Экологические функции государства и права. Сущность экологической функции государства Правовое обеспечение экологической функции государства

Экологическая функция -- это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В связи с тем, что в настоящее время перед человечеством встали задачи прекращения эксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы, деятельность государства по охране природы можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которой возрастает в процессе развития цивилизации. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как социальная, общечеловеческая и цивилизационная.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В теории конституционного права традиционно принято относить субъективное право на окружающую среду к социальным правам. Существует мнение, что законодательное признание естественного права человека на благоприятную окружающую среду вряд ли стоит рассматривать, как вершину в развитии представлений о природе и сущности экологических интересов. Опыт учит, что экологические интересы человека в их глубинном смысле, с учетом отсроченных отрицательных результатов удовлетворения экологических прав, могут не совпадать в целях с этими правами.

Социальные права находятся в тесной зависимости от степени экономического развития государства, способности улучшить жизнь граждан, обеспечить ее достойный уровень, удовлетворить материальные и духовные потребности членов общества. Эта зависимость обнаруживается и в случае выполнения экологической функции. К сожалению, большинство экономически отсталых стран просто не могут самостоятельно выполнять эту функцию и наносят ущерб всей биосфере в целом.

Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

Гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности. В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.

Экологическая безопасность - феномен не национального, а международного масштаба, следовательно, экологическое законодательство Российской Федерации должно исходить, прежде всего, из роли России в международном сообществе, из состояния окружающей среды на ее территории. В сфере экологической безопасности велико и все продолжает возрастать значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия. Она должна отвечать перед международным сообществом за выполнение на всей территории взятых на себя природоохранных обязательств, в том числе перешедших к ней от СССР. Российская Федерация регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами СНГ.

Россия является участницей встреч на высшем уровне министров окружающей среды стран Большой восьмерки, с 1991 года сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономикой. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосударственный экологический совет на основе Соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Руководители природоохранных ведомств одиннадцати стран СНГ - членов Межгосударственного экологического совета - раз в год встречаются для обсуждения и координации действий по проблемам экологии. Созданы одиннадцать рабочих групп по выполнению соглашений о сотрудничестве в области экологической информации, мониторинга, трансграничных рек, по охране перелетных птиц, млекопитающих и мест их обитания, по трансграничным перевозкам опасных отходов. Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. Завершается работа над Красной книгой, охватывающей все страны СНГ.

В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Вхождение России в международное экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом в развитии экологического сознания российских граждан. А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства.

Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов.

Таким образом можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Особенно хочется отметить важную задачу государства - повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных организаций.

Экологическая функция государства

Функция государства – это направление деятельности.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные, внутренние и внешние.

При определении понятия «экологическая функция» необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ: Россия – это демократическое правовое и социальное государство с федеративным устройством.

Т.о., экологическая функция – это одно из основных направлений деятельности органов государства в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которого является: 1) обеспечение реализации основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также 2) обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.

С одной стороны – цель достаточно чётко определена, с другой стороны – достижение этих целей трудновыполнимо, т.к. сами интересы имеют диалектическое противоречие (например: экологический интерес – сохранить ресурсы, не трогать их, экономический интерес – воздействовать с целью изъятия ресурсов).

С одной стороны человек бессознательно использует ресурсы, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме их сохранения.

Экологическая функция проявляется в определении правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды (часть 2 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Реализуется экологическая функция через различные виды деятельности органов государства (правотворческую, правоприменительную, правосудие).

Экологическая функция права

Речь идёт о праве в целом, а не об отдельных его отраслях.

Экологическая функция права – это направление воздействия права на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды, благоприятное для жизни и здоровья человека и жизни других живых организмов.

Последствия: т.о., право опосредовано (через общественные отношения) влияет на взаимодействие человека, общества и природы (т.е. взаимодействие субъекта и объекта).

Данная функция реализуется (механизм) через разработку, принятие и применение правовых норм, регулирующих данные общественные отношения.

Степень реализации экономической функции у разных отраслей различна.

С учётом степени реализации экономической функции все отрасли делятся на две большие группы:

1) собственно экологическое право как специализированная комплексная отрасль права

2) все иные отрасли.

4. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Уже в самом понятии много оценочных категорий.

Роль законодателя – установить критерии оценки, чтобы обеспечить единое понимание.

Данное право – это одно из основных естественных прав человека, признанное конституцией РФ в ст.42.

Данное право связано с правом на жизнь (поскольку жизнь возможна лишь в благоприятных условиях), является неотъемлемым личным правом, возникающим с момента рождения любого человека (независимо от его принадлежности к гражданству или отсутствия такового) и прекращающееся с момента смерти.

