Денежное пособие по уходу за ребенком до 3 лет. Пособие на ребенка до трехлетнего возраста. Пособия на детей полагаются

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.

*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.

Конечно, 50 рублей - это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. - сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.

Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.

В нашей статье будут рассмотрены:

  • Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста,
  • Источник выплаты данной компенсации и порядок налогообложения НДФЛ.

Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей

Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994г. №1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан», ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (далее - отпуск по уходу за ребенком):
  • матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
  • нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
При этом не имеет значения, работает ли обращающийся за компенсацией сотрудник по основному месту работы или является совместителем.

В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).

Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:

«Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.

Заявление.

На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»

В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».

Обратите внимание: Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:

  • со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат (п.15 Постановления №1206).

Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.

*В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:

  • увольнение работника по собственному желанию,
  • назначение пособия по безработице,
  • нахождение ребенка на полном государственном обеспечении,
  • лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав,
выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем , в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.17 Постановления №1206).

Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).

При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.

В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.

Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя , их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком .

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть - за счет собственных средств работодателя.

При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:

  • с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.
Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Порядок учета компенсационных выплат в размере 50 руб. для целей бухгалтерского учета и налога на прибыль

Так как согласно п.20 Постановления №1206, выплата компенсации производится за счет средств, направляемых на оплату труда, то в бухгалтерском учете расходы на ее выплату будут относиться к расходам по обычным видам деятельности.

В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:

  • по дебету соответствующего счета учета затрат на производство или расходов на продажу (например, по счетам 20, 23, 25, 26, 44) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Что касается налога на прибыль, то для целей налогового учета компенсационные выплаты в ежемесячном размере 50 рублей, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с положениями ст.255 НК РФ и п.4 ст.272 НК РФ.

Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:

«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»

Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.

НДФЛ и страховые взносы с компенсационных выплат в размере 50 руб

Так как ежемесячная компенсация в размере 50 рублей закреплена на законодательном уровне и является обязательной, данная выплата не облагается НДФЛ согласно положениям п.1 ст.217 НК РФ:
  • Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ следующие виды доходов физических лиц:
  1. Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации , выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Компенсационные выплаты не облагаются страховыми взносами :
  • на обязательное пенсионное страхование,
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • на обязательное медицинское страхование,
так как согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений гражданско-правовых договоров, предметом которых является:
  • выполнение работ,
  • оказание услуг,
  • и т.п.
Такой вывод изложен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 №2519-19:

«На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.

Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»

При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос - следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:

  • выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом в законе №125-ФЗ не содержится определения «выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений».

Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.

Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:

  • облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме напрямую указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.
Ведь согласно п.2 ст.20.1 закона №125-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.

Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Особенности использования пособия

После рождения ребенка его мать имеет право на социальные выплаты по уходу за ним до достижения малышом трехлетнего возраста. К сожалению, подробной информацией о данном виде государственных выплат обладают только женщины, столкнувшиеся с его оформлением и имеющие детей. Другие молодые мамы детально узнают о том, что представляет собой пособие детям до 3 лет, лишь выходя в декретный отпуск. Так на какую государственную помощь вправе претендовать женщины, воспитывающие малыша до трех лет? Как происходят выплаты? И какие еще права имеют молодые мамы?

Общие сведения о муниципальных выплатах

Как правило, детское пособие до 3 лет начисляется предприятием либо государством, и ежемесячно выплачивается матерям, пребывающим в декретном отпуске. Сама выплата при этом осуществляется за счет предприятия, на котором женщина оформлена. Исключение составляют государственные предприятия и военные организации - в данных ситуациях финансирование осуществляется за счет городского бюджета. Пособие начинает начисляться после подачи матерью заявления с просьбой начислить ежемесячное пособие детям до 3 лет.

Решение о начислении финансовой помощи принимается дирекцией или администрацией предприятия, на котором числится молодая мать. В случае с военнослужащими женщинами компенсация по уходу за малышом начисляется военкоматами или государственными органами. Согласно законодательству, ответ по положительному исходу обращения женщина может получить на протяжении десяти дней с того дня, в который было подано заявление.

