Гибдд надзорный орган. Деятельность дпс гибдд по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения. Когда сотрудник гибдд имеет право остановить автомобиль: всем стоять

На территории Российской Федерации главная роль по осуществлению контроля и надзора за безопасностью дорожного движения отведена ГИБДД МВД России.

Контроль и надзор в данной сфере представляет собой многообразие функций и большую трудоемкость задач, что обуславливает необходимость наличия в составе ГИБДД МВД России функционально самостоятельных подразделений Горев А.Э., Олещенко Е.М., Пугачёв И.Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебное пособие. - М., 2009. - С. 72. .

Согласно п. 5 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): указ Президента Российской Федерации от 15 июня 2008 г. № 711 (ред. от 23 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 25. - Ст. 2897. в структуру ГИБДД МВД России входят:

федеральный орган управления ГИБДД;

органы управления ГИБДД министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации;

подразделения ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям;

специализированные и иные подразделения ГИБДД.

За каждым органом управления и подразделения ГИБДД МВД России закреплены определенные задачи.

Федеральный орган управления ГИБДД как структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему ГИБДД, участвует в разработке основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Управления ГИБДД по субъектам Российской Федерации как региональные органы управления ГИБДД РФ осуществляют руководство деятельности органов ГИБДД в районах, городах и иных муниципальных образованиях Головко В.В., Майоров В.И., Ортман Е.А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие. - Омск, 2008. - С. 23..

К подразделениям Управления ГИБДД и их задачам относятся:

организационно-аналитический отдел ведет аналитическую работу, готовит предложения и планы, направленные на повышение эффективности работы службы, осуществляет контроль за их исполнением;

отдел ДПС, розыска, административной практики и дознания организует работу ДПС по выявлению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, розыску угнанных и скрывшихся с места совершения ДТП транспортных средств, контролирует правильность и целенаправленность мер, принимаемых за административные правонарушения; полноту и своевременность проведения дознания по дорожно-транспортным происшествиям;

отдел дорожной инспекции и организации движения организует контроль за проектированием, строительством и содержанием дорог, дорожных сооружений и средств регулирования;

отдел экзаменационной работы, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств организует и контролирует работу регистрационных и экзаменационных подразделений, госинспекторов, осуществляющих государственный технический осмотр транспортных средств;

отдел пропаганды безопасности дорожного движения организует работу по пропаганде безопасности дорожного движения, обучению учащихся правилам поведения на улицах, проведению конкурсов и соревнований по безопасности дорожного движения, взаимодействию со средствами массовой информации;

контрольно-профилактический отдел контролирует соблюдение сотрудниками ГИБДД законодательства;

группа кадров осуществляет отбор и проверку кандидатов для службы в ГИБДД, организует обучение личного состава;

региональный отдел информационного обеспечения ГИБДД осуществляет формирование и поддержание в актуальном состоянии региональных баз данных зарегистрированного транспорта, выданных водительских удостоверений, выявленных нарушений Правил дорожного движения, зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Обеспечивает поступление в подразделения ГИБДД области баз зарегистрированного транспорта, федеральных и областных баз разыскиваемого транспорта, документов и лиц;

регистрационно-экзаменационный отдел осуществляет регистрацию транспортных средств жителей, прием экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

К специализированным подразделениям ГИБДД следует отнести ДПС. Ее главной задачей является обеспечение в пределах своей компетенции безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения Килясханов И.Ш., Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений: монография. - М., 2010. - С. 22..

Несмотря на многообразие возложенных задач и функций на вышеперечисленные структурные подразделения, главная их цель - обеспечение безопасности дорожного движения, достижение которой и служат специальные функции ГИБДД в области контроля и надзора за безопасностью дорожного движения Шалыгин Б.И. Надзор и контроль над исполнением законов в административной деятельности органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России // Административное право. - 2008. - № 4. - С. 13..

Контроль и надзор ГИБДД МВД России за безопасностью дорожного движения можно определить как урегулированную нормами административного права властную правоприменительную деятельность органов и должностных лиц ГИБДД МВД России охранительной направленности, содержание которой заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.

Под административно-правовыми методами в данном случае следует понимать предусмотренные нормами административного права специальные организационно-правовые средства, при помощи которых органы ГИБДД МВД России устанавливают соответствие объектов дорожного надзора обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами. К административно-правовым методам осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения относятся метод проведения проверок (комплексных, специальных, контрольных и оперативных) и метод повседневного дорожного надзора.

