Формы оповещения населения при чс. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок организации оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Действия населения при разливе ртути в помещении

ПАМЯТКА

ПОРЯДОК ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Оповещение начинается с подачи сигнала «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!» - непрерывное звучание сирены в течение 3-х минут или прерывистые гудки организаций.

I. ЕСЛИ СИГНАЛ ЗАСТАЛ ВАС ДОМА:

1. Услышав сигнал «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!» включить телевизор и радиоприемник, прослушать экстренное сообщение управления по гражданской обороне , чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города по телеканалам.

II. ЕСЛИ СИГНАЛ ЗАСТАЛ ВАС НА УЛИЦЕ:

1. Прослушать экстренное сообщение, передаваемое уличными громкоговорителями на остановках пассажирского транспорта и подвижными средствами оповещения.
2. Действовать в соответствии с переданным сообщением.

В таблице представлены сигналы оповещения для оповещения населения:

Наименование сигнала

Когда подается

Способ подачи

«Внимание всем!»

Для привлечения внимания населения перед передачей сигналов или речевой информации оповещения

Включение электрических или электронных сирен, производственных гудков (звонков) и др. сигнальных средств

В военное время

«Воздушная тревога»

С возникновением непосредственной угрозы нападения противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время

«Отбой воздушной тревоги»

Если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для населения.

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

«Радиационная опасность»

При непосредственной угрозе радиоактивного заражения или при его обнаружении.

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

«Химическая тревога»

При угрозе или обнаружении химического, бактериологического заражения.

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

В мирное время

Сообщение Главного управления по делам ГО и ЧС Томской области

При аварии на радиационно-опасном объекте (СХК)

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

При аварии на химически опасном объекте

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

Сообщение Главного управления по делам ГО и ЧС Томской области

При угрозе наводнения

В речевой форме по радиотрансляционной сети, телевизионным и радиовещательным станциям, с использованием объектовых и мобильных средств оповещения, всех имеющихся средств и каналов связи.

Обязанности в области гражданской обороны (ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) состоят в следующем:

    Соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты по ГОЧС. Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины. Изучать основные способы защиты населения, территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в данной области. Выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС. При необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Знать сигналы оповещения ГО и умело действовать по ним. Активно содействовать выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС, проводимых под руководством КЧС администрации города.

ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВЫБРОСЕ

В АТМОСФЕРУ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ»

Услышав сигнал «ВНИМАНИЕ, ВСЕМ!» включить телевизор и радиоприемник, прослушать экстренное сообщение управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города по телеканалам для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

Всем гражданам, оказавшимся на улице, укрыться в зданиях.
Закрыть входные двери, окна (в первую очередь с наветренной стороны).
Заклеить вентиляционные отверстия плотным материалом или бумагой.
Уплотнить двери мокрыми простынями, одеялами.
Неплотности в оконных проемах заклеить скотчем, пластырем, бумагой или уплотнить ватой, поролоном и т. п.
Подготовить индивидуальные средства защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака), респираторы, противогазы).
Не покидать помещения без разрешения.
Ожидайте повторных сообщений об изменении обстановки.
В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями Управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города Томска.

После объявления информации о характере опасных веществ примите к сведению, что нельзя укрываться в подвалах и полуподвалах при авариях с хлором (он тяжелее воздуха в 2,5 раза). При авариях с аммиаком необходимо укрываться на нижних этажах зданий (аммиак легче воздуха в 1,6 раза).

ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ»

При объявлении опасного состояния не паникуйте, слушайте сообщение.

Предупредите соседей, оказывайте помощь инвалидам детям и людям преклонных лет. Узнайте о времени и месте сбора обитателей для эвакуации. Уменьшите проникновения радиационных веществ в квартиру (дом): плотно закройте окна и двери, щели заклейте. Подготовьтесь к возможной эвакуации: упакуйте в герметические пакеты и составьте в чемодан документы, ценности и деньги, предметы первой необходимости, лекарства, минимум белья, одежды, запас консервированных продуктов на 2-3 сутки, питьевую воду . Подготовьте самые простые средства санитарной обработки (мильный раствор для обработки рук).

Перед выходом из помещения отсоедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ и воду.

Действия в случае внезапного возникновения радиационной опасности:

С получением сообщения о радиационной опасности немедленно укройтесь в дому. Стены деревянного дома ослабляют ионизирующее излучение в 2 раза, кирпичного - в 10 раз; углубленные укрытия (подвалы): с покрытием из дерева - в 7 раз, с покрытием из кирпича или бетона - враз. Избегайте паники. Слушайте сообщение органов власти по вопросам чрезвычайным ситуаций.

Уменьшите возможность проникновения радиационных веществ в помещение. Проведите йодную профилактику. Йодистый калий употреблять после еды вместе с чаем, соком или водой 1 раз в день в течение 7 суток: детям до двух лет - по 0,040 граммов на один прием; детям от двух лет и взрослым - по 0,125 граммов на один прием.
Водно-спиртовой раствор йода принимать после еды 3 разы в день в течение 7 суток: детям до двух лет - по 1-2 капли 5% настойки на 100 мл молока (консервированного) или молочной смеси; детям от двух лет и взрослым - по 3-5 капель на стакан молока или воды. Наносить на поверхность конечностей рук настойку йоду в виде сетки 1 раз в день в течение 7 суток.

Уточните место начала эвакуации. Предупредите соседей, помогите детям, инвалидам и людям преклонных лет. Они подлежат эвакуации в первую очередь. Быстро соберите необходимые документы, ценности лекарства, продукты, запас питьевой воды, самые простые средства, санитарной обработки, другие необходимые вам вещи в герметический чемодан.
По возможности немедленно оставьте зону радиоактивного загрязнения. Перед выходом из дома выключите источники электро-, водо - и газоснабжение , возьмите подготовлены вещи, оденьте противогаз (респиратор, ватно-марлевую повязку) верхняя одежда (плащ, пальто, накидка), резиновые сапоги. С прибытием на новое места пребывания, проведите дезактивацию средств защиты, одежды, обуви, санитарную обработку кожи на специально оборудованном пункте или же самостоятельно (снять верхнюю одежду, став спиной против ветра, вытрясти его; повесить одеяло на перекладину, веником или щеткой смести из него радиоактивную пыль и вымыть водой; обработать открытые участки кожи водой или раствором (типа ИИП-8), какой будет выдан каждому. Для обработки кожи можно использовать марлю или просто полотенца.

