Государственное регулирование индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации: функции, значение, проблемы, перспективы. Государственное регулирование сферы сервиса и туризма

Оказание туристских услуг - это предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Подписаться

Большинство норм Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско-правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы. Первая группа - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии (общие акты):
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др.

Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты):
- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту";
- постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта";
- постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 "О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации";
- постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации";
- Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142;
- Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. N 310, и др.
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), лежащих в основе сертификации туристских услуг:
- ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения";
- ГОСТ Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов";
- ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" и др.

ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования", введенный в действие с 1 июля 2001 г., восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, отсутствующие в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально-деловые, спортивные, религиозные, с другими целями). Стандарт определил условия для договоров о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны - иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом, для договоров между туроператором (турагентом) и туристом в части ответственности туроператора (турагента), определил требования к информации о туре, содержание памятки для туриста, требования к офису туроператора (турагента), оказывавшего туристские услуги.

Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, т.е. проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности - это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.

Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Таможенный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ, глава 48 "Страхование"; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. N 371 "О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 г. N 488 "О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации".

Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.
Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ.

Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:
- Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. "О сотрудничестве в области туризма";
- рекомендательный законодательный акт от 29 октября 1994 г. "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма";
- Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. "Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ" и др.

Повышению значимости туризма способствуют также программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира.

1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма.

2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма.

3. Хартия туризма и Кодекс туризма, одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса.

4. Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами.

5. Директива Совета Европейского экономического сообщества "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" (Люксембург, 1990 г.) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран - членов общего рынка, касающиеся путешествий и отпусков.

6. Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области.

7. Заявление ВТО в области предотвращения организованного *-туризма (Мадрид, Испания, и Сент-Винсент, Балле-д"Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что *-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям в медицинской и социальной сфере, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного *-туризма, для защиты детей от * эксплуатации в туризме.

8. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определила, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех социальных слоев. Декларация установила критерии для определения социального туризма.

9. Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов.

10. Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров.

По материалам книги О.В. Кузнецовой - "Настольная книга туриста. Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила. Практическое пособие"

В государственном регулировании туризма выделяют два уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.

Рассматривая форму как внешнее выражение содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в туризме и индустрии гостеприимства

    Налоговое регулирование

    Денежно-кредитное регулирование

    Бюджетное регулирование

    Ценовое регулирование

    Социальное регулирование

    Регулирование условий труда

    Регулирование охраны и восстановления окружающей среды

    Антимонопольное регулирование

    Внешнеэкономическое регулирование

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

    Создания нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

    Содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

    Зашиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

    Лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

    Установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

    Прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

    Создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

    Налогового и таможенного регулирования;

    Предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

    Содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

    Развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

    Содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

    Обеспечения картографической продукцией.

  1. Оффшорный бизнес и туризм.

Термин «оффшорный бизнес» появился одновременно с возникновением регионов, в которых отсутствовало налогообложение. С этого момента зоны оффшора стали самыми привлекательными для предпринимателей различных уровней и «мастей». И по сегодняшний день оффшоры используются как инструмент снижения затрат на уплату налогов, инвестиций и торговых операций.

В оффшорных зонах бизнес смог «выйти из тени». Ведь именно оффшор позволил реализовывать те проекты, для осуществления которых в других странах пришлось бы затратить куда больше средств.

Оффшорный бизнес сегодня играет большую роль в мировой экономике. Среди прочих преимуществ оффшорного бизнеса можно отметить:

    Законодательно гарантированную защиту всех финансовых сбережений

    Надежную защиту от инфляции

    Ограниченную правовую ответственность

    Возможность снижения расходов на деятельность компании

    Упрощенную систему контроля за валютными операциями

    Отсутствие ограничений на импортные и экспортные операции

    Минимальные требования к отчетности и наличию разрешительных документов.

Оффшорной зоной считается страна или территория, законодательством которой разрешено регистрировать и функционировать оффшорным компаниям - компаниям, которые извлекают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации. Исходя из этого, оффшорная компания лишается права заключать контракты с местными физическими лицами (жителями зоны) или юридическими лицами (резидентами). Оффшорные зоны в специальной литературе часто называют „налоговыми гаванями", так как компании, зарегистрированные в них как оффшорные, получают реальные налоговые льготы, разрешение на упрощенную отчетность. В этих зонах отсутствуют валютные ограничения. Регистрация фирмы осуществляется быстро, просто и достаточно дешево.

