Действие на физических лиц 294 фз. Изменения и поправки

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

1.1. В случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля (надзора), отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

1.2. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

5. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.

6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

6.1. Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.

6.2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

6.3. Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

6.4. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

7. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

7.1. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

7.2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9.3. Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

10. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

11.1. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).

11.2. Обязанность использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) может быть предусмотрена при проведении плановых проверок всех или отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обусловлена типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов, а в случае осуществления видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, также отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

11.3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки. В соответствии с положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления вида государственного регионального контроля (надзора), муниципального контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

11.4. При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы (списки контрольных вопросов), разрабатываемые и утверждаемые несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

11.5. При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

13. В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

14. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения плановой проверки.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО


В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 365-ФЗ) в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) внесены следующие изменения.

1. Расширен круг отношений, на которые распространяется действие Закона N 294-ФЗ

Из ч.1 ст.1 Закона N 294-ФЗ , определяющей сферу применения этого закона, исключены ограничивающие слова "при осуществлении ими предпринимательской деятельности" (п."а" ч.1 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2010 года действие Закона N 294-ФЗ распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении всех юридических лиц (коммерческих и некоммерческих) и индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, указанных в частях 3 -5 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).

Согласно определению, приведенному в статье 48 Гражданского кодекса РФ , юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, в частности, относятся хозяйственные товарищества и общества (общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, полные товарищества, товарищества на вере), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации, союзы.

2. Ужесточен предельный общий срок проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

2.1. В соответствии с изменениями, установленными ч.10 ст.15 Закона N 365-Ф3 , с 1 января 2010 года в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия (в первоначальной редакции ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки).

Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и микропредприятий.

Важно также учитывать, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных п.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ , в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо указывать дату, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).

2.2. Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

2.3. Согласно ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) до пятнадцати человек для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения без учета НДС:

микропредприятия - 60 млн.рублей за предшествующий год;

малые предприятия - 400 млн.рублей за предшествующий год;

средние предприятия - 1000 млн.рублей за предшествующий год.

2.4. В случае сомнений в правильности отнесения подлежащего проверке лица к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, во избежание нарушения прав и законных интересов проверяемого лица, органу Роспотребнадзора при подготовке плановой проверки рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе ФНС России сведения о конкретных юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, например, можно узнать место нахождения, данные руководителей и участников (учредителей), наличие филиалов (представительств) и т.п.

Согласно п.24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 , сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, в электронном виде органам государственной власти предоставляются бесплатно.

Аналогичное правило закреплено в п.32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 .

Кроме того, информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям (о выручке от продажи товаров, работ, услуг; о численности работников проверяемого лица и т.п.), содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год" . До проведения проверки рекомендуется запросить необходимые данные в территориальных органах Росстата в отношении конкретных лиц, в отношении которых планируется проверка.

3. Административные регламенты

Устранена двойственность толкования положений п.3 ч.2 ст.4 Закона N 294-ФЗ в части процедур принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии с ч.2 ст.15 Закона N 365-ФЗ в состав полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), включены не только принятие, но и разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

К компетенции контрольных (надзорных) федеральных органов исполнительной власти добавлены полномочия по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия.

4. Дополнен перечень отдельных видов деятельности, начало которых носит уведомительный порядок

В указанный в ч.2 ст.8 Закона N 294-ФЗ перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале осуществления которых должно представляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, добавлены пункты (согласно ч.5 ст.15 Закона N 365-ФЗ):

14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

15) производство молока и молочной продукции;

16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;

17) производство масложировой продукции;

18) производство сахара;

19) производство мукомольной продукции;

20) производство безалкогольных напитков.

5. Изменен порядок предоставления ежегодных планов (проектов) проведения плановых проверок в прокуратуру

5.1. Согласно изменениям, указанным в части 6 статьи 15 Закона N 365-ФЗ , устанавливается следующий порядок предоставления в органы прокуратуры ежегодных планов (проектов планов) проведения плановых проверок.

Разработанные органами Роспотребнадзора и подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.

Органы Роспотребнадзора должны рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

5.2. С 1 января 2011 года проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Данное дополнение установлено .

6. Дополнен перечень оснований для проведения внеплановых проверок

В соответствии с дополнением, указанным в ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ , перечень оснований для проведения внеплановой проверки, содержащийся в ч.2 ст.10 Закона 294-ФЗ , дополнен следующим пунктом:

"3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.".

