Игровое упражнение воздушный шар. Конформизм - это. Тема «Необитаемый остров»

15 апреля 2016 Эксперт в сфере подбора персонала среднего и высшего звена (найду лучших!). ИП Гузенко Анастасия Сергеевна

Игра для оценки команд "Воздушный шар"

Хочу привести пример еще одной игры из своей практики.
Игру "воздушный шар" использовали для оценки сплоченности и выявления индивидуальных качеств коллектива магазина, т.е. сотрудников, которые работают друг с другом некоторое время.
Цели: научить участников игры принимать коллективные решения в условиях неопределенности, овладеть эффективным взаимодействием, а также обучить сотрудничеству.
Процедуры:

  1. принятие индивидуальных решений,
  2. выработка коллективного решения в группах,
  3. межгрупповое взаимодействие: дискуссия,
  4. анализ результатов и подведение итогов.

Время: 45 мин.
По завершению игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.

Информация для участников игры:

Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном до ближайшего участка суши 500-550 км.

Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, достаточно большой, скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы, для того чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы суметь приземлиться живыми.

В гондоле остались следующие предметы:

  1. Канат- 50 м.
  2. Аптечка с медикаментами — 5 кг.
  3. Компас гидравлический - 6 кг.
  4. Консервы мясные и рыбные — 20 кг.
  5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) — 5 кг.
  6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.
  7. Конфеты разные - 20 кг.
  8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).
  9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.
  10. Палатка 10-местная- 20 кг.
  11. Баллон с кислородом- 50 кг.
  12. Комплект географических карт- 25 кг.
  13. Канистра с питьевой водой- 20 л.
  14. Транзисторный приемник - 3 кг.
  15. Лодка резиновая надувная- 25 кг.

Задача: принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем делим аудиторию на команды по 5-7 человек, и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение.

Озвучиваем правила игры:

o Нельзя высчитывать проценты: сколько «за» и сколько «против».

o Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).

o Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений - компромисса.

o Высказывать свое мнение может любой член экипажа.

o Количество высказываний одного человека не ограничивается.

o Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.

o Если хоть один член экипажа возражает против приятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.

o Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

o При определении значимости предметов и вещей, то есть очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь ввиду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не часть их).

Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.

В случае если договориться не удастся - экипаж «погибнет».

После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики:

Что способствовало успеху?

Уровень компетентности участников игры. Конструктивность взаимодействия. Культура полемики.

Общность целей (индивидуальных и групповых).

Эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество).

Четкая организация обсуждения. Умение слушать партнеров. Желание победить и др.

Что препятствовало эффективной работе команды?

Слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации.

Неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам).

Превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми. Слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового. Низкая культура спора, слабое владение вербализацией.

Неразвитая эмоциональная культура и др.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Цель. Выявление особенностей взаимодействия в группе. Инструкция. Перед началом игры ведущий просит всех участников сесть в большой круг, и обращается к ним со следующими словами: "Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воз-душном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по не-известным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с бал-ластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воз-душного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 мин шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выб-расывать за борт. Перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле: 1. Канат - 50 м. 2. Аптечка с медикаментами - 5 кг. 3. Компас гид-равлический - 6 кг. 4. Консервы мясные и рыбные - 20 кг. 5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5 кг. 6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг. 7. Конфеты разные -20 кг. 8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа). 9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг. 10. Палатка 10-местная - 20 кг. 11. Баллон с кислородом - 50 кг. 12. Комплект геог-рафических карт - 25 кг. 13. Канистра с питьевой водой - 20 л. 14. Транзисторный приемник - 3 кг. 15. Лодка резиновая надувная - 25 кг. Ваша задача решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Но сначала вы примите это важное решение самостоятельно. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем, рассудив, примерно, так: "На первое место я поставлю комплект карт, на второе - баллон с кислородом, на третье - конфеты и т.д.", с правой стороны, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета. При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководст-вуясь следующими правилами :

    Высказать свое мнение может любой член экипажа;

    Количество высказываний одного человека не ограничивается;

    Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

    Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выб-рошенным и это может замедлить падение шара. Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!" К омментарий Ведущий должен очень подробно описать ситуацию, в которой оказался экипаж, объяснить правила. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказ ывать выход из создавшейся ситуации. Его должны найти сами участники. Во время работы группы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и уже не отвечает на вопросы ребят. Он только следит за выполнением правил, особенно - за голосованием без исключения. Время на игру 20-25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно и сокр атить время до 17 - 18 мин, если группа сразу очень активно вк-лючилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации. Если ребята не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что они разбились, и просит подумать над причинами, к оторые привели к этой трагедии. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее оконч ания, но можно это сделать и на следующем занятии, дав ребятам возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТАФОРА»

Цель. Упражнение дает участникам возможность составить представление о команде как о едином целом, об особенностях и основных спо-собах ее работы, о царящей в ней атмосфере. На основе предложенных в ходе упражнения метафор можно будет выделить сильные и слабые стороны взаимодействия конкретной группы. Инструкция: Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выра-зил свое личное видение команды как единого целого, придумав ка-кой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: "Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят". Другую команду можно бы-ло бы описать так: "Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед". Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей кома нде... Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа мо-жет обсудить следующие вопросы:

    Есть ли во всех этих образах что-то общее?

    Все ли образы вам понравились?

    Почему возникли те или иные образы?

    Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, что приве-ло команду к нынешнему состоянию?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характе-ризующие идеальную команду, то есть такую, в которой они могли бы общаться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению ко-торых стремятся члены команды.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ»

(Клаус В. Ф опель)

Цель. Упражнение помогает членам команды детально проанализировать такую важную проблему, как признание их заслуг в достижение командой какого-то результата. При этом каждый получит, по крайней мере, часть причитающегося ему признания и, с другой стороны, не-много попрактикуется в трудном деле признания заслуг другого. Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам церемонию, в которой речь пойдет о заслугах, которых у каждого члена команды наверняка накопилось немало. Сначала подумайте о том, каковы ваши заслуги на сегодняшний день. Что вы сделали очень хорошо? Какие трудности вы преодолели? Кому помогли? Чему вы при этом научились? Каков ваш личный вклад е достигнутые командой успехи? Напишите на карточке краткое итого-вое резюме, в котором перечислите ваши собственные заслуги... (15 ми-нут) А теперь каждый из вас вытянет по жребию чью-либо карточку. Вам надо будет подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку вы вытянули. В своей речи вы должны упомянуть все его заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно подчеркнуть его вклад в достигнутые командой успехи, отметить оказанную им другим членам команды помощь и поддержку, раскрыть его потенциальные воз-можности. Для того чтобы ваша хвалебная речь была не только всеобъемлю-щей, но и реалистичной, вам надо коротко с глазу на глаз обсудить с другими ребятами, в чем, по их мнению, состоят заслуги данного члена команды. Запишите наиболее важные моменты и будьте как мо-жно более объективны. Старайтесь действовать тактично, чтобы тот, о ком вы будете говорить, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем (40 - 60 минут). Теперь я бы хотел, чтобы каждый нарисовал плакат, на котором в словах и образах прославлялись бы заслуги героя вашей речи... (50 минут) Теперь соберитесь все вместе, предварительно свернув свои плакаты, и мы начнем саму церемонию. По очереди вручите свой плакат адресату и произносите в его честь, подготовленную речь. В заключение - короткий обмен впечатлениями.

УПРАЖНЕНИЕ «СОВМЕСТНЫЙ СЧЕТ»

Цель . Оценка развития групповой сплоченности и умения координировать совместные действия. Описание упражнения . Задание очень простое: следует всего лишь до-считать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой - «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражне-ние выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми (открывать их можно только между попытками). Разговаривать походу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесе-ния чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т. п.), следует похва-лить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности. Обсуждение. В чем причина того, что такое на первый взгляд про-стое задание не очень-то легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнить его было легче? Интересно также обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.

