Длинные нарды. Классические правила. Правила игры в короткие и длинные нарды

Чтобы понять основную цель игры в нарды, нужно познакомиться с игровым полем. Оно имеет прямоугольную форму и разделено на две части. На каждой из них – по 12 пунктов, всего их 24. Они представляют собой треугольники, вытянутые от краев к середине доски, и имеют собственные номера – для каждого игрока свои – от 1 до 24.

Поле для нард

Чтобы играть в нарды, нужно осознать, что то, что для одной стороны будет цифрой 24, для другой окажется единицей, и наоборот. Это касается всех пунктов. Каждый игрок имеет по 15 одноцветных шашек, его задача – пройти ими по доске полный круг, выйдя из «дома» и, вернувшись в него обратно, вывести шашки за пределы поля. «Дом» – это шесть подряд идущих пунктов в одном из углов поля, начальная позиция двух соперников. В игре большая роль отводится случайности, так как обе стороны пользуются парой игровых костей. Существует множество всевозможных разновидностей нардов, однако мировое признание получили только две из них, а именно длинные и короткие. Для обоих видов правила, как играть в нарды, разнятся.

Как делать ход

В любом случае, право первого хода определяется путем бросания одного игрального кубика. Тот из участников, у кого выпало большее число очков, приступает к игре первым, а далее ходят уже в порядке очереди. На сколько пунктов надобно переместить шашку, обуславливается количеством выпавших на двух костях очков. Противники двигают свои фигуры друг другунавстречу, от 1 до 24 пункта. В коротких нардах разрешается не только помещать шашки на незанятые пункты, но и выбивать одиночно стоящие фигуры оппонента, а в длинных – нет. Ставить фигуру на пункт или выбивать шашку соперника нельзя, если на позиции стоит сразу несколько его фигур. Допустимо снимать только одну шашку и только из головы за один ход. Хорошо помогает обучаться играть в нарды видео, выложенное в свободном доступе в сети: можно на наглядном примере узнать о правилах игры.

Когда игрок двигает одну фигуру, требуется, чтобы хотя бы один из промежуточных пунктов между прежним ее местоположением и новым был свободен. Сбитая шашка помещается в «бар» – на линию, проходящую через центр доски. Перед тем, как двигать фигуры, надлежит вернуть обратно на поле все выбитые шашки, и расположить их в «доме» конкурента в соответствии с выпавшими на костях очками. В это время разрешается выбивать фигуры соперника.

Победа в нардах

Любой, кто умеет правильно играть в нарды, знает, что тот, кто снимет с доски все свои шашки, предварительно приведя их в чужой «дом», и становится победителем. Выбрасывать фигуры разрешается только тогда, когда они все в «доме». Если в момент их выбрасывания оппонент выбил с поля, хотя бы одну фигуру, ее нужно возвратить в «дом». До того, пока этого не случится, снимать фигуры нельзя, однако игрок может перемещать шашки внутри «дома».

Как упоминалось, большое значение в нардах отводится игральным кубикам. Так, количество пунктов, на которые требуется подвинуть фигуру во время первого хода, определяется очками, выпавшими сразу на обеих костях во время жеребьевки. Чтобы научиться играть в нарды, нужно понять, что непосредственно во время игры соперники по очереди бросают кубики, и ходят на количество пунктов, равное выпавшим на костях очкам. Возможен «куш» или «дубль» – на обоих выброшенных кубиках выпали одинаковые числа. Тогда очки удваиваются, а игрок получает право передвинуть одновременно 4 фигуры за ход. Если выпавшее число больше, чем расстояние от дальней фигуры до края доски, а все шашки – в «доме», с поля снимается самая отдаленная шашка. В той ситуации, когда во время хода есть только один вариант перемещения, позволительно передвинуть фигуру на большее количество пунктов, чем досталось очков. Если имеется несколько альтернативных ходов, лучше выбрать тот, на который нужно затратить две кости, а не одну. Когда шашки вообще невозможно двигать, ход приходится пропускать.

