Функции административно территориального деления. Административно-территориальное деления государства и его основные функции. Другие факторы административно-территориального деления страны

    - (административно территориальное устройство) система территориальной организации государства, разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на части, в соответствии с которым образуются и функционируют… … Политология. Словарь.

    Большой Энциклопедический словарь

    Иерархическая система территориальной организации государства, предусматривающая разделение территории на ряд областей, провинций и районов, на основе которой функционируют органы государственной власти и управления … Словарь по географии

    Система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Энциклопедический словарь

    административно-территориальное деление - административно территориальное устройство разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь

    - (АТД), часть политико территориального устройства государства, в соответствии с которой строится система органов гос. власти и местного самоуправления. Представляет собой иерархическую систему составных частей гос. территории (административно… … Географическая энциклопедия

    АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ - (устройство) – обусловленное классовой природой, задачами и функциями государства разделение его территории на определённые части – административно территориальные единицы. А. т. д. в СССР способствует выполнению функций Советского… … Советский юридический словарь

1. Административно-территориальное деление:

а) АТД: понятие и функции

Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) - разделение территории унитарного государствана части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройствофедераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например,РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное устройство» применима только в отношении субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство:

    элемент территориальной организации РФ;

    основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;

    основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах :

    соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

    создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

    содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

    обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

    сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

    участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц; порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. не относит вопросы административно-территориального устройства к предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом критерии выделения административно-территориальных единиц, заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

В соответствии с законом Челябинской области от 21 ноября 1996 г. № 44-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» (с изменениями от 25 мая 2000 г. ), к административно-территориальным единицам в Челябинской области относились: города областного значения, в том числе города с территориальным районом, города районного значения, районы, районы в городе, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки), сельсоветы.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов Российской Федерации:

    субъект РФ делится на территории муниципальных районов и городских округов;

    в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;

    сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов;

    городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;

    сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;

    возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г., местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Сельское поселение и городское поселение являются муниципальными образованиями первичного уровня.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Территорию поселений составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Сельский населенны пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

Муниципальный район - несколько поселений (сельских и городских) или поселений и так называемых межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает осуществление местного самоуправления в районах городов федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – в пределах внутригородских районов. Кроме того, спецификой некоторых субъектов Федерации является введение в их системе административно-территориального устройства такой единицы как административные округа. Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать границ районов.

Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус закрытого административно-территориального образования определяется Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Для ЗАТО существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью. Для граждан, проживающих и работающих в ЗАТО, предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств.

Законодательством субъектов РФ об административно-территориальном устройстве определяется порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц. Процесс преобразования административно-территориальных единиц может быть обозначен как административно-территориальный процесс - установленный органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, включающий ряд стадий: возбуждение административно-территориального дела; подготовка материалов; подготовка проекта правового акта по делу; рассмотрение и принятие правового акта; оформление документов и исполнение административно-территориального преобразования.

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

1. Административно-территориальное деление России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

2. Функции административно-территориального деления

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

3. Деление стран по государственному устройству

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

4. Субъекты Российской Федерации

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны – залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

5. Изменения в административно-территориальном делении России

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа – Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

6. Административно-территориальное устройство России

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] – Москва и Санкт-Петербург.

7. Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?

2. По карте Федеральных округов России рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.

1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я Ром, А. А. Лобжанидзе

2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт. В.П. Дронов, В. Я. Ром

3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

1. Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России.

Другие уроки на эту тему

1. Административно-территориальное деление России.

В современных политико-экономических условиях территориально-экономическое пространство РФ официально структурировано на основе 4 основных принципов деления:

1. административно-территориального;

2. территориально-поселенческого;

3. планово-экономического;

4. программно-целевого.

Каждый из вариантов территориального деления РФ служит определенным целям и выполняет определенные функции в системе регионального управления страны. Основным принципом структурирования территории РФ является принцип административно-территориального деления. Административно-территориальное деление – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и местного самоуправления. Организация власти в государстве связана с его территориальным устройством, т.к. функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делятся территория государства.

