Государственная тайна: Министерство обороны Российской Федерации. На страже государственной тайны Служба защиты гостайны

У нас в команде кто-то ходил в аспирантуру, кто-то на военную кафедру, кому-то служить не позволили здоровье или другие обстоятельства. Короче, служили трое.

Что интересно, все трое вместо обычных армейских баек и страшилок рассказывают, как служба помогла им прокачать айтишные и околоайтишные навыки. Верстальщик, например, научился чинить технику. Сисадмин стал стрессо- и отказоустойчив. А джуниор понял, что по жизни хочет заниматься веб-разработкой.

“У вас неправильные полигоны на танках”, или судьба верстальщика



Наглядное пособие, как спрятать рояль в кустах.

Жора явился в военкомат сам, когда в ИТ-колледже его не допустили до сдачи диплома. Верстку он уже выучил, служить считал своим долгом, а терять год после учебы не хотел.

За права на вождение грузовика и отменное здоровье парня определили служить водителем-механиком танка. Занятия на полигоне шли по несколько дней в неделю, а в перерывах Жора был компьютерщиком в штабе.

“Когда я только попал на службу, то считал, что хорошо владею офисным и графическим ПО. Как же я ошибался! В армии вся работа за компьютером происходила по принципу “есть задача => делай, что хочешь, но сделай” - то есть, с любым ремонтом и любым ПО надо было разобраться с нуля и влет”.


Жорин кабинет был на заглавной картинке, а это - танкодром, где он проводил остальное время.

Первые полгода прошли в учебной части: там был комп с одноядерным процессором (1.3 ГГц), 512 мегабайтами оперативки и Windows XP.

“Казалось бы, для делопроизводства нормально. Но комп лагал невыносимо. Проблема выяснилась быстро: каждые полгода за него садился новый человек и оставлял свой программный мусор. Программную чистку, чистку реестра на нем не проводили с момента покупки. Я сел, разобрался и все сделал. В механическом плане тоже пришлось повозиться: кулеры забились клочьями пыли, термопаста давно высохла”.

А вот в боевой части все было по-правильному с самого начала, потому что Жора работал на ноутбуке своего капитана.

“Командир роты купил технику на свои, и за ноутбуком я следил пристально: как механически, так и программно. Даже приобрел модем и выходил в интернет, чтобы обновлять операционку и все ПО”.


Жорин танк стреляет ночью.

В общем, за год службы Жора просто колоссально поднял свой уровень работы с программным обеспечением и техникой. И про танки тоже многое узнал: например, чтобы холодная машина поехала при -30, нужно прогревать ее полчаса.

“Родина вас не забудет, но чтобы поспать осталось два часа”, или становление сисадмина

Володя попал в армию, потому что днем вместо учебы тянул интернет по квартирам, а вечером подрабатывал оператором в колл-центре. В итоге, в институте пришлось взять академ. Следом за академом пришел аэродром:

“Мы попали на место службы зимой, и как-то снега навалило столько, что нас подняли ночью - откапывать фонари на взлетно-посадочной полосе. А ВПП - это пять километров и штук 500 фонарей”.


Сам фонарик небольшой, но также надо расчищать снег в радиусе нескольких метров от него.

В пять утра наш прапорщик сказал: “Товарищи солдаты, Родина вас не забудет. До завтрака осталось 2 часа - вот, можете поспать”.


Сами машины мало отличались от тех, что стояли в часть у Жоры.

Не спать по ночам по-прежнему приходилось: например, во время учений, когда за несколько часов нужно было с нуля освоить редактор Visio для Windows и сделать в нем схему приема сигналов от других войсковых частей.

Заправить картриджи, установить программы без флешки и CD-rom’ов (по требованиям безопасности) - все это тоже было, в любое время. Это вырабатывало стрессо- и отказоустойчивость, а заодно приносило бонусные увольнительные и железо для “своих” машин.


Иногда вместо ужина Володя оставался, чтобы апгрейдить свой компьютер.

Опыт настройки компьютеров, рабочих мест и оргтехники пригодился на гражданке. Вернувшись и восстановившись на вечернем, Володя стал искать работу помощником сисадмина. Но мы взяли его сисадмином сразу. Потому что толковый.

Ракетная шахта в Ростове или выбор джуниора

Вадим закончил ИТ-колледж и успел поступить в вуз, но повестка уже ждала и пришлось брать “отпуск в армию”.

Служил он практически в центре родного города: на территории артиллерийского училища была ракетная шахта в натуральную величину, точная копия центра управления, муляжи ракет.


Вот это все Вадим протирал тряпочкой, тестировал и настраивал, прежде чем в учебный модуль запускали курсантов-ракетчиков.

“Меня брали в основном на физические работы. Но как-то подошел офицер: “Компьютерщик же? У нас Call of Duty лагает” .

С тех пор, если что настроить, починить или на компьютере сделать - звали. Но это было редко. О том, что парень айтишник, всерьез вспомнили только перед дембелем. Предложили остаться по контракту в отделе внутренней безопасности и защиты государственной тайны. “Я подумал - а почему нет. Стабильность, льготы, обучение”.

