Греблева М.В. Актуальные проблемы управления государственным имуществом. Проблемы государственного управления собственностью Проблемы учета государственной собственности

О.И. КОРОТКОВА кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, начальник отдела правового и методического обеспечения Управления государственного имущества Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области Рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью. Обосновывается вывод о том, что государственная собственность все же недостаточно управляема, уязвима, открыта для различного рода злоупотреблений.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 66-70

О.И. КОРОТКОВА

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, начальник отдела правового и методического обеспечения Управления государственного имущества Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области

Рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с управлением и распоряжением государственной собственностью. Обосновывается вывод о том, что государственная собственность все же недостаточно управляема, уязвима, открыта для различного рода злоупотреблений.

Ключевые слова: государственная собственность; управление; распоряжение; субъект Российской Федерации - Орловская область; Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области.

The problems of controlling and arranging state property

The article considers questions and problems connected with control and arrangement of state property. State property is less controlled and the most vulnerable, unprotected and open to different kinds of abuse.

Keywords: state property; control; arrangement; the subject of RF - Orel region; Department of property, industrial and information policy of Orel Region; Territorial administration of Federal agency for controlling state property over Orel Region.

Государственная собственность, обеспечивая ощущение стабильности и безопасности, является одной из базовых ценностей, формирующих отношение граждан к государству.

Научные труды в данной сфере и практика свидетельствуют, что благосостояние народа любой страны зависит от системного подхода к управлению и распоряжению государственной собственностью, связанного с этим системного эффекта и от повышения эффективности управления.

Организация управления государственной собственностью представляет собой совокупность действий государства, а именно: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их определенной компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; непосредственное управление в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.).

Однако, несмотря на то что проблема эффективности управления государственной собственностью достаточно серьезна, исследуется она редко.

Государственная собственность все же недостаточно управляема, уязвима, открыта для различного рода злоупотреблений. Об этом свидетельствуют, в частности, проведенные прокуратурой Орловской области проверки деятельности органов государственной власти, осуществляющих управление и распоряжение государственной собственностью.

Департаменты Орловской области в соответствии со ст. 43 Закона Орловской области от 17.03.2009 № 879-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» (в ред. от 08.11.2010) осуществляют полномочия в установленных сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Орловской области и заключенными соглашениями с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части их полномочий.

Так, Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области (далее - Департамент) как орган исполнительной государственной власти специальной компетенции осуществляет полномочия в сферах государственного имущества, промышленности и информатизации.

Согласно подп. «ж» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в частности, установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Порядок управления и распоряжения государственной собственностью Орловской области установлен Законом Орловской области от 02.03.2006 № 584-ОЗ. Так, согласно ст. 5 данного закона, оценка объектов областной собственности должна производиться в соответствии с федеральным законодательством оценщиками, определяемыми на конкурсной основе. Однако в 2008 году конкурс по выбору оценщика не проводился.

Проверкой установлено, что в договорах аренды объектов государственного недвижимого имущества, заключенных Департаментом в качестве арендодателя или согласованных им, содержится пункт, предоставляющий арендатору право с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду.

Согласно п. 3 ст. 9 указанного закона, условия и порядок передачи в аренду объектов областной собственности, методика расчета арендной платы определялись Коллегией Орловской области; после принятия 17 марта 2009 г. Закона Орловской области «О внесении изменений в законодательные акты Орловской области» определяются правительством области.

Положение о порядке сдачи в аренду объектов недвижимого имущества государственной собственности Орловской области (далее - Положение) было утверждено постановлением Коллегии Орловской области от 30.03.2007 № 71. В соответствии с п. 5.3 этого Положения, размер помещения, передаваемого в субаренду, не должен превышать 50% от общей арендуемой площади. Следовательно, в соответствии с названной нормой Положения пункт договора аренды государственного недвижимого имущества нуждается в корректировке - в части ограничения площади арендуемого помещения, которое арендатор вправе сдавать в субаренду.

По обращению ООО «Сотник», являющегося арендатором государственного имущества по договору аренды, Департаментом согласовано заключение договора субаренды арендуемого по указанному договору имущества в размере 80 кв. м. Поскольку площадь арендуемого ООО «Сотник» имущества по договору аренды составила 141,4 кв. м, то, учитывая требование п. 5.3 Положения, Департамент был вправе согласовать предоставление в субаренду лишь помещение площадью не более 70,7 кв. м. Таким образом, указанный договор субаренды был заключен с нарушением ограничений, установленных в данной сфере правоотношений.

Пунктом 3 ст. 433 ГК РФ предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного суда РФ (информационное письмо от 01.06.2000 № 53), поскольку нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, а также поскольку в ГК РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ.

Также согласно п. 3.4 Положения договоры аренды, заключенные на срок один год и более, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ), за счет средств арендатора.

