Икона богородицы знамение. «знамение

икона Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ

_______________________________________________

Описание иконы Божьей Матери «ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ:

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

В храмах круглосуточно молились люди, церковное пение сливалось с плачем молящихся. Архиепископ Новгородский Тихон три дня и три ночи молился перед алтарём соборной церкви. На третьи сутки архиепископ услышал голос, повелевавший ему для спасения города взять из Спасского храма на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городские стены. Икону Божьей Матери, после слёзных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточённая битва.

Вид иконы Божьей Матери не смягчил нападавших, и осада продолжалась. И вот одна из пущенных стрел суздальцев попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа. Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. В это же время нападавших объял неизъяснимый ужас, у многих из них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Воодушевлённые защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили.

После этого события чудотворная икона Божьей Матери «Знамение» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильинской улице ещё 186 лет. В 1356 году новгородцы построили для чудотворной иконы особый храм, который до сего времени называется собором Знамения Богородицы. Не раз Пресвятая Богородица спасала новгородцев от бед по их молитвам перед Её иконой «Знамение» и проявляла через эту икону чудотворения.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её списков, такие как икона Богородицы Знамение КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ , икона БогоМатери Знамение АБАЛАЦКАЯ и другие, также прославились чудесами.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани..

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ "ЗНАМЕНИЕ"

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.



ТРОПАРЬ
Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

КОНДАК, ГЛАС 4
Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

_____________________________________________

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ
"ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКАЯ"


Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, знамением иконы Ея святыя дивную победу людем Новаграда даровавшей, благодарственное возглашаем пение. Ты же, Всеблагая Заступнице наша, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи и от враг видимых и невидимых защити, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Икос 1
Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, преславным знамением иконы Твоея святыя всю страну Российскую благодатно озарила еси и струй чудес от нея источила еси верным. Темже, со усердием и любовию припадающе ко пречестному Твоему образу, со умилением приносим Ти благохваления сицевая: Радуйся, освященное селение Бога Слова; Радуйся, благодатию Божиею н нас освящающая. Радуйся, спасению падшаго рода человеческаго непорочно послужившая; Радуйся, всех Творца и Господа, Чистая, Духом Божественным в ложеснах заченши, без истления родившая. Радуйся, Матерним Твоим попечением всех нас объемлющая; Радуйся, в бедах и напастех скорая нам Помощнице. Радуйся, злыя страсти наша невидимо укрощающая; Радуйся, в христианских добродетелех преуспевати нам помогающая. Радуйся, недуги наша безмездно врачующая; Радуйся, на стези покаяния нас премудро наставляющая. Радуйся, Дево, христиан похвало; Радуйся, яко блажат Тя вси роди. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 2
Видев озлобление Новаграда, крепце воюемаго от воев суждальских, святитель Христов Иоанн слезно моляшеся о избавлении и спасении града и услыша Глас свыше, да идет во храм Преображения Господня и, взем тамо икону Пресвятыя Богородицы, да изнесет ю на забрала града противу полчищ, его воюющих. Таковое веление Божие услышав святитель благодарственно возопил Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 2
Разумев волю Божию во гласе Небеснем, святитель Христов Иоанн прииде ко храму Преображения Господня взяти икону Богоматере, и егда моляшеся пред нею, подвижеся икона от места своего на руце его честныя, и той с пением молебным изнесе ю на забрала града, глаголя народу: дерзайте, Мати о Бога нашего с нами есть. Сего ради, видевше Твое к ним благоволение, в пришествии чудеснем иконы Твоея явленное, в песнех возглашаем благохваления сицевая: Радуйся, Надежде христиан ненадежных; Радуйся, скорбящих Радосте и Заступление. Радуйся, безпомощным скорую помощь Твою являющая; Радуйся, утесняемым ослабу и свободу дарующая. Радуйся, православным воином Предводительница к победам; Радуйся, ратей неприятельских всекрепкое низложение. Радуйся, великий Новград бла-
говолением Твоим осенившая; Радуйся, на забрала его, яко Взбранная Воевода, во иконе Твоей пришедшая. Радуйся, ненаказанных мило- стивая Наказательнице; Радуйся, неразумных премудрая Вразумитель-нице. Радуйся, обидящих всегрозная Устрашительнице; Радуйся, обидимых Всеблагая Заступнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 3
Силою Божиею укреплен, святитель Христов Иоанн вознесе святую икону Твою, Владычице Богородице, посреде самыя брани, идеже стрелы от сопротивных, яко дождь, падаху, и едина от них честный лик Твой на иконе устрели; абие же икона Твоя лик свой от полков враждебных отврати и слезы от очес источи, ихже собирая в фелонь свою, святитель Христов Иоанн народом дерзати повеле, они же, яко крепка некоего хранителя имуще, на сопротивныя устремишася и до конца победиша тех, зовуще Господу Сил: Аллилуиа.