Узнайте у местных органов государственной власти адреса организаций, которые отвечают при предоставлении помощи пострадавшему населению.

Запомните!
Используйте для питания продукты, которые сохранялись в закрытых помещениях и не испытали радиоактивного загрязнения; не употребляйте овощи, какие росли на загрязненной почве; не пейте молоко от коров, которые пасутся на загрязненных пастбищах. Не пейте воду из открытых источников и из сетей водоснабжение после официального объявления радиационной опасности, колодцы накройте. Избегайте длительного пребывания на загрязненной территории. В помещениях ежедневно делайте влажную уборку, желательно с использованием моющих средств .

В случае пребывания на открытой, загрязненной радиоактивными веществами местности, обязательно используйте средства защиты: для защиты органов дыхания - противогазом, респиратором, ватно-марлевой, противопылевой повязкой, увлажненной марлевой повязкой, платочком или любой частью одежды; для защиты кожи - специальной защитной одеждой типа ОЗК, плащом с капюшоном, накидкой, комбинезоном, резиновой обувью и рукавицами.


ПАМЯТКА

Осторожно - ртуть!

Ртуть - металл серебристо-белого цвета, в обычных условиях легко подвижная жидкость, что при ударе разделяется на мелких шарики, в 13,5 раз тяжелее воды. Температура плавления - +38.90с. С повышением температуры испарения ртути увеличивается. Пары ртути и ее соединения очень ядовиты. При попадании в организм человека через органы дыхания ртуть аккумулируется и остается там на всю жизнь.

Установлена максимально допустимая концентрация паров ртути: для жилищных, дошкольных, учебных и рабочих помещений - 0,0003 мг/мз; для производственных помещений - 0,0017 мг/мз. Концентрация паров ртути в воздухе свыше 0,2 мг/мз вызывает острое отравление организма человека.

Симптомы острого отравления проявляются через 8-24 часа: начинается общая слабость, главная боль и повышается температура; впоследствии - боли в животе, расстройство желудка, болят десны.

Хроническое отравление является следствием вдыхания малых концентраций паров ртути в течение длительного времени. Признаками такого отравления есть: снижение работоспособности, быстрая утомляемость, ослабление памяти и головная боль; в отдельных случаях возможны катаральные проявления со стороны верхних дыхательных путей, кровотечения десен, легкое дрожание рук и расстройство желудка. Длительное время никаких признаков может и не быть, но потом постепенно повышается утомляемость, слабость, сонливость; появляются - головная боль, апатия и эмоциональная неустойчивость; нарушается дыхание, дрожат руки, веки, а в тяжелых случаях - ноги и все тело. Ртуть будет поражать нервную систему, а длительное воздействие ее вызывает даже безумие.


Действия населения при разливе ртути в помещении

    выведите из помещения всех людей, в первую очередь детей, инвалидов, людей преклонных лет; отворите настежь все окна в помещении; максимально изолируйте от людей загрязненное помещение, плотно закройте все двери; защитите органы дыхания хотя бы ватно-марлевой повязкой; немедленно начинайте собирать ртуть: собирайте спринцовкой большие шарики и сразу сбрасывайте их в стеклянную банку с раствором (2 грамма перманганата калия на 1 литр воды), более мелкие шарики собирайте щеточкой на бумагу и тоже сбрасывайте в банку. Банку плотно закройте крышкой. Использование пылесоса для сбора ртути запрещается. Вымойте загрязненные места мыльно - содовым раствором (400 граммов мыла и 500 граммов кальцинированной соды на 10 литров воды) или раствором перманганата калия (20 граммов на 10 литров воды); закройте помещение после обработки так, чтобы не было соединения с другими помещениями, и проветривайте в течение трёх суток; удерживайте в помещении, по возможности, температуру не ниже 18-200С для сокращения сроков обработки в течение проведения всех работ; вычистите и промойте крепким, почти черным раствором марганцовки подошвы обуви, если вы наступили на ртуть.
    Если ртути разлито больше, чем в градуснике:
    сохраняйте спокойствие, избегайте паники; выведите из помещения всех людей, оказывайте помощь детям , инвалидам и людям преклонных лет - они подлежат эвакуации в первую очередь; защитите органы дыхания хотя бы ватно-марлевой повязкой; отворите настежь все окна; изолируйте максимально загрязненное помещение, плотно закройте все двери; быстро соберите документы, ценности, лекарства, продукты и другие необходимые вещи; выключите электричество и газ, затушите огонь в трубах перед выходом из дома; немедленно вызывайте специалистов через местный государственный орган по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения. В крайнем случае - позвоните по телефону в полицию.

Борьба с большим количеством ртути и ее паров очень сложная. Химики называют ее демеркуризацией .

Демеркуризация проводится двумя способами: химико-механическим - механический сбор шариков ртути с последующей обработкой загрязненной поверхности химическими реагентами (после такого способа обработки помещение нуждается в усиленном проветривании); механическим - механический сбор шариков ртути из поверхности со следующей заменой пола, штукатурки или капитальным ремонтом здания (этот способ может применяться вместе с химико-механическим).

Если вы обнаружили или увидели шарики ртути в любом другом месте, пожалуйста, немедленно известите об этом местные органы по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения или полицию.

ПАМЯТКА

При угрозе по телефону

1. Постарайтесь дословно запомнить разговор и записать его на бумаге или кассету. При наличии определителя номера записать телефонный номер, с которого получен звонок.
2. В описании отметить пол, возраст и особенности речи звонившего, характер (городской или междугородний) и время (начало и длительность) звонка, существо угрозы, а также дату и условия следующего звонка.
3. Немедленно сообщите о звонке в полицию. Если позвонили Вам на работу, сообщите о содержании разговора руководству организации.

При угрозе в письменной форме

1. Угроза может быть получена как по почте, так и на бумажных, электронных и других носителях.
2. При получении угрозы на бумажном носителе обращайтесь с ним осторожно. Получив подозрительное письмо, вскрывайте конверт только с одной стороны, аккуратно отрезая кромку ножницами.
3. Поместите письмо в чистый плотно закрывающийся полиэтиленовый пакет, а затем в отдельную жесткую папку. Не оставляйте на документе отпечатков своих пальцев.
4. Сохраните все: текст угрозы, упаковку, другие вложения. Ничего не выбрасывайте.
5. Материал с угрозой незамедлительно передайте правоохранительным органам .
6. Не расширяйте круг лиц, ознакомившихся с содержанием угрозы и самим фактом ее получения.


ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ НАВОДНЕНИЯ»

ДО НАВОДНЕНИЯ:

Прослушайте информацию Управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям города по телеканалам.

При получении сигнала (сообщения) об угрозе возникновения наводнения:
Подготовьте документы, ценные вещи, медикаменты, запас продуктов. Необходимые вещи уложите в специальный чемодан или рюкзак.
Перенесите имущество и материальные ценности в безопасное место (чердак, крыша) или уложите их повыше (на шкафы, антресоли).
Изучите с членами семьи пути эвакуации, возможные границы затопления (наводнения), а также места расположения сборного эвакуационного пункта.
Ознакомьтесь с местонахождением лодок, плотов на случай внезапного и бурно развивающегося наводнения.

ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЯ:

а) если наводнение застало врасплох:

Поднимитесь на верхний этаж здания, чердак или крышу, либо на возвышенный участок местности, имея с собой предметы, пригодные для самоэвакуации (автомобильную камеру, надувной матрац и т. п.), а также для обозначения своего местонахождения (яркий кусок ткани, фонарик).
До прибытия помощи оставайтесь на месте, подавая сигналы о помощи.
Самоэвакуацию на незатопленную территорию производите только в крайних случаях: для оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, при отсутствии воды и продуктов питания, угрозе ухудшения обстановки или утраты уверенности в получении помощи со стороны.
Оказавшись в воде, снять с себя тяжелую одежду, обувь, воспользоваться плавающими поблизости или возвышающимися над водой предметами и ждать помощи.

б) если вы в доме:

Слушайте радио, чтобы получить известия о развитии событий.
Предупредите соседей и помогите детям, старикам, инвалидам.
Выключите газ, электричество, закройте плотно окна и двери.
Берите с собой только самые необходимые вещи: пакет с документами и деньгами, медицинскую аптечку, 3-дневный запас продуктов, постельное белье и туалетные принадлежности, комплект верхней одежды и обуви.
Покиньте дом, как только получите распоряжение об эвакуации.

ПОСЛЕ НАВОДНЕНИЯ:

Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
При подходе к жилищу, остерегайтесь порванных и провисших электрических проводов .
До проверки специалистами состояния электрической сети не пользуйтесь электроприборами.
Соблюдайте осторожность при входе в дом, проверьте надежность всех его конструкций (стены, полы).
При осмотре внутренних комнат не применяйте в качестве открытый огонь: спички, свечи и т. д. из-за возможного присутствия газа в воздухе. Для этих целей следует использовать электрические фонари на батарейках.
Попавшие в воду продукты и запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены представителями санитарной инспекции. Имеющиеся колодцы осушите методом выкачивания.
Проветрите и просушите жилое помещение, обеззаразьте загрязненную посуду, столовые приборы, поверхность мебели. Для этих целей используйте кипяток или отбеливатель.

ПАМЯТКА

«ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ п ри обрушении здания »

1. В случае экстренной эвакуации из здания необходимо взять с собой личные документы, деньги, аптечку, теплую одежду и комплект белья, запас продовольствия и воды, фонарь и радиоприемник с запасными батарейками к ним, мобильный телефон с зарядным устройством , письменные принадлежности.
2. Оказавшись внутри обрушенного здания, определите, нет ли поблизости пустот, чтобы переместиться туда и занять максимально удобное положение. Постарайтесь продвинуться как можно ближе к свету. Там, где свет - будет больше и воздуха.
3. Подавайте сигналы голосом, стуком. Лучше это делать, когда услышите голоса людей, лай собак. Если остановлена работа машин и механизмов, значит, объявлена «минута молчания», которая предназначена для разведки. Воспользуйтесь этим и привлеките к себе внимание. Спасатели Вас смогут обнаружить по голосу, стону и даже по дыханию.

Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в ЧС.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиаци-онно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

1.3.1 Основа системы оповещения

Оповестить население - предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густо насыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникно-вении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

В конце 1988 г. пересмотрели и изменили порядок оповещения. С этого времени завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!", а не воздушная тревога, как это было раньше. Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник на местное вещание, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам ГО и ЧС.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики переводятся на круглосуточную работу.

1.3.2 Речевая информация

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население?

Возможен такой вариант:"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах: (каких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы: (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким:

"Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке: (называется) ожидается затопление домов по улицам: (перечисляются). Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении: (указывается). Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседям. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома,что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Решается это с помощью создаваемых систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи, проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуры и электросирен.

1.3.3 Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

Предупредить население и субъекты хозяйствования об угрозе чрезвычайной ситуации на данной территории можно или через средства массовой информации, или с помощью специальной государственной системы оповещения.

Оперативное оповещение населения о ЧС в РБ производится с помощью автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО) . Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигнальные устройства, передавать речевую информацию с использованием государственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должностных лиц по служеб­ным квартирным телефонам. Для надежности информация дублируется по радио и проводным средствам связи. Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители, а в сельской местности удары о рельс. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные сис­темы оповещения.

Опыт показывает, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное за 10-15 минут.

В названной системе могут передаваться сигналы мирного и военного времени.

Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием «Внимание, Всем!». Сигнал передается населению путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для населения это означает, что произошла ЧС. Услышав сигнал, каждый гражданин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и ре­комендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объек­те, то население, проживающее вблизи объекта, оповещается немедленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте. Оповещение может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых до­мах.

С объявлением военного положения действие сигнала «Внимание, Всем!» прекращается, и вместо него вводятся сигналы «Воздушная тревога!», «От­бой воздушной тревоги!», «Химическая тревога!», «Радиационная опас­ность!».

Действия населения по сигналам ГО при нападении противника.

Сигнал «Воздушная тревога!» подается в случае непосредственной угрозы нападения противника. В случае угрозы нападения противника с воздуха включаются сирены, одновременно дикторы в течение 2-3 мин объявляют по телевидению, радио: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога!» . Сигнал повсеместно дублируется прерывистыми гудками на предприятиях и транспорте.

Приведем некоторые правила поведения граждан по сигналам оповещения.

Сигнал застал вас дома - покиньте здание и спуститесь в ближайшее укрытие, предварительно выключив нагревательные приборы, газ, свет (если топилась печь - залейте в ней огонь). С собой нужно взять медикаменты, а также запас продуктов питания, документы и деньги. По возможности предупредите соседей об объявлении тревоги, так как они могли не слышать сигнала.


