Эксплуатация объекта учета в тки расшифровка. Объекты эксплуатации и их узлы. Классы и подклассы объектов эксплуатации. С изменениями и дополнениями от

Несмотря на то, что в соответствии с СБУ 1, хозяйствующие субъекты обяза­ны неизменно применять один и тот же метод начисления амортизации основных средств, изменения можно проводить в случае, если новый метод предпочтительнее старого и если данные изменения своевременно отражаются в финансовой отчет­ности. Изменение метода амортизации должно учитываться как изменение учетной оценки в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета № 3 "Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности" (СБУ 3). Оно вызывает необходимость пе­ресчета амортизации объекта после изменения. Результаты изменения метода амор­тизации должны отражаться в текущем и будущем отчетных периодах.

Пример. ТОО приобрело в декабре 1998 года комплект торгового обо­рудования стоимостью 1 608 333 тенге. Предполагаемая ликвидационная стоимость 3 760 тенге, срок полезной службы 15 лет. Предприятие начисляло амортизацию методом суммы чисел, а в начале 2001 года было решено его изменить и перейти к методу равномерного списания стоимости. Влияние изменений в принципах учета рассчитывается и отражается следующим образом:

Начисление амортизации методом суммы чисел

Начисление амортизации методом равномерного списания стоимости

(1608333 - 3760) х 15/120 = 200572 тенге

(1608333 -3760) /15= 106971 тенге

(1608333 - 3760) х 14/120 =187200 тенге

(1608333 - 3760) / 15= 106971 тенге

Сальдо накопленной амортизации на 2001 год

200572+187200 = 387772 тенге

106971 +106971 =21 3942 тенге

Начисление амортизации начинается с 1 января 1999 года. Кумулятивное число для начисления амортизации методом суммы чисел рассчитано по следующей фор­муле: 15 х (15+1)/2= 120.

Разница сальдо накопленной амортизации на начало 2001 года по двум методам со­ставит: 387772 - 213942 = 173830 тенге, т.е. при применении метода равномерной амор­тизации сальдо по счету накопленной амортизации было бы на 173 830 тенге меньше, и на эту же сумму меньше были бы расходы по амортизации за два года. Следовательно, на сумму 173 830 тенге необходимо произвести корректировку нераспределенного дохода.

3. Учет ремонта основных средств

Последующие затраты по основным средствам, направленные на улучшение состояния данного объекта для продления срока его полезной службы и/или повышения производительности сверх первоначальных рассчитанных нормативных показателей, приводящие к увеличению будущих экономических выгод, увеличивают их балансовую стоимость. Например, модификация, включая повышение его мощности, усовершенствование деталей машин для достижения значительного улучшения качества продукции, внедрение новых производственных процессов, позволяющих значительно сократить ранее оцененные операционные затраты. Все прочие последующие затраты признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

Затраты на ремонт и эксплуатацию основных средств, производимые в целях сохранения и поддержания технического состояния объекта первоначальную стоимость не увеличивают, а признаются как текущие расходы в момент их возникновения. Затраты на ремонт и восстановление основных средств, являющиеся следствием аварий и порчи актива в результате неправильной эксплуатации, относятся к убыткам.

Компоненты основных средств учитываются как отдельные активы, потому что они имеют иной срок полезного использования, чем основные средства, к которым они относятся. Таким образом, если удовлетворяются критерии признания основных средств, то затраты, понесенные при замене или обновлении компонента основных средств, учитываются как приобретение отдельного актива, а замененный актив списывается.

Инвентарная карточка учета основных средств ведется в бухгалтерской службе на каждый объект основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта основных средств, его перемещение, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию. Инвентарная карточка содержит основные качественные и количественные показатели объекта основных средств, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления.

Инвентарные номера присваиваются объектам основных средств по мере их поступления по порядково-серийной системе.

Для учета ввода объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации, применяется акт приемки – передачи основных средств. Акт составляется в двух экземплярах на каждый отдельный объект или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной технической документацией передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации или лицами, на это уполномоченными.

Для учета ввода группы (компонентов) объектов основных средств в эксплуатацию за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации применяется акт приемки – передачи групп объектов основных средств.

Для оформления внутреннего перемещения объекта или группы объектов основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи объекта или группы объектов основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию применяется накладная на внутреннее перемещение основных средств. Накладная выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерскую службу, второй структурному подразделению организации-сдатчика.

Для оформления приемки-передачи основных средств (компонентов основных средств) из ремонта, реконструкции (модернизации) применяется акт приемки – передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) основных средств. Акт, подписанный материально ответственным работником индивидуального предпринимателя или организации – заказчика, на прием основных средств, и представителем организации исполнителя производившей ремонт, реконструкцию (модернизацию), составляется в двух экземплярах. В технический паспорт соответствующего основного средства должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией (модернизацией). Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается индивидуальным предпринимателем или руководителем организации – заказчика.

  • Глава 6 освещает права, обязанности и ответственность аудируемого субъекта.
  • 6.Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности» и другие нормативно- правовые акты, регулирующие деятельность аудиторов в рк.
  • 7. Система профессиональной аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности в рк. Права, обязанности и ответственность аудиторов. Стандарты аудита и профессиональное поведение.
  • 8.Международные стандарты аудита (мса). Кодекс профессиональной этики. Международный опыт аудиторской деятельности.
  • 9.Экономический контроль и его место в системе управления компанией.
  • 10. Роль независимого аудита в системе финансово- экономического контроля.
  • 11. Цели контроля и их взаимосвязь с общими целями аудиторской проверки.
  • 12. Внутренний контроль. Элементы структуры внутреннего контроля.
  • 13. Особенности системы внутреннего контроля. Функции внутреннего контроля.
  • 14. Условия проведения контроля.
  • 15. Аудит электронной обработки данных. Контрольная среда.
  • 16)Ограничения внутреннего контроля. Оценка системы внутреннего контроля.
  • 17)Документальное оформление системы.
  • 18)Понятие существенности.
  • 19)Ошибки и мошенничество действия.
  • 20)Действия аудитора при выявлении искажений.
  • 21)Определение уровня существенности в мировой практике.
  • 22)Применение принципа существенности при анализе результатов аудита.
  • 23)Оценка существенности в аудите.
  • Существенность
  • Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском
  • Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторского доказательства
  • Оценка влияния искажений
  • Информирование об ошибках
  • 31. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
  • 32. Страхование ответственности аудиторов.
  • 33. Аудиторские доказательства и их виды.
  • 35. Рассмотрение использования отдельных аудиторских процедур (способы) получения доказательств при аудите.
  • 36. Виды выборки и учет рисков при выборке.
  • 37. Выбор статей для тестирования
  • 38. Определение структуры выборки.
  • 39.Определение размера, отбор статей и выполнение аудиторской процедуры
  • 40. Методы отбора элементов выборки (случайный и систематический).
  • 41.Оценка результатов выборки
  • 42.Аудиторская документация и их виды
  • 43.Разработка отдельных рабочих документов аудита
  • 44.Рассмотрение принципов, процедуры системы контроля качества работы аудитора.
  • 45.Внешний и внутренний контроль.
  • 46.Разработка внутрифирменного стандарта (бланк) предварительного планирования
  • 48. Подготовка общего плана аудита.
  • 49. Формирование тестов средств контроля и программы аудиторских процедур по существу.
  • 50. Система внутреннего контроля (свк) и его элементы.
  • 51. Оценка системы бухгалтерского учета (сбу).
  • 52. Оценка элементов контрольной среды.
  • 54. Оценки надежности системы внутреннего контроля.
  • 55. Тестирование средств контроля.
  • 56. Составление письменной информации аудитора руководству хозяйствующего субъекта по результатам проведенного аудита.
  • 57. Аудиторское мнение и порядок его подготовки.
  • 58 Составление различных форм аудиторского отчета по структуре и форме предложенной в мсак
  • 59. Основные требования к информационной базе аудита.
  • 60. Аудиторский отчет специального назначения.
  • 51. Оценка системы бухгалтерского учета (сбу).