Икос 3
Имеяше Тя воистину великий Новград Воительницу державную, Богородительнице Всеблагая, егда, паче надеяния, знамением иконы Твоея святыя победити сильным полки сопротивных людем Новаграда помогла еси. Темже, пение победное Тебе приносяще, взываем сице: Радуйся, умирение миру Святым Рождеством Твоим принесшая; Радуйся, средостение вражды древния разрушившая. Радуйся, неправедно враждующия наказующая; Радуйся, знаменьми и чудесы Твоими христолюбивыя люди утешающая. Радуйся, от стрелы вражия язву на лицы иконы Твоея приемшая; Радуйся, слезы благодатныя от нея дивно источившая. Радуйся, вой сопротивных слепотою и бегством поразившая; Радуйся, полки крепкия безсильны соделавшая. Радуйся, во бранех крепкая Помощнице; Радуйся, врагов посрамление. Радуйся, люди Твоя Дивною победою увенчавшая; Радуйся, Непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 4
Буря недоумения смущает ми ум: како возмогу недостойными усты воспети чудеса Твоя, Богомати Владычице, яже святою иконою знамения Твоего в Новеграде явила еси, даровав ю в помощь и заступление всем православным людем от враг видимых и невидимых? Темже, величающе неизчетныя милости Твоя к нам смиренномудренне воспеваем прославльшему Тя Сыну Твоему и Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше о дивнем чудеси святыя иконы знамения Твоего в Новеграде, Пречистая Дево, како людие новоградстии, имуще сию, силою Твоею и пособием Божественнаго зрака Твоего преславное одоление на сопротивныя показаша, со благоговением и радостию поклоняемся сему чудному образу Твоему и хвалебне зовем Ти: Радуйся, Невесто Отца Безначальнаго; Радуйся, неискусобрачная Родительнице Превечнаго Слова. Радуйся, селение прекрасное Духа Святаго; Радуйся, Живоначальныя и Единосущныя Троицы благодатию осененная. Радуйся, древле пророки многообразие предреченная; Радуйся, Ангельския соборы чистотою Твоею превозшедшая. Радуйся, человеческаго рода возвышение; Радуйся, падших сынов Адамлих благодатное возстание. Радуйся, яко из Тебе в плоть облечеся Одеваяй небо облаки; Радуйся, яко млеком Твоим питала еси Питателя вселенныя. Радуйся, Всеблагословенная Богородице, Чистая Приснодево; Радуйся, Радосте наша и спасение душ наших. Радуйся, Заступнице наша, от Бога нам дарованная; Радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 5
Богосветлая звезда - икона знамения Твоего, Богородице Дево, великий Новград сиянием многих чудес духовно просвети, неоскудно источающи благодатныя исцеления всем верным, со усердием к ней притекающим. Не лиши и нас благодатнаго Твоего озарения и милосердных щедрот Твоих боголепным поклонением чествующих чудотворную икону Твою, да благодарственно воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше чудеса преславная, от иконы знамения Твоего бывшая, Владычице Преблагая, людие Новаграда со усердием к ней притекаху и в недузех своих исцеления благодатная от нея приемляху. К нейже ныне приходяще, поклоняемся, и чествуем, и от желания сердца целуем, исцелений благодать почерпающе, и недуг телесных, и душевных страстей свобождаемся, зовуще Ти и глаголюще: Радуйся, скорбящих Радосте и обидимых Заступнице; Радуйся, печальных Утешение и бедствующих помощнице. Радуйся, болящих немздопри-имная Целительнице; Радуйся, нищих и убогих некрадомое богатство. Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; Радуйся, отчаянных и безнадежных от рова погибели избавляющая. Радуйся, вдовиц и сирых благосердая Попечительнице; Радуйся, целомудрия и воздержания юных Наставнице. Радуйся, старцев благоговейных сладкое Успокоение; Радуйся, стариц боголюбивых тихое Прибежище. Радуйся, кающихся грешников верная Споручнице; Радуйся, даров духовных щедрая Подательнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 6
Проповедует Новград преславное заступление Твое, Пречистая Владычице, како во дни нашествия врагов сильных и вооруженных от святыя иконы знамения Твоего помощь Твою благодатную людем Твоим даровала еси, враждебныя полки со студом вспять обратила еси, град же Твой цел и невредим от них сохраньши, да вси поют Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсияла еси лучами великих чудес в Новеграде, Богородице Дево, и икону знамения Твоего благодатным источением слез дивно прославила еси, неизчетныя милости от нея щедро подавающи всем скорбящим, и обремененным. Посети убо и души наша, недугующия страстьми греховными. Госпоже Всеблагая, и буди нам Помощница во спасение, да благодарственно Тебе зовем: Радуйся, Молитвеннице благоприятная за нас к Богу; Радуйся, Предстательнице всемощная, гнев Божий на милость прелагающая. Радуйся, руце Твои богоносне на умоление ко Творцу выну простирающая; Радуйся, яко Мати Сына, Судию Праведнаго, о всем мире умоляющая. Радуйся, покровом Матерняго Твоего заступления всех нас покрывающая. Радуйся, сущих в бедах и скорбех благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, страждущия и безпомощныя невидимо укрепляющая; Радуйся, болящия и безнадежныя от одра болезни возставляющая. Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая; Радуйся, во благих прошения наша дивно исполняющая. Радуйся, струи благодатных исцелений обильно нам источающая; Радуйся, всем вся полезная дарующая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 7
Хотящи явити, Владычице, не токмо великому Новуграду, но и всему православному Российскому жительству преславныя чудеса Твоя от иконы знамения Твоего, сию во многих градех, обителех и весех от лет древних до дний наших дивными чудесы прославила еси слепым прозрение, разслабленным укрепление и многим болящим исцеление милостивно от нея дарующи и сим гюдвизающи люди величати Тя, возвеличившую род наш, и пети Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новград и всю землю Российскую дивная икона знамения Твоего, Богородице Дево, чудесы блаогдатными осия, милости Твоя богатыя верным проявивши. Сию убо боголепным поклоненим чествующе, хвалебне Тебе, Владычице, взываем: Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих; Радуйся, благосердая Услышательнице молений наших. Радуйся, великий Новград благословением Твоим осенившая; Радуйся, в пределех его икону Знамения Твоего чудесы прославльшая. Радуйся, дев ликостояния прославлением иконы Твоея духовно возвеселившая; Радуйся, всесильными Твоими к Богу молитвами и нас ко блаженству райскому возводя. Радуйся, за всех нас милостивая к Сыну Твоему и Богу Хода-таице; Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая Споспешнице. Радуйся, вся страны православныя покровом милости Твоея осеняющая; Радуйся, многих мест и обителей сокровище исцелений неоскудное. Радуйся, иноков и инокинь благопод-визающихся всемощная Покровительнице; Радуйся, и в миру благочестно живущих усердная Заступнице. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 8
Странствующе в юдоли сей земней, многоскорбней и много-мятежней, горняго града - Иерусалима Небеснаго взыскуем и Тебе, Владычице, молим: путеводствуй нам по стези заповедий Христовых и сохрани нас от падений греховных, удиви на нас милость Твою и осени нас Твоим заступлением, да, Твоею помощию спасаеми, сподобимся купно со всеми святыми воспевати: Аллилуиа.