Сигнал застал вас на улице, в городском транспорте - не пытайтесь быстрее попасть домой, отыщите ближайшее убежище (укрытие) и воспользуйтесь им. В случае, если последнего не окажется, используйте имеющиеся вблизи подземные переходы и коллекторы, подвальные помещения, тоннели, станции метро. Укрываться можно также в придорожных кюветах, котлованах строящихся зданий, всевозможных канавах, за низкими каменными стенами и оградами, железнодорожными насыпями, в оврагах, балках, лощинах.

Сигнал застал вас в общественном месте (в магазине, в театре, на рынке) - внимательно выслушайте указание администрации о том, где поблизости находится станция метро или другие укрытия, как до них быстрее добраться. Если от администрации не поступит указаний, выйдите на улицу, осмотритесь, определите место расположения ближайшего убежища или естественного укрытия и воспользуйтесь им.

Сигнал застал вас в частном (сельском) доме - действуйте так же, как жители городов. В качестве средств защиты можно использовать подвалы, погреба и другие заглубленные сооружения, а также естественные укрытия - овраги, балки, лощины, канавы, ямы и т.д.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается, когда угроза нападения противника с воздуха миновала. Передается с помощью всех средств связи и оповещения речевое сообщение: «Граждане! Внимание! Внимание! Отбой воздушной тревоги».

Население с разрешения коменданта (старших) по убежищу покидает его. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе. Необходимо внимательно следить за сигналами ГО и поступающей информацией, действовать по указанию администрации.

Одновременно доводятся указания о дальнейших действиях и режимах поведения населения и действиях формирований ГО, исходя из сложившейся обстановки.

Сигнал «Радиационная опасность!» подается при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения. Подается с помощью всех средств связи и оповещения: По этому сигналу необходимо надеть на себя и детей противогазы, а при их отсутствии - противопыльные тканевые маски или ватно-марлевые повязки, взять запас продуктов питания и воды, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и отправиться в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. В качестве защиты от радиоактивного облучения можно использовать подвалы и каменные постройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в доме (квартире), его следует загерметизировать.

Сигнал «Химическая тревога!» подается при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения. Подается прерывистыми cигналами на 3 минуты с помощью всех средств связи и оповещения. Услышав этот сигнал, необходимо надеть на себя и детей противогазы (ватно-марлевые повязки), а в случае необходимости - средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении. Если его нет поблизости, то можно использовать жилые, производственные и подсобные помещения, обеспечить их герметизацию.

Выход из очага химического, бактериологического (биологического) заражения осуществляется в средствах защиты, в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

В статье поговорим об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях. Это довольно важная тема, так как происшествие может случиться в любой момент времени. Мы обсудим основные постулаты работы спасательных служб, а также наиболее частые сигналы, которые должно знать как можно большее количество людей.

Актуальность вопроса

В постановлении об оповещении населения о чрезвычайных ситуациях говорится о том, что при правильной работе можно добиться поразительных результатов. Однако почему может возникнуть подобная ситуация? Дело в том, что в последнее время в каждом городе сконцентрированы очень крупные точки промышленности. Из-за этого усложняется протекание технологических процессов. Очень часто могут возникать радиационные, взрывные, пожарные, химические опасности. Причиной катастрофы может стать банальный износ оборудования. Кстати, при статистическом рассмотрении данного вопроса можно заметить, что большинство аварий происходит именно из-за этого.

Также надо понимать, что катастрофы уносят человеческие жизни и наносят большой материальный ущерб. Не будем сюда относить оповещение населения о чрезвычайных ситуациях природного характера, так как в подобной ситуации немногое подвластно человеку. Всё, что в этом случае могут сделать люди, это принять все меры для своего спасения.

Но данный вопрос нуждается в рассмотрении потому, что на данный момент подобные ситуации происходят довольно часто. Кроме того, если правильно организовать систему оповещения, можно очень сильно сократить не только людские потери, но и ущерб. Однако что означает оповещение населения? Цель этого действия состоит в том, чтобы предупредить людей о приближающейся угрозе. Только так можно подготовить население и передать ему какую-то информацию.

Очень важно при этом рассказывать о последовательных действиях, которые надо выполнять для своего спасения. Особенно актуальна организация оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, если опасный инцидент происходит в условиях военного времени. Надо понимать, что в таких случаях всё зависит от времени, так как спастись можно за считанные минуты.

Однако последние события показывают, что на данный момент система оповещения работает не так хорошо, как хотелось бы. Все чаще происходят ситуации, когда люди массово гибнут из-за того, что не были вовремя извещены о приближающейся катастрофе. Однако проблема состоит в том, что массовые средства вещания в небольших городах и сельских населенных пунктах очень часто отсутствуют. Но тем не менее проводится максимальное усовершенствование системы информирования людей. Работа проводится по нескольким фронтам и подразумевает определение основных задач и функций, исследование видов оповещения граждан, описание требований, которые применяются к современным спасательным службам.

Но надо понимать, что для того, чтобы хорошо работала система оповещения населения, должна отлично функционировать система оповещения органов гражданской обороны. Только при этом условии население вовремя получит все указания. При этом исполнительные органы должны сработать очень быстро и точно, для того чтобы составить максимально точное сообщение и передать в нём максимум информации. Также очень важен психологический момент, который заключается в том, что сведения нужно подавать спокойным и ровным голосом, чтобы воззвать к человеческому рассудку.

Сигналы оповещения

Сигналы оповещения необходимы для того, чтобы органы гражданской обороны могли незамедлительно передавать информацию о физическом или бактериологическом заражении, эвакуации, радиационной опасности, воздушном нападении или угрозе затопления. Благодаря современным приборам можно очень быстро определить направление движения, место и время определенного носителя угрозы. Благодаря этому существенно увеличивается скорость передачи сигнала в штабы гражданской обороны. Но чаще всего сигналы используются при нападении противника, когда реальное время для спасения ограничивается несколькими минутами. Особенно это важно, когда угроза касается не отдельных людей, а всего населения. В таком случае масштабы катастрофы могут быть огромны.

Важность

Сложно переоценить важность своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Благодаря этой системе огромное количество людей успевает укрыться в течение первых 10-15 минут после предупреждения. В процентном соотношении потери людей снижаются с 90% до 5-7%. Особенно это актуально тогда, когда противник использует оружие массового поражения. Именно поэтому защита населения в основном зависит от качества организационной работы спасателей, а также от работы системы оповещения. Выполнение этих функций возлагается на штабы гражданской обороны.

