Цитаты про добро. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев Прп. Никодим Святогорец

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 1, ст. 19–27.

19. Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

20. ибо гнев человека не творит правды Божией.

21. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

23. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

24. он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

25. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

26. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

27. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

(Иак. 1, 19 – 27)

Такой пространный отрывок, дорогие братья и сестры, где апостол Иаков продолжает свои наставления. Как мы говорили, они достаточно конкретные, простые, возможно, незамысловатые по сравнению с витиеватым, сложным и подчас парадоксальным богословием апостола Павла. Однако не всем людям быть одинаковыми, и здесь мы тоже находим множество прекрасных наставлений, мыслей.

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Очень важные слова, братья и сестры, несмотря на их простоту. Апостол Иаков призывает человека быть скорым на слышание, а на слова и гнев – быть медленным. Современная цивилизация подталкивает нас, скорее, к противоположному поведению. Мы крайне плохо умеем слушать друг друга, тем более вслушиваться в книгу, даже если это Книга Священного Писания. Информации вокруг очень много, она несется мимо нас, иногда засоряет наш ум чем-то ненужным, но, по сути, мы не слышим каких-то важных вещей, обращенных к нам. Даже в диалоге часто человек не слышит, что ему говорят, он начинает сразу говорить о своем, а другой человек – о своем, и диалог не может состояться. Это очень важное назидание, ведь чтобы взаимопонимание между людьми было возможным, нужно уметь слушать друг друга, а говорить медленнее и меньше, стараясь выбирать нужные, подходящие слова, чтобы правильно высказать свою мысль, никого не обидеть, не оклеветать. Слово, как говорится, не воробей, вылетит – не поймаешь. Сказал то, что не надо было говорить, а потом уже очень трудно изменить ситуацию. Это очень актуальное наставление, братья и сестры, будем с вами скоры на слышание и медленны на слова и гнев, который часто выражается у нас с помощью слов. Если мы успели промолчать, притормозить, то, возможно, гнев бы не излили, не наговорили бы множество слов.

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Это тоже очень конкретные и по-своему интересные наставления апостола Иакова о том, что нужно слушать слово Божие и стараться реализовывать услышанное на практике. Если мы не будем этого делать, то будем похожи на тех людей, которые посмотрели на себя в зеркало, отошли и забыли. Возможно, некоторые люди так долго смотрят в зеркало, что хорошо запоминают самих себя, но здесь мысль именно в том, что человек, посмотрев на себя, тут же забывает отражение, и так же мимолетом, услышав слово Божие, пропускает его мимо ушей, не реализовывает услышанное в своей жизни.

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Вот противоположная ситуация: если кто-то слушает и вникает в закон совершенный, закон свободы, тот блажен будет в своем действии. Очень интересное словосочетание: закон совершенный, закон свободы. Слово совершенный, по-гречески τέλειος, переводится как «достигающий своей цели». Конечно, христианское учение, христианская весть – то, что дает человеку возможность достигнуть своей цели. В некотором смысле это можно назвать законом, принципом, помогающим человеку в достижении цели.

Далее в словосочетании вновь используется слово закон, но оно особо не меняет смысла. Закон свободы звучит несколько парадоксально, ведь человек, будучи под законом, в некотором смысле должен ограничить свою свободу. Конечно, в юридическом, формальном смысле слова мы не можем сказать о христианстве и христианских принципах, что это закон. Часто говорят «закон Божий», «закон христианский», и мы допускаем эти формулировки по привычке, потому что удобнее называть какое-то учение законом. Строго говоря, правильнее было бы говорить «христианская весть», «христианские принципы», возможно, даже «христианские ценности», «христианские заповеди», а «христианский закон» или «закон свободы» – словосочетание противоречивое.

Тем не менее, если слово «закон» мы поймем именно как принцип, учение, ценность, принесенную христианством, то получится так: если кто вникнет в этот христианский принцип свободы (данной нам во Христе как свобода от греха, смерти, бремени закона), ведущий нас к достижению цели, исполнению воли Божией, тот будет блаженным в своем действии. Действительно, христианское слово, христианское учение нужно стараться понять всем своим существом, вникнуть в него. Оно не является законом в том смысле, что никогда не давит, никогда не пытается сломать человека, но преображает его постепенно: день за днем, капля за каплей. Тогда человек, оставаясь в своей свободе и, даже наоборот, получая более качественное состояние свободы, оказывается исполнителем Божией воли, совершает добрые, благие дела, причем совершает даже не он сам, а Дух Святой через него.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Учитесь молчать,

когда другие говорят

Итак, братья мои возлюбленные,

всякий человек да будет скор на слышание,

медлен на слова, медлен на гнев.

