Фз воинской обязанности и. Новый закон о призыве в армию. Основные изменения в законе

Многим соотечественникам хорошо известно, что такое – служба в рядах Вооруженных Сил. Однако не каждый из граждан государства знает, что служба в армии опирается на соответствующий №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В статье рассмотрены все подробности.

Военная служба

Согласно российскому законодательству, служба в армии является особым видом повинности, который распространяется на граждан Российский Федерации. При этом важно подчеркнуть, что речь идет о лицах, не имеющих при этом гражданства какой-либо иной страны. Каким образом данный закон предписывает проходить службу?

Обычно граждане призываются в осенний и весенний призыв, хотя люди, прошедшие срочную службу в армии (или обладающие званием офицера после окончания ВУЗа, где существует ) могут пойти служить добровольно. Также не возбраняется служба подданных иностранного государства (однако в данном случае речь идет именно о службе по контракту).

Важно понимать, что служить можно в нескольких видах воинских формирований:

    Вооруженные силы.

    Росгвардия.

    Спасательные службы.

    Инженерно-технические войска и иные образования.

    Разведывательные службы.

    ФСБ (включая подчиненные инстанции).

    СК России и подчиненные ему инстанции.

Воинская обязанность

Гражданин, который будет служить на благо России, должен пройти совокупность следующих этапов (все или большую их часть):

    Постановка на воинский учет.

    Подготовка.

Кроме того, №53 фз о воинской службе и воинской обязанности описывает и процессы, которые необходимо выполнять и соблюдать и во время мобилизации. Например, при объявлении военного положения (времени) в стране повинность несения службы базируется на основе ФЗ или прочих актов/положений.

Все вышеуказанные нормативные документы описывают следующие ситуации:

    Призыв в военный или мобилизационный период.

    Спецобучение и прямое несение

Россиянам, таким образом, все же дается освобождение от армии, однако, опять-таки, лишь на основании нормативных документов федерального уровня. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность альтернативный вариант вместо обычного призыва.

Постановка на учет в армию

Процедура постановки также регламентирует фз о военной обязанности и военной службе. Этот документ описывает сам процесс учета и его организацию. Например, он гласит, что, все граждане РФ обязаны нести службу. Исключение составляют следующие категории:

    Лица женского пола.

    Российские граждане, отбывающие наказание в местах заключения.

    Граждане, которых запрещено призывать в ВС.

    Лица, уже пребывающие на службе.

Процедура утверждена руководством страны. Сам учет возлагается на плечи военкоматов, занимающихся этой процедурой по месту жительства каждого призывника. Военкоматы, тем не менее, могут иметь и собственные структурные подразделения. В таких ситуациях все операции по постановке могут осуществляться силами локального самоуправления. Следует оговориться, что вышеописанное подразумевает т. н. первичный учет (когда гражданин ранее не служил в рядах Вооруженных Сил).

В данном случае военные комиссариаты для каждого призывника, обязаны собрать следующие данные:

    Семейное положение.

    Место трудойстройства.

    Дата рождения.

    Образование.

    И прочие сведения.

Подготовка к армии

№53 ФЗ о воинской обязанности и военной службе разъясняет, каким образом осуществляется и подготовка военнообязанных лиц. Например, в такую подготовку входит следующее:

    Приобретение знаний в сфере обороны.

    Воспитание патриотической личности.

    Приобретение практических навыков в военной подготовке.

    Практические знания по ВУС, касающимся солдат, сержантов, матросов и старшин.

Все призывники обязаны ознакомиться с базовыми знаниями, касающимися и сферы обороны. Приобретение подобных знаний осуществляется в образовательных учреждениях в рамках среднего образования.


Призыв на службу

Также федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» поясняет, каким образом должен осуществляться призыв будущего защитника Отечества. Военкомат может призывать следующие категории:

    Мужчины призывного возраста (18-27 лет).

    Военнослужащие вооруженного запаса.

    Граждане РФ, уже стоящие на учете.

    Лица, не присутствующие в перечнях военнослужащих, однако обязанные стоять на учете.

Ходят слухи об , но это остается всего лишь слухами. Возраст остается таким же, 18-27 лет.