Вместе с тем договоры, заключенные Департаментом в качестве арендатора на срок один год и более (или согласованные им), в соответствии с условиями данных договоров считаются заключенными с момента их подписания всеми сторонами договора.

Таким образом, указанная формулировка в части определения момента вступления долгосрочного договора аренды недвижимого имущества в законную силу противоречит п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 651 ГК РФ.

Кроме того, проверка показала, что Департамент не располагает сведениями о наличии (отсутствии) государственной регистрации долгосрочного права аренды государственного недвижимого имущества.

В силу указанных норм гражданского законодательства названные договоры аренды с даты подписания их сторонами и до настоящего времени считаются незаключенными, что, в свою очередь, означает отсутствие у Департамента законных оснований для требования от пользователей государственным недвижимым имуществом добросовестного исполнения прав и обязанностей, установленных договором, в том числе по своевременному перечислению арендной платы.

Поскольку действующим законодательством не определены конкретные сроки, в течение которых арендатор должен осуществить государственную регистрацию права аренды не-

движимого имущества, заключенного на срок более одного года, то Департамент как государственный орган специальной компетенции в сфере государственного имущества должен был исходить из принципа разумности сроков, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

Более того, согласно ст. 26 Закона № 122-ФЗ с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Отсутствие должного контроля со стороны соответствующего отдела Департамента повлекло фактическое использование недобросовестными арендаторами государственного имущества без правоустанавливающих документов, оформленных надлежащим образом.

Кроме того, на ряд объектов, переданных Департаментом в аренду, отсутствовала регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Орловской области.

Вместе с тем согласно абзацу третьему п. 2 ст. 13 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

Отсутствие зарегистрированных прав собственника на объект, передаваемый в аренду, влечет невозможность регистрации права аренды на него, поскольку договор аренды помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения.

Учитывая названные нормы, предоставление в аренду имущества (равно как и совершение с ним иных сделок), права собственности на которое не зарегистрированы, не отвечает требованиям законодательства.

В ходе проверки установлены нарушения действующего Положения о порядке согласования отчуждения недвижимого государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения (утв. постановлением главы администрации Орловской области от 09.06.2001 № 273), в части предоставления государственными унитарными предприятиями в целях получения согласования на отчуждение закрепленного за ними имущества полного комплекта документов, установленного п. 4 данного Положения.

Так, отчеты об оценке рыночной стоимости отчуждаемого имущества, произведенные независимым оценщиком не ранее чем за 3 месяца до даты предоставления отчета предприятием, должны прилагаться к заявлению о согласовании такого отчуждения (подп. «и» п. 4 указанного Положения). Однако фактически отчеты об оценке рыночной стоимости соответствующего имущества составляются после направления предприятием заявления о согласовании продажи объектов. Вместе с тем несвоевременное составление отчета об оценке рыночной стоимости заявляемого к отчуждению имущества нарушает права собственника в части объективной оценки последствий такого отчуждения для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Справки об отсутствии обременения на заявляемые к отчуждению объекты государственными унитарными предприятиями не предоставлялись.

К некоторым заявлениям о внесении юридического лица и его имущества в реестр и о получении свидетельства о внесении в реестр государственной собственности Орловской области не были приложены копии документов, подтверждающих приведенные в картах и перечнях данные о движимых объектах учета, хотя такое требование содержится в подп. «в» п. 3 раздела II Положения о порядке учета государственного имущества Орловской области и ведения реестра государственной собственности Орловской области, утвержденного постановлением Коллегии Орловской области от 28.01.2008 № 22.

Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 № 691 (действовало до 05.06.2008), а также п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, данное Федеральное агентство осуществляет деятельность в том числе и через свои территориальные органы. На территории субъекта Российской Федерации - Орловской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действующей до 31 марта 2011 г., проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично субъектам Российской Федерации, в частности, при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

В силу ст. 20 данного закона требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.

Согласно п. 20 постановления Правительства РФ от 06.07.2001 № 519 «Об утверждении стандартов оценки», действовавшего до 01.01.2008, а также п. 26 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Однако Территориальным управлением (ТУ) Росимущества в Орловской области согласовано заключение дополнительного соглашения к договору аренды государственного недвижимого имущества с применением стоимости арендной платы по отчетам об оценке, утратившим на дату совершения сделки свою юридическую силу. При согласовании заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды также не произведена оценка рыночной стоимости одного квадратного метра сдаваемой в аренду площади, стоимость арендной платы осталась неизменной с момента первоначально заключенного договора.