Иакова 1:19

Когда нужно молчать, а когда говорить - это один из самых важных жизненных уроков,

который необходимо усвоить. Например, если ваш начальник вам что-то говорит, вы

должны молчать и внимательно слушать. Если одновременно вы будете и слушать, и

говорить, то вы, может быть, и уловите саму суть разговора, но упустите важные факты и

«Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на

слова, медлен на гнев» (Иакова 1:19). Греческое слово tachus - «скорый», можно отнести к

бегуну, который бежит изо всех сил, чтобы первым прибежать к финишу. Его цель -

выиграть забег, поэтому он, сосредоточившись только на финишной черте, устремляется

вперёд, чтобы занять первое место.

Учитывая значение слова tachus, первую часть стиха можно перевести так:

«Итак, братья мои возлюбленные, сосредоточенно слушайте то, что вам говорят,

слушайте так внимательно, будто вы участвуете в соревновании на лучшего

слушателя...»

Иаков говорит, что мы должны быть чемпионами по слушанию. Может быть, вам придётся

приложить некоторые усилия, чтобы внимательно выслушать собеседника и постараться

понять его, а не перебивать его или не думать в это время о чём-то своём. Это бывает

трудно тем, у кого мысли постоянно чем-то заняты, тем, кому приходится каждый день

продумывать множество всяких деталей. Приведу в пример себя. Если я не оставлю свои

мысли и не сосредоточусь на беседе с человеком, я упущу многое из того, что он мне

говорит. Я всё время о чём-то думаю: о своей церкви, служении, телевизионных

программах. Я путешествую и проповедую по всему миру. Пишу много книг. Кроме всего

прочего, я муж и отец. В редкие моменты я не думаю обо всём этом. И однажды я понял:

мне нужно научиться слушать. Ведь люди надеются, что я их внимательно слушаю, а на

самом деле в своих мыслях я могу быть очень далеко от них. То, что я смотрю им в глаза,

ещё не значит, что я их слушаю. Если я хочу услышать и понять, что они мне говорят, я

должен перестать думать о своём и сосредоточиться на их словах. Я решил так: раз человек

посчитал нужным и важным сказать мне что-то, я должен считать нужным и важным

выслушать его, даже если я с ним не согласен. А делать вид, что слушаешь, - это, по

меньшей мере, неприлично.

Не один год ушёл у меня на то, чтоб научиться быть внимательным слушателем. Желая

убедиться, что я всё правильно понял и ничего не упустил, я обычно переспрашиваю

собеседника:

* Вы сейчас сказали то-то и то-то. Я вас правильно понял?

* Суть вопроса в том-то, не так ли?

* Из нашего разговора я понял то-то, я не ошибаюсь?

* Вы хотите, чтобы я сделал то-то, да?

* Есть ли ещё что-то, что мне нужно знать по теме нашей беседы?

Если в ходе разговора я упустил что-то

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,» (Иак. 1:19)

СКОР НА СЛЫШАНИЕ ДУХОВНЫХ РЕЧЕЙ, МЕДЛЕН НА СЛОВА, МЕДЛЕН НА ГНЕВ.

"В "Пословицах и поговорках иудейских мудрецов" читаем: "Есть четыре типа учеников: одни быстро схватывают (слышать) и быстро забывают - их преимущество сводится к нулю их недостатком; другие медленно схватывают, но и медленно забывают - они помогают себе памятью. Третьи быстро схватывают и медленно забывают - они мудры; четвертые медленно схватывают и быстро забывают - это самые плохие ученики". Римский поэт Овидий просит людей медлить с наказанием и быть скорым на награду. Филон Александрийский просит людей быть скорыми на совершение добра другим и медлить с тем, чтобы причинить кому-либо вред.

Мудрые люди очень хорошо понимают, что не нужно торопиться говорить. Раввин Симон говорил: "Я все время рос среди мудрых и нашел, что для человека нет ничего лучшего, чем молчание. Кто умножает слова, тот совершает грех". Иисус, сын Сирахов, писал: "Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему; а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. В речах - слова и бесчестие" (Сир. 5,13-15). Книга Притчей Соломоновых полна указаний на опасность слишком скорых речей. "При многословии не миновать греха" (Прит. 10,19). "Кто хранит уста свои, тот бережет душу" (Прит. 13,3). "И глупец, когда молчит, может показаться мудрым" (Прит. 17,28). "Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, чем на него" (Прит. 29,20)."

"Иаков также советует нам быть медленными на гнев. Очевидно, он не согласен с теми, кто допускает гневные укоры людям. Это, конечно, тоже отчасти справедливо - ведь мир стал бы намного беднее без тех, кто вспыхивает гневом при виде рецидивов греха и его тиранической природы. Но ведь люди так часто злоупотребляют этим.

