Дознаватели - это сотрудники органов дознания. Что представляют собой дознаватели. Понятие дознавателя. Соотношение понятий органа дознания и дознавателя. При этом в своей деятельности руководствуется конституционными принципами: уважение прав и свобод че

Не все люди, даже связанные с юриспруденцией, знают, чем отличается дознаватель от следователя. Между тем уже на стадии подачи заявления в правоохранительную структуру крайне важно уметь разбираться в особенностях той или другой должности. Это существенно сэкономит время и ускорит процесс. Рассмотрим далее, кто такой дознаватель.

Общие сведения

Что такое "дознаватель"? По общему правилу им выступает должностное лицо, ведущее деятельность по сообщениям о преступлениях, указанных в первом пункте третьей части ст. 150 УПК. Остальными делами занимается следователь. Кроме этого общего правила, может действовать указание прокурора.

Полномочия

Дознаватель – это служащий, уполномоченный начальником своего отдела на осуществление предварительных мероприятий, касающихся выяснения обстоятельств преступления. Он обладает только теми полномочиями, которые устанавливает для него УПК. В законодательстве установлено, что обязанности дознавателя не могут возлагаться на служащего, который проводит или проводил по данному преступлению оперативно-розыскные мероприятия. Это ограничение зафиксировано в статье 41 УПК. Таким образом, выполнение оперативно-розыскной деятельности по поручению следователя адресуется органу дознания. В составе последнего присутствует соответствующая служба.

Классификация

Говоря о том, кто такой дознаватель, необходимо разъяснить, что служащий может:

  1. Выполнять неотложные действия. Речь, в частности, идет о мероприятиях, промедление с которыми может привести к потере улик, следов преступления, информации и проч.
  2. Проводить полное расследование в виде дознания.

Процессуальный статус служащих в этих случаях предполагает тот или иной объем полномочий.

Деятельность

Если говорить о том, кто такой дознаватель в структуре правоохранительных органов, то надо сказать, что им является относительно самостоятельный служащий. Он сам вправе проводить те или иные мероприятия, а также принимать определенные решения. Исключение составляют случаи, когда на это необходима санкция прокурора, решение суда или согласование с начальником отдела. Дознаватель – это сотрудник, рассматривающий и проверяющий сообщения и заявления о преступлениях. По результатам этой деятельности служащий принимает решение возбудить производство или отказать в этом. Постановление о начале оперативно-розыскных мероприятий направляется прокурору. Последний, получив документ, должен дать свое согласие или вынести решение об отказе в этом. Прокурор также может отправить материалы на дополнительную проверку. Ее выполняет дознаватель. Дела, по которым приняты положительные решения, принимаются к производству. Обладая определенными полномочиями, служащий вправе:

  1. Вызывать граждан на допросы.
  2. Приглашать специалистов.
  3. Проводить обыск, осмотр, задержание субъекта, который подозревается в преступлении, освидетельствование, выемку и прочие процессуальные мероприятия.

При необходимости сотрудник может назначить экспертизу, прослушивание телефонных и прочих разговоров.

Дополнительные возможности

В УПК предусматриваются и другие полномочия, которые вправе реализовывать дознаватель. Это:

  • Обеспечение возмещения материального вреда, нанесенного преступлением.
  • Признание субъекта потерпевшим, гражданским ответчиком либо истцом.
  • Обеспечение обвиняемому/подозреваемому права на защиту.
  • Направление в суд жалобы субъекта, пребывающего под стражей, на необоснованность и незаконность применения к нему данной меры пресечения и проч.

Оспаривание действий служащего

Любой субъект, участвующий в производстве, может заявить отвод сотруднику. Законодательство также предоставляет сторонам право обжаловать действия или решения, которые совершил и принял дознаватель. Это, однако, не означает, что сотрудник должен прекратить выполнение того или иного мероприятия. Указания прокурора являются обязательными для исполнения служащим. В случае несогласия с ними сотрудник может их оспорить. Для этого он направляет свои возражения в письменном виде с их обоснованием вышестоящему прокурору. При этом процесс обжалования не приостанавливает обязанности исполнять полученные указания. При необходимости сотрудник может добровольно отказаться от производства по конкретному преступлению.

Чем отличается дознаватель от следователя?

Оба этих служащих являются сотрудниками правоохранительных структур. Однако следователь обладает более широким спектром полномочий, чем дознаватель. Первый может возбудить производство, принять его к своему ведению, направить его по территориальности, осуществить процессуальные мероприятия. Он наделен полномочиями давать дознавателю письменные поручения по выполнению тех или иных следственных (оперативно-розыскных) действий. Даже в случае несогласия с полученными указаниями сотрудник должен их исполнить.

Подследственность

Следователи ведут производство по более сложным преступлениям, а деятельность дознавателей связана с деяниями небольшой и средней тяжести, преимущественно. Последние, по сути, избавляют первых от разного рода "мелочевки". В компетенцию дознавателей входят простые составы с относительно невысокой общественной опасностью. Рассматриваемые категории сотрудников обладают разным уровнем подготовки. В качестве дознавателей в правоохранительных органах преимущественно выступают участковые инспекторы и оперуполномоченные. Специализированная служба проводит выяснение обстоятельств по 68 составам, предусмотренным в УК. Подследственность дознавателей и следователей определяется статьями 150 и 151 УПК.