7. Расширены полномочия прокуратуры по учету и мониторингу проводимых внеплановых выездных проверок

Из ч.19 ст.10 Закона N 294-ФЗ , уполномочивающей органы прокуратуры осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также их ежегодный мониторинг, исключены слова "субъектов малого и среднего предпринимательства" (п."г" ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2010 года указанный выше учет и мониторинг органы прокуратуры осуществляют в отношении любых внеплановых выездных проверок.

8. Расширен перечень документов, которые запрещено требовать в ходе документарной проверки

Согласно дополнению, приведенному в ч.8 ст.15 Закона N 365-ФЗ , при применении документарной проверки проверяющие должностные лица не вправе требовать у проверяемого лица не только сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, но и сведения и документы, которые могут быть получены проверяющим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Необходимо учитывать, что данный дополнительный запрет начинает действовать с 1 января 2011 года (ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ).

9. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

9.1. В соответствии с дополнительными требованиями, приведенными в ч.9 ст.15 Закона N 365-ФЗ , органы государственного контроля (надзора) не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (п."в" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Привлечение экспертов и экспертных организаций, являющихся аффилированными лицами проверяемого лица, запрещено с 1 января 2010 года.

Аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность или объективность выводов эксперта (представителя экспертной организации).

Аффилированными лицами проверяемого лица, например, являются:

- по отношению к руководителю или иному должностному лицу, учредителю (участнику), представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, представителю индивидуального предпринимателя его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и их аффилированные лица;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит проверяемое лицо;

- юридическое лицо, в котором проверяемое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли юридического лица.

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли проверяемого лица.

9.2. В соответствии с п."а" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ ужесточены неблагоприятные последствия в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Данные нарушения с 1 января 2011 года будут относиться к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Указанный срок вступления в силу данной правовой нормы установлен ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ .

10. Дополнены требования к порядку организации проверки

10.1. В соответствии с требованиями п."а" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ в распоряжении о проведении проверки помимо перечня административных регламентов проведения мероприятий по контролю должен содержаться перечень административных регламентов взаимодействия.

Контекстный анализ позволяет сделать вывод, что в распоряжении должны быть указаны только действующие административные регламенты взаимодействия (если имеются), которыми должны руководствоваться проверяющие должностные лица. При отсутствии утвержденных административных регламентов взаимодействия информация об этом должна содержаться в распоряжении о проведении проверки.

10.2. Обязанности должностных лиц, проводящих проверку, дополнены обязанностью по предоставлению информации об экспертах, экспертных организациях по требованию подлежащих проверке лиц (п."б" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Прошу принять вышеизложенную информацию к руководству в деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора).

Руководитель
Г.Г.Онищенко



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами

1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

2. В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

3. Федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрено осуществление органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

5. При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

6. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

7. Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изменениями и дополнениями от: 28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г.)

1. Комментируемая определяет предмет правового регулирования комментируемого Закона, основы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и основные положения комментируемого Закона в целом.

1) отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. О понятии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. к ст. 2. Под организацией применительно к комментируемой статьи следует понимать совокупность правовых, обязательных для проведения, мероприятий, необходимых для обеспечения возможности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. В свою очередь, под осуществлением - конкретные меры, применяемые уполномоченными органами в соответствующих сферах деятельности, в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих те или иные виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

2) отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Юридические лица согласно ГК РФ (в редакции от 05 мая 2014 г. N 99-ФЗ) - это организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должно быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им предоставлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

На практике из системного анализа положений комментируемой статьи делаются выводы о применении либо неприменении ее положений. Так, в Оренбургской области имело место судебное разбирательство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр психологической реабилитации "Вымпел" о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о привлечении к административной ответственности данного общества за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения. Суд первой инстанции удовлетворили заявленные требования, однако Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подало кассационную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судами положений комментируемого Закона. Однако суд пришел к выводу, что из системного анализа положений ч. 1 комментируемой статьи и комментируемого Закона следует, что до 1 января 2011 года положения комментируемого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в сфере лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются. Поэтому проведение Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в отношении общества проверки в данном случае является самостоятельным процессуальным действием, не зависящим от проверки, проведенной органами прокуратуры, и не подпадающим под сферу действия комментируемого Закона (см. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6780/10-С1).

