Фз о поддержке семей. Законодательная база российской федерации

Проблемы, связанные с применением Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, были введены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) в качестве ключевого элемента государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан Российской Федерации.

Основные цели Закона - стимулирование рождения в семье второго ребенка, а также устройство в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что находит свое подтверждение в определениях Конституционного Суда РФ Определение Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2012 г. № 281-О-О. // СПС КонсультантПлюс, 2014.. Закон предусматривает материальные гарантии семьям, имеющим детей, в комплексе с другими организационными, экономическими и правовыми мерами государственной поддержки семей, чем создает условия для улучшения демографической ситуации в стране.

Вместе с тем анализ практики прокурорского надзора и правоприменения свидетельствует о существенных недостатках действующего Закона. Несовершенство используемой юридической терминологии и пробелы в Законе, на наш взгляд, препятствуют в полной мере защите прав семьи и детей. Такая позиция находит подтверждение и в научных дискуссиях.

Необходимо обратить внимание на основные недостатки правового регулирования в вопросе о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий семей и связанные с этим проблемы правоприменительной практики, а также на проблемы в организации прокурорского надзора.

В настоящее время с учетом позиции руководства страны особую актуальность приобретает проблематика борьбы с коррупцией, в том числе профилактика коррупционных проявлений в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов, регулирующих определенные сферы общественных отношений. С этой целью полагаем необходимым проанализировать положения Закона на предмет наличия коррупциогенных факторов Макеева О.А. Регулирование семейных отношений в России: исторические уроки и современные проблемы // История государства и права. - 2012. - № 3. - С. 14.

Так, в соответствии с п. п. 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенными факторами являются в том числе определение компетенции по формуле «вправе», т.е. диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) действий; отсутствие или неполнота административных процедур, т.е. отсутствие порядка совершения органами государственной власти или местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий; юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

В качестве примера определения компетенции по формуле «вправе» можно привести ч. 4 ст. 5 Закона, согласно которой при рассмотрении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.

Например, прокуратурой Камызякского района Астраханской области было установлено, что гражданка У. в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не сообщила о вынесенном в отношении ее решении суда о лишении родительских прав. В связи с непринятием со стороны управления ПФР достаточных мер к проверке достоверности представленных сведений прокуратурой начальнику управления ПФР было внесено представление. Кроме того, материал проверки был направлен прокурором в порядке ст. 37 УПК в отдел полиции для проведения процессуальной проверки. По результатам проверки в отношении гражданки У. было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное в крупном размере).

Еще одним примером диспозитивной нормы является ч. 1.1 ст. 10 Закона, которая устанавливает, что часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, может быть выдана лицу, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства Костылева Н.В., Костылев В.М. Закон о материнском капитале: три года спустя. Иронический комментарий // Нотариус. - 2011. - № 4. - С. 36..

Примером неполноты административной процедуры является отсутствие в Законе предусмотренного механизма контроля за целевым расходованием средств материнского (семейного) капитала, за выполнением обязанности лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, оформить жилое помещение в общую собственность этого лица, его супруга, детей после перечисления ПФР средств материнского (семейного) капитала, а именно не определен контролирующий орган с соответствующими полномочиями, не установлены форма отчетности об использовании денежных средств и ответственность за неисполнение требований Закона. На необходимость внесения соответствующих изменений в Закон обращается внимание в докладных записках прокуратур субъектов Федерации, а также в научных публикациях Тоноян М. Капитал материнский, а заботы общие // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 39. - С. 11..

Например, прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края было установлено, что гражданка Х., получив средства материнского (семейного) капитала, оформила приобретенный жилой дом в свою личную собственность, чем нарушила жилищные права несовершеннолетней дочери. По иску прокурора за малолетней признано право собственности на жилой дом. Также в Законе употребляются неустоявшиеся термины. Например, согласно ч. 4 ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей. При этом действующим гражданским законодательством это понятие не предусмотрено. Примером юридико-лингвистической неопределенности также является положение ч. 1 ст. 10 Закона, согласно которому средства материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение жилого помещения путем безналичного перечисления указанных средств физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения. Буквальное толкование нормы приводит к невозможности использовать средства материнского капитала в том случае, когда на стороне продавца выступают несколько лиц. Кроме того, необходимо обратить особое внимание на вопрос целесообразности расширения перечня благ, на которые можно направить средства материнского (семейного) капитала. В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних предлагается в том числе рассмотреть вопрос об использовании средств материнского капитала на капитальный ремонт жилого помещения, приобретение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.