В чем разница между длинными и короткими нардами?

Правила игры в нарды длинные отличаются от вышеназванных только тем, что в них воспрещено выбивать фигуры противника. Кроме того, «дом» белых – пункты под номерами 13 и 18, а «черных» – 1 и 6. Также разница состоит в том, что в длинных нардах оба игрока двигают фигуры против часовой стрелки, то есть, не навстречу один другому, а друг за другом. Одно из правил гласит, что перед шашками оппонента ни в коем случае нельзя выстраивать непроходимый заслон. Снимать шашки с доски позволительно по выпавшим очкам: фигура выводится с того поля, чьему номеру соответствует количество набранных очков. В коротких нардах стартовая позиция сложнее. «Дом» игрока и «двор» игрока – позиции 6 и 1, 12 и 7 соответственно, «дом» и «двор» неприятеля – 19 и 24, 13 и18. Перед тем, как играть в нарды короткие, надобно расположить фигуры в верном порядке: по две – на позициях 1 и 2, и по четыре – на 12 и 19, и три – на пункте 17. То же, с учетом обратной нумерации, касается и оппонента.

Помимо длинных и коротких, существуют другие разновидности нардов, среди которых выделяются короткие кавказские. Их правила ничем не отличаются от принятых, однако шашки противника нельзя сбивать в своем «доме». Когда игра проводится со ставками, ее условия оговариваются в отдельном порядке между сторонами. Иногда используют так называемый «куб удвоения», который помогает вести учет роста ставок. Кроме того, во время «дубля» ставки поднимаются в два раза. При желании, можно оговорить с оппонентом максимальное количество «дублей» за партию.

Ахундов Назим Фикрет оглы

Длинные нарды. Как правильно играть.

Ахундов Н.Ф. ISBN 5-00-00420-5

Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, но полон желания освоить секреты мастерства игры. Здесь вы найдете основные правила и принципы тактики и стратегии игры в начальной и заключительной фазе. Материал богато иллюстрирован, вам не понадобится доска, достаточно только книги. Все правила и приемы даны с объяснением и обоснованием, что облегчает усвоение материала.

Автор выражает благодарность и признательность человеку, много сделавшему для популяризации нард в России, подсказавшему саму идею написания книги и давшемумноговажныхиценныхзамечанийпорукописи, но просившему не упоминать его имени.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Несмотря на большую популярность длинных нард в России и странах СНГ, в доступной литературе нет серьезных разработок теории этой игры. Нет программы, умеющей играть в длинные нарды на приемлемом уровне и позволяющей анализировать партии и позиции. В этом смысле длинные нарды серьезно уступают коротким нардам, для которых разработаны чрезвычайно эффективные компьютерные программы для анализа и обучения.

Сразу несколько оговорок.

В книге, в более-менее систематизированном виде даны представления о том, как правильно играть длинные нарды и дан анализ наиболее распространенных тактических приемов, а также их характеристики. Это не значит, что, освоив эти приемы, новичок сразу станет Мастером. Но, автор выражает уверенность, что путь к вершинам Мастерства для Вас будет открыт.

Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, и полон желания существенно поднять уровень своей игры.

В книге нет ни слова, ни об истории нард, ни о правилах игры. Для этого существуют другие книги и пособия, которые доступны, в том числе в Интернете.

Все, что изложено в книге – личные представления автора о правильной игре, основанные на его личном опыте, и книга не претендует на абсолютную полноту знаний о длинных нардах.

Говоря о позиции на нардовой доске, мы часто употребляем некоторые специфические нардовые слова, а точнее уже, фактически, термины. Многие из них игрокам в нарды понятны. Но некоторые, без конкретного указания на доску, могут приводить к путанице.

