Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Теория государства и права. Курс лекций

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характеристики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно.

Территорией государства признается часть земного шара, на которую распространяется суверенная власть данного государства. Обычно к ней относят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; недра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, то есть воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадлежат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воздушное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; граждански суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Так, особый юридический режим может быть установлен в свободной экономической зоне; в оффшорной зоне; на территории, которая отличается сложными климатическими условиями или имеет иные существенные особенности – например районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (глава 50 Трудового кодекса РФ).

Свою территорию действия имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.



Если возникает проблема соотношения нормативных актов, действующих на всей территории республики и действующих на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеральных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов Федерации и субъекта Федерации и различных субъектов Федерации.

Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – так называемые случаи экстерриториального действия закона, которое проявляется в основном в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями Российской Федерации, находящимися за границей. Суть экстерриториального действия – в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк, 2000, стр. 311-312).

«Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации» (статья 12 УК РФ).

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действием нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе и лица с двойным гражданством – бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства.

Из этого общего правила есть исключения. Речь идет о так называемом принципе экстерриториальности. Данный принцип является одной из правовых фикции. В соответствии с ним определенные части территории государства (здания иностранных посольств, консульств, миссий) признаются не находящимися на территории государства, где они фактически находятся, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании. Соответственно субъекты, находящиеся на такой территории, подпадают под действие законодательства той страны, к которой относятся посольства, консульства и другие (Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е издание, дополненное. – Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003, стр. 654-655).

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и так далее), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности.

Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых организациями, распространяется только на сотрудников (рабочих, служащих) данной организации. Эти документы обычно регламентирую вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и так далее.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписаний, содержащихся в нормативных актах, являются физические лица, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующие положение: они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Так, иностранцы и лица без гражданства не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и так далее. Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих дипломатическим иммунитетом (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е издание, исправленное и дополненное – Москва: Спарк,2000, стр. 312-313).

«Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права» (часть 4 статьи 11 УК РФ).

Все акты нормативно-правового характера имеют территориальные границы своего действия. То есть они функционируют в определенном пространстве, что устанавливает масштабы их применения. Данная точка зрения может быть аргументирована непосредственно положениями обсуждаемых актов.

Так, нами было установлено (см. информационные материалы и схему на рис. 1.1 в первом параграфе работы), что законы и подзаконные акты принимаются на федеральном уровне. Соответственно, юридическая сила Конституции нашего государства, федеральных конституционных законов и федеральных законов определяет их действие на всей территории Российской Федерации. При этом территорией нашей страны признаются не только территории всех ее субъектов (республик, краев, областей и т.д.), но и внутренние воды, а также территориальное море. Особо подчеркнем отнесение к ней и воздушного пространства над ними 11 См.: Статьи 15, 67, 76 Конституции РФ. .

По территориальному критерию аналогичны рамки действия указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ и актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб и агентств). Они вступают в силу одновременно и действуют на всей территории нашего государства 22 См.: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] [ред. от 14.10.2014] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru, (дата обращения 29.01.2016).. Как, например, требования Приказа МВД России от 23 декабря 2011 г. N 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» 33 Рос. газ. - 2012. - 29 февраля. .

Следующий территориальный уровень границ действия актов обсуждаемого вида - отдельные территории субъектов Российской Федерации (иногда их называют регионами) и муниципальных образований. На соответствующих отдельных территориях нашей страны действуют такие акты, как конституции (уставы) и законы субъектов РФ, акты высших должностных этих субъектов, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальные акты. В качестве примера можно привести Закон города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» 11 Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - N 69. .