Самостоятельность

Следователь наделен правом давать распоряжения не только органу дознания. Он может адресовать поручения прочим структурам и правоохранительным подразделениям в рамках своей компетенции. Дознаватель же выполняет все мероприятия самостоятельно. Он сам получает заявление, рассматривает и проверяет его, проводит необходимые действия, направляет дело в суд. Вместе с этим многие мероприятия требуют согласования с начальником отдела или прокурором. Следователь вправе самостоятельно принимать решения о возбуждении производства. Служащий также уполномочен составлять обвинительное постановление без согласования этого действия с прокурором. При этом его решение примет соответствующую юридическую силу. Следователь может возобновить либо приостановить предварительное расследование. Он вправе оспорить решение прокуратуры (к примеру, об отмене решения о возбуждении производства). Дознаватель может оспаривать только поручения и указания вышестоящих органов, адресованные ему.

Представительство

Дознаватель должен исполнять все свои обязанности, предусмотренные законодательством, без ограничений. Некоторые мероприятия он может проводить самостоятельно, руководствуясь собственными убеждениями. Если для каких-то действий предусматривается ведомственное положение, предъявляющее к дознавателю требование о получении согласования с начальником или прокурором, он должен его исполнить. При этом отсутствие на постановлении подписи вышестоящего лица не рассматривается как нарушение законности вынесения акта прокурором или в качестве основания для признания доказательств, полученных впоследствии судом, недопустимыми. Тот сотрудник, которому обязанности дознавателя были делегированы, не имеет таких широких полномочий.

Действуем по ситуации

Ульяна КУХТИНА

ОЧЕРЕДНУЮ годовщину создания службы дознания отметят 16 октября сотрудники МВД России. Хотя труд дознавателя по важности едва ли уступает работе следователя, мало кто из рядовых граждан представляет, чем занимаются люди этой профессии. Об этом и многом другом мы поговорили с Людмилой Ворониной , начальником отдела дознания УМВД России в Электростали.

Немного о профессии

Новости недели| Людмила Валерьевна, так кто же такие дознаватели?

Воронина | Дознаватели, как и следователи, занимаются расследованием уголовных дел. Но в нашей работе своя специфика - служба дознания расследует дела небольшой и средней тяжести. Максимальный срок лишения свободы за совершение таких преступлений не превышает пяти лет. К ним относятся причинение вреда здоровью, угроза убийства, кражи, грабежи, угоны - все то, о чем часто пишут в сводках происшествий. Соответственно, можно себе представить объем работы, которую мы выполняем. А ведь нам в отличие от следователей на расследование дел дается всего 30 суток, времени на раскачку нет. Необходимо успеть осмотреть место происшествия, не упуская ни одной детали, установить все обстоятельства произошедшего, допросить потерпевшего, свидетелей, подозреваемого, назначить судебные экспертизы и ознакомить с ними заинтересованных лиц. Изучать доказательства, полученные в ходе дознания, нужно предельно внимательно, чтобы установить наличие или отсутствие признаков преступления, собрать доказательную базу. Это тоже требует времени.

НН| И удается укладываться в тридцать суток?

Воронина| Мы ответственно относимся к своим обязанностям и все успеваем вовремя. Ведь наша работа подводит черту под усилиями коллег из остальных служб органов внутренних дел, и от нас зависит, будут ли виновные привлечены к ответственности. Среди дознавателей отдела вы не встретите равнодушных к своему делу специалистов. Все здесь - энтузиасты, которым интересно работать именно на этом поприще, защищать права граждан, добиваться справедливости. Другие тут не задерживаются. Кстати, у нас в штате практически все сотрудники женщины.

НН| Почему?

Воронина| Потому что мужчинам быть дознавателями нелегко. У нас даже на практику приходят одни девушки, молодых людей нет. Скрупулезная работа с документами, их правильное оформление отнимают много рабочего времени и сил. Кто способен справиться с такой задачей? Женщины. Терпеливые, усидчивые, упорные. Разумеется, важно не только это - нужно еще уметь логически мыслить и обращать внимание на детали в каждом деле.

Стоит сказать и о психологическом аспекте: необходима эмоциональная стойкость, выдержка и в то же время гуманность к людям.

НН| А еще что-нибудь нужно для того, чтобы стать дознавателем?

Воронина| Высшее юридическое образование, отсутствие судимости и желание работать. Всему, что нужно знать конкретно по дознанию, сотрудник научится на месте.

НН| Бывает, когда люди понимают, что выбрали не ту профессию?

Воронина| Бывает, ведь работа непростая. Но, как правило, человеку достаточно шести месяцев, чтобы осознать, что это не его. Дольше те, кому эта профессия не подходит, не задерживаются. Зато у тех, кому интересно работать в дознании, стабильно высокие показатели в службе. Среди них можно назвать Валентину Мещерякову, Ольгу Пермякову, Елену Крутову, Людмилу Гвоздеву, Галину Атунину.

