Джексон, вэник и их поправка. Черная молния

Согласно статистике, в 2010 году более половины американцев родились после 1975 года, даты принятия поправки Джексона-Вэника. И можно биться об заклад, что даже те, чей возраст позволяет помнить о модных тогда башмаках на платформе и штанах клёш, вряд ли смогут вразумительно рассказать о подробностях законодательных актов или же о породивших их причинах. В этом заключается и сила поправки Джексона-Вэника, и необходимость отменить её действие на Россию.

Напомним, авторы поправок сенатор Генри Джексон и конгрессмен Чарльз Вэник призывали оказать давление на Советский Союз за ограничения эмиграции, в особенности, евреев, не предоставляя СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле. В те времена евреи, желавшие покинуть страну, вынуждены были платить непомерные компенсации за полученное образование, или же им отказывали в получении визы из-за знаний о государственных тайнах. Несомненно, комбинация экономического и морального давления на Советский Союз немало поспособствовала миллионам сумевшим покинуть страну евреев. Многие из них поселились в Израиле.

Сегодня Советского Союза уже много лет не существует, а Россию с Израилем соединяет безвизовый режим и ежедневные авиарейсы между столицами. Многие бывшие советские эмигранты возвращаются в Россию работать, пусть и без гражданства. А поправка Джексона-Вэника никуда не делась, все американские администрации каждый раз продляют её действие в отношении к России. Таким образом, вот уже два десятилетия этот закон является реликтом холодной войны, который жив только из-за инертности законодателей. Не считая периодических возмущений Москвы, эта поправка не имела серьезного экономического воздействия на взаимоотношения и России после окончания холодной войны. Поэтому никто и не обеспокоился её отменить.

Свободная торговля - это водораздел

Неминуемое вступление меняет всё дело. Поправка Джексона-Вэника вновь обрела актуальность, когда в декабре прошлого года РФ очередной раз пригласили в ВТО. В этот раз дело не в препятствиях эмигрантам, а в том, что такой закон просто невозможен по правилам ВТО. Организация требует безусловного открытия рынков для всех участников. Если кто-то из членов ВТО не может этого сделать, то он должен публично всех об этом предупредить. При этом вступающий в организацию новый член не обязан расширять статус наибольшего благоприятствования в торговли на такую страну. Это как раз случай США и России, и ситуация будет такой, пока существует поправка Джексона-Вэника.

Если она сохранится после полноправного вступления России в ВТО, американский потеряет огромный процветающий рынок. Экспорт в РФ последние 10 лет рос средними темпами по 15% в год, достигнув в 2011 году 8,3 млрд. долларов. Согласно недавним исследованиям института Петерсона, в ближайшие пять лет в результате присоединения России к ВТО эта цифра может удвоиться. Примерно 50 тысяч рабочих мест в США так или иначе связаны с экспортом в Россию, а значит и эта цифра может удвоиться за тот же период.

Американский экспорт включает множество продуктов. Американские потребительские продукты, ставшие брендами, очень популярны у растущего российского среднего класса. Несколько лет подряд самой продаваемой машиной является Форд Фокус. Боинги популярны настолько, что им удалось очень сильно потеснить стареющие советские модели в российском парке авиации. Инфраструктурные проекты в России очевидно приведут к потребности в железнодорожных локомотивах, высокотехнологичной электрогенерации, интеллектуальной технике и т.д. Все это является сферами, где США очень конкурентоспособны и усердно поработали, чтобы получить долю на этих рынках и хорошую репутацию.

И вот конкурентоспособность Америки под угрозой. Россия грозит ответными мерами, за то что США уведомили ВТО о невозможности безусловного распространения на Россию статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Глава МИД заявил, что Россия не применит обязательства, оговоренные вступлением в ВТО, к тем странам, которые не гарантируют России статус наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. США). По иронии, все остальные 152 члена ВТО смогут воспользоваться теми преимуществами, которых добивались США во время всех этих затянувшихся переговоров по вступлению России в организацию. Эти преимущества включают интеллектуальные права, стандарты сельхоз продукции, финансовые услуги и другие регуляторные и правовые нормы, важные для американского бизнеса. Более того, США даже не смогут призвать Россию к ответственности за возможное несоблюдение норм ВТО.