1. То, чем играют в нарды. В книге используется слово « шашки ». В нардах соперники играют шашками разного цвета. Традиционно это белые и черные шашки. Однако для удобства зрительного восприятия позиций читателем, автор использовал вместо белых – желтые шашки, а вместо черных – синие.

2. Местонадоске,накоторомстоятшашки. Всегоих24.Вкниге используется понятие « поле ». В настоящей книге поля нумеруются от1до24(отсчетидетотбазыжелтыхшашек).Поле№1–стартовая позиция шашки (белой), поле № 24 – последний пункт доски, после которого желтая шашка снимается с доски (выбрасывается).

3. «Ход ». Термин понятен всем. Игрок, чья очередь играть, бросает зары и должен сыграть выпавшую комбинацию цифр. Это и будет ход. Ход состоит из «движений ». В одном ходе может

быть до четырех движений. Обычно их два. Если на зарах выпали одинаковыецифры,точетыредвижения.Этокогдаделается«полный ход ». Но бывает, что не все движения возможно сделать, тогда ход может состоять из трех, двух или одного движения. Это «неполный ход ». Может возникать ситуация, когда игрок вынужден полностью пропустить ход. Это когда ходить нет возможности совсем. В таком случае в ходе ноль движений.

4. Иногда важно обозначить в какой части доски идет игра. В книге используется слово «четверть ». Первая – та, где стартовая позиция данного цвета. На рисунке ниже показаны четверти доски для желтых. Далее вторая, третья и четвертая (та, где шашки выбрасывают).

5. Место, где в начале игры собраны все шашки (поле №1). Часто пользуются словами «рука» и «голова». Иногда это приводит к путанице. Важный термин. По правилам с «головы» нельзя

ходить более одной шашки (за исключением первого хода). В книге используется слово «голова ».

6. Бывает, что несколько подряд стоящих полей заняты шашками одного цвета, образующими некое препятствие. Для такого построения в книге используется слово « блок ».

7. Несколько (3 и более) шашек на одном поле. В книге используется термин « столбик ».

8. Четвертая четверть для данного цвета шашек. Часто именно это место игроки называют домом. Слово « дом » использовано для обозначения четвертой четверти данного цвета шашек и в этой книге.

9. Первая четверть данного цвета шашек. Иногда ее, как и четвертую четверть тоже называют «дом». В данной книге, во избежание путаницы, первая четверть доски для данного цвета шашек называется «база ».

10. Втораяилитретьяшашкавстолбикеодногоцветанакаком-то полеимеетважноетактическоезначение,т.к.позволяет следующим ходом захватывать более дальние поля, не открывая поля, с которого делаетсяход. Вэтойкнигетакаяшашканазывается«авант »(отслова “вперед”, т.е. нацеленная на какое-то поле впереди себя). Первая шашка на поле, где стоит авант, в книге названа «трамплин ».

11. « Мостик ». Под мостиком понимается такое расположение шашки, которое не позволяет сопернику организовать между Вашими шашкамиблок из 6 и более шашек.

12. Недостатокходовпривыпадениикакой-токонкретнойцифры

– «дефицит хода » (дефицит пятерок, дефицит троек и т.д.).

13. Некоторое количество ходов, которые можно сделать (передвинутьчастьшашек),несоздаваятакимиходамикритической ситуации для себя, например, не открывая очень важных полей. Для такогонабораходоввкнигеиспользовантермин« запасходов ».Часто употребляют просто слово «запас». Смысл «дефицита ходов» и «запасаходов»разный,ноониотражаютоднуитужеарактеристику позициинадоске.Этотакжекакстаканна2/3полныйилистаканна 1/3 пустой.

14. Зары (кубики). В данной книге, словом зары обозначены только сами зары, а не та цифровая комбинация, которая выпадает на верхних гранях зар. То, что выпадает на зарах названо «бросок ». Бросок –этодвецифры,каждаяизкоторыхот1до6.Когдавыпадают одинаковые цифры на обоих зарах, такой бросок называется «куш ».