Семья и работа

НН| Рабочий день у дознавателя ненормированный. Остается ли время на личную жизнь?

Воронина| И на личную жизнь, и на решение профессиональных задач - на все находим время. Сотрудницы отдела выходят замуж, рожают детей. Семье нужно уделять внимание. И это еще один стимул к тому, чтобы выполнять свою работу максимально эффективно и быстро - остается больше времени на отдых и общение с домочадцами.

НН| Коллеги-мужчины хорошо относятся к вам?

Воронина| У нас с коллегами выстроены гармоничные рабочие отношения. По-другому нельзя - конечный результат зависит от совместной работы всех подразделений, и здесь очень важно, чтобы взаимопонимание и взаимодействие были полными. Мужчины не просто уважают нас как коллег, они к нам относятся бережно.

Риск и физподготовка

НН| Можно ли назвать профессию дознавателя опасной?

Воронина| Трудно ответить однозначно. Определенный риск есть. Всегда присутствует элемент неожиданности, поэтому нужно быть готовой ко всему. Когда выезжаешь на осмотр места происшествия, не знаешь, чего ожидать, что там будет и как люди к тебе отнесутся. Есть граждане, которые полицию не любят. С ними нужно быть начеку. К счастью, эксцессы бывают нечасто. Но все-таки случаются.

НН| Как вы действуете в таких ситуациях?

Воронина| По ситуации и действуем. У нас есть необходимая физическая подготовка. Регулярно сдаем нормативы по физической и огневой подготовке, боевые приемы. Показатели у всех положительные.

НН| Стреляете хорошо? И в критической ситуации сможете применить оружие?

Воронина| Да, с меткостью у нас порядок. Если придется стрелять - мы не промахнемся!

Следователи в полиции занимаются расследованием преступлений по разнообразным уголовным делам. Помимо следователей, заниматься расследованием уголовных преступлений могут и дознаватели, которые считаются должностными лицами. Дознаватели имеют законное право осуществлять разнообразные следственные действия. Но, при этом основные полномочия, которыми наделены дознаватели отличаются от полномочий имеющихся у следователей. Помимо определенных законных прав дознаватели, которые работают в полиции имеют и обязанности. При проведении разнообразных действий по форме дознания, различные процедуры по привлечению к ответственности подозреваемого не выполняются. После того, когда расследование по определенному уголовному делу завершено, тогда оформляется обвинительный акт. В нашей стране, дознаватели, которые работают в полиции имеют полностью законное право на то, чтобы осуществлять проверки и пересмотр разнообразных сообщений о различных происшествиях. А также, принимать определенное решение после завершения просмотра места преступления.

Обязанности дознавателей

Дознаватели обязаны уважать достоинство личности присуще всем без исключения людям и считается неотъемлемым правом. На этом праве базируются основные принципы справедливости в нашем обществе. При этом, имея такое право не значит, что оно будет реализовано само собой. Основным условием для обеспечения такого права на человеческое достоинство считается уважение к достоинству других людей.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

63 юристов готовы Вам помочь.

Сейчас в нашем обществе нет определенных стандартов для того, чтобы осуществить это право на уровне уголовного законодательства. Даже, несмотря на тот факт, что в определенной степени закреплен принцип уважения достоинства абсолютно любого человека, это прописано в Конституции и многих других законах в нашей стране, реализация на деле подобного принципа бывает проблематична. Это право может означать тот факт, что любой гражданин имеет законное право потребовать верной и справедливой оценки собственной личности, а также совершаемых поступков. Также, гражданин может потребовать уважение его, как личность. Вопросы дискриминации по разнообразным признакам необходимо, чтобы были расценены, как определенного рода нарушения данного принципа права. На уровне уголовного закона уважение должно осуществляться ко всем органам власти и лиц, которые занимают определенную должность в государственных структурах.

Основной принцип реализации чести и достоинства представляет собой достаточно сложную систему, которая в некоторой степени предполагает признание за человеком социальных, политических, личных и прочих свобод и их обеспечение на деле. После того, когда расследование по определенному уголовному делу завершено, тогда оформляется обвинительный акт. В действующем постановлении судебных органов РФ от 29.06.2004 г. выделяется такой важный момент, что реализуя от имени государственных органов преследование граждан по делам, касающихся обвинений публичного характера, следователь, так же как и прокурор и прочие должностные лица, которые действуют на стороне обвинителей, должны всеми способами гарантировать охрану законных прав и свобод гражданина. Помимо этого в своей работе они должны исходить из действующего принципа невиновности человека.

Принципы справедливости

Также, они должны принимать свои решения исходя из действующего в нашей стране законодательства. При этом, регламентировать определенное поведение в рассматриваемом деле достаточно сложно, а порой даже невозможно. При осуществлении разнообразных действий, которые предпринимаются в процессе расследования различных преступлений следователю необходимо учитывать все существующие нормы и правила действующего в нашей стране законодательства. При этом, определенное решение, которое принимается следователем, очень часто может зависеть от собственных предубеждений и его непосредственному отношению к имеющимся доказательствам собранным в ходе разбирательства по определенному делу.