X век княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки

Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел - так возникали многочисленные удельные княжества

В XII-XV веках на северо-западе существовала независимая от Киева Новгородская земля. В январе 1478 подчинена и включена Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины. Существовали только более мелкие единицы - уезды и волости

До 18 века в России существовали самые разные административно-территориальные единицы. В эпоху правления Петра I и в результате принятия ряда реформ Россия была разделена на 8 крупных губерний, в состав которых входили провинции и уезды.Это территориальное деление сохранялось до 1775 года. Тогда по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. В основу реформы был положен принцип разукрупнения губерний, причем они д.б. насчитывать не менее 300-400 тыс человек. Причем количество мужчин призывного возраста должно составлять не менее 20-30 тыс человек. Это административное деление оставалось неизменным до революции, т.е. почти 142 года.

Южные территории России по существу считались военными областями, управлялись генерал-губернаторами и в состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия. В результате победы в Великой Октябрьской революции на основе добровольного объединения равноправных советских республик был образован Союз Советских Социалистических Республик 30 января 1922 года.

В декабре 1923 года образована АССР Немцев Поволжья

В апреле 1925 года Чувашская АО была преобразована в Чувашскую АССР;

Татарская и Башкирская АССР; Дагестанская АССР и Калмыцкая АО.

В состав СССР входили 16 союзных государств: РСФСР, Украинская, Белорусская, Эстонская, Литовская, Латвийская, Молдавская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Таджикская, Киргизская, Туркменская, Узбекская, Казахская и Карело-Финская ССР. В составе союзных республик существовало 16 автономных республик, 9 автономных областей, 10 национальных округов, 1531 город, 2454 поселка городского типа, столицей являлась Москва.

С 1930 по 1954 годы происходило разукрупнение и были образованны новые области и края. Ряд образований было упразднено или изменился их статус

Для чего нужно укрупнение субъектов РФ и нужно ли оно вообще?

В качестве преимуществ называются такие следствия укрупнения регионов, как сокращение бюрократического аппарата, повышение эффективности управления субъектами со стороны органов федеральной власти, развитие в перспективе самодостаточных регионов. Противники укрупнения опасаются, что такие преобразования могут привести к ухудшению ситуации в результате ломки исторически сформировавшихся и конституционно закрепленных границ субъектов: «Дробность государственного устройства на 89 регионов ведет к тому, что каждый регион может развиваться с учетом местных условий, которые для всей территории России различны». Встречаются также мнения, что на сегодня эта мера – прогрессивная сама по себе – окажется только дестабилизирующим фактором: «На данный момент управление потеряется полностью, пока будут создаваться какие-то новые структуры управления».

Процесс "перекраивания" регионов во-первых, продолжительный. Требуются кадровые перестановки, налаживание связей между субъектами, изменение форм подчинения и т.д. Этот процесс, естественно, кое-где встречает сопротивление или просто недовольство. Положительные эффекты только предполагаются. Говорить об их реальности можно будет позже. Пока же период можно назвать переходным.

Необходимость административной перекройки страны обосновывалась и обосновывается экономическими и политическими соображениями. Экономические: объединив депрессивную Тамбовскую область с успешной Белгородской, сторонники административно-территориальной реформы рассчитывают в итоге получить одну большую экономически состоятельную губернию. Сомнительные, конечно, расчеты, но в данном случае они скорее благовидный предлог для достижения куда более важных целей - политических.

Принципы, на которых базируется ее нынешнее административно-территориальное деление, не только не отвечают национальным интересам России, но и угрожают ее безопасности и территориальной целостности...

Отказ от национального принципа административно-территориального деления страны и преобразование национальных республик и автономий в чисто территориальные единицы являются грубейшим нарушением Статья 68 п.2. «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.», п.3. «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.» Статья 69 п. «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.». Кто обеспечит равные права национальностям, их языку и культуре, если будет не просто объединены субъекта федерации, но и объединены их бюджеты? Кто обеспечит «правильное» распределение бюджетных средств? Большинство, которое представлено большинством в Парламенте? Реформы идут абсолютно хаотичным и безапелляционным путем. Они направлены на подрыв государственного устройства России, ухудшение управляемости в административном плане. Они приведут страну к гражданской войне, к развалу страны, к противостоянию в новых национально-территориальных образованиях, так как неизбежно приведут к межнациональному противостоянию

Прирост территорий не возможен без ущемления интересов других. Конфликт интересов народов России – это катастрофа.