15. Выброс - снятие шашки с доски в связи с тем, что она завершила свой путь по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски - “выбрасывать “.

16. Есливкакой-либопозициинадоскедлякаждойшашкиодного цветаподсчитатьсколькополейосталосьдовыбросасдоски,апотом сложить все эти цифры, получится сумма, показывающая шашкам данного цвета сколько минимум осталось очков до окончания игры. Такая сумма называется «пипсы ». В начальной позиции 15 шашек должны пройти 24 поля каждая, это соответствует 15х24=360

пипсам. Таким образом, пипсы могут быть от 0 (завершение игры) до 360 (начало игры).

Все термины в дальнейшем используются без кавычек.

УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ДЛИННЫЕ НАРДЫ.

Прежде, чем начать знакомиться с тем, как лучше играть в длинные нарды, обязательно ознакомьтесь с содержанием раздела «Нардовая топология ». В ней читателю предлагается изучить особенности движения шашек по нардовой доске.

Правило №1. «Одну шашку с головы, вторую в другом месте».Очень полезное правило, известное почти всем новичкам, тем не менее, нуждается в пояснениях. Слепое следование этому правилу

– верный путь к ошибке и проигрышу в тактической борьбе.

Правило №2. «Первые ходы».

Как правильно располагать шашки при первых нескольких ходах, чтобы не попасть в беду уже в самом начале игры?

Правило №3. «Занимаем свободные поля».

Речь пойдет о том, какие именно позиции надо занимать в первую очередь и почему.

Позициянабазеоппонентаимееттактическоезначение,авегодоме

– стратегическое. Здесь же объяснено, почему некоторые позиции на доске важнее других.

Правило №4. «Тихий ход».

У Вас и у оппонента пока нет полей, которые можно занять или практически им ничего не угрожает. Как правильно ходить в такой ситуации? Именно здесь новички совершают множество ошибок.

Правило №5. «Игра делается на выбросе».

Предисловие к «чайникам»

Если вы - новичок, который со стремлением желает обучиться алгоритму действий в нардах, то не стоит устрашаться каких-либо разновидностей этой игры. В большинстве случаев - сначала нужно ознакомиться с едиными для всех правилами основополагающими понятиями данной забавы.

Существует 2 основных вида нард, отличительными чертами которых являются - способность выталкивать шашки противника за меры доски и начальные позиции фишек: длинные и короткие нарды . В двух вариантах всегда в конце партии выявляется победившее и проигравшее лицо.

Термины

«Зары» - игральные кубики (кости);

«Голова» - изначальное местоположение шашек;

«Дубль» - комбинация зар, в которой они имеют одинаковые значения после броска, после чего количество выкинутых очков увеличивается вдвое;

«Дом» - итоговая на всём пути четверть доски, в которую должны быть уложены все фишки, до того, как играющий может ими ходиться;

«Выбрасывать» - совершать шашками различные ходы, в процессе которых шашки обязаны оказаться за границей дома игрока;

«Поправляю» - слово, означающее, вы или соперник не собираетесь ходить фишкой, а лишь поправляете её;

«Блот» - место, которое занято только одной шашечкой;

«Тас» - предстоящий матч (в наибольших случаях до трёх баллов);

«Даве» - если оппоненты развлекаются на денежную сумму при определённом уровне расчетной ставки, то, ощущающий некое преимущество в игрище, может предложить увеличить ставку вдвое (даве). Но он сможет совершить такое действие лишь в начале личного хода, до того момента, как кинет кубики;

«Бивер» - согласно всеобщим нормам игры в нарды: игроку, которому объявили даве, может незамедлительно ещё раз двукратно поднять уже существующую ставку и настоять на встречном редабле - бивере, в данный момент кости находятся у этого игрока. Тот, кто первый из играющих сказал «даве», обладает способностью принять этот бивер или отказаться от него;

«Басе» - это положительный ответ на удвоение ставок со стороны соперника в текущей игре;

«Марс» - «сухая победа» или победа, в которой проигравший противник не успел выкинуть ни одной фишки;

«Оин» - вариант успеха, когда потерпевший поражение конкурент смог выкинуть хотя бы 1 шашку.

