Для обозначения пожарных автомобилей введена специальная маркировка. Маркировка и окраска пожарных автомобилей. Пожарные обозначения условные графические

Структура маркировки

Обозначения ПА должны иметь следующую структуру:

ХХХ ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ ХХ Х ,


В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

Примеры условных обозначений

Пример 1: АЦ 3,2-40/4(43253)001-МС
Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3,2м 3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели 001, производится ПО "Спецтехника пожаротушения" (буквы МС обозначают город "Москва", что, в данном случае , равнозначно данному предприятию).

Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ .
Автомобиль порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация ХХ модели ХХХ.

Пример 3: АПТ 6,3-40 (5557) модель ХХХ .
Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3м на шасси "Урал 5557" и насосом с подачей 40л/с, модель ХХХ.

Пример 4: АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ .
Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или [Ратвор пенообразователя|раствора пенообразователя] вместимостью 2,0м 3 , массой вывозимого порошка 2000кг, насосом с подачей 40л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.

Пожарная и аварийно-спасательная техника.

Пожарная техника - это технические средства, предназначенные для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара. К пожарной технике относятся:

Пожарные машины;

Пожарно-техническое вооружение (оборудование);

Средства связи и освещения;

Устройства пожаротушения и сигнализации;

Другие средства, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность пожарной охраны.

Пожарная машина - транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для обеспечения действий на пожаре. К пожарным машинам относят:

Пожарные автомобили;

Пожарные самолеты и вертолеты;

Пожарные суда и катера;

Пожарные поезда;

Пожарные прицепы и другое моторизованное средство.

Пожарный автомобиль - это моторизованное техническое средство с оборудованием на шасси автомобиля предназначенное для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, спасания и защиты людей и материальных ценностей на пожаре.

Пожарные автомобили предназначены для:

Доставки в требуемый район боевых действий боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;

Подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаг горения;

Выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожара.

Классификация пожарных автомобилей

· в зависимости от назначения оборудования , которыми укомплектованы пожарные автомобили, их разделяют на:

Основные

Специальные;

Вспомогательные;

· по числу осей и колесной формуле

Полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8;

Неполноприводные с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.

· по полной массе , от которой зависит количество вывозимых средств тушения, пожарные автомобили подразделяются на следующие типы:

Легкие - до 6 т.;

Средний - от 6 до 12 т.;

Тяжелый - свыше 12 т.

· по применяемым средствам тушения пожарные автомобили делятся на автомобили водяного, пенного, порошкового, газового тушения, а также комбинированные (водопенные, водопорошковые, пенопорошковые, водопенопорошковые и пр.)

· по посадочной формуле пожарные автомобили делятся на:

- автомобили с боевым расчетом 1+ 2 (или 1 + 1), т.е без дополнительной кабины для личного состава;

Автомобили с боевым расчетом 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;

Автомобили с боевым расчетом 1 + 8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

· по компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются:

- на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина);

На автомобили с кабиной, расположенной над двигателем (фронтальная кабина);

На автомобили с кабиной, расположенной перед двигателем (передняя кабина).

· по приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:

- для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении;

Для северных районов (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении);

Для тропических районов (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Типаж и обозначение пожарных автомобилей.

Типаж пожарных автомобилей – этоосновной перечень автомобилей, необходимых пожарной охране.

Типажом определяются назначение пожарной машины, ее тип и основные параметры (производительность насоса, емкость цистерны, общая длина вывозимых рукавов, количество мест боевого расчета и т.п.)

Типаж пожарной техники периодически корректируется с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники.

Система обозначений, охватывающий типаж пожарных автомобилей, базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.
Буквенные символы , характеризуют тип пожарного автомобиля: АЦ – пожарная автоцистерна; АЛ- пожарная автолестница; АА- пожарный аэродромный автомобиль; АСО – пожарный автомобиль связи и освещения и т.д.

После буквенного обозначения типа ПА указываются отличительные характеристики изделий в виде величины его параметра.

В качестве основных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

Вместимость цистерны для воды, м 3;

Вместимость пенного бака, м 3 ;

Масса вывозимого порошка, кг;

Масса огнетушащего газа, кг;

Подача насоса при номинальном числе оборотов, л/с;

Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст;

Высота подъема стелы, м;

Длина рукавной линии, км;

Цифры, заключенные в скобках, обозначают модель базового шасси, а последние две или три цифры обозначают номер модели ПА.