Под административно-правовыми формами осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы внешнего выражения такого контроля и надзора Костенников М.В. Нормы административного права в деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 12. - С. 44.. К числу административно-правовых форм осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения относятся:

1. издание (принятие) компетентными государственными органами, индивидуальных административно-правовых актов, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения и реализацию их результатов (приказов о проведении проверок, решений о создании комиссий для проведения проверок, предписаний об устранении нарушений обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения);

2. совершение уполномоченными должностными лицами ГИБДД МВД России административно-правовых действий, юридически обеспечивающих осуществление мероприятий по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения и реализацию их результатов (проведение обследований объектов такого контроля и надзора, истребование нормативно-технической, дорожно-эксплуатационной и иной документации и ее изучение, составление актов проверок и т.п.) Домрачев Д.Г. Дорожный надзор государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 20-21..

На основании п. 19 ст. 12 Федерального закона «О полиции» и ст. 4 Приказа МВД РФ № 185 от 02 марта 2009 г. ГИБДД МВД России выполняет специальные контрольные и надзорные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К ним следует отнести:

надзор за соблюдением правил дорожного движения и других нормативно-правовых требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;

регистрация и учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;

организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;

регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;

осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;

проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

Из перечисленных функций следует, что главная задача, которая ставится государством перед ГИБДД МВД России, заключается в обеспечении соблюдения всеми участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства посредством контрольных и надзорных функций ГИБДД. А главным назначением надзора и контроля, осуществляемого ГИБДД МВД России, является выявление степени соответствия фактов объективной деятельности требованиям нормативных актов либо к объектам (предметам) - дорогам, дорожным сооружениям, транспортным средствам, либо к действиям участников дорожного движения - водителям, пассажирам, пешеходам, либо к действиям субъектов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, дорог и дорожной инфраструктуры Организация работы ГИБДД: учебное пособие / И.Н. Пугачев, М.И. Хомицкий; под ред. А.И. Ярмолинского. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та., 2010. - С. 37. .

Непосредственные функции контроля и надзора за безопасностью дорожного движения осуществляют отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру соответствующих органов ГИБДД. При этом важная роль в этой системе принадлежит подразделениям ДПС, так как на ней лежит основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением посредством наблюдения за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства, и дороги требованиям Правил дорожного движения, и принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений. Более подробно данный вопрос будет рассматриваться во второй главе дипломной работы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» вся организация деятельности ГИБДД МВД России по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения строится на принципах законности, гуманизма, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина Скворцов А.А. Задачи и функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2010. - № 7. - С. 45..

Так, принцип законности опосредованно регулирует социальные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения и выражает устоявшиеся в обществе взгляды в данной сфере.

Принцип гуманизма является своеобразной гарантией против «превышения справедливости» и обеспечивает справедливое отношение должностных лиц к участникам дорожного движения.

Принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина основывается на ст. 2 Конституции РФ и провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Охрана и защита жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, становятся первоочередной задачей в правовом регулировании. Ведь соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства. По своему содержанию данный принцип закрепляет мысль (идею, цель) о защите прав и законных интересов человека и ответственности государства. В данном случае более уместно говорить о достижении баланса интересов государства и граждан - участников дорожного движения. Такой вывод можно сделать исходя из того, что государство со своей стороны должно максимально обеспечить безопасность дорожного движения. Для этих целей устанавливаются контрольно-пропускные пункты и возможно проведение прочих контрольных мероприятий. Для этих целей ряд органов государственной власти, и прежде всего ГИБДД МВД России, наделяются рядом контрольных полномочий проверять и наказывать за нарушение в сфере дорожного движения. Таким образом, создаются определенные административные барьеры, которые позволяют отчасти контролировать и снижать опасность на российских дорогах.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, ГИБДД МВД России - это уполномоченный орган государственного контроля, созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществления которого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов. Содержание деятельности ГИБДД МВД России по контролю и надзору за безопасностью дорожного движения заключается в установлении посредством использования специальных административно-правовых методов и форм соответствия деятельности физических лиц и организаций по содержанию (эксплуатации) дорог, улиц, расположенных на них дорожных сооружений, железнодорожных переездов, по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, состояния перечисленных объектов, действующих маршрутов движения автобусов (троллейбусов) обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов (технических регламентов) в части обеспечения безопасности дорожного движения, определенным законами и подзаконными нормативными правовыми актами, а также в пресечении и предупреждении нарушений этих требований, устранении их последствий.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры - о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения

1. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования).

2. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - настоящей статьи.

4. Предметом проверки является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности обязательных требований.

5. Плановые проверки не проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Положение дополнено пунктом 13 с 1 марта 2018 г. - Постановление

13. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 14 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

14. Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора.

При отсутствии решения об отнесении к категории риска деятельности субъекта надзора такая деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 15 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

15. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации ведут перечни субъектов надзора, деятельность которых отнесена к категориям риска (далее - перечни).

