И вероятность возникновения ситуаций угрожающих. Опасные ситуации. Действия в опасных ситуациях

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

Оценка вероятности возникновения

опасных ситуаций

Методические указания

к практической работе по БЖД №2

Для всех специальностей

Санкт-Петербург

Составитель: кан. тех. наук, доцент Э.А. Гомзиков

Рецензент: кафедра Э и КОВР, кан. тех. наук, доцент В.А. Скорняков

Приводятся основы системного анализа безопасности, правила построения логических структурных схем причин возникновения опасных ситуаций, расчёт вероятности их проявления и риска гибели человека. Даётся пять вариантов заданий и пример выполнения практической работы.

Работа предназначена для подготовки бакалавров и инженеров всех специальностей дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

ã Санкт-Петербургский государственный

университет водных коммуникаций, 1999

Лицензия №020952 от 27.12.94г Сдано в производство

Подписано к печати Формат 60 84 1/16 . Печать офсетная.

Усл. Печ. л. Тираж 50 экз. Уч. изд. л. Заказ №

ИПЦ СПГУВК 198035, Санкт-Петербург, Межевой канал, 2


Цель работы. Ознакомиться с основами системного анализа безопасности, построением структурных схем причин проявления опасностей, расчётом вероятности возникновения опасных ситуаций и риска поражения человека.

1.Порядок выполнения работы:

Ознакомиться с разделом 2;

По указанию преподавателя выбрать вариант задания (вариант даётся на группу студентов из 3-5 человек);

По описанию опасной ситуации построить структурную схему-дерево

причин её возникновения, используя раздел 2 и приведённый в приложении;

пример расчёта;

Аналогично построить структурную схему риска гибели человека;

Составить зависимости по расчёту вероятности возникновения опасной ситуации и риска гибели человека;

Используя таблицу исходных данных выполнить расчёт и найти численное значение вероятности возникновения опасной ситуации и риск гибели человека R;

В выводах по работе результаты расчёта риска гибели человека сравниваются с приемлемым риском для непрофессиональной деятельности, а для профессиональной деятельности определяется категория безопасности для данной опасной ситуации, указывается также на какие причины, формирующие вероятности безотказной работы систем спасения человека Р отк. и R прежде всего необходимо повлиять, чтобы уменьшить риск гибели человека.

2. Общие сведения

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку во всех сферах его деятельности, устанавливающая причины проявления опасностей и разрабатывающая организационные мероприятия и технические средства, обеспечивающие безопасность человека с определённой степенью вероятности. Условия, при которых создаётся возможность проявления опасности, называются опасной ситуацией. Движущими силами возникновения опасности являются причины. Проявление причин и опасностей носит случайный характер и определяется вероятностными характеристиками.

Количественная оценка опасности, вероятность проявления нежелательного для человека события называется риском R.

Для оценки риска гибели человека при непрофессиональной деятельности пользуются понятием приемлемый риск, за максимальную величину которого принято значение R=10 -6 за год.

Профессиональная деятельность по риску гибели человека делится на четыре

1- безопасная (R < 10 -4)

2- относительно безопасная(R = 10 -4 - 10 -3)

3- опасная (R составляет более 10 -3 до 10 -2);

4- особо опасная (R > 10 -2)

Для того, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных для человека событий используют методы системного анализа безопасности и элементы логики.

Любая опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая в свою очередь является следствием другой причины и т.д. Причины и опасности обра-

зуют сложные цепные структуры, напоминающие по своей форме ветвящееся дерево, поэтому такие образы называют дерево причин, дерево опасностей дерево событий, дерево вероятностей возникновения опасностей. Построив такие схемы, и имея статистические данные о вероятности проявления причин, можно определить вероятность возникновения опасности, риск поражения человека и найти степень безопасности данного вида деятельности. Из рассмотрения структурной схемы можно выявить причины, на которые следует влиять предупредительными мерами, чтобы уменьшить риск гибели человека в данной системе.

Вероятность Р(А) любого события А определяется неравенством

0 < Р(А) < 1

Если вероятность равняется 1, то это означает, что событие А достоверно,

а если вероятность равняется 0 то событие невозможно.

