Фмс миграционный учет. Постановка иностранных граждан на миграционный учет. Какие проблемы могут возникнуть

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

В России, как и во многих странах, осуществляется государственное регулирование миграционных процессов, направленное на обеспечение и исполнение установленных Конституцией РФ гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории России. Каждый иностранец, въехавший в Россию, чтобы легально находится на ее территории, обязательно должен встать на миграционный учет в территориальном органе ГУВМ МВД (ФМС). О порядке и нюансах данной процедуры и пойдет речь ниже.

Миграционное законодательство РФ

Изначально, то есть до того как говорить о самой процедуре, стоит все-таки выяснить, что такое миграционный учет.

Все прибывающие в Россию граждане других государств в течение недели должны посетить миграционную службу для того, чтобы сведения о них внесли в базу данных. Несоблюдение этого правила грозит наказанием вплоть до депортации.

До 2007 года у иностранцев, приезжающих на заработки, требовали временную регистрацию, этот режим повсеместно нарушался, поэтому было принято решение заменить регистрацию на миграционный учет по месту пребывания. Главное отличие в том, что это можно сделать и в нежилом здании, например, по юридическому адресу работодателя.

Таким образом, миграционный учет – это сфера деятельности, направленная на сбор и фиксацию информации относительно места пребывания, временного или иностранных граждан или лиц, не имеющих гражданской принадлежности, на территории Российской Федерации, а также их перемещения внутри страны и за ее пределы.

Новый указ президента о постановке на миграционный учет в период проведения спортивных мероприятий по футболу в рамках Чемпионата мира немного ужесточил сроки постановки на учет по месту пребывания иностранных гостей в России. Таким образом, прибывшие в страну иностранцы, обязаны осуществить соответствующую регистрацию в течение одних суток с момента прибытия в назначенный пункт. Также были внесены некоторые другие изменения.

Миграционный учет граждан России в РФ не осуществляется, так как предусматривает наблюдение лишь за иностранцами.

Въезд в Россию

Перед тем как отправляться в Российскую Федерацию, гражданам других государств следует оформить необходимые в данном случае разрешительные документы. Для одних это будет виза, для других – , то есть все зависит от того, какой режим въезда действует с той или иной страной. Кроме того, полезно ознакомиться и с таможенными правилами, так как таможенный контроль также придется проходить при въезде в страну. Если как следует не подготовиться, попытка посетить Россию успехом может и не увенчаться.

Как известно, подавляющее большинство иностранных граждан при пересечении границы РФ должны заполнить миграционную карту, выданную им непосредственно перед въездом. В бланке нужно указать правдивые сведения, а затем хранить его на протяжении всего пребывания в стране, так как при пересечении границы в обратном направлении документ необходимо сдать сотруднику пограничной службы. Главная особенность заполнения миграционной карты, напрямую влияющая на регистрацию по месту пребывания, – указание в ней конечного пункта следования.

Правила и порядок учета мигрантов в стране

Прежде всего нужно понять, что существуют такие термины, как временная регистрация и миграционный учет; в чем разница, к сожалению, знают не все люди. Миграционный учет – это уведомление миграционного органа о прибытии иностранца, а временная регистрация представляет собой временную прописку в России, обычно ее делают при .

Несмотря на ужесточение миграционных правил в связи с проведением Чемпионата мира по футболу, миграционный учет иностранных граждан с 1 июня 2017 года включает в себя все те же этапы процедуры:

  1. Регистрация временного/постоянного проживания либо пребывания в стране. Также возможна фиксация иных сведений, которые предусмотрены действующим законодательством России, примером которых может стать информация о въезде иностранных граждан и в Россию и об их выезде с ее территории.
  2. Обработка и анализ информации, касающейся характеристик миграционных процессов, например количественных и качественных, а также ее защита и использование.
  3. Ведение информационной системы учета мигрантов в стране.

А вот порядок постановки на временный учет иностранного гражданина претерпел некоторые изменения.

С точки зрения действующего законодательства РФ встать на миграционный учет – значит проинформировать (или уведомить) государственный территориальный орган, ведающий вопросами миграции, о своем прибытии в Россию. Ранее эти действия должны были быть осуществлены в течение трех суток со дня прибытия в конечный пункт следования, правила миграционного учета в 2017 году предусматривают более сжатый срок.

Обязательным условием для того, чтобы стать на учет в органе, занимающимся миграционными вопросами (сейчас это ГУВМ МВД России), является наличие принимающей стороны. Именно последняя занимается этой процедурой и обращается в соответствующие органы. Не обязательно находиться рядом самому иностранцу, от него потребуется лишь предоставить о себе некоторые сведения и предъявить миграционную карту и паспорт, по которому он въехал в РФ. Стоит отметить, что оригиналы документов принимающей стороне не передаются.

Заранее стоит позаботиться о месте пребывания и приглашающей стороне, которая займется процессом вашей легализации в стране.

Если прибывший в Россию иностранный гражданин или лицо, не имеющее гражданства, планирует остановиться в гостинице на весь срок своего пребывания в стране, то в качестве принимающей стороны выступит администрация заведения, которая и должна уведомить соответствующий орган о прибытии иностранца. Именно администрация гостиницы несет ответственность за соблюдение иностранным гостем всех установленных требований и правил пребывания в России.

Приезжий предъявляет свои документы принимающей стороне, чтобы та заполнила бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. При обращении в орган ГУВМ МВД России к бланку уведомления следует также приложить копии иностранца и его миграционной карты.

Документы можно подать лично или отправить по почте, однако, учитывая последние нововведения, почтовое отправление могут и не успеть доставить в срок. Государственная пошлина за данную услугу не взимается.

После того как орган, ведущий миграционный учет, получит все необходимые бумаги, его уполномоченный сотрудник поставит на бланке уведомления специальные отметки о его приеме и дату, до которой иностранцу следует покинуть страну. Отрывная часть бланка при этом передается принимающей стороне, которая впоследствии передает ее иностранному гражданину.

