Или заниматься определенной деятельностью срок. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: срок действия наказания

Новая редакция Ст. 47 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарий к Статье 47 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и состоящая в запрещении занимать соответствующие должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (выполнять обязанности врача, педагога, продавца и др.).

2. Данный вид наказания применяется на срок: а) от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания; б) от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В последнем качестве лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено (в отличие от штрафа) и в том случае, если оно не предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления (в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью) и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 - 3). Если данное наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как одно из основных видов наказания, то оно не может быть применено в качестве дополнительного (см. абз. 1 п. 4, абз. 1 п. 40 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2).

3. К несовершеннолетнему осужденному этот вид наказания может быть применен лишь в части лишения права заниматься определенной деятельностью (см. п. "б" ч. 1 ст. 88). И это не удивительно, поскольку законным путем вряд ли можно занять должность на государственной службе или в органах местного самоуправления лицу, не достигшему 18-летнего возраста.

4. Часть 4 коммент. статьи определяет правила исчисления данного вида наказания в случае его назначения в дополнение к основным. Если оно назначается в качестве основного либо в качестве дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении (и исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, причем в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью (см. ч. 1 ст. 36 УИК; п. 35 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

4.1. О вступлении приговора суда в законную силу см. ст. 390 УПК.

5. Если это наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, то оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия, т.е. со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (см. также ч. 2, 3 ст. 36 УИК; п. 36 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

6. Данный вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если оно назначено в качестве основного наказания или дополнительного к штрафу, обязательным или исправительным работам, а также при условном осуждении. Если же это наказание назначено в дополнение к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний (исправительные центры, исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части), а после отбытия основного вида наказания - уголовно-исполнительные инспекции. Требования приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должны быть выполнены администрацией организации, в которой работает (служит) осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (см. ч. 2 ст. 16, ч. 1, 2 ст. 33 УИК; п. 20, 21 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

7. Если представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций не исполняют вступивший в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция направляет в их адрес представление. Если и после этого данное наказание не исполняется, то уголовно-исполнительная инспекция направляет соответствующие материалы в прокуратуру для решения вопроса о привлечении виновных лиц к УО по ст. 315 (см. п. 33, 34 Инструкции о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества).

Другой комментарий к Ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Карательная сущность наказания данного вида состоит в ограничении права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Оно назначается, если виновный совершил преступление, используя полномочия соответствующей должности либо осуществляя ту или иную деятельность, а также если занимаемая должность (выполняемая деятельность) несовместима с совершенным преступлением (например, педагогическая деятельность и вовлечение в совершение преступления собственного ребенка).

2. Лишение права занимать определенные должности распространяется только на должности государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Профессиональная и иная деятельность включает, например, управление транспортным средством (ст. 264 УК РФ). В приговоре необходимо конкретно указывать должности или вид деятельности, запрещенные осужденному. Наказание может применяться и в отношении должностей (вида деятельности), которые лицо к моменту вынесения приговора не занимает (которого не осуществляет). За одно и то же преступление нельзя одновременно назначить лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

3. Срок наказания дифференцирован в зависимости от того, в качестве основного или дополнительного оно применяется.

Для второго случая предусмотрены два варианта его исчисления. Если основное карательное воздействие не связано с необходимостью пребывания осужденного в специальном учреждении под надзором или в изоляции, срок дополнительной меры течет с момента вступления в силу обвинительного приговора суда. В обратной ситуации началом служит отбытие основного наказания. При этом на протяжении всего времени ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы осужденный не вправе заниматься запрещенной для него деятельностью.

4. Единственным последствием уклонения осужденного от рассматриваемой карательной меры является то, что время, когда он занимал соответствующие должности или занимался соответствующей деятельностью, не засчитывается в срок наказания.

  • Вверх

В разные годы отечественное уголовное законодательство по-своему определяло сущность и пределы назначения такого наказания, как лишение осужденного определенных прав. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

В ст. 34 это наказание называл поражением прав; которое согласно ст. 34 УК РСФСР могло быть назначено лишь лицу, осуждаемому к лишению свободы на срок свыше года.83

В ч. 1 ст. 29 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. говорилось, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного или дополнительно-го наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Уголовного кодекса РФ 1996 г. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Общим признаком для этого вида наказания всегда было то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом, выступая в роли основного наказания, лишение определенных прав может назначаться только в случаях, когда это наказание предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, по которой осуждается лицо, и в порядке перехода к более мягкому наказанию на основании ст. 64 УК РФ. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. в качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в тридцати санкциях статей или частей статей Особенной части УК.

При назначении данного наказания в качестве дополнительной меры соблюдение названных условий, как отмечают И.М.Гальперин и Ю.Б.Мельникова, необязательно. К сведению, в качестве такой меры лишение определенных прав предусмотрено в санкциях семидесяти четырех статей или частей статей Особенной части УК.

Трайнин А., Меньшагин В., Вышинская 3. Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. С. 39, 42. *4 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 30.

В свое время на указанное обстоятельство обращал внимание Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 23 марта 1971 г. «О практике назначения судами Российской Федерации до-полнительных мер наказания» (в ред. от 21 декабря 1993 г.).Так, в п. 4 постановления разъяснялось, что, признав по характеру совершен-ных виновным преступлений по должности или при занятии опреде-ленной деятельностью невозможным сохранение за ним права зани-мать определенную должность или заниматься определенной дея-тельностью, суд вправе в соответствии со ст. 29 УК РСФСР (ст. 47 УК РФ) применить к нему в качестве дополнительной меры наказа-ния лишение права занимать определенные должности или зани-маться определенной деятельностью независимо от того, что ука-занная мера не предусмотрена санкцией закона, по которому осуж-ден виновный.

При этом, если в упомянутом постановлении Пленум допускал возможность применения лишения определенных прав в качестве дополнительного наказания независимо от того, что оно указано в санкции уголовного закона как одно из основных наказаний, то в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» такая возможность признана недопустимой.