Икос 8
Всех скорбящих Утешительнице и бедствующих Помощнице, Всеблагая Богородительнице, презри нас, припадающих к Тебе пред пречистым образом Твоим, но посети нас милостивно щедротами Твоими: и, якоже древле отцем нашим помощь Твою державную явила еси, тако и нас, смиренных, не лиши Твоего заступления во время благопотребно, да не постыдимся во уповании нашем, еже по Бозе крепко на Тя возлагаем, и зовем Ти: Радуйся, Богосветлая свеще, светом Христовым озаряющая верныя души; Радуйся, многоценный алавастр, миром Божия благодати умащаяй боголюбивыя сердца. Радуйся, умнаго Солнца Мати верныя просвещающаго, неверныя же помрачающаго; Радуйся, славо небесных и упование земных. Радуйся, Надеждо наша и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою; Радуйся, любящия и чтущия Тя от всяких бед избавляющая. Радуйся, обетовании благими души верных благодатно веселящая; Радуйся, девственных ликов славо и похвало. Радуйся, подвижников благочестия к горнему Сиону путеводствующая; Радуйся, верных к Небесному Иерусалиму приводящая. Радуйся, омраченныя сердца светом истиннаго боговедения просвещающая; Радуйся, и всех нас благодатными лучами великия Своея милости покрывающая. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 9
Вс ангельския воинства благоговейно Тебе служат, Небесе и земли Царице, человеческий же род немолчныя хвалы Тебе приносит, горних и дольных Владычице, и Твою святую икону поклонением досточестным почитает. Сию бо во отраду и утешение нам даровала еси, Всеблагая, и знамения Матерния любве Твоея оною нам присно являеши, да поем Тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии суемудреннии человечестии не могут постигнути Божественную тайну приснодевства Твоего, Марие Богородице, како в рождестве и по рождестве ключи девства Твоего целы сохранила еси, ангелов и человеков удививши. Темже Тя благочестно Матерь и Деву исповедующе, присно Тя ублажаем и хвалебно Тебе воспеваем: Радуйся, возвеличившая род человеческий непорочною Твоею чистотою; Радуйся, освятившая землю всесвятым Твоим рождеством. Радуйся, девство и рождество в Себе дивно сочетавшая; Радуйся, во обою непорочно Себе сохраньшая. Радуйся, велие вселенныя чудо; Радуйся, непостижимая человеческими умы тайно. Радуйся, ангельских ликов удивление; Радуйся, святых Божиих угодников присное радование. Радуйся, мира горняго первейшее украшение; Радуйся, мира дольняго благонадежное заступление. Радуйся, демонов низложение; Радуйся, ада попрание. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 10
Спасителя падшему человечеству родила еси, Пречистая Дево, и Сего яко Младенца во объятиих Твоих носила еси, Егоже Божественное изображение и на иконе знамения Твоего нам являеши и многия милости и щедроты Твоя нам даруеши. Сего ради со благоговением и верою чествуем образ чудотворный Твой, Владычице, и молимся Тебе прилежно: буди нам Покров и защита в день Судный, да Твоим Матерним предстательством помилует нас Судия Праведный, Сын Твой и Бог, и сподобит нас деснаго стояния и пения Ему со избранными: Аллилуиа.