Интересна практика правоприменения, которая формируется из-за того, что на территории различных регионов в актах по-разному регламентируются вопросы в одной и той же сфере регулирования. В частности, С.Г. Моняк обращает внимание на эти особенности при квалификации деяний, ответственность за которые предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). Автор отмечает, что в соответствии с данным Кодексом индивиды привлекаются к ответственности за потребление наркотических средств (ст. 20.20) и за появление в состоянии опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 20.21) в транспортных средствах общего пользования. Однако при этом в КоАП РФ не указано, что же относится к таким транспортным средствам. А в многочисленных актах, принимаемых в различных субъектах Российской Федерации, рассматриваемый термин очень неоднозначно трактуется. Это создает ситуации, когда при совершении одинаковых действий граждане на территории одних регионов привлекаются к административной ответственности, в других регионах России - нет. Так, С.Г. Моняк подчеркивает, что, например, в г. Благовещенске Амурской области лицо, находящееся в коляске мотоцикла и совершающее вышеуказанные действия, подлежит административной ответственности по ст. 20.20 КоАП РФ. А в г. Таганроге Ростовской области «подобное деяние не может быть признано административным правонарушением…, поскольку там транспортные средства общего пользования - трамваи, троллейбусы, автобусы, …имеющие более восьми мест для сидения, не считая водителя, и предназначенные для перевозки пассажиров на условиях договора перевозки…» 11 См.: Моняк С.Г. Некоторые проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.20 и 20.21 КоАП РФ // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: материалы II Всерос. Науч.-практ. Конф., 17 мая 2013 г. : в 2 т. / - Краснодар: Краснодар. Ун-т МВД России, 2013, т. 1. С. 45-50..

При определении границ действия актов обсуждаемого вида в пространстве также выделяются акты, для которых характерна экстерриториальность действия - то есть распространение правовых актов субъектов правотворчества за пределы территории их юрисдикции 22 См.: Актуальные проблемы теории государства и права. С. 271..

Одним из примеров экстерриториальности является действие в пространстве некоторых положений уголовного законодательства. Оно установлено Уголовным кодексом (УК) РФ наряду с общим правилом территориальности (когда все совершившие преступления на территории страны подлежат уголовной ответственности в соответствии с данным Кодексом). В то же время в статью 11 УК РФ включено правило о том, что лица, которые совершили преступление на любом судне, приписанном к порту РФ, находящемся вне пределов нашего государства, подлежат уголовной ответственности согласно УК РФ. Это правило применяется при условии, если иное не предусмотрено международным договором России и если вышеназванное судно находится в открытом водном, либо воздушном пространстве. Более того, в соответствии с УК РФ несут ответственность также лица, которые совершили преступления на военном корабле либо военном воздушном судне РФ - независимо от места их нахождения. Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами нашего государства, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, также несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации 33 См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. А.В. Бриллиантова. - М: Проспект, 2015. С. 36-38..

Как уже отмечалось, сложности возникают и при определении границ действия актов в пространстве, когда преступное деяние совершено на территории одного государства, а последствия обнаружились на территории другого. По мнению А.Н. Игнатова, учитывая тот факт, что состав преступления как основание ответственности будет закончен только после наступления последствий, предпочтение следует отдавать действию законов места наступления таких вредных последствий. В данных ситуациях действие акта (УК РФ) в пространстве будет определяться тем, что преступления считаются совершенным на территории Российской Федерации не только в тех случаях, когда они выполнены на данной территории в полном объеме. Но, также и в тех случаях, когда приготовление либо покушение были осуществлены на территории иностранных государств, а окончены они были (в полном объеме выполнена объективная сторона формального состава преступления либо наступили общественно опасные последствия при материальном составе преступлений) на территории нашей страны.

То есть, если вернуться к тому вопросу, который обсуждался в предыдущем параграфе, можно ответить, что в отношении виновных лиц (независимо от их гражданства), которые фальшивые российские рубли изготавливали за границей, а сбывали в России, должен действовать уголовный закон Российской Федерации, в случае их задержания на территории России 11 См.: Игнатов А.Н. Указ соч. С. 124-126; Уголовное право России. С. 36-38...

Таким образом, в материалах данного параграфа подтверждена аргументированность выводов ученых, которые утверждают: «По территориальному критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны» 22 Теория государства и права: Учебник / Под. ред. М.Н. Марченко. - М.: Изд. «Зерцало», 2013. С. 543. .

Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве - это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределы определяются на основе территориального и экстерриториального принципов.

В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа. Так, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ - только на территории этих субъектов Российской Федерации, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

Характерным примером территориального принципа действия законодательного акта может служить ст. 13 Трудового кодекса Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3014; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700. РФ о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Согласно указанной статье правовые акты, принятые на федеральном уровне, распространяют свое действие на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения на всю территорию Российской Федерации, если только в самих этих актах не предусмотрено иное (ч. 1 статьи). Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (ч. 3). Локальные нормативные акты организаций, касающиеся вопросов регулирования трудовых правоотношений, действуют только в пределах принявших их организаций (ч. 4).

