Эффективное мышление – ключ к успешному достижению целей. Эффективное мышление, как стиль жизни

Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике, и как уже отмечалось, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны. Среди них нет плохих и хороших. Они проявляют свои положительные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере органично присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования.

Эффективность - это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?

Если говорить об индивидуальной деятельности менеджера, то таким результатом может быть не что иное, как его успех в решении проблем, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность в понимании того, что надо делать дальше и как это необходимо делать. Все это акты мыслительной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, то наиболее эффективным оказывается тип творческого, гибкого, конструктивного мышления. Когда он решает текущие проблемы, - необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.

Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются тем, как развиты те или иные типы мышления менеджера, какие методологии он выбирает при решении проблем. Это определяет и затраты времени - самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.

Но когда результатом интеллектуальной деятельности является решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, тогда затраты становятся более зримы и значительны. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но, возникновение которых необходимо свести к минимуму.

Вероятно, есть смысл рассмотреть наиболее типичные ошибки, встречающиеся в процессах мышления.

1. Обобщение по недостаточному количеству фактов, а иногда и по единичному факту. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффективность мыслительных процессов.

2 . Перенос смысла, или точнее некорректная аналогия. В качестве примера можно привести понятие "искусственный интеллект". Оно построено на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусственными ногами, авиалайнер летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Конечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, о значении которой можно договориться. Тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена.

К разряду некорректной аналогии можно отнести такие, например, определения: "АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ" или "субъект управления - это управляющая система". Одно неизвестное понятие определяется через другое неизвестное

Интересно, что понятие управляющей системы при этом определяют через понятие субъекта управления. Таких примеров может быть множество.

3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его размывание в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала вкладывают в него одно содержание, потом оперируют им, полагаясь на другое содержание. Это часто встречается с понятиями "демократия", "система управления", "методы управления" и др.

4 . Ошибки мышления часто наблюдаются в использовании различных схем доказательства, нарушении логики взаимодействия посылки и выводов.

5 . Бывают и "непротиворечивые противоречия" в рассуждениях: противопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие; потеря главного, основного; преувеличенное противопоставление главного и второстепенного.

Мышление - это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве мышления. Оно проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, "переживанием мысли". Искусство мышления - это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.

Эффективность мышления - это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного процесса, дисциплинирующий его фактор.

4. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления

Использование всех этих методов в единстве, взаимодействии и определенной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе и увидеть, казалось бы, невидимое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения.

В деятельности исследователя большую роль может играть метод переключения стратегий. Его суть заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса.

Стратегия мышления отражает связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса.

Истоками мышления могут быть спонтанные, случайные факторы деятельности человека. Но не всегда они обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких же случайных направлениях мысли, какими сами являются.

Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления - вот главная задача исследователя.

С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Новые и оригинальные решения очень часто находятся в плоскости случайных мыслей, непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением.

В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления. И главное здесь заключается не в том, что исследователь должен переходить со спонтанного мышления на организованное и обратно, а в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления. Сопоставление спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления. Но в использовании этого метода возникает множество трудностей. Одна из них - несовместимость спонтанного и организованного мышления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Эти два типа мышления разрушают друг друга, и надо много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования. Метод переключения стратегий - это разрешение конфликта жесткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования. Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.

Метод Мэтчета заключается в овладении приемами управления собственным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером исследовательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мышления для его сознательного приспособления к целям исследования. Понятие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Последний характеризует индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, знаниями, опытом, исследовательским талантом. Режим мышления - это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.

Этот метод разработан Мэтчетом для задач проектирования. Но он имеет универсальный характер и может быть успешно использован для любых исследовательских задач. К тому же, как мы уже отмечали, исследование во многих своих чертах является проектированием новой концепции, объясняющей непонятное, определяющей эффективные действия, позволяющей предвидеть развитие событий. Это типичные задачи любого исследования.