В частности, согласно п. 16 данного постановления, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 199 УК РФ в качестве основного наказания, оно не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний. Аналогично этот вопрос решил и Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказа-ния»86.

По нашему мнению, коль скоро и судебная практика прошлых лет, и ч. 3 ст. 47 УК РФ позволяют суду применить к осужденному лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания безотносительно к тому, предусмотрено оно или нет в санкции соот-

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1993. М., 1994.С. 189. " Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. Кч 9. С. 5; 1999. №8. С. 7.

ветствующей статьи или части статьи Особенной части УК, то не должно быть каких-то ограничений в применении этого дополни-тельного наказания.

По смыслу ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в рассматриваемом нами случае тогда, когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним таких прав. И если лицо осуждается, например, по ч. 1 ст. 199 УК РФ, а суд не найдет оснований назначить ему иное наказание, кроме лишения свободы, то в соответствии с указанными разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ это лицо не может быть лишено определенных прав, с использованием которых оно совершило преступление.

Представляется, что нелогичность решения данного вопроса очевидна, а поэтому мы предлагаем изменить редакцию п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июня 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» и п. 25 постановления от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» в той части, в которой разъяснения в указанных постановлениях ограничивают суд лишать виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В обоснование нашей позиции можно привести еще два аргумента. Во-первых, при разрешении конкретного дела в отношении В. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 7 апреля 1969 г. отметил, что с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть применено в качестве дополнительного наказания и в том случае, если лишение этих прав предусмотрено в качестве одной из основных мер наказания за данное преступление.87

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как и штраф, может применяться в качестве и основного, и дополнительного наказания. Но если закон, как видно из содержания, например, санкции ч. 2 ст. 183 УК РФ, расположенной в той же

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1969. № 5. С. 24.

главе, что и ст. 199 УК РФ, предусматривает возможность назначения штрафа как вида наказания и в качестве основной, и наряду с этим дополнительной меры к другим наказаниям, то какие могут быть принципиальные основания невозможности применить к осужденному лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по ч.1 ст. 199 УК РФ в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 47 УК РФ.

На наш взгляд, таких оснований быть не должно, поскольку, как отметил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 9 октября 1964 г. по делу С, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет цель предупредить дальнейшее совершение аналогичных преступлений.88

Анализ судебной практики показывает, что в последние годы применение данного вида наказания имеет тенденцию к сокращению. Например, за предыдущие пять лет, среди общего количества осужденных, лица, которым по приговору суда назначено лишение определенных прав, в Российской Федерации составили: в 1993 г. - 1,8%; в 1994 г.- 1,2; в 1995 году- 1,0; в 1996 г.- 0,46; в 1997 г. - 0,6%.89

Из содержания ч. 1 ст. 47 УК РФ можно сделать вывод, что предусмотренный в этой норме вид наказания включает в себя две карательные меры: 1) запрещение занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Каждая из этих мер может быть применена к определенному кругу субъектов.

Так, запрещение занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления суд вправе применить только к виновным, занимающим эти должности. К их категории, на наш взгляд, можно отнести тех должностных лиц, перечень которых приведен в примечании к ст. 285 УК РФ.

Согласно примечанию, к должностным лицам относятся те, ко-торые постоянно, временно или по специальному полномочию осу-ществляют функции представителя власти либо выполняют органи-зационно-распорядительные, административно-хозяйственные функ-

Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР. 1959 1971 гг. М., 1973. С. 101-102.

Преступность и правонарушения (1992-1996). С. 168, Российская юстиция. 1998. №6. С, 56.

ции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

При этом, как закреплено в ч. 2 и 3 Приложения, под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения указанных полномочий.

В отношении остальных лиц, например, работающих в негосу-дарственных органах и учреждениях, коммерческих предприятиях и организациях, у частных предпринимателей и в других подобных коллективах, лишение права занимать определенные должности применено быть не может.

Аналогичная позиция содержится в упомянутом нами постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г., в котором разъясняется, что при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью надлежит иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности может быть назначено только тем осужденным, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.90

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности является специальным, поскольку оно может быть применено лишь к ограниченному кругу субъектов.

В отличие от него лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью безусловно является общей мерой наказания, поскольку суд вправе применить его к лю-бому лицу, в том числе и должностному, если преступное деяние им совершено в связи к занятием только профессиональной или иной

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 9. С 5.

деятельностью, осуществляемой вне рамок должностных полномочий, например, при исполнении воспитательных, педагогических, врачебных функций либо при управлении транспортными средствами и т.п.

По смыслу ст 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть применено только к лицу, обладающему таким правом на момент совершения преступления безотносительно к тому, что ко времени рассмотрения дела в суде оно по каким-то основаниям это право утратило. Данное положение находит свое подтверждение в судебной практике.

Так, при рассмотрении дела в отношении Л., осужденного по ч. 3 ст. 92 УК РСФСР, исключая из судебных решений указание на лишение Л. права занимать должности, связанные с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, Верховный Суд РСФСР в своем постановлении отметил следующее.

В соответствии со ст. 29 УК РСФСР такое наказание может быть назначено в случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Как видно из материалов дела, Л. работал шофером и, используя закрепленный за ним автомобиль, в составе группы лиц совершил ряд хищений государственного имущества. Ни должностным, ни материально-ответственным лицом он не являлся. Обязанностей, связанных с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, не выполнял, поэтому назначение ему дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности ошибочно.91

На то обстоятельство, что если к моменту постановления приговора подсудимый уже не занимал должности или не занимался деятельностью, с которыми было связано преступление, то это не является препятствием для применения названного дополнительного наказания, обращал внимание Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.).92

*" Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. № 6. С. 3. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. М., 1987. С. 557.

В данных решениях хотя речь идет о применении лишения оп-ределенных прав в качестве дополнительного наказания, изложенные в них рекомендации безусловно относятся и к назначению этого наказания в качестве основной меры. При этом из содержания вы-шеназванных примеров и смысла ст. 47 УК РФ можно заключить, что при назначении лишения права занимать определенные должно-сти или заниматься определенной деятельностью суд должен точно установить характер и пределы занимаемой виновным должности либо выполняемой им другой работы.