    Россияне, служащие в настоящее время в рядах вооруженных формирований России

    Граждане, в соответствии с обследованием, являющиеся ограниченно годными по здоровью для службы в рядах ВС.

Кроме того, запрещено призывать на службу следующие категории граждан:

    Лица, отбывшие наказания.

    Преступник, чья не погашена.

    Лица, являющиеся обвиняемыми в уголовных делах.

Некоторые граждане страны вправе рассчитывать на отсрочку от армии, которая предоставляется им на законном основании.

Таковыми являются: студенты высших учебных заведений (им дается до завершения ими обучения в ВУЗе); лица, воспитывающие двух или более детей; лица, вынужденные заниматься регулярным уходом за близким человеком (например, по состоянию физического или психического здоровья последнего).

Контрактная служба

Контракт, по сути, служит договором, заключающийся между частным лицом и Минобороны РФ. В этом документе должны отражаться сведения о том, что гражданин желает служить добровольно. Также в описан период прохождения службы, ряд некоторых особенностей.

Началом действия контракта является дата его подписания обеими сторонами. Контракт утрачивает свою силу в тот день, когда гражданин исключается из соответствующего перечня военнослужащих. Каким именно образом осуществляется само заключение такого договора, поясняет как вышеописанный закон о воинской обязанности и военной службы , так и прочие законодательные акты и нормативные положения.

Как уже упоминалось, служить в структурах России может и гражданин иностранного государства. Если он готов послужить в рядах ВС РФ, ему понадобится заключение особой медкомиссии. При этом непременным условием для прохождения службы является, хорошее знание русского языка. Также иностранные граждане должны обладать специальным психотипом, что также устанавливается соответствующей медкомиссией.


Обязанности служащих в армии

Главные обязанности, которые ложатся на плечи служащих, также описываются в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Например, гражданин, поступивший на службу в ВС, обязан:

    Участвовать в боях, выполнять свою работу при введении в стране военного положения или ЧС.

    Содействовать обеспечению интернационального мира и безопасности.

    Выполнять базовые обязанности согласно своему текущему служебному положению.

    Осуществлять дежурство, выполнять свою работу в составе суточного наряда.

    Исполнять приказы/команды от руководства

    Участвовать в командировках, связанных с рабочей деятельностью.

    При необходимости находиться на лечении.

    Участвовать в прохождении сборов.

    Прибывать к месту начала службы; выполнять иные возложенные задачи.

Увольнение

Насчет увольнения из рядов Вооруженных Сил подробные пояснения можно найти в 7-м разделе «О воинской обязанности и военной службе». Здесь можно остановиться на некоторых моментах.

Военнослужащих высшего командного состава имеет право увольнять лишь Президент страны. Практически всегда такие лица отправляются в запас, кроме ситуаций, когда военные покидают службу из-за ухудшения здоровья. Тем не менее, не всем военнообязанным государство предоставляет возможность увольнения с дальнейшим учетом. Это:

    Лица, отправленные в отставку.

    Уволенные/отчисленные из структур лица женского пола.

    Граждане зарубежных государств.

    Осужденные лица

    Лица, которые после увольнения планируют уехать на ПМЖ в другую страну.

Между тем, также регламентируется ряд причин, на основании которых служащих можно увольнять. Тут можно обратить внимание на следующее:

    Достижение военнослужащим возрастом увольнения.

    Завершение контракта или периода срочной службы.

    Проблемы со здоровьем.

Иначе говоря, ФЗ, касающийся обязанностей служащего, вполне четко поясняет довольно большое число моментов, на основании которых военнослужащего можно уволить.

Запас

Вооруженный запас также вполне подробно рассмотрен в законе о несении службы. Это подразумевает возможность оперативного приведения в боевую готовность всех воинских образований России, если для таких действий будет необходимость.

Конкретно понятие подразумевает именно резерв в виде людских ресурсов. В него включены граждане, у которых с Министерством обороны страны есть договор, где описывается нахождение в . Он подлежит развертыванию на основании решения Президента страны или особой территориальной структуры. Подразумевается, что запас формируется и собирается территориально.

В Российской Федерации все мужчины обязаны проходить военную службу, за исключением невоеннообязанных граждан из-за слабого здоровья. Процедура призыва на службу и другие аспекты указаны в Федеральном Законе № 53.

Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» принят членами Государственной Думы 6 марта 1998 года. Спустя 6 дней после его принятия, законопроект получил одобрение со стороны Совета Федерации (12 марта). Вступил в действие 53 закон 28 марта 1998 года.

Данный законодательный акт исполняет правовое регулирование в сфере военной службы и военных обязанностей. Издание закона необходимо с целью реализации российскими мужчинами конституционного долга и обязанности по защите Родины. Также ФЗ № 53 осуществляет правовое регулирование в отношении иностранных граждан, которые на территории России могут поступить на военную службу.

Состоит рассматриваемый закон из 9 разделов и 65 статей:

  • 1-ый раздел обуславливает общие положения закона;
  • 2-ой раздел регламентирует нюансы воинского учета;
  • 3-ий раздел содержит аспекты, касающиеся добровольной подготовки к армии;
  • раздел под номером 4 — обуславливает принципы и условия призыва мужчин служить в военных войсках;
  • 5-ый раздел устанавливает правила поступления на воинскую службу на основании контракта;
  • раздел под номером 6 — содержит нормы и процесс прохождения военной службы;
  • 7-ой раздел устанавливает причины и порядок увольнения из армии;
  • раздел 8 — характеризует запас Вооруженных Сил;
  • раздел 8.1 — устанавливает нормы мобилизации людских резервов Вооруженных Сил;
  • 9-ый раздел отражает заключительные положения законодательного акта.

Правовое регулирование военного дела осуществляют:

  • настоящий ФЗ № 53;
  • Конституция России:
  • законы в сфере обороны (ознакомиться с текстом ФЗ 61 об обороне можно ).

Согласно, настоящему законопроекту к военной службе представлены:

  • граждане РФ, призванные служить на добровольной или на контрактной основе;
  • граждане других государств.

Скачать

По законодательству РФ, воинская служба представляет собой федеральную государственную службу, которая исполняется гражданами России и лицами иностранных государств.

Федеральный Законодательный акт содержит множество аспектов и нюансов, касающиеся условий, процедуры, сроков прохождения военной службы и порядок становления на учет. Для детального изучения законопроекта «О воинской обязанности и военной службе» можно скачать его последнюю редакцию по

Последние изменения ФЗ № 53

С течением времени, в каждый законодательный акт вносятся изменения, дополнения и поправки (за исключением постановлений о бюджете на предстоящий год). Члены Государственной Думы вносят изменения для того, чтобы сделать закон актуальным в настоящее время.

Федеральный Закон № 53 совершенствовался и в него неоднократно были внесены поправки, изменения и дополнения. В законопроект последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года. Нововведения коснулись 51 статьи.

Ст 51 п 1

Статья посвящена основаниям для освобождения от служения в военных войсках. В качестве оснований для увольнения выступают:

  • возраст — по закону, мужчина достигший предельного возраста пребывания в военном органе подлежит освобождению от обязанностей;
  • наступил срок окончания военной службы (по контракту или по призыву);
  • неудовлетворительное состояние здоровья приводит к непригодности для служения военным войскам (оформить заключение о состоянии здоровья вправе лишь военно-врачебная комиссия);
  • лишение воинского звания;
  • военнослужащий потерял доверие лица, стоящего в высшем звании и уполномоченном составить акт об увольнении.

В 1 п 51 статьи внесли дополнение в подпункт «д1». Дополнения касаются определения об иностранных финансовых инструментах и гласят: «При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.

1 ст 53 закона

Данная статья гласит о процедуре воинской обязанности:

  • обязательная служебная подготовка;
  • призыв;
  • прохождение служения на посту;
  • пребывание в запасе.

Поправки были внесены в эту статью в 2004 и 2005 гг, в последней редакции она осталась без изменений.

Ст 2 Ф № 53

Согласно положениям 2 статьи настоящего закона, мужчины могут проходить службу в:

  • Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • Войсках национальной гвардии России;
  • Инженерно-технических;
  • Дорожно-строительных воинских формированиях;
  • Спасательных воинских формированиях;
  • Службе внешней разведки;
  • Органах государственной охраны;
  • Органах Следственного Комитета.

2-ая ст претерпевала внесение изменений множество раз, но в последней редакции она не корректировалась.