Если принимающая сторона не в состоянии лично обратиться в соответствующий орган, имея на то уважительную причину, иностранец вправе сделать это самостоятельно, однако в этом случае от лица, размещающего его у себя, потребуется письменное разрешение.

Следует отметить, что именно полученный территориальным отделением ГУВМ МВД специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или апатрида на место пребывания, предоставленный ему принимающей стороной, является основанием для постановки на миграционный учет.

Не стоит забывать о том, что при отъезде иностранца отрывная часть уведомления передается принимающему лицу, которое обязано в течение двух суток вернуть ее в орган, выдавший эту бумагу.

Необходимо упомянуть также о том, что с 26 мая миграционный учет жителям Донбасса не дает тех привилегий, которые были изначально после начала беспорядков на востоке Украины.

Отведенные сроки

В свете последних событий, а именно в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу, миграционные правила несколько изменились и стали строже. Поэтому совсем не удивительно, что многие жители прочих государств при планировании путешествия в Россию активно интересуются, в какой срок иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет.

Новый миграционный порядок был принят и вступил в силу на основании Указа Президента РФ В. В. Путина от 9 мая 2017 года № 202. В соответствии с ним иностранцы, прибывшие в Россию, должны стать на миграционный учет в течение суток с момента прибытия на место своего пребывания. Данное правило распространяется на все российские города, в которых будут проводиться спортивные мероприятия. Также в них будет укорочен срок временной регистрации.

Очень важно отметить, что указанные правила не касаются граждан РФ, иностранцев и апатридов, участвующих в спортивном чемпионате. Исключение составят также иностранные граждане и апатриды, представляющие FIFA и ее дочерние организации.

Обычный миграционный порядок определяет срок пребывания в стране, руководствуясь соглашениями Российской Федерации и других иностранных государств о взаимном режиме въезда.

При безвизовом режиме въезда мигрант может находиться в России на протяжении 90 дней со дня въезда. Если иностранец пересек границу на основании загранпаспорта и визы, период его пребывания в стране определяется сроком действия визы.

Обязательно ли вставать на учет

Конечно же, подавляющее большинство иностранцев, прибывающих в Россию, должны в обязательном порядке встать на миграционный учет по месту пребывания, однако существуют исключения, поэтому перед въездом в РФ необходимо выяснить, какие категории иностранных граждан не подлежат миграционному учету.

Российское законодательство четко определяет категории граждан, которым необходимо встать на миграционный учет, но при этом бывает и так, что временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации фиксировать не обязательно, в их числе:

  1. Лица, возглавляющие иностранные государства, главы правительств этих государств, руководители международных организаций, члены представительских и парламентских делегаций, которые были приглашены в Российскую Федерацию государственным органом власти или органом государственной власти субъекта РФ, а также въехавшие вместе с ними члены их семей.
  2. Моряки, которые являются подданными другого государства и входят в состав экипажа военного корабля, прибывшего в Россию по официальному или неофициальному поручению, либо с целью делового визита. То же относится и к летным военным экипажам, имеющим иностранное гражданство.
  3. Члены морских иностранных экипажей невоенных судов могут не вставать на миграционный учет по месту пребывания, если сходят на берег всего на 24 часа. Данное правило действует, если прибывшие лица находятся на территории порта, портового города Российской Федерации или выезжают на экскурсии в рамках отведенного им времени.
  4. Иностранные подданные, которые являются членами воздушных судов гражданской авиации, железнодорожных поездов и прочих транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, в случае если указанные лица находятся на территории РФ в пределах аэропорта, железнодорожного вокзала, автовокзала и прочих станций согласно расписания соответствующих транспортных средств.
  5. Граждане иностранных государств, срок пребывания которых на территории Российской Федерации не превышает 7 дней, однако это правило не распространяется на иностранцев, которые останавливаются в гостинице, санатории, любой организации, гостиничного типа, на турбазе, в организации, оказывающей медицинские услуги, пансионате, детском оздоровительном лагере, доме отдыха, учреждении социального обслуживания и кемпинге.
  6. Граждане государств, с которыми у России подписаны договоры, исключающие обязательный миграционный учет.

Как осуществляется миграционный учет для граждан ЕАЭС

Как известно, граждане Евразийского экономического союза могут находиться на территории Российской Федерации в течение 90 суток с момента въезда. При этом если иностранный путешественник, гражданин страны – члена ЕАЭС, будет находиться в РФ не более 30 суток, заполнение миграционной карты для него не обязательно. Для тех же, кто планирует задержаться больше этого срока, регистрация по месту пребывания обязательна, причем при наличии оснований ее можно продлевать.

Что обязана делать принимающая сторона и кто ею может быть

В процессе постановки на миграционный учет иностранного гражданина главную роль играет принимающая сторона, так как всю процедуру осуществляет именно она.

Принимающей стороны могут выступать:

  • иностранцы/апатриды, проживающие на территории России на постоянной основе и имеющие соответствующий документ – ВНЖ в РФ;
  • юридическое лицо, выступающее в качестве работодателя иностранца или апатрида;
  • юридическое лицо, которое предоставляет иностранному гражданину или лицу, не имеющему гражданской принадлежности, место постоянного или временного пребывания, например, гостиница или отель.

Независимо от того, кто будет в роли принимающей стороны, лицо, размещающее у себя иностранца, имеет право потребовать от иностранца предъявить оригиналы необходимых для миграционного учета документов – паспорт, по которому он пересек границу РФ, и его миграционную карту. Также понадобятся их копии, которые необходимо приложить к уведомлению о прибытии иностранного гражданина в Россию и передать в государственный орган, занимающийся миграционными вопросами.

Бланк уведомления о прибытии иностранного подданного

Уведомление о прибытии иностранного гражданина представляет собой специальный бланк, который заполняется принимающей стороной. В нем указывается информация о мигранте и лице, которое принимает его у себя. Сама форма периодически меняется, поэтому очень важно обзавестись актуальным бланком.

Читайте также о том, как выглядит и какую информацию содержит .

