Фрэнсис дрейк кругосветное путешествие. Френсис Дрейк — знаменитый Железный Пират Елизаветы

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) - английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.

Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).

Детство и юность

Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).

Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.

Жизнь, полная приключений

В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.

В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на , затем - несколько судов возле гавани близ венесуэльского города (исп. Cartagena).

Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».

15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.

Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.

Френсис отправился на юг, к (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.

Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».

Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.

Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов и , за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.

Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.

Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).

Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)

Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.

Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.

Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).

Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.

Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).

В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».

В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.

«Английская армада» Дрейка

Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.

Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595-1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал (1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588), благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Он родился в семье фермера, который позже стал священником в Кроундейле. Семья переехала в 1549 году в Кент. Он стал юнгой на торговом корабле в возрасте 12 лет. В 18 лет он стал полноправным капитаном судна, на котором служил, ибо в юности он очень полюбился владельцу. Он отправился в Гвинею и Вест-Индию в 1567 году. Он командовал кораблем в работорговой экспедиции, которую устроил его родственник. В свою собственную экспедицию Дрейк отправился в 1572 году. Он поплыл в Вест-Индию, захватил город Номбре-де-Дьос на Панамском перешейке, затем - несколько судов возле гавани Картахены. Далее он перехватил испанский корабль, набитый серебром. Когда в 1573 году он вернулся в Англию, он слыл богатым и настоящим капитаном.

Дрейк был самым настоящим авантюристом, но его всегда поддерживала королева. Она содержала его корабли. Почему? Англии нужны были богатые люди, способные добывать ей деньги. Дрейк был авантюристом, но на свой страх и риск он никогда не действовал. Фрэнсис был наемным пиратом, а одним из его пайщиков была королева. После ограбления какого-нибудь корабля Дрейк часть награбленного отдавал королеве. Она отправила его в 1577 году в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Это путешествие неожиданно обернулось не поиском мест, которые можно ограбить, а самым настоящим кругосветным путешествием. На своем корабле «Золотая лань» он доплыл до Патагонии, прошел вдоль берегов Южной Америки, взял курс на побережье Калифорнии. Там он встретил племена индейцев. Он поставил столб перед отплытием, на котором была медная пластинка с именем королевы Елизаветы I. Также на пластинке были даты прибытия и отплытия англичан. Дрейк оставил и серебряную монету с изображением королевы, ее герба и вырезал свое имя. Эти земли он называл Новым Альбионом. Пластинку эту обнаружили в 1926 году, а затем потеряли. Однако в 1929 году она была опять найдена.

Дрейк переплыл через Атлантический океан и вернулся на родину, а перед этим обошел он южную оконечность Африки. Он многое повидал в этом путешествии. Он открыл много новых земель, его корабли терпели шторы, а когда через почти три года «Золотая лань» вернулась в родную Англию, Фрэнсис Дрек чувствовал себя героем. Ему было чем гордиться. Добычу он привез с собой колоссальную. А вот отношения между Англией и Испанией ухудшились. Посол Испании требовал вернуть награбленное и убить пирата Дрейка. Королева же поступила наоборот: она осыпала милостями пирата, присвоила ему титул баронета. Испанцам она сказала, что захваченные ценности будут находиться у нее, пока Альбион и Испания не произведут расчеты между собой по взаимным претензиям.

Фрэнсис Дрейк стал вице-адмиралом, он командовал целым флотом и продолжал грабить колонии Испании. В 1580 году испанский король присоединил Португалию к своим владениям. Таким образом, была создана «Непобедимая армада», самое мощное и известное соединение кораблей. В 1588 году армада отправляется к берегам Англии. Король решил, что вернет ценности и отомстит англичанам за их дерзость. В поход отправилось 130 кораблей. Войну планировали вести не на море, а на суше. Король планировал высадить десант на южное побережье Альбиона. Когда корабли показались около берегов Англии, Дрейку доложили об этом и он решил выждать пару часов, прежде чем отправляться в плавание. Вместе с адмиралом Эффингемом была разработана особая тактика сражения.