Также следует отметить, что процедура распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий не в полной мере защищает жилищные права несовершеннолетних.

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением использования средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам. При этом установление в Законе срока подачи заявления не отвечает целям Закона и не позволяет обеспечить своевременную государственную поддержку семьям, имеющим детей. В связи с этим предлагается внести изменения в Закон, позволив использовать средства материнского капитала для направления на приобретение (строительство) жилого помещения независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго и последующего детей.

Кроме того, Законом не урегулирован вопрос о возврате средств материнского (семейного) капитала в бюджет ПФР в случае расторжения договоров купли-продажи, долевого участия в строительстве жилья по инициативе лица, получившего сертификат на материнский (семейный) капитал. В настоящее время в случае прекращения таких сделок другая сторона обязана будет вернуть полученные денежные средства лицу, получившему сертификат, а не в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Так, ч. ч. 3 и 4 ст. 3 Закона предусмотрено, что право женщин и мужчин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае лишения их родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

В эту статью целесообразно внести изменения, предусмотрев прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае лишения родительских прав в отношении детей, учтенных при определении права на материнский (семейный) капитал.

Здесь же предусмотрено, что право женщин и мужчин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. Использование термина «совершение преступления» создает неопределенность в его применении в части наличия или отсутствия правоограничений на пользование мерами государственной поддержки, связанных с судимостью, которая в установленном законом порядке снята или погашена. Кроме того, закрепление в статье ограничений на пользование таким правом только в связи с совершением преступлений против личности не в полной мере способствует защите прав несовершеннолетних. Также серьезную опасность представляют собой преступления против несовершеннолетних, предусмотренные ст. 230 (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией), ст. 241 (организация занятия проституцией), ст. 242 (незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов), ст. 242.1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), ст. 242.2 (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов) УК.

Для устранения имеющихся неточностей в терминологии предлагается внести изменения в указанную статью, предусмотрев прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в случае наличия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних (без указания их вида).

Кроме того, согласно ст. 10 Закона жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей. При этом в статье также упоминается об оформлении жилого помещения в общую собственность супругов, детей.

С учетом норм семейного и гражданского законодательства супругами считаются лица, состоящие в браке, родителями - отец и мать ребенка, которые могут не состоять в браке и не проживать совместно. Употребление в тексте Закона двух различных понятий «родители» и «супруги» не способствует единообразному применению нормы, в связи с чем требуется внесение соответствующих изменений в статью, оставив указание на понятие «супруги». Также в Законе не решен вопрос о возникновении у мужчины права на дополнительные меры государственной поддержки при определении места жительства ребенка с отцом. В заключение можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время достаточных правовых гарантий реализации семьями, имеющими детей, прав на дополнительные меры государственной поддержки. Для обеспечения надлежащего уровня защиты прав семей, имеющих детей, и повышения эффективности деятельности прокурора требуется внесение соответствующих изменений в законодательство, регулирующее вопросы дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей Харламова М.Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Законность. - 2013. - № 6. - С. 46 - 50..

В 2006 году в пределах РФ был подписан ФЗ о материальном финансировании многодетных семей со стороны государства, после чего началась активная выдача гражданам материнского капитала. Законодательство устанавливало четкий порядок и правила участия в государственной программе по улучшению социального и материального положения многодетных семей в стране. Федеральный закон оставался неизменным на протяжении почти десяти лет, но в 2019 году в силу вступили некоторые изменения. Многие наслышаны об эффективности и удобстве проекта, но не все до конца разбираются в особенностях ФЗ. Чтобы изучить направления использования средств и правила регистрации в программе, нужно хорошо знать действующее законодательство.

Лучше всех понимает федеральный закон и знает особенности его применения на практике, опытный юрист. В ситуации, когда граждане хотят принять участие в программе материнского капитала, оптимальным решением станет своевременная консультация эксперта. Профессионал знает все постановления правительства и изменения в отрасли, которые проводились в течение действия программы и существуют в 2019 году, поэтому доступным языком смогут ответить на вопросы граждан и дать им надежные советы в отношении того, по какому алгоритму проводится государственная помощь семьям, имеющих нескольких детей.