При построении структурных схем используют символы событий (рис. 2.1) и

логические операции, называемые вентилями (рис. 2.2).


Рис. 2.1. Символы событий

а - круг, исходное событие, обеспеченное достаточными данными (ИСОДД);

б - прямоугольник, событие, вводимое логическим элементом(СВЛЭ).

Логические операции (вентили) подразумевают определённые математические действия по вычислению вероятностей.

а) б) в) г)


И ИЛИ ИЛИ ДИ


Б В Д Е Д Е Ж А

Рис. 2.2 Логические операции(вентили)

а - логическое произведение (вентиль «И»);

б, в - логическая сумма (вентиль «ИЛИ»);

г - знак, показывающий, что событие имеет два взаимно исключающих друг друга исхода (вентиль «ДИ»).

Вентиль «И» (рис. 2.2а.) указывает, что перед тем как произойдёт событие А

должны произойти оба события Б и В.

Вероятность совершения события А равна произведению вероятностей Б и В

Р(А)=Р(В)Р(Б) . (2. 1.)

Вентиль « ИЛИ» указывает, что для того, чтобы произошло событие Г (рис.2.2б)

должно произойти событие Д или Е или оба события вместе

Р(Г)=Р(Д)+Р(Е)-Р(Д Е). (2. 2.)

Для случая, изображённого на рис. 2. 2в

Р(Г)=Р(Д)+Р(Е)+Р(Ж)-Р(Д *Е)-Р(Е *Ж)-Р(Д *Ж)+Р(Д* Е *Ж). (2.3.)

Вентиль «ДИ» (рис.2.2г.) указывает, что независимые события имеют два взаимно исключающих друг друга исхода, т.е. событие А будет противоположным А

Р(А)=1-Р(А). (2. 4.)

На рис. 2. 3 показаны примеры применения комбинаций вентилей для анализа

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения чс и их последствий на любом опасном объекте.

Первое направление заключается в разработке организационных и технических мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т.д. объектом анализа в рамках первого направления деятельности является первая типовая фаза развития чс. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.

Подготовка объекта, обслуживающего персонала, подразделений гражданской обороны (ГО), военнослужащих, мирного населения к действиям непосредственно в условиях ЧС — суть второго направления . В его основе лежит формирование планов действий в ЧС, однако для их создания нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать статистическими и экспериментальными данными о физических, химических и иных явлениях, лежащих в основе возможной аварии, прогнозировать размеры возможных потерь. Очевидной также является необходимость постоянной оценки обстановки до возникновения ЧС, при непосредственной ее угрозе и, наконец, возникновении ЧС. Без всего этого невозможна эффективная защита от отрицательных воздействий ЧС, а также организация ликвидации их последствий.

Общим для обоих путей минимизации риска возникновения ЧС на опасных объектах является правовое обеспечение, механизм которого установлен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 07.08.2000 г.). Закон определил категорию опасных производственных объектов (ОПО),на которых:

Производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (ОВ);

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы: по обогащению полезных ископаемых, а также в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

Закон регулирует вопросы эксплуатации ОПО, предупреждения аварий на них и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих такие объекты, к локализации и ликвидации последствий таких аварий. Технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности, а в процессе эксплуатации - экспертизе промышленной безопасности .

Специальные требования, касающиеся промышленной безопасности, предусмотрены к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО. Так, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО не допускаются. В процессе выполнения перечисленных видов деятельности организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

При приемке в эксплуатацию ОПО проверяются соответствие этого объекта проектной документации, готовность организации к его эксплуатации и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Перед началом эксплуатации должна быть получена лицензия на эксплуатацию опасного производства.

В целях осуществления надлежащего контроля соблюдения мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС для действующих и проектируемых предприятий разрабатывается декларация промышленной безопасности, в которой отражены характер и масштабы опасности объекта, выработанные мероприятия по обеспечению безопасности и готовности к действиям в условиях техногенных ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

· мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

· рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

· предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

· предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

· разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

· декларированию промышленной безопасности;

· лицензированию деятельности опасных производственных объектов;

· страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

· проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

· государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;

· информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

· подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В словаре риск определяется : «действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементами опасности, угрозой потери, неуспеха».