Главными причинами привлекательности оффшорных зон для предпринимателей являются, как правило, следующие обстоятельства:

    налог на прибыль отсутствует, или не превышает 1-2% (за исключением Кипра, где этот налог - 4,25%), или заменен ежегодным сбором от 100 до 1000 долларов в год, в зависимости от страны или территории, и не зависит от размера дохода фирмы;

    налог на вывоз доходов: дивидендов, банковского процента, платежей роялти и пр. - отсутствует;

    процедура регистрации фирмы максимально упрощена: не устанавливается, как правило, минимальный размер уставного капитала; личности владельцев фирмы не разглашаются;

    ограничения на вывоз валюты отсутствуют - это означает, что фирма может свободно открывать депозиты в любой валюте, в любых иностранных банках, получать и осуществлять платежи без ограничений в любой валюте;

    предельно упрощена процедура управления фирмой, иногда она вообще условна;

    возможность выпуска акций на предъявителя во многих оффшорах обеспечивает анонимность владельца;

    нарушение налогового или таможенного законодательства в большинстве оффшорных зон не считается уголовным преступлением;

    отчета по ведению учета или налоговой декларации законодательство здесь не требует; единственная форма отчетности - ежегодный финансовый отчет, который в некоторых зонах тоже не требуется;

    расходы по созданию оффшорной фирмы на этапе регистрации составляют от 0,3 до 4,0 тыс. долларов, в зависимости от страны или территории;

    персонал, управляющий фирмой, имеет существенные налоговык льготы;

    процедура ликвидации оффшорной фирмы крайне проста.

В мае 2000 г. „Форум финансовой стабильности", созданный при содействии глав Центральных банков и министерств финансов стран « большой семерки», определил „рейтинг надежности оффшорных зон" по степени их прозрачности перед контролирующими органами.

К первой группе (наиболее прозрачной) отнесены: Сянган (Гонконг), Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, острова Мэн и Джерси.

Ко второй: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан (Малайзия), Макао, Мальта, Монако.

В третью группу вошли: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Антильские острова, остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Терке и Кайкос, Вануату.

Своеобразный „налоговый рай" оффшорных зон, с одной стороны, и малоэффективная налоговая система во многих странах, - с другой, обусловили интерес ведущих турфирм и предпринимателей/занимающихся туристской деятельностью, к оффшорному бизнесу.

Интерес этот реализовался в двух основных направлениях. Во-первых, крупные туристские фирмы, прежде всего туроператоры, через различные схемы стали уводить свои доходы и прибыли. Так, например, оффшорные фирмы стали использоваться для увеличения издержек туристских услуг с целью уменьшения налогооблагаемой базы за счет включения в издержки якобы выполненных оффшорной фирмой для туроператора работ или услуг за рубежом. Как правило, свидетельством выполнения этих работ служит обычный акт приемки-сдачи. Но проверить факт реального выполнения каких-либо работ за рубежом практически невозможно, ибо оффшорная компания подчиняется только законам страны или территории регистрации и не обязана выполнять предписания и запросы местных налоговых органов.

Отдельные крупные туроператоры и турагенты приобрели и оффшорную страховую компанию, в которой осуществляют страхование туристов от несчастных случаев, внезапных заболеваний и иных рисков. В данной ситуации расходы по страхованию также повышают издержки турпродукта. Но эти расходы по желанию учредителя в любой момент могут быть возвращены ему или, опять-таки по желанию учредителя, использованы на иные цели.

Еще одним, можно сказать, классическим способом использования оффшора стало применение схемы, при которой прибыль от импорта туристских услуг концентрируется не у местного туроператора, а в самом оффшоре. В этих условиях туроператор получает мизерную прибыль или не получает ее вообще. А чем меньше прибыль, меньше на нее налог. Нет прибыли - нет на нее налога,

Представим, например, что оффшор, учрежденный одним туроператором, купил турпродукт у иностранного контрагента за 500 долларов. После этого оффшор продает этот турпродукт своему туроператору за 600 долларов. В свою очередь, первый туроператор продает турпродукт уже на своем внутреннем рынке за 601 доллар. В данном случае туроператор будет платить налог на прибыль с разницы в 1 доллар. Но такая схема не позволит избежать налога с оборота. Однако из этой ситуации тоже есть выход - продажа турпродукта на внутреннем рынке непосредственно оффшорной фирмой. Особенно интересна данная схема тем туроператорам, в обороте которых велика доля продаж мелким турагентствам. Данная схема позволяет избежать налогов практически полностью, так как выручка от реализации турпродуктов напрямую перечисляется в зарубежный банк. Вместе с тем важно заметить, что все переговоры по заключению контрактов между оффшором и турфирмой необходимо проводить от имени самого оффшора. Следует помнить, что если бизнес имеет международный характер и нет определенного места заключения сделок и принятия решений, практически невозможно определить местонахождение налоговой ответственности.

Во-вторых, туристские фирмы и предприниматели, специализирующиеся на оказании туристских услуг, познакомившиеся с оффшорным бизнесом и изучившие его раньше и глубже других, стали брать на себя функции, строго говоря, не свойственные собственно туризму, и стали выполнять посреднические функции по оказанию услуг разным фирмам и предпринимателям, ищущим способы уклонения от уплаты налогов или способы сохранения своего капитала, по созданию оффшорных компаний, по продаже готовых оффшорных фирм. Внешней формой такого посредничества, сводящего покупателей и продавцов оффшорных фирм, стали туристские поездки или туризм.

В результате в начале XXI в. только в Панаме, например, зарегистрировано более 120 тыс. оффшорных фирм, в Гибралтаре и на „независимых" островах Великобритании - более 42 тысяч.

Изложенное свидетельствует о том, что в настоящее время туризм стал не только важной формой бегства капитала, но и формой аккумуляции капитала в оффшорных зонах.