Подавать уведомление о постановке на миграционный учет должна принимающая сторона, однако если она по уважительным причинам не может этого сделать, иностранец имеет право заняться собственным учетом самостоятельно с письменного согласия принимающей стороны.

Если все документы в норме, сотрудник уполномоченного государственного органа поставит на бланке специальные отметки. Отрывной талон с отметкой о том, что уведомление о прибытии иностранного гражданина было принято, отдается обратившемуся лицу. Именно отрывной талон уведомления с печатью органа, принявшего документ, удостоверяет постановку мигранта на миграционный учет в России.

Обычно после того, как иностранный гражданин встал на учет, он задумывается над тем, что делать дальше и как должен отмечаться в миграционной службе.

Стоит сказать, что отмечаться в службе учета мигрантов необходимо только после и ВНЖ в Российской Федерации.

Сроки оповещения миграционного органа

При обычном миграционном режиме принимающая сторона должна уведомить миграционный орган о прибытии гражданина другого государства в течение 7 дней.

Важно: в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 в период с 1 июня по 12 июля 2018 года в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Казань, а также с 25 мая по 25 июля на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Ростова-на-Дону, Волгограда, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Саранска и Самары регистрация по месту пребывания или временного проживания будут осуществлять в течение 24 часов с момента прибытия иностранного гражданина и только через МВД.

Эти правила относятся ко всем иностранным гражданам, включая граждан ЕАЭС и тех, кто работает по патенту или разрешению на работу.

В какой орган обращаться

С информацией о том, что теперь осуществляется постановка мигрантов на учет в ГУВМ МВД (УФМС), возможно, знакомы не все, ведь до упразднения в 2016 году Федеральной миграционной службы редко какой иностранец, приехавший в Россию на заработки, не знал о ней, потому что всеми вопросами миграционного учета и контроля занималось именно это ведомство.

Иностранцам, остановившимся в гостинице, нет необходимости искать того, кто выступит в роли принимающей стороны. Миграционный учет в гостинице или у физического лица, неважно, выполняется по одним правилам: в первом случае в качестве принимающей стороны выступит администрация гостиницы, во втором – физическое лицо.

В открывшемся окне пункт «Адрес предоставления в электронном виде», копируем ссылку, представленную ниже, и вставляем ее в новую вкладку. Таким образом, перед нами открывается новое окно.

Из длинного перечня услуг выбираем десятый пункт под названием «Осуществление миграционного учета».

После этого нам открывается страница, с пунктом «Получить эту госуслугу онлайн», именно этот пункт мы и выбираем.

Стоит отметить, что внизу этой же страницы можно скачать бланк уведомления о прибытии.

После этого необходимо пользоваться подсказками системы и заполнять все необходимые пункты.

Срок предоставления услуги указан на портале и равняется одному рабочему дню.

Через Почту России

Еще одним вариантом для мигранта является постановка на миграционный учет через Почту России. Документы может отправить как принимающая сторона, так и сам иностранец, при условии наличия у него . Уполномоченному сотруднику почты отправитель обязательно должен предъявить свое удостоверение личности.

Бланк уведомления о прибытии иностранца заполняется в двух экземплярах, а затем проверяется сотрудником, принимающим отправление. Кроме того, необходимо подготовить копии документов, которые прилагаются к уведомлению.

После выполнения установленных процедурой требований почтовое отправление объявленной ценностью с описью вложенных бумаг регистрируют и отправляют адресату. Пересылку оплачивает отправитель, он получает квитанцию об отправке письма, а также по одному экземпляру описи вложения и талона уведомления, на котором стоит оттиск календарного штемпеля и подпись почтового сотрудника.

Постановка на миграционный на учет: пошаговая инструкция

Если вы являетесь стороной, принимающей мигранта, то должны знать, как поставить иностранного гражданина на миграционный учет.

Процедура постановки на миграционный учет предполагает выполнение нескольких действий:

  1. Дождаться прибытия иностранца/апатрида в Россию (на место пребывания).
  2. Взять у него копии удостоверения личности, по которому он въехал в РФ, и миграционной карты/визы.
  3. Попросить иностранного гостя предъявить свои документы и сверить их с предоставленными копиями.
  4. Заполнить бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в Россию.
  5. Обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД и отдать все собранные документы.
  6. Забрать отрывную часть бланка уведомления с проставленными отметками миграционного органа и передать ее мигранту.

Если вы являетесь гражданином другого государства, планирующим поездку в РФ, вы все равно должны быть осведомлены о том, как встать на миграционный учет в России, так как знание этих сведений не только поможет вам избежать нарушения миграционных правил, но и упростит саму процедуру учета и вам, и принимающей стороне. Если иностранец прибыл в Россию как турист или как трудовой мигрант, то и в первом, и во втором случае возможна постановка на миграционный учет юридическим лицом.

Кроме того, большим подспорьем для гостиниц и организаций, оказывающих гостиничные услуги, юридических лиц, принимающих у себя иностранных граждан, будет электронная программа миграционного учета, предназначенная для ввода сведений и распечатки уведомления о месте пребывания иностранцев.

Необходимые документы для постановки на учет

Перечень документов для постановки на миграционный учет иностранных граждан достаточно мал:

  1. Копия удостоверения личности.
  2. Копия миграционного бланка или визы.
  3. Заявление иностранного гражданина о постановке на миграционный учет.

Трудоустраивающимся мигранта, возможно, потребуется предъявить рабочий контракт.

Заполнение миграционной карты

Миграционная карта должна быть заполнена корректно и содержать правдивую информацию, совпадающую с данными удостоверения личности. Главным нюансом является указание цели въезда в Россию, именно от правильного заполнения этого пункта зависит дальнейшее нахождение в России трудового мигранта. Например, если, скажем, целью визита указан туризм, то оформить РВП по этой миграционной карте не получится, как и устроиться на работу.

Читайте более детальную информацию о том, для чего нужна .

Сколько стоит

Услуга постановки на миграционный учет производится бесплатно, госпошлина в этом случае не взимается.

