Функции конституции рф. Понятие и функции Конституции. Функции Конституции РФ Учредительная функция конституции рф

Конституция является Основным законом государства и представляет собой важнейший юридический документ, который закрепляет основы государственной власти и ее взаимодействия с отдельными гражданами и всем обществом. Нормы этого закона имеют высшую силу по сравнению с предписаниями других документов.

Положения Основного закона выполняют важнейшие функции. Конституции отводится роль регулятора связи государства с обществом. Но этим ее влияние не ограничивается.

Основные положения

Функции Конституции распространяются не только на регулирование общественных отношений, но и на людское правосознание и поведение, на формирование моральных устоев и культуры общества. Они обеспечивают связанность и результативность взаимодействия всех правовых и социальных элементов. Таким образом, через многогранность направлений воздействия можно определить значение, которое имеют функции Конституции для жизни каждого государства.

К вопросу о сущности Конституции

Понятие сущности Основного закона относится к разряду философских. В науке существует несколько подходов к пониманию значения Конституции.

  1. Нормативистский видит сущность этого документа в закреплении определенных норм и институтов.
  2. В свою очередь, приверженцы естественного права видят в Конституции общественный договор.
  3. Ученые-социологи полагают, что этот акт выражает реальное отношение общественных сил в государстве.
  4. Марксисты-ленинисты считают, что нормы Основного закона отражают волю лишь господствующего класса.

В настоящее время сущность Конституции понимается как компромисс разнообразных сил общества на основе общечеловеческих ценностей.

Виды функций Основного закона

Существует несколько подходов к классификации основных направлений воздействия Конституции. И некоторые авторы выделяют следующие линии ее влияния на государство и социум:

  • учредительную;
  • внешнеполитическую;
  • идеологическую;
  • организаторскую.

Кроме этого, в научной среде высказываются мнения, что Конституция выполняет еще и юридическую, стабилизационную и конструктивную функции. На наш взгляд, наиболее верным является подход к делению всех направлений воздействия Основного закона на две группы – правовую и социальную.

В первую входят такие основные функции Конституции, как учредительная, регулятивная, охранительная и программная. Ко второй группе, в свою очередь, относятся политическая, экономическая, идеологическая и воспитательная.

Конституирование

Главной функцией конституции является учредительная или, по-иному, закрепительная. Это назначение Основного закона заключается в том, что его нормы конституируют базовые постулаты государственного строя и политики.

В Конституции закреплены правомочия, свободы граждан, а также их обязанности. В ней находят отражение существующие в стране формы собственности. Конституционные нормы учредительного характера создают новые общественные отношения, которые не существовали до принятия этого нормативного документа.

Координирование

Нельзя забывать, что в основные функции Конституции входит и регулирующее направление. Данный документ не только закрепляет основы регламентации общественных связей, которых не существовало до его принятия.

Еще одним назначением Конституции является регулирование уже имеющихся в социуме правовых отношений, которые, как правило, имеют важный характер и связаны с вопросами власти, прав личности и суверенитета государства.

Защита

Важность конституционных отношений влечет за собой необходимость их охраны. Этим и обусловлено наличие одноименной функции этого документа. Отсюда следует, что защита положений, прописанных в Основном законе, должна обеспечивать и государственную правовую стабильность.

Программность

Программность Конституции объясняется тем, что нормы данного акта являются своего рода направлением развития для всего законодательства страны на многие годы. Это обусловлено основополагающим и стабильным характером положений данного документа. Их можно охарактеризовать как базовые постулаты для всех отраслей права.

В политике

Теперь обратимся к описанию социальных направлений действия Основного закона. В функции Конституции Российской Федерации входит политическое влияние. В тексте этого документа заложены такие правила как идеологическое многообразие, а также политический плюрализм. Кроме того, данная Конституция фиксирует основы организации власти в стране, принципы взаимодействия ее и человека, а также функционирования всей политической системы в целом.