Следует отметить, что положения комментируемой статьи противоречат названию комментируемого Закона в целом, так как из этого названия следует, что комментируемый Закон должен быть направлен в целом на только регулирование вопросов осуществления защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Между тем комментируемый Закон, исходя из ч. 1 комментируемой статьи, регулирует не только вопросы такой защиты, но и собственно вопросы организации и совершения конкретных действий в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

1) процедурные нормы, касающиеся организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и порядок совершения этими органами действий, связанных с проведением контроля соответствующего уровня и сферы деятельности.

Ссылаясь, в частности на комментируемой статьи, суды в своей практике признают отельные нормативные правовые акты незаконными. Так, например, в Омской области прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к административно-технической инспекции администрации города Омска о признании Административного регламента проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденного приказом начальника административно-технической инспекции администрации города Омска от 14 декабря 2009 г. N 44-хд "Об утверждении Административного регламента проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующим отдельным положениям комментируемого Закона. Рассматривая данное судебное дело, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи 1, ст. 1 Устава города Омска, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности в городе Омске устанавливается правовыми актами данного муниципального образования. Учитывая данные положения, суд пришел к выводу об отсутствии у начальника инспекции полномочий по принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 года по делу N А46-8128/2010);

2) процедуры, касающиеся регулирования совместных действий и мероприятий органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в части, касающейся организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) правовой статус органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: их полномочия в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их права, круг обязанностей, которые они должны выполнить в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.;

4) правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль: их права, в том числе право на защиту их интересов при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их обязанности, например, по предоставлению органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, необходимых документов, по взаимодействию с ними;

5) меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - совокупность установленных комментируемым гарантий, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. В комментируемой статьи определены направления и мероприятия, в отношение которых правовое регулирование отдельных положений комментируемого Закона не распространяется, иными словами, соответствующие положения комментируемого Закона не могут быть применены в отношении этих направлений и мероприятий. При этом из абзаца первого ч. 3 комментируемой статьи следует, что на такие направления мероприятия не распространяются только положения комментируемого Закона, которые устанавливают порядок организации и проведения проверок в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсюда можно сделать вывод о том, что все иные положения комментируемого Закона, за исключением касающихся организации и проведения вышеуказанных проверок, распространяются также и на те направления и мероприятия, которые предусмотрены в ч. 3 комментируемой статьи, а именно:

1) мероприятия, в отношении которых положения федерального законодательства не устанавливают требований о предоставлении информации и документов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также об осуществлении каких-либо совместных действий, мероприятий и о принятии совместных мер органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых такой контроль проводится ( комментируемой статьи). Так, например, индивидуальный предприниматель Мамедов Гасан Самед оглы обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" о признании незаконными действий Исполкома в лице специалиста по контролю за использованием земли Мазитова Л.З., выраженных в проведении проверки по соблюдению земельного законодательства. Решением судов первой и апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что в данном случае проведение органом местного самоуправления обследования земельного участка, предоставленного предпринимателю в постоянное бессрочное пользование, не требует взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и не возлагает обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Исполкома.

Следовательно, требования комментируемого Закона, исходя из комментируемой статьи, на рассматриваемые отношения не распространяются, а доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком сроков проведения плановой проверки и процедуры ее проведения - несостоятельны.

Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями ответчика. Суды правомерно указали, что действия ответчика по обследованию земельного участка, занимаемого заявителем на праве постоянного бессрочного пользования, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. по делу N А65-30412/2011);

С целью соблюдения интересов ИП и организаций других форм собственности в области контроля над их деятельностью был принят законопроект - 294 ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обозначенный нормативный документ определяет методику проведения аудита предприятий и устанавливает единые требования для органов власти по выполнению функций, направленных на выявление нарушений при ведении бизнеса.

Занятие предпринимательством с целью получения дохода не может остаться без внимания государства, которое выступает гарантом соблюдения прав всех граждан Российской Федерации.

Одной из действенных мер влияния на законность ведения бизнеса является осуществление надзора за работой предприятий.

Но, кто может проверить ИП и юрлиц в вопросах соблюдения требований нормативно-правовых документов РФ?

Контролирующих органов, которым выданы такие полномочия, не так уж и много, к ним относятся:

  1. Налоговая служба.
  2. Прокуратура.
  3. Трудовая инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Пожарный надзор.
  6. Ростехнадзор.
  7. Другие органы госвласти.