Каковы одни из главных принципов игры в длинные нарды ?

В данной разновидности этой забавы играют два человека на доске, разделённая на четыре четверти, содержащая по шесть ячеек в каждой. Началом партии можно назвать выстраиванием у двух конкурентов «Головы», чтобы все 15 фишек были выстроены в единую длину по краю игральной доски. Какова задача участников партии? А задача проста: сделать так, чтобы все ваши фишки оказались в доме и были сняты с доски. Это необходимо выполнить быстрее, чем ваш соперник. У кого выпала большая по числу точек комбинация на кубиках (двух), тот и ходит первым. В течение 1-го хода может двигаться только 1 фишка. Особенный случай: когда во время первого хода вылетает дубль.

Согласуясь со счётом вашего броска, вы и ваш противник должны двигать шашки противоположно направления часовой стрелки, при этом сохраняется условие: передвигать вашу фишку в ячейку, уже занятую другим игроком, запрещается. Зато на одну ячейку разрешается «складировать» все личные фишки. В тот момент, когда вы не можете сделать ход, его право присваивается противнику. Ещё один вариант: с того момента, как вы завели свои фишки в «дом», их позволяется снимать с игрового поля.

А что на счёт норм по поводу коротких нард ?

Аналогично длинным нардам, здесь также присутствует четыре игровых поля по шесть ячеек на каждое, то есть в сумме получается двадцать четыре. Здесь самое главное то, чтобы как можно стремительней привести свои фишки в дом и выставить их за доску, нежели это сможет провести ваш противник.

Если сравнивать длинные и короткие нарды, то выявится, что они очень сильно отличаются игровым процессом: в коротких нардах разрешается сбивать шашки соперника с ячейки, если его шашечка одиноко стоит на ячейке, и тут ваши фишки (шашки) должны двигаться друг на друга (сближаться). Одно из преимуществ данной игры: за один ход допускается выбивать сразу несколько фишек соперника. Выбитые фишки направляются в «бар» - середина игровой доски. В этом развлечении разрешается ходить одной шашкой (согласно стандарту), либо двумя, если вам выпал дубль на костях. В том случае, если игрок до сих пор не возвратил все свои фишки из «бара» на доску, то он не может задействовать другие.

Фактически, как и в длинных нардах, оппонент, который быстрее, чем свой соперник, заведёт все свои фишки в дом - и будет считаться победителем данной партии.

Какие существуют причины, чтобы научиться играть в нарды?

1. Во-первых, нарды - это отличный способ времяпровождения.
2. Во-вторых, эта игра универсальна, так как её можно брать в различные путешествия, соответственно будут находиться люди, которые, как и вы, увлекаются нардами, следовательно, вы заведёте новых друзей.
3. И, в-третьих, данное развлечение совершенствует ваши навыки мышления и творчества, а также способствует усилению вашей конкурентоспособности в тех или иных ситуациях.

Тысячи людей на нашей планете увлекаются нардами, которые в англоязычных странах носят название backgammon. Эта древняя восточная забава занимает верхние места в рейтингах настольных развлечений. Новичкам кажется, что победа или поражение зависят от броска специальных кубиков - зар. Выпадает много очков - победишь, мало - проиграешь. Не каждый, кто хоть раз в жизни играл, знает: существуют секреты игры в нарды, и, если вы овладеете ними, то лавры победителя будете носить, не снимая.

Тактика игры в нарды

Наверняка всем известны основы нард, а если нет, то вот ключевые моменты. Каждый участник располагает по 15 шашек на своей части доски (в доме). Главная задача - сделать круг по игровому полю и снять фишки с поля быстрее противника. Количество лунок, на которые передвигают шашку, определяется с помощью броска зар.