При осуществлении работы со всеми имеющимися участниками определенного дела, следователю необходимо быть тактичным и исключить возможное пренебрежение ко всем участникам процесса. Определенное пренебрежение законных прав человека иногда выражается в различных по своей сути формах. Это лишение определенного гражданина полностью распоряжаться собственным телом, как тяжелая пытка, которая сочетает причинение ему боли, как в физическом плане, также и в психологическом. При этом определенный человек может чувствовать некоторое превосходство над другим гражданином. Когда происходит отказ в законных правах в систематическом плане, тогда может быть утрачено определенным человеком чувство самоуважения.

Такого рода унижение может состоять в таком моменте, что некоторые формы жизнедеятельности определенных людей (другая раса, другая культура и прочие) на постоянной основе недооцениваются. Поэтому честь и достоинство имеют непосредственную связь с определенной личностью гражданина. При этом, общество считается одной из действующих систем, которые формируют значимость и определенный смысл.

Важно! По всем вопросам правоохранительных органов и их деятельности, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по работе с правоохранительными органами и их деятельности, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Характеристика учреждения

Отделение полиции по г. Заозерному и Рыбинскому району входит в состав Межмуниципального отдела министерства внутренних дел России «Бородинский» (МО МВД России «Бородинский»).

Расположено по адресу: Красноярский край, г.Заозерный, ул. Мира, 2.

Начальник отделения полиции - подполковник полиции Кормин Вячеслав Анатольевич. Заместитель начальника отделения полиции - майор полиции Евгений Петрович Генералов.

По итогам первого полугодия 2012 года на территории Рыбинского района отмечается незначительное увеличение общего массива зарегистрированных преступных деяний, которое составило 0,5%. Всего за отчетный период зарегистрировано 394 криминальных посягательств, что на 0,5% больше аналогичного периода прошлого года (по краю снижение на 10,0%). Рост общего числа зарегистрированных преступлений обусловлен увеличением на 195,0% выявленных преступлений экономической направленности.

При увеличении общего числа зарегистрированных преступлений отмечается значительное снижение тяжких и особо тяжких преступных проявлений на 31,3% всего 46, по краю снижение тяжких и особо тяжких преступлений на 9,9%. В текущем году не совершено разбойных нападений, на 22,2% меньше совершено умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (7 против 9 прошлого года), также отмечается снижение краж (-17,7%, всего 153), в т.ч. с проникновением в квартиры (-37,0%, 17 против 27), на 27,3% снижено в отчетном периоде и количество совершенных мошенничеств (всего 8, АППГ 11). На уровне прошлого года сохранилось количество совершенных изнасилований, всего одно. В тоже время на обслуживаемой территории отмечается значительный рост совершенных убийств - 6 против 2 рост +200%., на 25,0% увеличилось количество совершенных грабежей (всего 10, АППГ 8). В текущем году наращиваются усилия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и, прежде всего, за счет выявления фактов сбыта «дезоморфина». В результате количество выявленных наркопреступлений увеличилось на 66,7%. (всего 10, АППГ - 6).

Отчёт начальника отделения полиции по г. Заозерному и Рыбинскому району МО МВД России «Бородинский» Кормина В.А. перед советом депутатов Рыбинского района по итогам деятельности в 1 полугодии 2012 года представлен в Приложении А.

Деятельность отдела дознания

Дознаватель - одна из самых молодых, сложных и интересных профессий в системе органов внутренних дел. Согласно ст. 5 УПК РФ:

Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания; иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Виды органов дознания относятся (в соответствии с ч. 1 ст.40 УПК РФ) представлены в Приложении Б.

Итак, дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования - предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому на органы дознания возлагаются следующие процессуальные задачи:

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Производство дознания как формы предварительного расследования (ст.32 УПК РФ);

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч.1-3 ст.157 УПК РФ);

Выполнение следственных действий по поручению следователя (ч.4 ст.157 УПК РФ).

При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается. Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев: начальника органа дознания; начальника подразделения дознания; дознавателей. В отделе дознания МО МВД России «Бородинский» в настоящее время несут службу 6 человек. Это молодые, ответственные, высококвалифицированные сотрудники, успешно прошедшие аттестацию в условиях современного реформирования системы МВД. Руководит отделом дознания подполковник полиции - Грецова Любовь Николаевна.

В процессе расследования преступления дознаватель дает правовую оценку действиям преступника, и от его решения во многом зависят судьбы людей. В настоящее время более трети всех уголовных дел доведенных до суда, заканчивают именно дознаватели.

Сотрудники ОД в своей повседневной деятельности осуществляют анализ, прогнозирование, планирование, контроль за расследованием уголовных дел находящихся в производстве дознавателей. Все обладают достаточными знаниями, способностями анализировать и принимать управленческие решения.