Наши онлайн-консультанты работают с жителями из разных уголков страны, которых интересует ФЗ № 256 или другие акты и постановления. Профессионалы всегда тщательно изучают материалы и обстоятельства дела, и на основе индивидуальных данных могут разъяснить, какой федеральный закон можно применить в вашей ситуации. Услугами экспертов можно воспользоваться по телефону или в режиме онлайн. Дистанционные консультации станут удобной альтернативой для тех, кто хочет больше разбираться в том, что говорит закон о материнском капитале, и сэкономить при этом личные ресурсы и время.

Направления использования и применение средств материнского капитала

Федеральный законопроект строго регулирует правила применения и направления средств мат. капитала. Государственная поддержка должна проявляться в улучшении жизни всей семьи в целом, а не отдельно детям или их опекунам. Поэтому деньги нельзя получить в виде наличности, правила гласят, что направление средств может проводиться только в безналичном формате. Тратить выплаты на бытовые нужды запрещено.

Государственное финансирование следует применять для улучшения благосостояния семьи, создание комфортных условий жизни. Более подробно изучить этот вопрос и сферы направления выплат можно во время консультации с профессионалом в сфере права. Юридическое сопровождение позволит обойти острые углы законодательства и избежать распространенных ошибок. В 2019 году можно выделить четыре направления реализации средств:

  • отчисления на пенсионный счет матери;
  • обучение детей и оплата при получении ими образования;
  • адаптация детей-инвалидов в социуме;
  • решение жилищного вопроса.

С самого начала действия госпрограммы властями было принято постановление № 862, которое регулирует правила направления средств мат. капитала на совершенствование условий проживания многодетных семей в РФ. Постановление № 862 гласит, что под улучшением жилищных условий подразумевается строительство жилья, реконструкция и расширение жилой площади имеющегося объекта недвижимости, покупка квартиры и оформление ипотеки.

Сам ФЗ о семейном капитал регламентирует, что оформить сертификат можно сразу после рождения или усыновления второго ребенка, а также позже. А вот применить деньги позволяется только после того, как малышу исполнится три года. Исключением из правил, согласно постановлению правительства № 862, стали целевые займы. Если вы собираетесь за счет средств мат. капитала погасить остаток по кредиту или провести первый платеж по новой ипотеке, то дожидаться трехлетнего возраста не обязательно, как того требует ФЗ.

Сроки и размер выплат мат. капитала в 2019 году

Когда федеральный закон, числящийся под номером 256, вступил в силу, сумма выплаты составляла 250 тысяч рублей. За почти десятилетнюю историю размер пособия вырос на 81%. В 2019 году граждане могут получить право распоряжения 453 тысячами рублей. Каждый год сумма индексируется согласно показателям и росту инфляции в России. Планируется, что к моменту завершения программы в 2019 году размер субсидии превысит полумиллионную отметку. Чтобы быть в курсе последних изменений и новых правил, нужно иметь оперативный доступ к интернету. Наши консультанты в любой момент готовы в полном объеме и максимально информативно ответить на вопросы, пролить свет на непонятные аспекты ситуации.

Дефицит бюджета и сложная экономическая ситуация в стране привела к тому, что в текущем году индексация мат. капитала не проводилась, и сумма осталась на уровне прошлого года. По оценкам специалистов к январю 2019 перерасчет, все же проведут, а сумму пособия увеличат до 490 тысяч рублей.

Приостановить действие ФЗ № 256 неоднократно планировалось российским правительством. Высокая эффективность и востребованность государственной программы заставляло власти неоднократно продлевать действие проекта. Изначально планировалось, что крайним сроком направления и распоряжения средств будет 2019 год. Однако президент подписал постановление, продлевающее выплату семейного капитала до 2019 года.

Что будет, когда федеральный законопроект о мат. капитале закончит свое существование - вопрос, волнующий значительное количество россиян. Президент отметил, что проект будет работать дальше, но претерпит ряд изменений и дополнений, приобретет новую форму. Возможно, получать государственное финансирование в 2019 году смогут только семьи, нуждающиеся в выплатах, уровень доходов которых ниже установленного ФЗ минимума.