Политическое решение

В январе администрация публично объявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и установление режима постоянных нормальных торговых отношений с Россией теперь является важнейшим приоритетом. Госсекретарь Клинтон, торгпред Рон Кирк и другие чиновники высокого ранга выступили в поддержку этой инициативы. Лоббисты активизировались, пошли разговоры о предупреждении потерь американского бизнеса и рабочих мест. Многие признают коммерческую целесообразность отмены закона.

Однако большинство сенаторов оставляют оговорки по многим аспектам внутренней и внешней политики России. К тому же, считают они, отмена Джексона-Вэника без замены другим законом в области прав человека будет уступкой перед лицом нарушения этих прав и слабой законностью в России. Дискуссии развернулись и вокруг и списка ответственных по этому делу лиц.

Конгресс и администрация президента должны решать, что делать с делом Магнитского, чем заменять поправку Джексона-Вэника. Однако, например, в такой ассоциации, как Совет Россия-США, полагают, что без отмены поправки американский бизнес много потеряет, после вступления РФ в ВТО. Очевидно, что этот закон никак не влияет на российское правительство, а вот сторонникам жесткой линии по отношению к США появляется почва для спекуляций на эту тему.

Штаты не могут себе позволить потерять такой рынок, как российский. А значит, отмена поправки должна произойти, и не в интересах России, а в интересах Америки.

Наглые они, американцы, не зря их у нас «пиндосами» называют. Почему «пиндосы»? Не знаю, но согласитесь: хорошего человека «пиндосом» не назовут. То есть - не любит их наше население.

А за что их любить-то? Пакостят они нам всю дорогу. Вспомните, ещё при совке ихние сенаторы Джексон и Веник придумали подлянку: мол, немыслимо нам торговать со странами, которые живых людей из своей страны не выпущают - при этом про СССР прямо не говорят, но паскудно так подмигивают и на нас пальцем показывают. Заявляют, что мол мы, демократы и гуманисты, в этом вопросе не можем «поступиться принципами».

Ага, принципами. Учить нас вздумали. Мы им говорим: на себя посмотрите! Ладно, Джексон он и в Африке Джексон. А у второго сенатора фамилия вообще дурацкая - Веник. Типа чайник. Или тазик. И этот "тазик" жить нас учит! Заявляем официально: мы великая страна и сами знаем, кого нам впущать на свою территорию, а кого выпущать: вы нам не указ. Нет! Продавили эти два чувака поправку, запрещающую Америке торговать с СССР. Поправка "Джексона - Веника"! Так что этот Веник не простой Веник, а тот ещё Веник: Веник в овечьей шкуре... Хотя, если честно, Родина наша в те героические годы и впрямь неохотно народ из страны выпущала. А если кого и выпущали, то кричали им вслед: «Предатели, падла!», «Отщепенцы, мать вашу!», «Убирайтесь на свой клёпанный Запад!». Ну, и так далее.

Но сейчас-то не так! Хочешь уехать из страны – уезжай. Наоборот, скажут тебе на прощание хорошие, задушевные слова, езжай, мол, дорогой товарищ, у нас недовольных и без тебя чересчур достаточно: задолбали своими "болотными" протестами, ни вздохнуть от вас, ни охнуть. Вот тебе, милый, загранпаспорт, и - ветер в спину...

Так что, кто хотел, тот уехал.

И видят пиндосы, что с этой стороны к нам больше не подступиться, а гадость хочется сделать. Придумали новую «фишку»: у вас, мол, живые люди в тюрьме часто умирают, и умирают не просто так, а при очень подозрительных обстоятельствах. Да, было однажды такое: заболел у нас в тюрьме один то ли юрист, то ли финансист, да и умер. Его, конечно, лечили, но он всё равно умер. Ну, а раз умер, закопать его, чего на него смотреть? А они давай его рассматривать, и гундят что, мол, выглядит этот юрист так, как будто его отбойным молотком лечили. То есть - политическая подоплёка в этом умирании есть. И заявляют: мириться с таким вашим "лечением" мы не собираемся, поэтому примем закон, по которому чиновников российских не всех впущать к себе в Америку будем, а по списку: некоторые, особо старательные ребята, американской визы больше не получат.

Вот так.