В итоге туризм своеобразным образом способствовал возникновению на международном рынке ссудных капиталов новых финансовых центров. Такими финансовыми центрами, наряду с традиционными экстерриториальными - Лондоном, Парижем и Цюрихом, стали Сингапур, Сянган (Гонконг), Бахрейн, Кипр, Панама и некоторые другие. По оценкам экспертов, в настоящее время в оффшорных зонах размещено более 5 трлн долларов финансовых ресурсов.

Таким образом, как видно из вышеизложенной информации, международный туризм оказывает положительное влияние на экономическое развитие страны, увеличивая её ВВП, повышая уровень занятости и развивая инфраструктуру. Но, к сожалению, как и всякое другое явление, туризм имеет и отрицательные стороны. К такого рода влиянию туризма относятся:

Экологическое воздействие. Это воздействие выражается в загрязнении воды, воздуха как следствие использования транспорта, ущербе живой природе, уничтожении туристами флоры и фауны, разрушении исторических памятников. Чтобы предотвратить эти негативные последствия, государству следует проводить долгосрочную политику по защите окружающей среды., чтобы сохранить природные ресурсы и туристский потенциал страны.

Социально-культурное влияние. Оно обусловлено различиями в традициях, религии, образе жизни, нормах поведения, привычках людей и многом другом. В этом случае главной задачей является, с одной стороны, избежание конфликтов и возможного отрицательного настроя местного населения к иностранцам, с другой стороны, сохранение самобытности культуры и традиций населения.

Изъятие территорий. Здесь подразумевается то, что территории, занятые объектами туристской индустрии, могли бы быть более эффективно использованы в других сферах экономики.

Таким образом, делая вывод, можно говорить о том, что сфера международного туризма оказывает сильное воздействие на национальную экономику, поэтому в данном случае задачей государства является содействие развитию положительных результатов и нивелирование негативного воздействия.

Государственное регулирование индустрии туризма и сервиса (500 руб.)

1.3. Область задач и функций государственного регулирования в рассматриваемой индустрии

1.5. Группы правовых актов, регулирующих сферу туризма и гостеприимства

1.6. Основные формы регулирования индустрии туризма и гостеприимства

1.7. Лицензирование. Стандартизация. Сертификация.

Аннотация

В данном разделе анализируются вопросы: среда предпринимательства (экономическая, социальная, правовая) и её значение; понятие и значение государственного регулирования в рассматриваемой индустрии; область задач и функций государственного регулирования в рассматриваемой индустрии; понятие туристкой политики, стратегии и тактики; группы правовых актов, регулирующих сферу туризма и гостеприимства; основные формы регулирования индустрии гостеприимства и туризма, а так же лицензирование, стандартизация и сертификация. Главной целью является разобраться каким образом государство регулирует туристскую индустрию, а так же индустрию гостеприимства, какие существуют формы регулирования. Рассмотрены такие основные понятия как: экономическое, социальное и правовое предпринимательства; туристская политика; правовые акты участвующие в регулировании данной индустрии; лицензирование; стандартизация; сертификация.

1.1. Среда предпринимательства (экономическая, социальная, правовая) и её значение

В данном разделе стоит рассмотреть каждую среду предпринимательства отдельно и разобраться в её значении и важности.

1.1.1.Экономическая среда предпринимательства включает в себя сейчас четыре наиболее критических фактора:

· усиливающаяся роль информации

· быстрое развитие технологий

· глобализация

· меняющаяся демографическая ситуация в мире

Происходящие в экономической среде изменения связаны с циклами развития мировой экономики, экономическим ростом и кризисами в разных регионах и странах, рынками капитала, курсами валют, инфляцией, интересами, ценами на мировом рынке и т.д. Влияние экономических циклов на эстонские предприятия действует с некоторым опозданием. Падение мировой экономики проявляется посредством наших партнёров по экспорту обычно позже на несколько кварталов.

Подъём же наступает по большей части синхронно с поднятием мировой экономики. В России важной сильной стороной можно считать стабильную макроэкономическую среду. Это характеризуют система валютного комитета, следование основным принципам уравновешенного бюджета правительственного сектора, обеспечение благоприятного инвестиционного климата, и умеренный уровень налогов.

Российская рабочая сила, ресурсы и различные услуги скорее дешёвые, что в свою очередь благоприятствовало относительно быстрому экономическому развитию в течение нескольких лет. Рост экономики опирался по большей части так же на дешёвые кредиты, которые обеспечивали предприятиям возможность больше инвестировать, а частным лицам больше потреблять.

Большой бум происходил в строительстве жилья. Увы, с ростом зарплат и с ускоряющейся инфляцией повышались так же и производственные расходы, и конкурентная способность предприятий существенно снижалась, что повлекло за собой сокращения.

В 2008 - 2009 годы произошло замедление экономического роста, что больно сказалось на предприятия многих сфер деятельности. В то же время положение не надо драматизировать - циклическое развитие экономике присуще и подъёмы чередуются спадами. Вместе с этим происходят изменения в структуре экономики. Часть некоторых сфер деятельности идёт на спад, но в то же время появляются и новые двигатели роста.

1.1.2. Социальная среда предпринимательства. Социальные изменения проявляются через различные демографические показатели (рождаемость, структура населения по возрастным группам, национальная или религиозная принадлежность, количество семей) . Нужную информацию дают социологические исследования о предпочтениях и об отношениях людей к досугу, экономии, к инвестированию и т. д.

