Что выше приказ или распоряжение. Распоряжение: правила и особенности написания. Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов

Распоряжение — это правовой акт, издаваемый руководителем компании (как частной, так и государственной) для решения преимущественно оперативных проблем и вопросов, касающихся деятельности предприятия, в частности исполнения определённых приказов, различного рода инструкций, документов, а также для доведения принятого нанимателем решения до сотрудников отдельных подразделений.

Такой акт издаётся по конкретному, узкому вопросу и никак не может противоречить действующей конституции и законодательству, указам президента страны.

Распоряжение не предполагает беспрекословного выполнения/подчинения, это лишь указание работникам наиболееподходящего варианта действий. То есть, в отличие от приказов, требующих полного подчинения, он подразумевает лишьсогласие.

Для исключения неверного толкования, в большинстве отечественных компаний приказы обладают такой же силой, как ираспоряжения: им необходимо подчиняться и строго выполнять всё указанное.
Каким может быть распоряжение?

Различаются следующие типы распоряжения:

Письменное (предполагает акт, представленный в установленной письменной форме).

Письменное распоряжение может быть предъявлено не одному лицу, а группе работников. В последнем случае его ещёназывают циркулярным.
нормативное (устанавливает задачи по применению какой-то конкретной формы и метода достижения результатов);

Индивидуальное (включает задачи по осуществлению определённого индивидуального действия, которые должны бытьвыполнены строго в установленные сроки с предоставлением руководителю компании соответствующего доклада).

Правила оформления распоряжения

Любое распоряжение нужно начинать с написания заголовка, который должен отражать краткую суть всего документа,отвечать на вопрос «о чём?» и содержать существительное в отглагольной форме (к примеру, «о начислении», «овыполнении» и т.д.).

Констатирующую;

Распорядительную.

Что касается первой, то здесь достаточно кратко излагается цель, причины публикации распоряжения, приводятся ссылки наопределённую документацию. Здесь же можно поместить выдержки из текста решения, принятого органами госуправления.

В большинстве случаев констатирующая часть начинается со слов «согласно..», «во исполнение..», «в соответствии с..»,«сцелью..» и оканчивается «приказываю:».

Что касается распорядительной части, то она может подразделяться на отдельные пункты/подпункты (обозначать их нужноарабскими цифрами). Каждый из них должен включать единственное поручение по одной проблеме, вопросу, здесь жеприводятся сроки исполнения (при наличии такой необходимости).

Если руководитель решает дать одному лицу несколько заданий, ему следует всего один раз указать в пункте ФИО исполнителя, при этом в подпунктах привести все требуемые поручения.

Когда распоряжение предполагает создание комиссии/группы, в приводимом составе на первом месте прописываетсяпредседатель, после него – заместитель, затем – остальные члены (их фамилии пишутся согласно алфавитному порядку внезависимости от занимаемой должности).

Если распоряжение изменяет/дополняет чем-то/отменяет какую-то изданную ранее документацию, в тексте должен иметьсясоответствующий пункт (с фразами «признать утратившим законную силу», «дополнить..», «внести изменения в..», сфиксацией даты принятия, номера, названия отменяемых документов).

Помимо всего перечисленного выше распорядительная часть, как правило, включает данные о лице, которое должноосуществлять контроль над исполнением распоряжения. К примеру, это может быть следующее: «контроль над исполнениемраспоряжения оставляю за собой» (когда руководитель сам планирует проверить выполнение распоряжения).

Если имеются отдельные поясняющие либо дополняющие текст распоряжения задания, их приводят в специальномприложении (на него должна иметься ссылка в основном тексте). При этом на первой страничке приложения вверху справауказывается дата, номер соответствующего распоряжения.

Подписывает распоряжение директор предприятия, его заместитель (если он обладает такими полномочиями). При этом подпись должна включать должность лица, непосредственно подпись, её расшифровку (фамилию и инициалы).

Распоряжения должны иметь порядковые номера в пределах календарного года.

Сроки хранения распоряжений:

— по деятельности предприятий в целом — от 10 лет до ликвидации предприятия (в случае, если предприятие является источником комплектования госархива, — постоянно);

В управленческой деятельности организаций нельзя обойтись без разного рода указаний. Задача руководителя выбрать наиболее подходящий вариант.

Приказ и распоряжение – основные рычаги власти. В законодательстве эти понятия считаются синонимами. Однако имеется ряд принципиальных отличий, которые сложились на практике.

Понятие терминов

Различать понятия «приказ» и «распоряжение» необходимо не только руководителям для правильного донесения своих требований, но и подчиненным, чтобы знать, как реагировать на тот или иной правовой акт. Каждое из них относится к распорядительному документу, нацелено на улучшение деятельности компании.

  • Приказ – правовой акт, который создается единолично главой организации для решения основных задач деятельности. Распространяется на всех подчиненных. Другими словами, это письменное или устное требование, поставленное перед персоналом с целью решить определенную задачу, выполнить задание.
  • Распоряжение – правовой акт, который создается главой организации или руководителями структурных подразделений касательно оперативных вопросов деятельности фирмы. В том числе, связанных с доведением содержания приказа до всех подчиненных. Это письменное, а чаще устное требование решить отдельные вопросы относительно требований приказа.

На сегодняшний день выделяют несколько подходов, которые определяют целесообразность их использования в разных условиях.

На маленьких предприятиях подписывать распорядительные документы может исключительно руководитель и заместитель в его отсутствие. Приказы издаются касательно основной деятельности компании. К примеру, усовершенствование структуры организации, увеличение объема выпускаемой продукции. Распоряжение создается по оперативным, информационно-методическим вопросам. К примеру, график работы в предпраздничные дни, необходимость выйти в выходные. Действие распоряжения направлено на выполнение приказа руководителя.

Поскольку и тот, и другой документ издается только руководством, существенного отличия между ними в маленькой организации нет. Выполнять придется и то, и другое.

На средних и больших предприятиях , где право подписи имеется у руководителя организации и глав структурных подразделений, подход несколько другой. Глава компании издает приказы касательно деятельности всей фирмы. Руководители структурных подразделений издают распоряжения по текущей деятельности, но согласно приказу главы. Их действие распространяется только на подчиненных данного отдела.

И приказы, и распоряжения делятся на подвиды:

  • по административно-хозяйственным вопросам;
  • личному составу;
  • основной деятельности.

Все распорядительные документы должны соответствовать закону. Ни один из них не может противоречить законодательным актам. Чтобы убрать разноплановое толкование, приказ и распоряжение на практике выровняли по силе действия. И тот, и другой правовой акт обязателен к выполнению . В целом, же отличия имеются.