Проверкой установлены нарушения требований Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, утвержденного распоряжением Мингосимущества России от 28.07.1998 № 774-р. Так, извещение о проведении торгов, опубликованное в газете «Орловский вестник» 23.01.2008 № 4 (804), на право заключения договора аренды государственного недвижимого имущества, расположенного по адресу г. Орел, ул. Лескова, 15, в нарушение п. 5.2 указанного Положения не содержит существенных сведений о торгах, а именно: информации о форме торгов и критериях выбора победителя; начальной цены предмета торгов (начального размера годовой арендной платы); размера, сроков и порядка внесения задатка; перечня документов, необходимых для участия в торгах; условий и сроков заключения договора аренды; сроков и условий получения конкурсной документации и ознакомления с объектом торгов; сведений о порядке проведения торгов; информации о дате и времени начала и окончания приема заявок.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если же предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. Отсутствие надлежащего извещения о торгах и полной информации, которая обеспечивает привлечение к участию в них потенциальных покупателей, является нарушением порядка проведения торгов и основанием для признания торгов недействительными по иску заинтересованного лица (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.07.2007 по делу № Ф04-4738/2007(36245-А45-11)).

Проверкой установлено, что при проведении торгов на право заключения договора аренды недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности, составляются только протоколы, определяющие победителя торгов, а протоколы, имеющие силу договора, не составляются. Между тем протокол о результатах торгов, имеющий силу договора, является для организатора торгов гарантией исполнения победителем торгов обязанности по заключению договора аренды.

Установлены также нарушения при осуществлении ТУ Росимущества в Орловской области переданных в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 функций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержден распоряжением Российского фонда федерального имущества (РФФИ) от 29.11.2001 № 418 (далее - Порядок). Данный Порядок действует в настоящее время и должен применяться при исполнении территориальными органами Росимущества функций в названной сфере правоотношений.

Так, в нарушение подп. «ж» п. 5.2, п. 5.3 Порядка в извещениях о проведении торгов отсутствуют сведения о местонахождении имущества, являющегося объектом торгов, о необходимости предоставления описи документов в двух экземплярах, а также указания на то, что предоставляемые копии учредительных документов и свидетельства о регистрации должны быть нотариально заверены. Кроме того, в извещениях о проведении торгов арестованного имущества указывается право организатора торгов отказаться от проведения торгов в день проведения торгов, однако в п. 6.8 Порядка установлены ограничения сроков для отказа от проведения торгов, а именно - не позднее чем за 3 дня до наступления даты проведения аукциона или не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.

Так, например, торги от 15.12.2008 признаны несостоявшимися ввиду непоступления заявок. В соответствии с п. 7.4.4 Порядка в течение 14 календарных дней со дня принятия комиссией решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов по согласованию с государственным органом организует подготовку и публикацию извещения об объявлении торгов несостоявшимися. Извещение о признании торгов несостоявшимися публикуется в том же издании, в котором было опубликовано извещение о проведении торгов. В нарушение данных требований соответствующие извещения ТУ Росимущества в Орловской области организатором торгов опубликованы не были.

Кроме того, предусмотренные п. 7.4.2 Порядка уведомления о признании торгов несостоявшимися государственному органу, передавшему имущество на реализацию, не направлялись.

Согласно п. 7.5 Порядка организатор торгов приостанавливает подготовку и проведение торгов немедленно после получения от уполномоченного государственного органа, передавшего имущество для реализации, постановления об отложении исполнительных действий или уведомления о приостановлении исполнительного производства по решению суда. О приостановлении проведения торгов комиссией (в день получения от государственного органа соответствующего документа) оформляется протокол о приостановлении проведения торгов. В нарушение данного требования при поступлении в ТУ Росимущества в Орловской области постановления от 15.12.2008 о приостановлении исполнительных действий по лоту, выставленному на торги 16.12.2008, комиссия по проведению торгов соответствующий протокол не составила.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что ТУ Росимущества в Орловской области не организована работа по реализации требований Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.10.1999 № 1116. Так, отсутствуют соответствующие отчеты отдельных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, а доклады о финансово-хозяйственной деятельности предприятиями не предоставлялись в установленные сроки.

Таким образом, невыполнение в полной мере установленных полномочий, отсутствие жестких требований и ответственности влечет за собой нарушение правового регулирования в сфере управления и распоряжения государственной собственностью.

Приходится констатировать, что задача по созданию эффективной системы управления и распоряжения государственной собственностью до настоящего времени не решена.

Государственная собственность - сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство, поэтому крайне необходима четкая организация управления ею, а правовое обеспечение государственной собственности служит важным условием ее эффективного использования.

В целях разрешения назревших в рассматриваемой сфере практических проблем следует, по нашему мнению, признать необходимость дальнейшего исследования реализации права управления и распоряжения государственной собственностью.