Демографические изменения долговременны и довольно хорошо прогнозируемы. Предпочтения могут быстро меняться, такие изменения часто очень неожиданны. Вместе с социальной сферой рассматривают и культурные факторы. Население РФ хоть и большое, но стареющее.

Плотность заселения слабая на территории страны, но большая плотность наблюдается в столице и близлежащих городах. Безработица остаётся высокой, но есть существенные региональные особенности и наметился в последнее время небольшой положительный сдвиг в сторону уменьшения безработицы.

Безработные с низкой квалификацией не находят подходящих рабочих мест. В то же время малое количество квалифицированных рабочих является препятствием развития предпринимательства.

Безработицу сопровождают бедность, преступность, ухудшение жизненной среды, более чем скромное развитие во многих регионах страны.

Здоровье населения РФ относительно слабое, средняя продолжительность жизни уступает Европейским странам, социальная инфраструктура по большей части устарела. Всё это влияет напрямую, или косвенно на предпринимательство.

Не стоит забывать, что с увеличением количества пожилых людей возрастает объём предоставляемых им услуг, например, построены многие новые и современные дома престарелых. В дальнейшем должна возрасти материальная обеспеченность пенсионеров и вместе с этим готовность платить за различные услуги и изделия, предназначенные для них.

1.1.3. Правовая среда предпринимательства. Формирование правовой среды малого бизнеса является обязательным условием, обеспечивающим субъектом бизнеса экономическую свободу, гарантии и права позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время нормативными и законодательными актами устанавливаются ответственность и обязанности субъектов предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, потребителями (покупателями), партнерами, бюджетами разных уровней за выполнение в сроки и в полном объеме обязательств.

Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, материальных, финансовых и других стимулов, гарантирующих нужную поддержку определенным категориям субъектов предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Чтобы предпринимательство успешно развивалось, государство должно поддерживать законное предпринимательство.

Формирование правовой среды решает многое проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большое препятствие для дальнейшего развития малого бизнеса состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

1.2. Понятие и значение государственного регулирования в рассматриваемой индустрии

Регулируется деятельность гостиничного хозяйства следующим образом:

1) ГК РФ - определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивающий и защищающий экономические и личные права граждан, устанавливающий правила об имущественно и рыночном обороте..

2) Налоговый кодекс РФ - определяющий финансовые обязательства перед государственными органами, муниципальными учреждениями.

3) Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490 « Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в РФ».

4) Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 « Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», устанавливающий цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения по категории («без звезд», «*», «**», «***», «****», «*****»).

5) ФЗ РФ от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «ОБ основах туристической деятельности а РФ», определяющий принципы государственно политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в РФ, регулирующий отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.

6) Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирующий отношения между потребителями и исполнителями услуг.

7) ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности

8) ФЗ «О техническом регулировании»

10) Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания»

11) Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

12) Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и тур-агентами, призванная регулировать подписание и исполнение гостиничных контрактов международного характера.

13) Международные гостиничные правила, одобренные советом Международной гостиничной ассоциации, призванные информировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях.

1.3. Область задач и функций государственного регулирования в индустрии гостеприимства и туризма

В настоящее время одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка современного, всеобъемлющего, целостного законодательства, с учетом норм международного права. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность в сфере туризма РФ, является Закон РФ «О туризме и туристской деятельности» (действует с 2003 года). Он регулирует отношения, касающиеся сферы туризма РФ, и возникающие в сфере туристской деятельности отношения, которые имеют место в процессе реализации прав граждан на отдых, путешествия и свободу передвижения.

Правительство РФ разработало и приняло также Стратегию развития туризма России, которая направлена на стимулирование сотрудничества между государственным и частным секторами в сфере развития туризма и предусматривает самый тщательный подход к созданию мирового бренда России. Главная ее цель - продвижение государства в мировой туриндустрии, стимулируя увеличение количества прибывших туристов и получение прибыли от туристической деятельности.

Достижение поставленной цели развития индустрии туризма предусматривает разработку и реализацию в долгосрочной перспективе целого ряда взаимосвязанных подстратегий в разных сферах туристической индустрии, таких как инвестиционная стратегия, организационная стратегия, внутренняя стратегия, маркетинговая стратегия, стратегия развития инфраструктуры, образовательная стратегия, стратегия высококачественного обслуживания, стратегия диверсификации турпродуктов, стратегия расширения рамок сезона, стратегия исследований и разработок.