6. Режимы мышления

Какие существуют режимы мышления? Первый режим мышления заключается в мышлении по основным элементам. Оно заключается в выделении основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы "течтемами". Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого метода. Течтемы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам.

А. Варианты подходов:

потребность в исследовании

предварительная гипотеза

подход (парадигма исследования)

переключение

Б. Варианты суждений:

предположить

взвесить (оценить)

сравнить (суждения, подходы и пр.)

экстраполировать

оставить без изменений

предвидеть

В. Варианты стратегий:

продолжить в избранном направлении

продолжить и расширить круг проблем

изменить направление

сопоставить с прошлым

сопоставить с будущим

изучить детали

обобщить

искать противоречия

продолжить более интенсивно

прекратить

Г. Варианты тактик:

оценить риск

определить последствия

развить идею

сравнить с аналогичными ситуациями

разделить действия

приспособить к объяснению известное

сосредоточиться на частичном

разложить на компоненты (декомпозировать)

установить причины

оценить возможность нового подхода

заменить решение на обратное

сравнить варианты

Д. Варианты взаимодействий:

накапливать и хранить решения

выявить зависимости

отложить принятие решения

проверить на избыточность

проверить на соответствие

соотнести с известным

сообщить идею

Е. Варианты формулирования понятий:

использовать понятие

изменить ракурс абстракции

использовать схему стратегии

изменить точку зрения

сравнить с существующей ситуацией

сравнить с возможной ситуацией

использовать первичное кольцо

использовать вторичное кольцо

Ж. Варианты препятствий:

обойти препятствие

разрушить препятствие

устранить препятствие

начать деятельность с нуля

начать новый этап деятельности

действовать одновременно в разных направлениях

Главное в использовании этого метода заключается в способностях и умениях управлять собственным мышлением, построить такую стратегию и технологическую схему мышления, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.

В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т.е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату.

Второй режим мышления в методе Метчета - это мышление стратегическими схемами. Этот режим мышления отражает развитую способность выбирать и строить стратегию, т.е. поставить ясную цель и видеть возможные пути достижения этой цели, траекторию мысли исследователя. Это также способность сравнивать достигнутое с намеченным и разрабатывать разнообразные стратегические схемы.

Третий режим - мышление в параллельных плоскостях. Это способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режим - голографическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режим - мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или концепцию, гипотезу, ситуацию с каким-либо образом (зрительным образом картины или слуховым образом музыки). Это весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.

Правильно мыслить более ценно, чем многое знатьДжон Локк

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный ?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Тот, кому свойственно эффективное мышление, обречен на успех. Он делает больше за меньшие промежутки времени, меньше устает и быстрее достигает целей.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1 Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2 Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3 Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4 Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

Нужно научиться работать не больше, а эффективнее и продуктивнее. Впрочем, это вовсе не значит, что следует потакать своей лени.

5 Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте!

Зачастую люди , которые по-настоящему отравляют жизнь, мешают принимать решения, заставляют бояться действовать. Как правило, страхи закладываются еще в детстве и сам человек может их даже не осознавать. Здесь поможет хороший психолог.

Запишитесь на консультацию и избавьтесь от страхов и ограничений. Достигайте целей и наслаждайтесь этим процессом!