Из Плимута отправилось 44 корабля. Испанские корабли прошли Ла-Манш и бросили якорь у берегов Франции. Англичане только этого и ждали. В сторону флота Испании были отправлены брандеры с взрывчаткой. Пара кораблей испанцев загорелась, другие попытались выйти в открытое море, натыкаясь друг на друга под покровом ночи. Утром же англичане увидели забавную картину: часть кораблей врагов затонула, а уцелевшие корабли были раскиданы вдоль побережья. Фрэнсис подал еще один сигнал к атаке и около 10 кораблей расстреляли из пушек. Только ночь и попутный ветер спасли испанцев от тотального поражения. Адмирал решил поплыть вокруг Шотландии. Однако фортуна была не на стороне Испании. Штормовые ветры уничтожили 25 кораблей. Экипаж взяли в плен местные жители. Через три месяца на родину вернулось чуть меньше половины кораблей.

Что касается пирата Дрейка, то он успел дважды жениться, но детей у него не было. Все его состояние перешло к его племяннику. Пират умер от дизентерии. Его похоронили в свинцовом гробу, в океане. Имя Фрэнсиса Дрейка увековечено в географии: пролив между Огненной Землей и Антарктидой носит название пролив Дрейка. Кстати, именно Фрэнсис Дрейк завез картофель в Европу. В немецком городе Оффенбург изваянный в камне великий пират держит в руке цветок картофеля. Подпись же гласит о том, что он помог миллионам бедняков, распространив картофель. А миллионы землевладельцев благословляют его бессмертную память.


Самый успешный корсар в истории часто шёл на отчаянный риск. И почти всегда выигрывал. Что это было? Трезвый расчёт или чудеса исключительного везения?

К середине XVI века в Атлантике – в Карибском море и у берегов Европы – сложилась необычная ситуация. Буквально за считанные годы в этих водах, которые раньше были опасны разве что своими штормами, появилась новая страшная опасность – пираты ! И первую скрипку в этом концерте сразу же стали играть англичане. Почему именно они? Англия опоздала к делёжке американских и азиатских колоний. В XVI веке там уверенно обосновались испанцы с португальцами. Значит, стать новыми конкистадорами английским мужчинам было затруднительно. Куда же пойти молодому, смелому, сильному парню, жаждущему быстрого обогащения? Ну конечно же, в пираты! А учитывая тот факт, что пиратство чуть ли не официально поощрялось английским правительством, то морской разбой стал в прямом смысле слова национальной идеей Британии.

А наиболее выдающиеся пираты становились национальными героями. Таким специфическим героем стал и сэр Фрэнсис Дрейк один из самых великих пиратов, которых когда-либо рождала английская земля .

Самая востребованная профессия в Англии

Конечно, при рождении Дрейк вовсе не был никаким сэром. Это потом королева , довольная очень уж выгодной (для казны) деятельностью пирата, пожалует ему рыцарский титул. А около 1540 года , когда в семье девонширского фермера Эдмунда Дрейка родился мальчик, которого назвали Фрэнсисом, никто не мог предположить, что ему доведётся стать сэром, вице-адмиралом и грозой испанской короны.

Впрочем, не стоит считать мелких английских землевладельцев (йоменов), из числа которых происходили родители будущего пирата, представителями самых низших сословий. Так, юный Фрэнсис получил весьма неплохое (по тем временам) образование.

Он умел и читать, и писать. Причём не только по-английски, но и по-французски. От своего отца, который на склоне лет перешёл из «сельхоз-работников» в проповедники, Дрейк унаследовал искусство убеждать – незаменимое качество для всякого лидера (в том числе и для лидера морских разбойников).

Когда Фрэнсис был ещё подростком, отец отдал его в ученики к шкиперу торговой барки. Вряд ли Дрейк-старший мечтал видеть своего сына разбойником. Скорее, он хотел обеспечить мальчику гарантированное трудоустройство во взрослой жизни. А в Англии второй половины XVI века самыми востребованными профессиями оказались те, что так или иначе были связаны с морем.

Итак, Фрэнсис становится юнгой на корабле. Корабль торговый и ходит лишь в прибрежных водах. Это ещё даже не школа, а детский сад для каждого английского моряка. Но его нужно обязательно пройти, чтобы шагнуть выше. А школой конкретно для Фрэнсиса стала уже служба у Джона Хокинса – знаменитого моряка елизаветинской эпохи. Хокинс был старше Дрейка на восемь лет. А главное, был дворянином со связями. Поэтому Хокинс быстро стал влиятельным предводителем, а сын простолюдинов Дрейк поначалу лишь работал на него.