Наглость какая, а? Мы говорим - а у вас что, «на зоне» народ вообще не умирает, что ли? Умереть-то в наше время проще простого: шёл человек по делам, хотел, к примеру, в дверной проём пройти, равновесие потерял и об косяк головой. Хрясь. Ну а дальше сам он идти не может – только на носилках и вперёд ногами. Что, не бывает у вас такого? А они делают вид, что вопроса не слышат и фамилии наших людей записывают: вот этих, мол, будем впущать к себе, а вот этих – ни за что...

Совсем стыд потеряли. Ведь товарищи-то, которые в запретный список попали, не трактористы-машинисты-фрезеровщики, а государственные люди, при должностях. У них в Америке серьёзные интересы имеются: деньги в банках из-под огурцов хранятся, детишки там учатся, кое - кто и дом «пятистенку» успел в городе Майами «срубить». А теперь что – без визы, «по-пластунски» в собственный дом пробираться? Повторяю: наглость с их стороны неимоверная.

Наши говорят – ладно. Мы вам такого Джексона с Веником устроим, не возрадуетесь. Ответим симметрично: перестанем ваших чиновников и "бизнесов" к себе в страну впущать. Во-первых, наши несметные природные богатства целее будут, а во-вторых, полноценно отдохнуть и развлечься вашим людям негде теперь будет. Ибо на планете лучше чем у нас в Подмосковье мест для отдыха нет. Нету! То есть, захочет какой-нибудь Джексон или Веник пару недель у нас в Доме отдыха провести, а не тут-то было...

Думаете, не захочет? Захочет: у нас в Доме отдыха не хухры-мухры, а отдельная комната, четырёхразовое питание, кефир на ночь, танцы-шманцы и всё такое прочее. Да и просто с удочкой посидеть на берегу тихой речки любому мужику охота - вот и попросится он к нам в Подмосковье, чтобы отдохнуть от ужасной американской суеты. Он к нам за визой, а мы в ответ складываем фигуру из трёх пальцев и говорим:

Вот тебе Дом отдыха!
Вот тебе четырёхразовое питание!
Вот тебе удочка с крючком!
Ноги твоей у нас в Подмосковье не будет!

Жестоко? А вы как думали? Только так. Симметрично. Они там у себя в Америке пусть хоть закричатся, что, мол, отказ в российской визе «политически мотивирован». Плевать. Тыщу раз мы им говорили и говорить будем: нельзя с нами «с позиции силы» разговаривать, мы не банановая, понимаешь, республика.

Учить вас, пиндосов, дипломатии и учить!

Рецензии

"То есть, не любит их наше население. Хотя - за что их любить-то?" - знакомый американец говорит: "Ошибка нашей внешней политики состоит в том, что мы исходим из предположения, что нас, американцев, все, везде и очень любят" :)
С уважением, Максим

Поему пиндосы?
пиндос на Балканах - пингвин.
вначале так называли амер.солдат с полной выкладкой(похоже!),
и постепенно злые языки это распространили на всех.
как-то так.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" США. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона (был членом палаты представителей конгресса США в 1941-1953 гг., членом сената - в 1953-1983 гг.) и члена палаты представителей Чарльза Вэника (избирался в конгресс в 1955-1981 гг.). Оба законодателя были членами Демократической партии США.

Поправка связывала предоставление кредитов и статуса наибольшего благоприятствования любой "коммунистической стране" и, в частности, будущее торгово-экономических соглашений между США и СССР с требованием соблюдения этими странами гражданских прав и свобод, включая свободный выезд за границу желающих эмигрировать.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Фордом 3 января 1975 г. Из-за отсутствия благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в 10 раз превышающими обычные.

После 1985 г. и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 г. - Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена, хотя ее действие в контексте Закона о торговле может ограничиваться или вообще отменяться в каждом конкретном случае специальным решением президента США.

21 сентября 1994 г. президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона‑Вэника, что на протяжении предыдущих пяти лет специальными указами делали президенты США.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачает отношения России и США. Ныне это один из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

Попытка отменить поправку в отношении России была предпринята Соединенными Штатами только однажды - в 2002 г. Тогда президент США Джордж Буш просил конгресс решить данную проблему. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", Россия запретила импорт куриного мяса из США, и процесс был остановлен.

3 февраля 2011 г. глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника уже весной нынешнего года.

Глава международного комитета СФ также рассказал, что отмену поправки Джексона-Вэника также активно поддерживает крупная лоббистская организация Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC).