Поделитесь статьей с коллегами:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

6 семестр 2007 - 2008 уч. года

Группа: 7251

Специальность: ГМУ

Студент: Новоселова Светлана Александровна

Преподаватель: Коваленко Марина Владимировна

Ханты-Мансийск, 2008


Введение

1.Теоретические основы о государственном имуществе

2. Учет государственного имущества

3. Порядок ведения государственного реестра

4. Информационное обеспечение для учета государственного имущества

Заключение

Список использованных источников


Введение

В условиях сформировавшейся в процессе реформ последнего десятилетия новой системы отношений собственности, изменения функций, форм и методов государственного управления в экономической сфере значительный интерес представляет исследование административно-правовых аспектов управления государственной собственностью.

Целью данной работы является изучение вопроса учета государственного имущества в Российской Федерации.

Объектом изучения выступает государственная собственность, а предметом является процесс учета государственного имущества.

В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с основами управления государственного имущества, процесс учета и регистрации имущества, ведения государственного реестра и информационного обеспечения.


1. Теоретические основы об управлении государственном имуществе

Под государственной собственностью принято пониматьимущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются г.с. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

В рамках проводимой в 2004 году административной реформы Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 изменена структура федеральных органов исполнительной власти и определены их основные полномочия, которые конкретизированы в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах.

Формально Росимущество не является правопреемником Минимущества России, но в то же время ему переданы правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом этого упраздненного Министерства, а также часть функций упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» основными функциями Росимущества являются функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

разграничение государственной собственности (в том числе на землю) на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Остановлюсь подробнее на последней из перечисленных функций.

В соответствии с Постановлением правительства от 16.07.07 №477 «ОБ УЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА» под учетом государственного имущества понимают - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом

По состоянию на 1 января 2005 года в реестре учтено федеральное имущество, имеющееся у 52 846 юридических лиц, в том числе:

закрепленное за 8 524 федеральным государственным унитарным предприятием;

закрепленное за 36 586 государственными учреждениями;

переданное в аренду, пользование, залог и по иным основания 3 806 юридическим лицам, в том числе не вошедшее при приватизации в уставный капитал хозяйственных обществ.

В единый банк данных реестра федерального имущества внесена информация о 1 230 766 объектах недвижимости. На 1 января 2005 года в реестре учтено 3 930 акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации или в отношении которых используется специальное право («золотая акция») на участие в их управлении (562 АО)

2. Учет государственного имущества

С 28.08.2007 изменились правила учета движимого и недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации. С этого дня вступило в силу Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447, и прекратило действие Положение об учете федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.07.98 № 696).

Новое Положение касается всех федеральных органов власти, государственных учреждений и предприятий, иных юридических и физических лиц, которым на соответствующем вещном праве или в силу закона принадлежат государственные земельные участки, здания, акции и прочие объекты.

Прежде всего, новое Положение предусматривает проведение «инвентаризации» всех объектов, внесенных на 17.07.2007 в Реестр федерального имущества, который ведет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

Правообладатели, которым на дату утверждения Положения на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона принадлежит имущество, внесенное в этот реестр, представляют документы об объектах учета в 9-месячный срок с даты утверждения Положения.

Кроме этого «внепланового» учета федерального имущества, правообладатели, как и раньше, должны будут регулярно представлять органам Росимущества сведения для внесения в реестр.

Теперь правообладатели должны в 2-недельный срок направлять данные об имуществе, поступающем в их хозяйственное ведение или оперативное управление. Для этого в Росимущество подается карта сведений об объекте учета, а также заверенные копии документа, подтверждающего приобретение имущества (например, договора купли-продажи), и копии иных документов, реквизиты которых приведены в карте сведений.

Помимо этого, правообладатели должны информировать Росимущество в случае изменения сведений об объекте учета, а также о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, которое является объектом учета, и о ликвидации правообладателя.

Кроме того, правообладатели обязаны ежегодно подавать в Росимущество обновленные сведения об объектах учета. Представлять их нужно до 10 апреля текущего года (раньше сведения подавались до 1 апреля).

Получив эти сведения, орган Росимущества должен в месячный срок провести экспертизу документов и по ее результатам принять решение:

о заверении карт сведений об объекте учета;

об отказе в их заверении (если установлено, что представленное к учету имущество не находится в собственности РФ);

о приостановлении процедуры учета (если установлена неполнота или недостоверность сведений).

В последнем случае орган Росрегистрации обязан в течение 3 рабочих дней приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме. Тот, в свою очередь, в течение месяца обязан дополнительно представить недостающие или уточненные сведения и копии подтверждающих их документов.

Как и раньше, информация о федеральном имуществе будет предоставляться любым заинтересованным лицам. Плата за эту услугу составит 200 рублей по каждому объекту учета.