Икос 10
Стена необоримая и источник чудес икона Твоя святая явися, Богородице Дево, не токмо великому Новуграду, но и всей стране Российстей. Сию, яко знамение победное, имуще, воинства православныя врагов побеждают, и святителие ею благоукрашаются, и всяк возраст верных утешение благодатное от нея приемлет. Утеши и нас Твоим, Всемилостивая Владычице, благоволением и милостию, да хвалебно взываем к Тебе: Радуйся, крепкое наше Упование; Радуйся, несумненная наша Надеждо. Радуйся, великаго Новаграда многопетая славо; Радуйся, страны нашея благодатное ограждение. Радуйся, во дни брани победительная на враги Помощнице; Радуйся, во дни мира ко благочестию добрая Наставнице. Радуйся, иноческих обителей покров и снабдение; Радуйся, благочестивых домов и супружеств благословение. Радуйся, девства и чистоты Поборнице; Радуйся, обидимых и гонимых Предстательнице. Радуйся, нагих одеяние; Радуйся, болящих исцеление. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 11
Пение наше смиренное не презри, всемилостивая Царице, и утробу щедрот Твоих не затвори нам, всещедрая Владычице: се бо, обнищавше в добрых делех, к сокровищнице милости Твоея, чудотворней иконе Твоей, со усердием притекаем, Всеблагая, и, припадающе, молимся: озари нас светом Божественныя благодати Твоея и научи нас верно исполняти заповеди Сына Твоего и Бога, да достойно возможем пети Ему: Аллилуиа.