Без отмены поправки Джексона-Вэника делегация США формально не имеет права голосовать за принятие России в ВТО.

Поправка Джексона-Вэника также действует в отношении Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.

В 2000 г. поправка перестала действовать в отношении Китая. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.

В 2006 г. поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

В ближайшие дни нижняя палата американского Конгресса может наконец-то одобрить отмену так называемой поправки Джексона - Вэника, введенной в 1970-е годы для защиты права советских евреев на эмиграцию. Но отменять рудимент "холодной войны", который на практике не применяется уже долгие годы, будут вместе с введением в отношении Москвы новых санкций, куда больше отвечающих современным реалиям: речь идет о так называемом "законе Магнитского".

О том, что отмену поправки Джексона - Вэника необходимо увязать с принятием закона, карающего российских чиновников, уличенных в ущемлении прав человека, американские парламентарии говорят уже давно. Во вторник, 13 ноября, комитет Палаты представителей по регламенту дал добро на объединение двух законодательных инициатив. Ожидается, что уже в четверг аналогичное решение будет принято всей Палатой и в пятницу единый законопроект будет поставлен на голосование.

Пресловутая поправка к федеральному закону о торговле носит имена двух политиков-демократов и убежденных борцов с коммунизмом - сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника. Именно они в 1974 году выступили инициаторами ограничения на торговлю со странами, мешающими своим гражданам уезжать за границу. Хотя санкции коснулись разных социалистических держав (к примеру, Китая), основной мишенью был, конечно же, Советский Союз.

К началу 1970-х советское государство в значительной степени лишилось своего революционного стержня, прежде составлявшего весь смысл его существования, и стало костенеть в брежневском застое. Ни насаждение пышных ритуалов вроде парадов на Красной площади, ни наивная борьба с империализмом, ради которой накачивали деньгами и оружием "прогрессивные" режимы и движения, заполнить возникший смысловой вакуум не могли.

Между тем сравнительно молодое государство Израиль набирало мощь, превращалось в центр силы на Ближнем Востоке и успешно противостояло превосходящим силам арабов. Понятно, что среди советских евреев находилось немало желающих отправиться в землю обетованную. Многих, впрочем, больше манил Запад, представлявшийся из-за "железного занавеса" сказочным пространством свободы и открытых возможностей.

Среди потенциальных эмигрантов оказались в немалом количестве ценные кадры, с которыми Советский Союз расставаться не хотел. В 1972 году в надежде остановить "утечку мозгов" советские власти обязали лиц с высшим образованием, отправляющихся на постоянное место жительства за рубеж, возместить государству средства, потраченные на их обучение. Именно эта мера и послужила поводом для инициативы сенатора Джексона.

В соответствии с поправкой Джексона - Вэника, любое государство с нерыночной экономикой, которое лишает граждан права на эмиграцию или облагает эмиграционные процедуры какими-либо неоправданными пошлинами, лишается права на нормальные торговые отношения с США. В Америке, где существовала давняя традиция внешнеполитического изоляционизма, законопроект вызвал серьезные споры, зато советские диссиденты восприняли его как драгоценный жест поддержки. В частности, за принятие поправки выступил такой видный борец за права человека, как Андрей Сахаров.

Трудно оценить масштабы собственно экономического вреда, который нанесла поправка Джексона - Вэника Советском Союзу, но идеологическое воздействие ее оказалось огромно. Заступничество Вашингтона вдохновило и консолидировало антисоветские силы, и по примеру евреев об ущемлении своих прав стали громче заявлять другие этнические и религиозные группы. Неудивительно, что свобода эмиграции стала одним из первых установлений начавшейся при Михаиле Горбачеве "перестройки".

Поскольку с середины 1980-х формального повода для применения поправки к СССР не оставалось, ее использование заморозили: санкции перестали действовать на Советский Союз, а после окончания "холодной войны" - на государства СНГ. Сначала продление моратория согласовывали ежегодно, но с середины 1990-х это стало делаться автоматически. Со временем, наблюдая за развитием демократических тенденций и руководствуясь различными геополитическими соображениями, для некоторых республик - Киргизии, Грузии, Армении, Украины - поправку отменили окончательно.