В то же время представляется, что установления лишь таких обстоятельств еще недостаточно для применения этого наказания. Дело в том, что виновный не только должен обладать правом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью, но и небрежно или легкомысленно ими пользоваться либо использовать их в целях совершения противоправных деяний. От-сутствие данного условия исключает возможность применения ли-шения определенных прав.

Например, Куйбышевским районным судом г. Ленинграда Б. был осужден по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР к лишению свободы на 4 года с конфискацией имущества и лишением на основании ст. 29 УК РСФСР права заниматься деятельностью врача по обслуживанию населения на дому сроком на пять лет. Он признан виновным в том, что, работая врачом скорой помощи, и оказывая медицинскую помощь на дому, совершил из квартир больных три кражи личного имущества, причинив в двух случаях значительный ущерб потерпевшим.

Изменяя приговор, Президиум Ленинградского городского суда отметил, что дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью врача по обслуживанию населения на дому сроком на пять лет назначено Б. без достаточных оснований, поскольку совершенное им преступление не связано с профессиональной врачебной деятельностью, а поэтому указание о его применении подлежит исключению из состоявшихся судебных решений.93

По другому делу, П., воспользовавшись подложной трудовой книжкой, поступила на Иошкар-Олинский консервный завод технологом.

Приговором суда она была осуждена по ч. 3 ст. 196 УК РСФСР к одному году исправительных работ с удержанием 20% заработка в доход государства с лишением права занимать инженер-

95 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. № 8. С. 14.

ные должности и должности, связанные с материальной ответствен-ностью, в течение пяти лет.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР признала неправильным применение такой меры, указав при этом следующее.

П, использовала подложную трудовую книжку для поступления на работу. Эти действия с выполнением обязанностей инженера не связаны. Она имела диплом инженера, а в трудовой книжке был подделан лишь ее трудовой стаж. Преступление, совершенное П., по своему характеру не делало невозможным занятие ею инженерных должностей и должностей, связанных с материальной ответственно-

Таким образом, для применения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью необходимо установление двух обстоятельств: во-первых, лицо должно обладать соответствующим правом на момент совершения преступления и, во-вторых, преступное деяние должно быть совершено именно в связи со злоупотреблением таким правом либо небрежным его использованием.

Как справедливо отмечает В.И.Тютюгин, обязательным основанием назначения лишения права занимать определенные должности является совершение лицом преступления, непосредственно связанного по своему характеру с выполнением им своих служебных полномочий, профессиональных либо иных гражданских обязанностей. На это обстоятельство обращается внимание и в работах других криминалистов.

При назначении данного вида наказания одним из важных моментов является правильная формулировка в приговоре вида должности или иной деятельности виновного, права на занятие которыми он лишается. И.И. Горелик и И.С. Тишкевич пишут, что вопрос о формулировке «занимать определенные должности» оказался слож-ным применительно к руководителям учреждений и бухгалтерам, осужденным за хищение. Они полагают, что в названных случаях следовало бы лишать осужденных права занимать должности, свя-занные с распоряжением, учетом, хранением и иным обслуживанием

Там же. 1967. №7 С. II.

Тютюгин В.И. Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Харьков. 1976. С. 12. 1 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. С. 35; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Книга первая. М, Новая Волна. 1998. С.146.

материальных ценностей. По конкретному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР, например, подчеркну-ла, что при осуждении К. за хищение в крупном размере суд мог применить к осужденному дополнительную меру наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но не вообще работать в торговой

В ряде случаев, особенно по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, применение, например, дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами каких-либо трудностей не вызывает, поскольку эта мера конкретизирована в санкции самой уголовно-правовой нормы - в ст. 264 УК РФ. Там же, где этот вид наказания указан в общей форме, суду надлежит точно определить характер занимаемой виновным должности либо вид деятельности, которой он занимается, и их взаимосвязь с совершенным преступлением.

Особое внимание на эти обстоятельства обращалось в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.). По смыслу п. 6 данного постановления суд в каждом случае совершения лицом преступления, связанного с исполнением обязанностей по должности или занятием определенной деятельностью, обязан обсудить вопрос о лишении подсудимого права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом, назначая такое наказание, суд в резолютивной части приговора должен конкретно обозначить должность либо вид деятельности осужденного. Недопустимо, в частности, отмечается в постановлении, лишать осужденного права работать в той или иной отрасли народного хозяйства без определения круга должностей,

занимать которые он не вправе.

Следует признать, что исследование данных обстоятельств по каждому конкретному делу есть необходимое условие правильного применения этого вида наказания, влекущего неблагоприятные последствия для осужденного. Например, лишение лица" занимать определенные должности влечет за собой увольнение работающего в

Горелик ИИ., Тишкевич И.С. Вопросы Уголовного права в практике Верховного Суда БССР. Минск, 1973. С. 162.

Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР. 1959-1971 гг. М., 1973. С. 102. 99 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 557.

той должности, занимать которую ему запрещено судом и в то же время запрещение занимать такую же или аналогичную должность на другом предприятии, в организации, учреждении на срок, назна-ченный судом. Лишение права заниматься определенной деятельно-стью означает запрещение заниматься ею в качестве профессио-нальной либо иной, осуществляемой вне рамок профессии.

Кроме того, как полагает А.В.Наумов, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью может привести к утрате или ограничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь перерыв специального трудового ста-жа, наконец, может привести к понижению размера его заработка.100

Как отмечалось, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания может быть назначено лишь тогда, когда таким оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. Что же касается этого наказания, применяемого в качестве дополнительной меры, то соблюдение данного правила необязательно.