Александр Перетягин

Краснодарский юридический институт МВД РФ

Введение

Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно - технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

1. воинский учет;

2. обязательную подготовку к военной службе;

3. призыв на военную службу;

4. прохождение военной службы по призыву;

5. пребывание в запасе;

6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.

1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы в РФ.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Законами от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» и от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации и их виды.

Решение о создании Вооруженных Сил Российской Федерации было принято 7 мая 1992 г. на основе принципов: подконтрольности военных структур высшим органам государственной власти; соответствия организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) Концепции безопасности России; многонациональной кадровой армии, комплектуемой военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления (по контракту); единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций, норм международного права и мирового опыта военного строительства.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основании Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, федеральным законом о Вооруженных Силах Российской Федерации и другими законами Российской Федерации в области обороны, а также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона об обороне личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации: военнослужащими - путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу; гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.

Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - министром обороны Российской Федерации. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военно-обученных людских ресурсов.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

Обязанностью любого гражданина мужского пола в нашей стране является прохождение военной службы и защита Родины.
О том, как организовывается призыв, какие условия прохождения службы предусматриваются, особенностях правового регулирования вопроса расскажем далее.

53 ФЗ о воинской обязанности и военной службе, закон о призыве в армию 2018: краткое содержание

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был принят Государственной Думой 6 марта 1998 года, и одобрен Советом Федераций спустя несколько дней.

Главная задача этого норматива – регулировка правовых аспектов, затрагивающих сферу службы в армии и воинской обязанности.

Федеральный закон 53 является основным документом, регулирующим прохождение военной службы в России. Закон состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает за рассмотрение определенных вопросов:

  • Глава 1 – дает определения всем понятиям и терминам, используемым в законе;
  • Глава 2 – рассматривает организацию воинского учета;
  • Глава 3 – регулирует проведения подготовки граждан к исполнению воинской повинности;
  • Глава 4 – рассматривает процедуру призыва, определяет категории граждан, подлежащих отсрочке или освобождению от службы;
  • Глава 5 – регулирует службу по контракту, устанавливает ряд обязательных требований, выдвигаемых к претендентам на добровольное служение Родине;
  • Глава 6 – формирует основные этапы прохождения военной службы, описывает порядок отбывания военной обязанности;
  • Глава 7 – предусматривает основания для увольнения военнообязанных граждан из рядов армии;
  • Глава 8 – регулирует вопросы, затрагивающие запас в Вооруженных Силах РФ;
  • Глава 9 – перечисляет заключительные положения, выдвигает ряд обязательных рекомендация касательно условий применения закона.

С 2018 года в ФЗ-53 были внесены некоторые правки (Постановление Правительства), которые вступили в силу. Примерно в то же время корректировке был подвергнут ФЗ-16. Таким образом, в настоящий момент призыв граждан осуществляется согласно новым требованиям.

Что такое служба по призыву

Военная служба по призыву представляет собой обязательное прохождение службы в армии гражданами мужского пола, признанных годными к выполнению повинности.

В соответствии действующим законам Российской Федерации, служба по призыву разделяется на две категории – срочная служба и контакт для военнослужащего.

Согласно действительным положениям законодательной базы, призыв в армию представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, а также явку в военный комиссариат для последующего направления к месту прохождения воинской повинности.


Условия призыва, призывной возраст в армию

Главным условием призыва в армию является достижение гражданином определенного возрастного ценза. В России в армию призывают молодых людей, чей возраст достиг 18-летний отметки.

Окончание военного призыва совпадает с достижением 27-летнего возраста. Как только мужчина перешагнет этот возрастной рубеж, он не подлежит призыву.

Правила и порядок призыва на военную службу, как происходит призыв

Призыв на военную службу проходит по строгому регламенту, утвержденному на законодательном уровне. Сотрудниками военкомата подготавливаются списки всех граждан, которые пригодны для прохождения воинской повинности. На их имя выписывают повестки, которые вручаются под расписку работниками военкомата или представителями местных органов управления.

Порядок призыва для военнообязанного будет иметь следующий вид:

  • призывник, желающий действовать по закону, приходит в военкомат и передает сотрудникам необходимые документы;
  • назначается прохождение медицинского осмотра, целью которого является установить, годен ли призывник к срочной службе;
  • в случае необходимости призывник направляется на повторную медицинскую комиссию;
  • после всего гражданину предстоит явиться в призывную комиссию и дождаться окончательного решения;
  • по итогам полученных данных, включая медицинское освидетельствование, призывная комиссия утверждает свое решение (заочно или очно).