Методы оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации

Производится на всех уровнях связи. Это и телевидение, радиовещание, использование средств для подачи световых и звуковых сигналов, применение специальной аппаратуры. Одновременно с этим населению даются указания, которые требуют незамедлительного выполнения. Если это природный катаклизм, то заранее сообщается приблизительное время начала трагедии, время приближения зараженного воздуха например. Сигналы, которые поступают от высшего штаба, дублируются всеми остальными штабами. Есть ряд сигналов, которые используют в системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. О них мы и поговорим ниже.

Сигнальное оповещение

Специальная обработка

Порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации может включать специальную обработку. Это значит, что в результате использования противником оружия люди, транспортные средства, сооружения, территория, техника, продовольствие, вода, пищевое сырье могут оказаться зараженными при помощи бактериальных средств. Для того чтобы исключить дальнейшее распространение заражения, проводится специальная обработка. Она включает в себя обеззараживание различных предметов и полную санитарную обработку не только населения, но и личного состава спасательных отрядов. Обеззараживание подразумевает выполнение комплекса работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции потенциально зараженных поверхностей.

Дезактивация — это удаление потенциально опасных радиоактивных веществ с различных поверхностей. При этом может обрабатываться техника, различные транспортные средства, одежда, здания и сооружения, вода. Обычно дезактивацию проводят в тех случаях, когда возможная степень заражения превышает предельные значения. Эта операция может быть частичной и полной. Также надо заметить, что она выполняется двумя способами, а именно физико-химическим и механическим. Последний подразумевает удаление радиоактивных элементов заражённых предметов. Физико-химический метод подразумевает использование различных растворов, при которых радиоактивные вещества уничтожаются.

Дегазация — это специальный метод, который используется для разложения ядовитых веществ до нетоксичных продуктов. Также этот процесс подразумевает удаление токсичных веществ с различных предметов для того, чтобы избежать зараженности. Проводится при помощи полировочных машин и других специальных технических приборов. Также используются органические растворители, моющие растворы и вода. Дегазация может быть частичной или полной.

Дезинфекция подразумевает полное уничтожение всех возбудителей заразных болезней при помощи бактериальных средств. Дезинфекция может быть профилактической, текущей и заключительной. Она проводится физическим, химическим, механическим способами. Санитарная обработка представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на ликвидацию последствий заражения населения и спасательных бригад. Если санитарная обработка проводится своевременно и на высоком уровне, то она позволяет предотвратить полное распространение инфекции за зоной заражения. Может быть частичной и полной.

Частичная санитарная обработка подразумевает исключительно механическую очистку наружных поверхностей, открытых участков кожи и так далее. Это временная мера, которая проводится в очаге поражения. Но главная цель состоит в предотвращении повторного инфицирования людей. Полная санитарная обработка подразумевает абсолютное обеззараживание тел и предметов при помощи дезинфицирующей жидкости. Сюда входит полная обмывка людей, их одежды. Цель такой обработки заключается в полном обеззараживании от отравляющих и радиоактивных веществ. Такой мере подвергаются спасательные бригады, служащие, рабочие и эвакуированное население. Она проводится после выхода из очага поражения. Обеззараживание личных средств, одежды и обуви может проходить несколькими способами в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть газовый способ, когда очищение происходит в специальных камерах, камерный способ, кипячение, стирка с использованием специальных средств, замачивание в дезинфектантах.

Уровни системы

Рассмотрим пять основных уровней системы оповещения. Первый, самый важный уровень - это федеральный, на котором происходит оповещение всех наиболее важных служб на территории страны. Вторая важная ступень - межрегиональный уровень, на котором происходит оповещение в пределах федерального округа. Третья ступень - это региональное информирование, которое происходит в крупных регионах. Этот уровень очень важен, так как благодаря ему удаётся правильно скоординировать взаимодействие территориальных единиц. Следующий уровень системы оповещения - муниципальный, когда происходит оповещение на местном уровне. И самой последней ступенью становится объектовый уровень оповещения, когда людям доносят информацию о потенциально опасном объекте.

Но при этом надо понимать, что эффективность работы людей на всех этих уровнях зависит не только от того, насколько хорошо у них прописана должностная инструкция, но и от того, как они сами относятся к выполнению служебных обязанностей. Ведь очень часто происходят конфузы исключительно из-за того, что люди халатно относятся к выполнению своих профессиональных задач.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Главное управление МЧС России по городу Санкт-Петербургу

Отделение ОКСИОН

Самостоятельная работа

Оповещение и информирование населения при ЧС

Выполнил:

ст. лейтенант внутренней службы

А.И. Михайлов

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что одним из основных условий обеспечения необходимого уровня безопасности населения в мирное время и в особый период является организация, создание и функционирование эффективной системы оповещения населения и органов управления об угрозе и возникновении ЧС.

Оповещение и информирование населения является одной из главных составляющих системы управления и одной из основных задач органов управления всех уровней, организующих защиту в ЧС мирного и военного времени. Она начинается со своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Цель создания системы оповещения города -- обеспечение своевременного доведения сигналов оповещения и информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении ЧС до населения, органов управления городской территориальной подсистемы РСЧС и ГО.

Оповещение начинается с передачи условленных, заранее установленных и предельно понятных населению сигналов оповещения (звук сирены, гудки, частые удары в звучащие предметы и т. д.). После этого необходимо довести информацию об опасности и порядке поведения" в создавшихся условиях, чтобы избежать поражения людей от вредных поражающих факторов при той или иной ЧС. Потенциально опасные объекты создают локальные системы оповещения, зоны ответственности, которые выходят за пределы этих объектов.

Одна из главных проблем - граждане не знают, что делать в случае возникновения ЧС.

безопасность оповещение диспетчерский

1. Понятия и определения

Оповещение -- метод пассивной защиты населения, своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Выступает как наиболее важный элемент управления риском.

Сигналы оповещения населения -- сигналы предупреждения (условные и информационные) о возникшей опасности, сигналы тревоги, призыв к определенным действиям.

Система оповещения населения -- система оповещения населения города, обеспечивающая доведение распоряжений о проведении экстренных мероприятий защиты населения, сигналов и информации оповещения органов МЧС субъектов до органов управления, руководящего состава, подчиненных сил и проживающего на территории субъекта населения.

Локальная система оповещения (ЛСО) -- система оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи объекта.