Основные отличия

Текст приказа состоит из нескольких частей: констатирующей, распорядительной. В первой приводятся факты, события, цели, задачи. Вторая часть содержит перечисление действий, сроков исполнения. Требование распространяется на широкий круг должностных лиц и подчиненных.

Распоряжение не носит нормативного характера. Издается касательно оперативных, текущих вопросов. Действие распространяется на определенный круг людей. К примеру, распоряжение руководителя отдела обязательно для исполнения всеми работниками данного структурного подразделения, не задевая всех остальных. Но оно не идет в разрез общей политики организации.

Главное отличие этих понятий состоит в следующем:

  • Приказ подразумевает беспрекословное выполнение, распоряжение – настоятельные рекомендации для решения поставленных задач.
  • Приказ издается единолично руководством организации, распоряжение – коллегиально.
  • Приказ, как правило, издается в письменной форме, распоряжение может быть устным.

Чтобы один правовой акт не противоречил другому, в организации должен быть хорошо налажен документооборот. Не стоит выделять «главные» и «не главные» документы. Все акты равные по силе. Для отмены какого-либо пункта создаются поправки с отметкой «отменить».

Приказы и распоряжения – основные рычаги власти администрации предприятия. Чтобы добиться желаемых результатов, достигнуть целей, необходимо определиться с нужным методом, который наилучшим образом будет соответствовать ситуации. Приказ – властное волевое официальное указание руководителя. Распоряжение – согласованное решение всего руководящего звена.

Среди множества документов, циркулирующих в каждой организации, особое место занимают организационно-распорядительные, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности.

Организационно-распорядительная документация включает организационную, распорядительную, информационно-справочную документацию, документацию коллегиальных органов, документы по личному составу. Из всего этого перечня нас будет интересовать только одна группа организационно-расспорядительной документации - распорядительные документы. В данной статье мы попробуем разобраться, какие документы входят в состав распорядительной документации, чем они отличаются друг от друга, в каких ситуациях надо подготовить приказ или распоряжение, а в каких, например, указание.

Юридическими основаниями для создания распорядительных документов в деятельности организации являются:

  • нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства РФ, решения органов власти;
  • конкретные поручения вышестоящих органов;
  • осуществление исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на нее задач в соответствии с ее компетенцией;
  • потребность правового регулирования работы аппарата управления.

Состав распорядительной документации

К распорядительной документации относятся:

  • постановления;
  • решения;
  • приказы;
  • распоряжения;
  • указания.

Постановление - правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач , стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения .

Решение - правовой акт коллегиального или совещательного органа министерств, ведомств, комитетов, общественных организаций, ученых советов НИИ, вузов, а также cоветов директоров предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач , стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Указание - правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера , а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

Проанализировав функциональные особенности каждого документа, входящего в комплекс распорядительной документации, можно заметить, что главные их различия касаются:

1) порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов;

2) перечня рассматриваемых в них вопросов.

Рассмотрим эти отличия более подробно.

■ Отличия распорядительных документов, касающиеся порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов (на основе коллегиальности или единоначалия). Поясним, что представляет интересы организации и действует от ее имени в отношениях с другими предприятиями, а также государственными учреждениями исполнительный орган. Он воплощает волю учредителей (участников), руководит текущей деятельностью юридического лица. При этом он может быть:

  • единоличным, при котором во главе органа управления (предприятия, учреждения или организации) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения (например, генеральный директор);
  • коллегиальным, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа (например, правление (дирекция)).

В учредительных документах организации фиксируется, какими правами наделен генеральный директор (директор) или правление (дирекция), там же указывается порядок утверждения (подписи) документов, которые относятся к компетенции соответствующего исполнительного органа. Поэтому чтобы разобраться с правом подписи приказов на предприятии, необходимо внимательно ознакомиться с учредительными документами. Для примера приведем следующую формулировку из Устава:

8.5. Генеральный директор Общества:

издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества…

Кроме того, право подписи организационно-распорядительных документов, изданных единоличным исполнительным органом, находит отражение и в законах о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.2005 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

(в ред. от 28.12.2010)

Статья 69. Руководитель акционерного общества

2. […] Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Извлечение

из Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

(в ред. от 02.07.2010)

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. […]

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. […]

Общая схема классификации распорядительных документов в зависимости от порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов.

■ Отличия распорядительных документов, касающиеся перечня рассматриваемых в них вопросов.

Решения, постановления и приказы издают во всех случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации (п. 2.1.4 ГСДОУ). К основным вопросам компетенции организации относятся вопросы, связанные с основным направлением деятельности, будь то производство или продажи, инвестирование или строительство, страхование или оказание иных услуг, вопросы, связанные с финансированием, подготовкой отчетности предприятия, реализацией функции планирования, управления персоналом, развитием научно-технической базы.

Распоряжения, указания издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов (п. 2.1.4 ГСДОУ). К оперативным вопросам относятся вопросы управления текущими событиями, а именно: оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль, координация.

Как же обстоят дела с распорядительными документами на практике?

В деятельности коммерческих организаций применяются распорядительные документы, принимаемые единоличным исполнительным органом: приказы, распоряжения, указания (как правило, указания издаются органами государственного управления, но руководители предприятий также имеют право на издание такого рода документа). Иногда, хотя и очень редко, издается такой распорядительный документ, как решение, принимаемое коллегиальным исполнительным органом. Постановление как акт управления, издаваемый высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти, интереса для коммерческих организаций не представляет. Несмотря на это следует учитывать, что постановления могут приниматься не только на государственном уровне, но и руководителями коллегиальных органов общественных организаций по основным вопросам их деятельности.

Когда издается приказ?

Если президент компании, генеральный директор, директор предприятия или иной единоличный исполнительный орган организации решит издать правовой акт по основному направлению деятельности, то в этом случае необходимо будет подготовить приказ. В приказе отражаются наиболее важные вопросы, связанные с основной деятельностью организации. Цель издания приказа - решение конкретной задачи, стоящей перед организацией.

Приказом утверждаются локальные нормативные акты, номенклатуры, перечни (например, перечень лиц, имеющих право пользоваться мобильной связью, с указанием лимитов для каждой должности), планы развития производства, планы ввода в действие различных объектов, прайс-листы, отчеты, организационные структуры и штатные расписания, учетная политика предприятия, типовые формы документов.

Следует помнить, что документ может утверждаться не только приказом, но и должностным лицом (т.е. единоличным исполнительным органом), правлением, дирекцией (коллегиальным исполнительным органом). Иногда способ утверждения документа (коллегиальным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом) может определяться законодательством. Например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусмотрено утверждение общим собранием акционеров внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества, годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (включая выплату (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года.