Оказалось, что кандидатуру будут рассматривать почти год. Вадим вернулся домой, стал ждать и вспоминать выученный в колледже C# и самостоятельно освоенный JavaScript. В итоге, победила страсть к веб-разработке. Вадим сходил на собеседование к нам и забыл о карьере военного.

P.S. В общем, звание «компьютерщика» и тяга к практическим знаниям, они везде выручают. А вы как провели время до 27 лет?

“Организация защиты государственной тайны в России”


Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Задачи обеспечения безопасности государства предопределяют необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны (ГТ), создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы.

Разглашение или передача сведений содержащих ГТ (по халатности или со злым умыслом), шпионаж в пользу иностранных государств, утеря секретных документов, публикации в средствах массовой информации документов составляющих ГТ, представляли в Российской империи и представляют сейчас серьезную угрозу государственной безопасности (ГБ). Поэтому одной из важнейших задач обеспечения ГБ является предупреждение и выявление вышеуказанных действий, а также ликвидация их последствий, путем создания специальных органов охраны ГТ, принятия законодательных актов регламентирующих их деятельность, а также принятие законов призванных обеспечивать наказание лиц, совершивших преступления направленные на подрыв ГБ.

Цель цикла статей состоит, прежде всего, не только в изложении истории становления законодательных, уголовно - правовых актов и предупредительных мер по организации защиты государственной тайны ГТ, но и в (что является весьма актуальным) организация защиты ГТ в настоящее время в Российской Федерации.

Некоторые периоды, в истории организации защиты ГТ изложены кратко, поскольку в это время не происходило каких-либо значимых изменений в становлении организации защиты ГТ и законодательных актах.

Задачей цикла статей, не была оценка и сравнения организации защиты ГТ со времени Российской империи и до наших дней. Я хотел показать становление исторической последовательности этой проблемы, составляющие факторы, организации, отвечающие за ее решение, неадекватное отношение к ГТ в разное время и главное систему организации ГТ и правового регулирования ее в настоящее время.

Собранный мной материал, основан на достоверных исторических материалах, а также на существующем законодательстве, современных нормах организации защиты, и правового регулирования защиты ГТ, и надеюсь, будет интересен, поскольку в нем отражена целая эпоха развития организации защиты государственной тайны.

История становления организации защиты государственной тайны.

Организация нормативно правового и уголовное регулирование защиты государственной тайны России.

Почин в деле защиты ГТ и уголовно-карательные меры за преступления связанные с разглашением, передачей или утерей важных государственных документов и секретов, шпионство (шпионаж) и пр. действия наносящие вред государству, принадлежит Германии, примеру которой последовали Австро-Венгрия, Франция, Италия и Россия. Германское Уложение 1871 года предусматривало, под угрозой каторжной тюрьмы (каторги), сообщение иностранному правительству или разглашение планов укреплений или документов, актов и сведений, сохранность которых было необходимо соблюдать в тайне от враждебных государств. Арестом или денежным штрафом наказывался тот, кто, без особого разрешения снимал планы или рисунки укреплений или отдельных крепостных сооружений. К преступным действиям относились также: сбор сведений о распоряжениях или предметах, касающихся военной силы или обороны страны, с намерением сообщить их иностранному правительству;

разглашение в печати сведений о положении, движении, силах и операциях армии и т.п., если было издано запрещение о разглашении такого рода или если виновный мог предвидеть, что это может причинить вред интересам государства.

Свод законов Российской империи (изд.1832 и 1842 г.) запрещал должностным лицам разглашать государственные тайны, под страхом смертной казни или каторги. Уложение о наказаниях 1885 года предусматривало:

А) открытие российским подданным какой-либо ГТ иностранным подданным, даже не враждебных к России государств, а также сообщение им планов российских крепостей и других укрепленных сооружений, гаваней, портов, арсеналов или опубликование этих планов без разрешения правительства наказывалось по ст. 256 – поселение в отдаленнейших местах Сибири;

Б) открытие чиновником ГТ иностранным правительствам, с намерением - тоже наказание или без намерения – по неосторожности наказывалось по ст. 425 – увольнение со службы и тюремное заключение в крепость.

Уложение предусматривает наказание за шпионаж и неосторожное открытие должностным лицом тайны, касающейся безопасности России. Шпионаж делился на шпионаж и приготовление к шпионажу. Виновным в шпионаже (ст. 256) мог бать признан как русский подданный, служащий или не служащий, так и иностранный подданный. Объектом посягательства являлись планы, рисунки, документы и все сведения касающиеся безопасности России, переданные, разглашенные или опубликованные умышленно или по неосторожности. Наказание оставалось прежним, но если виновный нарушал свои служебные обязанности или объявленное ему запрещение (подписку), то он подвергался наказанию - каторга до 8 лет. Приготовления к шпионажу определены как:

1) самовольная съемка или составление рисунка или описание российского укрепления или местности его окружающей и т.д.;

2) добывание планов, рисунков, документов или их копий хранящихся в тайне, с целью сообщения их не враждебной державе;

3) снятие копий с планов, рисунков или документов и собирание сведений или изложение их письменно, с целью передачи их не враждебной державе ;

4) проникновение обманным путем в российские укрепления или военные порты и т.д.