Примечательно, что в случае с Украиной к отмене поправки американские правозащитники отнеслись скептически, причем необходимость сохранения санкций объясняли не ограничениями свободы передвижения, как это прописано в изначальном документе, а более глобальными соображениями. В частности, влиятельная Антидиффамационная лига заявляла , что на Украине евреи подвергаются нападкам, немыслимым в демократическом обществе, а власти предпринимают недостаточно усилий для искоренения антисемитизма.

На этом примере видно, что в 2000-х поправка Джексона - Вэника рассматривалась не как "узкопрофильное" средство защиты эмигрантов, а как универсальный символический инструмент воздействия на государства, не следующие западным стандартам гражданских прав и свобод. Разумеется, под этим углом зрения особую значимость поправка имела в случае с Россией, власти которой американские критики обвиняют в авторитаризме, попрании демократических институтов и преследовании инакомыслящих.

Потому-то перспективу формального освобождения России от действия поправки Джексона - Вэника, несмотря на все ее юридическое устаревание, скептики в США расценивали как возмутительную капитуляцию в борьбе за права человека. И именно поэтому столь остро встала необходимость замены поправки другой, более современной мерой воспитания демократии. Эта мера носит имя российского юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в "Матросской тишине".

Магнитский занимался аудитом в британской консалтинговой фирме Firestone Duncan, которая в числе прочих компаний обслуживала британский же инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. В 2007 году российские власти обвинили этот фонд в уклонении от уплаты налогов и фактически изгнали его из страны. Проводя собственное расследование, Магнитский установил, что давление на Hermitage Capital и другие работавшие в России фирмы велось в рамках масштабной коррупционной схемы, которая позволила злоумышленникам не только отнять активы у иностранцев, но и увести огромные средства из российского бюджета.

Разоблачения Магнитского, в частности, оказались направлены против начальника 28-й московской налоговой инспекции Ольги Степановой: как заключил аудитор, чиновница в сговоре со своим мужем, предпринимателем Владленом Степановым, сумела колоссально обогатиться при помощи преступных махинаций с налогами. Впоследствии высказывались предположения и о том, что в преступных схемах были замешаны куда более высокопоставленные лица, в частности уволенный недавно министр обороны Анатолий Сердюков.

Интересно, что российский Следственный комитет буквально только что расследованием деятельности Степановой. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что произошло это не без связи со скандальным коррупционным делом "Оборонсервиса", которое пока что стоило Сердюкову министерского портфеля.

Доподлинно не известно, насколько влиятельных коррупционеров побеспокоил Магнитский, но так или иначе в ноябре 2008 года его арестовали по обвинению в уклонении от налогов в особо крупном размере. Следствие утверждало, что консультант содействовал противозаконной деятельности Hermitage Capital. В заключении состояние здоровья Магнитского ухудшилось. Все жалобы на то, что ему создали невыносимые условия жизни и не обеспечивали должной медицинской помощи, не принесли никаких результатов, и 16 ноября 2009 года он умер в тюремной больнице - то ли от острого панкреатита, то ли от сердечной недостаточности.

Одиночный пикет "Против судебного произвола в деле Магнитского". Фото Коммерсантъ, Максим Поляков

Друзья и сотрудники Магнитского сделали все возможное, чтобы придать его судьбу широкой огласке на Западе. К примеру, глава Hermitage Capital Билл Браудер нередко выступает на телевидении как главный разоблачитель российской коррупции - ее он отождествляет с Владимиром Путиным, которому когда-то симпатизировал. Был составлен список лиц, предположительно причастных к преследованию, пыткам и смерти Магнитского: туда в числе прочих попала Степанова, а также судьи и сотрудники различных государственных ведомств, включая МВД, ФСБ и прокуратуру.

В американскую большую политику этот перечень предполагаемых правонарушителей ввел в 2010 году сенатор-демократ Бенджамин Кардин. Хотя "черный список" не подкреплялся никакими судебными решениями, власти США применили к его фигурантам визовые санкции. О закреплении "списка Магнитского" на законодательном уровне стали активно говорить именно в связи с необходимостью компенсировать отмену поправки Джексона - Вэника, которой требует бизнес: корпорации сомневаются, что без "постоянных нормальных торговых отношений" с Россией им удастся извлечь всю возможную выгоду из вступления России в ВТО.