Какие проблемы могут возникнуть

Обычно сложностей с постановкой на миграционный учет не возникает, однако часто мигранты не информированы о том, как действовать в случае изменения места пребывания или принимающей стороны. В подобных случаях необходимо снова обращаться в миграционный орган.

Причины отказа

Основания для отказа в постановке на миграционный учет российским законодательством не предусмотрены, однако вам все же могут отказать:

  • если подан неполный пакет документов;
  • если неправильно заполнено уведомление;
  • если указаны заведомо лживые сведения.

В то же время это будет лишь временный отказ, после того, как все будет устранены все замечания исправлены, можно снова обращаться в организацию.

Можно ли обжаловать отказ

Если вам все же отказали, можно обжаловать данное решение в досудебном порядке. Для этого необходимо обратиться с соответствующей жалобой на действие должностных лиц отделения ГУВМ МВД, где вам было отказано.

Обжаловать отказ в постановке на учет можно в нескольких случаях:

  1. Нарушение срока регистрации запроса заявителя.
  2. Нарушение срока предоставления услуги.
  3. Требование документов, которых нет в перечне.
  4. Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления услуги.
  5. Беспричинный отказ.
  6. Требование оплатить услугу.
  7. Отказ в исправлении ошибок или опечаток сотрудниками миграционного органа.

Снятие с миграционного учета

К счастью, о том, как снять иностранного гражданина с миграционного учета, принимающей стороне, как, впрочем, и самому мигранту, не нужно беспокоиться, так как это прерогатива территориального органа ГУВМ МВД России.

Что ждет нарушителей миграционного учета

Необходимо сразу сказать, что ответственность за нарушение миграционного режима ложится на плечи принимающей стороны. Конечно, и мигрант тоже может быть наказан, например, с запретом на въезд. Все зависит от степени правонарушения. Но принимающая сторона может пострадать еще и материально.

Таким образом, штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет, согласно статье 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , составит:

  • физическое лицо – от 2 000 до 5 000 рублей,
  • должностное лицо – от 25 до 50 тысяч рублей,
  • юридическое лицо – от 250 до 750 тысяч рублей.

Еще одним нарушением миграционных правил является фиктивная постановка на миграционный учет, что предусмотрено более суровое наказание – штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или сумма, равная размеру заработной платы за 3 года. Также возможны принудительные работы. Стоит также отметить, что фиктивная постановка на учет является еще и основанием для аннулирования регистрации мигранта.

Постановка на миграционный учёт - процедура, после прохождения которой иностранец может находиться в нашей стране на совершенно законных основаниях. Если вы приехали на работу, учёбу, в гости или с иной целью, то Вам стоит заняться регистрацией с первых дней своего пребывания в России.

Впрочем, у некоторых категорий иностранных граждан есть больше месяца на «легализацию». Так, если вы являетесь обладателем белорусского, казахского, армянского или киргизского паспорта, то государство предоставляет Вам 30 рабочих дней для постановки на миграционный учет (другими словами, для регистрации). Граждане Таджикистана располагают 15 днями. А если у Вас молдавское, узбекское, украинское, азербайджанское, абхазское или южноосетинское гражданство - поспешите, у Вас в запасе есть всего 7 рабочих дней.

«Мигрант-Гарант» уже несколько лет предоставляет квалифицированную помощь в получении регистрации для иностранных граждан. Даже если до истечения срока осталось совсем мало времени - обращайтесь, мы постараемся Вам помочь. Закажите бесплатную консультацию у наших специалистов по телефону или приезжайте лично в наш офис.

Кто примет и поручится

Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания не зависит от его статуса - наличия у него визы и пр. Это нечто вроде прописки: вы должны доказать, что у Вас есть, где (и у кого) остановиться. В роли гаранта - так называемой принимающей стороны - могут выступить, например, ваши родные, друзья, гостиница, владелец съёмного жилья, организация, в которой вы собираетесь работать или учиться.

Таким образом, у принимающей стороны (далее - ПС) нужно либо проживать, либо работать. Согласно положениям российского законодательства, стать ПС может как гражданин РФ, так и иностранец, постоянно проживающий здесь с легальным статусом. Что касается юридических лиц и организаций - это могут быть как российские компании и государственные службы, так и представительства иностранных государств/компаний в России. Если у Вас возникли какие-либо сомнения по поводу статуса ПС - не рискуйте, проконсультируйтесь у квалифицированного миграционного юриста.

Внимание! Зачастую некоторые сомнительные организации или нечистые на руку частные лица в погоне за «лёгкими деньгами» обещают помощь в получении регистрации в Москве и других городах, предлагая зарегистрироваться на «левый» адрес или фирму. Нужно понимать, что такие «услуги» квалифицируются законом как мошенничество, последствия подобной «регистрации» могут стать для иностранца весьма плачевными.

Где и как происходит постановка на миграционный учёт

Определились с принимающей стороной? Отлично, теперь нужно, чтобы ваш «российский поручитель» заполнил уведомление о прибытии иностранного гражданина (его можно скачать, перейдя по этой ссылке). В заполнении нет ничего сложного, для этого Вам не потребуется специалист по миграционному учёту: необходимо будет всего лишь вписать свои паспортные данные и данные из миграционной карты. Главное - чтобы всё было оформлено аккуратно, разборчиво и точно, без ошибок, исправлений и опечаток.

После заполнения отправляйтесь в территориальный отдел по вопросам миграции, в МФЦ или на почту. Если вы регистрируетесь у физического лица - например, у своей родни или на съёмной квартире, - этот человек должен подавать заполненный бланк вместе с вами. Имейте в виду, что принимающая сторона должна будет предъявить своё удостоверение личности лицу, ответственному за приём документов. Из этого правила имеются исключения: документы можно подать самостоятельно, если вместе с ними вы предъявите документально подтверждённые уважительные причины отсутствия лица, выступающего в качестве принимающей стороны.