Чем же занимался Дрейк у Хокинса? О,тогда это был самый востребованный (только-только появившийся, но суливший огромные перспективы) бизнес – работорговля !

Работорговля: школа молодого моряка

Итак, если прибрежное (каботажное) плавание было детским садом Дрейка, то его школой стали работорговые экспедиции Джона Хокинса.

Сметливый, с хорошо подвешенным языком моряк Дрейк быстро обратил на себя внимание хозяина. Перспективный юноша получает под свою команду барк «Юдифь» . Очень быстро Дрейк становится правой рукой Джона Хокинса.

Однако в 1568 году растущий бизнес Хокинса – Дрейка потерпел неожиданное фиаско. Во время очередного визита в Новый Свет с партией рабов, у мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, эскадра Хокинса подверглась нападению испанцев, которые давно уже с подозрением относились к визитам английских кораблей в свои колонии. Мадрид полагал, что торговлю с испанскими колониями, в том числе и рабами, должны вести испанские же купцы, а вовсе не иностранцы.

Бросив флагманский корабль со всеми ценностями, Хокинсу удалось скрыться от испанцев на лёгком судне «Миньон». Вырвался из кольца испанских кораблей и Дрейк на своей «Юдифи». Остальные английские корабли пошли ко дну или были захвачены.

Возмущённые работорговцы Дрейк и Хокинс прибыли в Англию, где через официальные каналы потребовали от испанского короля возмещения понесённых убытков в результате такого вопиющего «нарушения международного права». Тот факт, что до своего разгрома эскадра Хокинса помимо работорговли ещё успела и пограбить кое-какие прибрежные мексиканские поселения, истцы скромно обошли молчанием.

Король Испании Филипп II , конечно же, эту жалобу проигнорировал. Тогда Дрейк решил,что «не стоит ждать милостей от Испании, взять их у неё – наша задача ». Так на свет появился уже не работорговец, а пират Дрейк…

Первый пиратский рейд Дрейка

Первый же пиратский рейд Дрейка в 1572 году прославил его имя на всю Англию. Снарядив отчасти на свои, отчасти на казённые средства несколько кораблей, он отправился в Карибское море. Там, после ряда успехов средней руки, Фрэнсиса ждала крупная удача «Серебряный флот» испанской короны…

Каждый год весной от берегов Америки в Испанию отплывала флотилия из десятков кораблей. Везла она целые горы серебра, добытые на знаменитых боливийских серебряных рудниках в Потоси. Поэтому флотилию эту и прозвали «Серебряным флотом».
Конечно, для Дрейка и его маленькой эскадры не могло быть и речи о захвате всего «Серебряного флота», состоявшего из нескольких десятков грузовых и военных (охранных) кораблей с многочисленной и выученной командой. Но дело в том, что «Серебряный флот» формировался в Гаване (отправной точке путешествия в Испанию).
В главный порт Кубы со всех концов Южной и Центральной Америки прибывали испанские корабли, везущие серебро и прочие ценности, добытые или награбленные на подвластных территориях. Из этих мини-эскадр и складывался потом могучий «Серебряный флот», о нападении на который в полном составе нечего было и думать.

А вот Дрейку как раз повезло перехватить такую испанскую миниэскадру, перевозившую ценный груз в Гавану . Добыча англичан была колоссальна – 30 тонн серебра. В Англию Дрейк вернулся богачом и знаменитым на всю страну пиратом.

Пират и королева: секретное допсоглашение

Вторая вылазка Дрейка была ещё более успешна, чем первая. В ноябре 1577 года Дрейк отправился в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Эскадра отплывала уже при полной официальной поддержке королевы Елизаветы , которая убедилась в талантах амбициозного капитана и в невероятной рентабельности подобных мероприятий для казны. Впрочем, формально целью путешествия значилось открытие новых земель.

Однако все понимали, что Дрейк отправляется в поход не с познавательными целями. К официальной инструкции прилагался секретный контракт , согласно которому королева за свой счёт снаряжает Дрейку эскадру из шести кораблей, а взамен тот обязуется 50% захваченных в ходе «путешествия» ценностей сдать в королевскую казну.

