Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка Кто как будет работать по 44 фз закону

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — . Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • , если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить .

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью . Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — .

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru . Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться . Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье . Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено , участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье . Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Татьяна:

Я устроилась на работу контрактным управляющим в детский дом. Мне дали перечень с распределением средств.

1. С чего мне начать работу?
2. Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги? В начале 2017 года или сейчас?
3. Оказание коммунальных услуг тоже надо на торги выставлять?

Сразу следует отметить, что не указана форма учреждения. Скорее всего детский дом - это казенное учреждение. Если учреждение казенное, то государство выделяет для него лимиты бюджетных обязательств. Данные средства можно тратить в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Выделенные средства нужно истратить в полном объеме. При этом получение доходов от любой коммерческой деятельности организации будет уходить в доход государства.

Начать работу нужно в первую очередь с изучения того, что сделано предшественником и с изучения истории закупок в ЕИС и внутренней нормативной базы в учреждении — положений, инструкций и т.д. После этого необходимо заняться планированием закупок. Соответствие законодательству о контрактной системе очень важно, так как сейчас штрафы, которые могут налагаться на должностное лицо, чаще всего больше, чем заработная плата контрактного управляющего.

«Мне дали перечень с распределением средств» — скорее всего контрактному управляющему была выдана бюджетная смета на 2016 год или план-график. Данные документы позволяют определить сумму финансирования и определить распределение средств по статьям расходов.

«Сейчас конец года, когда надо начинать выкладывать заявки на торги?»
Что касается коммунальных услуг, то заключать контракты можно уже в конце текущего года на будущий без доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом следует учесть пункт 13 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 19.09.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
«13. Заключение в 2016 году получателем средств федерального бюджета государственных контрактов, договоров (соглашений) осуществляется:
государственных контрактов, договоров (соглашений), срок исполнения которых завершается в 2017 году, — на основании решения главного распорядителя средств федерального бюджета в размере не более 50 процентов лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета на указанные цели;»

В первую очередь в текущем году на следующий следует заключить контракты на коммунальные услуги, телефонную связь, вывоз бытового мусора, организацию охранных услуг организацию питания детей. Если Вы только начали работу, стоит посмотреть наличие всех положений - Положения о комиссии, О контрактной службе, есть ли они в наличии. Далее посмотреть план-график на текущий 2016 год. Обычно потребности учреждения более-менее одни и те же из года в год, поэтому планы-графики за предыдущие 2 года вы можете посмотреть, как в открытом доступе через ЕИС, так и отыскать у себя в учреждении. Можете использовать для дальнейшей работы и планирования закупок на 2017 год.

Следующая часть вопроса: «на обслуживание дома коммунальные услуги тоже на торги надо выставлять?».

Смотря о чем мы говорим. Дело в том, что с такими монополистами, как провайдеры телефонной связи, мы осуществляем закупку у единственного поставщика по п.1 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Контракты, связанные с поставкой электроэнергии тоже заключаются по п.29 ч.1 ст.93 44-ФЗ, оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению заключается по п.8 ч.1 ст.93. Следует напомнить, что в соответствии с ч.2 ст.93 при осуществлении закупок по п.1, 8 ч.1 ст.93 в ЕИС следует за 5 дней до подписания контракта разместить извещение о закупки. Разместить извещение без внесения данный позиций в план-график не получится, А следовательно план-график должен быть утвержден с изменениями за 10 дней до размещения извещений в ЕИС.

В течение следующего года возможны изменения тарифов, поэтому уже сейчас надо учесть возможность их повышения. Об этом уже сейчас стоит поговорить с будущими поставщиками коммунальных услуг.