Вряд ли назовешь хитростью доскональное знание правил. Это, скорее, непреложная истина. Поэтому, если у вас до сих пор имеются пробелы в знаниях, восполните недостаток знаний немедленно. Сделать это можно на нашем сайте, где правила написаны доступным и понятным языком. Ведь без знания теории мастерства не добьешься.

Секреты игры в нарды

В двух словах, секреты известных видов нард таковы: каждый ход хорошо обдумайте, иначе вряд ли он будет успешным. Развитие событий зависит от начальных передвижений фишек хоть в длинных, хоть в коротких нардах. Хотя исход поединка также зависит от того, удачен ли бросок кубиков, тактически верным будет рассчитывать перемещения и предугадывать поведение соперника.

Тактика игры в нарды заключается в следующем: ходим одной шашкой от своей головы, вторую берем из другой лунки и, таким образом, не торопясь, движемся к голове противника. Некоторые опытные игроки советуют выбрать одну из возможных стратегий:

  • пытаться двигаться вперед любыми путями;
  • держать оборону до последнего.

Никакой тайны тут нет, все объясняется логически: если чаще выпадают зары с большим количеством очков, двигайтесь вперед. Если с маленьким - защищайтесь. Во время игры в нарды тактика будет отличаться в зависимости от ситуации, все комбинации заранее не предугадаешь, беспроигрышных партий не бывает.

Если рассуждать логически, когда за доску садятся два одинаковых по уровню мастерства соперника, шансы на победу у них одинаковы. Тогда, чтобы выиграть, следуйте такой тактике игры в нарды длинные: не давайте противнику набрать очки и сами не теряйте баллы. Чтобы оппонент не набирал очки, создавайте позиции, в которых он не сможет походить и будет вынужден пропускать ходы. При этом грамотно заводите шашки в дом и заранее продумывайте комбинации, чтобы не терять очки.

Тактика игры в длинные нарды

Главный секрет правильной тактики - предвидеть ситуацию, а не просто видеть то, что происходит на игровом поле перед вашими глазами. Другими словами, просчитывайте возможные последствия перемещений. Приверженцы нард с математическим складом ума произвели кое-какие расчеты и выяснили, что для попадания на нужную лунку, постарайтесь стать за 5-6 лунок до нее. Чаще всего в сумме выпадает такое же количество очков. Эта маленькая хитрость поможет одержать победу даже новичку.

Какие еще известны секреты игры в нарды длинные? Закрывайте противнику лунки, в которые он может попасть, ведь мы уже знаем, что обычно зары дают при броске 5-6 очков. Используйте этот тактический прием против соперника.

К секретам в длинных нардах также относится построение забора. Забором называют выставленные в трех-шести ячейках подряд фишки участника сражения. Правильно выстроив забор, создадите выигрышную комбинацию. Смысл в том, что у соперника образуется дефицит ходов, зато у вас появится возможность сделать хороший продуманный ход. Если забором из 3-х фишек оппонента не напугаешь, то когда подряд стоят 4, 5 или 6 фишек - это уже почти победная комбинация.

Длинные нарды тактика игры с компьютером

Во время игры с роботом в длинные нарды тактика остается такой же. Защищаемся или нападаем в зависимости от ситуации на поле и от того, насколько у вас сегодня счастливый день. Нарды онлайн также требуют от игрока логического мышления и хотя бы простейших математических способностей. Чтобы выигрывать, сыграйте сотни партий. Здесь как в спорте - чем больше тренируешься, тем ближе победа.

Используйте секреты длинных нард во время игры с роботом или с человеком в Бесплатном клубе LuckForFree. Также каждый найдет на нашем сайте популярнейшие игры: карточные, шахматы, шашки, домино, рулетку и др.

ПРОБНАЯ ИГРА
без регистрации

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.



Просмотров