В практической деятельности имеют место два вида утверждения (приказом и исполнительными органами), но чаще используется утверждение приказом, так как он позволяет не только утвердить какой-либо документ, но и указать, когда этот документ вводится в действие .

Приказом утверждается состав различных комиссий (для проведения инвентаризации, уничтожения печати, списания основных средств и др.), рабочих группы (например, по разработке основных направлений стратегического развития предприятия).

Приказом предоставляется право подписи каких-либо документов, отменяются (отзываются) доверенности, прекращается (приостанавливается) производство каких-либо видов продукции, оборудования, вводятся новые виды продукции, определяются проведение мероприятий, связанных с гражданской обороной (например, проведение штабной тренировки по гражданской обороне), проведение различных проверок (включая филиалы), изготовление печатей, проведение годового аудита предприятия, переход на централизованные закупки и поставки отдельных видов сырья и материалов, меры противопожарной безопасности и усиления охраны в праздничные дни, подготовка планов и др. (Примеры 1, 2).

Когда издается распоряжение?

Если руководитель предприятия решит издать правовой акт по оперативным и текущим вопросам деятельности организации, то необходимо будет подготовить распоряжение. Распоряжение, в отличие от приказа, издается с целью решения отдельных (узких, конкретных) вопросов, которые необходимы для претворения в жизнь определенных задач предприятия. Так, если приказом был утвержден план ремонта производственных цехов предприятия (т.е. определены основные этапы, сроки процесса модернизации производственных мощностей предприятия) (см. Пример 2), то в распоряжении решается вопрос о подготовке цеха № 2 к проведению ремонта (Пример 3), т.е. это отдельный вопрос в рамках общей задачи модернизации производственных мощностей предприятия.

Распоряжение, как правило, касается узкого круга работников и не является документом длительного действия.

Распоряжение может издаваться по таким вопросам, как предоставление копий документов (например, договоров, счетов-фактур, товарных накладных и др.), предоставление и согласование графика отпусков, отчетных материалов и т.д.

Распоряжение может быть подготовлено также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

Когда нужно подготовить указание?

Указания обычно издаются органами государственного управления, но руководитель коммерческой организации также может издать такой распорядительный документ. Указания могут быть изданы по вопросам оперативного, информационно-методического, административного характера или по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций, поручений. Если организация примет решение использовать указание, то в инструкции по делопроизводству следует четко разграничить назначение приказов, распоряжений и указаний.

Особенностью оформления такого распорядительного документа, как указание, является то, что вместо слова «ПРИКАЗЫВАЮ» используются слова «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ» (Пример 4).

Когда используется решение?

При необходимости издания решения коллегиального органа (правления, дирекции, совета директоров) используется такой документ, как решение (Пример 5). Решение касается основного вопроса деятельности предприятия, в нашем примере - выпуска оборудования.

Необходимо учитывать следующую особенность оформления решения: текст решения, также как и других распорядительных документов, состоит из констатирующей и распорядительной частей. В распорядительной части указывают наименование коллегиального органа, принимающего решение, затем слово «РЕШИЛ» прописными буквами на отдельной строке.

Обратите внимание

На практике в организациях обычно используются два вида распорядительных документов: приказ и распоряжение. Причем нормативных актов, регулирующих использование того или иного вида распорядительной документации в коммерческих организациях, нет. Поэтому использование любого распорядительного документа должно быть предусмотрено в инструкции по делопроизводству организации, но при этом следует учесть требования, закрепленные в учредительных документах вашей организации.

Например, мэр Москвы не может издавать приказы, а только указы и распоряжения.

Извлечение

из Регламента Правительства Москвы

3.1.2. Указы и распоряжения Мэра Москвы

Мэр Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории города Москвы. […]

В свою очередь, приказы могут издавать руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, министры Правительства Москвы (п. 3.1.1 Регламента Правительства Москвы).

Особенности подготовки и оформления распорядительных документов

Право подписи распорядительных документов имеет единоличный исполнительный орган - генеральный директор (директор, президент) в соответствии с учредительными документами. В некоторых случаях в учредительных документах могут быть указаны должности руководителей, которые могут подписывать приказы наряду с единоличным исполнительным органом. Однако на практике такое бывает редко. Чаще всего право подписи приказов по основной деятельности делегируется на основании приказа о предоставлении права подписи конкретному должностному лицу или фиксируется в приказе о распределении обязанностей, в котором указываются не только полномочия отдельных руководителей, но и те документы, которые они могут подписывать в пределах своих полномочий (Пример 6).

Обратите внимание: подготовка доверенности связана только с теми документами, которые будут направляться в сторонние организации, на подписание внутренних документы доверенность не выдается. Так, в нашем примере доверенность будет подготовлена на заместителя генерального директора по общим вопросам Петрова С.К. с правом подписи договоров, связанных с хозяйственным обеспечением общества. Распорядительный документ коллегиального органа власти - решение - подписывает председатель и секретарь коллегиального органа.

Распорядительные документы могут быть совместными , т.е. подготовленными организациями, издающими одинаковые по форме документы для решения каких-либо вопросов совместной деятельности.

Распорядительный документ состоит из констатирующей и распорядительной частей , последнюю можно делить на пункты, в которой указывают, кто делает, что делает и в какой срок, например:

3. Коммерческому директору Абрамову П.Е. подготовить план продаж на 2012 год и представить на рассмотрение Совета директоров к 01 октября 2011 года.

4. Заместителю коммерческого директора Епифанову А.К. подготовить отчет о реализации продукции по заключенным государственным контрактам в III квартале 2011 года и представить генеральному директору к 15 октября 2011 года.

5. Заместителю генерального директора по экономике и финансам Прошкину В.В. предоставить отчет о дебиторской задолженности по договорам поставки продукции предприятия, заключенным в период с 11.01.2011 по 30.06.2011, в срок до 1 октября 2011 года.

■ Распорядительный документ вступает в действие с даты подписания или даты, указанной непосредственно в самом документе. Например, приказ об утверждении регламента по списанию дебиторской задолженности может содержать следующую формулировку:

2.1. Утвердить Регламент по списанию дебиторской задолженности в ОАО «Синтез» и ввести его в действие с 1 июля 2011 года.

Сам приказ будет датирован 20 июня 2011 года, он вступит в действие с этой даты, а вот регламент, утверждаемый данным приказом, вступит в действие только 1 июля 2011 года.

Распорядительный документ может быть длительного действия или носить характер разового поручения, т.е. касаться исполнения отдельных вопросов.