Т.о., субъектами данного права являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Объектом данного права является благоприятная для жизни, здоровья и генетического фонда человека окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем природных и природно-антропогенных объектов.

Качество окружающей среды – это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В экологическом законодательстве устанавливаются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых и обеспечивается благоприятность данной среды (нормативы веществ, явлений и иных воздействий на среду).

Данные показатели (нормативы) учитываются с учётом обеспечения:

1) чистоты (незагрязнённости) окружающей среды

2) ресурсоёмкости, т.е. неистощимости природных ресурсов

3) обеспечения экологической устойчивости (неразрушаемости экологической системы)

4) обеспечения видового разнообразия и многообразия окружающей среды

Чем разнообразнее и больше видов, тем устойчивее биосфера

5) с учётом эстетической ценности (нравственных, культурных интересов общества)

Особенно это актуально в генной инженерии.

1) право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

2) право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением

иные права, перечисленные в ст.42 конституции, в сущности направлены на реализацию права на благоприятную окружающую среду.

Обратить внимание на положения ст.11 – 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» - речь идёт о правах граждан и их объединений и корреспондирующих им обязанностях

гос. органов по охране окружающей среды.

Организационно-правовое обеспечение данного права (механизм):

Организационно-правовое обеспечение данного права связано с экологической функцией государства и права.

На основе последовательного осуществления системы научно-технических, экономических, организационных (в т.ч. управленческих), правовых, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

Речь идёт именно о системе мер. Если хотя бы одна из них выпадает, эффективность не достижима. Например, в РФ был ликвидирован природоохранный орган (его функции переданы Министерству природных ресурсов, которое обеспечивает природопользование).

Р.Х. Гиззатуллин*

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ**

Традиционно в содержание экологической функции государства включают деятельность государства по охране окружающей среды от различных видов негативного воздействия, а также по обеспечению рационального использования природных ресурсов. Вместе с тем в общей теории государства и права и эколого-правовой науке предлагается более широкий подход к содержанию этой жизненно важной функции. В частности, предлагается включить в нее такие виды деятельности государства, как распоряжение в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства; обеспечение соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц1; обеспечение экологической безопасности2.

* Доцент кафедры аграрного и экологического права Института права БашГУ, кандидат юридических наук.

Данная статья подготовлена с использованием СПС «КонсультантПлюс».

1 См.: БринчукМ.М. Экологическое право: Учебник. М., 2003. С. 44-45; Гиззатуллин Р.Х. О параметрах экологической функции государства // Экологическое право. 2008. № 2. С. 10-14.

2 Анализ научных работ по правовым вопросам обеспечения экологической безопасности показывает, что такая деятельность рассматривается не только в качестве ее самостоятельного вида наряду с охраной окружающей среды и обеспечением рационального природопользования (см.: например: Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы: Учеб. пособие для вузов. М., 2004; Сизов В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2006; Уханов И.С. Экологическая функция современного российского государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000), но ив качестве деятельности, их замещающей. Например, под экологической функцией понимаются «осуществляемое в экологической сфере объективно необходимое, целенаправленное, законодательно-обусловленное направление (сторона) государственной деятельно-

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2010

Для выделения того или иного вида деятельности в рамках функции государства необходимо наличие общественной потребности, а также (учитывая, что любая функция государства реализуется посредством собственных, правовых и организационных форм) особого правового и организационного механизма.

Если деятельность государства по распоряжению природными ресурсами и охране экологических прав имеет в рамках экологической функции свою четкую предметную область (отличающуюся от охраны окружающей среды и рационального использования), обусловлена общественными потребностями, нашедшими свое нормативное выражение в ст. 2, 9, 18, 42 Конституции РФ, имеет особый правовой и организационный механизм обеспечения, то в отношении обеспечения экологической безопасности возникают определенные вопросы.

Является ли обеспечение экологической безопасности самостоятельной общественной потребностью наряду с охраной окружающей среды и обеспечением рационального использования природных ресурсов? Существует ли особый набор правовых и организационных мер для выделения и осуществления такого вида деятельности в рамках экологической функции государства?

Прежде всего обратимся к вопросу о том, что понимается под экологической безопасностью.

Ее легальное определение содержится в ряде нормативных правовых актов. Так, в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»3 экологическая безопасность определяется как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычай-

сти по обеспечению экологической безопасности общества» (Муха-меджанов Б.А. Экологическая функция советского государства: Авто-реф. ... дисс. канд. наук. Алма-Ата, 1990); «осуществляемые в экологической сфере, основные направления деятельности любого государства по устойчивому развитию и обеспечению экологической безопасности окружающей среды» (Архипкин С.В. Понятие экологической функции государства // Правовое регулирование общественных отношений: Сб. научных трудов. Оренбург, 1998. С. 61). 3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

ных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В Законе Республики Башкортостан от 2 июня 1997 г. «Об экологической безопасности Республики Башкортостан» (ныне утратил силу) экологическая безопасность понималась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее.