    Система бухгалтерского учета - это упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    Аудитору необходимо получать представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. В процессе аудита финансовой отчетности аудитор уделяет внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу подготовки финансовой отчетности. Рассмотрим каждую из систем более подробно. Аудитор изучает и оценивает систему бухгалтерского учета. При этом ему необходимо рассмотреть средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, которые содействуют достижению следующих целей:

    осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства аудируемого лица;

    своевременный учет всех операций и прочих событий в точных суммах на надлежащих счетах бухгалтерского учета и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;

    возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства аудируемого лица;

    регулярное сопоставление учетных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

    Аудитору необходимо получить понимание системы бухгалтерского учета, достаточное, чтобы определить:

    основные группы и типы операций, осуществляемые аудируемым лицом;

    способы инициирования таких операций;

    основные регистры бухгалтерского учета, методы систематизации и хранения первичных учетных документов, счета бухгалтерского учета, используемые при подготовке финансовой и иной отчетности;

    процесс ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности от момента инициирования важных операций до момента их включения в отчетность.

    Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля состоит из следующих этапов:

    общее знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

    предварительная оценка надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

    подтверждение предварительной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

    52. Оценка элементов контрольной среды.

    Еще одним элементом системы внутреннего контроля является контрольная среда, которая представляет собой осведомленность и практические действия руководства по поводу установления и поддержания системы внутреннего контроля.

    Аудитор должен выделить элементы контрольной среды, которые необходимо проверить при оценке эффективности системы внутреннего контроля.

    Организационная структура и стиль управления

    Исследование отношения руководства организации к существованию системы внутреннего контроля в организации, определение схемы управления в организации. Если руководство не уделяет должного внимания этому вопросу, то необходимо установить высокий уровень контрольного риска.

    Наличие/отсутствие внутреннего аудита или других контролирующих органов, а также порядок составления бухгалтерской отчетности.

    Разделение обязанностей и полномочий учетных работников. Максимальное разделение полномочий и обязанностей работников бухгалтерии и отдела финансового планирования приводит к уменьшению ошибок, совершаемых в результате воздействия субъективных факторов, и возможности контроля со стороны других работников. При планировании аудита в небольших организациях, которые не могут обеспечить надлежащее разделение полномочий и обязанностей бухгалтерского персонала, аудитору рекомендует исходить из низкой надежности средств внутреннего контроля.

    Кадровая политика. Текучесть кадров, особенно учетных работников, отсутствие должностных инструкций, невозможность повышения квалификации учетных работников, непредставление персоналу организации информации, содержащейся в приказах руководителя, говорят о низком уровне системы внутреннего контроля.

    Соответствие деятельности организации действующему законодательству. Если в своей деятельности бухгалтер четко следует букве закона, то аудитору следует оценить контрольный риск на низком или среднем уровне.

    Следующим этапом оценки системы внутреннего контроля является определение видов контрольных процедур и других элементов контроля. Контрольные процедуры - это методы и правила, дополняющие элементы среды контроля и учетной системы, разработанные администрацией для достижения стоящих перед организацией целей.

    К ним относятся:

    Наличие санкционирования операций;

    Качественная система документирования и учетных записей;

    Фактический контроль за активами и документами;

    Осуществление специальных внутренних проверок.

    53. Оценка надежности (эффективности) средств внутреннего контроля.

    Следующий этап планирования аудита – оценка аудитором системы внутреннего контроля. Надежная и эффективная система внутреннего контроля на предприятии снижает до минимума контрольный риск. Если контрольный риск низкий, то и аудиторский риск будет низким, даже при высоких значениях внутреннего риска и риска необнаружения. Иными словами, если аудитор убежден, что система внутреннего контроля надежна и эффективна, то возможно осуществлять менее трудоемкие и менее длительные аудиторские процедуры, проводить их менее детально или более выборочно. Характер, временные рамки и объем процедур, выполняемых аудитором с целью получения понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, изменяются в зависимости от многих факторов, в том числе от: а) объема и характера деятельности, территориального расположения, структуры аудиторского лица, а также эффективности его компьютерной системы; б) соображений, связанных с понятием существенности; в) применяемых средств внутреннего контроля; г) формы и содержания документирования аудируемым лицом конкретных средств внутреннего контроля; д) аудиторской оценки неотъемлемого риска. Понимание аудитором систем бухгалтерского учета и вну­треннего контроля, которое является важным для аудита, как правило, приобретается на основе предыдущего опыта работы с аудируемым лицом и дополняется: a) запросами к надлежащим представителям руководства, персоналу, выполняющему руководящие и контролирующие функции, и другим сотрудникам на разных уровнях организационной структуры аудируемого лица наряду с использованием документации аудируемого лица (пособия по процедурам внутреннего контроля, описания служебных обязанностей); б) изучением документов и записей, создаваемых в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; в) наблюдением за деятельностью и операциями аудируемого лица, включая наблюдение за организацией компьютерных операций. Аудитору необходимо понимание системы бухгалтерского учета, достаточное, чтобы определить: a) основные группы и типы операций, осуществляемых аудируемым лицом; б) способы инициирования таких операций; в) основные регистры бухгалтерского учета, методы систематизации и хранения первичных документов и счета бухгалтерского учета, используемые при подготовке финансовой (бухгалтерской) либо иной отчетности; г) процесс ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности от момента инициирования важных операций и прочих событий до момента их включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудитору необходимо получить понимание контрольной среды, достаточное для оценки отношения к средствам внутреннего контроля руководства аудируемого лица, его осведомленности и предпринимаемых относительно указанных средств действий, а также их значимости для аудируемого лица. Для разработки плана аудиторской проверки аудитору необходимо достаточное понимание процедур (средств) контроля. При этом аудитору следует учитывать информацию о наличии или отсутствии процедур контроля, полученную в ходе изучения контрольной среды и системы бухгалтерского учета, для определения необходимости дополнительного изучения этих процедур. Так как процедуры контроля находятся в тесной взаимосвязи с контрольной средой и системой бухгалтерского учета, некоторые знания относительно данных процедур могут быть приобретены в процессе изучения аудитором контрольной среды и системы бухгалтерского учета. При разработке общего плана аудита не требуется понимания всех процедур контроля.

    Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 мая 2013 г. N 127
    "Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры"

    С изменениями и дополнениями от:

    5.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности государственных органов в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.

    5.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).

    5.4. Типовые компоненты ИТКИ - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и (или) совместно используемые ИС (средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя).

    5.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - компоненты инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53, ст. 7938) (далее - постановление N 451).

    6. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям.

    7. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:

    для ИС специальной деятельности - один паспорт на каждую ИС, определяемую для каждого государственного органа;

    для ИС типовой деятельности - один паспорт на обеспечивающую сферу деятельности государственного органа в рамках исполнения им типовых полномочий, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям, или паспорт на каждую ИС типовой деятельности, предназначенную для автоматизации определенной обеспечивающей сферы деятельности государственного органа;

    для ЦОД - один паспорт на каждый ЦОД, определяемый для каждого государственного органа;

    для типовых компонентов ИТКИ - один паспорт на каждую классификационную категорию типовых компонентов ИТКИ, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям;

    для компонентов инфраструктуры электронного правительства - один паспорт на каждый компонент инфраструктуры электронного правительства, определяемый в соответствии с постановлением N 451.

    8. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте указываются все специфические полномочия, для автоматизации либо информационной поддержки которых используется данная ИС.