В ходе прений в разных комитетах обеих палат Конгресса появилось несколько версий предполагаемого "закона Магнитского", который официально именуется "Актом об ответственности за поддержание верховенства закона имени Сергея Магнитского" (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act). Все они предусматривают запрет на въезд в США российских должностных лиц, причастных к гибели Магнитского, и замораживание их активов. Кроме того, аналогичным образом разрешается наказать и других людей, уличенных в ущемлении прав человека на территории России. Пополняться "черный список" может по инициативе законодателей, а исполнительная власть имеет право хранить его в секрете в интересах национальной безопасности.

Последний вариант законопроекта, утвержденный комитетом Палаты представителей по регламенту, в отличие от более ранней сенатской версии, не распространяется на другие страны помимо России. Впрочем, идеологи "закона Магнитского" явно рассматривают его в контексте глобальной миссии Соединенных Штатов. "Санкции Джексона - Вэника, которые мы готовы отменить, давно уже пережили свою функциональность, - пишут в совместной статье сенатор Кардин и его коллега-республиканец Джон Кайл, - но сохраняется острая необходимость в дополнительных инструментах, которые помогут защитить лишенных голоса людей от деспотов, автократов и диктаторов - будь то в Москве, Хараре или Тегеране".

В период разработки этих дополнительных инструментов российский МИД заявлял об их "контрпродуктивности" и призывал Вашингтон к "здравому смыслу", зато оппозиционные силы, как и при Брежневе, встретили инициативу американских законодателей с энтузиазмом. Более того, оппозиционеры даже передавали Конгрессу свои пожелания о дополнении "черного списка" новыми лицами - в частности, речь шла о главе ЦИК Владимире Чурове и руководителе Следственного комитета Александре Бастрыкине. А ветеран правозащитного движения Людмила Алексеева посоветовала включить в список авторов нашумевшего закона об НКО, который предписал некоторым некоммерческим организациям носить статус иностранных агентов.

Поправка Джексона-Вэника, принятая конгрессом США в 1974 году и вводившая ограничения на торговлю с СССР из-за отсутствия там свободы эмиграции, давно перестала быть актуальной, но перспективы ее отмены остаются неопределенными. При этом отмена поправки отвечает интересам американского бизнеса. К таким выводам пришли участники семинара, состоявшегося в Совете Карнеги в Нью-Йорке.

Бывший посол США в Москве Джек Мэтлок не понимает, почему поправка Джексона-Вэника к Закону о торговле не была отменена еще в 1991 году, когда Верховный Совет РСФСР одобрил «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», гарантировавшую свободу передвижения. «Мы использовали поправку Джексона-Вэника для оказания жесткого давления на советское правительство не только с тем, чтобы добиться выезда советских евреев, но и для обеспечения свободы передвижения в целом, – поделился Мэтлок своими воспоминаниями. – Однако в 1991 году мы выдали советским гражданам около 70 тысяч виз, и к тому временем препятствием для их переезда в США стали уже не действия Кремля, а американские квоты».

«Анахронизмом» назвал поправку Джексона-Вэника Джерри Гудман, бывший исполнительный директор американской Национальной конференции в поддержку советских евреев. Он подчеркнул, что поправка была эффективным инструментом в борьбе за право советских евреев на эмиграцию в 1970-х годах, но сегодня этот вопрос не актуален. По словам Гудмана, еврейская община США готова поддержать отмену поправки.

Джек Мэтлок считает, что поправку Джексона-Вэника должен был отменить еще президент Джордж Буш-старший. Сегодня поправка продолжает формально распростаняться на Россию, хотя с 1989 года США ежегодно вводили мораторий на ее действие. Россия неоднократно призывала США отменить поправку Джексона-Вэника, как не соответствующую современным условиям. Представители нескольких администраций США заявляли, что будут добиваться прекращения действия поправки в отношении России. В начале текущего года представители администрации Барака Обамы не исключали, что поправка Джексона-Вэника может быть отменена уже в апреле. Однако, Конгресс поправку так и не отменил, что является одним из раздражителей в американо-российских отношениях и приобретает особую актуальность в свете продолжающихся переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Почему бездействует Конгресс?

