Что является жилой зоной. О чем предупреждает знак «Жилая зона»: полезно знать. Что запрещено в жилой зоне для транспортных средств

Многие водители очень удивлялись, заметив инспектора с «Визиром» в руках во дворе: кто решил контролировать скорость в жилой зоне? Но итог замеров оказался довольно настораживающим. Превышают практически все: кто на 5 км/ч, кто на 8, кто на 9. За это ответственность не предусмотрена, хотя на такой скорости можно убить пешехода или велосипедиста. Были еще двое водителей, которые успели на маленьком отрезке разогнать автомобили до 31 км/ч. Некоторые из них даже не знали, сколько разрешено ехать в жилой зоне. Сразу заметим, что никто протоколы не составлял, штрафы не выписывал, в водительские талоны записи не делал. Инспекторы объясняли: это скорее предупреждающий рейд по аварийным дворам, где фиксировались ДТП, в том числе с пострадавшими.

Водитель служебного автомобиля ГАИ, но в «гражданском исполнении», паркуется в одном из дворов по ул. Шаранговича. Инспектор с «Визиром» занимает удобную позицию - так, чтобы можно было контролировать скорость сразу в двух направлениях. При появлении машины направляет радар. Получилось, что измерялась скорость абсолютно всех автомобилей, въезжающих в эти два двора.

- Вот Peugeot едет 24 км/ч. У внедорожника 26 км/ч. Opel разогнался до 27 км/ч, - объявлял периодически сотрудник ДПС.

Формально это превышение скорости. Но привлечь к ответственности за такое нарушение нельзя. Она наступает только при +10 км/ч. То есть ездить по дворам 29 км/ч без штрафных последствий вполне можно, что и делают автомобилисты, привычно прибавляя к законному максимуму +9 км/ч. Правда, в данном случае есть один существенный нюанс: на такой скорости во дворах убивают людей и такие происшествия не единичные!

Вечером жильцы начинают возвращаться с работы и трафик заметно возрастает. Кстати, вот еще одно наблюдение: интенсивность движения во дворах недооценена. За полчаса, что мы находились во дворе, проехало около сотни автомобилей. Три машины в минуту! Это больше, чем на проселочной дороге где-нибудь под Минском.

- Останови-ка этот Volkswagen Polo, - просит напарника инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Руслан Чимбур.

Водитель возмущен. Удивляется еще больше, когда инспекторы показывают на экране «Визира» его скорость: 29 км/ч. Тут же выясняется, что ранее мужчину останавливали за превышение скорости на 20 км/ч и выше. Причем несколько раз, потому что в водительском талоне указана часть 4 статьи 18.13 КоАП (она действует за повторность).

- Так то на магистрали было. Сам бог велел, - обиженно замечает водитель.

- А знаете про случай в соседнем дворе? - спрашивают сотрудники ДПС.

Выясняется, что мужчина не слышал про аварию, произошедшую 29 мая этого года. Тогда был совершен на 11-летнего мальчика. Как описывали ситуацию очевидцы, школьник выскочил на Volkswagen Passat и ударился о его кузов в районе стойки. Нога оказалась под колесом. У ребенка диагностировали открытый перелом обеих костей голени. Свидетели говорили, что скорость была небольшой - водитель притормозил перед ямкой.

- Автотехническая экспертиза установила, что сидевший за рулем не располагал технической возможностью применить меры экстренного торможения, - рассказала об итогах разбирательства руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. - Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако это скорее исключение. Гораздо чаще именно автомобилисты признаются виновными в дворовых ДТП с участием пешеходов.

Во время рейда детей во дворе тоже было много. Ребятишки помладше играли под присмотром взрослых, сильно ограничивавших их передвижение. Дети постарше (многие считают 10-летних детей взрослыми и с легкостью отпускают поиграть во дворе) чувствовали себя более свободно. Могли выехать на роликовых коньках из-за машины или бегать между припаркованными автомобилями. Дети воспринимают двор как игровую территорию, тогда как для водителей он является дорогой к месту парковки. Это главные причины возникновения конфликта.

- Будьте, пожалуйста, внимательным в следующий раз при выборе скорости, - просит водителя Volkswagen инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Денис Деруго, возвращая документы.