Любой политик, который призывает к переделу границ России в новые административные единицы под благими предлогами – это скрытый враг Российской государственности и Российской Конституции, которая гарантирует «всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», гарантирует «права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Сложившееся административно-территориальное деление существовало с небольшими изменениями до 1990 г, когда начался процесс распада СССР.

6 союзных республик вышли из ее состава и заявили о своей независимости. Обострение политической и экономической обстановки в СССР привело к государственному перевороту в августе 1991 года и дальнейшему развалу СССР. О полной независимости заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и др. Образовались новые суверенные государства: Россия, Украина. Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Новые государства – республики по форме государственного устройства и при том в основном президентские. Конституция РФ 1993 года установила в качестве основных административно-территориальных образований 89 субъектов федерации: 21 республику, 1 автономную область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Единицей административно-территориального деления было впервые определено муниципальное образование. Основанное на административно-территориальном делении, система административно-территориального деления РФ имеет 3 уровня: 2 уровня гос управления – федеральный и субфедеральный и 1 уровень местного управления – муниципальный.

С образованием РФ произошли изменения в системе управления. Автономные республики и области получили новые права в области развития самоуправления. Республики в отличие от области получили право избрания президента, парламента.

Система территориально-экономического деления РФ включает экономические зоны различного типа и функционального назначения.

1 - Федерального округа.

Цель их создания – координация и контроль регионального развития со стороны центральной государственной власти.

Уровень федерального управления обеспечивает территориальное единство и целостность экономики страны.

Предпосылки создания ФО в России:

1. Необходимость в управленческих ячейках государственного пространства на местах (в регионах).

2. Из-за слабой согласованности региональной и местной нормативно-правовой базы, нормам действующего федерального законодательства (20% принятых в регионах НПА на момент создания ФО противоречило нормам Конституции).

3. Из-за установления необоснованных торговых барьеров и пограничных столбов между отдельными регионами (запрет на вывоз продукции за пределы Краснодарского края с середины 90х до конца 90х гг).

4. Потребность внимательно следить из центра за входящими в состав РФ 89 субъектами.

В этих целях в соответствии с указом Президента «О полномочных представителях в ФО РФ» от 13.05.2000 г. институт федеральных представителей был преобразован в институт полномочных представителей в ФО.

Центральный федеральный округ (Беглов Александр Дмитриевич)

Северо-Западный федеральный округ (Булавин Владимир Иванович)

Южный федеральный округ (Устинов Владимир Васильевич)

Приволжский федеральный округ (Бабич Михаил Викторович)

Уральский федеральный округ (Холманских Игорь Рюрикович)

Сибирский федеральный округ (Рогожкин Николай Евгеньевич)

Дальневосточный федеральный округ (Трутнев Юрий Петрович)

Северо-Кавказский федеральный округ (Меликов Сергей Алимович)

Крымский федеральный округ (Белавенцев Олег Евгеньевич)

1. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

2. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

3. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Функции полномочного представителя:

1. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе.

2. Организация взаимодействия с органами власти субъекта, органами МСУ, политическими партиями и иными общественными объединениями.

3. Контроль за использованием федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства, а так же за ходом реализации федеральных целевых программ.

4. Совместная разработку программ социально–экономического развития территорий в пределах ФО.

5. Участие в работе государственных органов, МСУ.

В 2000 году было образовано 7 федеральных округов. Разделение России на 7 федеральных округов было сделано в целях реализации президентом РФ своих конституционных полномочий. А также в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Институт полпредов президента РФ в регионах (субъектах) был преобразован в институт полпредов при президенте в федеральных округах. Федеральные округа не являются административно-территориальными образованиями РФ, они выполняют задачу территориально-функционального разделения полномочий представителей президента РФ. В центрах федеральных округов сосредотачиваются руководящие органы региональных подразделений всех основных федеральных органов исполнительной власти. На территории РФ действует единая система классификации и кодирования технико…... и экономичской информации, куда входит общероссийский классификатор административно-территориального деления. Объектами классификации являются республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа, районы, города, поселки городского типа, сельсоветы и сельские населенные пункты.

Стабильность административно-территориального устройства и местного самоуправления обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.