Если случается так, что организация отказывает в выплате пособия, она обязана сообщить об этом женщине в течение пяти дней. Отказ компании при этом должен быть обоснован и снабжен письменным объяснением причины, а также срока для обжалования принятого решения.

Размер пособия детям до 3 лет

Стоит отметить, что пособие детям до 3 лет отличается по размерам в разных регионах Российской Федерации. Узнать конкретные цифры по региону можно, обратившись в социальную защиту района. Суммы выплат в каждой области и крае отличаются, и рассчитывают их с учетом определенных особенностей и коэффициентов. Так, в Омской области, например, размер пособия является минимальным, тогда как в Москве он в разы превышает стандартные.

Кто имеет право на получение пособия

Утвержденный законодательством список:

  • мать, отец или другой близкий родственник, ухаживающий за ребенком;
  • военнослужащие или состоящие на государственной службе женщины;
  • женщины-инвалиды I и II групп;
  • женщины, обучающиеся на заочной форме в ВУЗе;
  • занимающиеся индивидуальным предпринимательством женщины;
  • женщины, получившие официальный статус безработных и зарегистрировавшиеся в специальных государственных органах;
  • женщины, уволенные во время пребывания в декрете по причине остановки деятельности или закрытия предприятия;
  • безработные женщины, занимающиеся профессиональным обучением или проходящие переподготовку;
  • женщины, ухаживающие за детьми-инвалидами, инвалидами I группы или пожилыми людьми в возрасте более 80 лет.

Необходимо отметить, что пособие детям до 3 лет не могут получать лица, получающие иные виды социальной помощи.

Особенности получения пособия детям до 3 лет

Чтобы начать получать детское пособие до 3 лет, важно знать некоторые особенности данного вида выплат.

  • Так, если женщина получает пособие в полном размере, но у нее есть желание работать на дому или трудиться неполный рабочий день, право получать выплаты остается за ней. А в случае если вы хотите устроиться на полный рабочий день, придется отказаться от выплат. Зато в подобном случае оформить это пособие смогут на себя ваши близкие, которые смогут присматривать за ребенком - папа, бабушка, тетя или другие родственники.
  • Неработающие родители, обучающиеся в ВУЗе на дневном отделении, попадает в список людей, имеющих право получать пособие детям до 3 лет, поэтому, если пойдете учиться, выплат вы не лишитесь.
  • Если молодая мать воспитывает ребенка без отца, она имеет право получения пособия в двукратном размере.
  • Для военнослужащих предусматривается увеличение размера данных выплат в полтора раза.

Необходимые документы для получения пособия

Перечень документов, требующихся для того чтобы оформить пособие детям до 3 лет:

  • заявление с просьбой о начислении пособия;
  • трудовая книжка (оригинал и копия);
  • свидетельство о рождении малыша (копия и оригинал);
  • справка из службы занятости, подтверждающая, что женщине не выплачивается пособие по безработице;
  • копия листа нетрудоспособности по причине беременности и родов;
  • справка с места работы второго родителя, подтверждающая, что он не использует отпуск и ему не выплачивается данное пособие.

Данные документы можно передать лично представителям организации, на которой числится молодая мать, работникам военной или социальной службы, либо отправить по почте. Почтовую посылку при этом желательно отправлять с уведомлением. В данном случае отправитель точно будет знать, что отправленная почтой документация будет получена предприятием.

Таким образом, для получения пособия детям до 3 лет необходимо подготовить требуемые документы и передать их бухгалтеру вашей организации. Бухгалтер проведет соответствующие расчеты и пособие будет выплачиваться вам непосредственно по месту вашего трудоустройства. Если же вы не работаете, то пособие будет перечисляться на вашу банковскую карту.

В 2019 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2019 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) - на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) - на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того - такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7 . В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства - к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6 , также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка - в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей - в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( и ), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты » .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) - в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) - в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) - в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике - Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге - городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или );
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

В целях улучшения демографических показателей в стране предложено увеличить срок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до достижения ребенком 3 лет. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Что случилось?