Когда призывают в армию, периоды, сроки призыва

Организация призывной кампании осуществляется в строго установленные сроки. На данный момент воинский призыв происходит в 2 этапа:

  1. Весенний призыв. Его принято осуществлять в весенний период, и длится с 1 апреля по 15 июня.
  2. Осенний призыв. Стартует в начале октября и завершается 31 декабря.

Для отдельных категорий граждан сроки призыва могут быть скорректированы. Речь идет о жителях районов Крайнего Севера, гражданах, занятых в сельскохозяйственных работах или проходящих обучение в образовательных учреждениях высшей категории.

Говоря о всеобщей призывной кампании нужно отметить, что срок службы в ВС РФ равен 12 месяцам в мирное время. Если имеется такое основание, как военное положение, или служба осуществляется за пределами территорий, находящихся под юрисдикцией российского Правительства, сроки могут быть увеличены.

Все граждане, подлежащие призыву, извещаются о сроках призывной кампании при помощи повесток, которые разносят и вручают под расписку работники военкомата или органов местного самоуправления.

Кто призывается в армию

Согласно с действительными нормами на прохождение военной службы призывается ряд граждан:

  • гражданами по призыву;
  • лицами, желающими служить в добровольном порядке (по контракту);
  • иностранные подданные по контракту.

Обязательному призыву в армию подлежат все лица мужского пола, которые обязаны соответствовать возрастным рамкам, то есть возраст которых составляет 18-27 лет, находящиеся на воинском учете, и в отношении которых не действует отсрочка.

Не призываются в армию граждане, освобожденные от призыва на воинскую службу, а также лица, которые по медицинским показаниям не подлежат военной обязанности.

О повестке, вручении повестки в военкомат по закону

Законодательство говорит о призывниках, и вносит обязанность получать повестку под расписку из рук сотрудников военкомата или органов муниципальной власти. Вручение повестки проходит по месту регистрации (постоянного проживания) призывника, по месту учебы или на работе .

В повестке изложено, какие правовые последствия наступят для гражданина в случае игнорирования приглашения, а также обозначаются ключевые законодательные требования к призывнику. Госдума в настоящий момент рассматривает возможность отправлять повестки заказным письмом. Обновленный проект закона вступит в силу уже в 2019 году, если принятие одобрит Президент.

Законопроект о явке в военкомат без повестки, призыв без повестки, отмена повестки

В начале апреля 2018 года принят новый закон о призыве, согласно которому призывник, не получивший повестку по тем или иным обстоятельствам, должен лично явиться в военкомат и получить под расписку повестку .

Нужно указать, что пока данный законопроект о явке не вступил в законную силу, и отправлен на доработку. Основной причиной этому является явное противоречие новых требований положениям некоторых статей ФЗ-53, которые сложно предусмотреть.

Где должен служить призывник по закону

Российская армия не в состоянии перейти на территориальный принцип несения военной службы, потому призывника могут отправить в любую точку страны. Во многом место прохождения воинской повинности зависит от конкретного рода войск.

Отметим, что в последнее время военкоматы стараются не отправлять призывников за пределы их регионов, так как расходы по перевозке ложатся в полном объеме на государство. Кроме того, если призывник выразит желание служить в своем регионе, скорее всего его просьба будет выполнена.

Закон о службе срочников в горячих точках, за границей, в Сирии

С 9 января 2018 года вступили в силу последние поправки в ФЗ-53 (ст.38 и 51), согласно которым солдат-срочников могут отправлять на прохождение службы в горячие точки, за границу и в Сирию . Данное правило будет использовано в случае неблагоприятной ситуации для Российского государства, если имеется соответствующий приказ главнокомандующего.

Пока что участвовать в боевых операциях в горячих точках могут только те призывники, которые приняли решение заключить краткосрочные контракты. Они бывают продолжительностью от 1 до 12 месяцев. О продлении сроков пока речь не идет, на более длительные поездки могут рассчитывать только контрактники.