Производственный риск – совершение действий, которые могут привести к несчастным последствиям. Риском могут быть ошибочные действия или бездеятельность, создающие обстановку, когда произойдет авария или гибель людей. По мнению специалистов-психологов, риск в различной форме присутствует в 90% причин аварий и травм на производстве.


Создание и разработка мероприятий по предупреждению риска требует участия инженеров, специалистов безопасности труда, психологов, экономистов, законодателей, врачей. Риск может быть следствием недостаточных технических знаний или происходить у лиц с низким уровнем знаний опасности действий или характерологическим дефектом, а также когда человек не проявляет беспокойства при оценке содержания своих действий и возможных последствий.

Для профилактики необходима объективная оценка уровня опасности и степени риска при выполнении различных видов работ, выявление личностей, склонных к рискованным видам действий.

Опасность может быть постоянной, неожиданной, прямой и косвенной. Риск обусловлен производственной обстановкой или психическим, а также физическим состоянием работающего человека.

Случаи риска и степень их тяжести различны для определенных отраслей промышленности, транспортных средств и т. п. Система требований норм охраны труда и ГОСТов направлена на профилактику рисков, но и необходимо осуществление постоянного анализа особо опасных производств в целях возможности выявления дополнительных условий, ведущих к рискованным технологическим процессам.

Перспективное определение опасности необходимо осуществлять в условиях изменения технологии, модернизации и повышения уровня производства.

Необходимо иметь в виду, что абсолютно безопасных производств не существует. Даже когда человек ест вареники, он может при поспешности ими подавиться.

Проблема профилактических действий заключается в необходимое™ максимального снижения степени риска, связанного с любыми формами опасности, до возможности (экономической) осуществления и преемственности этого уровня безопасности в настоящее время.

Таким образом, в процессе анализа производственного процесса, характера деятельности работника необходимо собрать сведения о возможных опасных ситуациях и на этой основе должны быть разработаны мероприятия по предупреждению травм, аварий и гибели людей.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Анализ возможных чрезвычайных ситуаций при производстве проектируемого объекта

В процессе выполнения задач дипломного проектирования на территории рабочей зоны или рядом с ней могут произойти различные чрезвычайные ситуации, которые могут отрицательно повлиять на него. Цель данного подпункта - выявить и проанализировать их.

Чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на территории Украины, делятся по причине их возникновения на ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Согласно территории распространения, величины социальных потерь и материальных убытков и объемов материально-технических ресурсов, которые необходимы для ликвидации их последствий, ЧС делятся на ЧС общегосударственного, регионального, местного и объектного уровня.

Возможные чрезвычайные ситуации, их причины возникновения и код:

пожар (в лаборатории по причине возгорания проводки, загорания компьютера, ---халатного отношения работников - 10201; курение в неположенном месте - 10205);

Аварии на электроэнергетических системах (аварии на электрических сетях - 10706);

Аварии на системах жизнеобеспечения (аварии на тепловых сетях, в системах горячего водоснабжения в холодное время года - 10802; аварии в системах обеспечения населения питьевой водой);

Небезопасные метеорологические явления (сильный ветер, включая смерчи - 20201; крупный град - 20203; очень сильный дождь, ливень - 20204; очень сильный снегопад - 20205; очень сильный мороз - 20210).

Разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций при производстве проектируемого объекта

В качестве примера для разработки мероприятий по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайной ситуации при производстве проектируемого объекта возьмем пожар.

В соответствии со СНиП 2.09.05-85 по опасности возникновения пожара лабораторное помещение относится к категории «В» (в нем находятся твердые горючие вещества такие как: мебель, НГМД, накопители на оптических дисках, корпуса ЭВМ, периферийных устройств и т.д.), также, согласно ПУЭ-85, так как в помещении наличествуют твердые и волокнистые предметы - оно относится к классу II-2а. Кроме того по тем же СНиП 2.09.05-85 здание для лаборатории должно быть не ниже 2-й степени огнестойкости т.к. в ней располагаются компьютеры, т.е. оборудование имеющее высокую стоимость.