Бездействию Конгресса есть объяснения, и находятся они преимущественно в сфере внутренней политики США. Как заметил Джек Мэтлок, ряд конгрессменов и сенаторов начали использовать поправку Джексона-Вэника с целью оказания давления на Москву при разрешении торговых споров. По словам бывшего посла, одним из пионеров в использовании поправки в целях, которые не были предусмотрены авторами этого документа, стал в бытность сенатором Джозеф Байден. Он представлял штат Делавэр, где сосредоточена птицеводческая индустрия, и активно лоббировал экспорт «ножек Буша» в Россию.

Еще один бывший американский дипломат, а ныне профессор международной дипломатии Колумбийского университета Стивен Сестанович считает, что в Конгрессе поправка Джексона-Вэника стала своего рода лакмусовой бумажкой: вопрос о ее отмене превратился в «референдум» об отношении к «перезагрузке» американо-российских отношений и, в более широком смысле, к вектору политического развития России.

Участники состоявшейся в Нью-Йорке дискуссии полагают, что во время дебатов об отмене поправки конгрессмены могут поднять вопросы коррупции и прав человека в России, коснувшись, в частности, дела юриста инвестфонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, чья смерть в московском СИЗО в ноябре 2009 года вызвала большой резонанс на Западе.

По словам Сестановича, многие в Конгрессе задаются вопросом: если не будет поправки Джексона-Вэника, то, что будет вместо нее? «Пусть поправка Джексона-Вэника – это старая политика, но конгрессмены считают, что должна быть хоть какая-то политика относительно прав человека и содействия демократии в России», – сказал эксперт.

«Как обстоят дела с политическим плюрализмом в России? Как обстоят дела с верховенством закона? Как обстоят дела со свободой СМИ? Каково положение этнических меньшинств? Если конгрессмены захотят сказать, что права человека в России не защищены, у них будет достаточно оснований для таких заявлений, – пояснил Сестанович в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». – Может быть, это будет не совсем объективная картина, но она будет основываться на фактах. И дело тут не в том, что Россия должна измениться для того, чтобы поправка Джексона-Вэника была отменена. Дело в заслуживающей доверие американской политике, которая бы учитывала развитие событий в России за последние 20 лет».

По словам Сестановича, вопрос об отмене поправки лежит в плоскости «отношений Конгресса и президента, а не России и США». «Необходим консенсус в самом Вашингтоне», – резюмировал он.

Проблема американского бизнеса

Между тем, как отметила вице-президент Американо-российского делового совета Рэнди Левинас, отмена поправки Джексона-Вэника и вступление России в ВТО – в интересах американского бизнеса. По ее словам, Россия представляет собой очень привлекательный рынок, где сформировался «сильный средний класс, готовый покупать высококачественные западные товары». К тому же, Россия является 11-й экономикой мира и обладает значительным потенциалом. «После окончания кризиса ежегодный прирост российского ВВП составлял 4 процента, – сказала Левинас. – В автомобилестроении, энергетике, фармацевтике, отрасли высоких технологий есть возможности для американского бизнеса».

По мнению Левинас, Россия может присоединиться к ВТО уже в конце этого года, и в таком случае поправка Джексона-Вэника станет серьезной проблемой не для Москвы, а для Вашингтона и американского бизнеса. «Основополагающим принципом ВТО является безусловный режим свободной торговли, – пояснила она. –
Присутствие в американском законодательстве поправки Джексона-Вэника означает, что США накладывают условия на торговлю с Россией. США в этом случае будут нарушать правила ВТО. И это станет проблемой, когда Россия вступит в организацию».

К тому же, отметила Левинас, в этой ситуации американские компании станут менее конкурентоспособными по сравнению с компаниями из других стран, где ничего похожего на поправку Джексона-Вэника нет. «Те обязательства, которые возьмет на себя Россия в рамках вступления в ВТО, не будет применяться к компаниям из США, что станет серьезной проблемой для американского бизнеса», – подчеркнула она.

«Форды», «Боинги» и права человека

Тем не менее, Левинас признала, что хотя вопрос еврейской эмиграции из России уже давно снят, в Конгрессе существует «нереализованное желание обсуждать развитие американо-российских отношений и вопрос прав человека». При этом, по ее словам, многие конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята, а некоторые законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом. «Они очень удивляются, когда мы им говорим, что «Форд Фокус» – самая популярная машина на российском рынке сегодня», – проиллюстрировала она свою мысль.

