Главой ордена иезуитов является. Кто такие иезуиты

Никого из жителей этого красивого города не удивит находка в собственном огороде старинных монет или керамики. Когда-то Мстиславль был центром воеводства в составе Речи Посполитой. В 1640 году здесь были возведены иезуитский костел св. Михаила Архангела, монастырь и коллегиум иезуитов.

Благородное начало

Кто такие иезуиты? Как образовался этот орден, приверженцы которого живут по всему миру поныне? Его история началась с истории испанского идальго дона Игнацио Лопеса де Рекальдо Лойолы (впоследствии известного, как Игнатий Лойола), родившегося в 1491 году. Он был тринадцатым ребенком в семье знатных, но обедневших баскских дворян. Его мать умерла вскоре после родов, и воспитанием мальчика занялась родная тетка, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. В своей «Автобиографии» Игнатий писал, что «до 26 лет был человеком, предававшимся тщеславию света».

Игнатий избрал карьеру военного и стал блестящим офицером. Казалось, его жизненный путь предопределен, но судьба распорядилась иначе: тридцати лет от роду Лойола получил тяжелое ранение в сражении - один из пушечных снарядов раздробил ему обе ноги. Рана была очень серьезной, Игнатий оказался почти при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, храбрый вояка выжил.

Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмышлять.

Вынужденный соблюдать постельный режим, он решил развлечь себя чтением. Но в замке не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Удалось найти две книги: «Жизнь Христа» Лудольфа Саксонского и «Жития святых» Иакова Ворагинского.

Тут Игнатий открыл для себя иной мир - мир святых Франциска, Доминика и многих других, где все любили, сражались, страдали и обретали славу, но во имя иного Господина и иной Любви.

Выздоровев, Игнатий исповедовался. Выходя из храма, он увидел нищего, просящего милостыню, отдал ему свою богатую одежду, надев на себя его рубище. Всю следующую ночь он провел на коленях в молитве, решив стать рыцарем Господа и Святой Девы.

Долгий путь

Игнатий начал проповедовать. Но его речи были настолько сумбурны и нескладны, что местные священники, посмеявшись над ним, дали совет - «прежде изучи богословие»!

И уже немолодой Игнатий сел за парту. Не зная даже латыни, он начал учебу в школе, где учились мальчики из богатых семей. Лойола был настолько жаден до знаний, что учителя не смели брать с него плату за обучение.

Чтобы получить образование богослова, Лойола учился 10 долгих лет. В 1532 году он получил звание бакалавра, а через год - магистра богословия. Он ощутил свое предназначение - защищать католическую веру и распространять ее до краев земли. То было время географических открытий. Игнатий решил во что бы то ни стало принести свет веры на вновь открытые земли.

В 1534 году Лойола и шесть его близких друзей собрались вместе, чтобы создать дружину духовных рыцарей. Они принесли обеты бедности и милосердия. Их клятва заканчивалась словами: «Omnia ad maiorem Dei gloriam» - «Все ради вящей славы Божией!» Считается, что именно тогда был основан орден иезуитов или «Общество Иисуса».

С генералом во главе

В 1540 году Папа римский Павел III подтвердил основание нового ордена, и Игнатий Лойола стал его первым генералом. Обратите внимание, именно генералом, как в армии! Все члены ордена были обязаны беспрекословно ему подчиняться.

Главными добродетелями иезуитов считались безусловное повиновение старшим (младший уподоблялся посоху в руках старшего) и полное отречение от собственной воли. Орден отличали жесткая иерархия и почти военная дисциплина. Он был чем-то средним между армией и тайным обществом, поскольку часто цели его содержались в строжайшем секрете.

Члены ордена рекрутировались по принципу физического, умственного и классового отбора - принимались люди здоровые, с хорошими умственными способностями, по возможности хорошего происхождения. Женщины в орден не допускались.

Тайные агенты средневековья

Почему Папа сразу дал новому ордену чрезвычайные привилегии? Почему во главе монахов поставили генерала? За какие заслуги через шестьдесят лет после кончины Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь подходит к вынесению подобных решений взвешенно и осторожно.

Здесь кроется одна из главных тайн «Общества Иисуса». Немало исследователей склоняется к мнению, что, разработав проект нового монашеского ордена, де Рекальдо Лойола предложил Папе создать... католическую политическую разведку! Лойола был убежден, что инквизиторы не могли эффективно выполнять свои функции - они были просто грубыми мясниками.

Вот как выглядела структура ордена с точки зрения современных спецслужб. Будучи военной организацией, орден подразделялся на разряды. Первый составляли новиции (послушники). В течение двух лет они проходили суровую школу дисциплины, не допускавшую ни сомнений, ни малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. В течение пяти лет они изучали общие науки и богословие. Причем далеко не все послушники, а лишь самые способные становились схоластиками и получали весьма хорошее по тем временам образование.

Новиции и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли свободно жить в миру.

Третий разряд составляли коадъюторы, которые принимали монашеские обеты и вели соответствующий образ жизни. В свою очередь, они делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. По линии тайной деятельности в их обязанности входило выведывание всевозможных тайн и распространение нужных иезуитам сведений и слухов.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и пр. На первый взгляд кажется странным, что люди, получившие практически университетское образование, столь редкое в Европе в то время, шли в услужение. Но все это объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, принимавшие, кроме трех обычных монашеских обетов, еще и четвертый - обет безусловного повиновения Папе. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какой-то стране, то есть профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в ней, а то и в целом регионе.

