Дипломатические иммунитеты и привилегии. Дипломатические привилегии и иммунитеты Иностранные дипломаты в государстве пребывания освобождаются от

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.



Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

  • 6. Проблема правосубъектности наций, международных неправительственных организаций.
  • 7. Проблема правосубъектности юридических и физических лиц.
  • 11. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм. Теория soft law («мягкое право») в мп.
  • 12. История становления и характеристика мирного разрешения споров.
  • 13. Понятие международного спора.
  • 14. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 15. Понятие международно-правовых санкций.
  • 16. Понятие государственной границы, государственной территории и международного пространства.
  • 18. Характер и сущность современного мп, его соотношение с другими правовыми системами.
  • 19. Представительства государств при международных организациях: функции, привилегии, иммунитеты.
  • 20. Прекращение и приостановление действия международных договоров.
  • 21. Понятие и виды международных договоров.
  • 22. Принципы международного экономического права.
  • 23. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Понятие международного экологического права. Международные организации в сфере охраны окружающей среды.
  • 29. Процесс заключения международных договоров.
  • II. Способы выражения согласия на обязательность договора.
  • III. Оговорки к многосторонним договорам.
  • IV. Регистрация и опубликование договора.
  • 30. Охрана животного и растительного мира.
  • 31. Юридическая действительность международных договоров.
  • 32. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  • 33. Виды мер принуждения, включенных в международно-правовые санкции.
  • 34. Консульства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.
  • 35. Основания международно-правовой ответственности.
  • 36. Органы внешних сношений.
  • 37. Правовой режим воздушных пространств.
  • 38. Действие и применение международных договоров.
  • 39. Привилегии и иммунитеты международных организаций.
  • 40. Дипломатические представительства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.
  • 41. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 42. Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения безопасности в мире.
  • 43. Правовой режим космических пространств.
  • 44. Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений.
  • 45. Способы обеспечения действия международных договоров.
  • 46. Правовой режим международных рек.
  • 47. Общая характеристика международно-правового регулирования вооруженных конфликтов. (Соня ужасно раскрыла этот вопрос. Простите ее).
  • 48. Международное сотрудничество по вопросам прав человека. Характеристика основных международно-правовых документов и процедур по их реализации.
  • 49. Правовой режим Арктики и Антарктики.
  • 50. Охрана атмосферы и околоземного космического пространства.
  • 51. Правовой режим морских пространств по классификации Конвенции по морскому оон 1982 года.
  • 52. Охрана атмосферы и околоземного космического пространства
  • 3. Рамочная конвенция оон об изменении климата 1992 г.
  • 40. Дипломатические представительства: понятие, функции, иммунитет и привилегии.

    Дипломатическое представительство - орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления с ним официальных отношений. Существует два вида дипломатических представительств:

    1) посольства

    2) миссии.

    Посольство - дипломатическое представительство первого класса.

    Миссия - дипломатическое представительство второго класса.

    Государства сами договариваются, какими видами дипломатических представительств обменяться. Государства чаще всего договариваются об обмене представительствами первого класса, т. е. посольствами, что свидетельствует об установлении между двумя государствами

    нормальных межгосударственных отношений. Представительства работают на постоянной основе.

    Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. определила главные функции дипломатических представительств. Они конкретизированы в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г., следующим образом:

    1) представительство России;

    2) обеспечение национальных интересов и реализация внешнеполитического курса Российской Федерации:

    3) выполнение поручений органов власти Российской Федерации;

    4) сбор информации;

    5) обеспечение развития сотрудничества с государством пребывания;

    6) контроль за выполнением договоров с государством пребывания;

    7) выполнение консульских функций и общее руководство консульскими учреждениями Российской Федерации в стране пребывания.

    Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.

    Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания.

    Дипломатические привилегии - это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

    Дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления функций дипломатическими представительствами. Правовой основой таких иммунитетов и привилегий является суверенное равенство государств,

    поскольку дипломатические представительства и их сотрудники являются олицетворением государств.

    Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

    1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства

    2) личные иммунитеты и привилегии.

    К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:

    1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства. Под помещениями понимаются здания или их части, используемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

    Ни при каких обстоятельствах нельзя без согласия главы дипломатического представительства вступать на его территорию.(даже при форс-мажорных)

    Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

    2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

    3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

    4. Неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

    Привилегии дипломатических представительств:

    1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства.

    2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

    3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставитсльствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

    К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

    1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

    2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции. Подвергать дипломата каким-либо санкциям представители власти государства пребывания не вправе.

    3. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания - уголовной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с него иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

    В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции, если им совершено тяжкое преступление.

    Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

    1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания;

    2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

    3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за

    пределами своих официальных функций.