В экономической сфере

В тексте Основного закона находят свое место основы рыночных взаимоотношений. В ней, кроме того, закрепляются формы собственности. Нормы этого документа фиксируют программу экономического развития всей страны. Здесь гарантированы права на труд, на справедливое вознаграждение за свою работу.

Влияние на мировоззрение

В функции Конституции РФ входит и идеологическое направление. Оно призвано формировать у граждан страны такие ценности как правомерное поведение, активность в политической жизни, ответственности при принятии важных и адекватных юридических решений. С помощью этой функции Конституция между государством и обществом формирует отношения, которые базируются на взаимном уважении и общей ответственности их участников.

Воспитательное воздействие

Социальная функция Основного закона заключается также и в благоприятном воздействии конституционных положений на мировоззрение граждан с целью выработки у них норм правосознания. Для достижения этой задачи необходимо возродить в людях уважение к этому документу. Конституция должна отражать в своем тексте реальное положение в государстве, а ее место в системе других нормативных актов обязано быть незыблемым, значимым и авторитетным.

Значение Конституции

Наличие многочисленных функций и задач у Основного закона государства говорит о том, что этот нормативный акт закрепляет основы всех отраслей права. В его тексте имеются важнейшие положения, касающиеся регулирования наиболее значимых общественных отношений, их защиты.

Кроме того, Конституция является программным актом, определяющим вектор развития общества и государства. Основной закон - это основа государственной идеологии и воспитания правового сознания у граждан. Таким образом, функции Конституции РФ поддерживают все важные направления деятельности государства.

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

  1. Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.
  2. Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Функции конституции РФ

В науке конституционного права различаются следующие функции конституции :

  • учредительная;
  • организаторская;
  • внешнеполитическая;
  • идеологическая;
  • юридическая.

Учредительная функция

Слово "учредительная" следует понимать или как закрепление тех общественных отношений, которые уже фактически существуют, либо как создание правовых предпосылок для появления совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникнуть и развиваться, пока для них не будет соответствующей правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается.

Таким образом, учредительский характер конституции может проявиться как по отношению к политической системе в целом, так и по отношению к конкретным конституционно-правовым институтам и органам.

Учредительная Конституции РФ 1993 г. состояла в окончательном оформлении отказа от строительства социализма, а тем более коммунизма в нашей стране, и переходе к развитию рыночных (читай - капиталистических) отношений.

Организаторская функция

Организаторская функция заключается в том, что конституция не только закрепляет достигнутое и ставит важнейшие задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность государственных органов, общественных объединений и всех граждан на активную деятельность, на решение стоящих перед обществом и государством задач. Конституция, являясь законодательной базой для всей , стимулирует государственные органы, общественные объединения, научные учреждения на разработку проектов новых законов и других нормативных актов, на повышение интенсивности в работе законодательных органов, на совершенствование правоприменительной и иной деятельности.

Внешнеполитическая функция

Внешнеполитическая функция состоит в том, что конституция является правовым фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Роль внешнеполитической функции возрастает по мере развития интеграционных процессов стран и народов, создания разного рода международных сообществ, повышения роли норм международного права, стремления человечества к мировому правопорядку. Право - это один из важнейших факторов мирового интеграционного процесса, который благодаря своим гуманистическим качествам способствует взаимопониманию и сотрудничеству людей, принадлежащих к разным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам.
Конституция РФ закрепляет, что в ведении РФ находятся внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ (ст. 71). В совместном ведении РФ и субъектов Федерации находятся: координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Президент РФ, являясь главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Конституция признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующее этому участию. Статья 79 гласит, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. Международные договоры РФ с зарубежными государствами и международными организациями заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени РФ уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей российской территории. И очень важно, что Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Идеологическая функция