Включение субъектов надзора в перечни осуществляется на основании решений руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъектов надзора об отнесении деятельности субъектов надзора к категориям риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 16 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

16. Перечни содержат следующую информацию:

д) реквизиты (дата и номер) решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 17 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

17. Территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о субъектах надзора, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 18 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

18. Размещение информации, указанной в пункте 17 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 19 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

19. По запросу субъекта надзора территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, принявшие решение об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, в установленном Правилами порядке предоставляют информацию о категории риска, к которой отнесена деятельность этого субъекта надзора, а также основания отнесения деятельности субъекта надзора к данной категории риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 20 с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

20. Субъекты надзора вправе подать в установленном Правилами порядке в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, принявший решение об отнесении их деятельности к категории риска, заявление об изменении ранее присвоенной категории риска.

Информация об изменениях:

Положение дополнено приложением с 1 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2018 г. N 172

7. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность субъекта надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие деятельность субъекта надзора к более высокой категории риска.

Состояние автомобиля – важный фактор безопасности движения. Поэтому в ГИБДД существует отдел технического надзора, который занимается проверкой транспорта на соответствие предписанных законом условиям эксплуатации. Его специалисты следят за регулярными осмотрами машин. Они же имеют право осуществлять техконтроль на постах ДПС.

Читайте в этой статье

Основные задачи технадзора ГИБДД

Структура, контролирующая состояние транспортных средств, создана для решения следующих проблем:


Это может быть заводской брак, внесенные по желанию собственника конструктивные изменения. Не все автовладельцы вовремя ремонтируют свой транспорт, тем самым повышая вероятность ДТП из-за внезапной поломки. Во избежание всего этого состояние машин контролируется еще и специалистами из ГИБДД.

  • Профилактика правонарушений в области безопасности движения, касающихся использования ТС, а также их пресечение. Состояние ТС – забота технадзора не только после аварии. Если автомобиль еще не стал ее участником, но в конструкции есть способные привести к катастрофе нюансы, отдел контроля должен этим заняться. То есть установить несоответствие машины стандартным требованиям, заставить владельца вернуть к ним технику, наказать его за нарушение закона.
  • Усовершенствовать автомобиль можно. Но все изменения должны быть проверены технадзором на предмет безопасности. Ведь владелец машины не сможет оценить вероятную угрозу, которую несет, например, самовольно установленное газовое оборудование или чрезмерно затонированные стекла.

Задачи, стоящие перед контролирующей структурой ГИБДД, решаются на основании нескольких правовых документов. Это Конституция РФ, Законы «О полиции» и «О безопасности дорожного движения», КоАП и множество других.

Функции отдела, инспектора

Структура технического надзора ГИБДД выполняет целый ряд действий:

  • Контролирует состояние ТС на стадии производства. Это значит, что под пристальным вниманием отдела находится конструкция автомобилей. Надзор дополняется проверкой сертификатов производителей, контролем выдачи бланков ПТС и документов на шасси. Все это происходит до того, как машина поступит в продажу и начнет использоваться.
  • Следит за техническим состоянием ТС во время его эксплуатации. Техцентры, аккредитованные ГИБДД, регулярно осматривают автомобили для оценки возможности безопасного использования. Это происходит в соответствии с Федеральным законом №170-ФЗ от 1.07.2011 г. Инспектор отдела может остановить машину на стационарном посту ДПС, если есть подозрения, что она находится в плохом техническом состоянии. Для его проверки он имеет право устроить осмотр.
  • Следит за соответствием ТС Техническому регламенту. Конструкция машины либо должна оставаться неизменной, либо усовершенствоваться по разрешению из ГИБДД. Оно дается после подачи владельцем соответствующего заявления в инспекцию, осмотра автомобиля специалистом.
  • Контролирует соблюдение автовладельцами требований закона относительно технического состояния ТС. Сотрудник технадзора может проверять документы на внесение изменений в конструкцию машины и сверять их с тем, что есть на самом деле, путем осмотра. Процедуру проводят на стационарном посту ДПС, используя сертифицированные технические средства.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Автомобилисту следует знать, что сотрудник технадзора в служебном удостоверении должен иметь запись о том, что трудится именно в этой структуре. И перед проверкой предъявлять документ. Обычный инспектор ДПС не имеет права осматривать ТС для контроля его технического состояния или изучения конструкции.