    В дипломатической практике встречаются случаи, когда дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. При этом он отказывается от неподсудности по данному делу. В этом случае на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

    Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.

    4. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

    Привилегии дипломата:

    1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;

    2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;

    3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов

    Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания.

    Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

    "

    Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

    Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

    В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

    Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

    Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

    Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

    В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

    В отношении помещений представительства - как собст­венных, так и наемных - предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

    Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

    Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

    Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

    Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

    Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

    Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

    Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

    Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

    а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

    б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

    в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

    В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

    Наше законодательство - упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. - несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

    Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

    Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

    Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

    Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

    Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

    В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

    Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

    Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata ). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

    Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляется иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения воз-
    ложенных на.них полномочий. Иммунитет (от лат», immunitus – освобождение, избавление от чего-либо) - это изъятие, из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства-пребывания. Привилегии – это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особыр права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их «абсолютно свободными» в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.

    Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии («Законы Ману») запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла; так как «послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под боже­ственным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению». В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого «права народов», как в те времена в Риме именовалось международное право. «Если кто-либо нанесем ущерб послу враж­дебной страны (!), это должно рассматривася как нарушение права народов, все послы признаются священными особами», - так тракто­вался посольский иммунитет римскими-правоведами.

    В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дип­ломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенция­ми. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о диплома­тических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законода­тельства, а многие страны приняли специальные законы .

    Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (по­слы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланни­ки, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секрета­ри-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их по­мощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельс­кого хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на чле­нов семёй дипломатических работников, проживающих с ними.



    Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персона­лу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.

    Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммуни­тетов: относящиеся к: дипломатическому представительству как тако­вому и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.

    К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность по­мещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представителсьтва, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

    В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т.д.) – так называемый фискальный иммунитет.

    Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрашают государству пребывание беспошлинно ввозить предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.

    Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала неподлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государства пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

    Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государтсва пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказыватьься только правительство страны назначения.

    Дипломаты пользуются также иммунитотом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:

    1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;

    2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через часное лицо;

    3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

    Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

    В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результа­те которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соот­ветствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотруд­ники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, обычно включаемых в цену товаров и об­служивания, сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого нахо­дится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслужива­ния; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недви­жимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их ха­рактера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

    Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановле­ния страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата «персоной нон грата».

    Одной из привилегий дипломатических сотрудников представи- тельств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначеныкак запретные по сообрашениям безопасности.

    Один из допломатов назвал их «интеллегентными цыганами, к котороым значительное число населения стран их временного пребывания относится как к разботатевшим цыганам».

    В этих условиях нормальная работа дипломатических представительств и дипломатов может осуществляться только при признании их суверенитета и независимого положения в стране
    пребывания. В качестве суверенных представителей независимого государства они не могут быть подчинены другому, иностранному для них государству и управляться им. Их посылают в чужую страну и должны принимать именно как представителей чужой страны. Они лояльны своему государству, но они не слуги двух господ и не могут быть верны тому правительству, при котором аккредитованы. Но это должно быть отражено в соответствующих международных нормах, что и сделала Венская конвенция. Статья 24 Венской конвенции гласит:

    «Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным
    уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

    Статья 31 Конвенции указывает, что дипломат пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он не обязан давать показания в качестве свидетеля (но этот иммунитет
    не избавляет его от юрисдикции аккредитующего государства).

    Контрольные вопросы

    1. Перечислите функции дипломатических представительств в соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.

    2. Что такое агреман? Как он запрашивается?

    3. Что такое верительная, отзывная и отпускная грамоты?

    4. Как аккредитуются военные атташе?

    5. Права и обязанности Чрезвычайного и Полномочного посла.

    6. Дуайи дипломатического корпуса и его функции.

    Глава 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

    Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам. И это не случайно, потому что институт привилегий и иммунитетов существует специально для обеспечения выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций. Этот институт возник в глубокой древности и первоначально его нормы действовали в качестве обычных. В настоящее время они зафиксированы во многих многосторонних и двусторонних соглашениях.

    В международной доктрине существует несколько принципиальных подходов к обоснованию предоставление дипломатических привилегий и иммунитетов:

    Принцип взаимности - в его основе лежит понимание того, что предоставление дипломатических привилегий и иммунитета осуществляется на взаимной основе;

    Принцип альтернативности - в его основе лежит утверждение о том, что предоставление привилегий и иммунитетов является правом, а не обязанностью государства;

    Принцип функциональной необходимости - в его основе лежит признание того, что в государстве пребывания дипломатического представительства иностранного государства должны быть созданы надлежащие условия для эффективной деятельности. Следует отметить, что именно на таком подходе базируется Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

    Во дипломатическими привилегиями понимаются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами пребывания.

    Во дипломатическими иммунитетами понимают изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

    В международном праве различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников (личные привилегии и иммунитеты).

