Деловые управленческие игры примеры. Деловые игры в менеджменте. Личные интересы представителя клиента

Тип урока: сквозная деловая игра.

Вид: урок с применением современных информационных технологий.

Технология: проблемно-исследовательская технология.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства, выход в Интернет.

Программное обеспечение: ОС – Windows 98х, пакет Microsoft Office.

  • демонстрация тесной связи многих предметных областей: компьютерного делопроизводства, информатики и экономики, а также применение знаний из этих областей во многих профессиональных сферах нашей жизни;
  • обобщение знаний, а также практических умений и навыков учащихся при работе с изученными ими информационными технологиями (использование в работе текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, телекоммуникаций);
  • повышение интереса к изучению: информационных технологий, менеджмента, экономики.
  • Воспитательная: Развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
  • Учебная: Углубление, обобщение и систематизация знаний по программному обеспечению ПК.
  • Познавательная: Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.

Что такое деловая игра

Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

Деловые игры является педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Деловая игра – это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.

Деловые игры – дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой.

Нужно ли это все в школе? Нашей школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено. И знания, и особенности характера, и личностные качества. Цель современной школы – человек успешный. И потому, мы играем! И сами создаем деловые игры...

Структурными основными компонентами деловой игры являются:

  • правила;
  • индивидуальная работа;
  • групповое обсуждение;
  • результат игры.

При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.

При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:

  • Правила игры должны быть простыми.
  • Формулировка заданий – доступна пониманию школьников.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  • Учет результатов соревнования должен быть открытым.
  • Игру нужно закончить на уроке, получить результат.

Деловые игры приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение

Что даёт деловая игра её участникам?

  • Игра дает свободу деятельности.
  • Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
  • Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
  • Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  • Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  • Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.
  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
  • Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
  • Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
  • Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
  • Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
  • Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Игра дает радость общения с единомышленниками.
  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.

К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

  • Способность сотрудничества и взаимодействия;
  • Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
  • Умение работать в составе малой группы;
  • Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
  • Способность эффективно разрешать конфликты;
  • Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
  • Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д.

Использование ДИ в ходе учебных занятий позволяет:

  • Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
  • Овладеть социально-коммуникативными способностями;
  • Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента;
  • Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;

Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

  • приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
  • развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
  • создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

Деловую игру можно проводить перед лекционными занятиями, после прочтения цикла лекций или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе слушания лекций по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе лекционных занятий. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму “существования”, поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

Деловые игры достаточно широко используются в курсе “Основы менеджмента”, “Основы социологии и политологии”. Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

  • Деловая игра как источник экономии учебного времени.
  • Деловая игра как форма контроля.
  • Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями.

Деловая игра “Моделирование экономики и менеджмента”

В случае сквозной деловой игры динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и игровых форм проведения занятий. Примером такой сквозной деловой игры является компьютерная игра МЭМ (моделирование экономики и менеджмент). МЭМ предоставляет студентам уникальную возможность управлять собственной компанией в условиях конкурентного окружения, т.е, смоделирован мир реального бизнеса. МЭМ позволяет учащимся применять знания в ситуации реальной деловой конкуренции.

МЭМ иллюстрирует также возможность развития успешной стратегии через взаимосвязь принимаемых решений. Ученик должен досконально понимать и тщательно планировать каждый элемент стратегии своей компании: цену, величину производства, затраты на маркетинг, научные исследования, совершенствование продукции и капиталовложения. Важнейшим моментом является то, что решение по каждому параметру принимается в русле общей стратегии. Деловая игра МЭМ предполагает практическое использование знаний по различным темам, например, “Начало бизнеса”, “Финансирование предпринимательства” и др.

Деловая игра МЭМ позволяет формировать следующие социально-коммуникативные способности:

  • способность сотрудничества и взаимодействия;
  • умение организовать работу малой группы и работать в ней;
  • способность эффективно разрешать (возможные) конфликты;
  • умение пользоваться различными средствами коммуникации;
  • умение выступать публично.

МЭМ предполагает выполнение и игровых ролей “директор фирмы, компании”, “секретарь”, “зав. отделом маркетинга”, “начальник производства” и т.д. Следующими в списке офисных работников идет самая многочисленная прослойка - менеджеры. Сначала необходимо определить, кто они такие. Не секрет, что эта должность в современном деловом пространстве имеет очень расплывчатые формы. Об этом свидетельствует и современный сленг - люди часто называют их “манагерами”, а известный анекдот гласит, что уборщица - это менеджер по дезинфекции, гигиене и очистке. Мы же примем более узкое определение, учитывая, что все-таки наиболее многочисленная часть этих сотрудников - менеджеры по работе с мелкими и крупными клиентами. Для эффективной работы менеджеру необходимо иметь под рукой полную контактную и рабочую информацию по клиентам и фирмам, с которыми налажено сотрудничество.