В связи с этим при назначении лишения определенных прав в качестве основного либо дополнительного наказания в соответствии с санкцией статьи, по которой осуждается лицо, ссылки на ст. 47 УК РФ не требуется. Иначе необходимо решать вопрос в ситуациях, когда это наказание не значится в санкции уголовно-правовой нормы. На наш взгляд, в таких случаях суд в описательной части приговора обязан обосновать, а в резолютивной части указать, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ. Аналогичное решение данного вопроса можно встретить и в юридической литературе."01

Несоблюдение такого положения, как правило, ведет к изменению приговоров. Например, Новгородским областным судом П. была осуждена по ч. 1 ст. 170 УК РСФСР к одному году исправительных работ с удержанием в доход государства 20% заработка с

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В.Наумова. М., Юристъ. 1996. С. 145.

Гальперин ИМ., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 37-38; Чекали-на H., Щеглова Т. Применение дополнительных наказаний в судебной практике // Советская юстиция. 1983. № 23. С 6-7.

лишением права занимать должности, связанные с учетом и распо-ряжением материальными ценностями сроком на три года.

Так как санкция ч. 1 ст. 170 УК РСФСР дополнительного наказания не предусматривает, а суд, назначая его, не сослался на ст. 29 УК РСФСР, то Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР приговор изменила, исключив указание на применение к П. дополнительного наказания.102

Назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью носит срочный характер. Это значит, что такое наказание не может действовать в течение всей дальнейшей трудовой жизни осужденного. Как отмечал Вер-ховный Суд СССР в постановлении Пленума от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.), лишение определенных прав назначается в пределах, установленных статьей уголовного закона, по которой подсудимый признан виновным. Если срок данного дополнительного наказания не указан в этой статье или это наказание применяется на основе норм Общей части УК РСФСР, его срок назначается в пределах, предусмотренных ст. 29 УК РСФСР (ст. 47 УК РФ).103

Решая вопрос о применении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, важно иметь в виду, что, с одной стороны, в санкциях статей Особенной части УК РФ, как правило, указан лишь высший предел срока этого наказания, безотносительно к тому, назначается оно в качестве основной или дополнительной меры.

С другой стороны, Уголовный кодекс РФ 1996 г., в отличие от Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., устанавливает иные сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ срок такого наказания, назначаемого в качестве: а) основного вида - от одного года до пяти лет, а б) дополнительного вида - от шести месяцев до трех лет.

Однако, как показывает судебная практика, это положение закона соблюдается не всегда, что ведет к определенным ошибкам. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые связаны с нарушением установленных в ч. 2 ст. 47 УК РФ пределов назначения данного наказания.

Архив Новгородского областного суда. Дело № 2-23. 1984 г.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 557.

Например, вопреки требованиям этой нормы Удорский районный суд Республики Коми назначил осужденному дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами сроком на три месяца, хотя низший предел такого вида наказания установлен в шесть месяцев.104 По другому делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ назначенное по ст. 147 УК РСФСР дополнительное наказание в виде лишения права в течение пяти лет занимать должности в правоохранительных органах и органах государственной власти, связанные с осуществлением функций представителей власти, в силу ч. 2 ст. 47 УК РФ смягчила до трех лет, указав, что в соответствии с новым Уголовным кодексом дополнительное наказание назначается на срок от шести месяцев до трех лет.105

Вторая группа ошибок объединяет случаи, когда суд вообще не указывает срок при назначении данного вида дополнительного наказания. На такого рода ошибки неоднократно указывал Верховный Суд РСФСР при разрешении конкретных дел. При этом Верховный Суд РСФСР отмечал, что ошибка суда, выразившаяся в неустановлении срока дополнительного наказания, не может быть устранена ни определением самого суда, постановившего приговор, в порядке, предусмотренном ст. 367-369 УПК РСФСР106, ни определением суда вышестоящей инстанции путем назначения этого срока в рамках ч. 2 ст. 47 УК РФ (ст. 29 УК РСФСР), поскольку данные решения затрагивают существо приговора.

В ч. 4 ст. 47 УК РФ законодатель установил два порядка исчисления срока начала отбывания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания.

Во-первых, в случае назначения такой меры к: 1) обязательным работам; 2) исправительным работам; 3) а также при условном осуждении, срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

Во-вторых, в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к: 1) ограничению свободы; 2) аресту; 3) содержанию в дисциплинарной воинской части и 4)

Юридическая практика. Информационный бюллетень. СПб., 1997. № 4 (11). С. 57.

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 12. С. 11. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1971. №3. С. 15. 7 Там же. 1972. №5. С. 8.

лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчис-ляется с момента их отбытия.

Таким образом, действие лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью распространяется как бы лишь на случаи нахождения осужденного на свободе, т. е. при осуждении его к основному наказанию, не связанному с лишением (ограничением) свободы.

В соответствии со ст. 37 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении. В то же время за неисполнение приговора суда о лишении определенных прав, в том числе и злостного, ответственность возложена на представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, вина которых может выражаться, например, в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено, в фактическом воз-ложении на осужденного обязанностей по запрещенной должности, в отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности и т.п. От-ветственность указанных лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению предусмотрена ст. 315 УК РФ, санкция которой включает наказание до двух лет лишения свободы.

Что же касается ответственности самих осужденных, то в настоящее время она законом не установлена. Как пишет В.А.Уткин, единственным правовым последствием для осужденного является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Уголовный закон не содержит каких-либо отдельных рекомендаций для применения этого вида наказания к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Часть 1 ст. 88 УК РФ