Все сотрудники ОД профессионалы: имеют высшее юридическое образование и успешный стаж практической работы. Поэтому показатели работы отделения дознания из периода в период стабильные. Основными задачами ОД являются:

Производство предварительного расследования в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно;

Соблюдение мер по обеспечению законности при производстве дознания;

Проведение профилактических мероприятий по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Кроме того, сотрудники ОД принимают участие в охране общественного порядка в период проведения культурно-массовых мероприятий, осуществляют проверку соблюдения законности при проведении выборов.

При этом в своей деятельности руководствуется конституционными принципами: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, презумпция невиновности и др.; общепризнанными принципами и нормами международного и уголовного права.

Деятельность ОД регулируется действующим законодательством РФ:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом «О полиции»;

Уголовным Кодексом РФ;

Уголовно-процессуальным Кодексом РФ;

Федеральными Конституционными законами;

Федеральными законами

Указами и распоряжениями Президента РФ;

Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

Нормативно-правовыми актами ГУ МВД России;

Законодательными и др. нормативными актами ГУ МВД России по Красноярскому краю;

Приказами и распоряжениями МО МВД России «Бородинский».

Процессуальные документы по уголовным делам, подследственным органам дознания:

1. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

2. Уведомление о подозрении в совершении преступления.

3. Протокол о вручении уведомления о подозрении в совершении преступления и разъяснении прав подозреваемого.

4. Постановление о применении органом дознания меры пресечения в виде подписки о невыезде.

5. Подписка о невыезде, которая дана органу дознания.

6. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

7. Постановление о продлении срока дознания.

8. Обвинительный акт.

9. Протокол уведомления об окончании следственных действий.

10. Протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

На сегодняшний день дознаватели ОД проводят дознание по 93-м статьям о преступлениях из 275-ти, предусмотренных УК РФ. Дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, за которые предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. Такие преступления совершаются каждый день, но в них отражаются все реалии нашей жизни. Сюда, к примеру, относятся преступления против личности, собственности, а также причинение телесных повреждений небольшой и средней тяжести, хулиганские действия, угрозы убийством, хищения личного имущества, незаконный оборот наркотиков и оружия, преступлений, связанных с подделкой документов, в сфере экологии (незаконная добыча водных животных и растений, незаконная рубка лесных насаждений, незаконная охота).

Рабочий кабинет дознавателей - это далеко не единственное место их работы, ежегодно до четверти рабочих дней они трудятся в командировках по районным и городским подразделениям. Сегодня работа сотрудников ОД включает в себя проведение различных процессуальных действий. Это - квалифицированное рассмотрение материалов доследственных проверок, выезды в составе следственно-оперативных групп на места происшествий, производство неотложных следственных действий, изобличение лица, совершившего преступление. Дознаватели при расследовании уголовных дел тесно взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Существенно увеличилась нагрузка на дознавателей и по выездам на места происшествий в составе СОГ. Вот далеко не полный перечень всего того, чем ежедневно занимаются сотрудники ОД.

Отмечу, что интересы дознавателей со следователями не пересекаются, так как закон четко делит преступные деяния на подследственные органам дознания и на те, которыми занимается следствие. Нам достались дела небольшой и средней тяжести, следствию - все остальное. Так что у следователей больше возможностей активно работать над раскрытием и расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.

В связи с тем, что, по мнению сотрудников отдела, объем процессуальной работы по преступлениям, предварительное следствие по которым не обязательно, в ближайшем будущем будет только расти - требуется совершенствование организации управления, нормативно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения подразделений дознания. Первостепенное значение приобретают вопросы системного обучения сотрудников, повышения их квалификации. Обучение специалистов - одна из важнейших функций отдела организации дознания. Ежемесячно с дознавателями, которые проработали в должности менее трех лет, проводятся занятия.

Ежеквартально на базе отдела проводятся семинары - совещания, куда приглашаются работники прокуратуры, суда, отделов МО МВД России «Бородинский», а также с кем им приходится сталкиваться в своей деятельности.

К сожалению, пока еще не в полной мере соответствует нормам и материально-техническая оснащенность службы. На оперативность и эффективность деятельности подразделений дознания также влияет отсутствие инфраструктуры удаленного доступа к информационным ресурсам органов внутренних дел. Тем не менее, несмотря на все проблемы и сложности оперативной обстановки, ОД со времени своего создания имеют стабильно высокие показатели оперативно-служебной деятельности.

В процессе прохождения практики в отделе дознания мною были изучены: состав отдела дознания, должностная инструкция сотрудников отдела дознания, роль отдела дознания и его задачи в уголовном судопроизводстве, компетенция органа дознания, правовая основа деятельности органа дознания; ознакомилась с организацией работы отдела дознания.

Приобретены навыки по составлению проектов уголовно-процессуальных документов таких, как протоколы и постановления (Приложения Д, Е, Ж, И, К).

Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. В протоколе указываются:

Место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий. В случаях, предусмотренных УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых.

Постановление - это процессуально оформленное решение лица или органа, ведущего уголовный процесс, которым обосновывается и предписывается выполнение тех или иных процессуальных действий.