У россиян бытует мнение, что мат. капитал введут в стране на постоянной основе, но до сих пор такого ФЗ принято не было. Многие ожидают, что новые государственные постановления принесут расширение круга целей, на которые могут быть потрачены деньги по сертификату. Людям хотелось бы иметь возможность направить сумму на покупку машины или лечение детей, но в 2019 году впервые за десять лет правительство приняло постановление о введении четвертого направления выплат. Им стала социальная помощь детям-инвалидам.

Региональный капитал и единовременные выплаты по сертификату

Федеральный проект доказал свою эффективность, и стимулировал власти субъектов РФ начать выплаты на региональном уровне. Поддержка многодетных семей в отдельных областях страны проводится довольно давно. Сумма, условия выдачи средств, цели их направления, сроки получения денег - все это самостоятельно устанавливают муниципальные власти, ориентируясь на основной ФЗ.

Чаще региональный капитал можно получить за рождение третьего ребенка. Хотя в Московской и Нижегородской областях, пособие могут получить при появлении второго малыша, а в Камчатском крае субсидии предоставляются при рождении первенца. Размер выплат варьируется в пределах от 30 до 300 тысяч рублей, и зависит от экономической стабильности субъекта РФ в 2019 году. В столичном регионе региональный капитал составляет 100 тысяч рублей, при этом сумма не индексируется, а находится на фиксированной отметке.

Если семья получит и федеральный, и региональный мат. капитал, это станет хорошим подспорьем для граждан. Однако россиян давно волнует вопрос обналичивания средств. ФЗ запрещает получить деньги на руки, однако, принятые постановления правительства разрешают владельцам сертификатов получить единовременную выплату за счет семейного финансирования со стороны государства. В прошлом году семьи получили по 20 тысяч. В 2019 году размер единовременных выплат составляет 25 тысяч рублей. Направление полученной суммы полностью находится в ведении граждан.

Периодически и региональные власти разрешают обналичить часть средств. Так, в 2015 году жители Нижегородской области смогли получить на руки по 10 тысяч рублей. Примечательно, что вопросами федеральной программы ведает Пенсионный фонд, а выплаты с регионального бюджета курирует служба социальной защиты населения. Чтобы не запутаться, в какой ситуации, куда лучше обращаться, нужно связаться с юристом, и попросить его о помощи.

Перечень документов для получения средств мат. помощи от государства

Решив, на что будут потрачены деньги по сертификату в 2019 году, или, желая получить 25 тысяч рублей для личных расходов, необходимо обращаться в Пенсионный фонд. ПФР принимает бумаги и выдает сертификаты. Когда цели определены, сюда же следует направить заявление о расходовании всей суммы или части средств. К заявке необходимо приложить перечень документов. Как устанавливают государственные постановления и нормативные акты, список бумаг может видоизменяться в зависимости от индивидуальных обстоятельств и характера использования денег. Обязательными к предъявлению для всех категорий граждан модно назвать:

  • сертификат;
  • удостоверения личности родителей и детей;
  • СНИЛС для каждого члена семьи;
  • реквизиты получателя средств;
  • отметка или документ, который может подтвердить наличие гражданства РФ.

Чтобы не получить отказ в приеме, рассмотрении и удовлетворении заявленных требований, важно грамотно написать заявление. Можно заранее попросить помощи у юриста. Также выгодным решением станет самостоятельное оформление по аналогии. Для этого достаточно скачать образец заявление в сети, и составить свой экземпляр, ориентируясь на пример. Если вам поступит необоснованный отказ, нужно отстаивать свои права и интересы в вышестоящих компетентных инстанциях и даже судебных структурах.

На рассмотрение бумаг отводится около месяца, если вопрос касается выдачи сертификата. Когда необходимо использовать средства, процедура займет два месяца. Тридцать дней уйдет на проверку сведений в ПФР, и столько же потребуется для переведения денег на банковский счет. Любой квалифицированный юрист разъяснит, насколько важно соблюдать сроки подачи бумаг. Пропущенная дата легко может стать причиной того, что вам откажут в приеме заявления. Помощь правового эксперта всегда будет актуальной и востребованной. Услуги профи по вопросам выплат и государственной поддержки семей с детьми станут незаменимым решением для организации процесса получения государственного финансирования.