Идеология - это определенная система и шкала приоритетов ценностей, которые проявляются в практической деятельности как отдельных людей, так и их сообществ, направленной на утверждение, изменение или преобразование существующих в обществе порядков и отношений. Следовательно, конституция как основной закон - это не просто официальный документ, а законодательное воплощение мысли людей определенного мировоззрения, определенной идеологии. И почти все закрепленные конституцией правовые институты (права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы гражданского общества и организации государственной власти и др.) являются не только носителями определенной идеологии, но и служат определенным общечеловеческим, прогрессивным идеалам - свободе, законности, справедливости и т. д. Отрицая принудительный (под страхом ) характер той или иной идеологии, признавая политическое многообразие и многопартийность, Конституция РФ не отвергает наличие идеологии, общенациональной идеи новой российской государственности. Государственная идеология, воплощенная в законах, и прежде всего в основном законе общества и государства - конституции, - не может не существовать. Она есть, она существует, но главная ее особенность в том, что эта идеология не навязывается сверху, а вырабатывается всем обществом в форме тех базовых ценностей, которые принимаются добровольно, осознанно и отстаиваются всеми законными конституционными способами без нарушения других конституционных требований, таких как демократия, законность.

Юридическая функция

Юридическая функция конституции состоит в том, что она:

  • становится основой новой правовой системы и нового правопорядка в стране или нового этапа в их развитии;
  • сама регулирует общественные отношения и как совокупность норм прямого действия может быть исходной базой для их возникновения;
  • дает импульс развитию законодательства - принятию большого числа новых нормативных актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Функции Конституции - это важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Они раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.

Различают следующие функции Конституций:

1. Учредительная. Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти. Конституция Российской Федерации закрепила в правовом смысле появление нового государство - Российской Федерации со всеми его чертами - новой экономической системой, новым политическим строем, новой для России системой органов государственной власти и т.д. Укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения. Запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, нового федерализма, выборов в органы государственной власти на многопартийной основе и т. д.).

2. Организаторская функция состоит в закреплении определенных правил поведения в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенное руслу развития; упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри Федерации, стала фундаментом обновления всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский, Семейный, Уголовный и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов).

Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Конституция, закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической к либерально-демократической.

Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция: закладывает основные направления внешней политики; служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира. Конституция РФ закрепила основы внешней политики РФ, дала внешнему миру информацию о Российской Федерации, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.

Юридическая функция состоит в том, что Конституция: становится основой правопорядка в обществе; непосредственно порождает права и обязанности; служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

Политическая. Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.

Гуманистическая. Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.

Экономическая. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

Функции конституции отражают роль основного закона государства в политике, жизни общества, государства и граждан.

Заключение

конституция российский правовой закон

В заключении можно отметить, что Конституция Российской Федерации необходима для организации и упорядочения жизни страны. Также в основе ее положений закреплены принципы взаимоотношения человека и государства, и основные положения человека в обществе. Она содержит базовые принципы Российского права, функции и основные формы и методы деятельности государственных органов. Конституция регулирует все основные сферы жизни страны: в духовной жизни, экономике, социальной сфере и политике. Конституция определяет соотношение международного и внутригосударственного права.

Однако, действующая в Российской Федерации Конституция не совершенна. Спустя почти десять лет после ее принятия выявились все ее неточности и недоработки, заключающиеся в наличии противоречащих друг другу правовых норм, коллизии и пробелы в праве, иногда провоцируют органы власти и должностные лица на антиконституционные действия.

Необходима прочная связь Основного Закона страны с реальной правовой действительностью, исключающая все возможные противоречия. Следует усилить охрану законодательной системы, чтобы Конституция приобрела реальную ценность как результат компромисса государства и общества, как источник права развитого демократического, правового государства - Российской Федерации.

Конституции современных государств (их насчитывается около 200) условно можно классифицировать по различным признакам.

По времени принятия конституции группируют по поколениям:

- первого поколения, т.е. первые конституции (США - 1787 г., Польши - 1791 г., Франции - 1791 - 1793 гг., Норвегии - 1814 г., Бельгии - 1831 г., Швейцарии - 1874 г.);

- второго поколения, т.е. принятые до второй мировой войны (Мексика - 1917 г., Австрия - 1918 г., Ирландия - 1937 г.);

- третьего поколения, т.е. принятые после второй мировой войны (Япония - 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г., Индия - 1950 г., Франция - 1958 г., Греции - 1975 г.);

- четвертого поколения, т.е. новейшие (Чехия, Словакия - 1992 г., Российская Федерация - 1993 г., Республика Беларусь - 1994 г., Республика Польша - 1997 г. и др.