Ход игры:

Объявить учащимся, что с сегодняшнего дня уроки пойдут в форме деловой игры.

Задание формулируется следующим образом:

  • Открывается фирма N.
  • Имеются вакантные места на должность менеджеров фирмы.
  • Объявляется конкурс. Для этого в специальном помещении офиса фирмы (классе), где есть всё (компьютеры, мультимедийные устройства, выход в Интернет), чтобы показать все свои деловые качества, проводятся квалификационные испытания, имитирующие деятельность менеджера, которые длятся несколько дней.
  • Директором фирмы (учителем) разработан план, с которым должен справиться каждый сотрудник или весь коллектив в целом.

Примерный план на неделю:

  1. Спланировать своё рабочее время на семь дней. Для этого организовать каждому личную информационную систему (органайзер). Занести необходимые сведения в календарь, сделать заметки и сформулировать задачи (MS Outlook).
  2. Создать визитную карточку (MS Publisher, MS Word), как специалиста фирмы, с указанием возможной должности, e-mail (предварительно узнав у учителя почтовый адрес в классе или создав ящик); распечатать карточки и обменяться с будущими коллегами в конце рабочего дня. Сохранять все создаваемые документы в личной папке сотрудника на его ПК.
  3. С помощью цифрового фотоаппарата сфотографировать рабочие моменты, коллег фирмы и использовать фотографии при создании рекламы, сайта и т.д.
  1. Создать резюме (MS Publisher, MS Word). Сохранить в папке и распечатать.
  2. Внести в конце рабочего дня коррективы в планирование.
  1. Сделать памятку (MS Publisher, MS Word) для начинающего менеджера, используя сайт Уральского политехнического колледжа (г. Екатеринбург) www.urpc.ru Распечатать памятку и поместить на стенд в офисе фирмы (классе).
  2. Используя услуги Интернет, послать SMS-сообщение директору фирмы (учителю) о выполненном задании.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В контакты (MS Outlook) занести сведения о новых коллегах, используя визитки коллег, резюме и (или) чат в классе.
  3. По почте (MS Outlook, Outlook Express) послать резюме директору фирмы.
  4. Оформить и распечатать альманах – календарь на новый год.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Используя материалы портала Сотовик, рассмотреть рынок сотовых телефонов, оформить и распечатать рекомендацию для сотрудников фирмы о сотовом телефоне (MS Publisher, MS Word). Вывесить на стенд фирмы.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. Создать рекламу фирмы (MS Publisher, MS Word, MS Power Point) в форме буклетов, проспектов, слайд-фильмов. Провести презентацию созданных работ.
  3. Оформить поздравление-гороскоп каждому сотруднику. Необходимую информацию найти в Интернет.
  1. Ознакомиться с планом на день, используя календарь и заметки (MS Outlook).
  2. В качестве подарка к приближающемуся празднику “заказать” каждому сотруднику фирмы косметическую продукцию (например, Oriflame), ознакомившись с сайтом этой фирмы.
  3. Создать сайт фирмы N (используя фотографии и материалы всех сделанных ранее работ) и представить на конкурс-презентацию сайтов, который нагляднее провести, используя мультимедийный проектор.

Подведение итогов

.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.

Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Обычно на уроке ученик потребляет информацию молча. Он находится в монологической, а не в диалогической позиции, как и педагог. Это одна из основных причин того, что речь обучающегося не развивается. Деловые игры моделируют профессиональную деятельность, которая невозможна без общения с коллегами. Такое положение дел "вынуждает" учащихся общаться друг с другом. Во время защиты принятого решения им приходится выражать свои мысли, правильно строя фразы, что способствует развитию речи. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни.

Деловая игра «Производственное совещание»

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры :

сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;

группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)

ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.

удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ведущий предлагает участникам поиграть в "полную (стопроцентную) демократию":

Представьте, что демократические принципы распространились не только на политику, сферу государственного и муниципального управления, но и на вашу личную жизнь. Отныне вы и шагу не сможете сделать без того, чтобы не согласовать свое поведение с группой товарищей...