После индекса модели могут быть даны буквенные обозначения, указывающие на модернизацию изделия (А-первая, Б-вторая и т.д), а следующие за ним цифры – модификацию.

Пожарные автомобили классифицируются по трём основным группам:

1. основные ПА;

2. специальные ПА;

3. вспомогательные ПА.

Основные пожарные автомобили - служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для подачи их (огнетуш. вещ-в) в очаг пожара.

В зависимости от преимущественного использования основные пожарные автомобили подразделяются на две группы:

- основные ПА общего применения - предназначены для тушения пожаров в городах и населенных пунктах (АЦ, АНР, АПП и т.п.);

- основные ПА целевого применения - предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других объектах (АА, АПТ, АГВТ, ПНС, АКТ, АП, АГТ и т.п.).

Основные ПА в зависимости от оснащенности ПТВ и оборудованием, типа и количества вывозимых огнетушащих веществ и способы их подачи классифицируются на следующие типы:

АЦ - пожарная автоцистерна - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности и других различных объектах.

АЦЛ - пожарная автоцистерна с лестницей - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АЦКП - пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником - предназначена для тушения пожаров в населенных пунктах, проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АП - пожарный автомобиль порошкового тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефте и газоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.

АПТ - пожарный автомобиль пенного тушения - предназначен для тушения пожаров на предприятиях нефтехимической промышленности и мест хранения нефтепродуктов.

АКТ - пожарный автомобиль комбинированного тушения - предназначен для тушения пожаров комбинированным способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, авиационных и других видах транспорта, а также в населенных пунктах.

АГТ - пожарный автомобиль газового тушения - предназначен для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара f труднодоступных местах, например в подпольных пространствах.

АГВТ - пожарный автомобиль газоводяного тушения - предназначен для тушения нефтяных и газовых фонтанов, а также пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и хими ческих предприятий и охлаждения объектов газоводяной струей.

АПП - пожарный автомобиль первой помощи - предназначен для тушения загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров.

АНР - пожарный автомобиль насосно-рукавный - предназначен для прокладки на ходу напорных магистральных рукавных линий, уборки их по окончании тушения пожаров, обеспечения подачи воды или воздушно-механической пены от водоисточников.

АВД - пожарный автомобиль с насосом высокого давления - предназначен для тушения пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

ПНС - пожарная насосная станция - предназначена для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с послелующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара

ППП - пожарный пеноподъемннк - предназначен для тушения резервуаров и других технологических установок на объектах хранения и переработки нефти и нефтепродуктов.

АЦ(Л) - автоцистерна лесопатрульная.

АЦ(Б) - автоцистерна бронированная.

АА - пожарный аэродромный автомобиль.

АПС - пожарно-спасательный автомобиль.

АПСЛ - пожарно-спасательный автомобиль с лестницей.

Ввиду социально-экономических причин и недостаточной развитости водоснабжения в России и странах бывшего СССР, доминирующее положение среди основных типов пожарных автомобилей занимают автоцистерны (АЦ).

Автоцистерны пожарные предназначены для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах, служат для:
- доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения (ПТВ), аварийно-спасательного оборудоввания и запаса огнетушащих веществ;
- подачи в очаг воды из цистерны, открытого водоема или гидранта через ручные и переносные (стационарные) лафетный стволы;
- подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или сторонней емкости.

Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица или как насосная установка при работе "в перекачку" с одной или несколькими другими автоцистернами.

В зависимости от грузоподъёмности шасси и вместимости баков с огнетушащими веществами АЦ подразделяют на три типа:
1. легкие - вместимость цистерны для воды до 2 куб.м;
2. средние - вместимость цистерны для воды от 2 до 4 куб.м;
3. тяжелые - вместимость цистерны для воды свыше 4 куб.м.

Специальные пожарные автомобили - предназначены для проведения специальных работ на пожаре: для поднятия личного состава на высоту, обеспечения связи и освещения, вскрытия и разборки конструкций, борьбы с дымом, защиты материальных ценностей, обеспечения управления силами и средствами, прокладки рукавных линий, аварийно-спасательные автомобили, и т.д.