  • 9. Классификация преступлений и ее значение
  • 10. Понятие и содержание уголовной ответственности
  • 11. Понятие единого преступления и его виды (простое и сложное; виды единого сложного преступления)
  • 12. Понятие и формы множественности преступлений
  • 13. Рецидив преступлений и его уголовно-правовое значение
  • 14. Совокупность преступлений и ее уголовно-правовое значение
  • 15. Понятие и значение состава преступления. Его признаки и элементы
  • 16. Классификация составов
  • 17. Понятие и виды объекта преступления
  • 18. Понятие предмета преступления и его значение. Отличие предмета от орудий и средств совершения преступления. Потерпевший
  • 19. Понятие, содержание, значение и признаки объективной стороны преступления
  • 20. Общественно опасное деяние и его формы
  • 21. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение
  • 22. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение
  • 23. Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки
  • 24. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве
  • 25. Умысел и его виды. Критерии отграничения косвенного умысла от прямого
  • 26. Неосторожность и ее виды. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда
  • 27. Преступления с двумя формами вины
  • 28. Юридическая и фактическая ошибка: виды, характеристика и уголовно-правовое значение
  • 29. Понятие и признаки субъекта преступления
  • 30. Специальный субъект и его уголовно-правовое значение
  • 31. Вменяемость. Понятие и критерии невменяемости
  • 32. Понятие и виды стадий совершения преступления
  • 33. Понятие, признаки, формы, квалификация и наказуемость приготовления к преступлению
  • 34. Понятие, признаки, классификация и наказуемость покушения на преступление
  • 35. Оконченное преступление. Установление момента его окончания
  • 36. Добровольный отказ от преступления: понятие и признаки
  • 37. Понятие и признаки соучастия в преступлении
  • 38. Виды соучастников
  • 39. Формы соучастия
  • 40. Характеристика групповых преступлений, совершенных в составе лиц, не отвечающих признакам субъекта преступления
  • 41. Эксцесс исполнителя и его уголовно-правовое значение
  • 42. Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния
  • 43. Необходимая оборона: понятие, значение, условия правомерности, ответственность за вред, причиненный с превышением пределов обороны
  • 44. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: понятие, условия правомерности, ответственность за превышение мер, необходимых для задержания такого лица
  • 45. Крайняя необходимость: понятие, условия правомерности, значение. Превышение пределов крайней необходимости
  • 46. Физическое или психическое принуждение и его уголовно-правовое значение
  • 47. Обоснованный риск: понятие, условия правомерности, ответственность за необоснованный риск
  • 48. Совершение деяния при исполнении приказа или распоряжения
  • 49. Понятие, признаки и цели наказания
  • 50. Система и классификация наказаний
  • 51. Штраф: понятие, размеры, порядок применения. Последствия уклонения от уплаты
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика
  • 53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика
  • 54. Понятие, содержание, сроки и порядок применения обязательных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 55. Понятие, содержание, сроки и порядок применения исправительных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 56. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение
  • 57. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ограничения свободы
  • 58. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ареста
  • 59. Содержание в дисциплинарной воинской части
  • 60. Лишение свободы на определенный срок
  • 61. Пожизненное лишение свободы и смертная казнь
  • 62. Общие начала назначения наказания
  • 63. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление
  • 64. Обстоятельства, смягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 65. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств
  • 66. Обстоятельства, отягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 67. Назначение наказания по совокупности преступлений
  • 68. Назначение наказания по совокупности приговоров
  • 69. Исчисление сроков наказания и их зачет
  • 70. Условное осуждение и его уголовно-правовая характеристика
  • 71. Понятие, основания и виды освобождения от уголовной ответственности
  • 72. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим
  • 73. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания в связи с истечением сроков давности
  • 74. Понятие, основания и виды освобождения от наказания
  • 75. Условно-досрочное освобождение и его уголовно-правовая характеристика
  • 76. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и ее уголовно-правовая характеристика
  • 77. Освобождение от наказания в связи с болезнью
  • 78. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
  • 79. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
  • 80. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
  • 81. Уголовно-правовая характеристика судимости
  • 82. Виды наказания, назначаемого несовершеннолетним
  • 83. Особенности уголовной ответственности лиц, не достигших 20 лет
  • 84. Принудительные меры воспитательного воздействия и их уголовно-правовая характеристика
  • 85. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних
  • 86. Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды основания, круг лиц, цели применения
  • 87. Виды принудительных мер медицинского характера
  • 88. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
  • 89. Особенности применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
  • 90. Конфискация и ее уголовно-правовое значение
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного или дополнительного наказания.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

    – в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

    – в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

    Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

    – вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

    – отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

    Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

    Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

    53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Специальными признаются звания, которые присваиваются работникам, проходящим службу в определенных «специальных» – правоохранительных и иных государственных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: в органах внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможенной службах, в органах железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта и др.

    Воинские звания – это звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных, внутренних войсках, железнодорожных), воинских формированиях и органах: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. На практике речь идет о лишении офицерских званий, причем более высокого уровня, которые являются престижными и обеспеченными существенными льготами и преимуществами.

    Классные чины – это классификационные разряды, присваиваемые государственным служащим в некоторых государственных органах, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников этих органов, определенные права и обязанности этих лиц.

    Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся достижения в раз личных сферах общественной жизни – в экономике, науке, искусстве, защите Отечества и др. Государственными наградами РФ являются:

    – звание Героя Российской Федерации;

    – ордена;

    – медали;

    – знаки отличия Российской Федерации. Почетные звания Российской Федерации – особые звания, присваиваемые за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, образования, производственной и иной общественно полезной деятельности (заслуженный врач, заслуженный строитель, заслуженный работник сельского хозяйства, заслуженный юрист, народный артист, народный художник и др.).

    В качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

    Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и ученых званий (доцент, старший научный сотрудник, профессор), иных квалификационных характеристик (разрядов, классов и т. п.), а также спортивных званий и наград.

    Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо, в свою очередь, вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.

    Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - это наказание, назначаемое в соответствии со ст. 47 УК в качестве основного на срок от одного года до пяти лет или в качестве дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет. В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не указано в санкции статьи, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    2. Рассматриваемое наказание состоит из двух самостоятельных видов:

    1) запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления;

    2) запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Этот запрет может касаться как сферы трудовой деятельности осужденного, так и досуга (например, запрещение управлять транспортными средствами лицу, которое имеет удостоверение на управление с отметкой "без права работать по найму").

    3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении его в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или при условном осуждении исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Эта функция уголовно-исполнительной инспекции закреплена в п. "а" ст. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947).