Кресла лучше составить для этого упражнения не кругом, а полукругом, так, чтобы большая часть зала представляла своего рода "арену", на которой будет действовать жертва. Выбирается один доброволец. Он поднимается со своего места. Ведущий, сидя вместе с другими в полукруге, обращается к участникам:

Вот перед нами стоит Александр (Дмитрий, Елена, Наталья...). Что-то он скучает, надо чем-то его занять. Какие будут предложения? [после короткой паузы] Может, пусть он попрыгает на одном месте? Кто за? Кто против? Предложение принято (отклоняется)...

Если предложение отклоняется, то ожидаются новые идеи, которые сразу же ставятся на голосование. Доброволец-жертва воплощает в жизнь решение "парламента".

Исполнитель наравне с другими принимает участие в голосовании. Не обязательно предварительно это сообщать. Ведущий, заметив, что доброволец сам не принимает участия в голосовании, высказывает сентенцию: "А вы почему не принимаете участие в собственной судьбе? Вы же не раб, вы полноценный гражданин!"

Рано или поздно может наступить момент, когда доброволец-жертва категорически отказывается исполнять принятое решение. Тогда его "садят в тюрьму" - отводят в один из углов тренингового зала (который предварительно можно обозначить табличкой "тюрьма").

После 5-10 заданий доброволец-жертва садится на место, его место занимает другой доброволец (если такой вообще найдется). Если добровольца нет, то "доброволец" выбирается голосованием. Игра продолжается.

В конце проводится обсуждение:

Каково быть исполнителем чужой воли?

Что было приятнее, исполнять чью-то волю или диктовать свою волю другим людям?

Какие приемы манипуляции кто заметил?

Было ли чувство обиды? благодарности? какие-то иные чувства?

Как лучше противостоять давлению на тебя со стороны большой группы людей? какие здесь возможны приемы, тактики, стратегии?

Ведущий перед тренингом готовит достаточное количество фишек (число участников x 3). Можно нарезать куски картона, использовать настоящие монеты небольшого номинала. Однако для придания солидности тренингу лучше запастись специальными игральными фишками, продающимися в магазинах ("фишки для покера"). Также желательно приготовить четыре одинаковые коробочки с крышкой.

Вызываются четверо добровольцев. Остальные участники тренинга выходят за дверь. Перед уходом каждый из них получает по три фишки. Важно дать фишки именно перед выходом, чтобы какое-то время участники походили с этими фишками, немного привыкли к ним как к почти личной собственности.

Тем временем ведущий сообщает оставшимся, что их задача - заработать как можно больше фишек. Для этого у них есть только одно средство - вызвать жалость у владельца фишек. Жалость можно вызывать только своим внешним видом, в первую очередь - выражением лица. Ведущий рассаживает "попрошаек" в ряд, выдаёт каждому по коробке, куда надо складывать фишки.

Остальные участники заходят по одному. Им сообщается, что они должны раздать фишки "как подаяние". Можно отдать все фишки одному человеку, можно две отдать одному, а третью - другому, можно раздать по одной. Можно вообще не отдавать фишки или же отдать одну или две. Получив свою фишку, "попрошайка" прячет её сразу в коробочку. Это делается для того, чтобы следующие игроки не могли видеть предпочтений предшественников.

В конце производится анализ. Поднимаются вопросы:

Что двигало игроками, когда они раздавали фишки?

Как старались вести себя "попрошайки"? Как и что они изображали?

У кого хорошо получилось вызвать жалость, у кого плохо?

Ролевая игра "Повышение и увольнение"

Данная игра особо актуальна для группы, которая на этапе заказа определила значимость переговоров в системе «начальник подчиненный».

В ходе анализа участники высказывают свое мнение о том, какие ходы аргументации были выигрышными для них как руководителей, а какие работали против самого подчиненного. Для этого в режиме фронтального опроса заполняется таблица:

Удачные ходы

Ошибки аргументации

По итогам тренеру важно подчеркнуть, что аргументация «не работает», если говорящий не прояснил для себя, какие задачи хочет решить для себя партнер, в данном случае - начальник. А хочет он, в первую очередь, решить вопрос безопасности (чтобы его не подсидели), вопрос стабильности (чтобы без него – как с ним и не хуже), вопрос контроля (держать руку на пульсе).

Важно также подчеркнуть, что руководитель уже в своей вступительной речи оговаривает те критерии, которые считает важными. Если их услышать, зафиксировать и вернуть руководителю как собственный аргумент – велика вероятность «попадания в яблочко». Т.е. аргументы должны ложиться точно в цель, которую можно выделить, если внимательно слушать, понимать и фиксировать услышанное.

«Повышение и увольнение»

Данное упражнение предназначено для отработки тактик самопрезентации и убеждения.