Мужчина облегченно вздыхает и уезжает. А инспекторы обращаются к детям: «Почему выходите из-за автомобилей? Где ваши родители?» Смущенные ребятишки спешат домой.

Еще некоторое время после этого радар работает вхолостую: 24, 25, 26 км/ч. По нашим наблюдениям, нарушают 90% водителей. Ощущение, что порог опасности у большинства снижен.

Правда, в какой-то момент машины вдруг стали ехать заметно меньше 20 км/ч. Явно произошла предсказуемая реакция, из окон за инспекторами стали пристально наблюдать. Несколько раз к нам подходили встревоженные жильцы с вопросом: что случилось? А один из водителей стал фотографировать сотрудников ДПС на камеру телефона. Для людей измерение скорости во дворах было очень непривычным зрелищем.

- У горожан близость дома создает мнимое ощущение безопасности, - считает Татьяна Харлинская. - Ведь рядом твой подъезд, сюда выходят окна квартиры. Если ты знаешь каждый пятачок, то ничего не случится. А вот и нет! Минские дворы населяют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, и здесь также происходят аварии. Цифры говорят сами за себя: с начала этого года на таких территориях в Минске случилось 31 учетное ДТП, в результате 3 человека погибло, 29 получили травмы. Поэтому мы рекомендуем всем участникам дорожного движения быть максимально внимательными друг к другу. В частности, водителям следует обратить внимание, что в любую минуту откуда-нибудь может появиться пешеход, а пешеходам, особенно в условиях интенсивного движения во дворах, необходимо следить за появлением автомобилей и смотреть по сторонам.

Ну а мы едем в другой аварийный двор. Переулок Корженевского, 6. Тут часто регистрировались столкновения автомобилей. Обходилось без жертв. Но на карте аварийности это место помечено красным цветом. Прямо на въезде установлен «спящий полицейский». Его размещение нелогично: проехав искусственную неровность, водители начинают разгоняться. А там закругление и подъем - обзор ограничен припаркованными машинами. Многие стремятся побыстрее проскочить участок - до появления встречного автомобиля. Иначе придется уступать, сдавать назад, маневрировать…

- Извините, как-то так получилось, - объясняет водитель Volkswagen Golf.

Его автомобиль двигался со скоростью 31 км/ч. Если бы кто-то резко выбежал из подъезда, то он бы не успел остановить машину.

- А с какой скоростью нужно ездить по дворам? - спрашивают инспекторы.

- Не более 20 км/ч, - с ходу дает правильный ответ мужчина.

Здесь такая же ситуация, как на ул. Шаранговича. Многие едут с небольшим превышением, за которое привлечь к ответственности нельзя. Особенность извилистого переулка в том, что де-факто это дворовая территория. На въезде даже установлен знак 5.38 «Жилая зона». Но де-юре это улица, поэтому покрытие на ней хорошее. Есть несколько прямых участков, на которых водители превышают скорость. На одном из них и проводился радарный контроль.

Следующим остановленным оказывается водитель BMW (его скорость - 31 км/ч). Он также в курсе действующих ограничений и не спорит с нарушением. Талон его испещрен записями о превышении скорости: 2-я, 3-я и даже 4-я части статьи 18.13 КоАП. Вот еще одна характерная деталь: чаще по дворам двигались быстрее положенного те, кто нарушает и на магистралях. Эти люди, входящие в группу риска, настроены на быструю езду.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Комментарии

Что такое дворовая территория? Это территория, которая прилегает к жилым зданиям и которая ограничена домами, строениями, сооружениями и/или заграждениями. При этом, она находится в общем пользовании людей, которые проживают в близлежащих домах. К дворовым территориям относятся спортивные и игровые площадки, различные зеленые насаждения, а также другие объекты (подходы, подъезды к домам, хозяйственные площадки и т.д.).