    4. При назначении данного наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы оно исполняется соответственно администрацией исправительного центра, командованием дисциплинарной воинской части или администрацией исправительного учреждения. Эти учреждения получают из суда копию приговора об осуждении данного лица, поэтому им известно о назначении дополнительного наказания.

    Поскольку во время отбытия основного наказания на осужденных распространяются правоограничения, связанные с назначенным дополнительным наказанием, администрация исправительного центра, командование дисциплинарной воинской части и администрация исправительного учреждения не вправе использовать таких лиц на работе, выполнение которой запрещено им в соответствии с приговором. Это может касаться, например, шоферов, осужденных за нарушение правил безопасности движения транспорта с лишением права управлять автомобилем. В связи с тем что контроль за осужденным во время отбывания названных основных наказаний осуществляет администрация соответствующего учреждения или командир, они же обязаны следить за трудоиспользованием осужденных в соответствии с приговором.


    Вопрос об исполнении данного наказания во время отбывания ареста не встает, так как осужденные к аресту не привлекаются к работе.

    5. При освобождении лица по отбытии срока наказания администрация исправительного центра, арестного дома, командование дисциплинарной воинской частью или администрация исправительного учреждения за 20 дней до истечения срока направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному осужденным месту жительства копию приговора суда. Если лицо освобождается условно-досрочно или с заменой наказания более мягким (в случае, когда оно не освобождено от дополнительного наказания) либо при отсрочке отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей малолетних детей, копия приговора направляется в день освобождения. Одновременно в справке об освобождении указывается, что данное лицо должно отбывать дополнительное наказание.

    6. После отбытия названных основных наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

    7. Поскольку наказания в виде обязательных работ и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией и она же осуществляет контроль за осужденными условно, направления ей копии приговора об осуждении к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не требуется.

    8. По вступлении в законную силу приговора об осуждении лица к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, когда это наказание назначено в качестве основного или в качестве дополнительного к штрафу или при условном осуждении, суд направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении приговора и две его копии. Вторая копия приговора направляется уголовно-исполнительной инспекцией администрации организации по месту работы осужденного. Если осужденный не работает, вторая копия приговора направляется по месту работы осужденного в случае его трудоустройства.

    9. Получив из суда или из учреждения, где осужденный отбывал основной вид наказания, копию приговора об осуждении лица к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция заводит на лицо контрольное дело и берет осужденного на учет.

    Поставив осужденного на учет, инспекция уведомляет об этом суд, постановивший приговор. Такое уведомление в суд направляется и в том случае, если приговор получен из учреждения, где осужденный отбывал основное наказание.

    10. Первоочередной обязанностью инспекции является проверить прекращение трудового договора с осужденным, если он занимает такую должность или занимается такой деятельностью, права на которые он лишен в соответствии с приговором.

    11. Инспектор информирует администрацию организации, где работает осужденный, о том, какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью он не имеет права заниматься в соответствии с приговором, о возможности работы осужденного в данной организации на должностях, не связанных с нарушением запрета, установленного приговором, об обязанности в случае увольнения лица до отбытия наказания внести в трудовую книжку осужденного запись о запрещении занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в точном соответствии с приговором.

    12. Поскольку на лиц, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяются правоограничения, связанные с назначенным наказанием, администрация организации, где работает осужденный, не вправе использовать его на работе, выполнение которой запрещено ему в соответствии с приговором.

    13. Не реже одного раза в шесть месяцев инспектор контролирует соблюдение осужденным ограничений, вытекающих из приговора. Для этого выясняется, где и на какой должности работает осужденный, какие функции он фактически выполняет. Если будет обнаружено, что осужденный нарушает запрет, установленный приговором, инспектор предлагает администрации организации, где работает осужденный, перевести его на другую должность, занятие которой не запрещено приговором, либо, если такой вакантной должности в данной организации нет или если осужденный не выражает на это согласия, - уволить его. При этом инспектор предупреждает осужденного и соответствующих должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, об их ответственности за нарушение запрета, установленного приговором суда, в соответствии со ст. 38 УИК.

    14. Если осужденный лишен права заниматься деятельностью, которое предоставляется специальным государственным органом (например, ГИБДД) или иной уполномоченной организацией (например, обществом охотников), инспектор информирует о вынесенном приговоре такой орган или такую организацию для аннулирования разрешения на занятие осужденным соответствующей деятельностью и направляет туда копию приговора. Инспектор имеет право проверить выполнение предписаний приговора этим органом (организацией).

    Статья 34. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные

    1. В приговоре суда должно быть точно указано, какие должности запрещено занимать осужденному или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

    2. Если в момент поступления приговора в организацию по месту работы осужденного должность осужденного подпадает под запрет, указанный в приговоре, администрация не позднее трех дней с момента получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции прекращает трудовой договор. При этом в приказе и в трудовой книжке делается запись со ссылкой на п. 7 ст. 29 КЗоТ (вступление в законную силу приговора, которым работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы). При увольнении по п. 7 ст. 29 КЗоТ выходное пособие не выплачивается, согласия профсоюзного комитета не требуется.

    3. Если в организации можно перевести осужденного на должность, пребывание на которой не противоречит приговору, администрация вправе с согласия осужденного осуществить такой перевод, не увольняя его. В этом случае в трудовой книжке делается запись о переводе на другую работу.

    4. В том случае, когда занимаемая должность не подпадает под запрет, установленный в приговоре, осужденный не может быть уволен на основании п. 7 ст. 29 КЗоТ. Однако не исключается возможность увольнения его по инициативе администрации в связи с совершением преступления, если к тому имеется законное основание, например, в соответствии с п. 3 (систематическое невыполнение работником возложенных на него обязанностей, если ранее к нему применялись меры дисциплинарного взыскания), п. 4 (прогул без уважительных причин) или п. 7 (появление на работе в нетрезвом состоянии) ст. 33, п. 2 (утрата доверия к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности) или п. 3 (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка) ст. 254 КЗоТ и т.п.