Коллегиумы: лучшее образование века

С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. Причем образование, которое они предлагали, было бесплатным для всех желающих.

Вскоре орден превратился в фактического монополиста в области просвещения в католических странах. В последующие столетия иезуитами было учреждено 24 университета и около 600 коллегиумов.

В 60-х годах XVI века иезуиты утвердились в Речи Посполитой. Иезуитский костел св. Михаила Архангела, коллегиум и монастырь иезуитов был построен в Мстиславле в 1640 году. Это типичные памятники архитектуры барокко. Костел с мощной 3-нефной каменной базиликой и 2-башенным главным фасадом, разделенным на два яруса узким карнизом.

Интерьер этой постройки и ныне впечатляет размахом, массивностью опор, лепкой барочного характера. Известно, что в стенах коллегиума преподавал Винцентий Бучинский, белорусский философ, теолог и критик. Этот человек создал первый в Беларуси литературно-научный журнал «Полоцкий ежемесячник». И оставил богатое рукописное наследие, которое включает труды по истории философии, истории Польши, Беларуси, православия в России.

Шантаж, убийства, отравления...

Как же получилось, что орден, который основали благороднейшие люди, превратился в организацию, которая восстановила против себя все народы, а слово «иезуит» стало означать хитроумного, коварного лжеца, клятвопреступника в черной сутане?

Оказалось, что люди, поставившие перед собой цель покорить мир для Христа, решили, что благая цель оправдывает средства. Известно знаменитое высказывание Игнатия, включенное в составленный им свод правил ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является черным, если так говорит Церковь».

Иезуиты всеми способами пытались вернуть Европу под власть церкви. Они устраивали перевороты, свергали неугодных правителей, шли на любые преступления, чтобы распространить свое влияние, и при этом всегда оставались в тени. Они становились исповедниками королей и их первыми советниками - манипулируя монархами, по существу, правили странами.

Нечестие, обман и хитрость иезуитов настолько дискредитировали орден, что его адептов изгнали из всех стран, а люди вспоминали лишь их черные дела.

И это несмотря на то, что в их истории были светлые страницы. Орден посылал миссионеров по всему миру. Страны Африки, Китай, Япония, испанские колонии Южной Америки, индейские племена впервые слышали весть Евангелия из уст иезуитов. Те не гнушались тяжкой работы, шли в непроходимые джунгли, неся местным племенам не только весть Евангелия, но и достижения цивилизации.

Любимцы Екатерины

К 1616 году орден насчитывал уже более восемнадцати тысяч членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира.

Грязные интриги, шпионаж, подкупы, отравления и прочие неблаговидные дела иезуитов вызвали возмущение во многих странах. В 1759 году орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. Наконец, под давлением большинства монархов, Папа Климент XIV буллой от 21 июня 1773 года объявил орден ликвидированным повсеместно.

Общество Иисуса продолжало существовать только в Российской империи, где Екатерина II не дала разрешения на опубликование папской буллы, тайно симпатизируя иезуитам.

В XIX веке орден вновь оказался под ударом - на этот раз из-за волны либеральных и социалистических революций, прокатившейся по Европе. Время от времени их изгоняли то из одной, то из другой страны: из Бельгии, России, Франции, Итальянских государств, Испании, Германии, Португалии и Швейцарии.

Деятельность иезуитов перешла не «нелегальное положение». Впрочем, золотые времена для «Общества Иисуса» уже миновали.

Сегодня

Этот самый большой орден католической церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах. Согласно данным 2006 года, они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1 536 приходах.

Что же стало с иезуитским костелом св. Михаила Архангела, монастырем и коллегиумом в Мстиславле?

Костел был перестроен в 1730-38 годах, 1842-м приспособлен под Николаевский собор, монастырь под Свято-Никольский монастырь.

В здании коллегиума монастыря ныне расположена школа-­интернат.

Иезуи́ты (Орден Иезуитов) — неофициальное название «Общества Иисуса» (лат. «Societas Jesu») — религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времен протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam», что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Этот самый большой орден Католической Церкви разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в школах (коллегиях) и университетах. Они также продолжают свою миссионерскую деятельность и активно вовлечены в решение проблем, связанных с правами человека и социальной справедливости.

Впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека во всех частях света, среди любых народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Игнатий де Лойола, основатель Общества Иисуса, родился в 1491 году в замке Лойола в стране Басков в Испании. В молодости он бывал при испанском дворе и поступил на службу к вице-королю Наварры. Раненый во время осады Памплоны 28 марта 1521 года, он был перевезён в замок Лойола. Там он обратился, читая книгу «Жизнь Христа», и решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником. Вылечившись, он покинул замок, по пути остановился в бенедиктинском аббатстве Монсеррат в Каталонии, потом провёл некоторое время в городе Манреза, где и получил свой решающий духовный опыт. Впоследствии этот опыт ляжет в основу текста Духовных упражнений. 1523 год он провёл в Иерусалиме, исследуя пути Иисуса, «Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать». По возвращении он учился в Барселоне, потом в городе Алькала. Сложные отношения с инквизицией (он даже просидел несколько дней в тюрьме) заставили его покинуть Алькала и отправиться в Саламанку, а затем в Париж, где он учился в Сорбонне. Ему в это время было 37 лет.