Ученые считают, что наш мозг, для решения задач, использует 4 – 5% своих возможностей. Повышение его КПД хотя бы на один процент было бы уже большим прорывом в науке и сам человек получил бы для себя большие преимущества, по сравнению с обычным способом мышления. Но как раздвинуть границы разума, какие механизмы при этом будут задействованы и как ими можно овладеть? Для ответа на эти вопросы, надо изучать работу подсознания. Можно прийти к ответу на вопросы эмпирическим путем, через много лет, используя метод проб и ошибок, а можно, а можно быстро выйти на нужный результат. Ученые не до оценивают важность изучения работы подсознания, они даже не знают, как в него проникнуть, а между тем, понимание происходящих в голове процессов помогло бы человечеству быстро продвинуться в своем развитии и не допустить множества ошибок, грозящих ему самоуничтожением…. Как мы мыслим? Эмоционально, логически, смешанно. В любом случае, мысль следует за возбуждением и мы большую часть информации протаскиваем через эмоциональный опыт, который не объективен, консервативен и часто бывает ошибочен. Следуя за возбуждением, мы совершаем огромную непроизводительную работу, ради нахождения крупицы истины. Истина не может быть раз и навсегда установленной. Ее фиксация «раз и навсегда» сильно тормозит развитие разума. Достаточно вспомнить средние века, когда ученые подвергались гонениям со стороны католической церкви, которая считала свои «истины» непоколебимыми и не подвергающимися сомнению. Человек не может жить без стабильного фундамента, который делает его жизнь предсказуемой и безопасной, но и чрезмерный консерватизм тоже идет во вред, так как не несет в себе обновления, позволяющегося подстраиваться под постоянно меняющуюся реальность…. При мышлении, мы перескакиваем из одной крайности в другую и ищем (или не ищем) «золотую середину», которая оберегала бы нас от конфликтов, противостояния и давала душевный покой. Компромисс дается не просто и не всем. Мы предпочитаем любить или ненавидеть, а как-то посередине – не получается. Шарахаясь из крайности в крайность, мы в любом случае совершаем ошибку, так как истина, как известно, посередине, а любая крайность вредна и она не соответствует истине. Наше пристрастие к крайностям тормозится принудительно, через депрессию. Таким образом мозг протестует против односторонней направленности и старается нас переключить на что-то другое…. Представьте, что кто-то сильно вас разозлил. В голове сразу рой негативных мыслей по отношению к этому человеку. Через какое-то время успокоение придет (или не придет), но негативная фиксация застрянет в эмоциональном опыте (мирке – ракушке), что будет препятствовать объективному восприятию этого человека. С точки зрения выживаемости – это правильно, с точки зрения разума – неправильно, так как в возникновении конфликта есть и ваша вина, признавать которую у вас нет никакого желания. А какая разница, разумно восприятие или эмоционально? При эмоциональном восприятии, подавленное раздражение не исчезает, а продолжает накапливать раздражения, минуя сознание. Именно эмоциональный опыт, являясь нашим защитником, является и нашим могильщиком, потому что накапливаемые раздражения изнашивают нервную систему и весь организм в целом. Осмысленное же раздражение, переходит в нейтральное состояние и упраздняется. Кроме того, чувствам возвращается их первозданность, что в разы повышает качество и продолжительность жизни…. Но ведь мы не можем мыслить иначе. Мы всегда будем мыслить крайностями, пытаясь при этом их соединить. Следование за возбуждением дробит целое на части, из которых мы пытаемся собрать целое, чего не получится никогда. А мир должен восприниматься целостно, только тогда он будет восприниматься без искажений, что сведет количество ошибок к минимуму. Но мозг на такое не способен. Хоть как, а мы будем мыслить крайностями, качаясь из одной в другую, как с шестом на канате, натянутом над пропастью. Так мыслит все