ФНС проверяет правильность расчёта выплаченных сборов, и особый интерес у неё вызывают предприятия продолжительное время функционирующие в убыток или выплачивающие сотрудникам низкую заработную плату.

Внимание Роспотребнадзора направлено на наличие сертификатов качества на продукцию, выполнение санитарно-гигиенических норм и на оформление уголков потребителей.

Трудовая инспекция контролирует соблюдение прав наёмного персонала предприятия. Органы пожарного надзора - наличие средств пожаротушения и соответствующей документации.

Ростехнадзор курирует вопросы, относящиеся к использованию в деятельности объектов повышенной опасности и природных ресурсов. Прокуратура занимается выявленными нарушениями, не попадающими под полномочия других надзорных органов, и начинает аудит только после поступления обращений от граждан, из СМИ или от других предприятий, пострадавших от деятельности физических либо юридических лиц.

К остальным органам власти, имеющим право проверки предприятий, относятся:

Порядок осуществления аудита со стороны ФНС регулирует налоговый кодекс РФ, а остальных органов власти - закон №294-фз о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

В этом нормативном документе дана исчерпывающая информация об этапах уведомления госорганов исполнительной власти о начале некоторых видов бизнеса, об организации проведения контроля, его типах, о правах ИП и юрлиц во время осуществления мероприятий.

ФНС, по общему правилу, наделена полномочиями для выполнения планового контроля не чаще 1 раза за три года. Но при выявлении случаев злостных нарушений, возможно проведение проверки вне плана. Установленная продолжительность аудита составляет 2 месяца, но она может быть увеличена на срок до 6 месяцев.

ФЗ о проверках госорганами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет исчерпывающую информацию о мероприятиях, проводимых государственными органами, в области соблюдения законодательства при ведении предпринимательской деятельности. В нём дан полный перечень возможных вариантов проверок физических и юридических лиц, которые по типу делятся на плановые и внеплановые.

Первый вариант надзора проводится по утверждённым графикам, которые заблаговременно выкладываются на официальном сайте полномочных органов.

Периодичность проведения обозначенных мероприятий составляет единожды в три года при условии, что предприятие не относится:

  • к теплоснабжению;
  • к здравоохранению;
  • к электроэнергетике;
  • к образованию;
  • к социальной сфере;
  • к энергосбережению;
  • к улучшению энергетической эффективности.

Для организаций вышеуказанной направленности аудиторские мероприятия проводятся несколько раз за три года.

Основой для включения в плановый контроль предприятия служит регистрация организации, окончание срока предыдущей проверки либо получение госорганами уведомления о начале видов деятельности, требующих оповещения соответствующих инстанций.

Внеплановый надзор может назначаться при следующих условиях:

О предстоящем плановом контроле предприниматели уведомляются, путём направления в адрес организации заказного письма или иными доступными средствами, не позднее трёх дней (рабочих) до начала мероприятия. При внеплановом надзоре, если он не вызван чрезвычайными обстоятельствами или поступившей жалобой, проверяемое лицо извещается не позднее суток до начала мероприятия.

Последовательность выполнения процедуры аудита

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может проходить в документальной либо выездной форме.

Для первого варианта надзорные органы затребуют у предприятия необходимую информацию путём направления в её адрес соответствующего запроса о предоставлении сведений. Проверяемое лицо в течение пяти дней (рабочих) со времени получения уведомления о предъявлении документов направляет в государственные инстанции запрашиваемые сведения, копии необходимых бумаг, заверенных подписью и печатью руководителя организации, или электронные версии документов, подтверждённые ЭЦП уполномоченного лица. При необходимости надзорные службы имеют право затребовать письменное пояснение к предоставленной информации.

Выездная проверка осуществляется непосредственно по месту нахождения предприятия, подвергающемуся контролю. Чаще всего её назначают, если при документальном аудите возникли вопросы, ответить на которые можно только непосредственно посетив объект предпринимательства. В ходе процедуры, в качестве наблюдателей, могут привлекаться другие фирмы, не связанные с контролируемыми деловыми отношениями.

Продолжительность проведения мероприятий по надзору за деятельностью физических и юрлиц не может превысить двадцати рабочих дней.

