан построен на основе языков романской группы.
  8. Клингон. Лингвист Марк Окранд придумал клингон по заказу компании»Парамаунт пикчерс» для сериала, а затем и фильмов киновселенной «Звездного пути». На нем разговаривают инопланетяне. Помимо них язык переняли многочисленные фанаты сериала. В настоящее время в США существует Институт клингонского языка, который издает на клингоне периодику и переводы литературной классики.
  9. Токипона. Язык, создан канадкой Соней Ланг и претендует на звание самого простого из искусственных языков. В его лексиконе всего около 120 корней. Отсутствуют названия животных и растений. Но в неофициальном словаре есть обозначения для стран, наций, языков, которые пишутся с большой буквы. В токипоне упрощено все: лексика, фонология, грамматика и синтаксис.
  10. На’ви. Это вымышленный язык был разработан лингвистом Полом Фроммером по заказу компании «Джеймс Камерон Продакшн» для фильма «Аватар». По сценарию носителями языка на’ви являются жители планеты Пандора. Сегодня в его словаре насчитывается более 1000 слов. Работа над языком на’ви продолжается. Кстати, по своему грамматическому и лексическому строению на’ви напоминает папуасские и австралийские языки.

на своих страничках в Facebook, что они владеют эсперанто. При этом неизвестно, сколько людей на самом деле знает и говорит на этом искусственном языке. Помимо эсперанто есть еще множество языков, сконструированных людьми неестественным путем. Исследователи насчитали уже более тысячи таких. Зачем люди создают собственные языки? Какими они бывают и чем отличаются от естественных?

Зачем нужны искусственные языки?

Естественных языков, то есть таких, которые хаотично формировались в обществах, отвечая запросам изменчивого жизненного уклада, насчитывается более 7 тысяч. В Российской Федерации официально государственными объявлены 37 языков, и это не учитывая различные диалекты и языки, на которых говорят приезжие граждане. Огромное количество объясняется достаточно просто – разные народы развивались и жили отдельно, каждый со своими особыми реалиями, традициями, культурой. Ввиду такой разрозненности у каждой отдельно живущей группы человек возникал свой язык, отвечающий всем требованиям комьюнити. Впрочем, у распространенных языков имеются общие корни. Это тоже понятно: за долгие века люди смешивались и много перемещались по миру, перенося с собой свою культуру.

Когда появился первый естественный язык, сказать сложно. Шумерская письменность, например, в архаической форме существовала уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако некоторые исследователи предполагают, что люди стали говорить друг с другом при помощи какой-то системной фонетической структуры еще на десятки тысяч лет раньше.

Искусственные языки массово начали появляться гораздо позже, если не сказать совсем недавно. Это был рубеж XVII-XVIII вв. Мыслители того времени вдруг почувствовали необходимость в создании языка, который был бы лишен недостатков любого «натурального». Плюс к этому, сильно ослабевало влияние латыни в мире, служившей универсальным средством общения для науки, религии и искусства. Что-то должно было заменить латынь и быть при этом хорошо рационализированным, чтобы не приходилось тратить много времени на изучение.

Первые искусственные языки

На рубеже XI и XII веков жила одна немецкая монахиня и литераторша Хильдегарда Бингенская. Кроме того, что она стала основоположницей женской религиозной мистики в литературе, Хильдегарда является фактически первым человеком в истории, который придумал свой язык. Она назвала его Lingua Ignota («Язык незнаемый»). Мы узнали о нем благодаря двум рукописям, которые хранятся сейчас в Висбадене и Берлине. Монахиня предложила 1000 новых слов для своего языка, но никаких правил грамматики в нем не было. Слова были специфичны, часто с непонятным происхождением, а в фонетической картине преоблада л звук « z » .

Та кже Хильдегарда составила алфавит для Lingua Ignota. Зачем она все это делала? Никто не знает. Может быть для развлечения, может быть во имя постижения каких-то духовных целей.

А вот следующий в истории сочинитель языка вполне обозначил свои мотивы. Священник Джон Уилкинс, живший в Англии XVII века, раскритиковал естественные языки, а среди них и господствовавшую тогда в научном сообществе латынь, за несовершенство и решил взять на себя нелегкую долю человека, который придумает новое средство общения без всех недостатков. Уилкинс написал трактат «Опыт о подлинной символике и философском языке», в котором представил свой универсальный язык со своей фонетикой, символической системой, словарем и грамматикой. Язык получился логичным, стройным, упорядоченным, но… никому не нужным. Про него напрочь забыли вплоть до XX века, пока Хорхе Луис Борхес не заинтересовался им и не посвятил ему эссе «Аналитический язык Джона Уилкинса».