    9. Сведения в части объектов учета отражаются в электронном паспорте в детализации на программное, техническое обеспечение (далее - ПО, ТО) и иные виды обеспечения (далее - работы, услуги), непосредственно обеспечивающие автоматизацию либо информационную поддержку деятельности государственных органов при реализации ими определенных полномочий.

    10. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим указаниям.

    11. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.

    12. К ПО относят программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), необходимые для обеспечения функционирования объектов учета. Регистрируемые в системе учета информационных систем средства ПО должны характеризоваться определенным объемом прав использования, передаваемых государственному органу. В зависимости от принадлежащего государственному органу объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество используемых государственным органом экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ, государственный орган приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как ПО.

    13. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача государственному органу ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.

    14. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в паспортах типовых компонентов ИТКИ.

    15. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИТКИ, то в электронном паспорте этой ИС должен указываться компонент ИТКИ, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИТКИ различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента ИТКИ автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.

    16. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, относят к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ. В электронный паспорт данного объекта учета включают сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, указываются в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах) относятся к классификационным категориям объекта учета аналогично.

    III. Форма электронного паспорта ИС и электронного паспорта компонента ИТКИ

    17. Электронный паспорт объекта учета формируется в виде совокупности записей в базе данных системы учета информационных систем. Электронный паспорт объекта учета имеет иерархическую структуру и может включать в свой состав подразделы и вложенные элементы, в том числе паспорта ПО, ТО, работ и услуг.

    18. Электронный паспорт объекта учета содержит следующие разделы:

    Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета;

    Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета;

    Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета;

    Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги и функции;

    Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации;

    Раздел 6. Мероприятия по информатизации: сроки создания, сведения о мероприятиях, направленных на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета;

    Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.

    19. Форма электронного паспорта объекта учета приведена в Приложении N 3 к методическим указаниям. Состав реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения приведены в Приложении N 4 к методическим указаниям.

    20. Состав сведений, подлежащих внесению в электронный паспорт, определяется в зависимости от классификационной категории объекта учета:

    для ИС специальной деятельности в электронный паспорт вносятся все наборы сведений;

    для ЦОД, ИС типовой деятельности, типовых компонентов ИТКИ, компонентов инфраструктуры электронного правительства в электронный паспорт не вносятся наборы сведений: реализуемые специфические полномочия, информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.

    21. В электронном паспорте ИС типовой деятельности или типового компонента ИТКИ не указываются сведения об использовании компонента ИТКИ, сроки создания, события объекта учета (далее - текущий статус).

    22. При заполнении сведений для объектов учета допускается не детализировать сведения в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, выполненных работ (оказанных услуг) до 1 января 2013 года, и сведения в Разделе 6 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, ПО, выполненных работ, услуг до 1 января 2013 года, указав только:

    56. Результативность мероприятия по информатизации оценивается по следующей формуле:

    мера - процент достижения планового значения показателя или индикатора мероприятия по информатизации;

    n - количество мер, характеризующих выполнение оцениваемого мероприятия по информатизации;

    Уровень_рез_мероприятия - уровень результативности мероприятия по информатизации*(6) .

    57. Результативность нескольких мероприятий по информатизации (далее - комплекса мероприятий по информатизации) оценивается по формуле:

    m - количество мероприятий по информатизации в комплексе мероприятий по информатизации;

    Уровень_рез_мероприятия - уровень результативности мероприятия по информатизации.

    58. Эффективность комплекса мероприятий по информатизации оценивается только в случае, если объем фактических и плановых затрат на комплекс мероприятий по информатизации ненулевой. Эффективность комплекса мероприятий по информатизации оценивается по формуле:

    Уровень_эфф = Уровень_рез/ Уровень_затрат, где

    Уровень_эфф - уровень эффективности комплекса мероприятий по информатизации;

    Уровень_рез - уровень результативности комплекса мероприятий по информатизации;

    Уровень_затрат - уровень затрат на комплекс мероприятий по информатизации определяется как

    Уровень_затрат = Факт_затраты / План_затраты, где

    Факт_затраты - объем фактических затрат на комплекс мероприятий по информатизации;

    План_затраты - объем запланированных затрат на комплекс мероприятий по информатизации.

    *(1) В целях методических указаний выделяются следующие типы полномочий государственных органов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.

    *(2) При регистрации государственного контракта указывается, к какому виду обеспечения объекта учета (ПО, ТО, работам, услугам) относятся работы, услуги, закупки товаров по данному государственному контракту, а также, при наличии утвержденного плана информатизации, указываются мероприятия по информатизации, соответствующие государственному контракту.

    *(3) При регистрации актов сдачи-приемки работ, накладных и иных документов, фиксирующих выполнение работ и закупку товаров по государственным контрактам, указывается ранее внесенный в электронный паспорт объекта учета государственный контракт, а также к какому виду обеспечения объекта учета относится документ.

    5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства.

    В классификационных разрядах идентификационного номера указывается "50".

    40. Поле "ИС, направленные на информирование о деятельности государственного органа" заполняется в случае, если ИС используется для информирования о деятельности государственного органа.

    Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации

    Подраздел 5.1. Функциональные характеристики

    41. В подразделе 5.1 "Функциональные характеристики объекта учета" приводятся сведения о совокупности отличительных свойств (количественных и качественных показателях) объекта учета. Допускается приводить количественные показатели объекта учета, характеризующие функциональные, технические, качественные и эксплуатационные свойства объекта учета, в том числе необходимые для обоснования затрат на его создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию.

    "Уровень защищенности персональных данных" указывается уровень защищенности (от 1 до 4) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).

    51. Вместо уровня защищенности в поле могут указываться следующие значения:

    "не определен" - если для объекта учета не определен уровень защищенности, хотя объект учета является ИС, обрабатывающей персональные данные;

    "не является системой, обрабатывающей персональные данные" - для объектов учета, не предназначенных для обработки персональных данных.

    52. В поле "Сведения о прохождении специальных проверок" указываются реквизиты документов, полученных в результате предусмотренных нормативными требованиями проверок (сертификаты, свидетельства об аттестации, экспертные заключения).

    Подраздел 6.1. Сведения о сроках создания

    54. При заполнении поля "Сроки создания" указывается дата начала и дата завершения создания объекта учета.

    Подраздел 6.2. Сведения о мероприятиях по информатизации

    55. Поле "Мероприятия по информатизации" для объекта учета заполняется в автоматическом режиме по данным утвержденных планов информатизации государственных органов, сформированных в автоматизированной информационной системе управление ведомственной и региональной информатизацией, и содержит перечень мероприятий по информатизации, направленных на создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию объекта учета, а также перечень и количество товаров, перечень и объем работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации.

    "Код БК" указываются 17 знаков кода классификации расходов бюджетов, по которому осуществляется закупка.

    69. В поле "Виды обеспечения" на основании актов сдачи-приемки детализируется государственным органом стоимость поставленных товаров, выполненных работ и (или) оказанных услуг на соответствующие ПО, ТО и прочие виды обеспечения, сформированные в составе сведений "Виды обеспечения объекта учета".

    71. В поле "Причины отклонений от ожидаемых результатов" указываются сведения о причине отклонений от количественных и качественных результатов, предусмотренных ГК, в части поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для создания и (или) развития, и (или) модернизации, и (или) эксплуатации объектов учета (в случае наличия отклонений).

    Подраздел 6.6. Сведения о вводе в эксплуатацию

    72. В поле "Реквизиты акта" указываются реквизиты актов, содержащих решение о вводе в эксплуатацию объектов учета. К записи прилагается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.

    Подраздел 6.7. Сведения о выводе из эксплуатации

    74. В поле "Реквизиты акта" указываются реквизиты актов, содержащих решение о прекращении эксплуатации объекта учета. К записи прикладывается файл в формате PDF, обеспечивающем возможность автоматизированного поиска информации, ODF или Microsoft Word, содержащий электронную копию (электронный образ) текста соответствующего акта.

    Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению.

    Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС

    84. В поле "Сведения о пользовательских интерфейсах ИС" указываются веб-интерфейсы ИС, доступные за пределами ведомства по сетям общего пользования (в том числе ограниченного доступа). Для каждого пользовательского интерфейса указываются следующие атрибуты: наименование и назначения интерфейса;

    тип интерфейса (выбирается из списка: "Публичный", "Ограниченный публичный", "Персонализированный публичный", "Межведомственный", "Ограниченный межведомственный");

    адрес стартовой страницы интерфейса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

    85. В поле "Веб-сервисы ИС" указываются веб-сервисы ИС, доступные через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). В данном поле приводится идентификатор сервиса и ссылка на описание сервиса на Портале "Технологический портал СМЭВ" (http://smev.gosuslugi.ru).

    86. В поле "Прочие интерфейсы ИС" указываются программные интерфейсы ИС, не являющиеся веб-сервисами, используемые для информационного взаимодействия с ИС других государственных органов. В данном поле приводится:

    название программного интерфейса, его назначение;

    описание передаваемых или получаемых сведений;

    уникальный идентификационный номер объекта учета - в случае регистрации ИС, с которой осуществляется информационного взаимодействия, в системе учета информационных систем;

    наименование ИС, наименование государственного органа, уполномоченного на создание, развитие, модернизацию ИС и наименование государственного органа, уполномоченного на эксплуатацию ИС - в случае отсутствия регистрации ИС, с которой осуществляется информационное взаимодействие, в системе учета информационных систем как отдельного объекта учета.

    ______________________________

    * GPL (General Public License - общая публичная лицензия) и (или) BSD, и (или) EULA End-User License Agreement (соглашение с конечным пользователем, или Open License Program (OLP).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

    Введение

    Заключение

    Введение

    Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальные условия. Они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объект учета, именуемый основными средствами предприятия. Проблема повышения эффективности использования основных активов и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в период перехода Казахстана к рыночным отношениям. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

    Так, нарушение экономических связей между производителями, структурная перестройка в промышленности, ряд других причин привели к резкому спаду натуральных объемов выпускаемой продукции практически во всех отраслях промышленности и, как следствие, к снижению загрузки имеющихся основных средств и производственных мощностей.

    Имея ясное представление о использование роли каждого элемента основных активов в производственном процессе, физическом и моральном их износе, факторах, влияющих основных активов и производственных мощностей предприятия, обеспечивающее снижение издержек производства и рост производительности труда.

    Основные средства - это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.

    К ним относятся: здания, сооружения, различные машины и оборудования, приборы и инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, земельные участки находящиеся в собственности предприятия, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

    По функциональному значению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

    К производственным основным фондам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины и т. п.), создают условия для его нормального осуществления (сооружения и т. д.) и служат для хранения и перемещения предметов. Непроизводственные основные фонды - это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады, школы и др.), но находящиеся в ведении промышленных предприятий.

    1. Сущность и значение основных средств

    Основные средства - это материальные активы, которые:

    Используются компанией для производства и поставки товаров и услуг;

    Для сдачи в аренду другим компаниям, или для административных целей;

    Предполагается использовать в течение более 1 года.

    Объект основных средств должен признаваться в качестве актива, когда:

    С большой долей вероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активом будущие экономические выгоды;

    Себестоимость актива для компании может быть надежно оценена.

    Согласно казахстанскому стандарту бухгалтерского учета №6 «Учет основных средств», основные средства - это материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года) как сфере материального производства, так и в не производственной сфере.

    Балансовая стоимость - сумма, в которой актив отражается в бухгалтерском балансе, т. е., первоначальная стоимость за вычетом суммы накопленного износа.

    Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств.

    Амортизация - это систематическое уменьшение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы. Амортизируемая стоимость - себестоимость актива или другая стоимость сумма, отраженная в отчетности вместо себестоимости, за вычетом ликвидационной стоимости.

    Срок полезной службы: ожидаемый (расчетный) период использования активов компании, количество единиц, которое компания предполагает произвести с использованием актива. Изменение балансовой стоимости основных средств происходит в результате переоценки, модернизации, прирост (дополнения). Согласно международным стандартам основные средства может быть признан в качестве актива, должен быть оценен по фактической стоимости.

    Фактическая стоимость объекта основных средств включает покупную цену, в том числе импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, а также любые прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние для использования по назначению, любые торговые скидки вычитаются при определении покупной цены.

    Примерами прямых затрат являются:

    Затраты на подготовку площадки (фундамента);

    Первичные затраты на доставку и разгрузку;

    Затраты на установку;

    Стоимость профессиональных услуг, таких как работа архитекторов и инженеров.

    Согласно казахстанскому стандарту бухгалтерского учета №6 «Учет основных средств», первоначальная стоимость - это стоимость фактически произведенных затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные невозмещаемые налоги и сборы, а также затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению.

    Текущая стоимость - эта первоначальная или текущая стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату.

    Стоимость реализации - это стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомленными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами.

    Ликвидационная стоимость - предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию. Первичные операционные убытки, понесенные до достижения показателей эксплуатации основного средства, признаются как расход. Стоимость основных средств, произведенных компанией, определяется на основе тех же принципов, что и при приобретении активов.

    Если компания производит аналогичные активы для продажи в ходе своей деятельности, стоимость актива обычно равна его себестоимости. Таким образом, любой внутренний доход при расчете стоимости таких основных средств исключается.

    2. Состав и классификация основных

    Учет основных средств осуществляется в соответствии с МСФО 16 «Основные средства» и Стандартом бухгалтерского учета №6 «Учет основных средств», утвержденным постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету 13 ноября 1996 года №3 (с изменениями от 28.01.2003 г., №27). Любое производство возможно только с привлечением средств производства, которые подразделяются на предметы труда (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты) и средства груда (станки, машины). Включение того или иного предмета в состав средств труда определяется не внешними признаками, а той ролью, которую он выполняет в процессе производства.

    Например, изготовленный заводом паровой котел является для него готовой продукцией, этот же котел, приобретенный субъектом для установки, - предметом труда, установленный и сланный в эксплуатацию паровой котел служит средством труда. Этот же котел, приобретенный для дальнейшей перепродажи является товаром. Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с СБУ.

    Этот стандарт определяет методику учета основных средств, принадлежащих субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Единицей учета основных средств является инвентарный объект, то есть законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. Важным условием правильной организации бухгалтерского учета основных средств является их классификация.

    В зависимости от характера участия в процессе производства основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

    К производственным основным средствам относятся объекты, непосредственно участвующие в производственном процессе, при помощи которых осуществляется воздействие на предметы труда при изготовлении продукции (машины, оборудование, инструменты и др.) или которые создают необходимые материальные условия для осуществления производства (здания, сооружения, передаточные устройства).

    Обобщающим экономическим показателем, характеризующим использование основных производственных средств, является фондоотдача, пол которой понимают производство продукции на единицу основных средств в натуральном или денежном выражении.

    Непроизводственные основные средства - средства потребительного назначения. Они предназначены для обслуживания культурно-бытовых потребностей коллектива (здания, сооружения, инвентарь жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и т. п.).

    По принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные. Собственные - это основные средства, которые принадлежат субъекту и получают отражение на его балансе. Арендованные - основные средства, полученные от другого субъекта по договору аренды на установленный в нем срок. При текущей аренде арендодатель их учитывает на балансе, а арендатор на забалансовом счете "Арендованные основные средства". В условиях финансируемой аренды в учете арендатора арендуемое имущество учитывается как актив на счетах "Земля", "Здания и сооружения", "Машины и оборудование, передаточные устройства"", "Транспортные средства", "Прочие основные средства", с использованием субсчета "Арендуемые основные средства".