Порядок движения по дворовым территориям аналогичен порядку движения по жилым зонам (п. 17.2 – п. 17.3 ПДД):

  • Максимальная скорость движения на таких территориях равна 20 км/ч. Это обусловлено требованиями безопасности. Как правило, в дворовых территориях находится большое количество пешеходов, значительную часть из которых составляют дети. Здесь места для маневров может быть недостаточно;
  • Пешеходы имеют преимущество при передвижении по дворовым территориям. Они имеют право передвигаться как по тротуару, так и по проезжей части. Водители должны пропускать людей вне зависимости от того, по какому участку дворовой территории они передвигаются. Однако, пешеходы не должны специально создавать помех и преград для движения транспортных средств;
  • Запрещена стоянка транспортных средств с включенным двигателем. Разрешена только остановка до 5 минут;
  • Запрещен сквозной проезд дворовых территорий (проезд и выезд для сокращения пути или объезда чего-либо);
  • Запрещена учебная езда. Это значит, что в дворовых территориях, так же, как и в жилых зонах, запрещено обучение вождению. За рулём учебного авто имеет право находиться только автоинструктор;
  • Запрещена стоянка ТС с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, кроме мест, обозначенных специальными знаками и/или разметкой. Запрет нужен для того, чтобы не создавать препятствий для движения пешеходов и других ТС;
  • При выезде из дворовых территорий, водитель должен пропустить всех участников движения на его пути.

Ответственность

Штраф за нарушение ПДД в жилых зонах составляет 1500 рублей. Для Москвы и Петербурга – 3000 рублей (ст. 12.28 КоАП РФ).

Вступление. Заселённую людьми территорию ограничивает на въезде знак Жилая зона 5.21. В городской черте указатель устанавливается редко. Однако нарушение движения в жилой зоне влечёт за собой наказание водителей.

Что такое жилая территория

Согласно ПДД, правил дорожного движения, жилая зона – это территория, ограниченная на въезде знаком 5.21, а выезде – 5.22 . Дворовая территория включает:

  • строения для проживания людей;
  • медицинские или образовательные учреждения;
  • детские игровые площадки;
  • стоянка автомобилей;
  • гаражи;
  • зелёные насаждения;
  • коммунальные сооружения и постройки для бытового использования.

В пределах знаков дворовой территории работают правила движения ПДД раздела 17. Требования распространяются на всю зону, включая участки озеленения – газоны, клумбы.

Какие правила для автомобилистов действуют на территории двора

На жилой территории преимущество предусмотрено для пешеходов, что означает свободное передвижение людей в любой части проезжей части дороги. При этом водитель не может создавать препятствия гражданам, остановив машину в удобном для него месте. Кроме того, он должен уступать дорогу велосипедистам. Скорость движения автомобилей по территории не может превышать 20 км/час .

Водители также должны соблюдать правила при выезде за пределы дорожного знака жилой зоны :

  • остановиться и пропустить транспортные средства, двигающиеся по главной дороге – мотоциклы, машины, велосипеды;
  • запрещается пересечение сплошной линии при выезде, поворачивать при этом можно только в правую сторону.

Водитель должен оставить свой автомобиль на автостоянке или специально отведённом для этого месте. Кстати! Главные нарушения автомобилистов – парковка на клумбах или и газонах.

Что касается пешеходов – у них нет права намеренно создавать препятствия для передвижения автомобилей, беседуя с друзьями посередине проезжей части.

Что нельзя делать в жилой зоне

Не каждый автомобилист знает правила передвижения по двору. Отчасти это связано с тем, что сотрудники ГИБДД нечасто там появляются. Итак, какие действия запрещены в жилой зоне:

  • Стоянка с работающим двигателем дольше 5 минут. Если водитель машины без посадки и высадки пассажиров стоит долее этого отрезка времени, он совершает стоянку. Это касается также транспортных средств во время погрузки и выгрузки товара.
  • Учебная езда.
  • Парковка грузовых машин категории C, имеющих максимальную массу допустимого груза свыше 3,5 тонны. Транспортные средства должны располагаться на размеченных местах или под специальным дорожным знаком.
  • Запрещён сквозной проезд через двор. Важно! Но если автомобилист, проезжая напрямик, остановится на 10 секунд, а затем снова продолжит путь, нарушение не будет.
  • Нельзя совершать манёвренные действия. Развороты или задний ход можно совершать только при выезде из тупика.

Выполнение правил вышеуказанных пунктов обязательно даже если отсутствует дорожный знак 5.21 жилая зона.