За эти преступления закон предусматривает следующие наказания: за первое и второе – тюремное заключение; за третье из упомянутых преступлений, а также если они совершены с целью передачи не вражеской иностранной державе – исправительными наказаниями (ст. 31 или 33 Уложения); за четвертое наказанием по ст. 33 Уложения.

В случае, когда должностное лицо допустило, вследствие небрежности, исчезновение важных (тайных) документов законом было предусмотрено (ст. 425 Уложения) – тюремное заключение в крепости. 20 апреля 1892 года начал действовать закон, который давал полномочия министру юстиции, по соглашению с военным министром или управляющим морским министерством, лиц гражданских ведомств (за преступления указанные в ст. 256 Уложения) судить военным судом.

До социалистической революции серьезных изменений в деле организации защиты ГТ не происходило, да и не до этого было. Слишком много проблем политических – внутригосударственных.

Молодой Советской республике пришлось разработать и создать эффективную систему защиты государственной тайны, которая, в модифицированном состоянии, продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20 - 30 годы. Затем, только редактировались и дополнялись руководящие документы и менялись названия органов защиты информации.

Первым шагом в создание централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать организацию органов контрразведки. Об эффективности их работы написано достаточно много. Была введена система паспортного контроля для упорядочения процесса въезда и выезда на территорию Советской республики. В частности, в ноябре 1917 был утверждены декретом СНК “Правила въезда и выезда из России”. А 24 апреля 1919 года был издан декрет СНК “О порядке выдачи заграничных паспортов”. Правда, эффективность этих мер в тот период была не высокой. Почти любой желающий мог оформить себе фальшивые или поддельные документы.

В 1920 году НКВД, согласно Постановлению Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года было предоставлено исключительное право, определять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким образом, впервые в истории России, было введено понятие территории или района особого режима. Значительно позднее эти районы и территории трансформируются в “закрытые” города.

В конце 20 годов была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов учреждений и организаций. В центральных аппаратах ВСНХ и НКИД, НКТ, НКПС созданы секретные отделы, в остальных наркоматах - секретные части, а в главках, управлениях и отделах секретные части и секретные отделения соответственно. Номенклатура должностей секретных органов включала: заведующий, инструкторы, секретари (помощники секретарей), корреспонденты, старшие машинистки (машинистки), помощники секретарей, архивариусы. Структура секретных органов предусматривала: секретное делопроизводство, машбюро, чертежное бюро, стенографическое бюро, группа контроля, группа по учетно-распределительной работе, бюро пропусков и справок. Конкретный состав секретных органов определялся наркоматами по согласованию со спецотделом при ОГПУ. Службы защиты информации назывались по-разному: секретные части, подотделы секретного делопроизводства, шифровальные отделы и т.д.

До 1921 года особо не предпринимались попытки упорядочить порядок обработки и хранения документов, содержащих государственную тайну. Только, в изданном Управлением Военно-учебных заведений Западного фронта в 1921 году учебном пособие “Военная тайна” рассматривались не только простейшие методы организации секретного делопроизводства, но и перечень сведений, которые могли являться военной тайной. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н. Е. Какурин, пытался, таким образом, решить проблему с защитой военной тайны в действующей Красной армии.

Одновременно с этой книгой, 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден Перечень сведений составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера.

Еще одним важным мероприятиям было создание 5 мая 1921 года 8 спецотдела при ВЧК. С 6 февраля 1922 года будет называться просто спецотдел при ГПУ - ОГПУ - ГУ ГБ НКВД СССР. Первое отделение этого спецотдела занималось “наблюдением за всеми государственными учреждениями, партийными и общественными организациями по сохранению государственной тайны”. Именно спецотдел являлся головной организацией, координирующий все мероприятия по защите государственной тайны. Хотя основной его задачей была разработка руководящих документов регламентирующих различные аспекты организации защиты государственной тайны.

Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов,

была предпринята 30 августа 1922 года. Тогда Секретариат ЦК РКП (б) принял постановление “О порядке хранения и движения секретных документов”. В этом документе впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей.

В том же году Оргбюро ЦК РКП приняло постановление “О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП (б). Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. Правда, в изданном в 1924 году учебном пособие “Техника штабной службы. Оперативная служба войсковых штабов (в военное время)”, предназначенном для слушателей военной академии, вновь, как и три года назад, автор посветил целый раздел вопросам секретного делопроизводства.

Постановление Политбюро ЦК РКП (б) от 11 января 1923 о создание при ГПУ специального межведомственного бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП (б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными задачами бюро были: учет поступающих в ГПУ и РазведУпр и другие учреждения сведений о степени осведомленности иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности противника о нас; составление и техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих неправильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами производить через соответствующие органы ГПУ и РазведУпра".

Тем самым была заложена многолетняя практика многочисленных эффективных операций по дезинформации противника. Кроме этого, информация об уровне осведомленности противника позволял органам контрразведки оперативно выявлять факты утечки секретной информации и нейтрилизовывать агентов противника.

Постановлением СНК 24 апреля 1926 года был утвержден новый открытый “Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной”. Все сведения были разделены на три группы: сведения военного характера, сведенья экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Перечню, указанным в нем сведеньям, был присвоен один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению. Перечень имел ряд недостатков. Поэтому, через два месяца, спецотдел при ОГПУ издал секретный “Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки”. В данном перечне были учтены все недостатки предыдущего перечня. Изменилась и сама структура Перечня. Теперь все сведения были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово экономического характера, вопросы политического (в том числе партийного) характера, вопросы общего характера.