Икос 11
Света невечерняго приятелише, светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши нас, помраченных греховною мглою, Богородительнице Пречистая, и приводиши к немолчному славословию Твоего Пресвятаго имене. Знамением иконы Твоея святыя воистинну явила еси воеводство Твое державное, Госпоже Всеблагая, егоже светло празднующе, радостно зовем Ти: Радуйся, возвеличенная Богом паче земных и небесных; Радуйся, едина Чистая и Благословенная в женах. Радуйся, Царице и Владычице небесе и земли; Радуйся, порфиро Царя царей. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; Радуйся, главизно спасения человеческаго. Радуйся, уповающия на Тя несрамляющая; Радуйся, просящия Твоея святыя помощи от бед избавляющая. Радуйся, столпе и утверждение девства; Радуйся, щите и ограждение веры православныя. Радуйся, боголепное украшение Святыя Христовы Церкве; Радуйся, покрывающая всех нас Матерним Твоим покровом. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 12
Благодать и милость Свыше подаждь нам. Владычице, от иконы Твоея святыя, юже в знамение заступления Твоего нам даровала еси, чудесы, от нея бывающими, православную веру в нас утверждающи, неверие же посрамляющи. Темже поклоняемся Тебе и молимся: в Православии соблюди нас, Всеблагая, и сподоби до конечнаго дыхания нашего верно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще чудеса Твоя от иконы знамения Твоего явленная, Богородице Дево, хвалим, славим и величаем Тя, Честнейшую воистину Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Ты же, Всеблагая Заступнице наша, покрый нас державным Твоим покровом и избави нас от всяких бед и искушений вражиих, да воспеваем Тебе непрестанно гласом хваления: Радуйся, Богообрадованная и непорочная Приснодево; Радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати. Радуйся, увенчанная диадимою царскою от Триединаго Бога; Радуйся, святолепная и светоносная палато святых Святейшаго Слова. Радуйся, одесную стоящая Сына Твоего и Господа; Радуйся, всегда молящаяся Ему за род христианский. Радуйся, Виновнице благодатнаго человеков обновления; Радуйся, кающихся грешных к Богу примирение. Радуйся, страждущих от бед Избавление; радуйся, Взыскание погибших. Радуйся, телес наших врачевание; Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Владычице, знамение милости Твоея нам являющая.

Кондак 13
О Всепетая Мати Сладчайшаго Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа! Нынешнее наше приемши приношение, от всякия избави нас напасти и скорби, и вечныя изми муки всех пред святою иконою Твоею с верою и любовию поклоняющихся и о Тебе благодарно зовущих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею» , то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо» .

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» . Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» . С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение – σημειον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца – «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19) , и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время , а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия .

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном . То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий , в люнетах над входом в храм , в конхах апсид . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар – с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба – тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию» , сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины» . Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV–VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» .

Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова .

Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы , что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме , уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная) . При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение».Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.


Цит. по: Смирнова Э.С . Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

Икона Божией Матери Знамение

Икона Божией Матери Знамение. Молитва.

Икона Божией Матери Знамение получила славу в двенадцатом веке. В те времена на новгородской земле была война, причем защищавшие землю видели, что у них сил и возможностей поменьше. Тогда они начали молиться Богородице, Богу, прося у Высших сил помощи. После трех суток непрерывных молитв архиепископ услышал, как ему сказал голос, что нужно в храме взять икону Божией Матери и разместить ее на стене города. Даже после того, как все выполнили, враг от города не отступал. Даже одна стрела попала в икону. Лик Богоматери обратился к городу, оросив при этом его слезами. Увидев это знамение враги испугались, а множество при этом потеряли зрение. Они ничего не видели и стреляли в разные направления, убивав друг друга. Благодаря этому новгородцам не составило труда разбить врагов. С этого времени для иконы в Новгороде построили отдельный храм, в котором она и стала храниться.

Праздник иконы Знамения отмечают десятого декабря.