Регламент работы

Главная процедура, позволяющая технадзору осуществлять свои функции и решать возложенные законом задачи, — осмотр ТС. Каждый автомобиль, автобус, грузовик должен проходить его регулярно. Не подвергаются процедуре только ТС, выпущенные менее 3 лет назад. Остальные проходят ее с определенной периодичностью:

  • легковые такси, автобусы и грузовики, перестроенные для перевозки 8 и более пассажиров, транспорт для перемещения опасных грузов изучаются каждые 6 месяцев;
  • «легковушки», грузовики массой до 3,5 т, мототранспортные средства проходят осмотр ежегодно, если выпущены с конвейера от 7 лет назад и более;
  • машины со спецсигналами, предназначенные для автошкол, грузовики массой от 3,5 т, подвергаются ему также 1 раз в год;
  • легковые и грузовые ТС, мототранспортные, чей возраст от 3 до 7 лет, осматриваются специалистами каждые 2 года.

Регулярное обследование проводят на аккредитованных инспекцией СТО. Технадзор не участвует в процедуре, но это тоже элемент контроля службы за состоянием автомобиля. И его сотрудник имеет право проверить диагностическую карту ТС. Причем не обязательно будет требовать ее у водителя (тот не должен возить документ с собой).

Информацию инспектор сможет получить из автоматизированной системы, в которую вносят сведения о прошедших ТО машинах. И если ее нет, сотрудник технического отдела ГИБДД имеет право провести осмотр ТС на стационарном посту.

Участие технадзора необходимо перед внесением в конструкцию ТС изменений. Владелец должен подать в отдел заявление, заключение экспертизы, сертификаты на устанавливаемые новые детали, диагностическую карту. Только после этого он получит разрешение на усовершенствование своей машины.

О том, как пройти техосмотр, а также что для этого нужно, смотрите в этом видео:

Контроль технадзора на дороге

Причина проведения техосмотра ТС на посту ГИБДД уполномоченным на это сотрудником – обоснованное предположение о несоответствии автомобиля условиям Технического регламента «О безопасности колесных ТС». Это могут быть чересчур темные стекла авто, черный дым из выхлопной трубы и т.д., то есть явные признаки. Если они есть, сотрудник ГИБДД должен:

  • остановить автомобиль;
  • представиться водителю, предъявить свое удостоверение;
  • объяснить причину остановки и потребовать проследовать на стационарный пост ГИБДД.

Автомобилист обязан подчиниться, если признаки неисправности авто явные, а в удостоверении написано, что инспектор работает в технадзоре. На посту сотрудник службы должен измерить светопропускание стекол, если они стали причиной остановки, с помощью прибора. Или осуществить проверку других составляющих автомобиля, тоже используя сертифицированную аппаратуру. Далее составляется протокол.

Если автомобиль задержали из-за иных неполадок, водитель имеет право отказаться от техосмотра при наличии у него действующей диагностической карты и не отправляться по требованию инспектора на стационарный пост. Но сотрудник может привести в качестве основания для остановки ТС нечитаемость госномеров или видимые признаки неисправности ТС. Тогда подчиниться придется.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

Если автомобиль осматривают без разрешения водителя, сотрудник ГИБДД не работает в технадзоре, следует потребовать составления протокола. И в нем нужно отразить свое отношении к незаконной процедуре. А потом до истечения 10 дней подать на инспектора в суд.

Приказ-наставление по технадзору ГИБДД

Главный документ, регулирующий деятельность структуры, это «Наставление по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». В нем перечислены задачи и цели подразделения ГИБДД, а также способы контроля состояния транспорта до того, как он начал использоваться, и во время эксплуатации.

В документе есть несколько особенно важных моментов для автомобилиста. Пункт 14.3.3 гласит:

При выявлении на зарегистрированном транспортном средстве изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы, эксплуатация транспортного средства запрещается.

Это значит, что машину отберут и отправят на спецстоянку.

А в пункте 14.3.9 сказано:

При обнаружении признаков подделки представляемых документов, государственных регистрационных знаков, маркировки транспортных средств либо выявления несоответствия номеров агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, а также при наличии достаточных оснований полагать, что транспортные средства (номерные агрегаты) или представленные документы находятся в розыске, документы и (или) транспортное средство направляются в орган внутренних дел для проведения соответствующей проверки.

Но в законе есть также пункт 16.5:

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, эксплуатация транспортных средств запрещается со снятием государственных регистрационных знаков в установленном порядке. Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.

В осмотре авто сотрудником технадзора для законопослушного водителя нет ничего угрожающего. Нужно лишь следить за состоянием машины, вовремя осуществлять профилактику и ремонт, устанавливать дополнительное оборудование, имея разрешительные документы. А обычному инспектору должно быть достаточно наличия у автомобилиста ВУ, свидетельства о регистрации и ОСАГО. Не стоит поощрять его желание провести техосмотр машины.

Полезное видео

О том, как работает технадзор ГИБДД, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:



Просмотров