В 1926 году был принят ряд общесоюзных инструкций, которые регламентировали отдельные вопросы организации и ведения секретного делопроизводства:

"Инструкция по ведению секретного и шифровального делопроизводства";

"Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного и мобилизационного делопроизводства";

"Инструкция по ведению архивного делопроизводства и сдаче дел в органы Центрархива";

"Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой".

“Инструкция о порядке стенографии на секретных совещаниях и заседаниях”.

“Инструкция о порядке ведения и хранения секретной переписки”.

Правда, эти инструкции действовали недолго. В 1928 было принято решение о том, что необходимо разделить секретное делопроизводство и шифровальное делопроизводство.

А в 1929 году была принята новая "Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций". Тем самым, были подтверждены функции ОГПУ по контролю по соблюдению требований секретного делопроизводства.

В то же время предпринимаемые мероприятия носили хаотичный характер и не могли обеспечить эффективной защиты государственных секретов. Советской республике пришлось разработать и создать эффективную систему защиты государственной тайны, которая, в модифицированном состоянии, продолжает существовать и в наши дни. Ее основные принципы и структура были сформированы в 20 - 30 годы. Затем, только редактировались руководящие документы и менялись названия органов защиты информации.

Наиболее эффективно централизованная система защиты государственной тайны работала в 60 - 80 годы, так эффективны и оптимальны были принципы, заложенные еще в 20 годы.

В Советском Союзе имела место административно-правовая система защиты государственных тайн. При этом существовало фактически две системы тайны: государственная и партийная. Традиционно существовавшие в нашей стране стереотипы примата власти над правом обусловили долгие годы существовавшую политико-правовую ситуацию, когда секретность выступала в качестве социального института, возвышавшегося над многими социальными институтами. Проблема определения ГТ решалась не на уровне закона, а на уровне правительственных постановлений. Засекречиваемые сведения подразделялись на государственную и служебную (военную) тайну. В целях предотвращения разглашения государственных тайн в печати имела место цензура всех готовящихся публикаций, существовали специальные перечни сведений, несанкционированных к открытому опубликованию. Такие сведения могли публиковаться только в материалах и изданиях "Для служебного пользования".

Презумпция государственной секретности порождала ситуацию, при которой бремя доказательства нецелесообразности ограничений на распространение информации лежало на тех, кто хотел обнародовать какие-либо новые данные или снять гриф секретности. Имевшее место, определенное отчуждение института секретности от общества приводило к тому, что результаты функционирования этого института не только не ставились
публично, но и не подвергались серьезному критическому анализу.

Незнание широкой общественностью организационно-правовых основ, общих и конкретных целей, юридических и административно-технических средств защиты секретов порождало мифы и искаженные представления об этой области государственной деятельности. Когда же в период перестройки в бывшем советском обществе ускорилось развитие информационных процессов, проблемы правового регулирования режима
секретности и осведомленности граждан о режимно - секретной деятельности государства встали достаточно остро. Их нерешительность повлекла болезненные реакции общества и, как следствие, неадекватное эмоционально-психологическое реагирование на усилие государства по обеспечению сохранности ГТ.

Вопрос о необходимости правового регулирования информационных отношений и режима секретности впервые гласно в бывшем СССР был поднят в 1988 году. В журнале "Коммунист" появилась статья "От культа секретности к информационной культуре". Ее автору, В.А. Рубанову, принадлежит тезис о том, что информационная безопасность, состояние зашиты и использования информационных ресурсов - показательинформационной культуры общества. Последовавшее затем обсуждение проблем правового регулирования информационных отношений высветило многие проблемы часть из которых, и сегодня, еще не нашла своего адекватного разрешения. Начало пробиваться в общественное сознание понимание того, чтодолжна существовать экономическая зависимость, а не методы административного нажима между "заказчиками секретности" - государственными органами и обеспечивающими сохранность секретов предприятиями.

Концептуальные аспекты правового регулирования информационных отношений и защиты информации в стране, рабочие версии ряда законопроектов обсуждались на проходившей в декабре 1990 года в городе 06нинске первой и единственной в СССР научно-практической конференции "Безопасность информации". В 1991 году в Ленинграде в библиотеке Академии Наук была проведена также первая и также единственная в нашей стране научная конференция "Свобода научной информации и
охрана ГТ".

Демократические перемены в стране настоятельно потребовали трансформации всей системы отнесения сведений к государственной тайне, ограничения ее законодательными рамками. В условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации, ранее разработанные механизмы защиты ГТ перестали соответствовать новым условиям и в значительной степени утратили свою эффективность.

Это особенно проявилось в 1991-93 годах, когда в России имел место правовой пробел в этой области, а усилиями СМИ и тех, кто реально манипулировал ими, в сознании российского обывателя активно насаждалась мысль о том, что понятия демократия и свобода не совместимы с такими понятиями, как защита ГТ. Наиболее рьяные проводники этого утверждали, что вообще никаких тайн у государства быть не должно, отметая тот факт, что на протяжении всей мировой истории все страны мира имели тот или иной режим защиты своих государственных интересов, в том числе в форме института ГТ усилия государства по обеспечению сохранности государственных тайн.