Мало-помалу вокруг этого человека собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, некоторые испанцы. Один за другим они решают под руководством Игнатия выполнить духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о «божественном» и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными в современной им ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учёбы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».

15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой её миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встаёт вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединёнными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было самым неблагоприятным. На них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый . Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 17 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. К дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

Золотой век

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.

Известные иезуиты

* Св. Игнатий де Лойола (1491—1556) — основатель ордена.
* Св. Франциск Ксаверий (1506—1552) — миссионер и проповедник, проповедовал в Азии — от Гоа и Цейлона до Японии.
* Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600—1658) — известный испанский писатель и мыслитель.
* Антонио Поссевино (1534—1611) — папский легат, посещал Россию.
* Хосе де Акоста (1539—1600) — исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
* Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) — исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
* Франсиско Суарес (1548—1617) — испанский теолог и философ.
* Маттео Риччи (1552—1610) — основатель иезуитской миссии в Пекине.
* Мансиу Ито (1570-1612) — глава первого японского посольства в Европу.
* Адам Коханский (1631 — 1700) — учёный, математик.
* Жан Франсуа Жербильон (1631 — 1707) — французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
* Джованни Саккери (1667—1733) — учёный, математик.
* Лаврентий Риччи (1703—1775)— генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
* Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
* Джерард Мэнли Хопкинс (1844—1889) — английский поэт.
* Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

* Беранже — «Святые отцы»
* Бласко Ибаньес — «Отцы иезуиты»
* Стендаль «Красное и черное» — рисует картину иезуитской школы
* Дюма, Александр (отец) — «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»
* отец д"Оржеваль - роман "Анжелика" из 13 томов Анн и Серж Голон

Папа Франциск стал первым римским понтификом, принадлежащим к ордену Иезуитов. Кто такие Иезуиты? Какое отношение их орден имел к рыцарям и почему Иезуиты были хорошими миссионерами?

С самого начала своего существования Игнатий Лойола создавал сообщество людей, не похожих на традиционное монашество. В молодости Игнатий был рыцарем, вел весьма свободную жизнь, был ранен, и в результате неудачного лечения прихрамывал. Болезнь и невозможность оставаться воином вызвали в его душе серьезный жизненный кризис, и «Общество Иисуса» Игнатий построил по военному образцу: во главе иезуитов стоял генерал, подчиняющийся лишь Папе, иезуит должен был беспрекословно подчиняться старшим. Игнатий Лойола приводит знаменитый образ трупа, как символ абсолютного послушания. Подчиненный должен повиноваться старшему, «как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях; как маленькое распятие, которое можно поднимать и которым можно двигать как угодно». Иезуитам слишком часто ставили в вину этот гимн абсолютному послушанию, но в этой части своих размышлений Лойола абсолютно традиционен: образ трупа и воска по отношению к монашеству использовали египетские отшельники на Востоке и, например, святой Франциск Ассизский на Западе. Новаторство иезуитов проявлялось в том, для чего они использовали своих членов.

Прежде всего, иезуитам удалось во многих странах осуществить Контрреформацию, то есть вернуть часть протестантов в лоно Католической Церкви. Это стало возможным, благодаря умению учеников Игнатия налаживать связи при дворах европейских государств и преподаванию. Будущих иезуитов специально обучали хорошим манерам и особой разновидности пастырской снисходительности. Под видом студентов, торговцев или священников они проникали в нужное место и постепенно завоевывали популярность как у народа, так и у знати. Даже европейские монархи с большой охотой делали иезуитов своими духовниками. Причиной этого была отточенная казуистика «Ордена Иисуса». С помощью нескольких приемов они могли объявить простительным практически любой грех. Воровать, конечно, нехорошо, но если слуга делает больше, чем должен, то он может «вознаградить» себя за счет хозяина. Убийство – несомненный грех, но человек может оправдаться на суде с помощью «тайной оговорки». Допустим, я убил кого-то, защищаясь, тогда на вопрос судьи «Убил ли я NN», мне можно смело отвечать: «Не убивал», подразумевая под этим, что я не нападал на жертву. Последняя часть моего высказывания и будет той самой «тайной оговоркой». Богатому человеку жить еще проще. Если какой-нибудь мерзавец соблазнил девушку, обещая на ней жениться, то на нем нет никакого греха, поскольку крестьянка изначально должна была понимать, что дворянин на ней не женится.

Эта техника построения исповеди в буквальном смысле слова превращала отцов-иезуитов в завсегдатаев королевских дворов и городских соборов, однако ученики Игнатия Лойолы сделали и полезные вещи своими ухищрениями - они популяризировали на Западе практику частной исповеди.

Точно также обстоит дело и с иезуитским образованием. По всей Европе, а также на других континентах дети учились у отцов иезуитов бесплатно (средства на преподавание выделял орден). Их превосходно кормили, не перегружали уроками (не более 5 часов в день), придумывали для них спортивные игры, почти не били, так что многие люди считали за счастье отдать свое чадо иезуитам. Всего через несколько месяцев мальчик порадует отца превосходной латынью, а мать - прекрасными манерами и умением держать себя за столом. Но при этом в школах процветало ябедничество. Например, ученик, говоривший в школе на родном языке, а не латыни, может избавиться от наказания, если назовет имена других учеников, делавших то же самое. У каждого ученика был специальный опекун, рассказывающий начальству о его проступках. Само преподавание в школах велось по причудливому сочетанию средневековых и гуманистических методов: изучали труды Фомы Аквинского, но при этом была система жесткой конкуренции между учениками, которой могли бы позавидовать даже современные учителя.