Вот и учитель может прогневаться на медлительного, неуклюжего, а еще чаще - просто ленивого ученика. Но, терпением можно достичь большего понимания, чем резким упреком или окриком. И проповедник может гневно обличать. Но пусть лучше он всегда помнит хороший совет - "не брюзжать". Если каждое его слово и каждый его жест не доказывают людям, что он их любит, он потеряет всякую власть над ними и всякое влияние. Проповедь, в которой чувствуется гнев, презрение и нелюбовь, не обратит души на путь истины. И родитель может разгневаться, но гнев родительский часто вызывает еще более упрямое сопротивление. Нотка любви в голосе всегда оказывает большее воздействие, нежели гневная. Когда же гнев перерастает в постоянное раздражение, возмущение или придирчивое ворчание - это приносит больше вреда, чем добра." (У. Баркли)

"Скорым нужно быть на слышание не простое, но деятельное, возбуждающее прилагать выслушанное к делу, ибо известно, что кто слушает прилежно и внимательно, тот готов будет и исполнять слышанное, а кто, напротив, медленно располагается к чему-нибудь и откладывает то, тот впоследствии может и совсем отстать от предприятия. Посему относительно изучения Божественных предметов апостол заповедует скорость, а относительно того, совершение чего соединено с опасностью, медленность. Таковы слова, гнев." (Феофилакт Болгарский)

(Иак 1:19)

Гнев

Благодарю, Отец родной, сущий на небесах, Который возлюбил нас прежде создания мира и отдал за нас Сына Своего Единородного, дабы всякий не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего чтобы судить мир. но спасти(Иоанн 3:16). Это свидетельство есть доказательством Твоей любви ко всем живущим на земле.

Ты Бог всесилен, Ты Бог Свят, Ты Бог праведности чистоты, Бог любви, Бог мудрости и разума. Ты Бог света и нет в Тебе никакой тьмы. И никто не сравнится с Тобою и никакая тьма не устоит против Тебя, всякий нечестивый падёт, всякий гневающийся не устоит пред судом Твоим праведным. Как написано:

«Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами. Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззакония. Ибо знаешь Ты пути праведных, а пути нечестивых погибнет (Пс 1: 6; 5:5-6)

А кто такие нечестивые? Вспомним историю с книги Бытие. Как змей хитростью соблазнил Еву, когда Бог сказал со всякого дерева ешьте, а с дерева, которое среди рая не есть. Ибо смертью умрёте. Но змей сказал: Нет не умрёте. Ибо в день, когда вкусите плоды, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что приятно для глаз и вожделенно. И вкусила плод. Тем и поддалась искушению угождая похоти очей, похоти плоти. И после сего соблазнила Адама и он вкусил плод. И стали они наги и посрамлены были. И нашёл гнев на Бога за то, что не послушали гласа Бога и изгнаны, били из рая. И проклял Бог змея, Еву, что рожать будет в болезнях и муках и питаться с Адамом будут в поте лица. Вот первый Божий гнев за непослушание Бога.

Авель был открыт пред Богом и в жертвоприношение Богу давал самое лучшее, потому что любил Бога и слушал Его. Каин же был земледелец.

Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.

Каин сильно огорчился и поникло лицо его (Быт 4:3-6) С этих слов стало ясно. Что Каин был в гневе и от зависти, что Бог, призрев на дар Авеля, а на него не призрел, то у Каина от гнева возросла ярость и ненависть на брата своего, что он решил убить его, чтобы Бог обратил внимание на дар Каина. А помните слово:

« Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и утешитесь»

(Пс 4:5)

Что стало поводом гнева, конечно же зависть. Любящие Бога, получают благословение, а противники скитаются по земле в поисках чего либо и когда хитростью чего то добиваются, то сердце от жадности черствеет и нет пути света там. Одна тьма закрывает свет. Можно сказать, что все мы люди, живущие по плоти, а дела плоти мы знаем:


«Они известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазн, ереси»

(Галл 5:20) .

Ясно, что гнев порождает всё это. Через гнев вспыльчивость, не рассуждая сразу в ярость, ненависть и жажда мести.

«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю

(Пр 15:1)

Или к примеру взять вторую ситуацию, когда Исав грозился убить Иакова за то, что Иаков получил Божие благословение от отца, конечно же путём лжи. Иаков же обманщик. А мать предупредила Иакова, что брат его грозился убить, и приказала уехать пока гнев не пройдёт у Исава. Всё это по плотским похотям – всё это ведущее в погибель.

Но драгоценные! Вы не так познали Христа. Потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, - так как истина в Иисусе. Посему отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

«Так как путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр»

(Пр12:15)

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Зачем нам всё это? Зачем искушать Господа, мы что сильней Его? Не думайте о себе более, нежели нужно думать. И если кто огорчил вас и если есть кто - то выше вас и богаче вас, не завидуйте делающим беззакония, ибо они, как лист увянут. А заботьтесь лучше как спасти других, стоящих на пути к погибели ибо для этого нас призвал Господь. Если кто обидел вас простите, и не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщения, Я воздам, говорит Господь»

Не давайте место дьяволу. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слово и медлен на гнев. Ибо гнев не творит правды Божьей.