По форме изложения различаются конституции писаные и неписаные .

Писаной считается конституция, которая изложена в форме единого юридического документа с соответствующим названием. Таких конституций абсолютное большинство. Неписанной признается такая конституция, которая состоит из нескольких документов, закрепляющих государственные устои и основные права граждан. Подобные конституции имеют Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Швеция, Израиль.

По способу принятия выделяют следующие виды конституций:

- дарованные (утверждаются монархом );

- парламентские (принимается парламентом страны);

Учредительные (принимается учредительным конституционным собранием);

- всенародные (принимается народом путем референдума ).

По порядку внесения изменений и дополнений конституции подразделяются на: гибкие и жесткие.

Гибкие конституции принимаются и изменяются в таком же порядке, как и обычные законы. В частности, в таком порядке принимались конституции в республиках бывшего Советского Союза.

Жесткие конституции предусматривают сложную и многоступенчатую процедуру внесения изменений и дополнений поправок (например, конституции США, Италии, Японии, России, Беларусь).

По степени соответствия конституционных положений действительности конституции разделяют на: фактические (реальные) и фиктивные («бумажные»).

Фактическими (реальными) называются конституции, которые адекватно (точно) отражают действительность. Такими являются обычно конституции демократических государств. Фиктивными («бумажными») конституциями признаются те, которые не соответствуют действительности. Такие конституции присущи государствам с авторитарными и тоталитарными режимами.


Функции конституции - это основные направления ее воздействия на общественные отношения.

По мнению ученых-конституционалистов, современные конституции выполняют три основные функции:

1) юридическую; 2) политическую; 3) идеологическую.

Сущность юридической функции конституции заключается в том, что она выступает главным законом государства, в котором находят закрепление важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Тем самым, конституция является базой действующего законодательства.

Политическая функция конституции проявляется в том, что она служит правовой основой политической системы общества, определяет принципы внешнеполитической деятельности государства, закрепляет правовое положение политических партий и иных общественных объединений.

Идеологическая (воспитательная) функция конституции находит свое выражение в том, что она на высшем законодательном уровне закрепляются основные приоритеты государственной политики, принципы взаимоотношений государства и личности, свобода мнений и убеждений. С помощью конституции культивируются важные правовые ценности, прививается уважение к закону и органам государственной власти.

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Политическая функция конституции

РФ можно рассмотреть в более широком социальном контексте — ее влиянии на общественную практику, на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между , государством и личностью. Можно выделить следующие социальные функции Конституции РФ : политическую, экономическую, социальную, культурологическую, духовно-идеологическую, внешнеполитическую.

Как Основной закон одновременно представляет собой и политический документ. «Все юридическое в основе своей имеет политическую природу», — писал К. Маркс. Как уже отмечалось, конституция представляет собой результат политического развития, подчас итог острой борьбы политических сил. В этом отношении политическая функция конституции складывается из ряда направлений ее воздействия (подфункций) на политические, прежде всего государственные, отношения.

Конституция призвана выражать общественный компромисс, баланс разных общественно-политических сил, интересов, те ценности, которые принимают все социальные слои и группы населения, и тем самым она гарантирует от проявления крайнего политического экстремизма, от силового противоборства.

Стабильность конституции, се реализация обеспечивают многопоколенную преемственность в обществе . К сожалению, такая социальная и правовая преемственность была прервана в октябре 1917 г., когда начался эксперимент по созданию социализма и коммунизма как самого гуманного общества недемократическими, негуманными и несправедливыми методами. Вместо преемственности российский капитализм как народное достояние со всеми его недостатками был разгромлен, а опыт работы производственного аппарата не был не только изучен и претворен на практике на новых началах, но был сломлен и уничтожен.