    По характеру использования основные средства делят на действующие, бездействующие (законсервированные) и находящиеся в запасе.

    К действующим относятся средства, находящиеся в эксплуатации, бездействующие - это временно не используемые основные средства в связи с консервацией или по другим причинам, к находящимся в запасе относят объекты, которые составляют запас, образуемый в плановом порядке для замены действующих.

    По вещественному составу основные средства подразделяют на инвентарные и неинвентарные.

    К инвентарным относятся объекты, имеющие вещественное содержание и поддающиеся обмеру и подсчету в натуре (здания, сооружения, машины, оборудование).

    К неинвентарным относятся капитальные вложения в земельные, лесные и водные угодья (кроме сооружений), т. е., затраты, не имеющие вещественной формы (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, капитальные затраты в арендованные основные средства и др.).

    На каждом субъекте основные средства в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяют на следующие виды (группы, подгруппы): земля, здания: сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование (в т. ч., силовые, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, прочие машины и оборудование), транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений), прочие основные средства.

    В зависимости от целевого назначения и выполняемых функций, а также в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2002 г., №438, основные средства классифицируются по следующим группам:

    2) здания;

    3) сооружения;

    4) машины и оборудование;

    5) передаточные устройства;

    6) транспортные средства;

    7) прочие основные средства;

    8) незавершенное строительство.

    Земля - количество и стоимость земли, приобретенной субъектом на правах собственности или правах постоянного землепользования. Право собственности или право постоянного землепользования на землю должно быть подтверждено "Актом на право собственности на земельный участок, право постоянного землепользования".

    Инвентарным объектом является каждый земельный участок, на который выдан такой Акт.

    Здания - архитектурно-строительные объекты, назначение которых состоит в создании условий для труда, жилья, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Инвентарным объектом считается каждое отдельно стоящее здание.

    Сооружения - инженерно-строительные объекты, предназначенные для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных функций, не связанных с изменением предметов труда (ствол шахты, нефтяная скважина, плотина, эстакада, мост, автомобильная дорога). Инвентарным объектом является каждое отдельное сооружение со всеми удобствами, составляющими с ним одно целое.

    Передаточные устройства - устройства для передачи электрической, тепловой или механической энергии (линии электропередач, трансмиссии, трубопроводы). Инвентарным объектом по электрическим сетям, например, является линия от распределительного устройства электростанции или от клемм генераторов до распределительных устройств, приемных подстанций и от подстанций до фидеров трансформаторных помещений.

    Машины и оборудование. Инвентарным объектом является каждая машина, если она не часть другого инвентарного объекта, включая входящие в ее состав приспособления, принадлежности, приборы, ограждения, фундамент. Эта группа основных средств состоит из пяти подгрупп:

    Силовые машины и оборудование - машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию;

    Машины-двигатели, превращающие различную энергию в механическую, т. е., в энергию движения (тракторы и самоходные шасси, паровые двигатели, турбины, двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели);

    Рабочие машины и оборудование - машины, аппараты и оборудование, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда в процессе создания продуктов труда (токарно-винторезные станки, лесопильные рамы);

    Измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование - приборы и устройства для измерений, регулирования производственных процессов, а также приборы и аппаратура, используемые в лабораториях (дозаторы, амперметры, микроскопы);

    Вычислительная техника - машины, устройства, приборы, предназначенные для ускорения и автоматизации процессов (компьютеры, управляющие и другие вычислительные машины);

    Прочие машины и оборудование - машины, аппараты и другое оборудование (оборудование телефонных станций, радиоузлов, пожарные машины);

    Транспортные средства - средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов (внутрицеховой, межцеховой и межзаводской и так далее).

    3. Оценка и переоценка основных средств

    Необходимость оценки основных фондов обусловлена не только системой отчетности предприятия, но и системой определения степени износа, расчета отчислений, условиями приватизации и т. п.

    На производственных предприятиях применяются три вида оценки основных фондов: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости. Для бюджетного (некоммерческого) предприятия оценка производится по первоначальной и восстановительной стоимости. Первоначальная стоимость основных фондов включает стоимость приобретенного элемента основных фондов (нап., машины), а также затраты на доставку, монтаж, наладку, ввод в действие и т. п.

    Из суммы затрат исключается НДС и иные возмещающие налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

    По первоначальной стоимости основные фонды принимаются на учет и определяется их амортизация. Полная первоначальная стоимость (ППС) - стоимость приобретения ОФ, их доставки и монтажа.

    Восстановительная стоимость основных фондов (ВС) - это стоимость воспроизводства ОФ в современных условиях. Выделение показателя восстановительной стоимости обусловлено тем, что из-за ряда возникает различие в первоначальной стоимости разных лет.

    Для устранения этого различия проводится переоценка основных фондов. В условиях инфляции в ходе переоценки увеличивается стоимость основных фондов с помощью установленных коэффициентов. Так, например, в Казахстане в ходе переоценки основных фондов в 1992 г. стоимость зданий и сооружений увеличивается в 25 раз.

    А стоимость машин и оборудования - в 46 раз. Предприятия имеют право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично основные фонды по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающей разницы на добавочный капитал организации, если иное не предусмотрено законодательством. Для коммерческих (не бюджетных) предприятий применяется показатель остаточной стоимости, который рассчитывается путем вычета из первоначальной стоимости суммы начисленной амортизации, т. е., той части стоимости основных фондов, которая перенесена на производимую продукцию:

    ОПС = ППС - износ ОВС = ВС - износ

    4. Износ и амортизация основных средств

    Основные средства, участвуя в течение длительного времени в процессе производства, постепенно изнашиваются, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они утрачивают свои свойства и приходят в негодность.

    Износ - это процесс потери физических и моральных характеристик объектов основных средств (п. 10 СБУ 6). Различают физический и моральный износ (п. 10 СБУ 6).

    Физический износ основных средств при использовании наступает в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений (эксплуатационная форма физического износа), а также под влиянием природно-климатических условий (влажности, атмосферных осадков), вызывающих коррозию металлов, старение, гниение (естественная форма износа). В результате происходит утрата части первоначальной стоимости основных средств.

    Моральный износ основных средств связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства. Совершенствование техники и технологии способствуют удешевлению производства аналогичных действующих основных средств. В связи с этим основные средства, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть своей стоимости.

    Таким образом, по мере того, как экономические выгоды, связанные с использованием основного средства, потребляются товариществом, его балансовая стоимость уменьшается с тем чтобы отразить этот факт (п. 42 МСФО 16). Стоимость выражение износа в виде систематического уменьшения амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы называется амортизацией (п. 11 СБУ 6, п. 6 МСФО 16).

    Амортизация (от лат. - погашение) - объективный процесс перенесения амортизируемой стоимости основных средств по мере износа на производимый с их помощью продукт, работы и услуги, использование специальных денежных средств - амортизационных отчислений, включаемых в издержки производства или обращения для простого и расширенного производства основных средств (основного капитала).

    Амортизируемая стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и ликвидационной, которая определяется при поступлении основных средств как предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, образующихся в конце срока полезной службы.

    Амортизация обеспечивает соблюдение принципа соотнесения затрат с доходами. Она осуществляется посредством отнесения на расходы части стоимости объектов по мере потребления экономических выгод, связанных с их использованием.

    Амортизация связана с распределением ранее понесенных затрат по приобретению объектов и последующему улучшению их состояния и производится вне зависимости от изменения текущей оценки объектов в процессе их использования.

    Амортизируемая стоимость объекта основных средств должна списываться систематически списывается бухгалтерией товарищества на протяжении срока полезной службы.

    Амортизационные отчисления за каждый период должны признаваться в качестве расхода, если только они не включаются в балансовую стоимость другого актива (п. 20 С5У УФ - Регулярные амортизационные отчисления по любому амортизируемому активу проводятся в каждом отчетном периоде.