Эта двойственность сопровождала иезуитов во все века их существования. Многие иезуиты были прекрасными миссионерами и мучениками за веру: от Японии до Канады они подвергали свою жизнь опасности, пересекали непроходимые реки на маленьких лодках, переводили христианские молитвы на разные языки, а иногда и создавали эти языки, проповедовали даже тогда, когда им отсекали руки и ноги и снимали скальп. Однако миссии чаще всего были массовыми и формальными: кое-как переведя Символ веры, часто не выучив язык аборигенов, иезуит крестил людей сотнями и тысячами, создавая новые общины. Это были группы язычников, для которых христианство было лишь очень тонким наносным слоем, и с уходом миссионера часто умирала и община. Иезуиты защищали рабов и индейцев от совсем уж жестокой эксплуатации, но при этом сами охотно пользовались трудами рабов и не выступали против этого института, как такового.

Противоречия, сопровождавшие иезуитов, были связаны с самой идеей этого ордена: монашеский орден, в котором можно не носить иноческих одежд, проповедники, с большей охотой занимающиеся политикой и интригами, чем обращением в христианство, нестяжатели, дававшие ссуды под 25 или даже 100 процентов. Иезуиты действительно стали военным орденом, рыцарями Папы, но от своих прототипов они унаследовали все добродетели и пороки средневекового рыцарства. Подобно крестоносцам, они отправлялись в опасные путешествия, жили среди бедняков и устраивали новые поселения для коренного населения, подобно воинам готовы были защищать честь Церкви и Папы до последнего вздоха, приспосабливаться к разным культурам (иезуит, проповедовавший в Индии превратился в местного жреца, носил их одежды, и создам причудливую смесь христианства с индуизмом, сумел наполнить языческие обряды христианским содержанием). Однако мораль иезуитов также было сословной и средневековой – ради достижения целей ордена, они могли давать ложные клятвы, пользоваться тайными доносами и обманывать тех, кто не принадлежал к «Обществу Иисуса». Среди учеников Игнатия Лойолы было много людей, ведших жизнь скорее рыцаря, чем монаха: они были желанными гостями в салонах, любили деньги, вкусную еду и вино, могли направить стрелы своей казуистики и против ордена. Сперва человек, становившийся иезуитом, должен был сразу отдавать «Обществу Иисуса» свое имущество, затем этот срок отложили на 4 года. Находилось много людей, формально передавших имущество беднякам, но фактически управлявшим им через подставных лиц. Точно также обстояло дело и с обетом послушания: формально генерал иезуитов пользовался почти неограниченной властью и был ответственен лишь перед Папой. Но на практике все зависело отличности генерала. Если он был слабым или мягким человеком, то его за спиной орденом управляли совершенно другие люди, а преемник Игнатия Лойолы становился лишь номинальной представительской фигурой. Число подобных примеров можно умножать до бесконечности, но понятно, что затея Игнатия Лойолы, умершего 31 июля 1556 года, создать особый орден рыцарей-монахов была одной из самых авантюрных в истории Католической Церкви, а его детище почти сразу после его кончины зажило самостоятельной жизнью.

До создания ордена Общества Иисуса
у церкви не было ничего подобного, нет и теперь.
А. Тонди

Много тайн хранит история ордена иезуитов - одного из самых одиозных католических орденов. Интриги, шпионаж, убийства, шантаж, политические игры, манипулирование вся и всеми и т. д…

Рассказ о тайной истории ордена иезуитов следует начать с истории того, кого называли «генералом папы римского» - испанского идальго дона Игнатио (Иниго) Лопеса де Рекальдо Лойолы, появившегося на свет в 1491 г. в богатой семье в замке Лойола в Стране басков в Испании.

Генерал Папы Римского

В молодые годы он бывал при испанском дворе и, получив приличное по тем временам образование, избрал военную карьеру и поступил на службу к вице-королю Наварры. Он стал блестящим офицером, казалось, жизненный путь идальго предопределен, но судьба распорядилась по другому.


В 30 лет дон Игнатий был тяжело ранен в жестоком сражении во время осады Памплоны 28 марта 1521 г., после чего его перевезли в родовой замок. Благодаря природному здоровью и жажде жизни ему удалось вырваться из лап смерти. Однако выздоровление шло медленно, и у Лойолы было время поразмыслить о довольно важном, как он считал, вопросе: отчего, несмотря на все усилия инквизиции, католическая вера и власть папы в значительной степени ослабли, а Реформация набирает силу? Так, читая книгу «Жизнь Христа», Лойола решил отправиться в Иерусалим нищенствующим паломником.

Оправившись от ран, он оставил военную службу и решил всего себя посвятить религиозному подвижничеству и служению папе римскому. В 1523 г. идальго совершил паломничество в Иерусалим, где попробовал свои силы на поприще обращения мусульман в христианство, но потерпел фиаско и, немало раздосадованный неудачей, покинул Святую землю.