Вам также будет интересно

Резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни как последствие социально-экономических реформ конца XX - начала XXI в. обусловило деформацию демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Так, к началу 2001 г. численность населения Российской Федерации составила около 145 млн человек. С 1993 г. естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне (0,7-0,9 млн человек в год). За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов РФ. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах РФ, в число которых входят некоторые субъекты РФ, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия. В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. - 958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х гг. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину. Характер рождаемости в РФ определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости .

Таким образом, включение международных правовых норм в систему национального законодательства допустимо при соблюдении установленной процедуры признания их государством. В настоящее время порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Буквальный анализ положений комментируемой статьи позволяет отметить, что за основу законодательства РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, приняты две группы международно-правовых норм:

Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25);

Международный пакт о гражданских и политических правах, определяющий, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства (п. 1 ст. 23), а также провозглашающий право каждого ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства (п. 1 ст. 24);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, декларирующего предоставление семье, как естественной и основной ячейки общества, по возможности самой широкой охраны и помощи при ее образовании и в период заботы о несамостоятельных детях и их воспитании. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов (п. 1, 2 ст. 10).

Ближе всего по своему содержанию к концепции настоящего подходят нормы Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.; Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.; Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятой в г. Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.; Конвенции N 103 Международной организации труда относительно охраны материнства, принятой 28 июня 1952 г. в Женеве.

4. На федеральном уровне система законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, представлена в виде трех блоков норм:

Настоящий , разработанный в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка, был принят Государственной Думой РФ 22 декабря 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. и подписан Президентом РФ 29 декабря 2006 г. Рассматриваемый нормативный акт регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, под которыми понимаются меры, обеспечивающие возможность приобретения жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законопроектом.

Предусматривается предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка начиная с 1 января 2007 г. (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). При этом в случае смерти указанных женщин, объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья ребенка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу (усыновителю) ребенка (детей) независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей (усыновителей) ребенка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребенка (детей), объявления их (его) умершими, лишения их (его) родительских прав, совершения ими (им) умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребенку (детям в равных долях). Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня возникновения права на них, т.е. по достижении ребенком возраста трех лет либо прошествии трех лет со дня его усыновления.

В целях регистрации права на дополнительные меры государственной поддержки комментируемым предусмотрено создание федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Ведение этого регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Кроме того, на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы нормами настоящего Закона возлагаются обязанности по рассмотрению заявлений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы наделяются правом проверять обоснованность выдачи документов (их заверенных копий), удостоверяющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

256 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей.

Материнский капитал, по законодательству России, представляет собой поддержку тех семей, у которых есть дети, не достигшие 18-летнего возраста. Рассчитывать на поддержку вправе семьи, у которых рождается второй, третий или последующий ребенок. Главным условием для получения материнского капитала от государства является:

  • наличие у ребенка российского гражданства;
  • родители ранее не принимали иную помощь от правительства.

Закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. 27 декабря того же года законопроект был одобрен Советом Федерации. Вступил 256 ФЗ в законную силу с января 2007 года. Последние изменения вносились правительством в 2016 году.

Краткое содержание законодательного акта о материнском капитале отражает 13 статей:

  • В первой статье указываются основания, по которым был создан Федеральный Закон 256 о материнском капитале. Все основания закреплены в Конституции России;
  • Вторая статья содержит все основные понятия, которые затрагивают законодательный акт;
  • Третья статья указывает перечень лиц, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку;
  • В четвертой содержатся положения, касающиеся Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительную поддержку;
  • Пятая устанавливает порядок и условия выдачи сертификата на получение семейного (материнского) капитала;
  • Шестая ст. гласит о размере семейного капитала;
  • Седьмая отражает, как граждане вправе распоряжаться полученными деньгами;
  • В восьмой статье описана процедура и порядок рассмотрения заявления на получение материнского капитала;
  • Девятая ст. посвящена процедуре перевода денежных средств, полученных от государства в Пенсионный Фонд России;
  • В десятой обозначены условия использования материнского капитала для улучшения жилищных условий;
  • 11-ая ст. данного закона о денежном капитале регламентирует распределение полученных денежных средств от государства. По закону, средства материнского капитала, граждане вправе направить на получение образования детьми, или как указано в ст. 11.1, на приобретение товаров и услуг. Приобретенные товары и услуги за счет государственных средств должны быть предназначены для социальной адаптации в обществе детей-инвалидов;
  • В 12 ст. настоящего закона о маткапитале установлены правила формирования накопительной пенсии;
  • Последняя 13-ая часть закона о материнском капитале содержит заключительные положения.