    5. Администрация организации обязана сообщить уголовно-исполнительной инспекции о выполнении предписаний приговора. Если осужденный остается на работе, поскольку его увольнение не требуется, необходимо сообщить, какую должность он занимает. Впоследствии, во время отбывания наказания администрация предприятия должна по требованию инспекции сообщать о занимаемой осужденным должности, а также - в трехдневный срок о его перемещениях по работе и при необходимости представлять надлежащие документы. При условии соблюдения запрета осужденный может переводиться на другие, в том числе и более высокие должности.

    6. В случае увольнения из организации лица, не отбывшего наказание, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься. Администрация организации после внесения в трудовую книжку осужденного записи о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сообщает об этом уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за исполнением приговора.

    7. Осужденный может быть лишен права на занятие определенными видами деятельности, которые не связаны с работой по найму, а относятся к сфере досуга, например права на управление транспортным средством, когда в водительском удостоверении имеется отметка "без права работы по найму". Поскольку в данном случае право, которого лишен виновный, не может быть использовано в сфере трудовой деятельности, соответствующая запись в трудовой книжке при увольнении не делается.

    8. Запись в трудовой книжке имеет юридическое значение лишь в течение срока отбывания наказания. Поэтому осужденный может просить об аннулировании такой записи после отбытия наказания или в случае досрочного освобождения (условно-досрочного, если наказание было дополнительным; в порядке амнистии). В таком случае лицу по его просьбе взамен трудовой книжки выдается дубликат без внесения в него записи о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом запись об увольнении на основании п. 7 ст. 29 КЗоТ или по другим основаниям сохраняется.

    9. Ранее действовавшее законодательство предусматривало учинение записи в трудовой книжке у всех осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. По отбытии наказания всем им заменяли трудовые книжки. Между тем большинство осужденных после оставления должности, которую они не имели права занимать, не меняли места работы. Поэтому процедура учинения записи и замены трудовых книжек оказывалась излишней. Учтя это, законодатель сохранил обязательность записи лишь для случаев, когда осужденный меняет место работы.

    Статья 35. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью

    1. Занятие некоторыми видами деятельности находится под контролем специально уполномоченных органов государства. Предписания приговора о лишении осужденного права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности. Например, органы ГИБДД выдают удостоверения на право управления автотранспортными средствами. Они же осуществляют контроль за безопасностью движения, соблюдением правил дорожного движения и в установленных случаях лишают граждан прав на управление транспортными средствами.

    2. Если приговором суда осужденный лишен права на управление транспортными средствами, надлежаще заверенная выписка из приговора направляется уголовно-исполнительной инспекцией в ГИБДД по месту его жительства для изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами.

    3. Получив копию или выписку из приговора, такой орган (в данном случае ГИБДД) обязан не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разрешение на занятие тем видом деятельности, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанным видом деятельности (например, удостоверение на право управления автомобилем) и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Этот орган обязан также контролировать соблюдение осужденным запрета.

    4. Контроль за некоторыми видами деятельности осуществляют общественные объединения, например общества охотников, которые выдают как охотничьи билеты, подтверждающие принадлежность к данному обществу, так и лицензии, дающие право в указанное там время охотиться в конкретном месте и добывать определенного вида зверя или птицу.

    При лишении осужденного права охоты уголовно-исполнительная инспекция направляет в такое общество копию приговора и соответствующее предписание о его исполнении. Общество не позднее трех дней после получения копии приговора изымает у осужденного охотничий билет и не выдает ему лицензий на право охоты в течение указанного в приговоре срока. Одновременно в уголовно-исполнительную инспекцию направляется сообщение об этом.

    Статья 36. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Уголовно-исполнительный кодекс установил разный порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от того, назначено ли это наказание в качестве основного или дополнительного, и в зависимости от того, с каким основным наказанием оно назначено.

    2. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве основного наказания или дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

    3. О понятии вступления приговора в законную силу см. комментарий к ст. 7 .

    Дополнительное наказание может быть отбыто и до истечения основного, если его срок меньше, чем срок основного наказания.

    4. Возможно назначение основного наказания лицу условно с дополнительным реальным наказанием в виде лишения прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если в таком случае условное осуждение отменяется в связи с совершением нового преступления или отменой условного осуждения по другим указанным в законе основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания.

    5. Если новое преступление совершено лицом, которое было условно-досрочно освобождено от основного наказания, но отбывало дополнительное, его срок продолжает течь, кроме тех случаев, когда лицо осуждено за новое преступление к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы. Течение срока отбывания наказания прерывается на время отбывания этого нового наказания. При назначении наказания по совокупности приговоров в порядке ст. 70 УК суд должен зачесть время отбывания дополнительного наказания.

    6. Условное назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ни в качестве основного, ни дополнительного наказания законом не предусмотрено.

    7. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания этих основных наказаний, и, сверх того, на указанный в приговоре срок, который исчисляется с момента фактического отбытия основного наказания. Данное правило касается и лиц, осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, поскольку закон относит колонии-поселения к местам лишения свободы.

    Следует иметь в виду, что упоминание в законе ареста не имеет практического значения, поскольку осужденные к этому виду наказания ни к какой трудовой деятельности не привлекаются.

    8. Если лицо освобождается условно-досрочно, с заменой наказания более мягким, в порядке помилования или амнистии, то суд может освободить его полностью или частично от отбывания дополнительного наказания, но может распространить освобождение только на основное наказание. В этом случае дополнительное наказание должно отбываться на общих основаниях, причем срок его исчисляется с момента освобождения.

    9. В комментируемую статью введена норма, которая отсутствовала в ранее действовавшем законодательстве. Если будет установлено, что осужденный нарушал запрет, установленный приговором суда, и занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью, то это время не засчитывается в срок наказания. Уголовно-исполнительная инспекция составляет соответствующий акт, к которому прилагаются необходимые документы, подтверждающие нарушение запрета. У осужденного отбирается объяснение. Начальник инспекции выносит постановление об исключении времени нарушения запрета из срока наказания.

