Госдума рф федеральные законы утверждает. Законодательный процесс в рф. Законодательный процесс в Российской Федерации

Постановление ГД ФС РФ от 19.05.1995 N 788-1 ГД Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К Президенту Российской Федерации в связи с направлением Федеральных законов

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЕМ

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И

ОБНАРОДОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации в связи с направлением Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования принятых Государственной Думой федеральных законов".

Председатель Государственной

Думы Федерального Собрания

Российской Федерации

И.П.РЫБКИН

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ

К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С НАПРАВЛЕНИЕМ

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ И

ОБНАРОДОВАНИЯ ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

В связи с возникшим вопросом о направлении Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования принятых Государственной Думой федеральных законов Государственная Дума считает необходимым изложить свою позицию по данной проблеме.

Конституция Российской Федерации не содержит положений, конкретизирующих порядок направления Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральных законов, принятых Государственной Думой и не рассмотренных в установленные Конституцией Российской Федерации сроки Советом Федерации.

Норма, регламентирующая такую ситуацию, содержится в Регламенте Государственной Думы. Согласно части третьей статьи 116 Регламента Государственной Думы "в случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования".

Поскольку данная норма Регламента Государственной Думы не была оспорена в Конституционном Суде Российской Федерации, Государственная Дума с полным правом руководствуется ею при направлении Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования принятых федеральных законов. Именно в таком порядке были направлены Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) и другие федеральные законы. Их подписание не вызвало никаких недоразумений, поэтому нельзя согласиться, что такая практика приводила к игнорированию мнения Совета Федерации в законодательном процессе.

Таким образом, сложился конституционный обычай, базирующийся на Регламенте Государственной Думы, и довольно долгое время законодательные и исполнительные органы власти успешно следовали этому обычаю.

Юридико-технические трудности, связанные с подписанием федеральных законов, стали возникать с того момента, когда Совет Федерации перестал считаться с положениями Конституции Российской Федерации, устанавливающими строго определенные сроки рассмотрения этой палатой принятых Государственной Думой федеральных законов.

Этим же, вероятно, следует объяснить и тот факт, что к Президенту Российской Федерации одновременно поступают два текста одного и того же федерального закона. Разумеется при этом, что подлинным является текст федерального закона, принятый Государственной Думой, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 105 - 108) Совет Федерации уполномочен рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы, одобрять или отклонять их, но не вправе вносить в них изменения.

Положения регламентов обеих палат Федерального Собрания в развитие положений Конституции Российской Федерации устанавливают порядок рассмотрения законопроектов, порядок повторного рассмотрения Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, и порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации. Из этих положений однозначно вытекает, что изменение текста федерального закона во всех случаях возможно только Государственной Думой.

В случае рассмотрения и одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, Совет Федерации направляет Президенту Российской Федерации без изменений именно текст федерального закона, принятый Государственной Думой.

Практика законодательной деятельности за период с января 1994 года по настоящее время подтвердила, что соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания порядка позволяет избежать недоразумений и обеспечить эффективность законодательного процесса.

Государственная Дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 июля 2019 г. N 6621-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 апреля 2019 г. N 5958-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2018 г. N 5220-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 сентября 2018 г. N 4832-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 сентября 2018 г. N 4811-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 июля 2018 г. N 4770-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 июля 2018 г. N 4618-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 июня 2018 г. N 4280-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 мая 2018 г. N 3897-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 марта 2018 г. N 3657-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2017 г. N 3227-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 октября 2017 г. N 2368-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 октября 2017 г. N 2344-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 сентября 2017 г. N 2258-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 сентября 2017 г. N 2242-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 мая 2017 г. N 1523-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2017 г. N 1371-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 апреля 2017 г. N 1259-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 марта 2017 г. N 1082-7 ГД