Скачать текст закона

Федеральный Закон №256, вступивший в законную силу в 2007 году, совершенствуется. Поэтому, периодически в документ вносятся дополнения и изменения. За последние 10 лет законодательный акт претерпел внесение 20 изменений.

Скачать последнюю редакцию 256 Федерального Закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» со всеми изменениями можно по Так же можно ознакомиться со .

Последние изменения закона о материнском капитале

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты необходимы для устранения причин, которые неблагоприятно воздействуют на применение закона на практике, и ФЗ о мат. капитале не исключение. Из-за инфляции государство ежегодно пересматривает закон о финансовой помощи. Последние изменения ФЗ о материнском капитале претерпел 28 декабря 2016 года.

П 4 ст 10

Эта статья ФЗ о материнском капитале содержит сведения о направлении полученных средств на улучшение жилищных условий. По закону, средства могут быть направлены:

  • на покупку жилья;
  • на строительства жилья;
  • на реконструкцию жилого объекта.

4-ый пункт содержит информацию, что купленное (построенное, реконструированное) жилье оформляется на родителей, но с указанием долей на детей. Приобретенное (построенное или реконструированное) жилье обязательно должно находиться на территории России.

В п 4 ст 10 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» не были внесены изменения в последней редакции.

Ст 7 256 ФЗ

В этой статье указываются требования, как распоряжаться полученной денежной помощью. По закону о материнском капитале, потратить средства вправе лица, получившие сертификат на следующие цели:

  • на улучшение условий проживания;
  • на получение ребенком образования;
  • на создание накопительной пенсии;
  • на покупку товаров и услуг, которые помогут социально адаптироваться детям-инвалидам в обществе.

Она претерпела внесение изменений много раз, однако в последней редакции корректировки в нее не были внесены.

Ст 3 256 ФЗ

Она устанавливает права на дополнительную помощь семьям, в которых рождается второй ребенок и другие дети. Денежную поддержку от государства вправе получать:

  • женщины, которые родили или усыновили второе дитя (период рождения или усыновления считается от 1 января 2007 года);
  • женщины, которые родили или усыновили третьего или последующих детей после 1 января 2007 года, но при условии, что ранее не получали подобную материальную помощь от государства;
  • по закону, мужчины также вправе рассчитывать на получение материнского капитала, но при наличии оснований. Основания — гражданин является многодетным или единственным родителем или опекуном второго или последующий детей, ранее он не воспользовался материнским капиталом, если дитя было усыновлено, то решение суда о присуждении опекунства должно вступить в силу после 1 января 2007.

В 2016 году изменения и дополнения в статью 3 закона о материнском капитале не вносились.

Все изменения и дополнения, применимые к Федеральному Закону о материнском капитале в декабре 2016, вступили в законную силу с 1 января 2017.

Не действует Редакция от 16.11.2011

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 256-ФЗ
Дата принятия 01.01.2007
Дата редакции 16.11.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • (в ред. от 29.12.2006 - "Российская газета", N 297, 31.12.2006
  • "Собрание законодательства РФ", N 51, 01.01.2007, ч.1, ст. 19)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ"

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) адрес места жительства;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями , и статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями - статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Ежегодно не позднее 1 сентября текущего года Пенсионный фонд Российской Федерации информирует лиц, получивших сертификат, о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части.

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях и статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями и статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах и части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.

6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями , и статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях и статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях и статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий в том числе периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями и настоящего Федерального закона.

3. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

1.1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);

3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)

4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

(в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)

1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

1.2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права;

3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями;

Пункт 2) - Утратил силу.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 318-ФЗ)

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями и настоящего Федерального закона.

3. Заявление об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии может быть подано в сроки, установленные статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.



Просмотров