Участники работают в нескольких раундах по четверкам

Инструкция:

В предлагаемом Вам упражнении Вы будете работать по четверкам. Один из Вас будет играть роль руководителя, трое других – роли его подчиненных.

Игровые условия таковы: руководитель пригласил троих свои подчиненных, чтобы сообщить им о необходимости ему уехать на длительный срок (например, на 3 месяца на стажировку за границу). Вместо себя он должен оставить кого-то из них (т.е. фактически, один из подчиненных должен быть повыцен…). С другой стороны, ситуация на рынке требует сокращения одной управленческой единицы, поэтому один из троих по итогам разговора будет уволен.

Взаимодействие в раунде происходит следующим образом:

Сначала руководитель говорит вступительную речь своим подчиненным (1 минута);

Затем подчиненные по очереди высказывают собственные соображения, почему они не должны быть уволены (по одной минуте на каждого);

Выслушав выступления подчиненных, руководитель принимает решение о судьбе каждого из подчиненных, и в течение минуты аргументирует свои решения уволенному и неповышенному подчиненным.

По итогам раунда в карточки участников ставятся баллы:

0 баллов тому подчиненному, чья аргументация руководителю была неубедительной – его уволили…

1 балл тому подчиненному, чья аргументация была недостаточна для того, чтобы его повысили в должности – ему оставили его функционал…

2 балла тому подчиненному, чья аргументация убедила руководителя повысить его…

Подчиненные (кроме повышенного) могут поставить (а могут не поставить) руководителю по одному баллу, если они остались удовлетворены теми аргументами, которые руководитель привел для обоснования своего не самого лучшего для них решения.

Таким образом, в каждом раунде каждый участник может получить от 0 до 2 баллов за собственное умение аргументировать свою позицию и презентовать себя во взаимодействии.

В игре четыре раунда. Даже если Вы встретитесь с одним и тем же человеком второй раз, каждый раз Ваши статусы будут различны. Каждый из Вас побывает в роли руководителя и трижды в роли подчиненного. По итогам упражнения мы проанализируем удачные ходы аргументации.

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику" : "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице" : "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В деловой игре можно выделить следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение студентов на группы. 3. Изучение ситуации (сценария). 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. Распределение ролей внутри группы. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие решения, его оформление). 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами. 7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия.


Пример деловой игры БАШНИ. Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч Необходимое время: 1 час 15 минут Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками. Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. (То есть две команды как миниум) Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц-зал при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». 1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки. Это отделы допустим строительной компании. Заказчик хочет построить 4 башни. Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета (более допустим 1.50м)


Пример деловой игры БАШНИ. 2 этап: Каждая команда сейчас проектирующий отдел - создает проект своей башни. Время 0:30 Задача: Команда создает проект башни на бумаге. Условия проведения игры: Каждые 10 мин - представители отделов могут проводить встречи. Другое общение команд - отделов запрещается. 3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде. Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30 Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП. МАТЕРИАЛЫ для создания башен! 4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов, построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков. Анализ команд по критериям совместной работы. Что помогло построить башню, что мешало? Какая была у вас стратегия? На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было? Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?


ДИ «Министры и конструкторы» Цель игры: установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния; научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями. Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы: Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»? В каких случаях отказывать было сложнее? Как звучал самый примитивный отказ? Как выглядел самый блестящий отказ? В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях? Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?


ДИ «РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА ФИРМЫ» Цели и задачи деловой игры Деловая игра «Рекламное выступление менеджера фирмы» может быть проведена после того, как студенты прослушали лекции о требованиях, предъявляемых к персоналу управления коммерческой фирмы. Сущность деловой игры состоит в том, что студент-участник игры, работая над вариантом своего рекламного выступления на ТВ, радио или в аудитории, должен продумать язык и стиль, манеру поведения, а самое главное - четко представлять конкретное содержание своего выступления. Все это должно быть увязано с поставленными целями и задачами и составом аудитории. Во время деловой игры у студентов вырабатываются навыки избирательного поведения в определенной аудитории, умение ориентироваться на круг интересов и уровень слушателей.