При похождении практики я помогала дознавателю при составлении следующих протоколов и постановлений:

Протоколы допроса потерпевшего и свидетеля;

Протокол осмотра места происшествия;

Протокол обыска;

Протокол проверки показаний на месте;

Постановление о возбуждении уголовного дела;

Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу;

Постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия.

Также я присутствовала при производстве следственных и процессуальных действий проводимых дознавателем: осмотр места преступления, допрос потерпевшего, свидетеля и подозреваемого, проверка и уточнение показаний на месте и т.д. Кроме того, мне поручалось выполнение и других различных заданий, например, я заполняла уведомления, повестки, запросы и т.д.

Таким образом, в период прохождения практики я ознакомилась с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность органов дознания.

Изучила инструкции, должностные обязанности, структуру органов дознания; положения, регулирующие внутренний распорядок, порядок организации и полномочия органов дознания.

Также изучила организацию взаимодействия отдела дознания с другими подразделениями МО МВД России «Бородинский».

В ходе практического применения знаний, совместно с дознавателями, участвовала в следственных действиях, выезжала на место происшествия, проводила осмотры, допросы, составляла протоколы, делала запросы и уведомления, заполняла карточки учета для статистики.

орган внутренний эффективность дознание

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

По вопросу, касающемуся государственной защиты потерпевших, см. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ.

Комментарий к статье 41

1. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК).

2. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, службы судебных приставов, госнаркоконтроля, таможенных органов и органов Государственной противопожарной службы (см. коммент. к ст. ст. 38 и 151 УПК).

Кроме того, дознание вправе производить следователи прокуратуры, МВД России и ФСКН России (ч. 3 ст. 151 УПК).

По решению прокурора дознание по уголовному делу может производиться следователем любого ведомства.

3. Только по решению начальника органа дознания или его заместителя на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40, по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (ч. 1 коммент. статьи).

Аналогичным образом начальником органа дознания или его заместителем должен решаться вопрос о возложении полномочий дознавателя на то или иное должностное лицо для проведения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому предварительное следствие обязательно (п.

3 ст. 149, ст. 157 УПК).

4. Отвод дознавателя возможен по основаниям, предусмотренным ст. 61 УПК, в порядке, который указан в ст. 67 УПК.

5. Запрет на возложение полномочий дознавателя на то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по делу, обусловлен рядом причин и прежде всего тем, что результаты ОРД подлежат проверке в ходе предварительного расследования в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом. Орган предварительного расследования должен подойти к проверке оперативных материалов беспристрастно и объективно, что исключает совмещение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальных функций одним должностным лицом.

Второй причиной запрета, установленного ч. 2 ст. 41 УПК, является то, что прокурором на дознавателя может быть возложена обязанность поддержания государственного обвинения в суде. В таком случае недопустимость совмещения у одного лица рассматриваемых полномочий еще более очевидна: позиция обвинителя в суде будет крайне уязвимой для нападок относительно его заинтересованности в исходе дела (ч. 2 ст. 61 УПК).

Кроме того, может возникнуть необходимость в допросе лица, проводившего оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, в качестве свидетеля.

5.1. Данный запрет не носит абсолютного характера. Сотрудники оперативно-розыскных служб могут осуществлять дознание в случае возложения на них полномочий органа дознания начальником органа дознания, но не по тому делу, по которому ими осуществлялась ОРД.

6. О функции уголовного преследования, которую выполняет дознаватель в ходе дознания, см. коммент. к ст. ст. 20, 21, 37, 38.

7. Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя — УПК во многом их сблизил. Особенно это касается повышения процессуальной самостоятельности дознавателя. Поэтому комментарий, данный к ст. 38, во многом распространяется и на ст. 41.

7.1. На дознавателя не распространяются положения ч. 3 ст. 38 УПК.

8. Дознаватель обладает всей полнотой процессуальных полномочий, необходимых ему для производства дознания по уголовному делу, по которым предварительное следствие необязательно. Эти полномочия возлагаются на него начальником органа дознания (см. коммент. к ст. 40 УПК).

9. Согласия начальника органа дознания в соответствии с УПК дознавателю для производства тех или иных процессуальных действий, как и принятия решений, не требуется.

Исключение составляют обвинительный акт, утверждаемый начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК), а также постановление о передаче уголовного дела прокурору после проведения неотложных следственных действий (п. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157, а также коммент. к ст. 40 УПК).

9.1. Согласно ч. 3 ст. 144 прокурор, начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК.

10. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (ст. 146), прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24, 25, 28, 427 УПК, возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных действий, указанных в п. п. 4 — 8, 11 ч. 2 ст. 29 УПК, в порядке ст. 165 УПК (см. коммент. к ст. 37).

11. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, предусмотренном ст. ст. 97 — 101, 108, 224 УПК. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому меры пресечения в виде домашнего ареста в порядке, предусмотренном ст. ст. 97 — 101 и 107 УПК (см. коммент. к ст. 37).

Аналогично согласие прокурора требуется и при возбуждении дознавателем ходатайства перед судом об отмене (изменении) меры пресечения, избранной по судебному решению (см. ст. 110 УПК, а также коммент. к ст. 37).