■ Распорядительный документ должен содержать пункт о доведении данного документа до исполнителей, т.е. кто и в какой срок и до кого должен довести распорядительный документ.Например, что касается распорядительных документов длительного действия, то основная проблема доведения их до исполнителей заключается в том, что распорядительный документ может действовать в течение нескольких лет (например, приказ о создании комиссии по списанию основных средств), а порядок доведения приказа до вновь принимаемых сотрудников не прописан должным образом. Вот и получается иногда так, что сотрудник является членом комиссии, подписывает документы, а с приказом не ознакомлен, так как был принят на работу через год после подписания приказа.

6. Начальнику службы делопроизводства Авдеевой А.К. довести данный приказ до всех членов комиссии в течение трех рабочих дней с даты его подписания и доводить данный приказ до сведения вновь принимаемых сотрудников, которые являются членами комиссии по списанию основных средств, в течение трех рабочих дней с даты приема их на работу.

Обычно в организации формируется отдельная папка с распорядительными документами длительного действия, с которыми должны быть ознакомлены вновь принимаемые сотрудники. Кроме того, в приказах длительного действия можно рекомендовать указывать только должности сотрудников без указания фамилии, имени, отчества. Если распорядительный документ доводится до ограниченного круга сотрудников, то их можно приводить непосредственно в самом приказе; если же перечень включает много сотрудников, то можно рекомендовать составлять реестр рассылки, причем на предприятии они могут быть стандартными (например, реестр рассылки для руководителей структурных подразделений, директоров филиалов и т.д.) или индивидуальными (составляться отдельно для каждого распорядительного документа).

Срок исполнения распорядительного документа (отдельных его пунктов) может быть указан периодом времени в обычных календарных днях, в рабочих днях или такой документ может иметь конкретную дату исполнения. Это правило не распространяется на документы длительного действия. Возможны следующие формулировки:

3. Начальнику юридической службы подготовить доверенность на заместителя генерального директора Иванова А.В. в срок до 1 августа 2011 года.

Такая формулировка не вызывает вопросов по сроку исполнения.

4. Начальнику отдела делопроизводства Пенкиной А.Д. довести данный приказ до сведения всех работников Общества в течение трех рабочих дней с даты подписания приказа.

Если приказ подписан 17 июня 2011 года, то довести его до исполнителей необходимо по 21 июня 2011 года, т.е. в течение трех рабочих дней, исключив из срока выходные дни - 18 и 19 июня.

5. Начальнику отдела делопроизводства Пенкиной А.Д. довести данный приказ до сведения всех работников Общества в течение трех дней с даты подписания приказа.

Если приказ подписан 17 июня 2011 года, довести его до исполнителей необходимо с 17 июня по 19 июня 2011 года, т.е. в течение трех календарных дней, но учитывая, что 18 и 19 июня - выходные дни, приказ должен быть доведен до исполнителей в течение одного дня - 17 июня 2011 года.

Распорядительный документ может быть отменен (изменен ) другим распорядительным документом организации. Например, внесение изменений в приказ осуществляется путем подготовки соответствующего приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ. Если отменяется действие какого-либо приказа, то в соответствующем приказе об отмене ранее действующего приказа необходимо указать, с какой даты действие приказа отменяется, а также указать его номер, дату, наименование, например:

1. Отменить приказ ОАО «Синтез» «О создании комиссии по списанию основных средств» от 20 июня 2010 года № 365 с 1 июля 2011 года.

Следует учитывать, что действие распорядительного документа может быть приостановлено соответствующими компетентными органами.

■ Для учета и четкой организации работы с распорядительными документами их необходимо регистрировать. Регистрационным номером является порядковый номер, присвоенный в пределах календарного года, который иногда может быть дополнен буквенными или цифровыми обозначениями. Так, приказы разделяются на две группы: по основной деятельности и по личному составу. Для каждой группы могут использоваться свои буквенные обозначения: номер приказа по личному составу - № 267 л/с, по основной деятельности - № 534 о/д.

Здесь и далее за основу взяты определения из «Краткого словаря видов и разновидностей документов» (Главное архивное управление при Совете министров СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела, Центральный государственный архив древних актов. М., 1974).

Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена Коллегией Главархива СССР 27.04.1988; приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33).

Документ, утверждаемый единоличным исполнительным органом, вводится в действие с даты его утверждения. Но если организация достаточно большая, с сетью филиалов, то потребуется время, чтобы довести данный документ до исполнителей. Кроме того, исполнителям потребуется время для ознакомления с данным документом, а если этот документ касается какого-либо направления деятельности, то еще потребуется время и для перестройки работы. Время на ознакомление с документом появится, если его утвердить приказом, так как именно в приказе можно указать дату ввода документа в действие, которая будет отличаться от даты приказа. Кроме того, приказ об утверждении документа позволит назначить ответственного за доведение приказа до исполнителей, указать, в какой срок это необходимо сделать.

Хочется понять, в каких случаях издается приказ, в каких - распоряжение, и чем отличается стандарт от инструкции. Где можно взять точные определения таких понятий? У нас при оформлении документов почти все названия документов взаимозаменяемы, а хочется, чтобы сотрудники понимали, что и в каких случаях необходимо писать.

Ответ

Приказ и распоряжение - это распорядительные документы, издаваемые руководителем органа власти или организации (далее - организации), действующим единолично в рамках предоставленной ему компетенции. С помощью этих документов осуществляется регулирование деятельности организации. Определения этих видов документов даются в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД) (М.,1974 г.) и в Кратком словаре видов и разновидностей документов (М.: ВНИИДАД, 1974), но оба документа в настоящее время практически не доступны для широкого круга специалистов. В частности, в ЕГСД даются следующие определения этих видов документов (с. 76-77):

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается ограниченного круга организаций, должностных лиц и граждан.

Читайте о распорядительных документах еще больше по ссылке.

Из этих определений следует, что приказ и распоряжение как виды документов различаются двумя признаками:

  • характер вопросов, по которым издается документ (приказ - для разрешения основных и оперативных задач, распоряжение - разрешения оперативных вопросов);
  • статусом руководителей, издающих документ (приказ издается руководителем организации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на основе единоначалия, распоряжение - руководителем коллегиального органа, но имеющим право действовать единолично в рамках данных ему полномочий).

Со времени издания ЕГСД прошло почти сорок лет, за это время произошли серьезные изменения в системе управления, появились организации новых организационно-правовых форм, соответственно изменились отношения между видами распорядительных документов, в результате чего на практике мы можем столкнуться с самыми разными ситуациями.

В частности, наиболее типичной является ситуация, при которой руководитель одной организации (как государственной, так и негосударственной) издает приказы и распоряжения, а руководитель другой организации, имеющей такую же организационно-правовую форму, издает только приказы или только распоряжения.