    Статья 37. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Первая, основная обязанность осужденного заключается в исполнении требований приговора. Это означает, что он не должен занимать те должности, которые ему запрещено занимать согласно приговору, или заниматься деятельностью, подпадающей под запрет. Если он занимал такую должность или занимался такой деятельностью к моменту вынесения приговора, то он должен уволиться с соответствующей должности или прекратить заниматься такой деятельностью немедленно после вступления приговора в законную силу.

    2. Если занятие соответствующей деятельностью связано с наличием какого-либо документа, например водительского удостоверения, осужденный должен сдать этот документ выдавшему органу по месту своего жительства. Например, если лицо получило водительское удостоверение в г. Магадан, а к моменту суда проживает в г. Брянск, то удостоверение сдается в ГИБДД г. Брянск.

    3. Вторая обязанность осужденного - представлять документы, связанные с отбыванием наказания, по требованию уголовно-исполнительной инспекции. Такими документами могут быть справки с места работы, сообщения о функциональных обязанностях по занимаемой должности, объяснения по поводу установленных фактов нарушения запретов.

    4. Третья обязанность осужденного - сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении. Речь идет не о получении разрешения на увольнение, как это имеет место при осуждении к исправительным работам, а о своевременном информировании инспекции, причем такая информация может иметь место даже по почте, однако она должна быть сделана в письменной форме. Приведенные сведения необходимы для того, чтобы уголовно-исполнительная инспекция могла осуществлять контроль за выполнением осужденным предписаний приговора.

    Статья 38. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Осуществляя постоянный контроль за трудовой деятельностью осужденного, уголовно-исполнительная инспекция может установить, что он нарушает запрет, предусмотренный приговором. Такое нарушение может выражаться в неувольнении с должности, занимать которую осужденному запрещено; в формальном переводе на другую работу с фактическим выполнением обязанностей по должности, которую осужденный занимать не вправе; в поступлении вновь на другую работу, но на должность, на которой осужденный не имеет права работать; в занятии запрещенной деятельностью, не связанной с работой по найму.

    2. Установив, что осужденный совершил одно из указанных нарушений, инспектор предлагает ему немедленно уволиться с должности, которую ему занимать запрещено, или прекратить занятие запрещенной деятельностью и отбирает соответствующую подписку.

    3. До 1989 г. осужденный, нарушивший запрет суда и занимавший должности, которые он не вправе был занимать, или занимавшийся деятельностью, которой он не имел права заниматься, подвергался уголовной ответственности. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 г. соответствующая норма была исключена из УК. Нет ее и в УК 1996 г. В определенных случаях нарушитель запрета может быть привлечен к административной ответственности, например лицо, управляющее транспортным средством после лишения его права управления (ст. 119 КоАП).

    4. Одновременно уголовно-исполнительная инспекция вносит представление администрации организации с предложением в трехдневный срок принять меры к увольнению осужденного с должности, которую ему занимать запрещено, или прекращению запрещенной трудовой деятельности. Соответствующее должностное лицо предупреждается об уголовной ответственности по ст. 315 УК за неисполнение приговора.

    5. Статья 315 УК предусматривает уголовную ответственность лиц, виновных в неисполнении приговора суда. По этой статье несут ответственность представители власти, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления, а также служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, если они злостно не исполняли вступивший в законную силу приговор суда, в том числе приговор о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а равно воспрепятствовали их исполнению.

    6. На практике виновным в таком преступлении может быть лицо, пользующееся правом приема на работу и увольнения. Это может быть как руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель, так и руководитель кадрового аппарата, который готовит соответствующий приказ, проверяет документы, вносит запись об осуждении в трудовую книжку.

    8. Объективной стороной преступления является заключение трудового договора с лицом, которое в соответствии с вступившим в законную силу приговором не вправе занимать ту должность, на которую его назначают, либо фактическое допущение лица к такой работе (см. ч. 3 ст. 18 КЗоТ).

    9. Не образуют состава данного преступления другие действия, связанные с неисполнением приговора суда: невнесение записи в трудовую книжку, внесение записи, не соответствующей приговору суда, например: сужение круга должностей, которые запрещено занимать осужденному, увольнение его не по п. 7 ст. 29 КЗоТ, а по собственному желанию либо по другим основаниям и т.п. В таких случаях может идти речь о дисциплинарной ответственности, а при наличии указанных в законе признаков - об ответственности по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 292 (служебный подлог) или 293 (халатность) УК.

    10. Как правило, сведения о занятии запрещенной деятельностью, не связанной с работой по найму, в уголовно-исполнительную инспекцию не поступают. Если же такие сведения появятся, инспекция уведомляет орган, контролирующий занятие соответствующей деятельностью, например ГИБДД, о случаях, когда лицо, лишенное права управлять транспортным средством, нарушает этот запрет и управляет автомашиной, принадлежащей ему или иному лицу.

    по УК РФ (ст. 47) - один из видов уголовных наказаний. Заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, службе в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Может назначаться в качестве основного наказания (на срок от одного года до пяти лет) или дополнительного наказания (на срок от шести месяцев до трех лет). Возможно его назначение в качестве дополнительного наказания не только тогда, когда оно прямо предусмотрено законом, но и тогда, когда преступление было связано с должностью или профессиональной деятельностью виновного. Несовершеннолетним преступникам может назначаться только лишение права заниматься определенной деятельностью.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    в уголовном праве вид наказания; состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, в других организациях либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности состоит в прекращении по приговору суда трудового договора с осужденным администрацией предприятия, учреждения или организации (в равной мере государственных, общественных или частных) и внесении в трудовую книжку осужденного записи о том, на каком основании, на какой срок он лишается определенной должности. Лишение права заниматься определенной деятельностью - запрещение по приговору суда осужденному работать в какой-либо сфере по определенной специальности. Л.п.з.о.д. или з.о.д. устанавливается на срок от одного года до 5 лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет - в качестве дополнительного наказания. Л.п.з.од. или з.о.д. может назначаться в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда оно не указано в статье Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и данных о личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. А.В. Наумов



    Просмотров