В лаборатории возможны следующие причины возникновения пожара:

перегрев ЭВМ;

Возгорание токоведущих кабелей вследствие короткого замыкания;

Нагрев проводки;

Несоблюдение правил пожарной безопасности людьми, находящимися в лаборатории.

Для предотвращения возникновения пожаров необходимо инструктировать сотрудников о правилах пожарной безопасности, следить за тем, чтобы средства пожаротушения и оповещения о пожаре имели надлежащее техническое состояние, выполнять установленный режим эксплуатации электрических сетей и оборудования, для курения отводить специально предназначенные и должным образом оборудованные места.

Лаборатория имеет один рабочий выход, его можно использовать как эвакуационный и не предусматривать дополнительного выхода по той причине, что персонал состоит из 6 человек и время их эвакуации больше времени блокирования эвакуационных путей. На эвакуационных путях необходимо установить искусственное аварийное освещение.

В помещении, в соответствии с ГОСТ 12.1.009-83, находятся 2 ручных углекислотных огнетушителя ОУ-5 (они специально предназначены для тушения электроустановок под напряжением) из расчёта один огнетушитель на 40-50 м 2 площади но не менее двух в одном помещении, 2 автоматических дымовых извещателя типа ДИП-1 (один извещатель контролирует до 20 м 2 помещения), ящик с песком объёмом 0,5м 3 , совок. Огнетушители, ящик с песком и совок окрашены в ярко-красный цвет.

Для того чтобы обеспечить пожарную безопасность рабочей зоны необходимо принять следующие меры:

Обучить персонал порядку оповещения о пожаре, вызову пожарной охраны, использованию средств пожаротушения;

Организовать регулярное обучение и инструктаж персонала правилам пожарной безопасности;

Назначить ответственное лицо по пожарной безопасности лаборатории.

Расчет возможных последствий ЧС, причиной которой является пожар:

Исходные данные: Горючее вещество - электропровод. Q - масса «запасов горючего вещества», (в нашем случае Q=5 кг). S - площадь расположения горючего вещества (S=4 м 2).

Расчет:

Для определения радиусов внешних границ зоны возможных сплошных пожаров и зоны возможных отдельных пожаров используются такие соотношения:

где - плотность потока мощности светового излучения первичного пожара на внешней границе зоны возможных сплошных пожаров; - плотность потока мощности светового излучения первичного пожара на внешней границе зоны возможных отдельных пожаров; - теплота сгорания электропровода, Т виг - время сгорания «запасов горючего вещества».

Т виг определяется с помощью формулы:

где - «загруженность» горючего вещества в месте его сбережения, то есть масса горючего вещества, которая приходится на 1м 2 площади места ее сохранения, кг/м 2 (,где Q- масса, S - площадь, расположения горючего вещества), - скорость (весовая) выгорания горючего вещества, кг/м 2 , .

По формуле 6.16 определяется время сгорания «запасов горючего вещества»:

Тогда согласно формулам 6.14 и 6.15 радиус внешней границы зоны возможных сплошных пожаров и радиус внешней границы зоны возможных отдельных пожаров будут равны соответственно:

При прогнозировании возможной степени поражения людей под влиянием светового излучения первичного пожара рекомендуется считать, что все люди, которые окажутся в границах зоны сплошных пожаров, могут получить ожоги открытых участков кожи первой, второй, третьей и четвертой степени, поражение органов зрения (в виде временной потери зрения) и даже погибнуть.

Суммарная величина потерь основных фондов составит:

ОФ=0,7·=0,7·7МПЗ=4,9·МПЗ=4,9 0,465=2,28 тыс.грн.

где МПЗ - минимальная плата заработная.

Возможная величина общих (М заг) и санитарных (М сан) потерь персонала предприятия составит:

М заг =6, М сан =0,95·6=6чел.

Возможная величина убытков (Уб) впоследствии исследования чрезвычайной ситуации определяется как:

Уб=ПотериОФ+18·М сан ·МПЗ +288·(М заг -М сан)·МПЗ(6.17)

Уб=2,28+18·6·0,465=52,5тыс. грн.