1.4. Понятие туристкой политики, тактики и стратегии

1.4.1.Туристкая политика. Туристская деятельность не ограничивается лишь, и исключительно, хозяйственной деятельностью предприятия, а тесно взаимосвязана с функционированием различных организаций, общественных и профессиональных ассоциаций и союзов, региональных, национальных и наднациональных институтов государственного и межгосударственного регулирования. Совокупность действий всех этих элементов, направленная на удовлетворение потребности людей в туристских поездках, и формирует понятие туризма как социально-экономического явления. Совершенно очевидно, что каждая из этих структур, осуществляя свою конкретную функцию, прибегает к использованию концепции маркетинга в туризме. Вместе с тем, не менее очевидно, что цели и задачи концепции маркетинга будут различны, хотя могут и совпадать, у разных субъектов туристской деятельности. Цели и задачи маркетинговой концепции профессиональной ассоциации туристских работников будут отличны от целей и задач маркетинговой политики органов государственного регулирования. Если одни будут ставить своей целью укрепление положительного имиджа туристского бизнеса среди населения, то другим интересно, прежде всего, создание благоприятного образа государства за его пределами с целью привлечения наибольшего количества туристов из-за рубежа в свою страну. Если туристское предприятие, реализуя концепцию маркетинга, стремится к получению максимально-эффективной прибыли путем удовлетворения нужд и потребностей клиентов, то региональная туристская администрация использует концепцию маркетинга для регулирования туристских потоков в свой регион.

Таким образом, наличие продуманной и хорошо спланированной стратегии маркетинга является необходимым элементом не только в хозяйственной деятельности отдельных туристских предприятий, но и иных координирующих и регулирующих органов и организаций.

Стратегия туристского маркетинга в рамках государства выражается в осуществляемой им туристской политике.

Туристская политика государства - это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса.

Основные направления туристской политики России:

защита прав путешествующих;

защита интересов производителей отечественного турпродукта;

всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;

налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике.

Туристская стратегия - выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы.

Туристская тактика - конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Например, Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 была одобрена концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которую можно считать примером стратегии России в области туризма.

Главная цель концепции - создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны.

Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых:

· создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике;

· формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма,

· привлечения инвестиций в эту сферу;

· введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т.п.

Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится получить от него максимальной экономической эффективности.

Вместе с тем, следует отметить, что туристская политика государства не может строиться, исходя исключительно из его внутренних условий. Любое государство, выходящее на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована стратегия туристского маркетинга, зависит роль и место конкретного государства в мировом туристском рынке.

1.4.2. Туристские формальности. На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы разных государств. Таможенное законодательство может как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных туристских формальностей.

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленные государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребывании (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.

В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.

При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).

Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку [email protected]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика туристской деятельности в России. Рассмотрение необходимости государственного регулирования туризма в рамках Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Методы и принципы регулирования туризма.

    доклад , добавлен 02.06.2014

    Характеристика туристической фирмы "Мир Чудес", анализ ее основных экономических показателей и финансового состояния. Нормативно-правовая база регулирования туристской деятельности. Проблемы развития внутреннего и въездного туризма на Дальнем Востоке.

    отчет по практике , добавлен 06.04.2015

    Манильская декларация по мировому туризму. Гаагская декларация по туризму. Глобальный кодекс этики туризма. Манильская декларация по социальному воздействию туризма. Сравнительный анализ термина "Государственное регулирование в области туризма".

    контрольная работа , добавлен 10.12.2014

    Принципы государственного регулирования туристской деятельности и ознакомление с деятельностью Департамента туризма Кыргызской Республики. Государственные органы по регулированию туризма. Порядок работы с документами и составление номенклатуры дел.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2013

    Формы, методы и принципы государственного регулирования туристской деятельности в РФ. Перспективы развития туристской сферы Краснодарского края и источники привлечения в нее инвестиций. Разработка предложений, направленных на развитие туристской сферы.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2016

    История развития туристической отрасли в России, ее место в современной рыночной экономике. Изучение деятельности туристской компании ПАК ГРУПП, ее организационная структура, управление предприятием и должностные обязанности специалиста по туризму.

    отчет по практике , добавлен 26.02.2012

    Понятие и положения туристской отрасли РФ. Исследование конъюнктуры рынка туризма. Анализ развития туристской отрасли в Ленинградской области. Основные экономические показатели деятельности турфирмы, ее конкурентные позиции, направления совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2011

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • историко-правовые особенности развития в России законодательства о туризме и гостеприимстве и его систему;
  • основные понятия, характеризующие туристскую и гостиничную деятельность; нормы законодательства, регулирующие отношения в сфере туризма и гостеприимства;

уметь

Осуществлять сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм при сопровождении предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства;

владеть

Терминологической базой, полученной при прослушивании лекций.

Развитие в России нормативно-правовой основы управления туристской деятельностью и предоставлением гостиничных услуг

Туризм как специфическая форма деятельности возник сравнительно недавно, но корни его уходят в древние времена. Считается, что термин «туризм » ввел французский писатель Анри Стендаль (1783-1843) или, по меньшей мере, он популяризировал его .

В исследованиях истории развития нормативно-правовой базы о туризме и гостеприимстве выделяют определенные периоды, для которых характерны определенные тенденции .

Дореволюционный период (до 1917 г.) связывают прежде всего с принятием во второй четверти XIII в. первых правил предоставления услуг в новгородских гостиных дворах и установлением правовых основ их деятельности. Был выработай устав гостиного двора («скра»), где устанавливались правила совместного проживания в нем, об организации деятельности и административном устройстве, порядке размещения купцов, размере платы за постой, ограничениях по количеству гостей и срокам их нахождения во дворах . В уставе содержались нормы, касающиеся пользования помещениями двора и порядке их содержания, а также нормы, предписывающие правила поведения и проживания во дворе, правила внутреннего распорядка, в том числе о форме одежды и поведении за столом, по противопожарной безопасности. Позже, во время правления Ивана III, был издан приказ, запрещающий приезжим купцам размещаться и торговать на дворах удельных князей и предписывающего создавать для них специальные гостиные дворы . Он стал правовой основой для развития гостиных дворов как объектов временного размещения, появление которых в Москве начинается с 1504 г.