Конституция РФ в своей преамбуле наиболее полно отразила идею многовековой преемственности в жизни многонационального народа России. Эта идея, как и другие, содержащиеся в преамбуле, раскрывают философию Конституции РФ. Преамбула Конституции РФ провозглашает: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные обшей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Политическая функция Конституции РФ заключается в том, что политическое движение, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных ею. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу это порядок функционирования политической системы, ее институтов. Тем самым конституция выступает как основной закон гражданского общества , создающий механизм контроля за функционированием государственной власти и предотвращающий возможный государственный произвол. Конституция в правовом отношении оформляет государственную власть, принципы ее организации и функционирования, основные звенья (элементы) и важнейшие конституционные институты политической системы общества.

Конституция закрепляет и гарантирует осуществление всего комплекса политических прав и свобод личности (избирательные права граждан, свободы мысли и слова; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства, в отправлении правосудия и др. (ст. 29-33 Конституции РФ). Реализация указанных политических нрав и свобод ориентирована на стимулирование социально-политической активности граждан и их объединений.

Использование социально-политического потенциала конституции направлено на углублении демократии, на функционирование механизма публичной власти в рамках правового поля и приоритета конституции в нормативно-правовой системе, на обеспечение баланса ветвей власти с помощью ее разделения, механизма сдержек и противовесов. Осуществление установлений конституции имеет цель не допустить захват власти, присвоение властных полномочий вопреки требованиям конституции. Указанная функция направлена на становление независимой судебной власти, реального федерализма, местного самоуправления. В конечном счете эта политическая функция приобретает характер миротворческой (третейской, примирительной) функции , направленной на разрешение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судопроизводства (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 125 Конституции РФ). Одна из задач функции состоит в противодействии левому и правому радикализму, планам революционного переустройства общества, национализму и сепаратизму.

Конституция РФ уделяет большое внимание организации , призванной обеспечивать исполнение законов и других решений органов законодательной (представительной) ветви государственной власти. Организационно- управленческое воздействие заключается в установлении Конституцией РФ системы органов и механизма управления общественными процессами, в закреплении нормативной основы управленческих отношений.

В условиях многонационального российского общества особое значение имеет национальная политика в сфере государственно-правового строительства, в экономической, социальной, культурной сферах общественной жизни, которая находит воплощение в Конституции РФ. Это дает основание для выделения национально-интегративной функции , содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося конституционного сообщества, что возможно при условии формирования в Российской Федерации российской нации в политическом и гражданском смыслах (а не только в этническом), объединяющих лиц, обладающих российским гражданством, новой политической и правовой культурой и продолжающих сохранять свои этнические и религиозные традиции и истоки. Формирование единой нации россиян не отрицает, а предполагает поддержку и развитие мультикультуризма (т. е. культурного многообразия, развитие национальных языков, национального своеобразия в духовной сфере, в быту и т. д.). В Российской Федерации существует тесная связь разнообразных культур, их взаимодействие. Эти тенденции могут усиливаться лишь при условии действительного уважения прав каждого народа, нации, национального меньшинства, культурного разнообразия.

Экономическая функция конституции

В период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.

Всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Решения Конституционного Суда РФ по конституционному истолкованию норм гражданского, предпринимательского, финансового и иного законодательства последовательно признают и расширяют сферу частного права и обеспечивают защиту права частной собственности, права на свободное предпринимательство и других конституционных экономических прав.

Действие конституционных принципов единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) направлены на создание конституционного режима стабильности экономического оборота, в частности на обеспечение справедливого распределения предпринимательских рисков. Конституционный принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) диктует необходимость поиска оптимального соотношения, сочетания публичных и частных интересов. Провозглашен конституционный принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8). В отношениях между властью и бизнесом органы публичной власти должны быть равноудалены от различных предпринимательских структур, ограничены в «дирижировании» частными предприятиями. Принцип соразмерности и эквивалентности должен применяться во всех случаях изъятия имущества частных собственников для государственных нужд.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственности, невысокий уровень корпоративного управления, использование механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.