Объектовая система оповещения (ОСО) -- система оповещения объекта экономики, обеспечивающая оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, находящегося на территории объекта.

Зона действия ЛСО -- зона, в радиусе действия которой должно обеспечиваться оповещение и информирование персонала объекта, а также населения, проживающего в опасной зоне вблизи потенциально опасного объекта.

Зона действия ОСО -- зона, в радиусе действия которой должно обеспечиваться информирование персонала объекта и населения, находящегося на объекте.

Опасность территории -- ее свойство, состоящее в наличии источников природной и техногенной (объекты техносферы, в первую очередь вредные и потенциально опасные объекты, которые при определенных условиях могут причинять вред населению и объектам техносферы, т. е. создают угрозу для жизнедеятельности населения).

Источник опасности -- ограниченный в определенном пространстве процесс или деятельность, которые могут привести к возникновению негативных воздействий на людей, объекты техносферы и природную среду.

Потенциально опасные объекты (ПОО) -- объекты ядерной энергетики, химические производства, взрывопожароопасные объекты, объекты вооружения и военной техники, гидротехнические сооружения и др., в которых заключена значительная энергия и (или) которые используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.

Потенциально опасные районы -- территории возможных ЧС.

Опасность в ЧС -- состояние в зоне ЧС, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

Поражающий фактор источника ЧС-- составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие факторы могут быть первичными, т. е. прямого действия, и вторичными -- побочного действия.

Связь -- совокупность сетей и служб связи, функционирующих на территории РФ как единый организационно-технический комплекс, обеспечивающий управление в РСЧС.

Органы управления -- штатные и нештатные (временно создаваемые), наделенные соответствующими полномочиями организационные структуры, предназначенные для выполнения определенных управленческих функций.

Средства связи -- технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические или программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи.

2. Общие сведения об организации оповещения города

Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что в полномочия органов госвласти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС входит обеспечение своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС межмуниципального и регионального характера.

Руководители органов власти всех уровней и организаций должны информировать население через СМИ и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

Одним из главных мероприятий по защите населения от ЧС является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповещение населения включает в себя своевременное предупреждение его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке и информирование о порядке поведения в этих условиях.

Планирование мероприятий осуществляется в целях обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий по защите населения и территорий, повышению устойчивости работы городского хозяйства и организаций в ЧС, а также при ликвидации их последствий или проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС направлено на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведение АСДНР.

2.1 Построение системы оповещения населения

Система оповещения населения города представляет собой организационно-техническое объединение:

Дежурно-диспетчерских служб (ДДС) в рамках Единой системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС города (ЕОДИ);

Сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, действующих на территории города;

Сил и средств связи и оповещения органов исполнительной власти города и организаций различных форм собственности, расположенных на территории города;

Каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до населения, органов управления городской подсистемы РСЧС и ГО.

Система оповещения населения города функционирует на следующих уровнях:

а) на территориальном -- система оповещения населения города;

б) на объектовом:

* ОС0 организаций (объектов);

* ЛСО потенциально опасных объектов.

Системы оповещения территориального и объектового уровней технически и программно сопрягаются.

Система оповещения населения города технически и программно сопрягается с федеральной и региональной системой оповещения.

2.2 Система оповещения населения города

Основной задачей системы оповещения населения города является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения:

До населения, находящегося на территории города;

Управления ГОЧС города;

Органов исполнительной власти города;

Руководящего состава и сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС и ГО;

ДДС, входящих или взаимодействующих с ЕСОДУ;

ДДС потенциально опасных объектов;

Дежурных служб социально значимых объектов.

Основным способом оповещения и информирования населения о ЧС является передача кратких информационных сообщений по всем электронным средствам массовой информации.

Система оповещения населения города представлена:

Сетью электросиренного оповещения;

Радиотрансляционной сетью города (сеть проводного радиовещания);

Сетью УКВ-ЧМ (радиовещания);

Сетью телевещания (каналы звукового сопровождения);

Сетью кабельного телевидения города;

Сетью подвижной радиотелефонной связи;

Телефонной сетью связи города;

Элементами ОКСИОН.

Система обеспечивает надежное оповещение и информирование населения о ЧС независимо от места его нахождения на территории города.

Алгоритм работы системы оповещения населения:

1. Включаются сирены, установленные на жилых и административных зданиях. Этот сигнал означает «Внимание всем!».

2. После этого по громкоговорителям и радиоточкам, установленным на улицах, в жилых зданиях и на объектах города, гражданам сообщается о том, что нужно предпринимать в сложившейся ситуации.

3. На участках города, где еще не установлены стационарные громкоговорители и радиоточки, задействуются автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи (ГГС).

4. После сигнала «Внимание всем!» информация о дальнейших действиях в условиях ЧС будет также транслироваться представителями МЧС по городскому каналу ТВ.

5. Информация об оповещении будет транслироваться и на телевизионных панелях ОКСИОН, установленных в местах массового пребывания людей, и на информационных телеэкранах транспортных средств.

6. Граждан будут информировать об опасности и по мобильной связи -- при помощи СМС.

Если начинают работать «тревожные» сирены, необходимо можно быстрее включить телевизор или радиоприемник.

Единая дежурно-диспетчерская служба района

ЕДДС является органом повседневного оперативного диспетчерского управления звена городской подсистемы РСЧС и ГО.

ЕДДС района является вышестоящим органом повседневного управления для ДДС предприятий и организаций района по вопросам сбора, обработки информации о ЧС и обмена ею и совместных действий при ее угрозе или возникновении.

ЕДДС предназначена:

Для приема-передачи сигналов на изменения режимов функционирования звена городской подсистемы РСЧС и ГО;

Приема сообщений о пожарах, об авариях, о катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций;

Оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных ДДС;

Оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны, аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.

Основные задачи ЕДДС:

Прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава района сигналов оповещения;

Прием и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщений о ней и доведение этих сообщений;

Сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов и характера, контроль изменения ситуации;

Обеспечение оперативного руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями -- при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами постоянной готовности -- при реагировании на ЧС;

Организация взаимодействия с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений для реагирования на ЧС;

Предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия ДДС и аварийных служб;

Обеспечение надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления и других элементов информационных технологий;

Информирование ДДС предприятий и организаций и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

Подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных редакций этих документов в вышестоящие органы управления;

Доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления, до ДДС и сил реагирования, осуществление контроля выполнения этих задач;

Обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.

Система оповещения ЕДДС представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.