живое. Даже религия учит, что у человека есть право выбора, то есть, «или – или». Но ведь это не правильно. Правильно – это «золотая середина», в которой противоположности не разделяются, а объединяются, не воюя, а дополняя друг друга. Как этого добиться? И как тогда быть с индивидуальностью, со способностью любить или ненавидеть? Хочется, чтобы чувства бурлили, чтобы сильным было ЭГО, животность и человечность. И тут мы, в зависимости от ситуации, делаем выбор в ту или иную сторону. Людей сбалансированных, уравновешенных, не так много…. Мы хотим решить какой-то вопрос, принимаем решение, считаем, что все получится, а реальность все выстраивает по своему сценарию, отличному от нашего. Где-то, что-то мы не учли. И вот, сделав поправки, мы вновь устремляемся по выбранному пути. И снова облом. Мы постоянно вынуждены делать корректировки, ломки, забредаем в тупики и лабиринты, а можно ли было всего этого избежать? Подходим к главному. Во время глубокого сна, мозг стремится рассредоточить все пульсарно – логические связи и выйти на мышление сутью, когда мир воспринимается напрямую и ты сразу видишь и знаешь. Бессловесно, без эмоционально, хотя все эмоции раскрепощены и находятся в «эмоциональном бульоне», из которого извлекаются под ситуацию. Сознание становится чистым, а вся информация собрана в точку, из которой может извлекаться под ситуацию. Прагматизм, конкретика сливается с идеализмом, к которому постоянно стремится мозг и благодаря которому ищется путь в «светлое будущее». Прагматизм направлен на действие, что позволяет избежать пустого мечтательства, которое возникает, когда происходит потеря концентрации внимания и отрыв от реальности. Постарайтесь добиться полного расслабления, при максимальной концентрации внимания и тогда сможете мыслить сутью. Воля, при этом, становится «железной». Стоит вниманию прерваться хоть на мгновение - это будет означать, что страх пробил защиту и вы пошли у него на поводу. Способность мыслить сутью сразу пропадает. «Эффективное мышление» автоматически избавляет от всех вредных привычек, поскольку все они на сдвиговой основе (устойчиво нарушенном равновесии). Оно позволяет охватывать сразу все и одновременно находиться в любой конкретной точке, с проникновением сознания в ее суть. Время становится единым и вы сразу видите и знаете, без проделывания огромной непроизводительной работы. Бессловесное мышление – это совершенно иной уровень мышления. Животные владеют им в той или иной степени. Люди считают, что животные руководствуются исключительно инстинктами, а они, как раз, мыслят во многом быстрей и эффективней, чем человек. Люди, начав высчитывать и отдав предпочтение логике, в большой степени утратили эту способность, но потеря восполнима…. Надо быть всяким, каким хочется, но при этом, овладевать методиками эффективного способа мышления. Оно другое, не привычное, а потому, не понятное, но оно не искусственно созданное, а заложено в человеке природой, просто он еще не разобрался в нем, не увидел его воочию и не осознал выгоду от него…. Несет ли такое мышление угрозу? При неправильном подходе и применении, возможно – все можно извратить. Но скажите, какую угрозу для психики и здоровья может нести человеку раскованность, уравновешенность, доброжелательность, спокойствие, разумность, внимательность?.. Это все составляющие «эффективного мышления». Угрозу здоровью и психике скорей несет неуравновешенность, однобокость мышления. При уравновешенной психике все системы организма работают в наиболее комфортном для себя режиме. У «эффективного мышления» нет эмоциональных перепадов, а потому оно не вызывает ломок связей и депрессий. Мир крутится, вертится, взрывается, а для вас он неподвижен и вы все время воспринимаете его с чистого листа, без искажений. Потому что ваше внимание устойчивое и вам не надо все время информацию сравнивать со своим эмоциональным опытом, который все равно несет искаженную информацию о мире. 28.07.2015 г.