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас»

(Еф 4:31)

А помните когда Господь, будучи гнев на Саула за то, что он не исполнил слово Господа сказал: «Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» Самуил передал ответ Бога Саулу, о тот сказал, что он жертву Богу дал овец и волов, но Самуил сказал: Неужели всесожжение и жертва столь приятны Господу, как послушание гласу Господа? Ибо непокорность, тот же грех пред лицом Бога.

А знаете ли вы, что ничто так не дорого для Бога, как только открытое сердце человеческое к Нему и любовь к Нему. Ибо написано: Если ты милостыню даёшь или жертву, а любви не имеешь, то ты ничто? Бог просит покорности, и открыть сердце Ему, Господу нашему и Сыну Возлюбленному Иисусу Христу. Ибо Бог в Нём пребывает. Давайте будем с жаждой стремится к познанию любви Божьей. Мудрости и разума. Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы воздевая чистые руки без гнева и сомнения. Облечемся в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости, откинув всё мерзкое и нечестивое: злость, ненависть, ярость, гнев. А будем любить, прощать, миловать и благословлять. Благодатью мы спасены. Ибо Бог, богатый милостью по Своей великой любви, которой возлюбил нас. Милость Его выше суда. Бог не жестокий судья, Бог истинно любящий и милующий Отец. Спасибо Господь за любовь Твою, которая сделала нас свободными во Христе Иисусе, Господе нашем. Иисус я так люблю Тебя. За всё Тебя благодарю! Аминь!


Вадим Сорокин проповедует на тему: Будь скор на слышание!
Минипроповедь из серии: Слово Веры на каждый день - 21 апреля 2014


Иакова 1:19-20 – очень важный принцип и очень важное правило:
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.

Смотрите, друзья, мы все очень хотим быть понятыми, мы хотим высказаться и быть понятыми, чтобы нас поняли и с нами согласились, и в то же самое время, мы не хотим понять человека, который является нашим собеседником или оппонентом.

Иаков очень мудрый человек. У него были свои недостатки, если мы читаем историю церкви, изучаем послания, характер, но, тем не менее, он был очень мудрым человеком – этого не отнять у него.

И вот, что он говорит: братья мои возлюбленные, попытайтесь понять человека, попытайтесь услышать его, пусть ваши уши будут больше, а ваш рот будет закрыт. И, когда вы поймете человека, возможно ваши слова изменятся и наступит мир. Потому что, если вы не поймете его, а будете только говорить, перебивать, желать, чтобы только вы были поняты – это обязательно вызовет гнев и конфликт.

Дорогие друзья, очень часто мы думаем: чтобы ситуация была разрешена – нас должны выслушать и понять. И мы не ставим своей задачей понять человека, который говорит к нам.

Во-первых, у меня есть привычка: когда я читаю Библию, я ставлю себя на место библейских героев и думаю: как бы я поступил? Во-вторых, когда у меня есть оппонент человек, я стараюсь ставить себя на его место, думать, как он думает, и вы знаете, для меня очень многое становится понятным. Не факт, что я во всем с ним соглашаюсь, но для меня очень многие вещи становятся понятными, и мы избегаем конфликтов.

Я иногда говорю: слушай, извини за то, за то, я не думал, пока не встал на твое место, что это могло тебя обидеть, ранить и так далее.

Вы знаете, у нас у каждого свои недостатки, свои бабочки в голове – мы их не замечаем, мы к ним снисходительны. А за то, мы видим недостатки других людей. Иисус конкретно говорил о бревнах в глазах, вы, наверное, читали об этом.

Я расскажу такой еврейский анекдот о том, как люди не хотят слышать и понимать друг друга:
Пришла одна семья разводиться к судье, и он говорит:
- А в чем причина развода?
- Мы не сходимся характерами и у нас разные взгляды на жизнь.
Судья говорит:
- Ну, а конкретно может быть?
- Послушайте, она купила козу и держит в нашей спальне. Вы представляйте какая там вонь, блеяние. Эта коза там пачкает все.
И судья, мудрый человек, думает: ну, как бы все к миру привести? И говорит мужу:
- Ну, может быть, вы все же попытались ее понять, снизойти к ней, может вам открыть окна и проветрить помещение…
- Да? И все мои голуби вылетят наружу?

Дорогие друзья, у каждого были свои проблемы и у каждого были свои заморочки, но они считали их святыней, а заморочки другого недостатком. Дорогие друзья, будьте скоры на то, чтобы услышать и понять другого человека. И только после этого высказывать свое мнение. Будьте медленны на свои слова и суждения, и тогда, может, места для гнева просто не будет.

Возможно вам понравятся следующие проповеди.



Просмотров