    Определение суммы амортизации основных средств ТОО «Прогресс» отчетный период зависит от:

    Первоначальной стоимости объекта;

    Ликвидационной стоимости;

    Предполагаемого срока полезной службы.

    Одним из важнейших показателей является срок полезной службы основных средств. Он устанавливается с учетом намерений товарищества, в отношении использования объектов. В частности, ожидаемая полезность использования объекта зависит не только от нормативных показателей его функциональной полезности (мощности и физической производительности), но и от политики товарищества, по управлению объектом.

    Его политика предусматривает предусматривать прекращение использования объекта и его выбытие через определенный промежуток времени или после потребления определенной доли экономических выгод, заключенных в нем.

    Предполагаемый физический износ (ухудшение состояния) объекта зависит от предусматриваемых компанией производственных условий использования объекта (количество смен работы, рабочая среда и т. д.), программы его ремонта и технического обслуживания, а также условий хранения и обслуживания в период бездействия.

    Ожидаемый моральный износ (устаревание) объекта оценивается оцениваться с учетом прогнозируемых изменений или усовершенствований производственного процесса или изменений спроса на рынке на продукцию, производимую с использованием объекта. Наконец, принимаются внимание правовые и аналогичные ограничения на использование объекта товарищества, например срок аренды для капитальных вложений в арендованные основные средства.

    С введением в действие СБУ 6 «Учет основных средств» (01.01.1997) у предприятий появилась возможность применять в БУ эти методы начисления, политикой и применяться последовательно от одного отчетного периода к другому.

    Метод равномерного (прямолинейного) списания стоимости предполагает, что функциональная полезность объекта зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока полезной службы. Амортизация производится посредством равномерного распределения амортизируемой стоимости объекта в течение срока его полезной службы.

    При этом методе годовая норма и годовая сумма амортизации остаются постоянными весь срок полезной службы объекта, накопленная амортизация увеличивается, а балансовая стоимость объекта уменьшается равномерно.

    Недостаток метода - в равновеликости суммы отчислений в начале и в конце амортизируемого периода, а также в том, что период эксплуатации объекта превышает его амортизационный период.

    Ведь в начальный период эксплуатации машин, механизмов и оборудования их отдача намного выше, а это учитывается в методике начисления амортизации товарищества в мае месяце.

    Так например: ТОО «Прогресс» у фирмы «Авто-Меркур» приобрело в легковой автомобиль «Мицубиси-Галант» за 1096,704 тенге (в т. ч., НДС).

    Установлен срок полезной службы в 10 лет, предполагаемая ликвидационная стоимость в конце срока полезной службы - 5736 тенге. В бухгалтерском учете бухгалтерия ТОО произвела следующие записи:

    1. На первоначальную стоимость автомобиля (НДС капитализируется в стоимость легкового автомобиля в соответствии со ст. 236 Налогового кодекса РК): Д-т 124 К-т 671-1096704 тенге;

    2. Сумма годовой амортизации 109097 тенге (1096704 - 5736) ? 10 лет. т. е., 109097 тенге (9091 тенге ежемесячно).

    Предполагаемый срок полезной службы объекта основных средств периодически пересматривается.

    При этом пересматривается и ликвидационная стоимость объекта.

    Изменение предполагаемого срока полезной службы может быть связано с режимом эксплуатации объекта, отличающимся от предполагавшегося, последующими затратами по улучшению состояния объекта сверх первоначально рассчитанных нормативов, технологическими нововведениями или изменениями на рынке выпускаемой продукции.

    Политика товарищества в области ремонта и технического обслуживания также оказывает влияние на срок полезной службы основных средств, то есть цель изменения срока полезной службы основных средств состоит в том, чтобы сохранить достоверность соотнесения затрат на основные средства и получаемых с их помощью доходов при существенных изменениях условий деятельности товарищества.

    Результаты изменения срока полезной службы объекта влияют на величину амортизации этого объекта в текущем и будущем периодах, а накопленная амортизация за предшествующие периоды не корректируется. В 2004 году директором товарищества была совершена авария на этой автомашине. Таким образом через 4 года вследствие аварии срок полезной службы автомобиля установлен в 7 лет, ликвидационная стоимость автомобиля останется неизменной.

    Сумма амортизации (ежегодной) на оставшиеся 3 года = (1096704 - (109097 ? 4 года) - 5736) ? 3 года = 218193 тенге, или ежемесячно 18183 тенге (218 193 ? 12 мес.).

    ТОО «Прогресс» использует равный метод исходя из того, что доходы от использования объектов основных средств одинаковы в каждом периоде на протяжении срока его эксплуатации, то есть уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно.

    Амортизационные отчисления по любому активу проводятся в каждом отчетном периоде даже тогда, когда реальная стоимость актива на данный момент превышает его балансовую стоимость.

    5. Показатели использование основных средств

    Все показатели использования основных фондов могут быть объединены в три группы:

    Показатели экстенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования их по времени;

    Показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень их использования по мощности (производительности);

    Показатели интегрального использования, учитывающие совокупное влияние всех факторов, как экстенсивных, так и интенсивных.

    Первый показатель (Кэкст) определяется путем деления времени фактического использования на плановое время использования основных фондов. Второй показатель (Кинт) получается в результате деления фактического количества продукции, произведенного в единицу времени работы оборудования, на плановый выпуск этой продукции, который можно произвести с участием данных основных фондов в ту же единицу времени. Третий показатель (Кинтегр) рассчитывается путем перемножения первых двух показателей. К числу показателей экстенсивного использования основных фондов на предприятии относятся:

    Коэффициент сменности. Он характеризует время сменного использования установленного оборудования, которое работает на многосменном режиме. Коэффициент сменности рассчитывается по отдельным группам оборудования, отдельным производственным подразделениям предприятия, а также в целом по предприятию отношением общего количества отработанного оборудования в течение дня станков смены к количеству станков отработавших наибольшую.

    Он показывает, сколько смен в среднем в течение суток работало установленное оборудование.

    Коэффициент загрузки - устанавливается для всего парка машин находящихся в основном производстве. Рассчитывается как отношение трудоемкости изготовления всех изделий на данном виде оборудования к фонду времени его работы.

    Коэффициент сменного режима времени работы оборудования - определяется делением достигнутого в данном периоде коэффициента сменности на установленную на данном предприятии продолжительность смены. Роль обобщающего показателя использования основных фондов может в определенной степени выполнять показатель выпуска продукции на единицу производственной площади. Этот показатель выражается, как правило, в натуральных единицах.

    Одним из наиболее общих показателей использования производственной мощности является коэффициент ее фактического использования, который рассчитывается путем деления продукции, изготовленной за определенный промежуток времени (обычно за год), на величину производственной мощности.

    Для предприятий, вновь введенных в эксплуатацию, обычно определяется коэффициент использования проектной мощности, представляющий собой частное от деления фактического выпуска продукции на величину мощности предприятия по проекту. Этот показатель характеризует уровень освоения проектной мощности.

    Для общего анализа хозяйственной деятельности, планирования капитальных вложений, ввода в действие основных фондов и производственных мощностей всех звеньев промышленности все большее значение приобретает такой показатель эффективности производства, как выпуск продукции на 1 ед. основных фондов, который обычно называют показателем фондоотдачи. Применяется также показатель, обратный фондоотдаче - фондоемкость и фондовооруженность.

    При определении показателя фондоотдачи применяются как стоимостные, так и натуральные единицы измерения.

    Натуральные показатели фондоотдачи наряду со стоимостными применяются в электроэнергетической, металлургической и некоторых отраслях добывающей промышленности. Например, в черной металлургии таким показателем является выплавка чугуна или стали на 1 ед. основных производственных фондов соответственно доменного или сталеплавильного цеха. Показатель фондоотдачи (как обобщающий стоимостный показатель использования всей совокупности Основных фондов предприятия) определяется путем деления продукции на среднегодовую стоимость производственных фондов. При этом валовая продукция учитывается в неизменных ценах, а основные фонды по полной первоначальной (или восстановительной) оценке.