Дело в том, что в законодательстве нет общих норм, определяющих, какие виды распорядительных документов издают руководители организаций той или иной организационно-правовой формы. Можно привести совсем немного примеров, когда федеральным законом устанавливается норма в отношении того, какой распорядительный документ издает руководитель организации. Приведем один пример: ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ определяет:

«Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания , обязательные для исполнения всеми работниками общества».

В данном случае закон четко определяет состав распорядительных документов акционерного общества, а именно: приказы и указания.

Поскольку организации действуют на основании уставов, которые разрабатываются на основании действующего законодательства, работники организаций должны руководствоваться именно уставом. В уставе организации может быть сказано, что руководитель организации в целях осуществления исполнительно-распорядительной деятельности издает приказы. В этом случае руководитель должен издавать только приказы, издавать распоряжения он не имеет права, но он вправе предоставить такую возможность своим заместителям, наделив их полномочиями издавать распоряжения по вопросам оперативного характера и в рамках их компетенции, то есть по тем направлениям, которое каждый из них курирует.

В уставе организации может говориться о том, что руководитель организации издает приказы и распоряжения, но устав организации, как правило, не определяет, по каким вопросам издаются приказы, по каким - распоряжения; значит, это нужно сделать другим документом. Например, руководитель может издать приказ и определить в нем, какие вопросы деятельности организации регулируются приказами, а какие - распоряжениями. Сфера действия приказов и распоряжений может быть определена в инструкции по ДОУ (делопроизводству) или определена в ином нормативном документе. Но разграничить сферы действия этих документов нужно обязательно, потому что иначе исполнителям в подразделениях будет непонятно, по каким вопросам готовить проект приказа, а по каким - проект распоряжения. Приведу в качестве примера Регламент Правительства Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП), который (п. 6.1 и 6.5) устанавливает, что:

«в целях осуществления исполнительно-распорядительной, контрольной и координирующей деятельности функциональные, отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, подведомственные Правительству Москвы, в пределах своей компетенции издают распорядительные документы: распоряжения и (или) приказы» . Далее регламент определяет, что при издании двух видов распорядительных документов (приказ и распоряжение) руководитель органа исполнительной власти города Москвы определяет перечень вопросов, решение которых требует издания распоряжений, и перечень вопросов, решаемых путем издания приказов.

Как правило, приказы издаются руководителем организации по вопросам основной (производственной) деятельности, по вопросам административно-хозяйственной деятельности (транспорт, связь, эксплуатация зданий и помещений, охрана), а также по личному составу (прием, перевод, увольнение и другие кадровые действия с персоналом). Распоряжения издаются по вопросам оперативного характера, информационно-методического характера и др. частным вопросам.

Вторая часть вашего вопроса - чем отличается стандарт от инструкции? Отметим, что понятие «стандарт» - это собирательное понятие. Существует несколько типов стандартов: международные, межгосударственные, национальные, региональные, отраслевые, стандарты организаций. По-видимому, вас интересуют стандарты организации. Приведу определения этих видов документов:

Инструкция - нормативный документ, регулирующий организационные, технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации (как правило, содержит детальное, пооперационное описание последовательности и содержания действий при выполнении какой-либо работы/услуги).

Стандарт организации - нормативный документ, устанавливающий для длительного использования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности организации или их результат в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ/услуг.

Следует также отметить, что стандарт организации - документ, являющийся частью системы стандартизации; стандарт разрабатывается на унифицированные, приведенные к единообразию работы, процессы, услуги и др., включая терминологию, используемую в той или иной сфере деятельности.

Таким образом, общим для инструкции и стандарта организации является то, что это нормативные документы, а также то, что технология выполнения какой-либо работы, установленная инструкцией, может стать объектом стандартизации и получить закрепление в стандарте организации.

В чем отличие приказа от распоряжения (путь прохождения от издания до регистрации)?

и приказ и распоряжение относятся к распорядительным документам организации, издаваемым в условиях единоличного принятия решения.

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации в пределах его компетенции. Требования, изложенные в документе, обязательны для исполнения. Приказ, как правило, имеет неограниченный срок действия. Он касается принципиальных вопросов работы организации, на него можно ссылаться при исполнении сотрудниками полномочий.

Распоряжение – это правовой акт, который издаётся руководителем организации единолично и решает оперативные вопросы, стоящие перед юридическим лицом. Как и приказ, он обязателен для исполнения. По сложившейся практике, распоряжение наделяет лицо временными полномочиями, и ссылаться на него можно лишь в единичных случаях, а не постоянно, как на приказ.

Таким образом, разница между приказом и распоряжением весьма условна и сложилась только исходя из юридической практики. В праве эти понятия отождествляются, к ним предъявляются одинаковые требования. Исходя из сложившегося положения, приказы издают только руководители юридических лиц (генеральные директора, президенты, председатели). Распоряжения издают руководители филиалов или структурных подразделений.

Кроме того, приказ – это фундаментальный правовой акт, который действует до его отмены или выхода нового (например, приказ о ежемесячном распределении дежурств на предприятии). Распоряжение, исходя из сложившейся практики, действительно до его исполнения (например, выход на работу в праздничный день). В приказ могут вноситься изменения, вместо старых распоряжений принимаются новые.

Таким образом, можно определить, что разница между приказом и распоряжением заключается в следующем:

  • Создание правовой нормы - если распоряжение никогда не имеет нормативного характера, то приказ может создавать правовую норму. Но как приказ, так и распоряжение выступают в качестве правоприменительного локального акта.
  • Круг вопросов - приказ порождает длительные правовые отношения (например, распределение обязанностей, должностных полномочий и т.д.). Распоряжение издаётся в целях оперативного решения текущих проблем (выход на работу в выходной день, повышение стоимости продукции).
  • Срок действия - по сложившейся практике, распоряжение – это правовой акт, ограниченный во времени, в то время как приказ действует либо постоянно, либо до его полного исполнения, либо до издания нового документа.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», «Системы Главбух» vip -версии, «Системы Юрист » .

1. закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

«Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества

2. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 настоящего Федерального закона.

3. Единоличный исполнительный орган общества:*

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;*

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества».

2. закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

«Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)

2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества*».

3. закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

«Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством*.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия».

4. Статья: Локальное нормотворчество

В настоящее время происходит слияние локального и государственного нормотворчества. В качестве примера можно привести Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2006 № 04-0233/о.о «О примерном Перечне локальных актов государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию».