Формулируется принцип территориальности и в Уголовном Кодексе РФ (ст.11 УК РФ), при этом допускаются иные варианты действия УК РФ в пространстве, если таковые будут предусмотрены международным договором. Согласно данной статье УК РФ распространяет свое действие на деяния, совершенные на территории РФ, в пределах территориальных вод РФ (ширина 12 морских миль), а также совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Так, преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Таким образом, территория государства включает в себя:

  • 1. часть суши (сухопутная территория) с внутренним водным пространством (реки, озера и т.п.) в пределах границ государства;
  • 2. внутренние воды. Статья 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833) относит к внутренним морским водам России воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации согласно перечню, установленному Правительством РФ, а так же морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Под территориальным морем понимается морской пояс, прилежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам в пределах до 12 морских миль. Во внутренних водах государство в соответствии с международным морским правом в полном объеме осуществляет свои суверенные права и регламентирует порядок любых видов деятельности, в отличие от территориального моря, где суверенные права государств в определенной степени ограничены;
  • 3. воздушное пространство над территорией государства, под которым понимается пространство над сухопутной территорией и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Боковые пределы воздушного пространства государства ограничиваются государственными сухопутными и морскими границами. В теории международного права верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100-110 км от уровня Мирового океана;
  • 4. воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;
  • 5. космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
  • 6. так называемая "квазитерритория" (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

В Российской Федерации континентальный шельф и исключительная экономическая зона не включаются в состав территории государства, однако нужно помнить, что по ст. 11 УК РФ его действие распространяется на преступления, совершенные в пределах континентального шельфа или в исключительной экономической зоне, иными словами, считается совершенным на территории Российской Федерации. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 253-254.

В соответствии с Конституцией РФ определяется порядок действия на территории России норм международного права. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с федеративным устройством государства, в России действует приоритет федерального законодательства, осуществляемого органами федеральной власти в пределах их компетенции, над законодательством субъектов РФ и местными, муниципальными нормативными актами.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а так же в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержаться в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999. С. 95.

Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта.

Иными словами, применение на территории Российской Федерации законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

Порядок, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов не распространяется на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта Федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. С. 254.

Действие нормативно-правового акта означает установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных, информационных и тому подобных средств.

Следовательно, для каждого нормативно-правового акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и сферы действия самого нормативного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в специально принятом по этому поводу акте.

Время вступления нормативно-правовых актов в действие не может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением материальных средств и т. д. Поэтому слишком быстрое введение таких актов может вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего государственного механизма. В связи с этим иногда приходится практиковать поэтапное вступление в действие актов, принятых центральными органами государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий ГК РФ.

В то же время существуют ситуации, требующие оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы, часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом секретности, и т. д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени.

Существуют следующие основные варианты введения нормативно-правовых актов в действие :

  • 1) с момента принятия или подписания;
  • 2) с момента опубликования;
  • 3) по истечении определенного срока с момента опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);
  • 4) со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  • 5) с момента получения адресатом и т. д.

По общему правилу, действие нормативного акта распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие. Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая ответственность) ему придается обратная сила, т. е. он оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие. Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические последствия не пересматриваются) характер.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу и перестают действовать в случаях:

  • 1) истечения срока, на который был принят акт;
  • 2) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;
  • 3) прямой официальной отмены акта или признания акта не конститу цион н ы м;
  • 4) фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  • 5) вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Следует различать прекращение действия нормативного акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.

В качестве исключения иногда допускается «переживание» закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически нейтральные правовые нормативы.

  • 2. Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми экономическими, национальнополитическими, климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого государства есть территории, на которые не распространяется действие его законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они наделяются свойством экстерриториальности.
  • 3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан, проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого органа (либо государства в целом, либо отдельного региона), что не исключает адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и т. д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в вооруженных силах и т. п.).

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

Раздел IV
ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Глава 17. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Статья 66. Действие нормативного правового акта во времени

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.
(часть 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
(абзац 5 статьи 69 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)



Просмотров