УПРА ЖНЕНИЕ «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»

Цель. Это упражнение можно применять, прежде всего, для диагности-ки особенностей взаимодействия членов команды в необычной ситуа-ции. В первую очередь оно помогает, не угрожая психологической без-опасности участников, прояснить границы личного пространства каж-дого и его притязания на власть. Каждый человек претендует на определенное пространство, кото-рое бы его защищало и давало возможность чувствовать себя свободно. Когда мы без приглашения переступаем через эти границы, то, как пра-вило, задеваем этим человека, и он отступает назад или готовится, в свою очередь, атаковать нас. Часто нам бывает не вполне ясно, где про-легают те невидимые границы, которые проводят вокруг себя наши друзья и товарищи. В этом может быть наша собственная вина, если мы не умеем достаточно хорошо распознавать чужие границы. Но могут быть виноваты и другие, если они проводят неясную или непоследова-тельную политику границ. Лишь тот, кто ясно ощущает границы своего личного пространства, может чувствовать себя взрослым и сильным. Эффективное функционирование команды как всякой социальной системы зависит от того, насколько ясны и определенны границы меж-ду ее членами, и насколько они считаются с этими гра-ницами. С другой стороны, работоспособность команды зависит еще и от того, насколько сбалансированы притязания на власть ее участников. Равновесие возникает в том случае, когда участники претендуют на власть отличными друг от друга способами, в разных ситуациях и в раз-ное время. Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, в котором речь пойдет о невидимых границах внутри команды, являющихся регуля-торами наших межличностных взаимоотношений. Они, аналогично указателям в уличном движении, дают нам сигналы о том, как далеко мы можем зайти, когда нам надо остановиться и т.д. В качестве подготовки к упражнению я прошу вас склеить вместе несколько листов бумаги, чтобы получилась поверхность, символизирующая групповую территорию (из расчета примерно 8 листов на 16 членов команды). Сейчас вы должны будете все одновременно, не произнося ни сло во очертить в подходящем для вас месте этой территории то пространство, на которое вы в этой команде претендуете, чтобы у вас полу чилась своего рода топографическая карта команды. Используйте цвет, который вам больше всего подходит. После того, как последний член команды закончит свою работу, мы сможем оценить и обсудить, что у нас получилось. Обсуждение. Сначала предложите участникам высказать свои впечатления об упражнении в целом, а после этого дайте каждому возможность сообщить группе, где он обозначил свою территорию, и что он хотел этим выразить. Особое внимание стоит обратить на неясные границы, пересечение границ друг с другом, полное включение одной территории в другую, образование колоний, центральное и периферическое положение, близость к лидеру команды, большие размеры и т.д.

3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ

ДИАГНОСТИКА ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ

(по шкале Фейя)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу: 5 - практически всегда; 4 - часто; 3 - иногда; 2 - случайно; 1 - очень редко.

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение. 2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а). 3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы. 4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отри-цательным качеством. 5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*. 6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода. 7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его. 8. Люди думают только о себе. 9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое. 10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть. 11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер. 12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей. 13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми. 14. Мне нравится быть с другими людьми*. 15. Большинство людей глупы и непоследовательны. 16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*, 17. Каждый хочет быть приятным для другого*. 18. Чаще всего люди недовольны собой.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. По суждениям отмеченным звездочкой (*) баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е. 5 соответствует 1; 4 – 2; 3 – 3; 2 – 2 и 1 – 5. 60 баллов и больше - высокий показатель принятия других; 45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому 30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к низкому; 30 баллов и меньше - низкий показатель принятия других.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Д. Рассел и М. Фергюссон)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каж-дое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» - 3 балла «иногда» - 2 балла «редко» - 1 балл «никогда» - 0 бал-лов Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

Опросник

    Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

    Мне не с кем поговорить.

    Для меня невыносимо быть таким одиноким.

    Мне не хватает общения.

    Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.

    Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

    Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

    Я сейчас больше ни с кем не близок.

    Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

    Я чувствую себя покинутым.

    Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

    Я чувствую себя совершенно одиноким.

    Мои социальные отношения и связи поверхностны.

    Я умираю от тоски по компании.

    В действительности никто как следует, не знает меня.

    Я чувствую себя изолированным от других.