Имеются также многочисленные научные определения экологической безопасности. В частности, она определяется как: состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего прав на чистую, здоровую, бла-

гоприятную для жизни окружающую среду; состояние защищенности социальных, экономических, экологических прав и законных интересов граждан, материальных, культурных и иных ценностей общества и государства, экономических и иных интересов предприятий, организаций, учреждений и предпринимателей от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванных антропогенным воздействием на нее, а также от последствий экологических аварий и катастроф5 и др. В иных областях научных знаний экологическая безопасность понимается, например, как способность государства контролировать, снижать и устранять экологические опасности разного масштаба, выявленные и оцененные научными методами, для обеспечения благосостояния общества и здоровья людей, политической, экономической и социальной ста-бильности6.

Приведенные определения показывают, что общей составляющей различных понятий экологической безопасности является ее понимание как состояние защищенности различных объектов и их жизненно важных интересов (к числу которых отно-

4 См.: Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1995. С. 545.

5 См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учеб. пособие для вузов. М., 2008. С. 366.

6 См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М., 2001. С. 77-78.

сятся и экологические интересы) от различных факторов и источников опасного воздействия. Что же касается различий, то они, на наш взгляд, заключаются в первую очередь в объектах экологической безопасности. Практически в каждом определении в качестве объекта выступают человек, его здоровье, права, блага и ценности, а природная среда упоминается довольно ред-ко7. По нашему мнению, объясняется это тем, что если в качестве объекта экологической безопасности рассматривать природную среду, то можно говорить об изначальном отсутствии специфики обеспечения экологической безопасности, поскольку обеспечение состояния защищенности природной среды есть не что иное, как опробованный десятилетиями практического применения комплекс природоохранительных мер (правовых, научных, экономических, технических и т.д.) от возможного или фактического негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий.

Имеется ли специфика в обеспечении экологической безопасности применительно к другим объектам - человеку, обществу и государству?

Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности»8 безопасность представляет собой состояние защищенно-

7 В неюридической литературе можно встретить совершенно иное понимание экологической безопасности в том смысле, что речь идет о состоянии защищенности природы, и где человек, общество или государство не упоминаются в принципе. Так, в одном из словарных изданий по общим и теоретическим вопросам экологии, биосферы, природоведения, экологическим проблемам жизнедеятельности, болезням человека, животных и растений, вызванных хозяйственной деятельностью, экологическая безопасность определяется как: 1) состояние природных территорий, при котором в их пределах отсутствует угроза нарушения баланса экологических компонентов, потери экологической устойчивости и разрушения экологических систем под влиянием того или иного вида антропогенного воздействия на природную среду; 2) использование природной среды без нанесения ей экологического ущерба (см.: Вишнякова С.М., Вишняков Г.А., Алеушкин В.И., Бочарова Н.Г. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь. М., 1998).

8 Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

сти жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такие интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и развитие личности, общества и государства (ст. 1).

В контексте экологической безопасности к таким потребностям человека относится состояние защищенности его права на благоприятную окружающую среду и здоровья от неблагоприятных факторов окружающей среды; общества - защищенность его материальных и духовных ценностей, так или иначе связанных с экологической сферой; государства - защищенность его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, имея в виду, что эти интересы без наличия достаточного количества природных ресурсов (особенно это касается России, где более половины государственного бюджета формируется за счет эксплуатации ресурсов недр) могут быть поставлены под угрозу.

Представляется, что и в отношении таких объектов, как человек, общество и государство, также не прослеживается какая-либо специфика деятельности государства в области обеспечения экологической безопасности по отношению к его деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов.

Удовлетворение жизненно важных интересов человека и других объектов возможно при определенном приемлемом для них уровне состояния защищенности. Таким уровнем, по нашему мнению, является благоприятная окружающая среда. Разработанная в науке экологического права концепция благоприятной окружающей среды исходит из того, что такое ее состояние характеризуется качественными (чистота (незагрязненность) воздуха, воды и почв) и количественными (достаточность природных ресурсов) показателями. Обеспечение экологической безопасности предполагает осуществление деятельности, направленной на поддержание или достижение и поддержание такого состояния окружающей среды, при котором отсутствуют или минимизированы угрозы объектам экологической безопасности, обусловленные факторами окружающей среды. Но благоприятное состояние окружающей среды, а следовательно, и