Возвратившись на родину, де Рекальдо какое-то время занимался изучением богословия в Саламанке, а потом отправился в Париж, где продолжил богословское образование. Там он познакомился и весьма близко сошелся с видными религиозными деятелями Лайнезом и Бовадильей. Мало-помалу возле этого человека, который обладал почти магнетической волей и излучал энтузиазм и веру, собралась группа студентов. Это были Пьер Фавр из Савойи, Франциск Ксаверий из Наварры, португалец Симон Родригес, несколько испанцев.

Они частенько встречались, их волновали дела церкви и разные идейные движения. Студенты беседовали о «божественном» и часто молились вместе. Две вещи казались им необходимы и неотложны в сложившейся тогда ситуации: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Друзья составили план, который намеревались осуществить сразу же по окончании учебы: вместе отправиться в Иерусалим, но если им не удастся этого сделать, пойти в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы - для «всякой миссии среди верных или неверных».

1534 год, 15 августа — ранним утром семеро товарищей взошли на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в часовне Мучеников принесли личные обеты в исполнение своего плана. Это произошло во время мессы, которую служил Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами раньше.

В конце 1536 г. сотоварищи, которых теперь уже было 10, отправились из Парижа в Венецию. Но из-за войны с турками в Святую землю суда не отплывали. Тогда друзья отправились в Рим и в ноябре 1537 г., принятые папой Павлом III, поступили на службу церкви - для выполнения любых миссий.

Создание ордена иезуитов

Теперь, когда они знали, что их могут разослать «по всему миру», перед ними возник вопрос о том, как сделать так, чтобы ничто не смогло разрушить их союза. Напрашивалось очевидное решение: раз Господь собрал их, людей столь разного образа мыслей, из различных стран, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, каким бы великим оно ни было, не могло нас разделить».

При участии богословов Лайнеза и Бовадильи и поддержке единомышленников, которые появились у отставного офицера, дон Игнатио Лопес де Рекальдо Лойола разработал проект монашеского ордена Общества Иисуса, который поздней получил название ордена иезуитов (от латинской формы имени Иисус - Jesus).

Искушенный в военном деле, придворных интригах и богословии, дон Игнатий считал, что главной целью нового ордена должны стать защита и распространение власти Римско-католической церкви и папы. В скором времени проект устава был окончательно сформулирован и представлен папе Павлу III.

1540 год, 27 сентября — орден иезуитов был создан. Папа наделил его чрезвычайными привилегиями, несмотря на то что в то время отношение к монашеским орденам было довольно неоднозначным: на них возлагалась значительная часть ответственности за упадок в церкви. И все-же, после долгого размышления папа все-таки принял решение основать новый монашеский орден.

На следующий год Игнатий Лойола стал первым генералом ордена. Следует обратить внимание, именно генералом, как в армии! Из всех католических монашеских орденов только у ордена иезуитов главой был генерал. Через 15 лет, 31 июля 1556 г., основатель ордена скончался и уже в 1622 г. был канонизирован католической церковью.

Что из себя представлял орден иезуитов, его задачи?

Основатель ордена считал, что для того, чтобы бороться с Реформацией, необходимо воспитывать особых - избранных - людей, фанатично преданных католической церкви.

Лойола понимал: лучший способ воспитать человека в соответствии с определенным идеалом состоит в завоевании его воображения. Он не останавливался на пожеланиях и проповедях - он требовал действия: выбора цели жизни. Для достижения этого и был нужен умело разработанный комплекс упражнений, идеально соответствующих поставленной цели. И Лойола создал свои «Духовные упражнения».

Работая над собой, каждый иезуит должен проделывать духовные упражнения на протяжении сорока дней два раза в своей жизни - при вступлении в «Общество Иисуса» и по окончании обучения. Для поддержания стойкости духа иезуиты каждый год по 8 дней повторяют эти упражнения. Место для выполнения процедуры - уединенная келья.

Посвящаемый должен пробыть в ней в течение всего срока в молчаливом сосредоточении, общаясь лишь с духовным наставником и исповедуясь ему. Надо уйти в себя, живя одними только мыслями и воображаемыми образами… Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, основная особенность «Духовных упражнений» состоит в том, что их «необходимо не прочитать, а пережить».

«Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь переворачивается вверх дном; он отвергает теперь то, что ранее почитал», - отмечал А.Тонди, бывший в среде иезуитов 16 лет и «проживший» книгу Лойолы. В такой «кузнице кадров» в действительности выковывались уникальные личности.

‭‬Орден ‭‬о‬ни назвали «Нищие рыцари». ‭‬О‬ни были до такой степени нищи, чт‭‬о…

Если посмотреть на историю возникновения ордена иезуитов, то появляются вопросы: почему папа сразу же дал новому ордену чрезвычайные привилегии и почему во главе монахов поставил генерала? За какие выдающиеся заслуги всего через 60 лет после смерти Лойолу причислили к лику святых? Ведь любая церковь как правило подходит к вынесению такого рода решений достаточно взвешенно и осторожно.

Тут скрыта одна из главных тайн Общества Иисуса. Дело в том, что, разработав проект нового монашеского ордена, Лойола предложил папе создать… католическую политическую разведку! И ко всему в виде полувоенной организации с жесткой дисциплиной.