Схема размещения оборудования и маршрут эвакуации предоставлена

на Рис. 6.3:

Рисунок 7.4- Схема размещения оборудования и маршрут эвакуации:

1 - стол, на котором расположена ЭВМ; 2 - стул; 3 - окно; 4 - дверь;

5 - огнетушитель ОУ-5 6 - ящик с песком; - - маршрут эвакуации в случае пожара; 8 - радиус внешних границ зоны возможных сплошных пожаров 1,96 м;

9 - радиус зоны возможных отдельных пожаров 3,38 м.

Разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации проектируемого объекта

Для предупреждения пожаров необходимо проводить инструктаж по пожарной безопасности, следить за средствами пожаротушения, выполнять установленный режим эксплуатации электрических сетей и оборудования, пресекать курение в неположенных местах.

Согласно ГОСТ 12.1.009-83 в помещении находятся ящик с песком, 2 углекислотных огнетушителя ОУ-5, использование которых обусловлено необходимостью тушения электроустановок под напряжением, размещённых в помещении. Из расчёта один огнетушитель на 40-50 м 2 площади, но в одном помещении огнетушителей должно быть не менее двух. Огнетушители и ящик с песком окрашены в ярко-красный цвет. Также в исптытательном центре установлены 2 автоматических дымовых извещателя типа ДИП-1, реагирующих на дым выделяемый в большом количестве при горении пластмассовых корпусов ПЭВМ, так как один извещатель контролирует до 20 м 2

Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности включают:

а) назначение ответственного лица по пожарной безопасности;

б) организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве (во время проведения инструктажей);

в) обучение использованию средств пожаротушения, порядку оповещения о пожаре, вызову пожарной охраны и действиям во время пожара.

В помещении имеется один рабочий выход. Так как в помещении работают 6 человек и время эвакуации больше времени блокирования эвакуационных путей, то этот выход можно использовать как эвакуационный, и дополнительного выхода не требуется. На эвакуационных путях необходимо установить естественное и искусственное аварийное освещение.

Электрическую сеть общего пользования необходимо защищать от перегрузки, перенапряжений и от коротких замыканий, опасных для сети, от повреждения изоляционных и поддерживающих конструкций и обрывов проводов.

Опасные явления возникают как вследствие атмосферных воздействий (например, удара молнии), так и в результате изменения состояния самой сети, например пробоя изоляции или преднамеренного отключения ненагруженной линии электропередачи. Повреждение изоляции может быть вызвано старением материала или внешними причинами.

Поддерживающие конструкции (опоры, траверсы, арматура изоляторов и т.п.) ломаются под действием ветра, от гололёда, подвергаются коррозии. Возможны случаи пережога проводов током и обрыва их, например от вибрации. Причинами аварии могут быть неправильное действие автоматических устройств в сети и ошибки обслуживающего персонала.

Если авария всё же возникает, то свести к минимуму её вредные последствия должна защита электрической сети. Для этого необходимо как можно быстрее отключить поврежденный элемент (участок) сети, не затрагивая при этом соседние участки, а потребителей перевести на питание от резервных источников.

Защита от перегрузок в электрических сетях с напряжением до 1000 в осуществляется с помощью плавких предохранителей или автоматических выключателей. Они отключают защищаемый участок сети, когда ток превышает некоторое значение, допустимое по условиям нагрева проводов.

Аварии в системе теплоснабжения

Прорыву любой теплотрассы - большая беда и случается она большей частью в самые морозные дни, когда увеличиваются давление и температура воды. Для повышения устойчивости теплоснабжения имеется несколько способов:1) прокладка тепловых сетей на эстакадах, по стенам зданий экономически выгоднее проще в обслуживании и устранении аварии, но затруднительна в условиях города; 2) каждую котельную надо оборудовать так, чтобы она могла работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твердом, а переход с одного вида топлива на другой должен проходить в минимальные сроки; 3) котельные надо непрерывно снабжать электроэнергией от двух источников, целесообразно иметь и резервный электроагрегат, предназначенный для работы насосов и другой аппаратуры. В каждой котельной должно быть устройство для переключения питания с основной электросети на автономный источник.