С юридическими лицами ситуация меняется. Первое, что должна сделать принимающая организация - обратиться в соответствующие инстанции для подтверждения адреса своего местонахождения. Проводится проверка, компания ставится на учёт - и только после этого получает право стать принимающей стороной для иностранца. Описание процедуры может показаться сложным, однако при наличии квалифицированного юриста всё делается легко и без лишних проволочек.

Дальнейшая регистрация иностранного гражданина по месту пребывания происходит так же, как и в случае с физическим лицом. Вместе с иностранцем документы подаёт представитель организации, который должен иметь при себе удостоверение личности и доверенность от своей компании.

Документы для постановки на миграционный учёт

Список необходимых документов для иностранца, временно находящегося в стране, начинается с полученной им на границе миграционной карты. К заполненному бланку уведомления о прибытии прилагается копия миграционной карты, а также копии удостоверений личности как иностранного гражданина, так и ПС.

Образец документа



Скрыть

Если вы проживаете в России постоянно

Выше мы описали процедуру для иностранцев, которые находятся в стране временно. А как быть тем, кто проживает в России постоянно (лица, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство)? Во-первых, очевидно, что этим людям не требуется миграционная карта. Во-вторых, такой статус позволяет обратиться в местные органы самостоятельно: не обязательно приводить с собой в территориальный орган по вопросам миграции, в МФЦ или на почту принимающую сторону - достаточно её письменно подтверждённого согласия. Кроме этого потребуются лишь копии документов, которые удостоверяют личности иностранца и человека (либо представителя организации), выступающего в качестве ПС.

Если у Вас есть своё жильё в России

Если Вам принадлежит дом, квартира или иная жилплощадь, находящаяся на территории нашей страны - закон вполне логично позволяет обойтись без участия какой-бы то ни было принимающей стороны. Разумеется, в таком случае ваше жильё должно быть местом вашего пребывания: собственная квартира в Воронеже или дача на Камчатке не поможет в получении регистрации в Москве.

Чтобы встать на учёт, вы лично подаёте заполненное уведомление, приложив к нему копию документа, который подтверждает факт наличия у Вас собственного жилья. Это может быть свидетельство о праве на квартиру и т.д. Кроме того, вы должны предоставить копию вашего паспорта или иного удостоверения личности, а также миграционную карту - если ваше пребывание в России квалифицируется как временное.

Прочие ситуации и особые случаи

Особенности регистрации зависят от конкретной ситуации. Например, если вы останавливаетесь в отеле, гостинице или другом подобном месте, то уведомление о вашем прибытии должна подавать администрация учреждения. По сути, в этом случае не о чем беспокоиться - в идеале, Вас зарегистрируют «автоматически». Причём, в течение не более, чем суток с момента вашего прибытия.

Когда вы приезжаете к своему родственнику, который не является россиянином, но находится в стране в качестве высококвалифицированного специалиста, то к упомянутому комплекту бумаг Вам нужно приложить копию документа, который подтверждает наличие родственных связей с данным специалистом.

А если вы меняете место своего пребывания в России, то в дополнение ко всему необходимо предъявить отрывную часть предыдущего бланка уведомления - того, который вы оформляли на прежнем месте своего пребывания.

Как показывает практика специалистов по миграционному учёту из нашей юридической компании, каждый случай может преподнести «сюрпризы», кроющиеся в мелочах. Процедура регистрации проста, однако ошибок она не терпит. Избежать недоразумений, проволочек и дополнительных издержек поможет своевременное обращение в «Мигрант-Гарант».

Сроки и продление миграционного учёта иностранных граждан

Период действия регистрации также зависит от множества обстоятельств. Например, если вы прибыли из страны, имеющей безвизовый режим с Россией, то по действующим нормативам можете находиться здесь временно не больше 90 дней в течение 180-дневного периода. За это время вы не смогли найти работу, не появилось оснований для продления трёхмесячного срока? Тогда по истечении 90 дней Вам необходимо будет покинуть РФ и въехать обратно не ранее, чем через 90 дней.

Официальным основанием для продления пребывания - и, соответственно, регистрации, - может послужить, к примеру, патент на работу. За какой период вы оплатили налог - на столько и продлевается ваш миграционный учёт. Стоит, однако, понимать, что оплата патента, скажем, на год - не влечёт автоматическое продление регистрации на тот же период. Для того, чтобы продлить период миграционного учёта, иностранный гражданин должен обратиться в соответствующие инстанции в течение трёх дней после продления (оплаты) патента. А если вы хотя бы на несколько дней покидали страну, то по возвращению Вам снова придётся пройти процедуру регистрации.

Чем чреваты нарушения

Как видим, порой в законодательстве разобраться непросто. Это, однако, не является поводом для легкомысленного отношения к регистрации. Нарушите сроки временного пребывания или другие правила - и вас не только оштрафуют на 5-7 тысяч рублей, но и выдворят за пределы страны. После чего в течение ближайших пяти, а то и десяти лет Вам будет запрещён въезд в Россию.

Не менее плачевно заканчиваются шутки с законом для принимающей стороны. За предоставление фиктивного адреса для регистрации или иные нарушения физические лица могут быть оштрафованы на 2-4 тысячи, должностные лица - на 40-50 тысяч, юридические - на 400-500 тысяч.

Хотите избежать лишних проблем, быстро подготовить и подать нужные документы, соблюдая все положенные сроки? Помощь в получении регистрации для иностранных граждан - одно из основных направлений деятельности компании «Мигрант-Гарант». Обращайтесь к нам, мы тщательно разберём вашу ситуацию, ответим на все вопросы, поможем с оформлением и подачей документов.

Иностранцы, которые любят путешествовать, или вынуждены ездить за границу по деловым вопросам, часто сталкиваются вопросом правильной регистрации своего присутствия на территории Российской Федерации. Трудовые мигранты из стран ближайшего зарубежья, например, граждане Казахстана или Украины, приезжая в Москву или Санкт-Петербург, делают ошибки в процессе постановки на учет или сроках своего пребывания в стране, что приводит к штрафам и депортациям.

Чтобы избежать последних, перед пересечением границы РФ нужно тщательно изучить узнать, как осуществляется миграционный учет иностранных граждан, какие документы при этом требуются.

Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит .

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).

Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.

Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан

  • Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
  • Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
  • Планирование демографического развития страны.
  • Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
  • Защита конституции и интересов граждан РФ.

В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:

  • После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Управление федеральной миграционной службы (далее – УФМС). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности УФМС опирается на Административный регламент по миграционному учету.
  • Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.

Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов

  • В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
  • Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при и Молдовы.
  • Исключения делаются для (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят , . Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.

Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:

  • Не имеет места жительства.
  • Работает вахтовым методом.
  • Проходит лечение.
  • Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
  • Пребывает в местах заключения.

Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.

Приоритетные категории населения

  • Специалисты высокой квалификации и их семьи.
  • Экипажи военных кораблей, находящиеся на территории РФ с целью нанесения государственного визита.
  • Экипажи гражданских кораблей, которые выйдя на берег, остаются там меньше чем на сутки.
  • Иностранные граждане, пересекающие территорию России транзитом.
  • Экипажи транспортных средств, которые не выходят за границу вокзалов или аэропортов.
  • Иностранцы, находящиеся в России с целью путешествия меньше недели.

Первичный миграционный учет в ФМС дает иностранцу или человеку без гражданства право нахождения в стране максимум три месяца.

По истечении этого времени, если иностранец не покидает Россию, то возможно продление миграционного учета. В дальнейшем можно оформить и

Миграционный учет граждан Беларуси

Информация о прибытии белоруса должна быть получена Федеральной миграционной службой (далее – ФМС) на протяжении месяца. Находиться на территории России гражданин Беларуси может три месяца. Миграционный учет по месту работы оформляется на срок до года.

На практике, по причине того, что белорусы имеют привилегию не заполнять карту миграционного учета, они часто живут на территории России без регистрации. Но, чтобы устроиться на работу, белорусам в любом случае необходима регистрация.

В Москве и других городах федерального значения во время проведения массовых культурных и спортивных мероприятий (например, чемпионата мира по футболу), время для постановки на учет резко сокращается.

  • При въезде на территорию РФ иностранный гражданин получает .
  • После въезда иностранца на территорию России процессом его регистрации должна заниматься принимающая сторона.
  • После истечения срока регистрации иностранец должен либо выехать за пределы страны, либо, при оформлении определенных документов, срок регистрации продлевается.

Для оформления миграционного учета понадобятся такие документы, как:

  • Оригинал и ксерокопия паспорта.
  • Ксерокопия и оригинал миграционной карты (исключением являются граждане Беларуси).
  • Ксерокопия визы (для граждан государств, с которыми у России установлен визовый режим).

Стоит отметить особенности постановка на учет иностранных студентов. После пересечения границы РФ иностранный студент должен на следующий день встать на учет в отделе по работе с иностранными студентами учебного заведения. Учащиеся должны представить такие документы:

Чтобы пройти миграционный контроль, можно обращаться в следующие учреждения:

  • В территориальный отдел ФМС.
  • В многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МЦФ).
  • В отделения Почты России (услуга почтовой службы стоит около 180 рублей).
  • В администрацию гостиницы, в которой проживает иностранец.
  • За государственную услугу постановки на миграционный учет плата не берется.

Обязанности принимающей стороны

Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:

  • Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
  • Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.

Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:

  • Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
  • Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
  • Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
  • Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
  • Работодатель или другое юридическое лицо.
  • Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
  • Представители государственной власти РФ.

Принимающая сторона для того, чтобы правильно осуществить миграционный контроль, после прибытия иностранца должна:


  • Этот бланк отправляется в территориальное отделение Министерства внутренних дел.
  • Если принимающая сторона не может самостоятельно поставить иностранца на учет по уважительным причинам, то он сам может поставить ФМС в известность о своем прибытии в страну. Но также вновь прибывший может сделать это лично, если он официально зарегистрирован как житель страны.

На каждого приехавшего иностранца заполняется отдельный бланк уведомления. Особа, которая уведомляет о прибытии иностранца, должна предъявить:

  • Удостоверение личности.
  • Ксерокопию удостоверения личности иностранца или ксерокопию его карты миграционного учета.

Сотрудник, проверив документы для постановки на миграционный учет, и убедившись в их правильности, делает на бланке отметку о том, что уведомление принято. Принимающей стороне отдают отрывную часть уведомления с печатью о получении соответствующих бумаг. Этот документ принимающая сторона должна отдать прибывшему иностранцу.

Отметка от подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для постановки на учет по месту прибывания

Осуществление миграционного учета, в том случае, если принимающая сторона – юридическое лицо (миграционный учет по месту работы), происходит при наличии следующих документов:

  • Ксерокопии регистрации права деятельности юридического лица, принимающего на работу иностранца.
  • Ксерокопии Идентификационного номера налогоплательщика.
  • Ксерокопии уведомления из Федеральной службы статистики.
  • Ксерокопии свидетельства о записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • Ксерокопии приказа о назначении руководящего лица.
  • Ксерокопии паспорта руководящего лица.
  • Ксерокопии трудового договора с иностранным работником.
  • Сведения о предприятии или организации, которая желает поставить работника на миграционный учет.
  • Ксерокопии договора аренды о праве собственности на помещение, в котором происходит деятельность юридического лица.
  • Оригинал выписки из Единого государственно реестра юридических лиц, оформленный не раньше, чем за два месяца до постановки на учет иностранца.
  • Юридическое лицо должно состоять на учете в ФМС и иметь разрешение на то, чтобы брать на работу мигрантов.

Ещё одна обязанность для принимающей стороны, введённая в августе 2018 года, — уведомление сотрудников ФМС об убытии иностранного гражданина. С текстом поправок к закону о миграционном учёте иностранцев можно . Также смотрите видео на эту тему.

Миграционной учет иностранных граждан - официальная процедура, которая преследует сразу несколько целей: контроль постоянных миграционных потоков, сбор налогов и обязательных государственных пошлин и другие. Каждый иностранный гражданин или апатрид, пересекая границу Российской Федерации, должен пройти таможенную и паспортную процедуру контроля, что является первым этапом контроля потока иностранцев.