Лойола был уверен, что инквизиторы не могли эффективно выполнять разведывательные и контрразведывательные функции - они были попросту грубыми мясниками, а их шпионы и доносчики не умели корректировать в нужном направлении ход политических процессов. Наверняка немалое влияние на основателя ордена оказала поездка на Восток, где была сильна секта исмаилитов (так называемых ), которых поздней многие авторы недаром стали называть «мусульманскими иезуитами».

Встав во главе ордена, монах-генерал стал создавать армию шпионов и лазутчиков, которые исповедовали совсем не христианское милосердие, их девизом стали слова: «Цель оправдывает средства». Это полностью развязывало иезуитам руки, в особенности в отношении язычников и еретиков, коими являлись для Лойолы и христиане-некатолики (к примеру, православные христиане).

На протяжении оставшихся 15-ти лет своей жизни Игнатий руководил обществом (он поддерживал впечатляющую переписку: 6 800 писем) и составлял Конституцию нового института. Ко дню его кончины она практически была завершена. Первая конгрегация, которая изберет его преемника, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены ордена, число которых стремительно росло, отправлялись по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправился в Индию, затем в Японию и умер у границ Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служили церкви. Четыре члена Общества участвовали в Тридентском соборе, который занимался реформой католической церкви.

Первый век существования общества отмечен замечательным развитием, в частности в области науки. Коллегии множатся. Это тяжелая ноша для ордена, но они вносят свой вклад в численный рост Общества и в его общественное влияние: в 1565 г. орден иезуитов насчитывал 2000 членов, а в 1615-м, когда умер пятый генерал ордена, - 13 112.

Успехи Общества Иисуса в течении первого столетия его существования возбудили соперничество, зависть и интриги других религиозных обществ. Во многих случаях борьба была до такой степени ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование. В эпоху, обуреваемую рождением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм, просвещение, иезуиты принимали участие во всех спорах.

При этом продолжалась миссионерская деятельность ордена. Иезуиты появились во Флориде, в Мексике, Перу, на Мадагаскаре, Филиппинах, в Тибете… В Азии они смогли добиться больших успехов. 1614 год — больше миллиона японцев стали христианами (до того как общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получили от императора право на миссионерство благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

После смерти Лойолы его последователь Иаков Лайнез несколько реорганизовал орден иезуитов в соответствии с замыслами и заветами своего «учителя». Вот как стала выглядеть после этого структура общества с точки зрения современных спецслужб.

Организация ордена иезуитов

Будучи военной организацией, орден делился на разряды.

Первый разряд это испытуемые. На протяжении 2-х лет они проходили суровую школу орденской дисциплины, которая не допускала даже мысленных сомнений и малейших колебаний при выполнении приказа вышестоящего иезуитского начальника: и было все равно, шла ли речь о доставке тайного послания или убийстве неугодного человека.

Ко второму, более высокому в иезуитской иерархии разряду относились схоластики. На протяжении 5-ти лет они изучали общие науки и богословие. При этом далеко не все испытуемые, а только особо доверенные и способные становились схоластиками и получали довольно основательное по тем временам образование. Во время обучения они должны были таиться друг от друга и заниматься доносительством. Кроме всего, их обучали конспиративной работе, а также давали практические знания, которые были необходимы для того, чтобы стать «ловцами душ», то есть вербовщиками агентуры.

Третий разряд это коадъюторы, принимавшие монашеские обеты и ведущие соответствующий образ жизни. Испытуемые же и схоластики, хотя и являлись членами ордена, могли, ничем не выделяясь, свободно жить в миру. Именно из таких законспирированных иезуитов состояла обширнейшая шпионская сеть «Общества Иисуса».

В свою очередь, коадъюторы также делились на два разряда. Одни становились духовными коадъюторами, принимали духовный сан и занимались воспитанием юношества, миссионерством и проповедничеством. Ну, а по линии тайной деятельности в их обязанности входил негласный поиск подходящих кандидатов для привлечения в ряды членов ордена, а также выведывание различных тайн и распространение необходимых иезуитам сведений и слухов.

Временами коадъюторов использовали и для выполнения важных заданий, хотя более часто для этого привлекались схоластики.

К примеру, известный французский шпион-авантюрист шевалье Эон де Бомон был тайным иезуитом и имел степень схоластика.

Переодеваясь женщиной, он в переплете книги Монтескье «Дух законов» доставлял секретные послания короля Франции Людовика XV российской императрице Елизавете Петровне. В корсете этой «дамы» были зашиты полномочия на ведение переговоров, а в подошве башмака спрятан ключ от шифрованной переписки.

Поздней, будучи секретарем французского посла в Лондоне, де Бомон ухитрился незаметно стащить портфель заместителя английского министра иностранных дел Вуда, пока того угощали ужином. Ловкий иезуит успел скопировать находившиеся в портфеле важные документы и так же незаметно вернул портфель дипломату. Естественно, что обо всем он в подробностях информировал своих начальников по ордену.

Вообще вербовке агентуры и подготовке собственных лазутчиков в «Обществе Иисуса» уделялось большое внимание. Недаром уже пятый по счету генерал ордена Клавдий Аквавива (1582–1616) сам составил для них учебную программу и всячески способствовал открытию новых иезуитских учебных заведений, где можно было бы тайно проводить обучение преданных людей.