    Показатель фондоёмкости определяется делением среднегодовой стоимости на продукцию и показывает, сколько основных фондов приходится на каждую единицу вырученной продукции.

    Третий показатель - фондовооруженность, характеризующий техническую вооруженность и показывающий сколько основных средств приходится на каждого работающего. Определяется делением среднегодовой численности на среднесписочную численность работающих.

    Также существует показатель отражающий долю прибыли приходящуюся на каждую единицу основных фондов. Определяется делением прибыли к среднегодовой стоимости, определяется по формуле:

    Ещё на производстве существуют ряд показателей, которые характеризуют движение основных фондов и их состояние. Которые определяются по формулам:

    Квв = Свв? Скг

    Квыб = Свыб? Снг

    Скг = нг + Свв - Свыб

    Кприр = (Свв - Свыб) ? Снг

    Кгодн = Сост? Сперв

    Квв - Коэффициент ввода;

    Квыб - Коэффициент выбытия;

    Свв - Введенная стоимость;

    Скг - Стоимость на конец года;

    Свыб - Выбывшая стоимость;

    Снг - Стоимость на начало года;

    Кприр - Коэффициент при роста;

    Сост - Остаточная стоимость;

    Кгодн - Коэффициент годности;

    Сперв - Первоначальная стоимость.

    Заключение

    Материальную базу предприятия образуют средства труда и предметы труда, которые объединяются в средства производства. Средства труда учитываются в форме основных фондов. Основные фонды в стоимостном выражении представляют собой основные средства, учитываемые в системе бухгалтерской отчетности. Основные фонды являются активным элементом производства и при правильном их использовании не только обеспечивают создание товаров, но и способствуют улучшению условий труда работников.

    В зависимости от назначения основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды. К основным производственным фондам относятся те основные фонды, которые участвуют в производственном процессе непосредственно (машины, оборудование, станки и т. п.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы и т. д.).

    Основные непроизводственные фонды - это объекты предприятия культурно-бытового назначения, медицинские учреждения, столовые и т. п.

    Основные фонды в структуре национальной экономики подразделяются по отраслям: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д.

    Для учета и планирования воспроизводства основные фонды делятся на группы и виды в соответствии со сроком службы и назначением в производственном процессе. К основным фондам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных фондов учитываются находящиеся в собственности предприятия земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). В приведенной классификации не все элементы основных фондов играют одинаковую роль. Одни из них (машины и оборудование) принимают непосредственное участие в производственном процессе и поэтому их относят к активной части основных фондов. Другие (производственные здания и сооружения) обеспечивают нормальное функционирование производственного процесса и представляют собой пассивную часть основных фондов. В управлении основными фондами используется дифференцированная система стоимостных оценок, базовыми из которых являются первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость.

    Переоценки основных фондов осуществляются экспертным и индексным методами силами самих предприятий или с привлечением специалистов независимых экспертных организаций. Различают физический и моральный износ средств труда, формирующие их сроки службы и нормы амортизации. Применяются пропорциональные и регрессивные методы начисления амортизации. Предполагаемые изменения в системе амортизации имеют своим направлением резкое сокращение количества норм, повышение их уровня, развитие методов ускоренной амортизации, снятие ограничений в переоценке основных фондов. инвентарный бухгалтерский учет

    Учет и планирование воспроизводства основных средств (фондов) осуществляется как в стоимостных, так и в натуральных показателях, поскольку основные фонды в процессе производства выступают и как носители стоимости, и как совокупность определенных средств труда. Оценка основных фондов в натуральных показателях необходима для расчета производственной мощности, определения технологического и возрастного состава основных фондов, а также для планирования предупредительного ремонта и модернизации.

    Список использованной литературы

    1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет, Учебник, Москва, издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

    2. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 1996.

    3. Борисов С. // Экономика и жизнь. 1997, стр. 30.

    4. Б. Колхасс "Управление финансовой деятельностью предприятия", Москва, "Финансы", 1997 г.

    5. Волков О.И. Экономика предприятия.- Москва, издательство Норма, 2002.

    6. Волков О.И, Скляренко В.К. Экономика предприятия. М: Инфра-М, 2005 г.

    7. Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов.

    8. Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетности: Учебн. пособие / К.Ш. Дюсембаев, С.К. Егембердиева, З.К. Дюсембаева. - Алматы: «Каржы-каражат», 1998. - 512 с.

    9. Дюсембаев К. Щ. «Аудит и анализ в системе управления финансами» Алматы Экономика 2000 г., стр. 291.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и классификация, поступление объектов, оценка и переоценка основных средств. Синтетический учет наличия и движения основных средств. Учет амортизации основных средств. Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств.

      курсовая работа , добавлен 20.01.2006

      Понятие, классификация, оценка и переоценка основных средств. Учет поступления, выбытия основных средств и порядок проведения их инвентаризации. Учет амортизации, ремонта, модернизации и реконструкции основных средств. Источники аудита основных средств.

      дипломная работа , добавлен 30.03.2009

      Регистры учета основных средств, их оценка и определение первоначальной стоимости. Учет поступления и ремонта основных средств, их амортизации и инвентаризации, переоценка. Бухгалтерский, налоговый учет и анализ основных средств на примере ЗАО "НЭСКО".

      дипломная работа , добавлен 26.12.2010

      Понятие, состав и классификация основных средств. Способы и порядок начисления их амортизации. Учет наличия и движения, выбытия основных средств, их аренды. Учет затрат на ремонт инвентаризация и переоценка основных фондов, методика его автоматизации.

      курсовая работа , добавлен 28.10.2014

      Сущность основных средств, их роль в процессе производства. Оформление инвентарных объектов. Способы поступления основных фондов на предприятие, их стоимость и оценка. Учёт выбытия основных средств. Эксплуатация основных средств и учёт их амортизации.

      курсовая работа , добавлен 22.03.2015

      Группировка основных средств. Учет литературы для нужд предприятий (организаций). Приобретение объектов основных средств за плату. Внесение в уставный капитал и строительство объектов основных средств. Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете.

      контрольная работа , добавлен 25.03.2011

      Классификация и значение основных средств в управлении хозяйственной деятельности предприятия. Оценка и переоценка основных средств. Учет амортизации, ремонта, аренды и выбытия основных средств. Применение международных стандартов финансовой отчетности.

      дипломная работа , добавлен 15.11.2010

      Классификация основных средств, учет их поступления и выбытия. Продажа основных средств, списание объекта по причине морального или физического износа. Передача объекта основных средств другой организации. Начисление амортизации основных средств.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2011

      Учёт средств производственных предприятий. Учет амортизации и ремонта основных средств. Переоценка основных средств, анализ структуры и эффективности использования. Рекомендации по совершенствованию учета основных средств производственных предприятий.

      курсовая работа , добавлен 07.09.2010

      Понятие основных средств и их классификация. Оценка и переоценка основных средств. Учет амортизации, ремонта, аренды и выбытия основных средств. Применение международных стандартов финансовой отчетности. Оценка основных средств при постановке на учет.

    ), которые также подлежат учету и контролю. Требования к системе учета и контроля РВ и РАО определяются федеральными нормами и правилами НП-067-11 и санитарными нормами и правилами ОСПОРБ-99/2010 .