Социальная и политическая перестройка, формирование рыночной
экономики привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в российском обществе. Сегодня право человека и гражданина на информацию - одно из субъективных прав, закрепленных в Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции Российской Федерации.

Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, от 22 ноября 1991 года, гласит: "Каждый человек имеет право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться Законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности" (ст. 13.2).

Основными направлениями совершенствования структуры системы защиты государственной тайны по Указу Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 ("О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы")являются:

    Разграничение функций федеральных органов государственной власти в области защиты государственной тайны;

  • лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществлением такой деятельности со сведениями соответствующей степени секретности;
  • определение головной научно-исследовательской организации, координирующей научные исследования в области защиты государственной тайны;
  • создание системы сертификации средств защиты информации;
  • развитие системы межведомственного и ведомственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

Продолжение следует

В современных условиях радиоэлектронная борьба (РЭБ) является одним из основных видов оперативного обеспечения боевых действий войск. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что применение сил и средств РЭБ может привести, например, к повышению боевого потенциала сухопутных войск в 1,5-2 раза, снижению потерь авиации в воздухе в 4-6 раз, а боевых кораблей в 2-3 раза. Вклад РЭБ в решение такой важнейшей оперативной задачи войск, как дезорганизация систем управления войсками и оружием противника, может достигать 70 %.

Служба РЭБ прошла трудный путь своего становления в нашей ракетной армии. От решения узконаправленных вопросов радиоэлектронного противодействия до решения вопросов боевого обеспечения.

Первым начальником службы радиоэлектронного противодействия в 1971 году был назначен подполковник Иовлев Геннадий Павлович. Благодаря своим организаторским способностям, большому опыту, инженерному «чутью», при нехватке специалистов и специальной техники в войсках, ему удавалось решать поставленные задачи на самом высоком уровне.

Дальнейшее становление и совершенствование службы радиоэлектронной борьбы продолжил полковник Евдокимов Юрий Михайлович. Под его руководством были развернуты работы по подготовке и постановке на боевое дежурство узлов комплексного технического контроля (УКТК).

Назначенный в 1981 году на должность начальника службы полковник Верблюдов Виктор Васильевич, с присущей ему целеустремленностью продолжил работу по совершенствованию способов защиты ракетного вооружения от высокоточного оружия.

В 1988 году на должность начальника службы назначается Жихалкин Федор Федорович. В ходе организационно-штатных мероприятий, проводимых в 90-х годах, при сокращении общей численности штата службы, ему удалось не только сохранить кадры, но и повысить количественные и качественные показатели РЭБ. Узлы комплексного технического контроля оснащаются новыми образцами измерительной техники, на боевое дежурство ставятся новые комплексы, позволяющие повысить эффективность контроля.

Усилиями службы РЭБ армии в середине 90-х годов на территории Западной Сибири на базе УКТК соединений разворачивается пеленгационная сеть коротковолнового диапазона радиоволн. Большое внимание уделяется подготовке кадров для войск, лабораторий и учебных заведений. Многие офицеры стали впоследствии начальниками служб РЭБ дивизий, старшими преподавателями ввузов, кандидатами наук, первоклассными специалистами. Среди них полковники Сомов Ю.И., Линник М.Ю., Мансуров Р.Г., Парфенчик Ю.М., Панков Г.К. и Чугунов В.С.

В период, когда службу РЭБ возглавлял полковник Некрасов Сергей Валентинович, продолжалась работа по совершенствованию организации службы в соединении.

В 2001 году на должность начальника службы РЭБ был назначен подполковник Дротенко Александр Геннадьевич, который благодаря своим высоким профессиональным и морально-деловым качествам за большой вклад в развитие службы РЭБ объединения досрочно получил воинское звание полковник.

С 2003 по 2009 год службой РЭБ Омской ракетной армии руководил полковник Сахно Юрий Авангардович. С 2009 года начальником службы РЭБ назначен подполковник Антонов Владислав Геннадьевич. Обязанности старшего офицера службы с 2008 года исполняет подполковник Скутин Олег Леонидович.

Специальная служба с момента своего образования занимается вопросами гарантированной защиты ядерного оружия от несанкционированного применения путем блокировки систем боевого управления и пуска ракет.

Руководство реализацией данного комплекса организационных и технических мероприятий в 7 ОРК было возложено на старшего офицера оперативного отдела корпуса майора Шафороста В.П.

Впоследствии, с образованием ракетной армии, вопросами блокировки занимались старшие офицеры оперативного отдела объединения по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия: подполковник Литвинов И.И. (1971-1972 гг.), а затем подполковник Шафорост В.П.

В этот период специальная служба активно решала свои задачи в связи с перевооружением дивизий «ОС» на новую боевую технику.