С соответствующими запросами в Росимущество могут обращаться организации и граждане. Для этого рядовой гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, и копию подтверждающего оплату документа, а представитель организации, кроме этого, также документы, подтверждающие регистрацию юрлица и полномочия его представителя.

Выписка из реестра, содержащая запрошенные сведения, должна быть выдана в 10-дневный срок со дня поступления запроса.

А вот возможности правообладателей по получению информации новое Положение ограничило. Раньше они могли запросить в органе Росимущества информацию о лицах, получивших сведения об объекте учета. В новое Положение эта норма не вошла.

Кроме предоставления по частным запросам информация из реестра (разумеется, в ограниченном объеме) должна размещаться в сети Интернет на сайте Росимущества не позднее 3 дней со дня внесения ее в реестр.

Согласно постановления Правительства от 16.07.07 N 477 «Об учете федерального имущества» учет федерального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации или за рубежом следующее федеральное имущество:

· недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

· движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, музейном фонде и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее - реестр) осуществляют:

а) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в отношении:

находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляет Агентство;

имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом, за исключением земельных участков, предоставленных правообладателям на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров;

б) территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в отношении:

находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляют территориальные органы;

имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах;

земельных участков, предоставленных на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров правообладателям по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет таких участков относится к компетенции иных территориальных органов);

федерального имущества, принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет соответствующего имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

Территориальный орган, осуществляющий учет имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации и расположенного на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, определяется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

3. Порядок ведения государственного реестра

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность государственных баз данных о федеральном имуществе и подлежит учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Совместимость и взаимодействие реестра на электронных носителях с реестрами, регистрами и кадастрами, ведение которых возложено законодательством Российской Федерации на иные федеральные органы исполнительной власти, обеспечиваются за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программно-технических принципов:

а) применение в реестре на электронных носителях общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

б) применение сторонами, участвующими в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе;

в) применение единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях.

Порядок информационного взаимодействия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с иными федеральными органами исполнительной власти с целью получения сведений, содержащихся в соответствующих реестрах, регистрах и кадастрах, и предоставления сведений из реестра на электронных носителях определяется указанными органами и Агентством.

Реестр состоит из 3 разделов:

В 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе.

В раздел 2 - о движимом имуществе

В раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета).

Неотъемлемой частью реестра являются:

а) журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре;

б) журнал учета выписок из реестра;

в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, или принадлежности правообладателю.

Правила ведения журнала учета документов, журнала учета выписок и дел устанавливаются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

С целью предотвращения утраты сведений реестра на электронных носителях Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и территориальные органы формируют резервные копии реестра, которые должны храниться в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами, с соблюдением условий и требований, предусмотренных для оригиналов.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения реестра на электронных носителях определяются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с федеральным имуществом.

4. Информационное обеспечение для учета государственного имущества

В области ведения государственного учета активно ведется работа по разработке универсального программного продукта для оптимизации работы над учетом государственного имущества. Так, по итогам конкурса, проведенного Главным финансовым управлением Воронежской области, компания «УСП КомпьюЛинк» выбрана исполнителем первого этапа работ по созданию АИС управления государственной собственностью Воронежской области.

В ходе проекта будет разработана система классификаторов и справочников, система обработки запросов граждан и организаций, создана база оперативных данных, внешний и внутренний порталы и подсистема публикаций, а также система обеспечения информационной безопасности.

Создаваемая АИС должна будет поддерживать информационное обеспечение повседневной деятельности управления государственного имущества региона, а также процессы вовлечения в гражданский оборот объектов государственной собственности, отслеживания прав государства как акционера, организации мероприятий по приватизации и продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности. Работы по проекту планируется завершить до конца этого года.


Заключение

Вопросы управления государственным имуществом являются достаточно важными и актуальными в любой из периодов истории. Традиционно государство берет в свои руки те объекты (предприятия, отрасли, проекты и т. п.), которые важны для общества, его стабильности и поступательного развития, но не привлекательны для частного капитала:

Капиталоемкие и, как правило, наукоемкие объекты, вложения в которые могут дать отдачу лишь в отдаленном будущем;

Объекты социальной сферы, включая образование, фундаментальную науку; депрессивные объекты;

И, наконец, объекты, которые позволяют государству контролировать ситуацию в экономике в целом.

В отношении последнего следует отметить, что концепция предельного либерализма - минимум государственного вмешательства в экономику, «рынок все решит» - явно себя не оправдала. Становится все более очевидным, что помимо правотворческих и фискальных функций государство должно иметь в руках реальные экономические рычаги в виде своеобразных узловых точек, позволяющих надежно контролировать экономическую ситуацию.