Рецензии

Доброго дня, Владимир!

"Наше пристрастие к крайностям тормозится принудительно, через депрессию. Таким образом мозг протестует против односторонней направленности и старается нас переключить на что-то другое".

Очень даже согласна!

"... какую угрозу для психики и здоровья может нести человеку раскованность, уравновешенность, доброжелательность, спокойствие, разумность, внимательность?.. Это все составляющие «эффективного мышления». Угрозу здоровью и психике скорей несет неуравновешенность, однобокость мышления".

Отличные мысли,
Прочла с большим интересом!

По поводу раскрытия глубинного потенциала мозга человека добавлю:

1. Почему и кем наш уникальный мозг так надёжно заблокирован?
2. Что будет, если активировать спящий потенциал современного человека, к примеру учёного, изобретающего новые виды вооружения, ведь в любом случае он первым получит доступ к "полезной" информации?
3. Все ли открытия обнародуются в современном, "этически развитом" мире и не скрываются ли до поры до времени?

Вопросы риторические, просто к размышлению.

Огромное спасибо за статью, за интерес и вдохновенный поиск!
С пожеланием дальнейших творческих удач и светлых вдохновений,
уважением и теплом души,
Наталия

Тут должны были быть слова о том, что данная статья научит вас мыслить не просто эффективно, а суперэффективно за считанные минуты. Но этих слов, увы, тут нет.

Не открою Америку, если напишу, что правильное, эффективное мышление является отличной основой для достижения успеха практически в любом деле. А если умение «правильно» думать сочетается в одном человеке с самодисциплиной, то такому человеку можно с полным правом поаплодировать.

Давайте разберемся, а что такое вообще правильная система мышления. На каких принципах она основана? Где те вершины, к которым нужно стремиться? Итак…

1. Первым принципом стоит назвать независимость ума . Это вполне очевидно: можно ли ждать выдающихся результатов от интеллекта, который обременен общественными и личными стереотипами, предрассудками, ? Независимость, помимо этого, проявляется в отсутствии кумиров и недосягаемых авторитетов, чьи слова воспринимаются на веру. Независимо рассуждающий человек всегда должен быть готов взять за ушко и вытащить на солнышко любого гуру, потому что ошибаются все, а известные личности тем более, так как теряют порой изрядную долю самокритичности.

2. Второй принцип — это умение рассуждать о себе самом отстраненно и холодно , то есть , не поддаваясь им и не давая исказить картину мира. Это сложно. Но возможно.

3. Немалое значение имеет поддержание баланса между индивидуальным стилем, в котором вы думаете и общепринятой логикой . С одной стороны, необходимо стремиться к использованию индивидуальных сильных сторон (у кого-то мысли проносятся в виде произносимых про себя фраз, у кого-то зримых образов, у третьего — в виде чего-то среднего). Нет смысла менять личный стиль мыслей — напротив, нужно использовать его преимущества. Однако нельзя забывать, что предъявляя другим результаты своей деятельности, нужно стремиться свести способ донесения мыслей к общепринятому.

Например, когда я пишу статью, я стараюсь придерживаться обыденной, легко прослеживаемой логики, хотя местами было бы «красивее» завернуть какое-нибудь сравнение. Однако такой способ передачи информации хорошо работает только для людей с соответствующим типом интеллекта. А обычное описание худо-бедно понимают все — так как им мы пользуемся в обыденной жизни постоянно.

Не стоит также и упускать другие стили мышления (например, если вы думаете зримыми образами — попробуйте использовать сухие и формальные схемы на бумаге). Это расширяет диапазон доступных приемов.

4. «Объемность» мысли . Этот принцип достаточно сложно объяснить. По моему мнению, «объемность» означает умение и стремление видеть проблему или задачу в комплексе, то есть, не упуская деталей, понимать причины и следствия, связь проблемы с особенностями вашей личности и не останавливаться на одном пути решения.

Понять что-либо по описанию выше весьма затруднительно;) Но постарайтесь — тренируйте эффективность восприятия информации — полезное свойство.

Впрочем, не буду садистом, поясню на примере.

Допустим, человек приступил к утренним пробежкам (или к другому полезному делу) и спустя несколько дней бросил. Не получилось — бывает. Какую мыслительную работу он должен проделать, чтобы его думы можно было счесть эффективными по принципу номер 4? Примерно такую:

  • определиться со своими желаниями и целями, выявить, правда ли он хочет бегать или же нет;
  • понять, что именно ему помешало продолжить занятия;
  • разобраться, не связана ли причина с глубинными свойствами его личности;
  • найти путь разрешения проблемы, причем так, чтобы это помогло не допустить подобных проблем в будущем;
  • отследить эффективность пути решения;
  • внести необходимые коррективы;
  • перенести полученный опыт на другие сферы жизни.

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку.

Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки?

Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно .

Враги эффективного мышления

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия.

Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен
Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.
Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.
Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх.

5. Интуиция и эмоции
Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.
Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.
Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.
Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

6. Очистка мысленного пространства от хлама .
Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно!

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья « », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

Методики эффективного мышления

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы.

Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:
« »;
« »;
« »;
« »;
« »;

P.S.:В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье « ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.



Просмотров