Результаты похода превзошли все самые смелые ожидания. Дрейк огнём и мечом прошёлся по тихоокеанскому побережью, атакуя испанские города и посёлки. Но это всё были мелочи по сравнению с главным призом – манильским галеоном . Каждый год на другом конце планеты из Манилы (в испанских Филиппинах) выходил галеон, который вёз в митрополию всё награбленное на этих азиатских островах за целый год.

Но пльть на запад через Индийский океан, огибая мыс Доброй Надежды, испанцы боялись. Они опасались (и весьма справедливо) азиатских, арабских, африканских и, разумеется, европейских морских разбойников, которые в изобилии водились в водах Индийского и Атлантического океанов.

Поэтому испанцы выбрали другой путь. На восток, по прямой через Тихий океан в порт Акапулько в испанской Мексике. Там ценности манильского галеона выгружались, перевозились по суше на противоположное (атлантическое) побережье, где снова грузились на корабли и отправлялись уже собственно в Испанию. Такой путь был довольно трудоёмким, но зато более коротким и, главное, более безопасным…

Да, так было безопаснее. К английским пиратам в Карибском море уже попривыкли и держали против них военные эскадры. Но вот в Тихом океане их ещё не видывали. И серьёзной защиты не предусмотрели.

И вот, обогнув Южную Америку через Магелланов пролив, пираты Дрейка вырвались на оперативный (тихоокеанский) простор…

Поверженный левиафан

Весной 1579 года , подойдя к гавани мексиканского порта Акапулько (на тихоокеанском побережье Мексики), Дрейк увидел на рейде силуэт огромного корабля. Это был тот самый манильский галеон!

Этот корабль нельзя было спутать ни с каким другим. Дело в том, что испанские предприниматели, недовольные конкуренцией с поставщиками недорогой азиатской продукции (в первую очередь текстильной), убедили короля издать специальный указ. Было решено что с Филиппин в Испанию можно отправлять лишь один грузовой корабль в год. Так кастильские ткачи хотели ограничить приток дешёвых азиатских тканей.

Но испанские торговцы и купцы на Филиппинах нашли выход. Они стали строить это одно-единственное разрешённое законом судно такого размера, чтобы оно вмещало разом все необходимые товары. Для своей эпохи это был поистине корабль-гигант .

Парусный флот никогда прежде не видел такой громадины. Некоторые из манильских монстров имели водоизмещение в 2000 тонн (для сравнения: самый крупный корабль в эскадре Дрейка не дотягивал и до 300 тонн). И вот этакого левиафана увидел Дрейк в гавани Акапулько, куда галеон, судя по всему, только что прибыл с грузом.

Дрейк не медлил. На его стороне был фактор внезапности и отчаянная команда головорезов. Испанцы были застигнуты врасплох, большая часть команды находилась на берегу. Сопротивление небольшой охраны было быстро сломлено. Несметные сокровища (а с Филиппин везли не только китайский шелк, но и специи, и фарфор, и драгоценные камни) попали в руки пиратов.

Надо отметить, что манильские галеоны во времена Дрейка ещё не имели пушек, поэтому не могли дать артиллерийский отпор дерзким захватчикам. Испанцы привыкли спокойно плавать через Тихий океан,где не было серьёзных пиратов. Зачем тогда пушки?

Однако после налёта Дрейка, а также после того, как в 1587 году другой британский джентльмен удачи, Томас Кавендиш , захватил манильский галеон «Святая Анна» , испанцы пересмотрели свои правила безопасности морских перевозок. Манильские галеоны теперь стали оснащаться пушками, воинская команда на галеонах была значительно увеличена. После этих нововведений атака стала весьма проблематичной задачей.

Но Дрейку повезло. Он оказался первым, поэтому и сорвал столь жирный куш.

«Золотая лань» приносит два госбюджета

Когда в сентябре 1580 года , после трёхлетнего отсутствия, единственный уцелевший корабль Дрейка – его знаменитый флагман «Золотая лань» – вошёл в Плимутскую гавань, в трюмах судна покоились сокровища на сумму 600 000 фунтов стерлингов. Это было в два раза больше годового бюджета всего английского королевства!

Дрейк был встречен как национальный герой. Королева была в восторге. Одним махом милый сэр Фрэнсис (он стал сэром, потому что немедленно по возвращении был удостоен рыцарского звания) привёз ей фантастический подарок. По секретному допсоглашению королева имела право на половину всей добычи, то есть в данном случае на 300 000 фунтов стерлингов.