С 1977 по 1987 год руководство специальной службой осуществлял полковник Расторгуев Владимир Александрович. В 1979 году, с образованием специальной службы как самостоятельного подразделения управления армии, полковник Расторгуев В.А. стал первым начальником службы. В этот период специальная служба участвовала в наращивании боевой мощи ракетной армии, осваивая ракетные комплексы 15П018 и РСД-10, новые системы автоматизированного боевого управления как проводные, так и с использованием радиоканалов боевого управления; успешно выполнила комплекс мероприятий по постановке на боевое дежурство ракетных комплексов типа РСД-10 в Новосибирской и Барнаульской ракетных дивизиях; занималась вопросами подготовки офицеров дежурных боевых смен; приняла непосредственное участие в подготовке и проведении учебно-боевых пусков ракет из позиционных районов Алейской и Ужурской ракет ных дивизий.

В период с 1987 по 1990 годы специальную службу возглавлял полковник Макаров Борис Александрович, а с 1990 по 1995 годы — полковник Якимовец Александр Афанасьевич.

В этот период времени на специальную службу возлагались задачи поддержания постоянной боевой готовности ракетных комплексов, несущих боевое дежурство, а также предотвращения несанкционированных пусков ракет, подлежащих демонтажу.

В период с 1995 по 2001 годы во главе специальной службы — полковник Султанов Альфит Гаптельянович.

В 2001 году начальником специальной службы назначен полковник Тонеев Сергей Витальевич. С его приходом специальная служба армии заняла лидирующие позиции в Ракетных войсках стратегического назначения.

В 2002 году в связи с расформированием Читинского объединения в состав специальной службы 33-й ракетной армии вошли специальные службы Иркутской, Канской и Красноярской ракетных дивизий.

В 2003 году, благодаря высокой организации и качественной подготовке к проверке, объединение успешно сдало серьезный экзамен — проверку комиссией Управления начальника специальной службы Вооруженных Сил Российской Федерации с оценкой «отлично».

С 2005 года начальник специальной службы Омской ракетной армии — полковник Чигарёв Сергей Николаевич. В продолжение славных традиций в 2009 году ракетная армия вновь отчиталась в ходе инспекции начальника реорганизованной специальной службы Главного оперативного управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на оценку «отлично».

Специальная служба продолжает последовательно и успешно решать возложенные на нее задачи по поддержанию высокой боевой готовности ракетного вооружения и средств боевого управления, обеспечивая при этом гарантированную защиту ядерного оружия от несанкционированного применения.

В 1960 году первым начальником восьмого отделения учебного артиллерийского полигона был назначен подполковник Перов Александр Федорович, участник Великой Отечественной войны. Под его руководством в 1961 году специальный орган был реорганизован в восьмое отделение ракетного корпуса. В должности начальника отделения подполковник Перов А.Ф. состоял до 1967 года.

В 1967-1971 годах восьмое отделение (отдел) возглавлял подполковник Царик Петр Федорович, также участник Великой Отечественной войны. А в 1970 году восьмое отделение было реорганизовано в восьмой отдел. Этот руководитель внес большой вклад в патриотическое воспитание молодых офицеров, выпускников Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии Штеменко С.М.

С 1971 по 1974 год отделом командовал подполковник Курчаткин Юрий Александрович. 17 августа 1974 года специальный орган КП армии заступил на боевое дежурство. Первым руководителем подготовки личного состава к данному мероприятию был гвардии подполковник Курчаткин Ю.А. К тому времени он имел 32-летний стаж специальной работы, в том числе трехгодичный опыт организации скрытой связи, обеспечения командования специальной связью при ведении боевых действий во время Великой Отечественной войны.

В 1974-1990 годах отдел возглавляли подполковник Редько Виктор Михайлович, полковник Мусатов Михаил Павлович. В этот период специальные органы Вооруженных Сил страны переводились на новый парк электронной аппаратуры.

С 1990 по 1994 год отделом руководил подполковник Бабченко Николай Владимирович.

В период с 1994 по 2000 год отделом руководили полковник Антонов Владимир Викторович, полковник Ганжа Александр Васильевич. В это время в спецорганах объединения была проведена опытная эксплуатация и постановка на боевое дежурство нового поколения техники специальной связи.

С 2000 по 2002 год отделом руководил полковник Першин Вячеслав Викторович. Лично им проведена большая работа в вопросах совершенствования организации скрытой связи и боевого дежурства в спецорганах объединения.

С 2002 по 2007 год отделом (службой) руководил полковник Петухов Анатолий Витальевич. В это время, в связи с выходом в свет новых нормативных документов, проводилась работа по совершенствованию вопроса защиты государственной тайны. В 2003 году восьмой отдел реорганизован в службу защиты государственной тайны.

В 2007 году службу защиты государственной тайны Омской ракетной армии возглавил полковник Беспальков Евгений Анатольевич.

В 2000-2009 годах значительный вклад в организацию работы по обеспечению защиты государственной тайны и осуществлению специальной связи внесли и вносят офицеры службы подполковник Юров О.В., майор Авилов Д.А., подполковник Горбик Э.А., майоры Лагунов А.В., Майсурадзе П.К. и Табаченко П. Д.

В период проведения мероприятий по переводу Вооруженных сил Российской Федерации на новый облик, проводимых в 2009 году, служба защиты государственной тайны с достоинством и честью выполняет все поставленные задачи в обеспечении командования скрытой связью, обеспечении защиты государственной тайны и защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники.


13 НОЯБРЯ С.Г. СЛУЖБЕ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ Вооруженных Сил РФ исполняется 90 лет. О малоизвестных страницах истории этой специальной службы рассказывает генерал-лейтенант Евгений МАРУСИН, с 2007 года возглавляющий это важное звено в системе управления войсками.