В XV в. для препровождения правительственных гонцов и посланников, т.е. в государственных целях, учреждается Ямской приказ. По всей Руси создавались ямские станции, вменялась тяговая повинность и устанавливались нормы об управлении ямщиками. Для целей ночлега и отдыха «ямами» как гостиницами постоянно пользовались служилые люди и духовные лица. Интенсивное развитие постоялых дворов на Руси происходит в XVII-XIX вв., что связано с распространением регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге. Ямщики, державшие лошадей, перевозили всех, кто имел специальное разрешение или платил деньги. Эти основные услуги дополнялись услугами размещения и питания, которые предоставлялись на постоялых дворах в ямских поселках.

В 1821 г. было принято Положение о гостиницах, ресторациях, кофейных домах, трактирах и харчевнях, а в 1835 г. - утверждено новое Положение о трактирных заведениях и местах для продажи напитков. Здесь регламентировался режим работы гостиничных заведений, их внутреннее устройство и оборудование, перечень лиц, которым запрещалось находиться в подобных заведениях. Гостиницы выделялись как специальные учреждения, сдающие внаем жилые помещения, чего не могли делать трактиры, предоставлявшие лишь услуги питания. Во второй половине XIX в. растет число путешествий, предпринимаемых по «частным» делам и прежде всего с целью отдыха на активно развивающихся курортах Крыма, Краснодарского края и Кавказа, что, в свою очередь, дает толчок к развитию гостиничного строительства.

Следующий , второй , период развития законодательства о туризме и гостеприимстве охватывает время с 1917 по 1993 г. В январе 1918 г. была принята Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая вместе с Конституцией Советской Республики, утвержденной 10 июля 1918 г. стала основным законом государства. С образованием СССР федеративное устройство страны, куда вошла РСФСР, было закреплено в Конституции СССР, утвержденной 31 января 1924 г. Принятые акты стали основой для становления и развития нормативно-правовой базы основных направлений туристской деятельности - внутреннего и иностранного туризма.

Становление и развитие внутреннего туризма неразрывно связано с созданием законодательной базы санаторно-курортного, экскурсионного и ресторанно-гостиничного дела. Для становления и развития санаторно-курортного дела большое значение имеет Декрет СНК от 4 апреля 1919 г. «О лечебных местностях общегосударственного значения», в котором устанавливалось право собственности государства на имущество, обслуживавшее ранее курорт и находящиеся на землях, приписанных к курорту . Здесь определялись виды лечебных местностей (курортов), порядок придания им статуса общегосударственного значения, ограничивалось использование этих ресурсов исключительно для лечебных целей. Управление курортами, имеющими общегосударственное значение, было возложено на Народный комиссариат здравоохранения. Общее руководство этот орган осуществлял в отношении курортов местного значения. В соответствии с Декретом СНК от 21 декабря 1920 г. «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» под санатории и здравницы для рабочих и крестьян были переданы дачи и особняки, ранее принадлежавшие крупным помещикам и капиталистам .

Правовой основой для развития другого важного направления стало Постановление СНК от 13 мая 1921 г. «О домах отдыха» , организация которого была поручена профсоюзам.

Формировавшаяся система государственного управления курортами получила закрепление в Декрете ВЦИК и СНК от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения» и Постановлении СНК от 24 июня 1921 г. «Об организации Центральной курортной комиссии при ВЦСПС». Управление лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения РСФСР входило в компетенцию Народного комиссариата здравоохранения РСФСР через местные курортные управления. На значение, которое придавалось развитию курортного дела, указывает Декрет ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г. «О неуклонном исполнении декретов о курортах», где подчеркивалось, что принятые в этом направлении нормативно-правовые документы подлежат неуклонному исполнению. В 1922 г., в условиях новой экономической политики, принимается решение об открытии частных санаториев. Эксплуатация курортов допускалась и на хозяйственных началах, с целью чего Народному комиссариату здравоохранения были предоставлены полномочия заключать договоры с правительственными, профессиональными, кооперативными и другими организациями на право пользования дополнительно санаториями и курортами для их членов и семей за счет организаций, а также сдавать в аренду частным лицам отдельные санатории и общежития для использования под курортные нужды. Для перехода курортов общегосударственного значения на хозяйственный расчет был принят Декрет СНК от 13 марта 1923 г. «Об организации курортного дела» и для управления им создано Главное курортное управление. Для обеспечения полной возможности хозяйственной эксплуатации курортов и расширения курортного дела устанавливались льготные условия их финансирования. В 1925 г. был открыт Всесоюзный санаторный пионерский лагерь «Артек». В 1928 г. создается акционерное общество «Советский турист», правовой основой для чего стали ГК РСФСР 1922 г. и Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г. Идея массового туризма достаточно быстро получила воплощение в платных путевках, которые предлагались во все концы страны .