    В НП-067-11 определены задачи учета и контроля РВ и РАО в организации:

    • учет производства (образования), получения (от других организаций), передачи (другим организациям), перемещения (между подразделениями организации, а также по технологическим операциям), убыли РВ и РАО;
    • учет радионуклидов, выбрасываемых в атмосферу;
    • учет радионуклидов, сбрасываемых со сточными водами;
    • учет и контроль РВ;
    • учет и контроль РАО, размещаемых в пунктах хранения и захоронения;
    • обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации о месте нахождения, наличии и состоянии РВ и РАО;
    • обеспечение своевременного перевода РВ в категорию РАО;
    • обеспечение своевременного выявления несанкционированных действий в отношении РВ и РАО и информирование об этих действиях информационного аналитического центра системы государственного учета и контроля РВ и РАО и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
    • обеспечение расследования инцидентов, связанных с утратой или обнаружением РВ и РАО;
    • обеспечение своевременного представления отчетов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
    • Учет и контроль РВ и РАО проводиться с использованием информационных технологий, предусматривающих предоставление информации, обмен информацией в электронной форме, что требует специальной подготовки специалистов, занимающихся учетом и контролем в организации.

    В организации в рамках системы учета и контроля РВ и РАО учитываются:

    Учет и контроль РВ, РАО в организации должен осуществляться на всех стадиях обращения с РВ, РАО. Должна быть разработана инструкция по учету и контролю РВ и РАО, утвержденная руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
    В организации, осуществляющей обращение с РВ и РАО, при наличии в ней одного подразделения, в котором осуществляется деятельность с РВ, РАО, приказом руководителя организации или лица, им уполномоченного, должно быть определено лицо, ответственное за учет и контроль РВ, РАО в организации и предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. Лица, осуществляющие работы по учету и контролю РВ и РАО, должны иметь разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240.

    В инструкции организации (территориально обособленного подразделения) следует определить:

    • перечень подразделений, осуществляющих обращение с РВ, РАО;
    • порядок организации работ по учету и контролю;
    • структуру и состав персонала, занятого учетом и контролем;
    • порядок постановки на учет и снятия с учета РВ, РАО;
    • применяемые методики и средства измерений и контроля наличия РВ, РАО для учета и контроля;
    • перечень и формы учетных и отчетных документов;
    • порядок административного контроля выполнения требований к учету и контролю;
    • порядок расследования нарушений в учете и контроле РВ, РАО;
    • порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю РВ, РАО;
    • порядок проведения инвентаризаций;
    • процедуры оценки технологических потерь РВ, РАО (для производств).

    В организации должны проводиться следующие виды :

    • первичная;
    • плановая;
    • внеочередная.

    Первичная инвентаризация должна проводиться в организации один раз при ее регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.
    Плановая инвентаризация должна проводиться:

    • для РВ - в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РВ, включая ОЯТ, не реже одного раза в год;
    • для РАО - в подразделениях, в которых осуществляется деятельность с РАО, - не реже одного раза в 5 лет.
    • Внеочередная инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ, РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ, РАО.

    Носителями учетных данных об РВ и РАО являются:

    • подлинники приходно-расходных документов;
    • паспорта (формуляры, сертификаты);
    • подлинники учетных документов - журналы учета РВ, журналы учета РАО и иные документы, установленные в организации;
    • электронные базы данных.

    Федеральные нормы и правила устанавливаю требования к персоналу, осуществляющему учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Должностные лица и персонал, осуществляющий учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение, периодическое повышение квалификации и проверку знаний не реже одного раза в три года. Должностные лица, ответственные за учет и контроль РВ и РАО в организации, должны проходить переподготовку или повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

    Требования к 3.5. поставке, учету, хранению источников излучения определены также в (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.09.2013 N 43)
    Поставка юридическим или физическим лицам источников излучения и изделий, содержащих их, за исключением делящихся материалов, проводится по заявкам. Поставка источников излучения проводится без заявок, если их характеристики соответствуют требованиям пункта 1.8 Правил .
    Передача от одного юридического или физического лица другому источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от контроля и учета в соответствии с п. 1.7 Правил ., производится с обязательным информированием органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по месту нахождения как передающего, так и принимающего ИИИ юридического или физического лица.

    Получение и передача источников ионизирующего излучения и содержащих их изделий, за исключением источников, освобожденных от необходимости оформления лицензии в соответствии с п. 1.8 Правил, разрешается только для юридических или физических лиц, имеющих лицензию на деятельность в области использования ИИИ.
    Юридическое или физическое лицо, получившее источники ионизирующего излучения, письменно извещает об этом органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Юридические и физические лица обеспечивают сохранность источников излучения и должны обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования.

    Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи.

    Все поступившие источники ионизирующего излучения подлежат учету.

    Радионуклидные источники ионизирующего излучения учитываются по радионуклиду, наименованию препарата, фасовке и активности, указанным в сопроводительных документах.

    Приборы, аппараты и установки, в которых используются радионуклидные источники ионизирующего излучения, учитываются по наименованиям и заводским номерам с указанием активности и номера каждого источника излучения, входящего в комплект.

    Генераторы короткоживущих радионуклидов учитываются по их наименованиям и заводским номерам с указанием номинальной активности материнского нуклида.

    Устройства, генерирующие ионизирующее излучение, учитываются по наименованиям, заводским номерам и году выпуска.

    Радионуклиды, полученные с помощью генераторов, ускорителей, ядерных реакторов, учитываются по фасовкам, препаратам и активностям.

    Источники ионизирующего излучения выдаются ответственным лицом из мест хранения по требованиям с письменного разрешения руководителя или лица, им уполномоченного. Выдача и возврат источников излучения регистрируется. Допускается электронная форма регистрации с защитой информации от несанкционированных изменений.

    В случае увольнения (перевода) лиц, допущенных к работам с источниками излучения, администрация юридического лица или физическое лицо принимает по акту все числящиеся за ними источники ионизирующего излучения.

    Расходование радиоактивных веществ, используемых в открытом виде, оформляется внутренними актами, составляемыми исполнителями работ с участием лиц, ответственных за учет и хранение источников излучения и за радиационный контроль. Акты утверждаются юридическим или физическим лицом и служат основанием для учета движения радиоактивных веществ.

    Юридические и физические лица должны проводить инвентаризацию источников излучения.
    В случае обнаружения хищений и потерь источников излучения следует немедленно информировать вышестоящую организацию и органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Источники ионизирующего излучения, не находящиеся в работе, должны храниться в специально отведенных местах или в оборудованных хранилищах, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Активность радионуклидов, находящихся в хранилище, не должна превышать установленных в технической документации допустимых.
    При создании временных хранилищ источников излучения вне территории организации, в том числе для гамма-дефектоскопических аппаратов, используемых в полевых условиях, необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения (физическими факторами воздействия на человека) санитарным правилам. Мощность эквивалентной дозы на наружной поверхности такого хранилища или его ограждения, исключающего доступ посторонних лиц, не должна превышать 1,0 мкЗв/ч.

    Устройства для хранения источников излучения должны быть сконструированы так, чтобы при закладке или извлечении отдельных источников излучения персонал не подвергался облучению от остальных источников излучения. Дверцы секций и упаковки с источниками излучения должны легко открываться и иметь отчетливую маркировку с указанием наименования источника и его активности. Лицо, ответственное за учет и хранение источников излучения, должно иметь карту-схему их размещения в помещении для хранения.

    Стеклянные емкости, содержащие радиоактивные жидкости, должны быть помещены в металлические или пластмассовые упаковки.

    Радионуклиды, при хранении которых возможно выделение радиоактивных газов, паров или аэрозолей, должны храниться в вытяжных шкафах, боксах, камерах, с очистными фильтрами на вентиляционных системах, в закрытых сосудах, выполненных из несгораемых материалов, с отводом образующихся газов.

    Радионуклидные источники ионизирующего излучения, не пригодные для дальнейшего использования, должны своевременно списываться и сдаваться на переработку или захоронение.

    Ссылки:
    1. Федеральные нормы и правила "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-11).
    2. Санитарные правила и нормативы (СП 2.6.1.2612-10) «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010).
    3.



    Просмотров