Специальные пожарные автомобили в зависимости от типа выполняемых работ классифицируются на следующие типы:

АЛ - пожарная автолестница - предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АКП - пожарный коленчатый автоподъемник - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетупгащих веп1,еств на высоту и может использоваться в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

АСА - пожарный аварийно-спасательный автомобиль - предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара или чрезвычайного происшествия.

АВЗ - пожарный водозащитный автомобиль - предназначен для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

АСО - пожарный автомобиль связи и освещения - предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

АГ - пожарный автомобиль газодымозащитной службы - предназначен для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

АД - пожарный автомобиль дымоудаления - предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

АБГ - пожарный автомобиль-база газодымозащитной службы - пожарный автомобиль, оборудованный комплектом технического вооружения обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и предназначенный для доставки личного состава, техники к месту работы газодымозащитной службы.

АР - пожарный рукавный автомобиль - предназначен для механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

АШ - пожарный штабной автомобиль - предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара.

АЛП - пожарная автолаборатория - предназначена для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.

АПРСС - пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи - предназначен для диагностики и ремонта средств связи.

АДПТ - автомобиль диагностики пожарной техники - предназначен для оценки технического состояния пожарной техники.

АПТС - пожарный автомобиль технической службы - предназначен для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники, проведения работ по разборке конструкций на пожаре, а также аварийно-спасательных работ.

АОПТ - автомобиль отогрева пожарной техники - предназначен для обеспечения функционирования пожарной техники и оборудования при отрицательной температуре.

ПКС - пожарная компрессорная станция - предназначена для заправки кислородом (воздухом) баллонов СИЗОД на передвижных базах ГДЗС.

ПП - пожарный прицеп - предназначен для доставки к месту пожара (аварии) специального оборудования.

АОС - пожарный оперативно-служебный автомобиль - предназначен для доставки к месту пожара личного состава оперативной службы и комплекта пожарно-технического вооружения для их работы.

Вспомогательные пожарные автомобили - используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС. К ним относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые, грузовые автомобили, а также тракторы и другая техника, которая вводится на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ.

Кроме того пожарные автомобили можно классифицировать следующим образом:

- По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8 и неполноприводные с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4, 8х4.

- По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с боевым расчетом 1+ 2 (или 1 + 1), т.е без дополнительной кабины для личного состава; 1 + 5 (или 1 + 6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1 + 8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

- По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство.

- По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают автомобили в северном (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) и тропическом (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) пополнениях.

Обозначения пожарных автомобилей.

Информативная система обозначения пожарных машин базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов, причем цифровые символы в обязательном порядке характеризуют величину главного параметра конкретной модели ПА.

В обозначениях ПА величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

Вместимость цистерны для воды - куб.м.;

Вместимость бака для пенообразователя - куб.м.;
- масса вывозимого порошка - кг;
- масса огнетушащего газа - кг;
- подача насоса при номинальном числе оборотов - л/с;
- напор ступеней насоса при номинальном числе оборотов:
нормального давления - м. вод. ст.;
высокого давления - м. вод. ст.;
- расход лафетного порошкового ствола - кг/с;
- мощность электрогенератора - кВт;
- длина рукавной линии - км;
- высота подъема стрелы - м;
- производительность вентиляторной установки - тыс. куб.м.;
- число (количество) мест для боевого расчета (включая место водителя) - кол.;
- грузовой момент - тм.

Примеры условных обозначений:

АЦ-1,0-4/400 (5301) модель ХХХ-ХХ .

Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 1 куб.м., высоконапорным насосом производительностью 4 л/с и напором 400 м. (ступень высокого давления) на шасси ЗиЛ-5301, первая модернизация модели XXX, модификация XX.

АЦЛ-3-40/17 (43253) модель ХХХ-ХХ
.

Автоцистерна пожарная с лестницей, с цистерной вместимостью 3 куб.м., с насосом производительностью 40 л/с и лестницей с высотой полного выдвижения 17 м. на шасси КамАЗ-43253, первая модернизация модели XXX, модификация XX.

В старой системе обозначения пожарных автомобилей, выпущенных до 1995 г ., отсутствовала величина основного параметра :

АЦ-40(130) модель 63Б .