экологическая безопасность достигается и поддерживается деятельностью по охране окружающей среды и ее рациональному природопользованию (автору не приходилось встречать иных позиций). Прежде всего это экологическое нормирование, предусматривающее установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого на нее воздействия, которое в эколого-правовой науке рассматривается в качестве организационно-правовой меры охраны окружающей среды. Аналогичной позиции придерживается и законодатель. Так, согласно ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» «нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности». Правда, в данном Законе нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки ее состояния в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов, т.е. в качестве цели не упоминаются человек и его здоровье. Это можно расценивать как упущение законодателя, поскольку, как указывает М.М. Бринчук, «заложенная и в доктрине отечественного экологического права, и в экологи-

ческом законодательстве концепция нормирования качества окружающей среды основана на идее предупреждения вреда здоровью человека и окружающей среде»10. Помимо экологического нормирования, качество окружающей среды, а следовательно, и здоровье человека обеспечиваются и другими мерами охраны окружающей среды - оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности (ОВОС), эколо-

9 Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 11) устанавливает, что нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него осуществляется в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха (см.: СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222).

10 Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9. С. 38.

гическая экспертиза, экологическая сертификация. Совокупность указанных мер обеспечивает и защищенность экологических прав человека.

Что касается экологической безопасности общества и государства, то она также обеспечивается в рамках механизма охраны окружающей среды и рационального использования. Например, потребность государства в достаточном количестве природных ресурсов как условие экономической независимости государства обеспечивается в рамках нормирования в области охраны окружающей среды посредством установления нормативов изъятия природных ресурсов. Возникает вопрос: каково место обеспечения экологической безопасности в этом механизме?

Анализ показывает, что сторонники обеспечения экологической безопасности приводят различные аргументы в пользу выделения такого вида государственной деятельности. Один из основных - большое число нормативных правовых актов, в которых упоминаются термины «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности»11. Так, А.К. Голи-ченков указывает: «...Большое число актов, содержащих термин «экологическая безопасность» или его комбинации, объясняется формальными причинами, прежде всего тем, что данный термин употребляется в Конституции РФ»12, и в этом с ним нельзя не согласиться. Кстати, тот факт, что в ст. 72 Конституции РФ упоминается обеспечение экологической безопасности, также рассматривается в качестве основания ее включения в содержание экологической функции государства13. Однако, по нашему мнению, упоминание того или иного термина в тексте Конституции отнюдь не позволяет делать вывод о наличии особого вида дея-

11 М.М. Бринчук, оппонирующий по ряду вопросов сторонникам обеспечения экологической безопасности, приводит данные о том, что термин «экологическая безопасность» упоминается более чем в 1600 актах. См.: Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория. С. 30.

12 Голиченков А.К. Охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов: общее и особенное // Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения: Сб. статей. М., 2001. С. 144.

13 См.: МиняевА.О. Указ. соч. С. 94.

тельности государства. Для этого, как было сказано выше, необходимо наличие особого правового и организационного механизма.

В работах, посвященных правовым вопросам экологической безопасности, не приводится ни одной меры по ее обеспечению, которая бы не являлась мерой охраны окружающей среды и ра-

ционального использования природных ресурсов. Не упоминаются они и в законодательстве. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливается, что данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Кроме того, в нем предусмотрены требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Эти требования направлены в том числе и на обеспечение экологической безопасности. Но при этом следует обратить внимание, что в указанном Законе они определяются как «требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Именно такая деятельность, как правило, приводит или может приводить к возникновению чрезвычайных экологических ситуаций с нега-

14 Например, Н.А. Гейт в своем курсе лекций по экологическому праву выделяет раздел «Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности». При этом в организационный механизм он включает такие правовые инструменты, как экологическое нормирование, ОВОС, экологическая экспертиза, экологический мониторинг, экологический контроль, экологическое лицензирование, экологическая сертификация и.т.д., а правовой механизм, по его мнению, образуют информационное обеспечение и правовое регулирование доступа к информации, юридическая ответственность за экологические правонарушения и т.д. (см.: Гейт Н.А. Экологическое право: Курс лекций. М., 2007. С. 136).

тивными последствиями, а указанные требования направлены на предотвращение таких ситуаций. Очевидно, что именно эти требования имелись в виду (в текстах приводимых ниже актов не давалось каких-либо разъяснений по поводу юридического содержания понятия «требования экологической безопасности») в проекте федерального закона «Об экологической безопасности», отклоненном Президентом РФ в 1995 г., в упоминавшемся выше Законе Республики Башкортостан «Об экологической безопасности Республики Башкортостан», в постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О рекомендательном законодательном акте «Об обеспечении экологической безопасности»15 и др.