Государственная Дума планирует в ближайшее время рассмотреть в первом чтении законопроект № 478277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет», авторами которого выступила группа депутатов Госдумы во главе с руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Они намерены улучшить демографические показатели в стране путем повышения реальных доходов населения, точно так же, как это происходило в последние годы. Депутаты отмечают, что именно такое направление имеет государственная политика последних лет в сфере социальной поддержки семей с детьми. А их предложение, помимо прочего, позволит повысить шансы женщин с детьми на трудоустройство.

Новые принципы выплаты детских пособий

В пояснительной записке к законопроекту его авторы обосновывают, почему является несправедливой выплата пособия на ребенка только до достижения им возраста 1,5 года. Они, в частности, отмечают:

Проблема материального обеспечения семей с малолетними детьми до трех лет усугубляется тем, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет ничтожно мало, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения. По данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения 5 количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений. А при рождении или усыновлении второго ребенка малообеспеченные семьи могут получать ежемесячные дополнительные выплаты из средств материнского капитала. Эта мера также действует с начала этого года и распространяется на период, пока ребенку не исполнится полтора года.

Повышение возраста выплаты детских пособий до достижения ребенком возраста 3 лет позволит повысить социальную защиту семей, в том числе тех, где несколько детей. Благодаря этой мере детей станет появляться в семьях больше, так как их родители не будут переживать о том, что не смогут достойно обеспечить ребенка, когда ему исполнится 1,5 года. Ведь пособие платить перестанут, а места в детском саду может не оказаться.

Кроме того, парламентарии напомнили, что по Трудовому кодексу РФ каждой женщине в России предоставено право на получение отпуска по уходу за ребенком продолжительностью в 3 года. При этом после 1,5 лет такого отпуска пособие по уходу за ребенком становится чисто символическим — всего 50 рублей в месяц. В связи с этим путем продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет фактически будет исполнено требование действующего трудового законодательства.

  • студентками вузов;
  • учащимися профессиональных училищ;
  • слушательницами курсов дополнительного профобразования.

Право на пособие, если законопроект будет одобрен, получат все женщины, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий беременности и родам.

В период декретного отпуска и в дальнейшем по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет, его матери полагается финансовая помощь в виде социальных пособий. Ежемесячное пособие на ребенка в 2019 году можно ранжировать, исходя из того факта, работала ли женщина до беременности или нет и поступали ли на ее счет в средства. Так, после рождения малыша, его мать получает два вида ежемесячных пособий:

  • Детское пособие.

В зависимости от того, работала мать до беременности или нет, различается орган, выплачивающий пособие и его сумма.

Ежемесячное пособие на ребенка в 2019 году - таблица

Суммы выплат ежемесячного пособия

Ежемесячные пособия

Устанавливаемый размер выплаты, руб.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2019 году принимаются доходы за два полных предыдущих года - 2016-й и 2017-й), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту):

3065,69 - на первого ребенка;

6131,37 - на второго, третьего и последующих

3142,33 - на первого (3788,33 руб. минимум работающим по МРОТ);

6284,65 - на второго и каждого следующего

Ежемесячная выплата при рождении первого или второго ребенка до 1.5 лет с 2019 года

Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2017 года (в зависимости от региона - до 26152 рублей)

Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

Пособие по потере кормильца на ребенка военнослужащего

Ежемесячная выплата до 3 лет на каждого ребенка, проживающего в чернобыльской зоне

3162,00 - от рождения до достижения 1.5 лет;

6324,00 - на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет

3241,05 - от 0 до 1.5 лет

6482,10 - от 1.5 до 3 лет

Пособие работающей маме

Работающим официально женщинам ежемесячное пособие на ребенка до 1.5 лет выплачивается работодатель, а его сумма напрямую зависит от ее заработной платы на момент ухода в декретный отпуск. Размер пособия равен 40% от зарплаты, но не может превышать 100% получаемой заработной платы или среднего заработка по региону. С 2019 года размер пособия вырос до 26152 рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком рассчитывается на одного ребенка, если родилась двойня, то сумма увеличивается в 2 раза, т.е. равна 80% от заработка.

Продолжая отпуск по уходу ребенком до 3 лет, рассчитывать на ежемесячное пособие по уходу за ребенком не приходится. В этом случае матери может выплачиваться лишь компенсация в размере 50 рублей.