Автоцистерна пожарная с насосом производительностью 40 л/с на шасси ЗиЛ-130, модель 63 модификация Б.

Пожарные условные обозначения - это систематизированные указатели в виде обозначений, связанные с указанием на предмет так, что смысл второго представлен непосредственно только самим знаком и открывается только после расшифровки аббревиатуры. Далее в статье будут рассмотрены пожарные обозначения условные графические .

Условные обозначения пожарного оборудования

Вы, наверное, часто обращали внимание, что на одной из сторон многоэтажного строения расположена табличка, на которой находится надпись с буквенными и числовыми показателями («ПГ->25»). Данные символы обозначают направление, в котором находится пожарный гидрант, предназначенный для отбора воды, и указывает на приблизительное расстояние до данной емкости. Этот указатель является незаменимым для спасателей и пожарных.

Так же хотя бы раз многие наверняка замечали, что на придорожной местности расположен знак в форме треугольника небольшого размера с надписью - ПГ или ПВ-40, и скорее всего, задумывались об его предназначении? Так вот, он так же служит условным обозначением пожарного гидранта и водоемов для служб спасения. Когда нет возможности установить световые указатели на месте, в котором находятся пожарные гидранты, устанавливаются данные треугольники с соответствующим обозначением. Цифры на этом треугольнике указывают на объемные показатели подземной емкости с водой. Такой знак обязательно должен быть красного цвета.

Реже можно встретить колодцы с характерным обозначением на окрашенной в красный цвет крышке. В таком случае старайтесь не закрывать его своим автомобилем или другими помехами, ведь емкость с водой, представленная в виде колодца, может сыграть ключевую роль в тушении огня. В экстренных ситуациях на счету каждая секунда.

На машинах пожарных служб тоже расположенные буквенные и числовые обозначения, которые наносятся в обязательном порядке. Их вы увидите с обеих сторон на передних дверцах автомобиля, либо на кузове спасательной машины. Указательные символы на передних дверцах указывают на номер пожарной части и город, а на корпусе, с обеих сторон, расположено наименование автомобиля, объем автоцистерны и мощность насоса используемого для пожаротушения.

Научитесь расшифровывать и узнавать данные обозначения, ведь рано или поздно это может помочь в непредвиденных ситуациях. Рассмотрим схематические условные обозначения, где они используются и как выглядят.

Пожарные обозначения условные графические

Пожарные обозначение условные графические представляют собой набор, который составлен из условных символических значений. Данные значения применяются на различных схемах, а схемы обозначают тот или иной объект. Графические обозначения зачастую используются при учениях пожарно-тактического характера, при необходимости составить отчетные документы после пожара, при разработке ДППП. Эти знаки обязательно применяются на планах эвакуации размещенных в учреждениях, учебных заведениях и в закрытых помещениях с массовым скоплением людей.

Графические обозначения регламентируются следующими диктующими документами:

  • ГОСТ 28130-89 «Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические»
  • ГОСТ 12.1.184-82. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические.
  • Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров.

Общие обозначения

Основные пожарные автомобили общего назначения

Основные пожарные автомобили целевого назначения

Специальные пожарные автомобили

Прочая техника

Робототехнические средства

Огнетушащие вещества

Ручные пожарные стволы

Лафетные пожарные стволы и пеноподъемники

Пожарные автомобили обычно окрашивают в красный цвет. Опознавательные знаки наносятся белой краской. Цветографические схемы регламентированы ГОСТ 21392-75. Марку ПА наносят слева сзади, но­мер пожарной части наносят на дверях кабины водителя и справа сзади, ниже номера части на кабине пишут название города.

Для обозначения ПА введена специальная маркировка: на­чальные буквы обозначают вид автомобиля; цифры после дефиса - главный параметр; в скобках указывают номер модели базового автомобиля, часто указывают еще и но­мер модели, выпускаемой производством (слово «модель» можно не писать). Расшифровка некоторых моделей при­ведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Маркировка пожарных автомобилей