Требуется согласие прокурора на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем по указанию прокурора (см.

ст. 110 УПК, а также коммент. к ст. 37).

Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение перед судом ходатайств о применении к подозреваемому иных процессуальных мер, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся процессуальные действия, указанные в п. п. 9, 10 ч. 2 ст. 29 УПК. Только суд правомочен принимать решения о производстве дознавателем следственных и иных процессуальных действий, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК.

О круге иных процессуальных действий и решений, которые дознаватель вправе совершить с согласия прокурора, см. коммент. к ст. 37.

12. Решение прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, может быть обжаловано следователем вышестоящему прокурору (ч.

4 коммент. статьи).

13. Дознаватель не вправе выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

14. Дознаватель не вправе приостанавливать производство дознания. В случае установления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 208 УПК, он должен передать дело прокурору для принятия решения о приостановлении производства по делу и передаче дела следователю для производства предварительного следствия.

15. По смыслу норм, содержащихся в ч. 1 ст. 145 и ч. 1 ст. 146 УПК, дознаватель полномочен принимать решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора. Какого-либо предварительного согласования с начальником органа дознания для принятия этого решения дознавателю не требуется.

В то же время дознаватель не может приступить к проверке сообщения о преступлении без того, чтобы начальник органа дознания дал ему соответствующее указание и не уполномочил его на проведение процессуальных действий.

15.1. Решение о направлении уголовного дела в другой орган предварительного расследования, а также о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК принимается только начальником органа дознания, а не самим дознавателем (см. коммент. к ст. ст. 145, 157).

16. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания.

16.1. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение у мирового судьи. О круге уголовных дел и полномочиях дознавателя по поддержанию государственного обвинения у мирового судьи см.

коммент. к ст. ст. 320 и 321.

16.2. Дознаватель вправе поддерживать государственное обвинение в районном суде по делам, подсудным районному суду, о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым проводилось дознание.

17. В законе не говорится, какого рода указания может давать начальник органа дознания дознавателю. Очевидно, можно говорить об аналогии с полномочиями начальника следственного отдела (см. коммент. к ст. ст. 39, 40).

18. Порядок обжалования дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора предусмотрен ст. 124 УПК.

Согласно ч. 1 ст. 124 надзирающий прокурор рассматривает жалобу дознавателя в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Согласно ч. 2 ст. 124 по результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Дознаватель, подавший жалобу, должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования (ч. 3 ст. 124 УПК).

18.1. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК дознаватель вправе обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору.

18.2. Следует отметить, что, в отличие от следователя, дознаватель не вправе обжаловать решения прокурора по делу, по которому проводится дознание (о полномочиях следователя см. ч. 2 и ч. 3 ст. 38 УПК). Он вправе обжаловать только указания прокурора. Начальник органа дознания, судя по ст. 40 и ст. 124 УПК, не вправе обжаловать решения и указания прокурора по делу вышестоящему прокурору.

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей. А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс. В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция).

К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д. Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Сравнение

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки». Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу. Специализированная служба дознания расследует дела по 68 составам преступления.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции. Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд. Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Выводы TheDifference.ru

  1. Подследственность. Дознаватели и следователи расследуют разные уголовные дела, что закреплено в ст.150 и 151 УПК РФ. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе.
  2. Процессуальная самостоятельность. Многие действия дознавателя требуют фактического разрешения начальника органа дознания (возбуждение уголовного дела). Следователь же выносит обвинительное заключение самостоятельно, и оно приобретает должную правовую силу в момент его вынесения. Кроме того, следователь может остановить или возобновить предварительное расследование, обжаловать различные решения прокуратуры (например, об отмене решения о возбуждении уголовного дела), а дознаватель – нет.
  3. Представительство в различных структурах. Дознаватели не представлены в Следственном комитете России, в то время как в ФССП нет следователей.

Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя

Согласно ст.

5 п. 7 УПК дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания - дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

  • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
  • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

Дознаватели ОВД уполномочены :

  • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
  • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
  • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
  • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
  • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
  • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
  • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
  • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа дознавателей . Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

Так, дознаватели ОВД обязаны :

  • выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер к их устранению;
  • направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций или учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • в трехдневный срок информировать соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
  • осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Полномочия дознавателя ОВД находят отражение в должностных инструкциях. Они должны быть составлены для каждого конкретного руководителя и сотрудника. Должностные инструкции дознавателя ОВД составляются в виде таблицы с указанием формы реализации обязанностей и периодичности их исполнения. Инструкция должна содержать общие положения, где разъясняются основные задачи сотрудника и то, кому он подчиняется. Общие положения отражают роль руководителя и сотрудника в подразделении, указывают направления, которые он обеспечивает или за которые отвечает. Кроме того, должностные инструкции состоят из должностных обязанностей, прав и взаимоотношений и связей по должности. В должностных обязанностях отражается, какие непосредственно мероприятия организует или обеспечивает сотрудник.

Права по должности регламентирует Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) //СПС Консультант плюс. .