В юридической и в иной литературе, обосновывая обеспечение экологической безопасности, ссылаются на международно-правовые акты, на законодательство зарубежных государств. Но при этом почему-то говорится, например, о том, что «в Германии экологическая безопасность приобрела самостоятельное значение в 1972 г., когда была опубликована первая федеральная экологическая программа. в 1974 г. было основано Федеральное управление по охране окружающей среды. в 1986 г. .выделилось Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и контроля безопасности ядерных реакторов. в 1974 г. был принят закон «О защите окружающей среды от вредных воздействий.»16. А.Е. Кадомцева, рассматривая экологическую безопасность как межгосударственную проблему современного развития цивилизации, опирается на резолюции международных конференций по охране окружающей среды (Тегеран, 1973 г.; Бухарест, 1977 г.), на решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на Соглашение стран - членов АСЕАН по сохранению природы и природных ресурсов 1985 г. и т.д.17 Отметим, что в указанных международно-правовых документах понятия «экологи-

15 Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 1997. № 7.

16 См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Указ. соч. С. 70.

17 См.: Кадомцева А.Е. Экологическая функция современного российского государства / Под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2001. С. 46-71.

ческая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» не упоминаются.

Высказывается также мнение о том, что концепция экологической безопасности способна предложить необходимый методологический прорыв в области охраны окружающей природной среды18. При этом постановка экологической проблемы на уровне национальной безопасности (в рамках которой признается ранее неизвестная форма безопасности - экологическая) решает несколько важных задач: придает природоохранительной проблеме значимость проблемы выживания человечества; делает экологическую проблему задачей высочайшего политического приоритета; концепция экологической безопасности предлагает новую основу для разрешения природоохранительных проблем - модель «предвидеть и предотвращать» вместо общепринятого подхода по типу «реагировать и корректировать»19. Думается, что такая аргументация в пользу значения экологической безопасности в системе правового регулирования отношений «общество - природа» не убедительна. Во многом, если не в первую очередь, осознание необходимости охраны окружающей среды на национальном, а затем и на международном уровне было обусловлено возникшими угрозами экологического характера существованию человека как биологической субстанции. Охрана окружающей природной среды и без экологической безопасности является одним из приоритетных направлений государственной деятельности как на национальном, так и на международном уровне. Другое дело, насколько интересы охраны природы действительно приоритетны для государства. Об экологической безопасности и необходимости ее обеспечения говорят многие российские политики, о ней говорится во множестве государственных концепций, доктринах, программах, но кардинально ничего не меняется. Более того, прослеживается тенденция к деэкологизации государственной деятельности, и очевидно, что признание экологической безопасности в системе национальной безопасности на ситуацию повлиять не может. На протяжении многих десятилетий (в России - несколько меньше) в

18 См.: Кадомцева А.Е. Указ. соч. С. 65.

19 См.: там же. С. 65.

зарубежных экономически развитых и экологически благополучных государствах без какой-либо концепции экологической безопасности применяются меры, которые направлены на предупреждение причинения вреда окружающей природной среде, прежде всего ОВОС, экологическая экспертиза, экологическая сертификация. В контексте этого обстоятельства приведем позицию М.М. Бринчука: « .Весь мир (особенно Скандинавские и некоторые североевропейские государства) вполне успешно ограничиваются охраной окружающей среды, обеспечением рационального использования природных ресурсов и защитой эко-20

логических прав.» .

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, во-первых, отсутствует общественная потребность в обеспечении экологической безопасности. Состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества, государства и природной среды вполне укладывается в решение таких общественных потребностей, как охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Во-вторых, даже если исходить из того, что такая общественная потребность имеет место, то для выделения обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности государства в рамках экологической функции требуется формирование собственного организационно-правового механизма ее реализации.

Экологическую безопасность можно рассматривать в качестве задачи, которую государство решает посредством таких направлений деятельности, как охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования. Она может рассматриваться в качестве принципа охраны окружающей среды или служить критерием эффективности экологической функции государства.

20 Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория. С. 40-42.

Введение 2

    История становления и развития экологической

функции государства 3

    Формы и методы осуществления экологической функции 11

    Экологическая функция права 12

Список использованных источников и литературы 14

Введение

На современном этапе развития общества, в период экономических реформ и бурного индустриального роста, произошло резкое ухудшение качества окружающей природной среды, что заставило большинство стран, в том числе и Российскую Федерацию, задуматься о проблемах экологии и важности их незамедлительного решения. В этой связи повышается значимость экологической функции государства, реализация которой способствует достойному существованию человека в экологически благоприятной, пригодной для жизни окружающей среде и в конечном счете выживанию человечества как биологического вида.