Не стоит забывать, что с 1 января 2016 года вступили в силу статьи, связанные с планированием и нормированием. В соответствии с этим при планировании закупок на 2017 год не забудьте составить предварительно План закупок на 2017 год и разместить в его в ЕИС. Это нужно сделать в течение 10 дней после доведения утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В течение 10 дней после этого нужно будет разместить в ЕИС План-график и только после этого Вы сможете закупать товары, работы, услуги в соответствии с ФЗ №44 в 2017 году. Обратите внимание, что в ФЗ-44 в одних случаях речь идет о рабочих днях, а в других - о календарных. В данном случае мы говорим о календарных днях.
Если сумма закупки менее 100 000 рублей, то закупку можно осуществить по пункту 4 части 1 Статьи 93, а если суммы превышают 100 000 рублей, то тогда данные услуги нужно будет закупать по другим пунктам части 1 Статьи 93 ФЗ №44. Все зависит от объема финансирования организации.

Удачных закупок!

Валерия Вахрамеева

Безусловно, в одной статье сложно описать все трудности и сложности работы контрактного управляющего и сотрудника контрактной службы. Те, кто давно в госзаказе – в большинстве своём – говорят, что новичку не стоит и начинать – постоянное напряжение, огромнейшее количество нормативных документов, которые противоречат друг другу, колоссальная ответственность и многое-многое другое.

И работа эта подразумевает труд «во имя идеи, не за страх, а за совесть». НО, с другой стороны – если не боитесь работы, ответственности, хотите получить разнообразный опыт, - то эта сфера деятельности для вас. И после такого приобретенного опыта никакая другая работа не будет сложной. Это точно.

Как выстроить работу Контрактного управляющего

Итак, представим, что вы теперь контрактный управляющий (КУ) в государственной структуре федерального уровня. С чего начать работу? Как правильно её выстроить?

Для начала я бы посоветовала изучить нормативные документы, касающиеся закупок, в вашей структуре. Как минимум, должны быть Положение о контрактном управляющем и Приказ о назначении КУ. Также необходимо ознакомиться с утвержденными Планом закупок (ПЗ) и Планом-графиком закупок (ПГЗ). Взяв за основу исходные данные, можно выстроить свою работу следующим образом:

В первую очередь, определить самые срочные задачи: какие закупки необходимо провести в ближайшее время? Какой объем этих закупок – количество приобретаемых товаров, работ, услуг (ТРУ), сумма контракта, сроки исполнения контракта, внесена ли эта закупка в ПГ и как давно это произошло?

Напомню, что в свете последних изменений ФЗ-44-фз с 01 июля 2018 года не надо ждать 10 дней для публикации извещения после внесения закупки в ПГ для закупок у единственного поставщика и всех повторных конкурсных процедур. Это новшество значительно облегчает работу контрактного управляющего.

Алгоритм проведения закупки

Как только перед вами появится первая цель – провести закупку какого-либо ТРУ – сразу можно выстроить следующий алгоритм действий:

1. Определяетесь с типом закупки – аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. При выборе конкурсной процедуры также необходимо обратить внимание – не включены ли необходимые вам ТРУ в обязательный аукционный перечень. Дальнейшие действия рассмотрим на примере электронного аукциона

2. Если закупка внесена в ПГ - необходимо посмотреть в каком количестве и по какой цене планировалось приобретение, где коммерческие предложения, которыми обосновывали закупку. Если всё это есть, данные актуальные, то можно браться за написание аукциона. Для новичка в госзаказе лучшим путем будет – взять документацию того, как делали ДО него, соотнести данный вариант с последними изменениями в ФЗ и согласовывать документацию. Поступив, таким образом, вы сэкономите также время и силы своих коллег, согласующих вам документацию.

3. Если позиция не внесена – то, поздравляю, с этой закупкой вы начнете с самых первых азов – внесение позиции в План-график с обоснованием что именно собираетесь приобрести, в каком количестве и по какой цене, чтобы определить НМЦК. Самый распространенный способ определения НМЦК – метод сопоставимых (рыночных) цен. Т.е. вы берете 3 (а лучше больше, тогда выборка точнее) коммерческих предложения и по формуле высчитываете «среднюю». Эта «средняя» и будет НМЦК. Затем вносим позицию в ПГ, ждем 10 дней, подготавливаем документацию, согласовываем её, в положенный срок публикуем.