После этого, существует несколько путей оформления легального передвижения по территории РФ, которые разнятся от сроков пребывания и целей нахождения. Наши специалисты подготовили на сайте развернутый материал, дающий ответы на самые распространённые вопросы, связанные с МУ: где встать на миграционный учет, каков предельный срок постановки иностранных граждан на миграционный учет и другие.

Что такое миграционный учет апатридов и иностранных граждан, и какие основные функции он выполняет?

Миграционный учет иностранных граждан пришел на смену устаревшей процедуре прописки (доставшийся в наследство от Советского союза), что закреплено в ФЗ №109. Форматом такого учета предусмотрена уведомительная процедура. Регистрация мигрантов заключается в подаче данных в тер. отделение МВД, а в случае наличия принимающей стороны, собственного или арендного жилья - по месту расположения объектов.

Порядок и предельные сроки прохождения такой процедуры, включая минимальное количество документов.

Цели и задачи миграционного учета

Регистрация и учёт преследует сразу несколько целей:
  • помогает в полной мере реализовать задекларированные права иностранцев и выполнять обязанности;
  • прогноза миграционных процессов УФМС и своевременного внесения изменений в законодательные акты (так, в 2018, во время матчей футбольного ЧМ, в городах, участвующих в мероприятии, приезжие граждане иностранцы, обязаны задекларировать свой приезд МВД в 24-часовой срок);
  • для сбора и обработки данных касательно передвижения таких лиц между регионами страны (при заключении трудового соглашения, нерезидент получает разрешение на работу только в определённом регионе);
  • для планирования развития инфраструктуры для приёма туристов в Москве и регионах;
  • для оперативного реагирования на кризисные и критичные ситуации (как вариант, при развитии военного конфликта в одной из соседних стран);
  • для выявления правонарушителей, действующих с целью нарушения правовых основ, защиты национальных интересов, общества и государственных границ;
  • для выявления и устранения нелегально передвижения иностранных лиц;
  • регулирует, систематизирует полученные данные приезжих и способствует контролю социальных, культурных, политических процессов;
  • помогает контролировать и регулировать лиц, которые работают в РФ.

Пребывание в Москве и регионах иностранных граждан, резидентов некоторых стран гражданина без постановки на временный учёт

Некоторые иностранные граждане приезжая в РФ избавлены от прохождения процедуры регистрации в МУ на весь разрешенный период пребывания. В список таких международных субъектов, для граждан которых действует льготная процедура регистрации на российской территории входят Армения, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Украина. Однако они должны сразу после прибытия отправить уведомление в компетентные органы, сообщив про адрес своего нахождения или проживания, которое заполняется принимающей стороной.

Сроки постановки

Общие правила, регламентирующие действия временных и постоянных мигрантов, предписывают им встать на учёт в территориальном отделении в течение 7 дней, а предельный срок нахождения ограничен коридором, указанным в выданной визе или сроком действия миграционной карты, но не более 90 календарных дней. Для владельцев паспортов некоторых стран законодатель продлил сроки постановки на учёт:

  • резидентам Украины - до 90 дней с даты, согласно штампу миграционной карты;
  • подданным стран, подписавших договор о вступлении в ЕАЭС - до 1 месяца;
  • гражданам Таджикистана - максимум через 15 дней после пересечения границы.
Перед наступлением граничного срока, владелец паспорта другой страны обязан вовремя покинуть пределы России или обратится в компетентные структуры для его продления.

Кто может выступать как принимающая сторона согласно Федеральному закону?

Довольно часто легальные мигранты пребывают в пределах РФ по приглашению принимающей особы (стороны). Таким субъектом могут быть заявлены:

  • россияне, имеющие постоянное место проживания;
  • иностранцы на ПМЖ, РВП, вид на жительство;
  • компании - юр. лица, официально зарегистрированные в РФ, имеющие право заключать с иностранными гражданами трудовой договор;
  • государственные органы разных уровней;
  • международные организации, пригласившие данное лицо.

Приглашающему субъекту отводится 3 рабочих дня для уведомления миграционной службы о приезде иностранца и сроках его пребывания.

Если иностранец приехал самостоятельно и поселился в гостиницу или общежитие, обязанность об оповещении миграционных органов ложится на персонал объекта размещения. Ответственное лицо из числа администрации отеля, гостиницы (рецепционист, администратор, хостес) в течение 1 рабочего дня со дня прибытия отправляет официальное уведомление, а также проводит комплекс предписанных мер, сопряженных с постановкой прибывшего иностранного гражданина на учёт. За срыв граничных сроков и игнорирование норм размещения предполагается административная ответственность.

Действия, возложенные на принимающую сторону. Где и как правильно встать на миграционный учет?

Миграционный учет иностранных граждан не предполагает особых трудностей и траты свободного времени. Это элементарная процедура, не требующая посещения миграционных органов - достаточно просто взять копию паспорта приезжего, сходить на почту и заполнить бланк. Для отправки бланка необходимо оплатить услуги почты (180 рублей).

Взамен оператор почтовой связи проставит штампы на отрывном талоне, который необходимо будет показать при прохождении пограничного контроля при выезде с любого пункта, расположенного на границе. Отсутствие такого корешка потребует уплаты штрафа до 5 тыс. рублей. При необходимости пролонгации границ сроков пребывания, необходимо будет повторно отправить уведомление с указанными изменениями.

Как быстро встать на учёт?

Оформить МУ можно тремя способами:
  • лично принеся документы в тер. отделение по месту прописки принимающей стороны;
  • отправить уведомление почтой;
  • обратившись в МФЦ.

Пошаговая инструкция прохождения процедуры регистрации МУ:

  1. Принимающий субъект (при болезни и в других некоторых случаях, уведомление может отправить и лично нерезидент) заполняет и отправляет в УМФС РФ уведомление установленного образца.
  2. Полученные данные проверяются ответственным работником, принимающим бумаги, и заносятся в общую базу данных, о чём ставится соответствующая отметка в отрывном купоне.
  3. Купон возвращается заявителю, а тот, в свою очередь, передает его иностранцу.
  4. Данная отрывная часть позволяет законно пребывать лицу до 90 суток.
  5. Отправлять данные об убытии постояльца не нужно - такая информация попадёт в общую систему автоматически при пересечении лицом государственной границы.

