Iii. синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры). Синтаксические средства Какие лексические и синтаксические средства

Тропы,

Лексические средства,

Синтаксические средства.

Рассмотрим, какие конкретно языковые средства входят в каждую группу. Пусть вас не пугает объём теоретического материала, уверена, вам знакомы эти понятия. Необходимо только систематизировать знания по этой теме.

ТРОПЫ:

ТРОПЫ - это обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.

МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).

Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.



Значение: создание комического эффекта.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегупустынных волн Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень» может означать «наступила старость».

Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

ПЕРИФРАЗА или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.

Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

3. АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.

Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

4. ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

5. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь.

Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

5. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.

Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя.

Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

7. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

8. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.

Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.

9.ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

10. АРХАИЗМЫ - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.

Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

11. ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.

Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

12.НЕОЛОГИЗМЫ - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.

Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

13. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).

Значение: источник пополнения словаря.

14. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

Особенности:

а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.

б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.

г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть. Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

15. ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

16. НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

17. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

18. ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

Значение: средство речевой характеристики героев.

19. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).

Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.

20. ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

Значение: служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

21. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.

Значение: придают речи яркость и выразительность.

22. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.

Значение: как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

23. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.

Значение: использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Риторическое обращение - условное обращение к кому-либо в рамках монолога. Это обращение не открывает диалога и не требует ответа. В действительности это утверждение в форме обращения. Так, вместо того, чтобы сказать «Мой город изуродован» писатель может сказать: «Мой город! Как тебя изуродовали!»

Это делает утверждение более эмоциональным и личным.

Синтаксические средства можно разделить на 2 группы:

1. связанные с повторами


многосоюзие,

бессоюзие,

синтаксический параллелизм,

градация


2. не связанные с повторами


риторический вопрос,

риторическое восклицание,

риторическое обращение,

парцелляция,

инверсия,

перифраз,


ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Оксюморон – прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. В результате оба понятия отчасти теряют смысл, и образуется новое значение. Особенность оксюморона в том, что он всегда провоцирует смыслопорождение: читатель, столкнувшись с вопиюще невозможной фразой, начнет «достраивать» смыслы. Писатели и поэты часто пользуются этим приемом, позволяющим сказать о чем-то кратко и емко. В ряде случаев оксюморон бросается в глаза («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. Бондарева), в других он может быть менее заметен, обнаруживает себя при более вдумчивом прочтении («Мертвые души» Н. В. Гоголя – ведь у души нет смерти, «мертвая зелень ветвей» у пушкинского анчара – ведь зеленая листва у дерева знак жизни, а не смерти).

2. Катахреза – нарочито алогичное высказывание, имеющее выразительный смысл. «Да она же рыба! И руки-то у нее какие-то белые, рыбьи». Ясно, что у рыбы рук быть не может, метафора построена на катахрезе.

3. Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика отношений Ленского и Онегина:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.

Во-вторых , проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их:

тропы отметьте буквой "Т",

лексические средства - "Л",

синтаксические средства - "С".

Вот что у нас получилось (список терминов из проекта демоверсии 2013 года):

1. анафора - С

2. метафора - Т

3. гипербола - Т

4. профессиональная лексика - Л

5. парцелляция - С

6. лексический повтор - С

7. противопоставление - С

8. эпитеты - Т

9. контекстные синонимы - Л

Таким образом, область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.

В задании сказано, что первые 3 средства - тропы.

В списке их 3: метафора, гипербола, эпитеты.

Нам осталось только расположить их в нужном порядке.

Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры.

Сопоставляем определения с примерами.

Расставляем цифры в нужном порядке: 2,8,3.

Осталось определить последнее языковое средство. К какой группе оно относится, не указано. Поэтому исключаем из списка только тропы, т.к. повтора цифр не должно быть.

У нас осталось 6 понятий. Снова перечитываем примеры. Ситуация проясняется, когда мы обращаемся к указанным предложениям. Речь идёт о языковом средстве под № 6.

Задание выполнено!

2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.

4. Сгруппировать понятия.

5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.

6. Расположить цифры в нужном порядке.

Готовимся к ЕГЭ. 24 задание.
Выразительные средства синтаксиса

Стилистические ПРИЁМЫ (ФИГУРЫ)

Риторический вопрос

Стилистическая фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение.

Для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность - отрицательность.

Предложения отрицательные по форме, предают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение

отрицания. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, иногда – восклицательный. Изредка пользуются сочетанием того и другого.

Богатство хорошо иметь; но должно ль им кому гордиться сметь?