4. Стоит внимательно отнестись к срокам – подачи заявок, их рассмотрения, дате аукциона, подведению итогов. Окончание срока подачи заявок лучше поставить на утро восьмого дня от публикации аукциона. Так для подготовки первого протокола у вас будет больше времени. Также учитывайте, что извещение перед публикацией проходит казначейский контроль и это тоже занимает время.

5. Если заявок на аукцион подано 2 и более, то аукциону быть. И вам, как новичку, наверняка будет интересно смотреть процесс торгов онлайн в личном кабинете на торговой площадке. После аукциона вы подводите его итоги, публикуете протокол рассмотрения вторых частей заявок. Затем вы выходите на подписание контракта. Электронная торговая площадка устроена так, что программа блокирует подписание контракта ранее, чем это разрешает закон. Поэтому следите за сроками на площадке – и будет вам счастье.

6. Следующий этап – исполнение контракта. Не вдаваясь во все подробности этого процесса, кратко также можно подвести итог, что с 01 июля 2018 года ФЗ №44-ФЗ позволяет нам не публиковать Отчеты по исполнению контрактов по большинству процедур. Подотчетными остались закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия, или если НМЦК превышает один миллиард рублей. Это новшество закона также существенно облегчает работу КУ.

Вывод

Подводя итог всей статьи, можно сказать, что работа контрактного управляющего и сотрудника контрактной службы многогранна, подразумевает необходимость владения большим спектром знаний и умений, каждый день будет происходить что-то новенькое, почти каждая проведённая закупка вновь будет оборачиваться очередным форс-мажором по различным обстоятельствам.

Работа требует предельной концентрации и внимательности, аналитического склада ума, отличной памяти, вы должны быть «универсальным бойцом» - и бухгалтер, и экономист, и юрист, и строитель, и учитель, и доктор и т.д. и т.д. – в зависимости от того, в какой области государственного заказа вам предстоит трудиться.

  • On 29.12.2016
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Банковская гарантия, Допуск к закупкам, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

О системе госзакупок слышали, наверное, все, но до сих пор многие бизнесмены относятся к ней с настороженностью. В большинстве случаев это связано с недостаточной информированностью. На самом деле все, что нужно для участия в госзакупках - предпринять несколько несложных предварительных шагов.

Госзакупки - не только прибыль, но и престиж

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам? Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли. А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.

Основные понятия

Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера - соревновательный характер, справедливость и эффективность.

Государственными закупками (госзакупками ) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками . Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки - это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.

Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, для удобства поставщиков существуют , например, Контур.Закупки.

Что такое конкурс и аукцион?

Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.

Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.

Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Электронный аукцион проводится оператором - Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.

Для того чтобы участвовать в конкурсе , нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме - это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.

В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее подготовиться. Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок - это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Внимание!

1. При определении совокупной доли участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также юридических лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственных обществ необходимо руководствоваться Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14.

2. В целях применения Закона N 223-ФЗ при расчете долей юридических лиц, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 1 данного Закона, в уставных капиталах хозяйственных обществ не учитываются:

1) привилегированные акции банков, указанные в ч. 1 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2014 N 451-ФЗ);

2) привилегированные акции кредитных организаций, которые приобретаются за счет средств, определенных в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 13.10.2008 N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (ч. 6 ст. 4 данного Федерального закона).

Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет средств, полученных в качестве дара (пожертвования, благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, средств, полученных от приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС), либо осуществляющие закупки для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, далее - ЕИС);

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет средств, полученных в качестве дара (пожертвования), по завещанию, грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки для привлечения третьих лиц к исполнению большинства контрактов, по которым предприятие является исполнителем (при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС);

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (если положение о закупке размещено в ЕИС до начала года);

Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства (включенные в перечень утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р). Исключением являются случаи, когда такие предприятия проводят закупки за счет субсидий из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ в государственную собственность РФ объектов недвижимости.