В конце 1920-х гг. принимаются организационно-правовые меры, направленные на объединение туристского движения вокруг Российского общества туристов, которое к 1929 г. превращается в его руководящий центр, и создание затем массовой туристской организации Общество пролетарского туризма. Ее первичной организацией стала ячейка, создаваемая на предприятиях, учебных заведениях, учреждениях, в армии.

К 1929 г. относят разделение туризма в СССР на внутренний и иностранный, что связывается с принятием Постановления Совета труда и обороны от 11 апреля 1929 г. «Об организации Государственного акционерного общества но иностранному туризму в СССР» . Отмечается, что такое деление, не соответствующее мировой практике, стало основной спецификой правового регулирования в СССР, обозначаемое как наличие «двойного» стандарта во всех сферах туристского обслуживания . Такой подход стал основой для правовых решений. Внутренний туризм был отнесен к компетенции Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, а иностранным туризмом стало заниматься ВАО «Интурист».

Направление развития санаторно-курортного дела в 1930-е гг. определил ряд нормативно-правовых документов, ставших его правовой основой, в частности Постановление СНК от 25 января 1930 г. «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния советского туризма и экскурсионного дела», где установлена необходимость учета медицинских факторов для организации туристской деятельности. Другим важным документом стало Постановление СНК от 8 марта 1930 г. «О слиянии акционерного общества “Советский турист” с Обществом пролетарского туризма РСФСР и создании Всероссийского добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий», ликвидированного затем в 1936 г. В 1932 г. создается Всесоюзное объединение курортов (Союзку- рорт), руководившие трестами общесоюзного значения, в которые вошли санатории и лечебные учреждения курортов, расположенные на всей территории страны. К 1936 г. сформировался Всесоюзный Центральный Совет профессиональных союзов (ВЦСПС), на который возлагалось руководство работой экскурсий, массовым туризмом и альпинизмом. В системе ВЦСПС начало работу туристско-экскурсионное управление. Заметным событием развития нормативно-правовой базы туризма и санаторно-курортной сети стало принятие Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г., где было установлено, что одним из способов обеспечения права трудящихся на отдых является предоставление для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха .

Решение задач в сфере туризма осуществлялось, таким образом, путем реорганизации этой деятельности на основе централизованного партийно-правительственного руководства и концепции планового туризма.

В военный период на базе санаторно-курортных учреждений была организована госпитальная база, а курортному хозяйству страны был нанесен огромный ущерб. В период войны была прекращена деятельность Туристско-экскурсионного управления ВЦСПС, которая возобновилась к ее окончанию. Совнарком ССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», и после разгрома фашистских захватчиков началось восстановление материально- технической базы курортов, что было выполнено уже к 1950 г. В послевоенный период принимаются меры по вовлечению трудящихся в самодеятельные походы и путешествия, правовой базой чего стало Постановление Президиума ВЦСПС от 26 сентября 1950 г. «Об улучшении работы профсоюзных организаций по развитию массового туризма».

Экскурсионное дело. К правовым актам сферы туризма, нацеленным на пропаганду памятников культуры, можно отнести Декрет от 12 апреля 1918 г. «О памятниках республики» ; Постановление Совета Народных Комиссаров «О постановке в Москве памятников великим людям» от 17 июля 1918 г.; Постановление СНК от 30 июля 1918 г. «Об утверждении списка памятников великим людям» ; Декрет СНК от 5 декабря 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Памятники культуры должны были стать объектами экскурсионных и туристских маршрутов, с целью чего в 1920 г. при Народном комиссариате просвещения создается экскурсионное бюро. Среди его основных задач была работа по созданию экскурсионной методики, координация деятельности всех экскурсионных учреждений, возникающих при профсоюзах и различных организациях. Экскурсии рассматривались как одно из доступных для широких трудящихся масс средств образования и воспитания.

Гостиничное дело. Развитие гостиничного дела начинается с декрета 1918 г. о национализации всех гостиниц. Они передаются в ведение местных органов власти и используются как жилые дома, в которые переселяют людей из трущоб. В 30-е гг. прошлого века в СССР происходит восстановление и развитие гостиничной отрасли, в рамках которой формируются просуществовавшие до 1991 г. гостиничные предприятия двух типов (для советских граждан и иностранцев).