В собольей дурака я шубе видел, который всех людей, гордяся, ненавидел.

(М.Ломоносов)

1)Вопросительное предложение содержит утверждение. Попробуем выразить те же мысли в форме повествовательного предложения: " Никто не должен сметь гордится богатством. Любоваться тут нечем".

Что изменилось? Смысл предложения остался прежним, но исчезла эмоциональность и выразительность, которые вносил риторический вопрос.

Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.

Риторическое восклицание

Стилистическая фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

Риторическое восклицание служит для усиления выразительности речи.

1) Увы! пред властью чужой склонилась страна.

(М.Ю.Лермонтов)

2) Ужасный день!

Увы! все гибнем: кров и пища!

3)Мой друг, отчизне посвятил души прекрасные порывы !

Увы! - выражает сильное сожаление, горечь от того, что говорится в следующем предложении. Первое предложение является простым восклицанием (в такой роли выступило междометье увы ).

Второе предложение выражает ужас, страх.

Третье предложение выражает побуждение к действию.

Риторическое

обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью, т.е. адресата. Риторическое обращение - это стилистическая фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям, и т.п. выражается различное отношение автор к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения.

1) Друзья мои! Прекрасен наш союз.

Он, как душа, неразделим и вечен.

(А.С.Пушкин)

2) Цветы, любовь, деревья,

праздность,

Поля ! я предан вам

душой.

(А.С.Пушкин)

1)" Друзья мои " - обращается поэт к своим лицейским друзьям. Обращение относится к конкретным людям, оно используется, чтобы привлечь внимание собеседника (адресата речи). Это простое обращение.

2) Во 2-м предложении обращение относится к неодушевленным предметам - цветам, деревьям, полям , отвлеченным понятиям, и эти предметы не могут быть собеседниками автора, не могут ответить на его обращение. Такие обращения придают речи торжественность, показывают эмоциональное состояние автора. Эти обращения называются риторическими.

Инверсия

В русском языке существует прямой и обратный порядок слов в предложении. Инверсия- это нарушение прямого порядка слов. Это художественный прием, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности.

Прямой порядок слов: подлежащее - сказуемое. Обратный порядок слов: сказуемое - подлежащее.

1) 0пасна охота на медведя, страшен раненый зверь , да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства.

2) Вышел месяц ночью темной , одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние , на деревни ближние.

1)Инверсия главных членов предложения, на передний план выдвигается сказуемое.

Инверсия сказуемого и определений.

Перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Парцелляция

(оформление одного высказывания в ряде обособленных отрезков, выделяемых на письме точками в качестве самостоятельных предложений).

Это средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

У Анны беда стряслась. Большая.

В этом году я был на море . Первый раз в жизни.

Градация

В переводе с латинского "постепенное повышение, усиление"

Градация - фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

1) Чистое, непорочное, прекрасное , как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто , как гений, возносилось оно над всем.

2)То не конский топ, не людская молвь, не труба трубача с поля слышится, а погодушка свищет, гудит, свищет, гудит, заливается .

(А.С.Пушкин)

1)Однородные эпитеты

чистое, непорочное, прекрасное

расположены по степени нарастания, усиливают впечатление от картины.

2)Однородные олицетворения расположены в порядке нарастания: свищет, гудит, заливается .

И в первом, и во втором примере градация создает впечатление развивающегося действия или ощущения.

Умолчание

(оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться, что именно осталось недосказанным.

Над нами восходят созвездья чужие,

Над нами чужие знамёна шумят

Что это? Слезы или кровь?

Человек - высшая на земле ценность ...

Антитеза

резкое противопоставление, противоречие трех предметов, которые сравниваются. Обычно противопоставление выражается с помощью антонимов, общеизвестных

и контекстуальных. Противопоставление усиливает выразительность речи. Антитеза – художественный прием, противопоставление слов, образов,

персонажей, элементов, композиций и т.п.

Где стол был яств,

там гроб стоит.

(Т.Державин)

Богатый и в будни пирует , а бедный и в праздник горюет .

(пословица)

1 .Ты богат , я беден ,

Ты - прозаик , я - поэт

(А. С. Пушкин)

2.Мой верный друг !

Мой враг коварный!

Мой царь ! Мой раб !

Родной язык!

(В. Брюсов)

3. Ты и убогая.

Ты и обильная,

Ты и могучая.

Ты и бессильная! Матушка Русь

(Н. Некрасов)

4. Мне грустно потому, что весело тебе

Усиливается выразительность:

Резкое противопоставление слов яства - гроб, богатый - бедный, пирует - горюет, будни - праздник.