    Я несчастен оттого, что всеми отвергнут.

    Мне трудно заводить друзей.

    Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

    Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов

Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный пока-затель социальной изолированности - 60 баллов.

Интерпретация

Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41 – 60 баллов, средний – от 21 до 40 баллов, низкой – от 0 до 20 баллов.

ТЕСТ ТОМАСА

(поведение в конфликтной ситуации)

Цель: определить стиль поведения в конфликтной ситуации испытуемого. Инструкция: Из каждой пары предложенных суждений А) и Б) выбрать то, которое является для Вас более типичным для Вашего поведения, то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Букву данного суждения обвести кружком (или написать) возле соответствующего номера задания. 1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра-тить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои. 3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. 4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности. 6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего. 7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-бы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого. 8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и вопросы. 9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-никающих разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-нить наши отношения. 12. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может выз-вать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-нить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на-пряженности. 16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей пози-ции. 17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на-пряженности. 18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-стоят все затронутые интересы и спорные вопросы Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что-бы со временем решить его окончательно. 20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех. 21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-ниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека. Б. Я отстаиваю свои желания. 23. А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого. Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста-раюсь пойти навстречу его желаниям. Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-ниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела-ния каждого из нас. 27. А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-ность настоять на своем. 28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. 29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз-никающих разногласий. 30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, что-бы мы с другим заинтересованным человеком могли добить-ся успеха.

“Группа”

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.)”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

“Джойстик”

Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком" передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.

Цель: повышение сплочение группы, командный дух, соревнование.

“Подъемный кран”

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

тренер победившей команды;

полковник, выигравший битву;

балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

пловец, поднявшийся на гребень волны;

облако, летящее по небу в жаркий день;

бревно на субботнике;

прыгун, зависший над планкой;

цветок лотоса на поверхности озера и т. д.

“Тетрис”.

Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.

“Путешествие на воздушном шаре”

Цель деловой игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто - то должен выпрыгнуть из корзины.

Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту “своей” профессии, умение выслушивать друг друга, “авторитарные манеры” и т. д.

“Клоун”

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

“Яблочко”

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

“Сантики”

Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: “Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться.

Тука - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные веревки. Сейчас мы, подобно тукану, будем “нанизываться” на длинную, около 15 м. длиной, веревку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первый из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанными к ней.

“Клубок”

Та же самая веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача - снова образовать круг.

“Тише-громче”

Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

“Зоопарк”

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

“Математика”

Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: “Начинаем считать по кругу, Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя”. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

“Дрессировка”

Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика” и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.

“Тренировка эмоциональной устойчивости”

Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”. После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

“Внутреннее движение”

Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.

Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?

“Семья”

Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).

“Групповая социометрия”.

а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.

б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.

в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.

Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?

Возможно неоднократное применение этого упражнения.

Разбивка на команды идет по следующим признакам: 1-кто в группе самый Глубокий - Мудрый? 2-кто самый Добрый - Сердечный - Сострадательный?, 3 ---самый Трудяга - Работяга?, 4---самый Дикий Варвар? (выбрать этих лидеров)

Образуется 4 КОМАНДЫ: МУДРЕЦЫ - ТРУДЯ ГИ - ГУМАНИСТЫ - ВАРВАРЫ.

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас вдаль. Но что это? На горизонте появляется небольшая точка, и эта тачка приближается! Это гигантский орел, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клекот, царапанье по обшивке шара, удары и шипенье. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет на удачу – и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях медленно скользит в сторону и вниз. Но и ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется. Вдалеке, по направлению ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей – и долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие - то вещи могут пригодиться, чтобы жить на этих островах, а, сколько там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах ничего неизвестно: сейчас там тепло, но какова зима?

Все открыли глаза – и оказались в своей группе. Все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и последовательно будут выкидывать вещи, чтобы долететь до острова. Первым номером отмечается то, что вы решите выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, 17 – то, что будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу дается 10 минут. После того, как свой выбор сделал каждый, дается задание для всей команды:

«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда – долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего – упадете и утонете в море. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, -- погибнете. Выкинуть сразу все равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь каждая команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом вы теряете время: можете погибнуть, у вас 20 - 30 минут. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, подведите итоги, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе к групповому. Тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других». Командная работа идет в течение 30 минут.