Марка Вид автомобиля Показатель Шасси
Наименование Обозначение Наименование Значение
АЦ-40 (131) 137 Автоцистерна АЦ Подача насоса 40 л/с ЗИЛ-131
АНР-40 (130) 127А Автомобиль насосно-рукавный АНР То же 40 л/с ЗИЛ-130
АР-2 (131) 133 Автомобиль рукавный АР Длина напор-ных рукавов 2040м ЗИЛ-131
АТ-3 (131) Т2 Автомобиль тех-нической службы АТ Грузоподъем-ность крана Зт ЗИЛ-131
АСО-12 (66) 90А Автомобиль связи и освещения АСО Мощность генератора 12 кВт ГАЗ-66
АЛ-30 (131) Л22 Автолестница АЛ Длина 30 м ЗИЛ-131

Тактико-техническая характеристика (ТТХ) АЦ явля­ется совокупностью показателей, определяющих техниче­ские возможности шасси и пожарного оборудования, за­пас огнетушащих средств и численность боевого расчета

Технические возможности ПА можно эффективно реа­лизовать только при условии содержания их в исправ­ном состоянии и обеспечении рационального температур­ного режима в пожарных депо, особенно в зимних усло­виях. Температура воздуха в гаражах должна быть не ниже 5°С. При таком условии обеспечивается надежный пуск двигателей, и при следовании на пожар они быстро прогреваются. Учитывая дорожные условия, интенсив­ность уличного движения и тепловое состояние двигате­ля, ПА при следовании на пожар развивают максималь­но возможную скорость движения.

Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти по­жарные автомобили являются технической основой во­оруженности пожарных частей. В нашей стране они создаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства: УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ и др. Наши пожарные машины характеризуются хорошими ходовыми качествами, высокой надежностью в эксплуатации и про­стотой обслуживания. Они сравнительно дешевы.

Автоцистерны составляют основу парка пожарных автомобилей.

Независимо от базового шасси все автоцистерны имеют:

1. насосные установки,

2. цистерны и баки для огнетушащих средств,

3. трубопроводную арматуру,

4. систему забора,

5. систему подачи пенообразователя.

Все перечисленные элементы соединены трубопроводами, образующими водопенные коммуникации.

Несмотря на существенные различия, все пожарные автомобили состоят из: шасси, емкостей для воды и пены, кузова, насоса, системы трубопроводов и кранов, отсеков для ПТВ (пожарно-технического вооружения).

Автоцистернами доставляется вода к месту пожара в цистернах, а пенообразователь в специальных баках. АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразовате­ля. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных сетей, от других пожар­ных цистерн.

АНР имеют только запас пенообразователя, а воду забирают только из водоемов, водопроводных сетей или от других автоцистерн.

АЦ и АНР оборудуются системами забора воды, на­сосами с водопенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой охлаждения двигате­ля и приводами управления.

Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети.

Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом (исполнение У) при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40 0 С, категория 1 ГОСТ 15150.

Автоцистерны пожарные модели ПМ-524 на шасси КамАЗ:

АЦ - 7 - 40 (53213 ) – со стационарным лафетным стволом;

АЦ - 7 – 40/4 (53213) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом;

АЦ - 5 - 40 (4310) – со стационарным лафетным стволом;

АЦ - 7 – 40/4 (4310) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом предназначены для:

Тушения пожаров огнетушащими средствами;

Доставки к месту пожара боевого расчета пожарно-технического вооружения (ПТВ) и запаса огнетушащих веществ;

Подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные стволы, пеногенераторы, лафетный ствол при тушении очагов пожара.

Пример условного обозначения автоцистерны пожарной: «Автоцистерна пожарная АЦ - 7 – 40/4 (53213) ТУ 4854-154-21352393-95».

Где: АЦ – автоцистерна пожарная;

7 – вместимость цистерны, м.куб.;

40/4 – подача насосной установки;

40 л/с (ступень нормального давления);

4 л/с (ступень высокого давления);

53213 – модель базового шасси;

ТУ 4854-154-21352393-95 – обозначение технических условий.

Общая компоновка систем АЦ определяется размеще­нием пожарного насоса. На современных пожарных автомобилях насосы устанавливают в отсеках кабин боевого расчета или в отсеке кормовой части.

Таблица 2.2

Для тушения пожаров на АЦ имеется запас воды и пенообразователя. В пожарной охране используются АЦ:

1. легкие с вместимостью цистерн до 2000л - АЦ-30(53А) 106Б, АЦ-ЗО(66) 146 и др.;



Просмотров