Практика многих демократических стран показывает, что любое государство обладает реальными возможностями обеспечивать необходимый уровень охраны окружающей среды, экологических прав и свобод граждан.Наиболее ценным представляется осуществления экологической функции Федеративной Республикой Германией, как имеющей положительные результаты законотворческой деятельности, традиции право формирования и право применения, а также в некоторых аспектах сходные с отечественной формы правового регулирования и способы построения законодательства. Немаловажным является тот факт что Германия имеет положительный опыт кодификации экологического законодательства. которая, к сожалению, отсутствует в отечественной правовой системе. Кроме того, несколько лет назад в ФРГ был принят и успешно действует закон «Об экологической информации», аналога которому в России до сих пор нет.

    История становления и развития экологической функции государства

Вопрос о функциях российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.

Появление экологической функции в системе функций государства является следствием необходимости в государственно-правовой охране природы. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе функций государства самостоятельной экологической функции.

До середины ХХ в. функция охраны природы, в частности в СССР, осуществлялась через экономическую функцию государства.

Экологическую функцию советского государства отличали преобладание государственных экономических интересов над экологическими интересами общества, приоритет экономики над экологией, система государственного планирования базировалась на жесткой эксплуатации природных ресурсов, не учитывались последствия хозяйственной деятельности для окружающей среды. Нормы природоохранного законодательства во многом были декларативными, на практике их реализация подменялась исполнением директив госплана, партийных решений.

Примерно с 70-х годов прошлого столетия исследователи стали задумываться о выделении среди иных функций государства новой, заметно отличающейся от всех остальных – функции охраны природы. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства».

Первоначально она носила название «охрана природы», либо «охрана окружающей природной среды», и ее существование рассматривалось в основном теоретиками науки государства и права. Но были и исключения.

Так, Ю.И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства - функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию - функцией Советского государства по руководству рациональным природопользованием». Тем не менее важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы – неразрывно связанные стороны единого

понятия “рациональное природопользование».

Начиная с 80-х годов, когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в советской юриспруденции начинает употребляться термин «экологическая функция государства», но старое название еще сохраняется, используется в ряде случаев как синоним.

Например, у В.Н. Хропанюка мы находим: «Природоохранительная (экологическая) функция – жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом». Однако исследователи уже понимают, что старый термин не в полной мере отражает сущность явления, а характеризует его только с одной стороны. Это не случайно, так как «развитие права всегда сопряжено с обсуждением и

формированием терминологии».

В настоящее время в теории государства и права и, особенно, в экологическом праве, используется в основном термин «экологическая функция», хотя есть ученые, которые по-прежнему отдают предпочтение старому варианту.

Акцентируя внимание на одном из аспектов экологической функции – обеспечении экологической безопасности, Б.А. Мухамеджанов предлагает под экологической функцией государства понимать «осуществляемое в экологической сфере объективно-необходимое целенаправленное, законодательно – обусловленное направление (сторону) государственной деятельности по обеспечению экологической безопасности общества», подчеркивая при этом, что проблемы охраны окружающей среды в большей степени должны осознаваться как проблемы обеспечения экологической безопасности.

Экологическое направление деятельности государства рассматривается и развивается сейчас в основном в рамках экологического права. К большому сожалению, можно констатировать, что исследователи теории государства и права, за редким исключением, не уделяют сейчас должного внимания экологической функции государства..

Функции государства обусловливаются объективными потребностями общества на конкретном этапе его развития. В Российской Федерации эта потребность связана с необходимостью поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды. Такая потребность была осознана еще во второй половине прошлого столетия в связи с резким ухудшением природной среды, деградацией на огромных пространствах естественных экологических систем. С учетом тенденции ухудшения состояния природы в мире и в России еще в большей степени такая потребность имеется сейчас.

Р.Х. Риззатуллин в своей работе в качестве основания существования функции государства называет признание самим государством необходимости осуществления действий, направленных на решение экологических проблем.

Объективным фактором, вызывающим необходимость в такой основной государственной функции, является научно-техническая революция и ее последствия для человека. Создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем, неизбежно, связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях проблема охраны окружающей среды вышла на передний план не только в пределах отдельной страны, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения земли, сохранения человечества.

По мнению Н.Д. Вершило, экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, так как она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно-обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации права человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду. С самого начала индустриальной эпохи ей были присущи черты, содержащие в себе зародыши будущих негативных последствий: расточительное использование сырьевых и энергетических ресурсов, загрязнение почвы, атмосферы, рек и морей промышленными отходами. Противоречия между обществом и природой в настоящее время достигли своей кульминации. Сегодня для человечества острым является вопрос об изменении отношения к природе, поиске гармонии с ней. От этого зависит сохранение самого человечества.

Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению содержания экологической функции государства. Причем между специалистами теории государства и права и специалистами по экологическому праву существуют серьезные противоречия.

Первоначально содержание этого направления государственной деятельности составляла лишь охрана природы, что, конечно же, находило свое отражение и в названии, которое мы только что рассмотрели. Постепенно от этого мнения отказались. В настоящее время существует ряд позиций по вопросу содержания экологической функции государства. Одна из них, главенствовавшая на протяжении последних 20 лет и на сегодняшний момент продолжающая оставаться актуальной, заключается в том, что содержание рассматриваемой функции составляют два элемента, а именно: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В частности, А.И. Денисов и С.А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Так как это мнение преобладало на протяжении многих лет, у него и сейчас есть немало приверженцев.

Природоохранительный, исторически первый аспект, в настоящее время ни в коей мере не утратил своей актуальности и заключается в сохранении и восстановлении посредством различных мер окружающей природной среды. Природоресурсный аспект выражается в рациональном использовании природных ресурсов и предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми и от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит процветание как самого государства, так и всех его граждан, нельзя допустить их потребление нерациональными, разрушительными методами.

Этот вопрос особенно актуален для Российской Федерации как страны, которая обладает огромными природными богатствами, но в то же время не имеет большого опыта их грамотного использования. Правильная их эксплуатация позволит развивать экономику и улучшать благосостояние граждан РФ.

Однако на сегодняшний день содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, оно намного шире. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях государство не будет развиваться, если не будет отражать все стороны экологической деятельности в содержании экологической функции.

Так, М.М. Бринчук считает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц». Обратим внимание на то, что здесь в содержание включается новый и очень важный элемент – охрана и защита экологических прав. В связи с закреплением этого института в Конституции РФ, других фундаментальных законах РФ (в частности, в Законе «Об охране окружающей природной среды») не возникает сомнений, что его следует выделить среди элементов содержания. Под экологическими правами граждан принято понимать признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой. За последнее время опубликовано достаточно большое количество работ, посвященных теме экологических прав граждан. К таковым правам можно отнести следующие:

– право на благоприятную окружающую среду;

– право на достоверную информацию о ее состоянии;

– право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия;

– право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.

Несколько аспектов экологической функции государства выделяет также А.О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства». Следовательно, следующим элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности.

Экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом. В настоящее время выделяют следующие виды безопасности: государственная, общественная, экономическая, оборонная, информационная, безопасность движения.

В научной литературе предложено следующее ее определение: «Экологическая безопасность личности, общества и государства – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых изменены путем загрязнения, засорения в результате либо антропогенной деятельности, либо преднамеренно (с целью экологических диверсий, экологической агрессии), либо в силу природных явлений и стихийных бедствий, обусловленных уничтожением, порчей или истощение природных объектов.

Так же заслуживает внимание точка зрения А.Ф. Черданцева, который считает, что «основным содержанием экологической функции является

управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды».

А.В. Васильев считает, что, «осуществляя экологическую функцию, государство обязано обеспечить экологическую безопасность граждан, создание чистой природной жизненной среды, не угрожающей здоровью населения». Аналогичное мнение высказывает и В.К. Бабаев, который считает, что «экологическая функция обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны».

Обратим наше внимание на позицию еще одного исследователя. М.М. Меркулов, определяя внутреннюю экологическую функцию, дает ей следующее определение: «Конституциональное направление (сторона) деятельности государства по охране, рациональному использованию, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, внутри территориальных границ, без осуществления которого продолжительное существование современного государства невозможно». Здесь внутри элемента «охраны окружающей природной среды» появляются два немаловажных уточнения. В силу того, что окружающая среда за последние десятилетия подверглась существенному негативному воздействию, деградировала, необходимо не только охранять ее от последующего негативного воздействия, но и принимать меры по восстановлению (воспроизводству и оздоровлению) окружающей среды. Природа на сегодняшний момент не в состоянии справиться сама с мощным воздействием на нее антропогенного фактора, поэтому необходимо принимать комплекс мер, направленных на ее восстановление.

    Формы и методы осуществления экологической функции

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы.

К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права.

Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления экологической функции государства относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методыне являются правовыми, важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей среды или экологическим правом.

Следовательно, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли права окружающей среды в системе российского права.