Сегодня исполнительные органы власти, которые непосредственно занимаются вопросами управления государственной собственностью выполняют свою непосредственную функцию учета государственного имущества.

В данной работе раскрыты актуальные вопросы, касающиеся непосредственно учета и ведения реестра государственной собственности.


Список использованных источников

1. РАСПОРЯЖЕНИЕ от 24 августа 1998 г. N 1020-р «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ХРАНЕНИЯ БЛАНКОВ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВНЕСЕНИИ В РЕЕСТР ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

2. Официальный сайт Федерального агенства по управлению федеральным имуществом // www.new-rosim.ru

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства от 3 июля 1998 г. N 696 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 июля 2007 г. N 447 «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»

С учетом появления все более новых реформ, в настоящее время, происходит новый процесс формирования системы отношений собственности, изменяется форм, методы и функции государственного управления в сфере экономики, в последствии этого, значительный интерес представляет для исследований и анализа служат правовые и административные аспекты по управлению государственным имуществом.

Тема актуальна, так как эффективность государственного управления присутствует на всех уровнях системного функционирования, а именно: от отдельных организаций к местным сообществом, от местного уровня до регионального, от региональных сообществ до социальной системы и политической организации страны.

Получается, что на всех уровнях эффективность измеряется своими определенными критериями, которые характеризуют соотношение целей и результатов, другими словами- соответствие интересов управляющих и управляемых, выраженных в целях.

Не малый интерес по исследованию данной проблемы вызывают хозяйственные субъекты. Эти субъекты осуществляют управление имуществом, которое принадлежит государству. По федеральному законодательству унитарным предприятие- это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий возможно создать только имущественные и государственные предприятия. Имущество унитарного предприятия по праву собственности принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Здесь необходимо рассматривать законодательные и теоретические основы деятельности органов исполнительной власти по управлениюимуществом страны более тщательно.

Собственность государства- это имущество принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, другими словами это федеральная собственность и субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Оценка эффективности государственного управления в целом не только для государственных органов власти, но и для общества. Обществу она позволяет видеть и держать под контролем качество деятельности государственных институтов, а государственным служащим и руководителям для самоконтроля, иными словами- усовершенствования процесса управления. Проблема оценки эффективности состоит в том, что существует проблема анализа принимаемых решений и управленческой деятельности.

Оценка эффективности государственного управления проявляется на всех уровнях функционирования системы: от отдельных организаций к местным сообществом, от местного уровня до регионального, от региональных сообществ до социальной системы и политической организации страны.

Уровень эффективности на каждом этапе измеряется своими определенными критериями, характеризующими соотношение результата и цели, иными словами соответствие результатов действий управляющих и управляемых, которые выражаются в целях и последующих действиях.

Проще говоря, упраздненное Минимущество Российской Федерации не является основой вновь созданному Росимуществу, но в то же время Росимущество получило правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению собственности упраздненного Министерства, а также часть функций упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по банкротству и финансовому оздоровлению. Главные функции Росимущества- функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений.

Управленческие вопросы по имуществу государства являются чрезмерно актуальными и важными в периоде истории страны. Государство берет в свои руки объекты (проекты, отрасли), важные для общества, развития стабильности, но не совсем подходят для частного капитала:

Объекты соц сферы, которые включают в себя науку(фундаментальную), образование;

Капиталоемкие и, чаще всего, наукоемкие объекты, для вложений, которые способны в свою очередь дать отдачу в будущем;

И объекты, дающие контроль государству над ситуацией в экономике.

Власти региона должны просчитывать и создавать условия, которые необходимы, то есть создать такие поддерживающие институты, которые способны рассчитать и сделать регион более привлекательным не только для отечественных инвесторов, но и длят иностранных. Ведь, если подготовить все для стимулирования инвестиций в экономику региона, то это приведет к благоприятного климата и поддержке финансирования региона.

Так же для повышения инвестиционной активности в регионе прежде всего нужно разработать некую стратегию, которая будет направленна на формирование имиджа региона и, таким образом, привлечет больше инвестиций.

Одним из главных факторов, тормозящий развитие региона- это инфраструктурная неразвитость, а именно, транспортная и энергетическая неразвитость. Необходимо как можно больше уделять внимание реконструкции и строительству дорожных магистралей, начать развивать транспортную систему в регионе, альтернативную энергетику. Политика региона должна обеспечивать скоординированность и последовательность принятия системных решений, нацеленных непосредственно на продвижение научных и технических достижений, не забывать про инновации для повышения конкурентоспособности территории края как на внутреннем, так и внешнем рынках.

Следует отметить, что концепция– минимум государственного вмешательства в экономику, «рынок все решит» – не оправдала своих надежд. Ведь очевидно, что кроме фискальных и правотворческих функций государство должно иметь при себе реальные экономические рычаги в виде неких узловых точек, которые позволят лучше видеть и контролировать ситуацию в экономике.