Право развивается менее динамично, нежели регулируемые им отношения. В этой связи локальные акты, относящиеся к трудовым правоотношениям, являются перспективным правовым регулятором. Локальным нормативным актам присущи все признаки нормативного правового акта, а именно: волевое содержание, официальный характер, множественность и иерархическое построение, всеобщность характера, государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов, документальное оформление, предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

Правовые нормы, в отличие от локальных, создаются уполномоченными органами, выражают государственную волю, которая, в свою очередь, выражает волю народа. Локальные акты являются результатом нормотворческой деятельности организаций, они лишь косвенно могут быть обеспечены юридическими средствами и только в случае их применения совместно с правовыми нормами.

В целом локальные акты (явления, некогда искусственно исключенные из системы общественных отношений) возвращаются для строительства новых социальных механизмов.

В советском праве из массива правовых регуляторов учеными выделялись локальные правовые нормы. Но в отличие от общих норм права локальные нормы рассматривались как регуляторы только внутренних трудовых отношений, складывающихся на социалистических предприятиях (объединениях) либо в их структурных подразделениях. В качестве предмета локальных норм выступал комплекс трудовых отношений, характеризующийся не только общими признаками для многих предприятий, но и, главным образом, отражающими специфические особенности производства на конкретном предприятии.

Необходимость в локальных актах возникает, когда:

  • в законодательстве имеется пробел, который необходимо заполнить;
  • необходимо формализовать процедуры применения законодательных и иных нормативных правовых норм;
  • определенная область трудовых отношений регламентируется несколькими правовыми актами;
  • к этому обязывают законы, иные нормативные правовые акты.

Деятельность организации, направленная на упорядочение и регламентирование процесса труда в ее пределах, может проявляться в следующих функциях:

  • организационно-управленческой;
  • охранительной;
  • социально-трудового партнерства;
  • нормотворческой.

Попытка законодательной систематизации локальных нормативных актов принята в Трудовом кодексе РФ1.

Локальные правовые нормы можно классифицировать в зависимости от:

  • предмета, по поводу которого возникают регулируемые ими правоотношения;
  • вовлечения в механизм регулирования правовых отношений;
  • степени определенности правовой нормы (определенные, вспомогательные и восполнительные);
  • сферы деятельности и правового статуса самой организации (некоммерческая организация, ФГУП, акционерное общество).

По степени охвата локальные нормативные акты подразделяются на:

  • общие локальные нормативные акты, предназначенные для применения всеми структурными подразделениями организации;
  • локальные нормативные акты структурных подразделений, разрабатываемые с целью правового регулирования их деятельности;
  • индивидуальные локальные нормативные акты, предназначенные для закрепления индивидуального правового статуса работника (Приложение 1 ).

В зависимости от учета мнения представительного органа работников локальные акты могут:

  • предусматривать в соответствии с ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и иными актами учет мнения представительного органа работников;
  • не предусматривать учет мнения представительного органа работников.

По субъектам , участвующим в принятии локальных актов, последние подразделяются на принятые:

  • единолично работодателем;
  • совместно с представительным органом;
  • с учетом мнения работников или представительного органа;
  • комиссиями2.

По времени действия локальные акты бывают :

  • многократного применения;
  • разового применения.

Также можно выделить локальные нормы:

  • воздействующие на поведение всех работников в процессе труда в конкретной организации;
  • регулирующие трудовые отношения только отдельных категорий работников организации.

Перечень обязательных локальных актов организации можно отразить в виде следующей таблицы (Приложение 2 ).

В ТК РФ отсутствует единый перечень локальных актов, которые должны приниматься посредством учета мнения выборного органа, законодатель не всегда последователен, требуя учитывать мнение представительного органа при принятии локальных актов (Приложение 3 ).

Важным для работников может стать вопрос о возможности обжалования принятого работодателем локального акта, если он, по мнению работников, ухудшает их положение по сравнению с действующим законодательством. Здесь следует иметь в виду, что представительный орган работников в силу ст. 372 ТК РФ может обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или в суд.

Комитет профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда постановлений Правительства Республики Саха (Якутия), указывая, что они нарушают права работников отрасли ЖКХ на индексацию заработной платы, сдерживают рост заработной платы3.

Судебную практику применения законодательства о локальных нормативных актах можно условно разделить на две основные категории.

Первая категория споров связана с обжалованием коллективных договоров, когда работодатель не выполняет взятые на себя в соответствии с договором обязательства, в том числе по их финансированию. Здесь важно обратить внимание, что если с иском обращается представительный орган работников, например профсоюзная организация, то спор вправе рассмотреть арбитражный суд, поскольку, во-первых, это спор между юридическими лицами, во-вторых, спор носит экономический характер, так как не исполняются денежные обязательства.

Региональная профсоюзная организация докеров обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с морского порта задолженности по отчислению денежных средств на проведение профсоюзом докеров культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. Статьей 395 ГК РФ установлено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения этих средств за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Учитывая, что отношения сторон в данном деле не связаны с использованием денег в качестве платежа или средства погашения денежного долга, применять к этим отношениям положения ст. 395 ГК РФ неправомерно4.

Вторая категория споров связана с применением стимулирующих и компенсационных выплат, установленных в локальных нормативных актах в повышенном размере по сравнению с нормами, предусмотренными действующим законодательством в целях налогообложения.

В качестве примера можно привести Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.01.2005 № 16141/04.

По мнению ВАС РФ, законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены: общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством. Согласно ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

В связи с изложенным ВАС РФ признал Письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных служебными командировками» не соответствующим НК РФ и не действующим полностью.

Важно обратить внимание на правовые последствия принятия данного Решения ВАС РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, с даты принятия решения ВАС РФ налогоплательщики вправе в целях исчисления налога на доходы физических лиц возмещения, которые содержатся в локальных нормативных актах организации, и облагать налогом соответствующее превышение этих норм.

В целом для локального регулирования трудовых отношений, получившего в последние годы значительное развитие, характерно многообразие внутренних правил, определяющих правовое положение субъектов трудового права. Организации по-разному относятся к проблеме накопления массива локальных актов. Можно выделить три подхода.

В первом случае организации, имеющие значительное количество локальных актов, посвященных различным аспектам трудовых отношений, принятых в разные годы и нередко противоречащих друг другу или действующему законодательству, не занимаются обновлением локального материала. Фактически устаревшие локальные нормы, как правило, просто не используются на практике.

Для второго подхода характерно принятие одного важнейшего статутного локального акта - устава юридического лица. Иные локальные акты в организации не используются.

Третий подход предусматривает принятие различных стандартов организации, т. е. сводных документов, содержащих набор локальных норм определенной тематики правового регулирования правоотношений.