Бланк уведомления о прибытии в местопребывания иностранного гражданина 2018

Уведомляющий бланк - законодательно утверждённая форма, которую следует заполнить, лицу отвечающему за приём иностранного гражданина, и передать в территориальный орган. В передаваемом в компетентные органы заполненном уведомлении должны отсутствовать какие-либо помарки, неточности, ошибки и описки, а бланк должен быть заполнен шариковой или перьевой рукой синего фиолетового или черного цвета.

Критически важно внимательно заполнять все требуемые графы, так как любая неточность может привести к отказу в регистрации заявленного уведомления и возникновению проблем, по причине нарушения миграционного и другого законодательства Российской Федерации.

Бланк уведомления - базовый документ постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан. Для нерезидента главная часть - отрывной корешок без которого, лицо признается, нарушающим правила нахождения в стране.


Для взятия иностранного гражданина на официальный учет следует позаботиться о сборе необходимых документов как иностранцу, так и принимающей его российской стороне.

Документы, требуемые от принимающей стороны

Пакет документов, необходимый для предоставления контролирующим структурам, отличается исходя из субъектности принимающей стороны. Физ. лицу необходимо предъявить:

  • паспорт;
  • копию паспорта;
  • документы, свидетельствующие о законном пребывании в пределах России;
  • свидетельство на право собственности квартиры, дома или договор найма, в котором планируется временное проживание прибывшего мигранта.

Если принимающей стороной выступает юр. лицо любой формы собственности, то пакет требуемых документов выглядит так:

  • копия справок и свидетельств о прохождении гос. регистрации и ИНН;
  • уведомление о регистрации в органах статистики и ЕГРЮЛ (копия и оригинал, действующий до 60 дней);
  • копия внутреннего паспорта директора и приказа о его назначении на руководящую должность;
  • контактные данные, включая фактический и юридический адрес;
  • копия документов, свидетельствующих о праве пользования занимаемым для коммерческих нужд помещением.
Регистрацию иностранцев могут проводить только компании, вставшие на учёт и получившие аккредитацию на проведение подобных действий.

Документы и справки для регистрационных действий, предъявляемые иностранцем

Кроме правильно заполненного уведомления о прибытии на место проживания, приезжему необходимо с момента въезда подать следующий пакет справок документов и их копий:
  • паспорт, по которому совершался переход через границу РФ;
  • миграционная карта (не требуется для паспортов республики Беларусь);
  • данные визовой наклейки (для субъектов, въехавших на основании визы).
Данные документы требуются, для заполнения сведений в уведомительный бланк.

Как поставить ребенка или несовершеннолетнего на миграционный учет?

Постановка временно на учет иностранного ребенка в российской федерации, идентична процедуре, касающейся взрослого, за исключением необходимости предоставить некоторые дополнительные документы постоянно иностранным проживающим по месту регистрации. Свидетельством успешного прохождения процедуры МУ является наличие отрывного талона, проштампованного контролирующими органами.

Документы для постановки несовершеннолетних, детей иностранных граждан на временный миграционный учет

Легализация временного нахождения несовершеннолетнего (возрастом до 18 лет) иностранного гражданина требует предоставления следующего пакета документов:

  • уведомление о месте проживания, с данными приехавшего ребёнка;
  • полученную на границе миграционную карту, заполненную и проштампованную в соответствии с предъявляемыми требованиями;
  • свидетельство о рождении для несовершеннолетних, возрастом до 14 лет и загран/внутренний паспорт или «айди карта» при возрасте 14-18 лет;
  • может потребоваться предоставление полиса о добровольном мед. страховании, выписанном на имя ребёнка;
  • документы на жилое помещение или действительный договор найма, в котором планируется временное пребывание мигранта и членов своей семьи;
  • свидетельства, удостоверяющие персону и законность пребывания на территории России принимающих лиц.

Как проверить наличие временной регистрации у мигрантов, находящихся в РФ?

Проверка миграционного учета пребывающих иностранных граждан - действенный способ исключить себя от проблем, связанных с перемещением нелегальных мигрантов на территории РФ. Приём такого человека на работу или предоставление ему в найм жилого помещения без проверки законности пребывания может привести к административной ответственности, а иногда и к уголовной (в случае совершения мигрантом уголовно наказуемых деяний).

Выполнить проверку соблюдения миграционного учета иностранных граждан не так и просто. Самый действенный способ - это сопоставление данных отрывной части уведомления о прибытии лиц без гражданства или обладающих таковым, с информацией, которой обладают органы ФМС. Для этого следует составить официальный запрос в контролирующие органы в письменном виде и ждать ответа.

Иностранец, который сомневается в добросовестности принимающей стороны, иногда игнорирующей правила необходимой регистрации приезжих, может лично проверить факт осуществления процедуры по постановке на миграционный обязательный учет иностранных граждан.

Для этого ему следует явиться в контролирующие органы, предъявив документ удостоверяющий личность, либо отправить письменный запрос. Миграционные службы Федерации, проверят иностранного гражданина и выдадут ответ в письменной форме.

Что делать при утере отрывной части бланка уведомления миграционного учета иностранных граждан

Если владелец иностранного паспорта или апатрид, пребывая в Российской Федерации, потерял либо уничтожил корешок уведомления, полученный в отделении почтовой связи, ему следует явиться в ближайшее по месту жительства представительство ФМС РФ и написать там заявление,указав место, где иностранец встал на миграционный учет. При наличии подтверждающих документов, к заявлению можно приложить ксерокопии карты миграции, своего паспорта и утерянного бланка. Последний значительно ускорит рассмотрение проблемы иностранных граждан в Российской Федерации, и упростит получение утраченной справки.



Просмотров