Джек Мэтлок подверг критике излишнюю, по его мнению, готовность Соединенных Штатов критиковать другие страны за нарушения прав человека и при этом «закрывать глаза на то, что происходит у нас самих». По его словам, сегодня многие в мире видят в попытках США насаждать права человека зарубежом новую разновидность «империализма». Бывший посол заявил, что надо быть более осторожными в таких вопросах, ибо излишнее рвение «может принести больше вреда, чем пользы». «Представьте себе, что русские сказали нам, что не будут покупать наши «Боинги» до тех пор, пока мы не привлечем к ответственности сотрудников предыдущей администрации, санкционировавших применение пыток к подозреваемым террористам, – сказал Мэтлок. – Это вопрос прав человека. Я не думаю, что нам бы это понравилось».

Неопределенные сроки

По мнению устроителя семинара, директора программы глобального взаимодействия Совета Карнеги Дэвида Спиди, давно уже настало время отменить поправку Джексона-Вэника, но на это в Вашингтоне не хватает политической воли. По его словам, необходимо использовать то обстоятельство, что в повестке дня Конгресса сегодня доминируют экономические вопросы, а поправка, ограничивающая торговлю с Россией, может повлиять на создание рабочих мест и объем экспорта США.

Джек Мэтлок, как и Стивен Сестанович, считает, что Конгресс не будет торопиться с отменой поправки Джексона-Вэника и вряд ли пойдет на такой шаг до вступления России в ВТО. Однако после этого отмена поправки станет едва ли не автоматической. «Об этом России не следует беспокоиться, – сказал Мэтлок. – Это правда, что определенные силы в США заинтересованы в использовании этой поправки в качестве рычага давления, но в конечном итоге это произойдет».

В то же время, на вопрос, когда это произойдет, мало, кто берется ответить. «Конгресс проголосует за отмену поправки Джексона-Вэника тогда, когда он проголосует, и ни минутой раньше», – сказал Сестанович. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» политолог усомнился, что это произойдет до конца года.

«В переговорах о вступлении России в ВТО все еще остаются нерешенные вопросы, – отметил Сестанович, – включая налоги на импорт автомобилей, инвестиционный режим, экспорт мяса и птицы, и так далее. По многим вопросам стороны близки к соглашению. Но, конечно же, остаются возражения со стороны Грузии. Можно ли разрешить все эти вопросы в течение следующих трех месяцев? Может быть. Однако я не удивлюсь, если этого не произойдет. А в следующем году – выборы президента, и обычно в этот период бывает очень трудно чего-либо добиться в Конгрессе».

Грузинский вопрос

По мнению Сестановича, ключевым препятствием для вступления России в ВТО являются возражения Грузии, и пока нет четкого понимания, как эти возражения снять. «Россия считает, что США могут решить эту проблему, оказав давление на Грузию, – сказал он. – Нельзя сказать, что это безумная идея. Однако Грузия также пытается выторговать для себя какие-то преимущества, так что эти переговоры приобретают все более сложный характер».

Джек Мэтлок считает, что давление на Грузию не приведет к желаемым результатам. «Уж кому, как не русским, лучше знать, что грузины плохо реагируют на давление, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Я не уверен, что мы можем заставить Грузию пойти на уступки. Мы можем попытаться убедить их, но пока грузины сами не решат, что это в их интересах, они этого не сделают. Я это говорю, исходя из своего опыта».

Говоря о российско-грузинском конфликте в более широком контексте, бывший посол прибег к решительно недипломатичным определениям. «Откровенно говоря, я думаю, что обе стороны повели себя по-идиотски, – сказал он. – Мне кажется, что в отношении Абхазии и Южной Осетии Грузия сбилась с пути еще при (президенте Звиаде – М. Г.) Гамсахурдии, когда они еще были частью Советского Союза. Мне кажется, что (Эдуард – М. Г.) Шеварднадзе не развязал бы войну.

Так что, я думаю, Грузия допустила серьезные ошибки. С другой стороны, нынешняя политика России тоже неправильная. Мне кажется, что Грузия и Россия должны каким-то образом сами разрешить эти противоречия. Я думаю, что до тех пор, пока стороны предпочитают эмоциональное противостояние – то, что мы наблюдаем сегодня – мы не сможем помочь ни той, ни другой стороне».



Просмотров