Для одной отрасли бизнеса установленный общий срок осуществления аудита не может быть более 50 часов, а для ИП - 15 часов в год. В некоторых случаях длительность проверок может быть увеличена, но не более чем на четыре недели или приостановлена на срок не более 14 суток.

Для лиц, осуществляющих аудит, законодательно установлено ряд ограничений.

К ним относится запрет:

  1. На проверку предприятия по вопросам, не входящим в их полномочия.
  2. На изъятие оригиналов документов, не имеющих отношения к объекту надзора.
  3. На отбор образцов продукции без составления протокола об истребовании.
  4. На превышение сроков осуществления мероприятия.
  5. На ведение надзора без присутствия руководителя компании либо его заместителя.
  6. На затребование возмещения затрат на проведение процедуры контроля с проверяемого объекта.

Результаты мероприятия оформляются актом в двух экземплярах. Первый остаётся у ИП или юрлица, второй - в надзорном органе. Бизнесмен, с целью защиты своих прав при будущем аудите, может оформлять журнал учёта проверок, составленный по установленной форме. В этом случае представитель надзорных органов должен внести в документ сведения о произошедшем мероприятии.

Если в ходе выполнения аудита были выявлены какие-либо нарушения законодательства РФ, юридическим либо физическим лицам вручается предписание об устранении найденных отступлений от нормы с указанием сроков выполнения тех или иных действий. При несогласии лица, подвергнувшемуся контролю, с результатами проверки, оно, может, в течение 15 суток, с даты получения акта, направить в контролирующий орган письмо. К нему, в случае необходимости, прикладываются документы, подтверждающие обоснованность несогласия.

При административном нарушении оформляется протокол, а течение двух месяцев со дня проведения аудита на адрес организации направляется постановление о наложении наказания с обозначением суммы штрафа, обязательной к уплате бизнесменом. После чего у физического или юридического лица есть 10 суток на обжалование этого документа в суде. В случае согласия с размерами наказания, обозначенные суммы необходимо внести не позднее 30 суток с даты окончания срока обжалования, иначе контролирующие органы истребуют их в принудительном порядке.

Предпринимателям не стоит бояться обращаться в суд в случае сомнений в правомерности наложения штрафов по проведённому аудиту.

Как показывает практика, чаще всего суд принимает сторону бизнесменов.

Права проверяемого лица

Федеральный Закон №294-фз устанавливает следующие права для лиц, подвергнувшихся контролю:

  1. Требовать у аудитора предъявления удостоверения и приказа, определяющего основные моменты при проведении проверки.
  2. Непосредственно присутствовать во время процедуры.
  3. Давать пояснения по вопросам, возникающим в ходе контроля.
  4. Получать информацию и документы, имеющие непосредственное отношение к объектам надзора.
  5. Знакомиться с результатами, и обозначать своё согласие либо несогласие.
  6. Обжаловать действия лиц, осуществляющих надзор, в суде.
  7. Привлекать уполномоченных по защите прав ИП.
  8. Требовать возмещение вреда полученного ИП во время проведения проверки, в том числе упущенной выгоды, при условии, что действия должностных лиц надзорных органов будут признаны судом неправомерными.
  9. Обращаться письменно в прокуратуру с просьбой о вынесении протеста на нормативные документы, на основании которых назначены проверки.

При условии, что предприятие отнесено к малому либо среднему бизнесу законом №294 фз о проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с изменениями от 27.11.2017, установлен трёхгодичный период, заканчивающийся 1 января 2019 года, когда такие организации не подвергаются плановым проверкам.

Таки образом ИП могут подать заявление установленной формы для исключения из графиков надзора.

Закон о каникулах от проверок был принят с целью поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Раньше контролирующие органы могли в любое время нанести визит на предприятие, а размеры штрафов для малых организаций практически не отличались от выплачиваемых крупными компаниями. С вводом соответствующих законопроектов ситуация изменилась.

Процедура аудита сама по себе не доставляет удовольствия ИП или юрлицу, которые подвергаются проверке. В настоящее время сложно вести бизнес, соблюдая все требования законодательства и следуя предписаниям нормативно-правовых документов в полном объёме. Но бояться надзора не нужно, ведь проверку осуществляют такие же люди. Они также могут допустить нарушения, которые делают саму процедуру аудита неправомочной. Поэтому зная свои права и основные моменты, обязательные для исполнения лицу, осуществляющему аудит можно пройти эту процедуру с минимальными неудобствами.



Просмотров