Если в группах идет препирательство, то необходимо вмешаться: "все закрыли глаза. Время остановилось. Вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернуться в корзине, а большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А корзине идут разговоры, и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина. Интересно, смогут ли выжить эти люди? И от кого зависит? Время включается снова. Работаем

Те группы, что выработали решение раньше, составляют список победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть свой список, и есть список общегрупповой. По каждому пункту надо подсчитать модуль разности. Если по пункту 1 у кого-то ранжир 3, а группа поставила это на 5 место, то по этому пункту разница равна 2 .Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение одного оказалось далеко от группового, и сравнить, чье решение к групповому оказалось ближе. Можно обсудить с группой: что на их взгляд важнее – умение доказать свою правоту или работать в целом на спасение группы Важно обсудить вклад каждого в обсуждение: кто из нас спасал и наоборот (с кем бы ты не полетел).

Список вещей

1. Миски, кружки, ложки………………………….9 кг

2. Ракетница с сигнальными ракетами…………..6 кг

3. Географические карты и компас.....................2 кг

4. Консервы мясные...........................................20 кг

5. 5.Топоры, ножи, лопаты...............................12 кг

6. Канистра с питьевой водой...........................20 л

7. Вата, бинты, перекись водорода, зеленка......7 кг

8. Винтовка с запасом патронов.......................30кг

9. Шоколад.......................................................10 кг

10. Золото, бриллианты......................................25 кг

11. Большая собака.............................................55 кг

12. Рыболовные снасти........................................1 кг

13. Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь...3 кг

14. Соль, сахар, набор витаминов........................9 кг

15. Медицинский спирт.......................................10 л

психологические упражнения для тренингов

деловые игры, упражнения:

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

  1. Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).
  2. Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.
  3. Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.
  4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.


18.07.2007
Руслан
неплохое упражненьице, все процессы в группе можно продиагностировать)))
06.09.2007
Мария
я проводила это упражнение с подростками от 14 до 15 с половиной лет. вместо дебатов мы всё время скатывались на тему скорой смерти и её неизбежности. к тому же если коллектив уже сформирован велика вероятность выбора основанного на личных симпатиях и антипатиях.:(
31.10.2007
Константин
Совершенно неэкологичное упражнение. Без ассоциации с конкретными участниками группы еще куда ни шло.
Сам проводил безотносительный вариант. Довольно жестоко, но сносно.
Мое мнение, что цель обозначена не совсем точно.
В данном виде похоже на программу подготовки молодых нацистов.
Прошу автора не обижаться, просто моя собственная практика показала неприменимость данного упражнения в молодежной аудитории при успешной проекции должностей на участников.

03.11.2007
Анна
Для Константина. Есть более гуманный вариант этог упражнения и он полностью соответствует дрстижению вышеуказанной цели. Если интересно, могу напечатать.
03.11.2007
Виктория
Анна, буду Вам очень благодарна, если напечатаете!
03.12.2007
Ольга
интересная игра!проводила на учительском коллективе на МО, но немного в другой интерпретации
01.03.2008
ССС
Игра неплохо идет со взрослыми.
25.03.2008
дима
блин,игра очень классная.
здесь важно как тренер работает с динамикой группы.

05.07.2008
Татьяна Дмитриевна
На одном из семинаров я принимала участие в данной игре, только условие было другое: группе из 8-12 человек объявляют, что они в реальном времени летят на воздушном шаре (ситуация максимально приближается к реальности). Шар начинает падать и один ДОБРОВОЛЕЦ должен выпрыгнуть за борт, чтобы спасти остальных. Ведущий нагнетает обстановку пока кто-то не решиться, а потом этому человеку задает вопросы:
1. Что в своей жизни ты теряешь прыгнув сейчас?
2. От чего избавляешься?
3. Что хотел бы сказать оставшимся?
3. Что тебя толкает на этот шаг?
Человек выходит из круга и ситуация повторяется, пока кто-то из членов группы не скажет стоп или пока не останется 1 человек.
Упражнение на осознание ценности своей жизни, своего предназначения.Очень сильное!