За что штрафуют водителей во дворе

При нарушении ПДД на жилой территории на автолюбителей накладываются санкции. Причины для штрафа:

  1. Если водитель прогревает зимой двигатель дольше 5 минут, он тем самым нарушает ПДД.
  2. Сквозной проезд через жилой двор. Условия для нарушения правил создаются, когда въезд и выезд в жилую зону происходит в разных местах.
  3. Превышение скорости выше разрешённых 20 км/час.
  4. Стоянка при работающем двигателе дольше 5 минут.
  5. Игнорирование пешеходов.
  6. Парковка на газонных или клумбах.

Размер штрафа варьирует в различных регионах проживания. В Санкт-Петербурге и Москве сумма колеблется от 1500 до 3 тыс. рублей.

Лишение водительских происходит при грубых нарушениях ПДД – превышение скорости передвижения на жилой территории до 80 км/час. У автомобилиста забирают права на 12 месяцев.

Водители легкового транспорта и грузовых машин должны правильно передвигаться как на территории двора, так и при выезде из него. Санкции за нарушение накладываются и в случае отсутствия знака 5.21 во дворе.

Видео: Правила движения в жилых зонах

Пересекая место установки знака 5.21 «Жилая зона», водитель въезжает в зону с особым режимом движения.

С этого момента водитель обязан выполнять все требования Раздела 17 Правил.

Конец жилой зоны обозначают соответствующим отбойным знаком 5.22.

Кроме того, Правила приравнивают к жилым зонам все дворовые территории. И здесь знаки допускается не устанавливать.

Правила рассчитывают, что водители в состоянии отличить двор от улицы.

Требования Раздела 17 Правил дорожного движения.

1. В жилых зонах движение пешеходов разрешается не только по тротуарам, но и по всей ширине проезжей части!

Тем более что порой пешеходам и ходить-то негде, кроме как по проезжей части.

2. В жилых зонах пешеходам не просто разрешено ходить по всей ширине проезжей части. В жилых зонах пешеходы наделены приоритетом в движении!

И, например, сейчас водитель не вправе сердиться на пешехода за то, что он пересекает проезжую часть в месте, где нет пешеходного перехода.

Более того, двигаясь в жилой зоне, водитель должен быть готов к такому поведению пешеходов и должен быть готов уступать им дорогу.

3. В жилых зонах максимальная разрешенная скорость движения – 20 км/час!

Правда, об этом сказано не в 17-том разделе Правил, а в 10-том:

Правила. Радел 10. Пункт 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

4. В жилых зонах запрещена стоянка с работающим двигателем!

Имейте в виду! Когда вы во дворе греете двигатель своего автомобиля, вы нарушаете Правила дорожного движения!

И штраф за такое нарушение, между прочим – 1500 рублей (в Москве и Питере – 3000 рублей).

5. В жилых зонах запрещается сквозное движение.

За перекрёстком знак «Жилая зона». Правила разрешают въезжать в жилую зону только тем, кому именно сюда и надо.

Если конечный пункт вашего маршрута находится за пределами этой жилой зоны, и вы намерены двигаться к нему без остановки, в этом случае Правила «предлагают» вам объехать эту зону (справа или слева), а не двигаться транзитом сквозь неё.

Да, в общем-то, это в ваших же интересах. Чем «тащиться» через жилую зону со скоростью 20 км/ч, лучше уж объехать её со скоростью 60 км/час.

6. В жилых зонах запрещена учебная езда!

Это требование перекочевало к нам из прошлого века. Тогда ещё можно было учится ездить на машине без всякого инструктора.

А сегодня – только с инструктором.

А инструктор с вами ни в какой двор не поедет, у него есть утверждённый маршрут, и он с него не свернёт.

Тем не менее в Билетах про это по-прежнему спрашивают:

7. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Поведение водителя, выезжающего из жилой зоны должно быть таким же, как и при выезде из двора. И это вполне естественно и логично. Выезжая из жилой зоны (где скорость 20 км/час, и по проезжей части ходят пешеходы), вы попадаете в зону с совсем другим режимом движения. К этому надо подготовиться и для начала, как минимум, необходимо всем уступить дорогу.



Просмотров