При этом локальное нормотворчество должно регулироваться тремя этапами:

  • предпроектный (обсуждение проблемы, выделение основных критериев и необходимости решения);
  • подготовка проекта локальных нормативных актов;
  • принятие и вступление в силу локальных нормативных актов.

В связи с усилением административной ответственности, в том числе за ненадлежащее локальное нормативное регулирование, работодатель не должен игнорировать необходимость создания локальных нормативных актов.

Степень эффективности разработки и применения локальных нормативных актов и локальных норм находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • прогнозирования последствий принимаемых локальных нормативных актов;
  • точного и четкого определения предмета локального нормотворчества (общественных отношений или их группы, необходимость правового урегулирования которых объективно существует);
  • максимального учета общественного мнения как в процессе разработки локальных нормативных актов, так и во время согласования и доработки проектов;
  • вовлечения широкого круга специалистов в процесс разработки локальных нормативных актов;
  • степени владения разработчиками локальных нормативных актов навыками и приемами юридической техники;
  • создания действенных механизмов по неукоснительному воплощению норм локальных нормативных актов в правоприменительной деятельности организации, включая меры, проводимые с целью обобщения, анализа, закрепления положительного опыта, достигнутого в сфере реализации локальных нормативных актов;
  • строгого соблюдения требований законности в процессе как разработки, так и применения локальных нормативных актов.

Правопорядок организации должен соответствовать государственному и представлять собой результат допускаемой и охраняемой государством нормотворческой деятельности в пределах конкретного юридического лица. При этом необходимо помнить, что требования нормативных актов централизованного регулирования действуют независимо от наличия локального регулирования .

Содержание локальных нормативных актов, посвященных трудовым правам и обязанностям, должно быть известно каждому работнику. Говоря о гибкости в применении трудового законодательства в конкретных условиях производства и разнообразии локальных норм, необходимо отметить, что данная особенность позволяет установить преимущества одних организаций перед другими. Это достигается установлением в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материальных стимулов.

Рассматривая документальное оформление локального нормативного акта, следует в первую очередь обратить внимание на то, что, будучи письменным документом, исследуемый акт имеет определенные требования к форме, языку, стилю изложения, структуре и содержанию, наличию соответствующих реквизитов (дата принятия, номер, наименование, регистрация и др.), регулируется требованиями по делопроизводству и к локальным нормативным актам, принятым в централизованном порядке приказом по предприятию (организации).

Целесообразно также разработать положение о порядке принятия локальных нормативных актов, а также ознакомить работников с локальными актами во избежание проблем, которые могут возникнуть при наложении дисциплинарного взыскания или поощрении работников. Основная цель такого положения - регламентировать процедуру разработки проектов актов: порядок их принятия и отмены, внесения изменений и дополнений, согласования с соответствующими службами, подразделениями, должностными лицами и т. п., определив предварительно подразделения и должностных лиц, ответственных за проведение той или иной работы.

Представляется необходимым создать системообразующий правовой документ, который позволил бы решить следующие задачи:

а) сделать многочисленные локальные нормативные акты удобными для практического применения;

б) создать стройную и взаимоувязанную иерархию локальных актов, которая помогла бы выявить подчиненность одних актов другим или получить необходимые данные о цепочке нормативных актов, регулирующих определенную правовую ситуацию;

в) обеспечить единство правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Как считает С. В. Ведяшкин5, в дальнейшем с развитием производственных отношений, усложнением технологических процессов, становлением гражданского общества в России роль локальных (местных) нормативных правовых актов в сфере регулирования трудовых и тесно примыкающих к ним отношений, входящих в предмет трудового права, будет возрастать.

В этой связи необходимо определить круг недостатков локального нормотворчества на государственном уровне:

  • чрезмерное вмешательство государства в сферу локальных нормативных актов;
  • недостаточно четкую правовую регламентацию;
  • низкую корпоративную культуру и отсутствие пропаганды локального нормотворчества.

В качестве мер по систематизации государственного регулирования необходимо реализовать:

  • последовательную систематизацию норм трудового законодательства, регулирующих локальное нормотворчество;
  • упорядочение норм, в соответствии с которыми требуется учет мнения представительного органа работников, а также разработку механизмов, регулирующих правоотношения в организациях, не имеющих представительных органов, в том числе для частных предпринимателей.

Статья 8 ТК РФ устанавливает, что локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны приниматься с учетом представительного органа работников. Вместе с тем норма ст. 372 Кодекса регулирует порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. При этом в соответствии со сложившейся практикой работники многих организаций не входят в профсоюзные организации, созданные в том числе на общероссийском уровне, в организациях часто (общества с ограниченной ответственностью) отсутствуют профсоюзные ячейки, а механизм формирования иного представительного органа и его работы в рамках локального правотворчества законодательно не урегулирован.

Законодатель не учитывает отраслевые особенности взаимодействия субъектов и не пытается детально регулировать трудовые отношения в конкретной организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, места нахождения, категорий работников и т. д.

В законодательстве нет достаточной четкости в вопросе о полномочиях работодателя в отношении разработки и принятия локальных нормативных актов. Автор полагает, что такое положение не соответствует общей тенденции развития законодательства, направленного на внимательное отношение к внутренним документам организаций, которые не только отражают современное состояние юридического лица, но и позволяют отслеживать динамику изменений в рыночных отношениях.

Структура и содержание локальных нормативных актов, имеющих в своем составе нормы трудового права, остались почти без внимания современного законодателя, тогда как другие локальные акты жестко регламентируются законодательством (штатное расписание и т. д.), что не позволяет работодателю иметь свободу выбора в вопросе нормотворчества. При этом искажение формы локального акта, утвержденного законодательно, или выход за пределы круга вопросов, решение которых предписано в конкретном акте, видимо, будет означать нарушение компетенции правотворческого органа. В качестве примера можно привести решения комиссии по трудовым спорам о несоблюдении форм учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» .

Вместе с тем представляется, что законодательно должны быть установлены правила по составлению, содержанию, ознакомлению работников с локальными актами, а также их хранению.