    Экологическая функция права

Экологическая функция права реализуется наряду с его традицион­ными политическими, экономическими и иными функциями, ха­рактерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусло­вило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении ка­чества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические зако­номерности во взаимодействии общества и природы и закрепля­ющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздейст­вия на естественную среду обитания. Экологическая функция права заключается в реализации общественных отношений в области охраны природы и рационального природопользования в целях создания безопасных благоприятных условий жизни. Воздействие права на экологические отношения проявляется следующим образом: в нормах права закрепляются научно- обоснованные правила природопользования и охраны природы; так же в нормах права закрепляются права и обязанности субъектов экологических отношений, помимо этого в нормах права фиксируются меры юридической ответственности.

В охране окружающей среды принимают участие почти все отрасли Российского права.

Нормы права, служащие средством реализаций экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только

социальные закономерности общественного развития (как и дру­гие нормы права), но и экологические закономерности, состав­ляющие основу системы "общество и природа". Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единст­во социальных и экологических закономерностей.

Список использованных источников и литературы

    Китаева Е. В., Внутренняя экологическая функция Российского государства и её основные приоритеты

    Миронов В.С. К вопросу о понятии и содержании экологической
    функции государства // Юристъ-Правоведъ. -2007. - № 1. - С. 120 – 123

  1. Миронов В. С. Экологическая функция государства: понятие, содержание, формы и методы осуществления (сравнительный анализ на примере России и Германии) : дис. ... канд. юрид. наук //Ростов н/Д, 2007 169 с. РГБ ОД, 61:07-12/981

    отражается и в правовых отношениях, что обусловливает появление соответствующей экологический функции права. Под экологической функцией ...
  2. Сущность и эволюция функций государства

    Реферат >> Государство и право

    13 Функция финансового контроля.....................................13 Функция охраны правопорядка.......................................14 Экологическая функция государства ..............................16 1.2.2 Внешние функции государства ...

Обладание гражданами своими правами должно в условиях открытого гражданского общества корреспондировать ответственности созданного ими правового демократического федеративного государства за реализацию и гарантирование этих прав.

Необходимость сочетания прав и обязанностей граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды повышает роль и ответственность государства и его должностных лиц за выполнение своих координирующих, контрольно-надзорных, социальных, экологических задач и функций.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 № 7-П праву каждого на благоприятную среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Общество, государство призваны осуществлять постоянный контроль за реализацией своей экологической функции, прав граждан, выполнением ими своих обязанностей.

Порой вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц обеспечивать экологические права граждан и благоприятную для них среду. Встречается также мнение о целесообразности и необходимости провозглашения страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, социальным.

Между тем в Конституции РФ уже предусмотрены немалые обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей применительно к отдельным правам предполагает возможность и необходимость такой же конкретизации и к другим правам и свободам.

Полномочия, функции государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в значительной степени представлены в Конституции РФ. Это:

  • поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию (ч. 2 ст. 41);
  • отнесение к ведению Российской Федерации установления основ государственной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71);
  • отнесение к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. "д" ч. 1 ст. 72);
  • проведение Правительством РФ единой государственной политики в области экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114) и др.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2001 № 14-0 указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. "г" ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114).

Обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются в законах и подзаконных актах, и вопрос в настоящее время сводится не столько к тому, чтобы их дальше перечислять и наращивать в нормативных правовых актах, сколько к тому, чтобы активизировать меры по их неуклонному соблюдению, применению, выполнению.

Реализация и обеспечение выполнения обязанностей и прав в сфере природопользования и охраны окружающей среды может усиливаться путем повышения государственной дисциплины, улучшения общественного климата вокруг охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей среды, обеспечения повседневного всеобщего контроля, неотвратимости правовой ответственности за экологические правонарушения, оздоровления экономики.

Двадцатилетний опыт существования Конституции РФ и многолетний, многовековой опыт правоприменения свидетельствуют о том, что между записанным, требуемым, должным и имеющимся на деле, в жизни правом обнаруживается дистанция огромного размера, и прежде чем принимать новые законы и предписания, необходимо выполнить предыдущие, уже принятые нормы.

Есть ли понятие экологического государства, каковы его показатели, критерии, как обеспечивать и гарантировать экологические права и обязанности? Все это надо предусматривать заранее, прежде чем формулировать обязательства общества и государства, посвященные использованию и охране природных ресурсов.

Право, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, и это в основном осуществлено в Конституции РФ, законодательстве, хотя порой предусматривается слишком расплывчато, декларативно, недостаточно.

Поставленные государством, его промышленностью, сельским и иными отраслями народного хозяйства в катастрофические условия территории, жители которых страдают больше других от массовых и опасных загрязнений природных ресурсов и окружающей среды, нуждаются в дополнительной экономической, правовой и иной помощи государства, по вине и в интересах которого они порой страдают.

Неблагополучные территории вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий. Государство, допустившее, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.



Просмотров