При получении штормового предупреждения необходимо:

Закрыть и укрепить двери, окна, чердачные люки и вентиляционные отверстия;

Убрать с подоконников, балконов и лоджий предметы, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;

Отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печах;

Подготовить запасы продуктов питания и питьевой воды;

Взять необходимые вещи и документы;

Укрыться в подвальном помещении или защитном сооружении.

При внезапном возникновении урагана, бури, смерча необходимо:

а) вы находитесь в доме:

отойти от окон,

остаться в доме,

спрятаться в безопасном месте с подветренной стороны;

б) вы находитесь на улице:

найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава),

лечь на дно и плотно прижаться к земле.

Вывод: можно сказать, что в данной работе на мой взгляд, были учтены всевозможные негативные факторы, а также разработаны и проработаны методы, средства защиты здоровья и жизни людей, путем снижения влияния вредных и опасных факторов до допустимых значений, а так же поведение при возникновении чрезвычайных ситуаций в лётно-испытательной лаборатории или же на улице. А так же рассмотрели некоторые чрезвычайные ситуации и правила поведения при их возникновении. Но лучше предотвращать ч.с. чем потом бороться с ее последствиями. По этому перед началом работы в каком нибудь цехе, лаборатории, помещении нужно обязательно ознакомится с правилами техники безопасности.

Проблемы профилактики и предотвращении крупных промышленных аварий стали предметом обсуждения во многих странах мира. За последние два десятилетия изменилась идеология противодействия техногенных аварий и катастроф в сторону ее совершенствования и развития такой отрасли, как управление техногенной безопасностью. Если раньше в промышленности акцент делался на развитии служб обеспечения поставарийных стадии, где главным принципом был принцип "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь он перенесен на обеспечение превентивной стадии, то есть на "предотвращение" возникновению аварии.

Согласно действующему законодательству Украины субъекты хозяйствования, в собственности или пользовании которых потенциально опасные объекты или объекты повышенной опасности, обязаны ежегодно планировать меры по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечивать их реализацию финансовыми и материальными ресурсами.

Субъекты хозяйствования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за своевременное проведение идентификации объектов по потенциальной опасности. Это мероприятие предусматривает анализ структуры и функционирования объекта для установления факта наличия или отсутствия источников опасности, которые при определенных обстоятельствах могут инициировать возникновения ЧС.

Предлагаем определения понятий потенциально опасный объект (ПНО) и объект повышенной опасности (ОПН), поскольку их часто путают.

Потенциально опасный объект - это объект хозяйственной деятельности, на котором используют или производят, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут привести к чрезвычайной ситуации (аварии).

Объект повышенной опасности - это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют одну или несколько опасных веществ, категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы , а также другие объекты, которых есть реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера .

Итак, ОПН является подмножеством ПНО. К ОПН, а следовательно и к ПОО, относятся объекты, на которых:

Используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют одну или несколько опасных веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы;

Используют, производят, перерабатывают, хранят самовоспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы;

Образуется горючая пыль или волокно, способное взрываться, самовозгораться, воспламеняться от источников зажигания с последующим распространением горения после его ликвидации;

Проводят горные, геологоразведочные работы и работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях;

Производят расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов, а также объекты гидротехнического строительства, гидротехнические сооружения, хвостохранилища, шламонакопители, накопители токсичных отходов.

Для снижения уровня опасности ПОО, определение порядка реагирования на ЧС техногенного характера субъекты хозяйствования обязаны разработать План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС) . В ПЛАС должны быть учтены материалы текущего оценивания техногенной опасности объекта, возможные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения ЧС, в том числе на работающий персонал и население, он должен содержать конкретные мероприятия по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций до их приемлемых показателей, предотвращения технологическим авариям, утилизации, обезвреживания вредных веществ и отходов или полной их ликвидации, выполнения других требований техногенной безопасности.