Детское пособие работающей маме

О том, какое ежемесячное пособие ребенка полагается работающей маме, следует сказать следующее: сумма детского пособия в среднем равна 500 рублям, но насчитывается оно только тем, кому оно действительно необходимо. Как правило, на протяжении первых 1.5 лет нахождения мамы в декрете оно выплачивается, но сумма его зависит от того, находится мать в официальном браке или воспитывает ребенка одна. Матери – одиночки могут рассчитывать на максимальный размер пособия.

Другим фактором, исходя из которого оно рассчитывается – это среднемесячный доход семьи. Суммируется заработок всех членов семьи и сравнивается с региональным прожиточным минимумом. Как правило, ребенок, воспитывающийся в полной семье, если ее заработок ниже прожиточного минимума, может получать лишь половину максимальной суммы пособия – 250 рублей.

Если доход семьи выше прожиточного минимума, то в пособии отказывают.

Выплачивается при условии, что до 18 лет он обучается в любом образовательном учреждении.

Неполные семьи, получающие также могут быть лишены детского пособия, если общий семейный доход выше прожиточного минимума.

Пособия неработающим матерям

Начислением пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет для категории неработающих матерей занимается служба социальной защиты населения. В этом случае размер пособия является фиксированным и устанавливается государством. На текущий год за первого ребенка ежемесячно выплачивается 3065,69 рублей. В отдельных регионах эту сумму дополняет местный коэффициент. За второго ребенка сумма составит 6131,37 руб., не изменится она и для последующих детей.

Законодатель определил и максимальную величину такого пособия в 16350,33 руб. получить ее можно, если:

  • если мать ребенка была уволена в связи с ликвидацией организации или предприятия, на котором она работала;
  • является студенткой и обучается на дневном отделении;
  • за ребенком ухаживает близкий родственник в связи с отсутствием в это время родителей.

Пособие начисляется в течение 10 дней после подачи соответствующего заявления.

Детское пособие неработающим матерям

Неработающим матерям-одиночкам детское пособие выплачивается в размере 3065,69 рублей до 1,5 лет, что согласно составляет чуть больше $50. В дальнейшем оно может сохраняться и до 3 лет, если мать не трудоустроена, но находится в поиске работы. Если мать ребенка трудоспособна, но не занимается поиском работы в выплате пособия могут и отказать. Но, как правило, происходит это редко.

Неработающим матерям, воспитывающим ребенка совместно с мужем, размер пособия начисляется, исходя из среднемесячного заработка семьи. Как правило, за малоимущими семьями сохраняется минимальный размер пособия.

Максимальный размер детского пособия отдельных категориям граждан может быть выше среднего по стране. К таким категориям относятся женщины, мужья которых призваны для прохождения срочной службы. Для них размер детского пособия составляет 830 руб. В отдельных регионах местные власти также увеличивают размеры детских пособий.

Особенности оформления и выплаты детского пособия

Кто может получать пособие

Матери либо отцы, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию

Как назначается пособие

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту жительства в органах социальной защиты населения

Продолжительность выплат

Пособие назначается и выплачивается со дня рождения ребенка по день исполнения ребенком полутора лет.

Документы на получение пособия

  • копии паспортов родителей;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • копия трудовой книжки;
  • справку о зарплате;
  • справку о получении пособия по безработице, для безработных;
  • копии документов, подтверждающих отсутствие родителей.

Пособие ребенку до 3-х лет

Пособие детям до трех лет может быть начислено лишь при наличии законных оснований. К таковым относятся следующие:

  • мать-одиночка нетрудоспособна;
  • мать ухаживает за ребенком-инвалидом;
  • оба родителя являются студентами, обучающимися на очном отделении.

В отдельных регионах страны подобные выплаты могут производиться многодетным семьям, а также малообеспеченным семьям.

Документы на получение пособия одинаковы как для работающих, так и неработающих мам. Подготовить следует копии:

  • паспортов родителей;
  • свидетельства о рождении ребенка;
  • справку о зарплате;
  • справку о получении пособия по безработице, для безработных.


Просмотров