Взаимоотношения и связи определяются конкретным объемом работы и указывают, с какими государственными, правоохранительными, судебными и иными органами, организациями и учреждениями в интересах решения задач, возложенных на подразделения дознания, руководитель или сотрудник должны строить взаимодействие.

Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй - у непосредственного начальника подразделения дознания, третий - у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

Отвод дознавателя . Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

Решение об отводе дознавателя в форме постановления принимает прокурор.

Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

Так, если лицо уже является по какому-либо уголовному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем, то приоритет отдается именно этому процессуальному статусу, и данное лицо не может участвовать в производстве по делу в качестве дознавателя. Аналогично решается вопрос в случаях, когда кто-либо из этих должностных лиц является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу, а также если лицо уже участвовало ранее в производстве по делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу дознавателя не является основанием для его отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве.

Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика также принимает дознаватель.

Административно-правовой статус военнослужащих

§ 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих делились на три группы: общие, должностные и служебные…

Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики

1.3 Учредительные документы и документы, регламентирующие внутреннюю деятельность (положения, инструкции, должностные обязанности, нормативы)

Систему муниципальных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики образуют: 1) Устав города Новочебоксарска Чувашской Республики; 2) правовые акты…

2.3 Должностные обязанности юрисконсульта

Юрисконсульт — это должностное лицо, юрист, ведающий разрешением правовых вопросов в учреждении и выступающий как защитник его интересов…

Деятельность юрисконсульта ООО «Триоль»

Должностные обязанности юрисконсульта:

— разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера; — осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии…

Дознаватель как должностное лицо органа дознания: уголовно-процессуальный статус и проблема его реализации

2.3 Проблемы принципа самостоятельности дознавателя

Процессуальная самостоятельность дознавателя, является одним из важнейших элементов процессуального статуса дознавателя, как самостоятельного субъекта уголовного процесса. Процессуальная самостоятельность дознавателя…

1. Понятие дознавателя. Соотношение понятий органа дознания и дознавателя

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия…

Дознание как сокращенная форма предварительного расследования

2.

Развитие правового статуса. Права, обязанности, самостоятельность дознавателя

Морева О.С. в своем диссертационном исследование отмечает, возможность деления становления дознания как формы предварительного расследования на следующие этапы: 1) с древних времен по 1864 г; 2) 1864 по 1905 г.; 3) с 1905 по 1960 г.; 4) 1960 по 1992 г.; 5) 1992 по 2002 г…

Дознание как форма предварительного расследования

2.2. Правовой статус дознавателя

Дознание, как форма предварительного расследования

2.4 Правовой статус дознавателя

В новом Уголовно-процессуальном кодексе РФ статус дознавателя претерпел серьезные изменения. УПК РСФСР не содержал специальной нормы, определяющей правовой статус дознавателя, в отличие от нормативной регламентации статуса следователя (ст…

Институт дознания в уголовном процессе

2.2 Правовой статус (права и обязанности) дознавателя

Дознаватель наделен следующими основными правами: Уголовный процесс России: Учебное пособие / Под ред. З.Ф. Ковриги, Н.П. Кузнецова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — С. 193…

Компетенция начальника отделения дознания, руководителя группы дознания и дознавателя

1.3 Компетенция дознавателя (старшего дознавателя)

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации рассматривает и проверяет заявления и сообщения о преступлениях…

Обязанности юрисконсульта в ООО «Автотрейдинг». Подача иска

1. Структура организации и должностные обязанности

Структура компании ООО «Автотрейдинг» — корпоративная. Компания имеет руководство в лице генерального директора…

Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам

2.1 Должностные обязанности во время практики

К должностным обязанностям при прохождении практике относилось: 1. Прием и консультирование граждан. 2. Работа с клиентами на предмет заключения договора. 3. Работа с клиентами- гражданами. Составление доверенности и проекта завещания 4…

Роль юрисконсультов в экономике

2.4 Должностные обязанности и требования к юрисконсульту

Характеристика деятельности Администрации Паньковского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области

3. Должностные обязанности специалиста 1 категории по вопросам земельных отношений

Специалист 1 категории по вопросам земельных отношений является муниципальным служащим. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы…

Словарь юридических терминов: Дознаватель

Термины из раздела "Уголовно-процессуальное право"

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).

Дознавателю необходимо получать судебное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; залога; о продлении срока содержания под стражей; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114; о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 29).

В законе прямо указано на недопустимость совмещения участником уголовного судопроизводства оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Так, согласно ч.

2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

В пользу утверждения о том, что органы дознания не осуществляют оперативно-розыскную деятельность, свидетельствует и сравнительный анализ положений п. 24, 36.1 ст. 5, ст. 40, 41, 89 УПК РФ. Так, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД представляют собой сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, а не УПК РФ. Статья 89 УПК РФ устанавливает, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ. Конституционный Суд РФ в своем решении прямо указал, что результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, а лишь сведениями об источниках процессуальных доказательств.

Таким образом, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы внутренних дел не являются субъектом доказывания, что не позволяет рассматривать их в качестве участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения (органа дознания).

Курсовые и дипломные работы по уголовному процессу



Просмотров