Изменения вступают в силу абзаца пятого подпункта 3 пункта 1 , вступающего в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 марта 2017 г. N 1041-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2017 г. N 1005-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 февраля 2017 г. N 916-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 января 2017 г. N 725-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2016 г. N 593-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 декабря 2016 г. N 545-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 декабря 2016 г. N 497-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2016 г. N 335-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 декабря 2016 г. N 334-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 ноября 2016 г. N 241-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 ноября 2016 г. N 172-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 ноября 2016 г. N 171-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 ноября 2016 г. N 86-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 октября 2016 г. N 68-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 октября 2016 г. N 63-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 октября 2016 г. N 14-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 5-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2016 г. N 4-7 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 июня 2016 г. N 9491-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 февраля 2016 г. N 8391-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2015 г. N 7895-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 июня 2015 г. N 6859-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июня 2015 г. N 6793-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2015 г. N 6185-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 февраля 2015 г. N 6160-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2014 г. N 4718-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 марта 2014 г. N 3995-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2014 г. N 3813-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 ноября 2013 г. N 3275-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 октября 2013 г. N 3040-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 сентября 2013 г. N 2793-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 июня 2013 г. N 2484-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 июня 2013 г. N 2336-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 марта 2013 г. N 1963-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 января 2013 г. N 1672-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 ноября 2012 г. N 1120-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 ноября 2012 г. N 1119-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 сентября 2012 г. N 879-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 сентября 2012 г. N 822-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 июня 2012 г. N 563-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 апреля 2012 г. N 268-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 марта 2012 г. N 172-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2011 г. N 6-6 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 октября 2011 г. N 5955-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2011 г. N 5110-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 января 2011 г. N 4752-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2010 г. N 4728-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2010 г. N 4503-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2010 г. N 4502-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2010 г. N 4501-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3999-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3998-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2010 г. N 3996-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 января 2010 г. N 3097-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 декабря 2009 г. N 3065-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2009 г. N 2813-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 октября 2009 г. N 2619-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 октября 2009 г. N 2618-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2009 г. N 2019-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2009 г. N 2018-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 апреля 2009 г. N 1940-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 марта 2009 г. N 1828-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 февраля 2009 г. N 1761-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 февраля 2009 г. N 1680-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 января 2009 г. N 1643-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 декабря 2008 г. N 1544-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2008 г. N 1365-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 ноября 2008 г. N 1289-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 октября 2008 г. N 1045-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 июня 2008 г. N 615-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 мая 2008 г. N 495-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 апреля 2008 г. N 425-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2008 г. N 250-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 февраля 2008 г. N 88-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2008 г. N 35-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 2007 г. N 8-5 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 октября 2007 г. N 5134-4 ГД

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования результатов выборов депутатов ГД ФС РФ пятого созыва (постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 декабря 2007 г. N 72/591-5 "О результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва")


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 июня 2007 г. N 4706-4 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 апреля 2007 г. N 4513-4 ГД

Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления, за исключением подпункта 1 пункта 1 , который вступает в силу с 1 июля 2007 г.


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2007 г. N 4464-4 ГД

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 ноября 2006 г. N 3751-4 ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 марта 2006 г. N 2882-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 марта 2006 г. N 2881-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 8 июля 2005 г. N 2123-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 июня 2005 г. N 2019-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 июня 2005 г. N 1978-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 30 марта 2005 г. N 1658-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 марта 2005 г. N 1554-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2005 г. N 1535-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 февраля 2005 г. N 1462-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 ноября 2004 г. N 1101-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 июля 2004 г. N 860-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 мая 2004 г. N 554-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 апреля 2004 г. N 451-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2004 г. N 336-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2004 г. N 329-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2004 г. N 328-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 марта 2004 г. N 266-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 марта 2004 г. N 228-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 февраля 2004 г. N 132-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 февраля 2004 г. N 131-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 февраля 2004 г. N 85-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 февраля 2004 г. N 66-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 января 2004 г. N 14-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 12-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 11-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 6-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 декабря 2003 г. N 1-IV ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 мая 2003 г. N 4096-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 апреля 2003 г. N 3776-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 февраля 2003 г. N 3620-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 декабря 2002 г. N 3409-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 декабря 2002 г. N 3389-III ГД


Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 15 ноября 2002 г. N 3297-III ГД

Изучая российское законодательство, многие граждане недоумевают. Откуда берется такое количество всевозможных законопроектов, актов и прочих, регулирующих жизнь россиян, документов. Кто принимает законы в РФ? На чем основано решение об их принятии? Учитывая, что жить по таким законам в России становится все хуже, граждане все чаще задаются этим вопросом.