В 2014 году образован Крымксй федеральный округ

В настоящее время на территории РФ выделяют 9 ФО:

1) Северо–Западный ФО, включает в себя два экономических района:

Северный

Северо–Западный

2) Центральный ФО:

Центральный экономический район

Центральный – Черноземный

3) Приволжский ФО:

Поволжский

Волго-Вятский

4) Южный ФО:

Северо–Кавказский экономический район

Субъекты Нижнего Поволжья:

Астраханская область

Волгоградская область

республика Калмыкия

5) Уральский ФО:

Западно-Сибирский

Уральский

6) Сибирский ФО:

Восточно-Сибирский

Западно-Сибирский

7) Дальневосточный ФО:

Дальневосточный

8) Северокавказский ФО (2010 г)

Республики Северного Кавказа

Ставропольский край

9) Крымский ФО (2014 г.)

Республика крым

Севастополь

В настоящее время (на 2015 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. По состоянию на 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

Существуют следующие типы субъектов Российской Федерации 22 республики: 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения.

В Российской федерации насчитывается 24 области: Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.

Целый ряд близких по смыслу и значению понятий помогает описать формально-политическую структуру любой страны. Это и «административно-территориальное устройство», и «административно-территориальная организация», и «административно-территориальное деление» (АТД).

деление страны и как оно происходит?

Как правило, АТД представляет собой понятие с достаточно широкой смысловой нагрузкой. Административное деление может подразумеваться как карта страны, состоящая их отдельных субъектов. Политико-географический план государства - самое распространенное воплощение АТД, которое, помимо этого, может восприниматься как процесс непосредственного деления территории страны на отдельные единицы. Процедура районирования и осуществление АТД во многом схожи, однако основным различием между ними является то, что административно-территориальные единицы (АТЕ - главный элемент структуры АТД) устанавливаются только государственными органами. Закрепление границ каждого субъекта осуществляется на официальном уровне и подтверждается соответствующими нормативно-правовыми актами.

Как формируются административно-территориальные единицы?

Административная территориальная единица в стране чаще всего считается регионом. Между тем административно-территориальное деление обладает объемной системой, которая функционирует исключительно по иерархическому принципу. Как «матрешка», система АТД представляет собой наличие нескольких управленческих ступеней. На каждом уровне присутствует свое политико-административное устройство.

Совокупность территориальных единиц первого, второго, третьего порядка и т.д., упорядоченная системой АТД, характерна для всех современных государств. Подразделение на различные уровни во все времена могло быть периодическим, сменяясь степенью сложности и разработанности. Стабильное постоянное административно-территориальное деление является характерной чертой только современного государства. Между тем под постоянством можно рассматривать распределение территорий страны практически без остатка на официальном уровне на отдельные, не зависящие друг от друга сегменты (регионы). Власть, как правило, в каждом из них, чаще всего олицетворяет государство, но нередко каждая административная территориальная единица обладает правом самоуправления или автономии.

Историческое влияние на образование системы АТД

Деление государства на определенные сегменты - явление, имеющее достаточно древние корни и многовековую историю. Самым ярким примером АТД можно назвать раздел на провинции Римской империи. Что касается периода феодализма, то здесь, наоборот, постоянные междоусобицы препятствовали формированию постоянных единиц. Такая модель подразумевала характерное разделение на города, где властвовали феодалы-земледельцы.


Будучи правителем и хозяином земель в одном лице, представитель наивысшего класса становился автоматически собственником территорий и управляющим АТЕ.

Что влияет на районирования государства?

В отличие от средневекового уклада государства, сегодня систему административного деления используют практически все современные развитые державы. Переход от феодализма к централизованной власти стал явным требованием кардинального пересмотра методов определения территорий.

Статус административно-территориальных единиц во многом определяется особенностями региональной структуры. Поскольку данная система, как уже говорилось, образуется на протяжении длительного времени и является следствием сложнейших эволюционных процессов, административная территориальная единица может формироваться путем наложения друг на друга различных по происхождению градаций.

В частности, в России каждая региональный округ представляет собой совмещение структур:

  • этнокультурной;
  • исторической;
  • социально-политической;
  • экономической;
  • природно-географической.