Кроме духовных, существовали еще и светские коадъюторы, работавшие экономами, поварами, управителями и т. п. На первый взгляд кажется странным, что люди, которые получили практически университетское образование, столь редкое в Европе в те времена, потом шли в услужение. Но такая странность объясняется просто: ведь в руках экономов и управляющих со временем оказывались огромные средства, а от поваров-иезуитов зависела жизнь политических деятелей. Так что «Общество Иисуса» могло распоряжаться и тем и другим.

Самую высшую степень посвящения в ордене представляли так называемые профессы, которые принимали кроме трех обычных монашеских обетов еще и четвертый - обет безусловного повиновения папе. Верней, генералу ордена. Профессы, как правило, назначались миссионерами в какую-либо страну, то есть были, по сути, профессиональными разведчиками-резидентами, руководившими всей агентурной сетью в этой стране, а то и в целом регионе.

В «странах еретиков» - таких как, к примеру, Россия, - профессы становились духовниками при дворах влиятельных князей, где вербовали сторонников, то есть, если выражаться языком современных спецслужб, приобретали агентуру влияния.

Глава профессов выбирался из своей среды генералом ордена. А он, в свою очередь, назначал остальных профессов на должности и руководил деятельностью всего ордена. Следует обратить внимание: главу ордена иезуитов назначал не папа римский, иезуиты сами выдвигали его из своей среды и отчитывались только перед ним! Объяснялось это тем, что в разведке, а именно этим в первую очередь занимался орден, к профессиональным секретам стараются не допускать никого.

1616 год — орден насчитывал уже больше 18 000 членов - по тем временам огромная армия! - и сумел опутать агентурной сетью многие страны мира. Иезуиты активно действовали в Испании, Италии, Португалии, католической Германии, Баварии, проникли в Вест-Индию, Японию, Китай, Бразилию и Парагвай.

Список преступлений, которые совершили иезуиты и их шпионы, занял бы не один том. К примеру, во Франции они всячески разжигали войну между католиками и гугенотами, действуя под покровительством герцогов Гизов. Считается, что именно иезуиты были организаторами покушения на короля Генриха IV, после чего их первый раз изгнали из Франции. Однако в 1603 г. орден смог вернуться, чему немало способствовали приобретенные ранее агенты влияния. В Германии стараниями иезуитов не прекращалась Тридцатилетняя война, которая разорила страну и унесла множество жизней. Но утопить Реформацию в крови они так и не смогли.

Изощренные интриги, шпионаж, отравления, убийства, шантаж, подкупы и прочие довольно неблаговидные дела иезуитов в конечном счете вызвали возмущение во многих странах. 1759 год — орден изгнали из фанатично верующей католической Португалии, в 1764-м - вторично из Франции, а в 1767-м иезуитов буквально вышвырнули из цитадели католицизма Испании. В конце концов оппозиция «Обществу Иисуса» дворов, великих католических монархов Европы вынудила папу Климента XIV буллой от 21 июня 1773 г. упразднить орден, его ликвидировали повсеместно. Последний генерал ордена был заключен в римскую тюрьму, в которой и скончался спустя 2 года.

Закрылись коллегии, миссии, были остановлены разнообразные начинания. Иезуиты присоединены к приходскому клиру.

Однако именно этот удар и явился исходным пунктом для новых побед иезуитов. При помощи 358 изгнанных из России отцов орден смог возобновить свою деятельность в Италии, Англии и Америке. В скором времени и Португалия позволила ордену действовать на ее территории (1829), потом Бельгия (1831), Голландия (1832). Даже в старых протестантских странах иезуиты вновь начали вести работу среди населения.

С этого времени в течении практически всего XIX столетия орден иезуитов оказывал огромное влияние на жизнь католической церкви, в особенности на богословие, что в конечном счете способствовало укреплению неограниченной власти папы в католическом мире - возведенное в догмат учение о примате папы и папской непогрешимости.

В XX столетии иезуиты продолжили свою деятельность, активно вмешивались не только в церковные, но и в мирские дела по всему миру.

На 2006 год число иезуитов составляло 19 573 человека, из них 13 736 - священники. Около 8 500 иезуитов живут в Америке, а всего они ведут работу в 122 странах мира, служат в 1536 приходах. Этот самый большой орден католической церкви разрешает своим членам вести светский образ жизни. Их работа сосредоточена, в основном, на образовании и интеллектуальном развитии, прежде всего в колледжах и университетах.

Итак, детище Игнатия Лойолы оказалось на диво жизнеспособным. Орден иезуитов пережил расцвет и гонения и до сегодняшнего дня играет активную роль в религиозной и общественной жизни многих стран.

Сегодня у многих на слуху слово «иезуит», значение его давно успело обрести дополнительные грани, обозначая не только принадлежность к одному из самых известных и по-прежнему влиятельных орденов католической церкви, но и человека лукавого и изворотливого, которому нельзя верить. Впрочем, эти «псы Господни» сами к тому и побудили, создав уникальную, по сути, систему, до крайности простую в своей основе, но приобретшую весьма хитроумную и интересную форму.

Иезуит, кто это? Немного истории

Как и многие имеет своего основателя, который причислен в данное время к лику святых. История иезуитов насчитывает уже не одно столетие, отсчет которых начался с первой половины XV века, когда испанский рыцарь-мечтатель Игнатий Лойола принял решение кардинально изменить свою жизнь и посвятить оставшиеся годы вопросам церкви, религии, веры, создать своеобразное войско рыцарей духовных. И если вначале пути практически никто не знал, что собой представляет каждый иезуит, кто это, и каковы цели всего ордена, то теперь их след в истории всех последующих эпох не заметить невозможно, причем не то что профессиональному историку либо церковнику, но и дилетанту-любителю.