Библиографический список

  1. Федеральный закон N 161-ФЗ О Государственных и Муниципальных унитарных предприятиях от 4.11.2002г. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003г N 169-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11. 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом»// Положение О Федеральном Агентстве по управлению федеральным имуществом»//Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.07 №477 «Об учете федерального имущества»// www.Rosim.ru. Официальный Интернет-ресурс Минэкономразвития РФ, 2010
  4. Боков М.А., Гончаров Р.Ю., Карамова А.С. Проблемы управления инновационной экономикой. Известия Сочинского государственного университета. 2011. № 4. С. 31-36.
  5. Балабанова А.О. Спрос на сельский туризм и отдельные его составляющие//Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12. (27). с. 4.
  6. Кещян Н.А. Самоменеджмент как основа любого управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8
  7. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Особенности развития сельского туризма в России//Сельское, лесное и водное хозяйство. -Январь 2014. -№ 1
  8. Хольцер М., С.С-Х. Ли// Персонал-Микс, №4 (11). – 2010.
Количество просмотров публикации: Please wait

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное. Ситуация коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных рыночных отношений постепенно сменяется зрелым сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах. Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности. Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Объектом собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников. Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности. Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности. Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности. В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д. Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими. В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

  • 1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
  • 2. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.
  • 3. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой. Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций. Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Как известно, в настоящее время перед российским государством особенно остро стоит проблема увеличения доходной части бюджета. На наш взгляд, одним из направлений решения этой проблемы является повышение эффективности управления федеральной собственностью. В первую очередь это, естественно, имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, федеральные пакеты акций акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды федерального имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении федеральных учреждений. На сегодняшний день процесс управления федеральной собственностью испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы. Особое внимание необходимо уделить вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности. Государство управляет принадлежащими ему акциями через институт своих представителей. Проведенный анализ функционирования этого института позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет следующие основные недостатки:
    • * нерегулярная работа представителей государства в акционерных обществах, что не позволяет им знать состояние дел и принимать соответствующие решения, обеспечивающие защиту интересов государства;
    • * число представителей государства в органах управления акционерных обществ не соответствует размеру находящегося в собственности государства пакета акций.

Итак, стратегическими целями управления государственной собственностью являются:

  • * рост национального богатства;
  • * повышение благосостояния населения;
  • * увеличение занятости;
  • * снижение темпов инфляции;
  • * оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

  • * регулирование соотношения спроса и предложения;
  • * сглаживание производства и занятости;
  • * регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • * регулирование денежного обращения;
  • * снижение дефицита федерального бюджета.

Сущность управления государственным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование. Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета.

Сергей Геннадьевич Еремин

Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью

© Еремин С.Г., 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Глава 1. Теоретические и методологические основы управления государственной и муниципальной собственностью

Известно, что понятие «собственность» как общественное отношение имеет правовые, социальные, политические и экономические аспекты, которые находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

По мнению М.М. Соловьева, Л.И. Кошкина, А.А. Свириной, собственность как экономическая категория отражает абсолютную принадлежность способных приносить желаемый результат (эффект) определенных видов материальных (имущественных) и духовных (интеллектуальных) благ – объектов собственности государству, муниципальным образованиям, юридическим и физическим лицам – субъектам собственности, которые вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имущественной и интеллектуальной собственностью в рамках законодательно установленных ограничений и при этом нести ответственность за ее надлежащее состояние.

Собственность экономически значима и является источником постоянного интереса только в том случае, когда ее объекты реально функционируют или потенциально могут быть задействованы в производственно-хозяйственной или творческой (научной и культурной) деятельности.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, в состав государственной собственности и компетенцию государственного управления входят:

1) вещи, включая:

– недвижимость, в т. ч. земельную и иную недвижимость (земельные участки, здания и сооружения, отдельные помещения), участки недр, объекты незавершенного строительства, имущественные комплексы предприятий, а также (в порядке исключения) морские, речные и воздушные суда, космические объекты;

– движимые вещи, в т. ч. оборудование, объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, пакеты ценных бумаг, доли в акционерном капитале хозяйственных обществ, денежные средства и т. д.;

2) информацию, работы и услуги, что напрямую связано и составляет важный компонент обязательных функций государства и предоставляемых услуг населению;

3) результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Объекты собственности, в основном недвижимое и движимое имущество, не принадлежат определенному владельцу постоянно. В зависимости от изменения политических, экономических и социальных условий возникают определенные отношения к объектам собственности, а также с партнерами в период использования имущества (эксплуатации, продажи, аренды, концессии, лизинга и др.). Переход имущественных объектов от одного собственника к другому, в зависимости от целей и оснований для этого, происходит с использованием определенных механизмов, позволяющих в результате повысить эффективность применения этого важнейшего ресурса, обеспечивающего любой вид хозяйственной деятельности для достижения основных целей и решения задач собственника.