Следующий, третий по счёту, налёт Дрейка на испанские колонии был тоже результативен. В 1586 году пират сумел получить от Картахены, одного из крупнейших городов испанской Америки, неслыханный по тем временам выкуп в 107 000 золотых песо. Правда, для того чтобы добиться этого внушительного результата, Дрейку пришлось поначалу для острастки сжечь примерно четверть города (чему, кстати, изрядно порадовалась королева Елизавета, жаждавшая тогда «испанской крови»).

Затем был дерзкий рейд уже на собственно испанское побережье (на Кадис в 1587 году), чтобы, как шутливо выразился сам капитан пиратов, «подпалить бороду королю Испании».

Попутно у Азорских островов Дрейк захватил каракку «Сан Филипе», шедшую из Индии с большим грузом золота, пряностей и шёлка (добыча составила 114 000 фунтов ; королева, как и прежде, получила свою долю).

А в 1588 году сэр Фрэнсис Дрейк принял активное участие в разгроме испанской Непобедимой армады. В Англии он превратился в национального героя, а для испанского короля стал воплощением вселенского зла.

Последнее дело Дрейка

Свою последнюю пиратскую экспедицию в Вест-Индию (Америку) Дрейк совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом – человеком, которому был во многом обязан своей фееричной карьерой.

Завязав с работорговлей, Джон Хокинс тоже подался в пираты. Хотя здесь ему пришлось уступить пальму первенства своему бывшему протеже (Дрейку),тем не менее испанцы трепетали и перед его именем. Затевая очередные военные действия против ненавистной Англии, испанский король интересовался первым делом: где сейчас Дрейк и Хокинс, что они делают, чем занимаются? То есть дальняя отлучка этих господ даёт хоть какую-то надежду на успех.

Но к середине 1590-х Хокинс чувствовал себя виноватым перед королевой. В предыдущую свою экспедицию он привёз золота существенно меньше, чем рассчитывал сам, и гораздо меньше, чем рассчитывала королева. За это 60-летнему морскому волку была устроена настоящая выволочка во дворце.

Желая оправдаться, Хокинс написал королеве покаянное письмо, выдержанное в библейском духе: мол, человек предполагает, а Бог располагает.

Благочестивая королева в этот раз (как и во всякий другой раз, когда дело касалось фунтов стерлингов) не вняла религиозным доводам своего подопечного. В сердцах она сказала приближённым:

«Этот дурак вышел в море воином, а вернулся попом!»

Хокинс понял, что богобоязненной риторикой королеву не проймёшь. Рыжей Бесс (Red Beth – прозвище Елизаветы ) надо дать то, чего она больше всего желает, а именно золота. За помощью он обратился к своему старому компаньону – Дрейку. Кстати, к Фрэнсису королева тоже несколько охладела. И всё по той же причине: давненько от него не поступало новых сундуков с золотом.

Два старых друга решили поправить свою репутацию в глазах королевского двора и отправились в очередную экспедицию к берегам испанской Америки. Увы, это плавание стало для них обоих последним .

Хокинс умер в ноябре 1595 года у берегов Пуэрто-Рико. А через два месяца, 28 января 1596 года, недалеко от Пуэр-то-Бельо (ныне Портобело в Панаме) от дизентерии скончался и Фрэнсис Дрейк . Знаменитого пирата похоронили в океане в свинцовом гробу.

Еще больше интересных статей

Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.


"Пеликан" - флагманский корабль Френсиса Дрейка


Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".


Штурм Дрейком Картахены (старинная гравюра)


Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).


Реконструкция предполагаемого внешнего вида "Золотой Лани"


2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!


Посвящение Френсиса Дрейка в рыцари


Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.


Сэр Френсис Дрейк


Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Френсис Дрейк краткая биографиярасскажет что открыл Френсис Дрейк и о его плаваниях.

Френсис Дрейк биография кратко

Родился 13 июля 1540 в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

>Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

В 1588 г. Дрейк был назначен вице-адмиралом и сыграл решающую роль в разгроме «Непобедимой армады». Удача покинула Дрейка во время экспедиции в Вест-Индию в 1595 г. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 г. близ Портобело (Панама).

Похоронили вице-адмирала по традиционному морскому обряду, в море.



Просмотров