    К привилегий и иммунитетов дипломатических представительств относятся:

    Неприкосновенность помещений представительства - она означает, что власти государства пребывания не могут вступать в это помещение без согласия главы представительства. Более того, в стране пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого нанесения вреда и вторжения и предотвращения всякого нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства. Помещения представительств, предметы их обстановки и другое имущество, находится в них, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обысков, ареста, реквизиции и исполнительных действий. При этом термин «жилище» толкуется расширительно и охватывает здания или части зданий, используемые для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы не принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть дома земельный участок. Но это ни в коей мере не означает, что помещения дипломатического представительства является суверенным частью территории государства, аккредитует. Территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей, согласно международному праву, предоставлен особый правовой режим (режим экстерриториальности) с целью успешного выполнение функций, возложенных на представительство;

    Фискальный иммунитет (от лат, fiscalis - казенный) означает освобождение дипломатических представительств всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Собрание, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин государства пребывания

    Неприкосновенность архивов и документов представительства - эти объекты неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения, т.е. где бы они теоретически не находились. Корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни распечатыванию, ни задержке;

    Свобода сношений представительства - означает, что дипломатическое представительство имеет свободу сношений со своим правительством, другими представителями и консульствами аккредитованной государства, где бы они ни находились. Для осуществления этих отношений дипломатические представительства вправе пользоваться всеми средствами, которые подходят, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Государством, аккредитующим, или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc (например, командир гражданского воздушного или морского судна, несущего флаг государства, аккредитует). В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатические представительства вправе по согласия страны пребывания установить радиостанцию и использовать ее, а также обладают внеочередным правом пользования средствами гражданского электросвязи. В свою очередь, государство пребывания для надлежащего и эффективного выполнения функций дипломатических представительств обязана способствовать облегчению их работы, обеспечить свободу передвижений и сообщений, предоставить все возможности для выполнение функций дипломатических представительств;

    Право пользования флагом и эмблемой государства, аккредитует, - это право принадлежит как самому представительству, так и его главе. Эти символы государства, аккредитует, размещаются в помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

    В личных привилегий и иммунитетов относятся:

    Неприкосновенность личности дипломата - лицо дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в любой другой форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать надлежащие меры для предотвращения каких-либо посягательств на его личность, свободу, достоинство.

    Неприкосновенность жилища - частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения дипломатического представительства (Частная резиденция дипломатического агента включает в себя любое помещение, в котором может жить дипломат: квартиру, номер в гостинице, дом). Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция, кроме ряда случаев, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, неприкосновенны;

    Иммунитет от юрисдикции - дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и адми-

    нистративного юрисдикции государства пребывания. Он абсолютный иммунитет от уголовной юрисдикции.

    По общему правилу дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения им уголовно наказуемого деяния уголовное дело в отношении него не нарушается в силу данного иммунитета. Такая лицо объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть территорию государства пребывания. Вместе с тем, принимающая сторона, может ходатайствовать перед правительством государства, аккредитует, об отказе в иммунитете дипломату, что сделал преступление. При его получении такой отказ должна быть ясно и точно выражена.

    На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме таких случаев:

    а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если он не владеет этим имуществом для целей представительства;

    б) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или видмовоодержувача наследия. Таким образом, дипломатический агент не может ссылаться на дипломатический иммунитет как основание для отказа от явки при рассмотрении иска или иного дела, принадлежащего к наследованию;

    в) исков, относящихся к любой профессиональной или комерцийнии деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

    Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания и поэтому на них не могут налагаться штрафы и другие административные взыскания.

    Вместе с тем следует иметь в виду, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитованной государства;

    Фискальный иммунитет - дипломатический агент освобождается от всех пошлин и налогов, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

    а) косвенных налогов, включаемых в цену то-вара и обслуживания;

    б) сбора налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в аккредитованной государстве, если он не владеет им от имени аккредитованной государства, или для представительства;

    в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых страной пребывания;

    г) сборов и налогов на частный доход, источник которых находится в стране пребывания;

    д) судебных, реестровых сборов, ипотечных сборов и гербового сбора в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории государства пребывания.

    Кроме дипломатического персонала, иммунитеты и привилегии распространяются на членов их семей.

    К членам семьи дипломата принадлежат его жена (муж) и несовершеннолетние дети, а также, согласно международного порядка, взрослые незамужние дочери дипломата, проживающих с ним совместно и находятся на его иждивении.

    Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в международном праве, с момента пересечения ими границы принимающего государства, и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания. Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в международном праве привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство. Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей. Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того, ицоб игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью более эффективного выполнения дипломатическим представительством и его персоналом своих функций в полной соответствии с нормами международного права и внутригосударственного права страны пребывания.



    Просмотров