Социальная функция конституции

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерации социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Конституции РФ устанавливаются свобода труда, наличие гарантированного минимума оплаты труда, государственная поддержка различных категорий малоимущих граждан, государственная и социальная защита и т. д.

Осуществление социальной функции во многом зависит от материально-финансовых ресурсов, от экономической и социальной мощи и политики государства.

Значение социальной функции конституции особенно возрастает в условиях российской действительности. Нищета и бедность подавляющей части населения как величайшее современное социальное зло, криминализация экономической жизни чреваты социальными конфликтами, взрывами. Поэтому в качестве первоочередных политических задач должны выступать построение сильного государства, ликвидация бедности населения, ускоренный экономический подъем в целях повышения благосостояния граждан.

Культурологическая функция конституции

Конституция — важный фактор культурной жизни общества, утверждения характерных для данного общества духовно-культурных ценностей. Конституция есть существенный элемент культуры общества, от развития и уровня которой зависит качественное состояние всего социума, его прогресс. Установления Конституции РФ исходят из особой роли культуры в развитии и самореализации личности, в гуманизации общества, в сохранении национальной самобытности народов, их достоинства и процветания. Соответствующие положения Конституции РФ направлены на сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Согласно Конституции РФ каждому предоставляется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Уровень культурной жизни в обществе зависит от гарантированности получения образования, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и защиты интеллектуальной собственности.

Духовно-идеологическая функция конституции

Вопрос о духовно-идеологической функции конституции вызывает дискуссию: от ее безоговорочного признания до полного отрицания, полагая, что конституция стоит над идеологией, она — вне идеологии.

Конституция РФ закрепила принцип политического и идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя, в противовес идеологическому монополизму в условиях , согласно которому официально признавалась в качестве общеобязательной лишь марксистско-ленинская идеология (ч. 1 ст. 13). Идеологический монополизм пронизывал все содержание советских конституций, был необходимым критерием функционирования конституционных институтов и осуществления прав граждан. Как реакция на официальное признание господства лишь идей научного коммунизма, социалистической идеологии в ч. 2 ст. 13 появилось следующее положение: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данное установление не может интерпретироваться вне контекста других конституционных положений, регулирующих сферу идеологических отношений, политического плюрализма, прав и свобод человека и т. д. Естественно, конституция не может быть идеологически нейтральной.

Конституция РФ является политико-идеологическим документом. В ней выражается конституционно-правовое мировоззрение, закрепляется государственная политика, направленная на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общечеловеческих ценностей, составляющих основу конституционного строя. Эти ценности, будучи стержнем демократической идеологии, охраняются и защищаются Конституцией РФ.

Духовно-идеологическая функция раскрывает воздействие Конституции РФ в сфере духовной жизни общества, в формировании политического и правового сознания народа, в утверждении принципов социальной, расовой, национальной и религиозной терпимости. Духовно-идеологическая функция наряду с правовыми включает и нравственные, психологические, культурологические факторы воздействия конституции на общественную и государственную жизнь.

Конституция, обладая духовно-идеологическим, нравственным содержанием, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующихся на их взаимной ответственности.

Духовно-идеологическая функция Конституции РФ в се реализации — важный фактор правового воспитания депутатов, должностных лиц органов публичной власти, населения в целом, повышения их правосознания и правовой культуры. В целях повышения эффективности действия данной функции необходим качественно новый уровень правового воспитания, правового просвещения и юридического образования.

Внешнеполитическая функция конституции

В Конституции РФ закладывается основа внешнеполитической деятельности государства. Роль данной функции возрастает по мерс развития интеграционных процессов в современном мире, повышения роли норм международного права, стремления человечества к справедливому мировому правопорядку.

Конституция РФ закрепляет, что в ведении Российской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации (ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров России. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ признает и закрепляет право России участвовать в межгосударственных объединениях и определяет условия, препятствующие этому участию. Так, в ст. 79 сказано, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).



Просмотров