24.08.2008
Рустам
психологи рекомендуют с осторожностью проводить такого рода упражнения
23.10.2008
Саша
Интересное конечно упражнение, но для очень сильного тренера. Особенно вариант с добровольцем.
17.03.2009
Мур
интересно а эта игра пойдет для подростков, состоящих на учете в КДН?
06.11.2009
Елена
думаю,упражнение надо адаптировать под ту или иную группу. оно очень сильно. и с ним надо осторожно.
18.03.2010
Юля
ну че посмотрим на эту игру в действии завтра,потом отпишусь
01.05.2010
Юрий
Юлия, как прошла игра?)
14.02.2011
СГ
Юлю выбросили из воздушного шара
лол

15.02.2011
Виктор
СГ, ну зачем ты так про Юлю?
11.10.2011
Романа
Я проводила такую же игру со студентами.Только повернула на умение аргументировать,доказывать.. и Дети выбирали роли из детских мультфильмов. Очень всем понравилось и никто никакого страха и ужаса не испытывал.Наоборот, шутили и старались,как можно больше привести аргументов,почему именно он должен остаться на этом шаре.
06.12.2011
Ася
У меня со студентами тоже на ура шло.
А сейчас в дет.доме с подростками решила провести, но почитала комменты и как-то опасаюсь теперь.

20.06.2013
Елена
У нас проводили в университете. Всем понравилось, оставило массу впечатлений, а также мыслей! Да, определенно надо подстраиваться под группу, не всем подойдет.
14.11.2013
дарина
на аргументацию вполне не плохо идет, но я меняла на "шар должен отправиться для создания новой цивилизации, вас 6 а мест 4"
04.12.2013
тамара
Я участвовала в чём-то похожем. На тренинге для психологов нас разделили на тройки, которые должны были бороться за место в лодке (одно!) в океане. Наблюдая вторую тройку, я ясно поняла, что утоплюсь сама и уговорю утопиться соседку. И это будет чистой воды самоубийство и убийство. Вся психосоматика у меня была налицо. Попросила остановить упражнение, т.к. всё ясно: для бизнеса оно подходит(острая конкуренция), для нас простых педагогов-психологов...После такой встряски инструкцию даю типа "Вы ангел, летящий где-то над чем-то. Вы видите терпящих бедствие...Вы ангелы жизни и делаете маленькое чудо...На помощь вы посылаете шлюпку (плот, лодка, спасательное судно. Она может успеть подобрать 5(6) человек, остальных просто не успеет собрать, т.к. силы у вас ещё небольшие,а несчастные слишком уж разбросаны. Кто окажется ближе к вашей лодочке, кому вы сможете помочь, отчаянно махая пусть детскими, но могущими помощь крыльями. И в конце обязательно проговариваем право на жизнь аутсайдеров. Однажды у меня были в списке священник и психолог. Молодняк сразу сказал, что всё психолог поймёт, а священик сам откажется от места. Быть ангелом как-то легче.
24.04.2017
Анна
У меня сейчас группа из 25 человек. Готовлю их как специализированных волонтеров. Через неделю мероприятие, в котором могут принять участие только 5 из них. Они об этом знают, но все хотят побороться за эти места. Возраст 15-17 лет. Проведу для них игру в ключе реальной сложившийся ситуации. У каждого будет задача убедить остальных в том, что они достойны этого, при этом они же сами должны определить, кто окажется в этой пятерке. Думаю, что группа определит, какими качествами должены обладать эти люди и чего личнр им нехватает, чтобы оказаться в пятерке.

Проведу - отпишусь о результате:)


24.04.2017
Марина
Есть похожая игра "Необитаемый остров". А еще снят интересный фильм про студентов, как они принимали участие в похожей игре, очень познавательно. Только не помню название.
04.07.2018
ThurmanUniom
Производствосветодиодных табло для спорта, бегущих строк, табло для АЗС

Просмотров