На иконе Знамение Пресвятая Богородица изображена с направленными к небу распростертыми руками. В левой руке Младенца мы видим свиток, а правой рукой он показывает благословляющий жест. Есть разные варианты иконы, где Божья Матерь изображается в полный рост, а где и по пояс.

Молитва перед иконой Знамение в первую очередь читается, чтоб уберечься от трагедии или беды. Образ Пресвятой Богородицы защитит дом от врагов, как видимых, так и невидимых. В доме, где находится икона Знамение, не будет пожаров. Молитвы перед иконой Богородицы Знамение помогут наладить семейные отношения, а так же, если вы потеряли вещи, их вернуть.

Особое значение иконы в том, что она поможет наладить плохие отношения между соседями и даже между странами, защититься от конфликтов.

Обращения с просьбами к иконе помогут больным исцелиться от заболеваний. Есть свидетельства, что она помогала людям, которые долго и искренне молились, избавиться от заболеваний глаз и даже слепоты. Если вы собрались в путешествие, то лучше помолиться перед иконой Знамение.

Изображений Божьей Матери на иконах очень большое количество, они при этом схожи своей композицией из-за чего некоторые люди могут спутать образы. Есть еще одна икона, которая похожа на икону Знамение – икона Тихвинской Божьей Матери. Но это совсем разные образы, у них своя история и свое значение.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм


В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков - лестницу, Гедеон - руно, Моисей - купину, Араон - расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ

и какие чудеса с ней связывают

10 декабря – празднование иконы Божией Матери «Знамение» . Этот образ известен на Руси с ХІІ века, а точнее с 1170 года, когда произошло первое чудо, связанное с иконой.

Икона Божией Матери «Знамение». Фото diveevo.ru

Первое чудо иконы Божией Матери «Знамение»

К стенам Новгорода подошли соединенные силы русских удельных князей, чтобы завоевать город. Новгородцы подготовились к длительной осаде и стали просить Господа о помощи. На третью ночь местному архиепископу Илье приснился сон, что он должен взять из церкви образ Пресвятой Богородицы и выйти с ним на городскую стену. Он так и поступил.

Войска князей в этот момент обстреливали город, и одна из стрел попала в икону. Из глаз Богородицы потекли слезы, что привело в ужас нападавших. Воодушевившись Божьей поддержкой, новгородцы бросились на врагов и победили их.

Тогда архиепископ установил праздник в день Знамения Божией Матери, который отмечается до нынешнего времени.

Второе чудо, связанное с иконой

Произошло в 1611 году. Армия шведов ворвалась в Новгород и намеревалась завладеть Знаменским собором, где в тот момент шло богослужение у иконы. Но какая-то неведомая сила не подпускала их к храму, каждый раз откидывая солдат назад. Разочаровавшись, шведы отступили и покинули город.

Чудеса, связанные с пожарами

Связывают с иконой «Знамение» и другие чудеса. Например, в летописных источниках есть информация, что когда в XIV веке в деревянной церкви, где тогда пребывала икона, случился пожар, огонь остановился прямо возле лика Богородицы и не повредил образ. После этого был возведен каменный храм – Знаменский собор, и икону «Знамение» перенесли туда.

О том, что огонь не властен над образом, вспомнили спустя два века. В то время в Новгороде вновь случился сильный пожар. Сгорели дома на нескольких улицах, а горожане все никак не могли совладать со стихией. Тогда митрополит Макарий помолился у иконы Божией Матери и с ней в руках совершил крестный ход. После этого в сторону реки подул сильный ветер и пожар прекратился.

Известно, что от пожаров защищает и еще одна .

Икона «Знамение» — главная святыня новгородской земли. Фото 53news.ru

В чем помогает икона Божьей Матери «Знамение»?

Перед этим образом Богоматери просят мира, избавления от бедствий, междоусобных войн и нашествия врагов.

Также считается, что икона «Знамение», если разместить ее в доме, поможет уберечь его от пожара и завистников, возвратить потерянные вещи и наладить отношения между родственниками. Нередко молятся у лика Божией Матери и те, кто хочет найти своих пропавших без вести родных.

Как и другие иконы Богородицы, например, икона «Знамение» обладает силой исцеления. Она может помочь при болезнях глаз, в том числе при слепоте, вылечить холеру и тяжелые психические недуги.



Просмотров