Закон о увеличении срока службы в армии на 2 года

До 2008 года длительность армейской службы составляла 2 года. После воинская обязанность была уменьшена до 12 месяцев. В последнее время циркулируют слухи об увеличении срока службы до 2 лет (по другим данным – до 1 года и 8 месяцев) и отмене текущих правил.

Пока что никаких комментариев по этому поводу Госдума не дает. Для граждан, заинтересовавшихся данным вопросом, нужно отслеживать изменения, вносящиеся в ФЗ-53, а также внимательно следить за постановлениями Правительства.

Медицинская комиссия в военкомате

Прежде чем говорить об отправке на прохождение военной службы, призывник в обязательном порядке направляется на медицинское освидетельствование. По результатам врачебного осмотра призывной комиссией принимается итоговое решение касательно годности призывника к службе.

После осуществления медицинской проверки врачебная комиссия дает заключение о годности призывника по следующим категориям :

  • А – призывник годен к армейсокй службе;
  • Б – имеются незначительные ограничения;
  • В – ограничения из-за неудовлетворительного физического состояния;
  • Г – временно не годен к службе, призывник получает отсрочку на определенный период (забирать в армию не будут);
  • Д – состояние пациента неудовлетворительное, выдается рекомендация об освобождении от воинской повинности.

Контракт военнослужащего российской федерации закон

Для граждан, желающих служить Родине в добровольном порядке, предусматривается контракт на военную службу. Все вопросы, касающиеся данной тематики, регулируются разделом 5 ФЗ-53. Здесь указаны условия заключения контрактов, требования к потенциальным военнослужащим и варианты расторжения контрактных обязательств.

Статья 28 ФЗ-53

Данная статья Федерального закона рассматривает обязанности призывной комиссии по призыву граждан. В частности, большое значение уделяется результатам медицинского освидетельствования, по итогам которого выдается окончательный вердикт.

Итоговое решение призывной комиссии может иметь следующую форму:

  • призыв в армию;
  • прохождение альтернативной военной службы;
  • отсрочка от призывной кампании с указанием причины, позволяющий такое решение;
  • освобождение от призыва;
  • зачисление в запас;
  • полное освобождение от исполнения воинских обязанностей.

Итоговое решение может быть обжаловано согласно с действительными правилами российской законодательной базы.

Если призывник подает жалобу, комиссия временно не исполняет свои обязанности в его отношении. В течении 5-дневного срока выносится решение по жалобе в судебном порядке, и выданное судебное предписание будет обязательным к исполнению .

Изменения в законе о воинской обязанности

С 5 февраля 2018 года в ФЗ-53 внесен ряд корректировок. В частности, самым масштабным изменениям подверглись две статьи:

  1. Статья В нее добавлен пункт 2.1, в котором идет речь о том, что граждане, уволенные с обязательной службы независимо от причин, имеют право освобождения от воинских сборов на последующие 24 месяца. Однако если пользователь находится в мобилизационном запасе, уклониться от прохождения сборов он не сможет (новые правила призыва).
  2. Статья 8. Данный норматив, разрешающий организацию воинского учета, меняется не впервые. Согласно новым правилам, все жители РФ должны состоять на учете в специальном журнале. Для отдельных лиц данное требование необязательно (номер им не присваивается). Речь идет о заключенных, женщинах без воинского образования, освобожденных от призыва и граждан, проживающих и работающих за границей.

Отдельно указывается, что для осуществления первичного учета муниципальные структуры обязаны выполнить следующий порядок действий:

  • подача запроса во все компании и организации с целью получения информации для заполнения необходимых бумаг;
  • составление списка пригодных к прохождению воинской повинности;
  • приглашение всех граждан в учреждения для определения военных комиссариатов.

В свою очередь, чтобы провести правовой учет граждан муниципальные власти должны собирать, хранить и определять информацию воинского учета. Кроме того, требуется своевременно проводить операции по актуализации информации. Если были внесены какие-либо изменения, в течении 14 дней о них нужно уведомить комиссариат.

Скачать 53 Федеральный Закон о воинской обязанности и военной службе в последней редакции

Ознакомиться с действующей редакцией ФЗ-53 и скачать его вы можете на . ⇐


1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.

1.2. Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда - в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.

5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

6. Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.



Просмотров