Кто принимает федеральные законы в РФ

Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство - закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

Сколько времени занимает

На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок - 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации - это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

Роль Президента

В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы - показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего - он не имеет на это права.

В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов - он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

Роль Правительства

Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

Как закон приобретает юридическую силу

После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

Иногда в ситуации, когда разработанный и принятый закон не может быть использован сразу в силу непреодолимых обстоятельств, дата его вступления в юридическую силу может быть отсрочена на несколько лет. Он также долен быть опубликован. Он вступит в силу с указанной в нем даты. Те, кто принимает законы в РФ, делают это для того, чтобы граждане смогли заранее ознакомиться с тем, что к определенному моменту закон начнет действовать.

В каких случаях закон признается недействительным

Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

Судебное разбирательство обычно назначается по заявлению депутатов, членов Совета, прокуроров, судей, юристов. После того, как будет вынесено соответствующее решение, информация о признании закона недействительным должна быть опубликована. Только после этого это решение будет считаться вступившим в силу.

В тексте закона также может быть прописан срок, в течение которого он действителен и по истечении которого его действие аннулируется. Тот, кто принимает законы в РФ, делает это в тех случаях, когда законопроект был принят в определенный период на определенные цели. Например, во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 были приняты законы в области гражданского, земельного и налогового законодательства, действие которых прекратилось с их окончанием.

Федеральный закон Российской Федерации - законодательный акт федерального значения Российской Федерации, принимаемый в соответствии с положениями Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Порядок принятия федеральных законов

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания, а также Федеральным законом No. 5-ФЗ от 14/06-1994 «О порядке опубликования и вступления в законную силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, - большинством голосов от общего числа его членов.

В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России.

Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Законотворческий процесс является видом правотворческого процесса.

Законотворческий процесс - это процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта, и завершая опубликованием принятого закона.

Стадии законотворческого процесса :

1) Законодательная инициатива

Реализация права законодательной инициативы, это использования субъектами права официального внесения законопроекта в высшие представительные органы государства, который в такой случае обязан рассмотреть законопроект.

Субъект установлен в 104 ст. КРФ, т.е органы, обладающие законодательной инициативой :

1) ПРРФ 2) СФ 3) члены СФ 4) депутаты ГД 5) Правительством РФ 6) Законодательные органы субъектов РФ 7) КС и ВС в рамках своей компетенции.

Народ согласно уставам Алтайского края, Ярославской, и Томской области через общественные палаты.

Поступает в профильные комитеты (оценка согласно КРФ)

2) Рассмотрение закопроектов в ГД РФ

Обсуждаются в 3х чтениях :

1) Обсуждение принципиально важных положений законопроекта.

Принципиальное согласие - отправляется на доработки в профильный комитет.

2) Детальное, постатейное обсуждение законопроектов вместе с внесение поправок.

Поступает снова в профильный комитет.

3) Завершающий процесс обсуждения. Запрещается вносить изменения в содержательный характер. Только в редакционный характер.

Либо одобрение простым большинством (ФЗ -225+1 , ФКЗ 2/3 голосов)

Либо неодобрение.

3) Принятый законопроект поступает в течение 5 дней в СФ (170 членов-85 субъектов).

1) Обязательное рассмотрение (106 ст. КРФ) :

Б) ФЗ по вопросам фед бюджета, фед налогов и сборов, финансового, таможенного, кредитного, валютного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации межд. договоров РФ, статуса и защиты госграницы РФ, вопросы войны и мира.

2) Некоторые законы, поступившие из ГД могут не рассматриваться, что означает согласие с принятием закона.

Закон считается одобренным если :

2) Либо если не был рассмотрен

Если отклонен :

1) ФЗ- палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего ФЗ подлежит повторное рассмотрение ГД.

2) Если ГД несогласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов.

(Соответствующая палаты при принятии или отклонение принимает соответствующее постановление).

4) После одобрения СФ принятый ФЗ - поступает ПРРФ в течение 5 дней.

После чего в течение 14 дней ПРРФ :

1) Либо подписывает и обнародует его.