Основные задачи системы оповещения:

Обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц и взаимодействующих ДДС;

Обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС;

Оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.

Система оповещения обеспечивает следующие виды информации:

Сигналы вызова;

Речевые (текстовые) сообщения;

Условные сигналы.

Порядок работы ЕДДС

Информация об аварии, происшествии, пожаре, угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается диспетчерами ЕДДС. Получив ее, диспетчер оценивает обстановку. Уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.

При классификации сложившейся ситуации, как «не требующая совместных действий ДДС», ЕДДС передает управление ликвидацией ЧС соответствующей ДДС предприятия или организации, в компетенции которой находится реагирование на случившееся происшествие или аварию. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи задействованным ДДС.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС предприятий и организаций города, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

2.3 Локальные системы оповещения потенциально опасных объектов

Создание ЛСО определено требованиями постановления Правительства РФ от 1.03.93 г.

№ 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

К таким объектам отнесены в первую очередь атомные станции, химически и радиационно опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления, пожаро-, взрывоопасные и другие объекты.

ЛСО приближена непосредственно к зоне опасного производства и населению, попадающему в такие зоны в случае аварий на потенциально опасных объектах. Она создается, совершенствуется и поддерживается в постоянной готовности собственником ПОО или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом. Она представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы ПОО, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

В соответствии с федеральным законодательством определяются зоны действия ЛСО в районах размещения:

* радиационно опасных объектов -- в радиусе 5 км

* химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км;

* гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Основной задачей ЛСО является доведение информации и сигналов оповещения:

До органов управления ГОЧС города; руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

Населения, проживающего в зоне действия ЛСО;

Руководства, персонала и сил организации, эксплуатирующей ПОО.

ЛСО может использовать:

Сеть электросиренного оповещения;

Радиотрансляционную сеть города;

Сеть УКВ-ЧМ;

Сеть телевещания;

Телефонную сеть связи.

Задачи ЛСО:

* прием команд оповещения от системы оповещения населения города и запуск средств оповещения;

* циркулярное (общее или выборочное) оповещение должностных лиц по всем типам телефонной связи;

* запуск (общий или выборочный) электросирен;

* перехват (общий или выборочный) программ радиотрансляционного узла предприятия и городской радиотрансляционной сети для передачи информации персоналу предприятия и населению прилегающих территорий;

* запись переговоров с каналов диспетчерской связи;

* дистанционное тестирование работоспособности аппаратуры, каналов связи и систем управления.

Процессом оповещения занимается непосредственно дежурный диспетчер (сменный инженер) предприятия. Для оповещения персонала объекта задействуются радиотрансляционный узел и сирены. Для оповещения людей, находящихся непосредственно рядом с предприятием (в санитарной зоне), могут быть использованы уличные громкоговорители, размещенные по периметру предприятия. Для доведения информации до остального населения, которое по расчетам может попасть в зону поражения, задействуются сирены, а также уличные громкоговорители в жилой зоне, подключенные к фидеру уличной звукофикации объектового радиоузла или к распределительной радиотрансляционной сети, созданной в данном районе.

Управление ЛСО на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

Технические средства ЛСО должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения.

Решение на задействование ЛСО принимается руководителем ПОО или лицом, его эксплуатирующим, с немедленным информированием органов управления ГОЧС города.

В тех случаях, когда последствия аварии будут выходить за пределы зон действия ЛСО, органами исполнительной власти принимаются решения на задействование соответствующих территориальных систем централизованного оповещения (СЦО) населения в целом или выборочно в определенном районе. Предусматривается организационное и техническое сопряжение локальных и территориальных систем оповещения, что позволит повысить оперативность оповещения и осуществить более объемный охват оповещаемых.

Для групп ПОО размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных ЛСО, что позволяет объединить финансовые возможности объектов в этих целях. При строительстве новых ПОО финансирование создания ЛСО осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов. На действующих предприятиях финансирование ведется за счет их собственных средств. Создание ЛСО на объектах, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Созданием и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства и ведомства, организации, в ведении которых находятся потенциальные опасные объекты.

В отношении ЛСО на радиационно опасных объектах следует иметь в виду, что кроме обычных систем оповещения особое внимание должно быть уделено задействованию наружных электросирен и радиотрансляционных сетей вещания. Особое место здесь должно принадлежать сети уличных громкоговорителей и радиоточкам, через которые пойдет сигнал оповещения об опасности. При этом радиоточки необходимо предусматривать также в каждом противорадиационном укрытии и в убежищах, ибо другого средства информирования людей, находящихся в укрытиях, нет.

Химически опасные объекты составляют наибольший процент среди ПОО. К ним относятся предприятия химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей промышленности, ЖКХ и др. В их число входят и кондитерские фабрики, и пивоваренные заводы, хладо и мясокомбинаты, молокозаводы, станции водоподготовки и овощные базы.

Особенностью организации функционирования ЛСО населения при авариях на ХОО являются высокие требования по оперативности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже несколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям. Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке потенциальной опасности территории, является вероятность заблаговременного оповещения населения о приближении облака АХОВ.

Глубина распространения облака зараженного воздуха может достигать нескольких километров, а время подхода его к населенным пунктам (жилым массивам города) при наихудших погодных условиях может составить до нескольких минут. Время оповещения становится решающим фактором.

Важное место в решении задач оповещения населения жилых массивов в районах размещения ХОО могут; сыграть объединенные диспетчерские системы (ОДС), созданные при жилищно-коммунальных службах.

Организация оповещения населения в случае аварии на маршрутах транспортировки АХОВ представляет собой весьма сложную проблему. Эта задача значительно сложнее, чем задача создания ЛСО на стационарном компактно размещенном объекте. Ведь невозможно построить системы оповещения вдоль маршрутов всех видов транспорта, занимающегося перевозкой АХОВ.

Особую опасность при перевозках представляют собой АХОВ, переходящие при атмосферных условиях в летучее агрегатное состояние (пар, газ, аэрозоль). Эти вещества способны достаточно быстро, в течение десятков минут, создать значительную зону заражения в подветренной части пространства.

Гидротехнические сооружения, оборудованные ЛСО, должны иметь возможность включения ее непосредственно его диспетчером. Вместе с тем сигнал об аварии должен немедленно передаваться территориальным органам управления ГОЧС. Оповещению также подлежат и нижерасположенные плотины (на удалении до 6 км), поселок работников гидроузла и населенные пункты.