– Товарищ генерал-лейтенант! Ввиду специфики задач, возложенных на руководимую вами Службу, не только ее деятельность, но и история практически неизвестна военной, а тем более – гражданской читательской аудитории нашего журнала. Приоткройте, пожалуйста, некоторые страницы летописи управления.

– За девять десятилетий произошло много интересных и поучительных, трагических и героических событий в жизнедеятельности нашей специальной службы.

Официальной датой ее создания считается 13 ноября 1918 г., когда в ходе реорганизации Всероссийского Главного штаба приказом № 217 Реввоенсовета Республики (РВСР) было сформировано Общее и специальное отделение со штатом в 14 сотрудников.

Этот день отмечается как дата создания специальной службы в Вооруженных Силах нашего государства.

В это же время в составе Полевого штаба РВСР была образована специальная часть. Затем специальные органы были созданы в Главном артиллерийском управлении, Центральном управлении военных сообщений, Управлении связи, Управлении снабжения и ряде других управлений.

К 1920 году создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено, что на деле означало создание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) основ системы скрытого управления войсками (силами).

Следует особо отметить, что в этот период были разработаны и начали применяться первые советские военные спецдокументы, накапливался опыт организации и осуществления скрытой связи, создавались первые руководящие документы по спецслужбе, росли на практической работе кадры специалистов. Другими словами, были заложены основы службы защиты государственной тайны в Красной Армии и на Флоте.

В дальнейшем проходила оптимизация структуры, состава и численности Центрального шифротдела, который с 1926 года был преобразован во 2-й отдел Управления делами Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМД). В сентябре 1930 года этот отдел был преобразован в 7-й отдел штаба РККА, а 13 октября 1930 г. – в 8-й отдел штаба РККА, ставший центральным шифровальным органом РККА.

Его работа в основном велась по следующим направлениям:

  • изучение теоретического и практического наследия прошлого по криптографии;
  • совершенствование издаваемых документов скрытой связи;
  • разработка и ввод в действие единых руководящих документов;
  • подбор и подготовка кадров;
  • совершенствование организационной структуры;
  • внедрение средств механизации специальной связи;
  • обобщение опыта работы спецорганов в боевых условиях.

– Где и как готовились тогда кадры специалистов?

– Как известно, таких специалистов у молодой Красной Армии не было. На первых порах их подготовка осуществлялась на рабочих местах в ходе практической работы. С 15 ноября 1929 г. в Москве при 2-м отделе Управления делами НКВМД начали функционировать специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью слушателей общевойскового отделения 70 чел. и морского – 25 чел. Курсы были сформированы в сокращенном варианте без аппарата управления и командно-преподавательского состава и прикомандировывались к Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Эта дата стала датой образования нынешнего основного военного учебного заведения по подготовке специалистов службы защиты государственной тайны – Краснодарского высшего военного училища (военного института) имени генерала армии С.М. Штеменко.

Выпускники курсов принимали активное участие в боевых действиях у оз. Хасан, р. Халхин-Гол, в войне с Финляндией, в Испании и Китае.

К началу Великой Отечественной войны курсы подготовили и направили в войска около 2000 офицеров. Именно они возглавили большинство спецорганов штабов фронтов, округов, армий и дивизий к началу войны, а также обеспечили мобилизационное развертывание спецорганов.

– Что еще интересного было в 1930-е годы?

– Прежде всего, приказ Народного комиссара обороны (НКО) от 19 июля 1939 г., которым 8-й отдел Генерального штаба РККА был переименован в Отдел специальной службы и включен на правах самостоятельного структурного подразделения в состав Оперативного управления ГШ РККА.

Руководство спецорганами от Генштаба до корпуса возлагалось на соответствующие оперативные управления и отделы, а в дивизиях, им равных и ниже, спецорганы оставались в непосредственном подчинении начальников штабов.

Необходимо также отметить, что в предвоенные годы были расширены и конкретизированы задачи и функции службы. На спецорганы были возложены задачи по руководству и контролю за состоянием работы специальных секторов (делопроизводств). В сентябре 1937 года спецорганам были окончательно возвращены функции по организации скрытого управления войсками (силами).

– Итак, мы пролистали летопись управления до начала Великой Отечественной войны. Насколько были готовы спецорганы к такому суровому испытанию?

– В целом структура, состав и численность спецорганов, организация их работы в предвоенный период соответствовали задачам и требованиям, предъявляемым к системе управления войсками (силами).

Вместе с тем, уже первые дни войны показали, что с довоенной численностью они не могут справиться с работой. Поэтому приказом Народного комиссара обороны от 18 августа 1941 г. было создано Управление специальной службы Генерального штаба РККА общей численностью 197 военнослужащих и 50 служащих.

Приказом НКО от 7 октября 1941 г. это Управление было преобразовано в 8-е управление, а все спецорганы переименовывались в самостоятельные номерные отделы (отделения): в штабах фронтов и армий - в 8-е отделы, в штабах корпусов (дивизий) - в 6-е отделы (отделения), с непосредственным подчинением начальникам соответствующих штабов.