Порядок проведения деловой игры 1-й этап: ввод в тему и объяснение ее сущности, регламентация игры. 2-й этап: формирование команд, процесс игры, подведение итогов. 1-й этап: во вводном слове преподаватель говорит о цели деловой игры, правилах ее проведения. На примерах показывает, как надо менять композицию, содержание и форму, тон выступления в зависимости от аудитории и средства массовой информации. В студенческой группе желательно создать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и живого интереса. Затем выбирается тема для рекламного выступления, например производимая фирмой продукция или услуги, оказываемые населению, их качество, цена, спрос и т.д. Это может быть информация о свободных вакантных должностях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на работу в данной фирме. Преподаватель предлагает 2-3 темы, и студенты выбирают одну из них для группы. Затем определяются возможные типы аудиторий, категории слушателей (бизнесмены, покупатели, госчиновники и т.д.).


Сценарий деловой игры 2-й этап (следующее занятие): из студентов группы выбираются выступающие. Их количество определяется числом предполагаемых аудиторий или средств массовой информации. Назначается экспертная комиссия, куда должны входить: эксперт по содержанию; определяет качество сценария, актуальность выступления, правильность целевой установки, ее соответствие аудитории; эксперт по ораторскому искусству; характеризует общую культуру речи, манеру изложения материала; эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу и тону речи, манере держаться перед аудиторией; эксперт, оценивающий качество факторов и аргументов, их целесообразность и соответствие уровню и интересам аудитории.


Сценарий деловой игры. В ходе подготовки выступающие составляют план по теме, обозначают главные моменты, "опорные точки" своего рекламного выступления. После "настройки" каждому из участников игры дается 10 мин для рассказа о том, как он собирается строить свое выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи, жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п. Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий обосновывает: он кратко характеризует воображаемую аудиторию и особенности иллюстративного материала. Во время выступления студенты должны играть роль той аудитории, которая по игре досталась выступающему: поведением, вопросами и т.п. Внимательно слушающие эксперты готовятся "выставить" оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от "1" до "5" должны быть заготовлены заранее). При необходимости члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.


Подведение итогов деловой игры После выступления всех участников деловой игры преподаватель выступает с заключительным словом, дает оценку игре в целом (и "менеджерам", и "экспертам"), предоставляет слово счетчику, который называет общую сумму баллов, набранных каждым участником деловой игры. Деловая игра занимает от двух до четырех часов учебного времени.

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГА ПОУ «ГАСКК МЦК»

Введение....................................................................................................................2

Упражнение «Передать одним словом»……………………………………….…4

Упражнение «Завтрак с героем»……………………………………………….…5

Игра «Мафия»……………………………………………………………………...6

Упражнение «Леопольд»………………………………………………………….9

Упражнение «Пожелания по кругу»…………………………………………….10

Упражнение «Я сильный – Я слабый»…………………………………………..11

Упражнение «Стирка»……………………………………………………………12

Игра-разминка «Австралийский дождь»………………………………………..13

Игра «Три человека у телефона»………………………………………………...14

Упражнение «Предложение»…………………………………………………….15

Ролевая игра «Контракт»…………………………………………………………16

Деловая игра «Слалом»………………………………………………………..…18

Игра «Полет на Луну»……………………………………………………………20

Игра «Утверждение кандидатуры на должность директора

филиала фирмы»………………………………………………………………….23

Игра «Оперативное производственное совещание»……………………………24

Игра «Формирование коллектива»………………………………………………26

Деловая игра «Я – руководитель»……………………………………………….30

«Мозговой штурм» - способ генерации новых идей…………………………...36

Деловая игра «Вступление в должность»……………………………………….41

Деловая игра «Испорченный телефон»…………………………………………45

Деловая игра «Невербальные средства общения»…………………………..….49

Деловая ига «Аргументация»………………………………………………….…52

Литература………………………………………………………………………...56

Введение

Главный вопрос, который надо задать себе при выборе конкретного обучающего приема, таков: почему вы хотите или, возможно, не хотите его использовать. Ключевым моментом при этом является его совместимость со всем учебным процессом.

Хотя традиционными методами обучения и преподавания- такими как лекции,чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа - можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений,в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях.

Во-первых, ими трудно помочь ученику изменить его установку или поведение. Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология, экономика, политика, менеджмент, география - все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцент на условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение.

Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно и тонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, и даже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без получения постоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себе ключи к эффективной межличностной коммуникации.

Преимущества ролевой игры

  1. Помогает ученику выразить скрытые чувства.
  2. Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.
  3. Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
  4. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
  5. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.
  6. Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).
  7. Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.
  8. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
  9. Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.
  10. Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.
  11. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
  12. Изменяет установки.
  13. Учит контролировать чувства и эмоции.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель : снятие эмоционального напряжения между участниками.

Подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы : карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций : Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Завтрак с героем»

Цель : отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Материалы : ручки, листы бумаги.

Ход упражнения.




Просмотров