Этнос как один из факторов образования территориальных границ регионов

Для формирования системы в виде отдельной единицы АТД немаловажную роль играют этнокультурные факторы. На территории российского государства данный принцип являлся одним из основополагающих. Характерной чертой формирования этнокультурных районов является то, что образуются они независимо от воли державных деятелей, их желаний. Каждое звено в системе АТД, основанное по данному принципу, обладает идентичностью, представляя собой явно выраженную ячейку региональной структуры.

Однако, не желая возникновения сепаратистских настроений и одновременно не выполняя требования государство с многонациональным населением зачастую ограничивает себя от подобных проблем, устанавливая ареал проживания конкретного этнического круга граждан.


Другой причиной становления регионов с населением определенной национальности можно назвать невозможность установления четкой границы, разделяющей те или иные ареалы проживания этносов.

Как история повлияла на определение отдельных АТЕ?

Следующей предпосылкой для формирования территориальных единиц является административное деление, основанное на исторических факторах. В пределах одного государства нередко регионы бывают сложенными еще несколько столетий назад, сохраняя которые жители и власти государства, как бы отдают дань общенациональным традициям. Как называется территориальная административная единица, территории которой четко обозначены вследствие развития устойчивых структур, догадаться несложно. Такие районы именуют историческими. Считается, что административно-территориальная единица государства может носить данное название, если ее границы оставались неизменными около на протяжении последних 2-3 столетий.

Стоит отметить, что факторы исторического отношения конкретных географических районов при осуществлении АТД нетрудно проследить в Старого света. И если границы стран средневековой эпохи могли не оставаться статичными, то структуры отдельных регионов оставались стабильными, переходя к другим правителям в первоначальном виде. Современная Европа, как считает большинство историков, основана из компактных сегментов, определенных конкретными территориальными ячейками еще при феодальной

Другие факторы административно-территориального деления страны

Социально-политические и экономические факторы воздействуют на территориальное устройство страны не меньше, чем вышеуказанные причины. Принципы расселения основаны на так называемых узловых районах. Крупная административно-территориальная единица всегда являлась зоной преимущественного тяготения жителей страны. Система «центр-периферия» формируется, как правило, исходя их географических ориентаций населенных пунктов и устойчивой взаимосвязи между другими узловыми районами.

Факторы демографического характера, которыми являются социально-политические и экономические принципы АТД, несложно заметить при формировании регионов в государствах с менее выраженной этнокультурной и исторической структурой. Чаще всего такими странами являются молодые державы унитарного устройства. Примерами таких государств могут стать страны центрально-восточной Европы.

Административная территориальная единица может быть сформирована в результате влияния на процесс АТД природно-географических объектов. Например, ярким примером могут стать островные или горные районы государств.

Особенности административно-территориального устройства в России

АТД Российской Федерации является важнейшей составляющей региональной организации страны. Вся система управления государством, распределения и расстановки властных органов, структур самоуправления и общественных объединений основана на политико-административном разделении. Сегодня территориальное устройство России во многом обусловлено безграничными просторами государства, а также широчайшим разнообразием всех влияющих на формирование АТЕ факторов: демографических, экономических, природных, этнокультурных.

Принципы территориального деления в России

Административно-территориальные единицы России в полной мере соответствуют федеративному государственному устройству. Кроме того, АТД в РФ осуществляется по еще одному направлению - муниципальному.

Кроме административно-территориального деления, необходимого для упорядоченной реализации функций органов державного управления, система районирования страны подразумевает разделение на сегменты для удобного осуществления местного самоуправления.

Специфика АТД в некоторых областях и столице

В России данные подходы к соотношению управленческого деления и распределения муниципалитетов могут выражаться:

  1. Совмещением двух методов регионального формирования (подразумевается, что границы муниципалитетов будут совпадать с рубежами административных районов). Например, по такой схеме определено АТД в Челябинской области.
  2. Полным юридическим несовпадением двух разновидностей способов территориального деления (границы муниципалитетов и административных единиц могут меняться). Например, в Свердловской области АТД произведено по данному принципу.

Помимо данных вариантов разделения территорий, в отдельных субъектах РФ могут быть предусмотрены отдельные дополнительные уровни. В частности, столица российского государства поделена методом муниципального определения районов (146 внутригородских территорий и 12 административных округов.



Просмотров