В течение войны организационная структура, состав и численность спецорганов неоднократно подвергались изменениям, обусловленным возросшим значением службы и роли спецорганов в общей системе управления войсками (силами), изменением задач и увеличением объемов проводимых работ.

В ходе войны очень большим был рост численности личного состава. За годы войны было сформировано и переформировано 5530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15634 специалиста. Боевые потери в годы Великой Отечественной войны составили 2163 чел.

Какова была главная задача спецорганов в военные годы?

Если коротко, то обеспечение командования всех уровней специальной связью.

В первые месяцы войны поток информации в несколько раз превосходил физические возможности личного состава спецорганов. Офицеры сутками напряженно работали, отлучаясь только для приема пищи, отдыхали по два-три часа в сутки.

Большие сложности возникали при осуществлении специальной связи со штабами соединений и частей, попавших в окружение, а также при ведении беспрерывных боев.

Но в любых условиях боевой обстановки спецорганы стремились обеспечить командование бесперебойной спецсвязью, применяя различные методы ускоренной обработки информации.

Следует особо отметить, что личный состав службы во время войны проявил исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных и трудных условиях под бомбежками и артиллерийско-минометным огнем, в землянках и блиндажах.

Высокую оценку работе спецорганов во время Великой Отечественной войны дали видные наши полководцы и военачальники.

Какие задачи решали спецорганы в послевоенный период?

Прежде всего, освоение и обобщение опыта организации и осуществления специальной связи в боевых условиях и внедрение его в практику работы спецорганов и специальную подготовку личного состава.

Эта работа проводилась по следующим основным направлениям:

  • подготовка и издание обобщенных материалов, сборников, конспектов с изложением опыта работы спецорганов в боевых условиях;
  • внедрение опыта работы в годы войны в боевую и специальную подготовку личного состава;
  • разработка новых руководящих документов по спецработе с учетом опыта войны и т.д.

Следует отметить, что этот опыт позволил на многие годы определить основные направления развития службы, являющейся важнейшим звеном в системе управления войсками (силами), без которого немыслимо скрытое управление, сохранение в тайне передаваемой информации.

Поэтому основной задачей деятельности спецорганов в мирное послевоенное время явилось постоянное поддержание их в высокой степени боевой готовности.

– А что сегодня, Евгений Николаевич, главное в вашей работе?

– Прежде всего, идти в ногу со временем, уточнять задачи и функции Службы в соответствии с проводимыми и планируемыми мероприятиями по совершенствованию структуры, состава и численности Вооруженных Сил, в тесной связи с изменениями социально-экономической ситуации в стране, процессами демократизации и открытости общества.

В целом же наше Управление, как и прежде, решает специальные задачи по обеспечению Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и Министерства обороны Российской Федерации необходимой информацией для выполнения текущих задач по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В числе наших главных задач:

  • организация мероприятий по соблюдению режима секретности в органах военного управления, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
  • организация скрытого управления войсками и оружием;
  • организация защиты информации от несанкционированного доступа;
  • обеспечение информационной безопасности Минобороны России в сфере массовой информации;
  • организация работы систем сертификации средств защиты информации Министерства обороны по установленным требованиям безопасности информации и лицензирования деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • координация деятельности органов военного управления Вооруженных Сил, связанной с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Конечная цель этой работы – установление и соблюдение в Вооруженных Силах такого порядка, который бы исключил передачу сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению.

– Какие технические средства используются специалистами Службы при выполнении перечисленных задач?

– В настоящее время на снабжении органов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил находится несколько десятков типов современной специальной техники, вспомогательного оборудования и специальных аппаратных.

При непосредственном участии специалистов Управления ГШ ВС РФ продолжаются работы по созданию новых перспективных образцов техники специальной связи.

– В заключение, Евгений Николаевич, что бы вы хотели передать через наш журнал своим коллегам, ветеранам Службы в связи с ее 90-летием?

– Прежде всего, хочу отметить, что работники специальных органов были и являются сейчас образцом бдительности, преданности долгу, показывают пример беззаветного служения нашей Отчизне. Среди них есть немало тех, кто с честью выполнял свой долг в «горячих точках», участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру в августе с.г. Желаю всему личному составу Службы, уважаемым ветеранам крепкого здоровья, оптимизма, веры в будущее и семейного благополучия!

фото из архива Управления ГШ ВС РФ

МАРУСИН Евгений Николаевич родился 21 октября 1954 г. в станице Мелиховской Ростовской области. В 1972-1973 гг. проходил военную службу по призыву в Туркестанском военном округе.
В 1977 году окончил Ташкентское высшее общевойсковое командное училище и проходил службу в Группе советских войск в Германии командиром разведывательного взвода, разведывательной роты полка, начальником разведки полка. После окончания в 1986 году Военной академии имени М.В. Фрунзе служил на командных и штабных должностях в мотострелковой дивизии, штабах Закавказского военного округа и Группы российских войск в Закавказье.
Окончив в 1997 году Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, занимал ответственные должности в штабе Северо-Кавказского военного округа. С декабря 2001 года начальник разведки – заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
Указом Президента РФ от 29 мая 2007 г. назначен начальником Управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Кандидат технических наук. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, «За личное мужество», Мужества, «За военные заслуги» и десятью медалями.



Просмотров