Истоки ордена

Имеется у «псов Господних» и своя история. зародился в 1534 году, когда его основатель Лойола вместе со своими верными друзьями и духовными рыцарями дали обеты нищеты, целомудрия и служения во славу Церкви, а еще спустя три года приняли сан и стали проповедниками, твердо решив следовать по пути обращения неверных и опекания их верующими. К 1539 году священники этого ордена (будущего) уже были в Риме, где и привлекли всеобщее внимание своими идеями и верой в них, что было уникально во время упадка монастырей и самой католической церкви в целом. Возможно, именно не самое выгодное положение последней и побудило папу Павла III достаточно быстро дать добро на официальное создание ордена, а в дальнейшем и всячески покровительствовать тем, кто назвали себя Обществом Иисуса, а в реальности стали воинами Христовыми во всех смыслах.

Кадровая подготовка

Однако попасть в ряды иезуитов просто было, пожалуй, лишь в самом начале. Прозорливые церковники быстро поняли, что миром правит информация, и не жалели времени на обучение своих адептов. Именно поэтому учили не менее 12 лет: сначала минимум два года новициата или послушания. Затем следовало принятие стандартных монашеских обетов: послушания, нищенства и целибата, еще два года учили языки - латынь, древнегреческий (с обязательным чтением античных авторов - разумеется, в подлиннике), год - науки точные (математика, физика). Далее шла философия, и лишь затем еще 4 года послушники учили историю церкви, теологию, право, становясь коадъюторами (духовные лица, имеющие право вернуться к светской жизни). Только проявленное на протяжении всех этапов рвение к учебе, старание, природные способности и успешные выпускные экзамены позволяли гордо заявить о том, что вчерашний ученик коллегии теперь - священник-иезуит, со всеми правами и обязанностями.

Последний обет

Теперь можно было принять четвертый и последний обет, от которого уже невозможно было отказаться до конца дней своих, - обет беспрекословного подчинения папе и только ему. Иезуиты по мелочам не разменивались и подчинялись исключительно уставу ордена либо непосредственно понтифику. Другой власти над собой они не признавали.

Распространенность и упразднение

Ордену хватило чуть больше столетия на то, чтобы сплести свои сети как в европейских государствах того времени, так и в Китае, Японии, Индии, Парагвае, на Филиппинах, не забыли обосноваться и в императорской России, что оказалось весьма дальновидным. Когда в 1773 году папа Климент XIV все же был вынужден принять волевое решение и повсеместно запретить «Общество Иисуса» буллой Dominus ac Redemptor Noster, только Екатерина II не пожелала слушаться и позволила иезуитам продолжать свою деятельность на подвластной императрице территории. Само упразднение ордена длилось четыре десятилетия, в ходе которых они были причислены к приходскому клиру. Но уже в 1814-м иезуиты вернули себе свои права и регалии.

Устав и дисциплина

Устав иезуитов состоял из 9 пунктов, суть которых сводилась к тому, что его участники, кроме обязательных монашеских клятв, принимали еще и обет беспрекословного послушания настоятелю общества, а также главе католической церкви. Причем путей к отступлению фактически не было - становясь иезуитом, человек терял право самостоятельно распоряжаться собой и был одним из звеньев великой системы, впрочем, работавшей безукоризненно.

Орден также отличался очень жесткой дисциплиной и строжайшей централизацией, в рамках которой верховная власть была в руках у генерала (от «генеральный наставник», не путать с военными), который еще негласно считался «черным папой» и избирался пожизненно.

Роль в образовательном процессе

Одной из главных задач, которую ставили перед собой иезуиты и успешно реализовывали, были многочисленные учебные заведения, созданные практически во всех миссиях. Так, именно коллегиум иезуитов готовил для себя образованных и отлично подготовленных послушников, которых многолетняя "муштра" превращала в послушных кукол в руках руководства. Кстати, к концу XVIII века под их неусыпным контролем находилась большая часть высших и средних учебных заведений в Европе.

Как выйти сухим из воды - учимся у иезуитов

Но иезуиты запомнились не только благими намерениями и просветительской деятельностью, но и оригинальной теорией, позволяющей «оправдываться» при совершении любых поступков, даже весьма и весьма греховных, достаточно лишь считать, что это делалось во имя другой, благой цели. А еще можно было использовать «мысленную оговорку» и давать ложные обещания. Потому и не мудрено, что на вопрос: «Иезуит - кто это?» - можно было услышать в ответ, что это лжец, плетущий сеть интриг.

День сегодняшний в жизни ордена

Прошли века, Игнатия Лойолу давно канонизировали и причислили к лику святых, а нынешний Франциск (Хорхе Марио Бергольо) как раз является представителем этого ордена. Кроме того, в мире насчитывается порядка 17,7 тысяч иезуитов, которые по-прежнему подчиняются жесткой дисциплине и иерархии. Готовят сотрудников католической церкви в специальных коллегиях, подконтрольных «Обществу Иисуса». Впрочем, меняется лишь время, люди-то остаются прежними. И теперь вопрос о том, иезуит - кто это, практически никто уже не задает, так как ответ всем известен.



Просмотров