Примечания:

1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) автономные учреждения, которым предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств должны руководствоваться положениями указанного Закона .

2. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ некоторые юридические лица при закупке за счет бюджетных инвестиций, предоставленных им в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, также должны применять положения Закона N 44-ФЗ в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством в рамках договоров об участии РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в собственности субъекта инвестиций.

3. По общему правилу государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки по Закону N 223-ФЗ, если положение о закупке размещено в ЕИС до начала года (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Вместе с тем они вправе их проводить сразу после размещения в ЕИС положения о закупке и плана закупки (ч. 13 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Кроме того, с 31.07.2019 расширен перечень средств, за счет которых они и бюджетные учреждения могут осуществлять закупки в рамках данного Закона (пп. "а" п. 4 , пп. "а" п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Так, чтобы провести в 2019 году закупки за счет этих средств, до 01.10.2019 унитарные предприятия и бюджетные учреждения могут изменить и (или) утвердить положения о закупке и планы закупок (ч. 12.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Действие Закона N 223-ФЗ распространяется на юридических лиц с момента их регистрации на территории РФ (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9983). Однако, чтобы осуществлять закупки на основании данного Закона, необходимо утвердить и разместить в ЕИС положение о закупке (ч. 2 ст. 2 , ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). На утверждение положения у перечисленных в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчиков, созданных после 1 января 2012 г., есть три месяца со дня регистрации в ЕГРЮЛ. Указанным в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ заказчикам, созданным после 1 февраля 2018 г., предоставлен такой же срок на утверждение положения о закупке или принятие решения о присоединении к положению о закупке в соответствии с ч. 3 - 5 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

По мнению Минэкономразвития России, заказчики в течение трех месяцев с момента регистрации вправе осуществлять закупки в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9983). При этом такое право прекратится раньше, если заказчик разместит в ЕИС утвержденное положение о закупке или принятое решение о присоединении к положению о закупке.

Рекомендуем при закупке товаров (работ, услуг) во время переходного периода руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ. Это снизит риск предъявления возможных претензий к заказчику, поскольку будет полностью соответствовать принципу добросовестности поведения участников рассматриваемых правоотношений.

Если обязанность применять Закон N 223-ФЗ появилась у заказчика из-за изменения совокупной доли участия в его уставном капитале РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, лиц, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1 данного Закона, дочерних обществ, то разместить в ЕИС утвержденное положение о закупке нужно в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли (ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Перечисленные в п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ юридические лица могут принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному компетентным органом лица, указанного в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Тогда в ЕИС вместо положения о закупке размещается такое решение (ч. 4 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Следует учитывать, что изменение организационно-правовой формы заказчика не может повлиять на уже объявленные закупки. Они должны быть завершены в соответствии с нормами того закона, на основании которого размещены (Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-181).

Действие Закона N 223-ФЗ не распространяется на перечисленные в ч. 2.1 ст. 1 этого Закона организации, которые разместили в установленном порядке информацию, предусмотренную данной статьей.

В соответствии с указанной нормой действие названного Закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

1) на субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, если их общая выручка от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, или от регулируемых видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в отдельных сферах, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

3) дочерние хозяйственные общества перечисленных в п. 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

Эти исключения действуют, если информация об объеме выручки субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и упомянутых в данной норме дочерних хозяйственных обществ размещена в ЕИС. Порядок размещения этой информации определен Положением о размещении в единой информационной системе информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации (утв. Постановлением продукции машиностроения должны быть согласованы с координационным органом Правительства РФ.

Под закупкой в таких случаях понимается заключение за счет средств инвестиционных проектов (ч. 5 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ):

Договоров на поставку товаров, которые соответствуют критериям из Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1521;

Договоров на выполнение работ (оказание услуг), договоров аренды (включая договоры фрахтования и финансовой аренды), предусматривающих использование указанных ранее товаров.



Просмотров