В основе всех противопоставлений в этих примерах лежат антонимы. Эти слова являются антонимами всегда ( богат - беден, друг - враг, могучая - бессильная - общеязыковые антонимы) или только в данных текстах ( прозаик - поэт, царь - раб, убогая - обильная контекстные антонимы), но все они противостоят друг другу и тем самым усиливают признаки, которые называют.

Оттеняют тот признак, по которому сравниваются, сопоставляются.

Противопоставляются предметы, о которых идет речь.

Оксюморон

Фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность:

Пышное природы увяданье .

1 Таинственно шумит лесная тишина ,

Незримо по лесам

поет и бродит Осень

(И.А. Бунин)

2.В первый раз я от месяца греюсь,

В первый раз от прохлады согрет .

(С. Есенин)

3. Убогая роскошь наряда

(Н. Некрасов)

Сочетание несовместимых понятий - тишина шумит - усиливает то таинственное ощущение, которое возникает в пустом осеннем лесу, когда каждый легкий шорох на фоне молчания леса приобретает особое звучание, наполняет загадочным смыслом.

2. Сочетание от прохлады согрет подчеркивает общее эмоциональное состояние поэта, при котором он ощущает тепло даже от холодных предметов

Многосоюзие

(полисиндетон)

Стилистическая фигура, состоящая в номерном увеличении количества союзов в предложении обычно для связи однородных членов.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Благодаря многосоюзию создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

Бессоюзие

( асиндетон)

Сознательный отказ от соединения союзами перечисляемых понятий. В таких случаях большое значение приобретает интонация, используется выразительная пауза, подчеркивающая перечисляемые слова.

Все кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Безумный город превратился в склеп.

Где гулко отдавалась канонада.

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.

Синтаксический параллелизм

Одинаковые синтаксические построения (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.

1 .Молодым везде у нас дорога.

Старикам везде у нас почет.

2.Твой ум глубок, что море

Твой дух высок, что горы.

Отрицательный параллелизм

Параллелизм, построенный на отрицательном сравнении.

Для пословиц характерен синтаксический параллелизм

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист, дрожит.

Анафора

Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

1 . Гр озой снесенные мосты.

Гр оба с размытого кладбища.

2. Черно глазую девицу,

черно гривого коня!

З. Не напрасно дули ветры.

Не напрасно шла гроза.

4. Брожу ли я вдоль улиц шумных.

Вхожу ль во многолюдный храм.

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

1 .Анафора звуков

2.Анафора морфемная.

3 .Анафора лексическая.

4.Анафора синтаксическая: повторение одних и тех же синтаксических конструкций.

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложений)

1 .Мне захотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник ?

2.Милый друг, и в этом тихом доме

лихорадка бьет меня.

Не найти мне места

в тихом доме

Возле мирного огня.

Лексический повтор

это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание

Лексический повтор:

1) анафора

2) эпифора

3) подхват (Серпилин молчал. Молчал и думал…)

Самое сладкое и самое трудное - думать.

Думать самому...

Именительный темы

стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает тему сообщения, а вторая – высказывание по поводу данной темы.

Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова.

Море! Когда произнесешь это слово, кажется, что вышел гулять, посматривая на горизонт.

Привлекает внимание читателя или слушателя к значимым частям текста, придаёт особую экспрессивность.

Эллипсис

Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном

1 .Офицер - из пистолета,

Теркин - в мягкое штыком.

2. В твоих садах – цветы,

В моих – печаль.

Эллипсис так же, как и эпифора, усиливают выразительность

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация - усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.

Где он, бронзы звон или ГРанита ГРань... (В. Маяковский)

2. Ассонанс - созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону.

БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,

ВхожУ ль во многолюдный храм,

СижУ ль меж юношей безУмных,

Я предаюсь иным мечтам. (А. Пушкин)

3. Звукоподражание - слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер (мяукать, хихикать, тараторить, дребезжать).

Птицы прх... прх... вспорхнули.

(тропы, стилистические фигуры речи)

1. Аллегория - иносказание; изображение отвлечённой идеи, конкретного понятия в художественном образе.

Где, льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад... (А. Пушкин)

2. Анафора - единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.

Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

3. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил учёный - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)

4. Бессоюзие - стилистический приём, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет... (А. Пушкин)

5. Гипербола - стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, свойство, качество, усиливает художественное впечатление.

...Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

6. Градация - «лестница», стилистическая фигура, расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения; последовательное нагнетание или ослабление образов, ряд однородных членов предложения, близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления.

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иззябших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

7. Именительный представления (именительный темы) - изолированное существительное в именительном падеже, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! (А. Пушкин)



8. Инверсия - перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.

...И курганов зеленеет

Убегающая цепь. (А. Фет)

Арагвы светлой он счастливо

Достиг зелёных берегов. (М. Лермонтов)

9. Ирония - притворство, насмешка, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм.

Посмотрите на него: каков Геракл!

10. Каламбур - игра слов, построенная на омонимических словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм.

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив. (Д. Минаев)

11. Контекстные антонимы - слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте.

У людей-то в дому - чистота, лепота,

А у нас-то в дому - теснота, духота. (Н. Некрасов)

12. Контекстные синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии.

Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.

13. Крылатые выражения - афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов.

Блажен, кто верует... (А. Грибоедов)

14. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающее эмоциональность, подчеркивающее ключевое слово.

(М. Лермонтов)

15. Литота - преуменьшение свойств, качеств.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его; как шёлковая, шёрстка. (А. Грибоедов)

16. Метафора - употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении; слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в основе которого лежит скрытое сравнение на основе сходства (железная воля, горячее сердце, тяжёлый характер ); метафора перефразируется в сравнение при помощи слов как бы, вроде, подобно.

Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец. (Н. Заболоцкий)

Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком... (С. Есенин)

(развёрнутая метафора, т. е. нанизывание метафор)

Ножка стула (стёртая метафора).

17. Метонимия - употребление слова в переносном значении, замена слова или понятия другим словом или понятием, имеющим внешнюю или внутреннюю связь с первым.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Молчалины блаженствуют на свете. (А. Грибоедов)

18. Многосоюзие - такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом и), таким образом подчёркивается единство перечисляемого.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин)

19. Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, логически несовместимых понятий, создающих новое понятие или представление (сухое вино, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия» ).

Печаль моя светла . (А. Пушкин)

Смотри, ей весело грустить... (А. Ахматова)

20. Олицетворение - особый вид метафоры, при котором неодушевлённые явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ, изображаются как живые существа.

Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом . (Ф. Тютчев)

Вода

Благоволила

Литься! (Л. Мартынов)

21. Парадокс - парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

Спеши медленно. (лат.)

22. Парцелляция, присоединительные конструкции - разделение фразы, предложения на части; является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл.

...Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведём

У печки. В Имеретин. Зимою.

Как в Переделкино, как под Москвою . (В. Инбер)

23. Период - длинное сложное (чаще - сложноподчинённое) предложение, по содержанию развивает одну и состоит, как правило, из нескольких однотипных соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение.

Когда он [Пьер] в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала тёмные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьёвых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, всё заиграло в радостном свете,- Пьер почувствовал новое, не­испытанное чувство радости и крепости жизни. (Л. Толстой)

24. Перифраза - пересказ, вид развёрнутой метонимии, замена слова или сочетания слов описательным оборотом речи, заменяющим название, содержащим неназванный прямо предмет или лицо, оценку.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... (А. Пушкин)

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик (Ломоносов.- Авт.)

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик . (Н. Некрасов)

25. Плеоназм - излишество, излишние определительные слова во фразе (приснилось во сне, нижнее белье, воротился обратно), в художественной речи стилистическая фигура, заключающаяся в подборе синонимов; усиливает выразительность.

Предо мною волна, закипевшая кипенью белой ... (Г. Шенгели)

26. Риторический вопрос - вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность.

Знакомые тучи!

Как вы живёте?

Кому вы намерены

Нынче грозить? (М. Светлов)

27. Риторическое обращение - слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.

Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной Ты катишь волны голубые... (А. Пушкин)

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая,

Заря моя вечерняя, любовь неугасимая . (М. Исаковский)

28. Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

29. Сарказм - высшая степень иронии, злая насмешка.

«...рядом с «рабьим» языком народился язык холопский, претендовавший на смелость, но, в сущности, представлявший смесь наглости, лести и лжи» (М. Салтыков-Щедрин)

«...говорил он плавно, мягко, словно змей полз» (М. Салтыков-Щедрин)

30. Синекдоха - вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употребляется целое вместо части (и наоборот).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М. Лермонтов)

31. Синтаксический параллелизм - одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста, композиционный приём, подчёркивающий структурную связь нескольких элементов стиля в художественном произведении.