2) Либо отклоняет закон, т.е накладывает вето.

Вето - (от лат. - запрещаю) - средство сохранения баланса между законодательной и исполнительной властью.-т. е отказ главы гос-ва ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Может быть :

1) Абсолютное - когда парламент не имеет юридической возможности преодолеть вето, и больше не возвращается к рассмотрению закона (в РИ).

2) Относительное - вето, которое может быть преодолено парламентом.

В РФ если президент накладывает вето, то ГД и СФ в установленном порядке рассматривают данный закон. Принимается в результате, если 2/3 от общего числа членов обеих палат. После чего подписание и опубликование ПРРФ в течение 7 дней.

ФКЗ не подлежит вето, промугируется сразу на подписание.

Если подписывает сразу то закон обнародуется.

5) Заключительная стадия законодательного процесса-обнародование принятого закона.

Т.е доведение до сведения населения информации о содержании принятого закона.

Может быть :

1) Официальным :

Акты Фед. Собрания- 10 дней после подписания.

Акты палат Фед. Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующий палаты или его заместителем.

4) ФКЗ, ФЗ вступают в силу через 10 дней после их опубликования, если не установлен другой порядок.

2) Неофициальным обнародование законов (и других НПА).

Осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио и ТВ передах. Ссылать на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

1. Законодательная инициатива.

Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, причём Правительство обязано в двухмесячный срок представить такое заключение. Некоторые законопроекты могут вноситься только определёнными субъектами права законодательной инициативы, например, проекты федерального бюджета и отчёта о его исполнении - Правительством РФ, законопроекты о ратификации международных договоров - Президентом РФ. Внесённый законопроект регистрируется, Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и определяет сроки его рассмотрения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит юридическую экспертизу законопроекта. Законопроект обсуждается в комитетах Государственной Думы, рассылается субъектам права законодательной инициативы. Инициаторы законопроектов, их представители участвуют в их рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания.

2. Рассмотрение законопроектов.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в соответствии со статьёй 105 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы. Законопроект, как правило, рассматривается в трёх чтениях (одно из исключений - проект федерального бюджета - рассматривается в четырёх чтениях). При рассмотрении законопроекта в первом чтении рассматривается концепция закона, соответствие его основных положений Конституции РФ, оценивается его актуальность и практическая значимость . После первого чтения возможно внесение поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ после принятия в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для внесения в месячный срок замечаний и предложений, до истечения этого срока законопроект не может быть принят во втором чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект и поправки к нему . После второго чтения осуществляются редакционная правка законопроекта и устранение противоречий. В третьем чтении принимается закон в окончательной редакции. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (установленного Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

3. Рассмотрение федеральных законов.

Рассмотрение федеральных законов Советом Федерации осуществляется в соответствии со статьями 105, 106 Конституции РФ и Регламентом Совета Федерации. Председатель Совета Федерации после получения федерального закона определяет ответственный комитет, который готовит заключение. Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон в течение четырнадцати дней . В соответствии со статьёй 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, а также войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов (установленного Конституцией). Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, он также считается одобренным Советом Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон считается принятым и направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования.

4. Преодоление разногласий.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. Согласительная комиссия образуется на паритетных началах из представителей Совета Федерации и Государственной Думы и стремится выработать согласованный вариант законопроекта. Затем Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон в новой редакции. Государственная Дума может также не согласиться с решением Совета Федерации и рассмотреть его в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . Главное государственно-правовое управление Президента РФ готовит заключение на федеральные законы об их соответствии Конституции РФ и системе российского законодательства. Президент РФ в течение четырнадцати дней либо подписывает федеральный закон и принимает решение об его обнародовании, либо отклоняет его. По сложившейся конституционной практике Президент РФ возвращает без рассмотрения федеральные законы, принятые с нарушением Конституции РФ. При повторном рассмотрении Государственная Дума может принять федеральный закон в новой редакции с учётом всех или некоторых предложений Президента РФ, снять федеральный закон с обсуждения, принять решение о создании специальной комиссии с участием представителей Президента РФ, Государственной Думы и при необходимости других сторон законотворческого процесса, либо одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции и направить его на повторное рассмотрение в Совет Федерации. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.



Просмотров