ПЛАС на ПНО следует разрабатывать в зависимости от масштаба аварии и ее уровней: "А" - авария характеризуется развитием в рамках одного производства (цех, отделение, производственный участок), которое является структурным подразделением предприятия; "Б" - авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием в пределах предприятия; "В" - авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду . ПЛАС для аварии уровня «В» должен утверждать орган местной исполнительной власти.

Все ПНО должны быть паспортизированы и зарегистрированы в общегосударственном реестре ПНО в соответствии с порядком, определенным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти. По состоянию на конец 2005 в Украине количество паспортизованных ПОО, внесенных в государственный реестр, составило 9798 объектов, из них: взрывоопасных - 7512, радиационноопасных - 400, пожароопасных - 8208, гидродинамически опасных - 363, биологически опасных - 360, химически опасных - 1560; в 2007 году. паспортизованных ПНО было 13790.

Субъекты хозяйственной деятельности, в собственности (пользовании) которых ОПН, обязаны организовать разработку и составление декларации безопасности объекта . Декларация безопасности ОПО содержит общие сведения об объекте; перечень основных технологических процессов и регламентов, связанных с опасными веществами; результаты идентификации с указанием наименования и суммарной массы опасных веществ, по которым проводилась идентификация; результаты анализа степени опасности и оценки уровня риска, в частности условия возникновения и развития возможных аварий, перечень факторов и основных причин, способствующих возникновению аварий, размеры вероятных зон действия факторов поражения, краткое описание сценариев возможных аварий, модели и методы расчета степени опасности и уровня риска, данные о причинении вреда населению и окружающей среде, ожидаемые убытки.

Субъект хозяйствования независимо от форм собственности и подчинения должен осуществить обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с Порядком и Правилами проведения обязательного страхования гражданской ответственности субъектов хозяйствования за вред, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, включая пожаро- взрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность на которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера .

Таким образом, использование механизмов государственного регулирования, надзора и контроля в сфере деятельности, связанной с ПНО, позволяет обеспечить приемлемый уровень техногенной безопасности для населения. В Украине законодательно урегулированы вопросы, касающиеся эксплуатации ПОО, оборудования, материалов, НХР, а также установлена ответственность владельцев за соблюдение предусмотренного нормативной, проектной и эксплуатационной документацией режима их эксплуатации, поддержания надлежащего технического состояния. Центральным правовым актом в этой области является Закон Украины "Об объектах повышенной опасности» , а также Закона Украины "О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера" , "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" , «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и ряд подзаконных актов , которые охарактеризованы в гл. 8.

Для защиты населения Украины от влияния облучения направлено ряд законодательных и нормативных актов, главными из которых являются "Закон об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" , Закон Украины "О защите человека от влияния ионизирующих излучений" (от 14.01.1998 г..) , которые регулируют правоотношения между государством в лице соответствующих органов ее исполнительной власти и юридическими и физическими лицами, возникающие в связи с добычей, переработкой, использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения (ИИИ). Так, статья 5 этого Закона устанавливает основные дозовые пределы облучения населения. В ней указано, что основная дозовая граница индивидуального облучения населения не должна превышать 1 миллизивертов (мЗв) эффективной дозы облучения за год, при этом среднегодовые эффективные дозы облучения человека, отнесенной к критической группы, не должны превышать установленных этой статьей основных дозовых пределов облучения независимо от условий и путей формирования этих доз.

В Нормативах радиационной безопасности Украины (НРБУ-97) и Санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности Украины установлены лимиты эффективной дозы облучения различных групп: 20 мЗв / год - для лиц категории А (персонал), постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения, 2 мЗв / год - для лиц категории Б (персонал), которые непосредственно не работают с источниками ионизирующего излучения, но в связи с расположением рабочих мест в помещениях и на промышленных площадках объекта с радиационно ядерными технологиями могут получать дополнительное облучение, 1 мЗв / год - для лиц категории в, к которой принадлежит все население. Эти регламентирующие документы дают основания и соответствующие гарантии защиты человека и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, но этого можно достичь только при условии их обязательного соблюдения всеми субъектами хозяйствования.



Просмотров