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)

32. Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Кленовый лист напоминает нам янтарь . (Н. Заболоцкий)

Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! (Б. Пастернак)

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной . (А. Пушкин)

Он был похож на вечер ясный... (М. Лермонтов)

Горы уходят

За горы.

Словно

Навек наколото

Этого

Синего сахара,

Светлого

Этого холода. (Н. Асеев) (развёрнутое сравнение, основанное на нескольких образах)

33. Стилизация - стилистический приём, воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определённому социальному слою (рассказы М. Зощенко, произведения А. Платонова ).

34. Умолчание - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончить её; прерванное высказывание, подчёркивает взволнованность, эмоциональность речи.

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б... но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже... (М. Лермонтов)

35. Эллипсис - пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Татьяна - в лес; медведь - за ней! (А. Пушкин)

36. Эпитет - обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравнения, образную, художественную характеристику предмета, действия. Выделяют народно-поэтические, постоянные эпитеты добрый молодец, поле чистое, море синее, тучи чёрные, солнце красное; индивидуально-авторские румяное, громкое восклицанье, животрепетное сиянье (Ф. Тютчев).

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем . (А. Ахматова)

37. Эпифора - стилистическая фигура, повторение в конце строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Для того, чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них есть фонетические, лексические, а также синтаксические, о которых и пойдет речь в нашей статье.

Что такое синтаксические средства выразительности

Синтаксис - это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация - свод правил о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную, функцию, но и быть средством выразительности.

Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.

Средство

Пример

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить. (А. Ахматова)

Лес не тот!

— Куст не тот!

— Дрозд не тот!

— Свист не тот! (М. Цветаева)

Антитеза

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян как маков цвет,

Я как смерть и тощ и бледен. (А. С. Пушкин)

Инверсия

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова)

Градация

Это было удивительно, потрясающе, грандиозно!

Парцелляция

Когда избавит нас Творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов)

Эллипсис

Зверю – берлога,

Страннику - дорога… (М. Цветаева)

Многосоюзие

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин)

Бессоюзие

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья… (А. Фет)

Риторический вопрос

Кто из нас не слышал об этом великом человеке?

Риторическое обращение

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев)

Риторическое восклицание

Синтаксический параллелизм

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова)

Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.

Анафора

Анафора - это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов, звука или иорфемы. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.

Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).

Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.

Антитеза

Антитеза - это противопоставление. Также очень распространенный прием. Рассмотрим, например, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

В каждой паре строк содержится противопоставление. Кроме антитезы, поэт использует анафору в первых трех строках.

Инверсия

Это изменение традиционного, нейтрального порядка слов. Например, в русском языке как нейтральная воспринимается последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (начала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.

В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов нейтрален.

Что мы узнали?

Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие - позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 112.

Тема: Урок-практикум « Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи».

Цель урока: обобщение изученного материала по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Задачи:

Образовательные: повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте;

Развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления, по развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование урока:

Компьютер и проектор для презентации учебного материала;

Таблицы для учащихся;

Тексты заданий;

Метод : эвристический, исследовательский, проблемный

Технология: ТРКМ

Тип взаимодействия: сотрудничество

I .Организационный момент. Запись темы урока

Синтаксические средства выразительности

II. Вступительное слово. Определение цели урока.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.

Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?

Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?

Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя?

Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…

Продолжите ряд противопоставлений:

выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое,

величественное- скверное, живое– мёртвое.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:

как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

(Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи).

- Обратимся к эпиграфу? Как он соотносится с темой урока?

1. Составление синквейна. Формулирование задач

Художественные средства служат выразительности и образности речи, что весьма облегчает понимание и запоминание текста. Их называют “цветами красноречия ”. Художественных средств великое множество (порядка двухсот). К ним в первую очередь относятся тропы, фигуры речи, фразеологизмы, изречения, афоризмы.

Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.?

Какие трудности вы при этом испытываете?

Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейне, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка".

Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Синквейн

Синквейн

Выразительные средства языка

Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют

"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Выразительные средства языка Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

    Повторить термины;

    Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, синтаксических средств выразительности;

    Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

2. Повторение средств выразительности –

1)Игра « Вопрос –ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)

В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.

2)А теперь потренируемся в определении художественных средств

Кроссворд на 3 группы

III . Изучение темы урока

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

И.А.Бунин

Найдите изученные средства выразительности речи в отрывке из стихотворения И. А. Бунина, русского писателя и поэта конца 19-сер. 20 века. Работа с художественным текстом.