Гостиничные услуги планировались централизованно и предоставлялись советским гражданам коммунальными гостиницами, включенными в систему огосударствленного жилищного хозяйства, предприятия которого одновременно находились также и в ведении исполкомов советов депутатов трудящихся. С 1943 г. коммунальные гостиницы перешли в непосредственное подчинение коммунальным отделам исполкомов городских Советов депутатов трудящихся . Предоставляемые гражданам услуги гостиниц регулировались нормативно-правовыми актами высших органов исполнительной власти Союза ССР, в основном нормами императивного характера, устанавливающими дозволительный порядок предоставления гостиничных услуг . Характерно, что законодательство этого периода не выделяло гостиничные услуги как деятельность, осуществляемую на основе гражданско-правового договора. ГК РСФСР 1922 г. вообще не содержали норм об оказании услуг. Деятельность гостиниц регулировалась нормами жилищного права, направленными на размещение временно прибывших в связи со служебной командировкой или по личным делам лиц. Номера и койки в гостиницах было запрещено предоставлять для длительного размещения, т.е. еверх одного месяца или сверх срока командировки. Нарушители выселялись из гостиниц в административном порядке. Тарифы на услуги гостиниц, в том числе номера и койки для проживающих в них устанавливались постановлениями президиумов городских советов депутатов трудящихся и затем утверждались СНК СССР и краевыми (областными) исполкомами. Оборудование гостиниц местных Советов РСФСР осуществлялось на основе типовой номенклатуры предметов и в зависимости от разряда гостиницы. Нормативно регламентировался перечень мебели, оборудования, мягкого и жесткого инвентаря для номерного фонда, холлов, вестибюлей, мест общего пользования. Основным предприятием, осуществлявшим хозяйственную деятельность на принципах хозяйственного расчета, являлся гостиничный трест местного Совета депутатов трудящихся, действовавший на основе типового устава. Гостиница признавалась самостоятельной хозяйственной единицей, действовавшей на принципах хозяйственного расчета, отвечавшая по своим обязательствам собственным имуществом. Устав также регулировал фонды гостиницы, ее отчетность и ревизию ее деятельности, тарифы на коммунальные услуги и т.д. В компетенцию треста входило хозяйственное управление подчиненными ему хозяйственными единицами, предоставлявшими гостиничные услуги (жилые помещения для размещения гостей, предприятия общественного питания, буфеты, рестораны, подсобные предприятия), организация их капитального и текущего ремонта, распределение лимитов, внедрение хозяйственного расчета на предприятиях треста при обслуживании проживающих в них граждан и т.д.). В период после окончания Великой Отечественной войны в обновляющемся законодательстве о туризме и гостеприимстве формируются характерные тенденции регулирования. Среди них можно отметить повышение требований к материально-технической базе гостиниц и домов приезжих, упорядочение их штатных нормативов; установление правил взаимоотношений между проживающими и работниками гостиниц, предоставляющими регламентированный набор услуг в соответствии с типовыми должностными инструкциями .

Инфраструктура внутреннего туризма в целях отдыха и лечения в значительной степени обновляется за счет развивающейся в этот период материально-технической базы курортов, профсоюзных здравниц. В связи с этим принимаются нормативные документы, ставшие правовой основой для масштабного развития курортного дела и оздоровления значительного числа трудящихся.

Принятый в 1964 г. ГК РСФСР в целом закрепил сложившийся подход к правовому регулированию сферы туризма и гостеприимства, правоотношения в которых рассматривались как жилищные. Основанием предоставления гражданам жилых помещений в гостиницах признавался договор их найма, на основе которых возникало субъективное право временного пользования. В случаях, когда это право прекращалось по основаниям, установленным в законе, граждане выселялись без предоставления другого помещения .

Особенности нормативно-правового регулирования приема и обслуживания иностранных туристов получили отражение в целом ряде мер и специальных законодательных актов советского периода развития сферы туризма и гостеприимства. В 1929 г. было образовано Государственное акционерное общество но иностранному туризму СССР (ГАО «Интурист»), входившего в систему Наркомата внешней и внутренней торговли СССР , а затем двумя годами позже учреждается Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»), включившее в себя гостиничные комплексы крупнейших городов Союза ССР. Далее в 1933 г. оба акционерных общества объединяются во «Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР» (ВАО «Интурист»), монопольно осуществлявшее прием и обслуживание всех иностранных гостей независимо от цели визита и в 1939 г. вошедшее в систему Народного комиссариата внешней торговли СССР .

Для послевоенного периода характерна тенденция увеличения числа въезжающих на территорию страны иностранных гостей, в связи с чем для повышения уровня их обслуживания принимается целый ряд мер правового характера. С1958 г. иностранным туризмом начинает заниматься вновь созданные организации - Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. В 1964 г. ВАО «Интурист» переходит в непосредственное подчинение Совета

Министров СССР, где создается Управление по иностранному туризму, а из представителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций образуются Коллегия и Совет по туризму . Эти организационно-правовые мероприятия, связанные с централизацией функций управления гостиничными предприятиями, занимающимися обслуживанием въезжающих в страну гостей, были направлены на развитие иностранного туризма.

Таким образом, подводя итоги можно подчеркнуть, что развитие в России нормативно-правовой основы управления туристской деятельностью и гостиничным хозяйством до революции 1917 г. характеризуется тем, что в этот период начинают формироваться основные взгляды на проблему правового регулирования отношений по оказанию услуг в сфере туризма и гостеприимства, что находит отражение в правовых нормах различных правовых актов.

В период после революции и до конца 80-х гг. прошлого века доминирующим является публично-правовое регулирование и «предписания» государственных органов участникам правоотношений в сфере туризма и гостиничного хозяйства. В целом акты принимаемого законодательства о туризме оставались разрознены и имели пробелы, отражали классовый подход и основывались на революционной целесообразности. Системный подход выражался прежде всего в раздельной законодательной регламентации регулирования внутреннего и въездного туризма.

Вместе с тем необходимо отметить, что изучение системы современного действующего законодательства о туризме и гостиничном хозяйстве, ее развитие возможно только на основе знания и критического восприятия ранее действовавшего правового регулирования этой сферы.

  • См.: Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki


Просмотров