После этого пошла бесконечная череда лингвоконструирований. Все, кому не лень, предлагали свои языки, либо лишенные недостатков ественных, либо призванные сделать людей добрее, либо просто экспериментальные. Логлан, токипона, ифкуиль, эсперанто… Перечислить все мы в одном тексте не сможем. Лучше расскажем вам, как эти искусственные системы классифицируются.

Классификация искусственных языков

Поделить искусственные языки можно на основании того, какие цели преследовало их создание. Начнем с амбициозной цели – повлиять на мышление людей, посредством создания более совершенного механизма передачи идей между ними. Это привело к созданию философских или логических языков. Иногда их еще называют эджлангами (от англ. engineered languages). Проверить их результативность, к сожалению, невозможно. Точнее, можно, но это неэтичный метод, и пока никто им не воспользовался. Ведь, чтобы узнать, как искусственный язык повлияет на мышление, нужно обучать человека говорить на нем с раннего детства, исключая обучение другим, естественным языкам. Понятно, что проведение такого эксперимента сделало бы испытуемого неприспособленным к существованию в социуме. Создатели одного из логических языков, ложбана, планировали обучить ему своих приемных детей, но планы сорвались из-за фразы, сказанной одним болгарским лингвистом:

«Если окажется, что ложбан как не вполне естественный язык не поддается естественному усвоению, и дети на нем не заговорят, а шанс заговорить по-человечески упустят, они станут волчатами в человеческой среде».

У конструирования языков может быть еще одна цель – построить универсальную вспомогательную систему, которая послужит для установления взаимопонимания между всеми людьми. Собственно, такие языки и называют международными вспомогательными, или аукслангами (от англ. auxiliary language – «вспомогательный язык»).

Людвик Лазарь Заменгоф - создатель Эсперанто

Самый известный их представитель – эсперанто. Уж про него каждый что-нибудь да слышал. Придумал его далеко не лингвист, а польский окулист Людвик Лазарь Заменгоф. В 1887 году он издал книгу «Международный язык» под псевдонимом Доктор Эсперанто, что на его новом языке обозначало «надеющийся». Хороший ауксланг, по мнению автора, должен быть легок для изучения, удобен для быстрого начала коммуникации с его помощью и употребляем широкими массами, ввиду его качественного продвижения. Получился ли у Заменгофа идеальный вспомогательный международный язык? Очевидно, что нет. Некоторые его грамматические решения выглядят странно, отдельные фонетические единицы трудны для произношения многих народов мира, морфология избыточна. Однако кое-какую задачу Доктор Эсперанто все-таки выполнил – его язык стал самым массовым среди всех искусственных языков.

Третья цель лингвоконструирования самая непрактичная. Создавать языки можно просто так, во имя творчества. Так появляются художественные искусственные языки, или артланги . Вы про такие точно слышали. Это и синдарин, язык эльфов у Толкиена, и клингонский в научно-фантастической эпопее «Звездный путь», и дотракийский из популярного сериала «Игра престолов». Некоторые из артлангов проработаны очень хорошо, имеют свой алфавит, грамматику, лексикон, фонетику. Некоторые хуже – могут быть представлены отдельными правилами и не иметь четкой структуры.

Помимо этой классификации есть еще одна – по методике лингвоконструирования. Язык можно создать на основе уже известных правил. Взять, например, какой-то один естественный язык и попытаться его усовершенствовать. Такие языки называются апостериорными . С другой стороны, ничто никогда не мешает просто выдумать язык целиком из головы, не опираясь ни на чей опыт. Подобные языки носят название априорных . Какие из них лучше приживутся в речи людей? Скорее всего, апостериорные. Чтобы придумать язык с нуля нужно иметь хорошее образование и четкие представления о том, как функционируют естественные языки. Не каждый обладает таким навыком.

Искусственных языков очень много, и можно быть уверенным в том, что они будут создаваться и дальше. Возможно, это когда-нибудь сделаете и вы, дорогой читатель. Лингвоконструирование не просто развлечение, оно помогает нам понять, как устроены естественные языки, а значит человеческая природа. Кто знает, может быть в будущем мы будем общаться на языке, который при помощи научного метода придумали сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Просмотров