2.4 Системы оповещения организаций (объектовые)

Они создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая персонал) более 50 человек, а также социально важных и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей.

Совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению ОСО осуществляется собственником объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

Основной задачей ОСО является доведение сигналов и информации оповещения до руководства и персонала объекта.

При этой следует исходить из того, что организации, создающие системы оповещения:

* поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

* предоставляют в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС;

* оповещают сотрудников и посетителей организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, информируют о приемах и способах защиты от них;

* разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования персонала и посетителей;

* организуют их запись на электронные носители информации;

* предоставляют органам управления ГОЧС города участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

* осуществляют распространение информации о ЧС путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции СМИ, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами и имуществом.

В системе оповещения объекта желательно иметь:

* электросиренное оповещение;

* диспетчерскую и директорскую громкоговорящую связь;

* каналы оповещения технологического и административно-хозяйственного направления;

* ретрансляцию сигнала опасности.

Помимо создания систем оповещения площадного характера на территориях и объектах, не менее важная задача -- организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый или спортивный комплекс, учебное заведение и т. п.). Это особенно важно на случай возникновения пожаров.

Приказом МЧС России от 20.06.03 г. № 323 были утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» № НПБ 104-03, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

* подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

* трансляцией текстов о необходимости и путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

* трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

* размещением и включением эвакуационных освещения и знаков безопасности на путях эвакуации;

* дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов;

* связью пожарного поста диспетчерской с зонами пожарного оповещения здания.

В любой точке объекта, где требуется оповещать людей уровень громкости, формируемый оповещателем, должен быть выше уровня шума.

Если здания, сооружения или строения разделяются на зоны оповещения, то разрабатывается очередность оповещения граждан, находящихся в различных помещениях объекта.

В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, лица с недостатком зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно обеспечиваться своевременное получение доступной и качественной информации о возгорании, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.

Для объектов с малым пребыванием людей (одновременно не более 50 чел.) в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей в случае пожара, по которой должны проводиться тренировки всех задействованных работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта оповещения и действий -- в дневное и в ночное время.

2.5 Краткая характеристика сетей оповещения

Сети электросиренного оповещения предназначены для передачи населению условного сигнала «Внимание всем!». Электросирены (типа С-40) размещаются по городу в целях создания сплошного звукопокрытия его территории. В условиях многоэтажной застройки города радиус слышимости сирены составляет порядка 350-400 м. Время их звучания при однократном включении составляет 180 с. Они размещаются на крышах высоких зданий, обеспеченных гарантированным централизованным электроснабжением.

Радиотрансляционные сети города (сеть проводного радиовещания) обеспечивают доведение информации по проводам до радиоточек, в том числе квартирных, уличных громкоговорителей и подъездных динамиков.

С помощью сетей уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять передачу речевых информационных сообщений. При уличной звукофикации один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки), обеспечивает надежное доведение информации в пределах 40-50 м вдоль улицы.

Для выборочного оповещения населения в районах ЧС персонал узла связи (УС) по команде оперативного дежурного органа ГОЧС осуществляет необходимые переключения на радиотрансляционные сети города для создания выделенной зоны оповещения населения.

Сети УКВ-ЧМ (радиовещания) и сети телевещания (каналы звукового сопровождении) для передачи информационных сообщений на электронные средства информации (теле- и радиоприемники), имеющиеся у населения, -- осуществляется перехват каналов подачи программ вещания на радиовещательные передатчики и передатчики звукового сопровождения телевещания, обеспечивающие охват максимально возможной аудитории радиослушателей и телезрителей города.

Речевая информация передается с перерывом программы длительностью не более 5 мин с возможностью 2-3-кратного повторения.

Сеть кабельного телевидения города представляет собой комплекс сетей кабельного телевидения и интегрированных сетей связи на территории города, осуществляющих (независимо от их форм собственности) распространение программ в интересах населения города.

В соответствии с принципом трехуровневой системы кабельного телевидения, с учетом территориальной зоны вещания и обслуживания, в городе создаются и действуют городские и местные студии (телекомпании).

Телефонная сеть связи города обеспечивает адресное оповещение и информирование должностных лиц и руководящего состава ГОЧС города.

ОКСИОН обеспечивает информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Она позволяет передавать видеоинформацию до конечного пользователя в местах массового пребывания людей.

Заключение

Нетрудно прийти к выводу, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является важной частью защиты жителей различных регионов от всех ключевых видов угроз, являющихся следствием ЧС. По этой причине как к состоянию оборудования, как и к организации самого процесса, используемого для подачи сигнала, необходимо подходить с максимальной ответственностью.

Данная работа может быть использована в ГУ «ЦУКС МЧС России по г. Санкт-Петербургу» в качестве учебно-методического пособия для проведения занятий по служебной подготовке личного состава. Так же полезно изучение предоставленного материала для сотрудников вновь прибывших на службу в ГУ ЦУКС МЧС России.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Типы систем оповещения и управления эвакуацией и их определение. Перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

    статья , добавлен 15.01.2010

    Организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения о чрезвычайных ситуациях. Радиационные факторы чернобыльской катастрофы, влияющие на здоровье жителей РБ. Оказание помощи пострадавшему при утоплении синего и бледного типов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2015

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Определение понятия стихийного бедствия. Изучение факторов опасности, оповещения, действия населения при землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, обвалах, ураганах, бурях, смерчах, цунами, лавинах, пожарах, сильной жаре, инфекционных болезнях.

    презентация , добавлен 13.09.2015

    Медицинские средства индивидуальной защиты человека. Порядок оповещения населения об угрозе. Изолирующие средства защиты кожи. Фильтрующие противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки. Сигналы оповещения об угрозе.

    реферат , добавлен 19.02.2015

    Особенности движения людей при эвакуации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Порядок проведения инструктажа по пожарной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2015

    Эвакуационные выходы и пути. Особенности движения людей при эвакуации. Системы оповещения и управления эвакуацией при пожарах. Конструкция и значение противопожарного занавеса. Расчет параметров безопасной эвакуации из зрительного зала и из здания театра.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Основные способы защиты населения от химических отравляющих веществ, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и специально оборудованных убежищ. Порядок оповещения о химической угрозе и эвакуации населения из зон возможного заражения.

    презентация , добавлен 11.11.2016

    Общая структура единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Структура регионального и территориального уровня, пункты управления. Организация оповещения населения на региональном и территориальном уровне.



Просмотров