олицетворение – убаюкала вьюга , заснул он (лес) , эпитеты – вьюга седая, дикой песнею, лес опустелый

Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса. По каким признакам вы это будете делать?

Назовите однородные члены предложения. Могут ли они быть средством выразительности? Почему? Однородные члены предложения делают текст выразительнее. Виден не просто предмет, а его отдельные детали. В результате создается полное представление картины.

Прочитайте отрывок из миниатюры русского писателя 20в. Юрия Бондарева. В чем проявляется особенность предложений с однородными членами?

природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)

(В союзном и бессоюзном соединении ).

Бессоюзие и многосоюзие – синтаксические средства выразительности.

Не оттого, что зеркало разбилось,

Не оттого, что ветер выл в трубе,

Не оттого, что в мысли о тебе

Уже чужое что-то просочилось, -

Не оттого, совсем не оттого

Я на пороге встретила его

(А. Ахматова).

Определите способ связи предложений в тексте

Параллельная связь; так как ряд последующих предложений развертывает, конкретизирует смысл предыдущего.)

Как вы понимаете параллелизм предложений? (Одинаковое построение рядом расположенных предложений, члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами. )

Вывод . Параллелизм предложений – одно из синтаксических средств выразительности речи.

Кроме однородных членов предложения синтаксическими средствами выразительности речи являются бессоюзие и многосоюзие, параллелизм предложений. Они создают особый стилистический эффект, придают большую выразительность тексту.

III . Знакомство с фигурами речи.

Чем отличаются фигуры речи от троп?

Тропы – это лексические средства, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Насчитывается несколько десятков фигур. Фигуры речи создавались тысячелетиями

2.Самостоятельная работа по таблице

Синтаксические средства выразительности..

Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Найти соответствие

Инверсия

7

фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств

7

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов)

Эллипсис

4

повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений

8

Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».

Градация

8

Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье.

Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

Анафора (единоначатие)

5

р асчленение фразы на части или отдельные слова , при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов)

Парцелляция

1

расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

Ради своего ребёнка , ради семьи , ради своего народа , ради человечества – берегите мир!

Риторический вопрос Риторическое обращение

Риторическое восклицание

умолчание

3

расположение слов по возрастающей или убывающей значимости:

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

(П. Г. Антокольский).

Антитеза

9

Одинаковая концовка нескольких предложений

2

Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).

Гипофора

2

пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,

придает речи стремительный, динамический характер

9

Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Эпифора

6

    ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению

    подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо

    отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи

6

Знаете ли вы украинскую ночь?

Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!

О времена! О нравы!

Но слушай: если я должна тебе…

кинжалом я владею,

я близ Кавказа рождена.

3) Работа по тестам

4) Анализ текста:

Прочитайте текст и выполните задания

(По Д. Лихачёву)

    3 2) 4 3) 11 4) 17

о

твет: 17

24. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая); лексические средства_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).»

Список терминов:

    антитеза

    анафора

    сравнение

    олицетворение

    книжная лексика

    градация

    цитирование

    ряды однородных членов

    вопросно-ответная форма

ответ: 9865

IV . Подведение итогов урока

Рефлексия.

Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек?

V .Домашнее задание написать мини-сочинение « А какой он, культурный человек?»

Приложение 1. Кроссворд

1 А

М

По горизонтали:

1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. (донжуан в значении "искатель любовных приключений").

3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал»

4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

«Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»

5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.

«Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...»

6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок. (М. Лермонтов)

7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

Лиса- символ хитрости,

Волк - злобы и жадности

8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов).

По вертикали:

2. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Приложение 2 текст Д.Лихачева. Задание 24

(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.

(2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.

(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…

(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. Лихачёву)

В каком предложении выражена основная мысль автора текста?

    3 2) 4 3) 11 4) 17

24 . «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая ; «страх боязнь, опасения» - нисходящая );а также лексическое средство_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» др.).»

Список терминов:

1.антитеза

2.анафора

3.сравнение

4.олицетворение

5.книжная лексика

6.градация

7.цитирование

8.ряды однородных членов

9.вопросно-ответная форма

Приложение 3.

Лист успехов.

Отметьте знаками правильно («+») и неправильно («-») выполненные задания:


Группа №

Задание №1
Экспресс-опрос по теории «Вопрос - ответ»

Задание № 2

Кроссворд

Задание

3

таблица

«Синтаксически е средства выразительности. Фигуры речи»

Задание №4

тест



Просмотров