Рассматривая экономическое содержание категории «собственность», следует обратить внимание на тесно связанное с ней понятие «ренты» как экономической категории. Известно, что впервые в начале XIX в. ее сформулировал А. Смит: «Рента является произведением природы, которое остается за вычетом всего, что является произведением человека». Так, для земельной ренты произведение природы – земельный участок, а произведение человека – урожай, для горной ренты, соответственно, участок недр и добываемые полезные ископаемые, их инфраструктурное обеспечение.

В общем случае ренту можно трактовать как незаработанный доход. При этом следует различать ее три определяющие разновидности:

1) природная рента, которая существует всегда, носит постоянный характер и обусловлена различными физико-географическими, геологическими, социальными и другими условиями эксплуатации природных объектов. Она подразделяется на земельную, горную, лесную, водную и другие виды ренты;

2) монопольная рента как дополнительный доход от монопольного положения производителя весьма востребованной продукции или благоприятной ценовой конъюнктуры;

3) имущественная рента – получаемый собственником дополнительный доход от передачи в пользование (аренду, концессию и т. п.) принадлежащего ему недвижимого имущества.

В каждом виде природной ренты обособляют формы их образования, в частности, в горной ренте выделяют абсолютную ренту, одинаково присущую всем объектам недропользования. Ее, в свою очередь, подразделяют на дифференциальную ренту I, образование которой зависит от природных горно-геологических и социальных условий, и дифференциальную ренту II, образование которой связано с инновациями, внедрением новой техники и технологии.

Природная рента возникает в зависимости от следующих факторов:

– в аграрном секторе – географического местоположения земельных участков, естественного плодородия почвы и природно-климатических условий (количества влаги, солнечных дней и др.);

– в недропользовании – местоположения, условий залегания и добычи полезных ископаемых, качества и степени разведанности месторождений, доступности и возможности их эксплуатации;

– в промышленных зонах и городах (поселениях) – нахождения земельных участков относительно рынков ресурсов и продаж, близости, уровня развития и возможностей использования производственной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Механизмы изъятия ренты обусловлены экономическими, социальными и политическими особенностями стран с сырьевой экономикой. А. Смит подчеркивал, что земельная рента и рента природных ресурсов являются оптимальным источником финансирования государственного сектора в условиях рыночной экономики.

Управление собственностью имеет свои характерные особенности в сравнении с другими объектами управления. И в первую очередь это связано с двойственной природой объектов собственности, как:

– объектов-вещей (или объектов других видов, нематериальных благ, информации и т. д.), имеющих свои вполне определенные видовые вещные и иные характеристики;

– объектов права со своими вполне определенными правовыми характеристиками, и поэтому подчиненных специальному правовому регулированию.

Это требует при поисках и анализе возможностей эффективного управления, наряду с традиционными управленческими подходами, обязательного учета и использования названной правовой компоненты объектов собственности – правового поля управления, которое определяется системой законодательных документов, регулирующих отношения собственности и возможные операции с нею со стороны субъектов собственности. Важнейшее место здесь занимает система правомочий и обязанностей собственника, а также права лиц в отношении собственности, когда они не являются собственниками.

В Гражданском кодексе РФ установлены единые для всех форм собственности (включая государственную, региональную, муниципальную и частную) правомочия и ответственность собственников:

– владения – определяет разнообразие возможностей развития объекта собственности (в соответствии с программами и планами, инвестиционными и иным проектами развития);

– распоряжения – определяет множественные действия по изменению правого статуса объектов собственности (купля-продажа, приватизация и принудительный выкуп, разграничение форм и передача собственности по вертикали государственного управления, различные виды аренды, мена, наследование, дарение и др.), в т. ч. их рыночную оборотоспособность;

– пользования – определяет возможности эффективного извлечения пользы из объекта собственности;

– бремя содержания и ограничения – определяет обширную гамму обязанностей и ответственности собственника по архитектурно-строительному, эстетическому, экологически и физически безопасному, а также иному критериальному содержанию объекта в соответствии с установленными нормативами, правилами и ограничениями. Здесь, в частности, содержатся определенные гарантии сохранения и развития исторического, культурного и духовного наследия (страны, нации, семьи, человечества) применительно к ценнейшим объектам государственной собственности.

Государство, обладая властью и реальным влиянием на параметры нормативно-законодательного регулирования правовых отношений собственности, может весьма активно и целенаправленно определять пределы правомочий, ограничений и обязанностей собственников.



Просмотров