Вопрос о знании работниками содержания локальных источников, содержащих нормы трудового права, поставлен в ст. 68 ТК РФ только применительно к случаям заключения трудового договора, но фактически остался нерешенным. Многие отсылочные нормы, зависящие от заключенного коллективного договора, не имеющего на практике широкого распространения, фактически не имеют шансов на реализацию.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

№ п/п

Трудовой договор

Ст. 16, 56, 67 ТК РФ

Приказ о приеме на работу

Ст. 68 ТК РФ,

Личная карточка работника

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Трудовая книжка

Ст. 66 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек»

Договоры о полной материальной ответственности

Приложение № 2 и № 4 к Постановлению Минтруда России от 31.12.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек»

Приказ о предоставлении отпуска работнику

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Заявление работника о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы

Ст. 128 ТК РФ

Табель учета рабочего времени и расчета труда

Форма Т-12, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

График сменности

Ст. 103 ТК РФ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

№ п/п

Наименование локального нормативного акта

Ст.189 ТК РФ

Штатное расписание

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них

Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69

Должностные инструкции

Единый тарифно-квалификационный справочник

Положение о персональных данных работников

Ст. 86 ТК РФ

Положение об оплате труда Работников

Раздел 6 ТК РФ

Положение о премировании работников обязательно, так как устанавливают единообразие в вопросе премирования

Ст.135 ТК РФ

Инструкции по охране труда

Раздел 10 ТК РФ

Журнал инструктажа

Раздел 10 ТК РФ

Журнал прохождения работниками обязательного медицинского освидетельствования

Ст. 69 ТК РФ

График отпусков

Ст.123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, УТВЕРЖДАЕМЫЕ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА

№ п/п

Наименование локального нормативного акта

Коллективный договор

Ст. 8 ТК РФ

Правила внутреннего трудового распорядка

Ст. 190 ТК РФ

Формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений

Ст. 29 ТК РФ

Введение режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев

Ст. 84 ТК РФ

Принятие решения о сокращении численности или штата работников организации

Ст. 82 ТК РФ

Привлечение к сверхурочной работе

Ст. 99 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части

Ст. 105 ТК РФ

Привлечение к работе в нерабочие и праздничные дни

Ст. 113 ТК РФ

График отпусков, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков

Ст.123 ТК РФ Ст. 116 ТК РФ

Правила и инструкции по охране труда для работников. Положение о комитете (комиссии) по охране труда

Ст. 212 ТК РФ Ст. 218 ТК РФ

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

Ст. 221 ТК РФ

Установление порядка расследования несчастных случаев

Ст. 228.1, 229, 229.3, 230 ТК РФ

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Ст. 329 ТК РФ

1 См.: Хныкин Г. В. Систематизация локальных источников трудового права // Законодательство. 2005. № 10.
2 См.: Хныкин Г. В. Особенности локального нормотворчества // Законодательство. 2005. № 4, 5.
3 См. Определение Верховного Суда РФ от 05.04.2002 по делу № 74-Г02-13.
4 См. постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2002 № А05-8367/01-446/5.
5 Ведяшкин С. В. Локальные нормативные правовые акты и их роль в установлении внутреннего трудового распорядка организации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2001. С. 20.

Шестакова Екатерина Владимировна,

генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук

5. Статья: Все о локальных нормативных актах: виды, порядок разработки, ошибки

Ведущая: Ирина АКШОНОВА, государственный инспектор труда Гострудинспекции в г. Москве

Приняли участие: 289 подписчиков

Было задано: 213 вопросов

Место проведения семинара: www.kdelo.ru

Ведущая: Ирина АКШОНОВА, государственный инспектор труда Гострудинспекции в г. Москве

Приняли участие: 289 подписчиков

Было задано: 213 вопросов

Локальные акты, предусмотренные законодательством

НУЖНО ЛИ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПРИ СМЕНЕ НАИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ?

Юридическое название нашей организации было изменено, и произошла смена генерального директора. Нужно ли в этом случае переделывать локальные нормативные акты? Если да, то необходимо ли заново знакомить с ними сотрудников организации?

Нет, локальные нормативные акты переделывать не нужно. В ситуации, когда изменения не касаются содержания локальных нормативных актов, установленные ими правила поведения остаются прежними как для работника, так и для работодателя. Поэтому в вашем случае вносить в них какие-либо изменения необязательно. Главное, чтобы у вас были соответствующие документы (приказы, уставные документы), подтверждающие правопреемство. Если же в содержание действующих в организации локальных нормативных актов вносятся изменения (с учетом мнения представительного органа работников, при его наличии), то работодателем должен быть издан соответствующий приказ. В этом случае работники должны быть ознакомлены с утвержденными изменениями под роспись.

НУЖНО ЛИ ЕЖЕГОДНО ОБНОВЛЯТЬ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА?

Обязательно ли ежегодно составлять правила внутреннего трудового распорядка? Как правильно указать в этом документе время работы – с учетом перерыва на обед или без учета?

Нет, составлять правила внутреннего распорядка ежегодно не обязательно. Трудовой кодекс не устанавливает срок действия правил внутреннего трудового распорядка, они действуют бессрочно*. В них могут вноситься изменения, которые вводятся в действие приказом организации и доводятся до сведения всех работников под роспись. Что касается перерыва для отдыха и питания, то согласно статье 108 Трудового кодекса, перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается. Но вместе с тем перерыв для отдыха и питания является одним из видов времени отдыха (ст. 107 ТК РФ), поэтому его необходимо включить в правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), но не в рамках рабочего времени, а в раздел «Время отдыха».

МОЖНО ЛИ В ЛОКАЛЬНОМ НОРМАТИВНОМ АКТЕ УТОЧНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА?

В соответствии со статьей 119 Трудового кодекса порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем для федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством России. Соответствующее постановление Правительства России не в полной мере учитывает особенности нашего учреждения. Можем ли мы своим локальным актом конкретизировать порядок и условия предоставления указанного дополнительного отпуска?

Да, можете. Статьей 119 Трудового кодекса напрямую предусмотрено, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям, а также перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. Таким образом, организация, финансируемая за счет средств федерального бюджета, должна, основываясь на постановлении Правительства РФ**, учесть вышеизложенные нормы трудового законодательства и предусмотреть их в локальном акте.

Самое главное, чтобы нормы локальных нормативных актов организации не ухудшали положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ДОКУМЕНТЫ В ТЕМУ

Документ

Поможет вам

Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Уточнить информацию об унифицированных формах штатного расписания и графика отпусков

Подтвердить, что график отпусков является локальным нормативным актом

Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых
за счет средств федерального бюджета»

Разработать Правила предоставления дополнительного отпуска сотрудникам федеральных государственных учреждений

ЧТО УЧЕСТЬ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОБУЧЕНИИ?

В наших планах создать Положение о квалификационном экзамене, Положение о квалификационной комиссии и Положение об обучении. Какие разделы должны быть в этих положениях? С какими ошибками мы можем столкнуться при создании таких положений? [Евгения Егорова]

Прежде всего, важно помнить, что в соответствии со статьей 22 Трудового кодекса работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты***, к которым относятся эти положения. У каждого работодателя они могут быть различны по структуре, объему и т. п., поэтому вы вправе самостоятельно определить, какие положения разрабатывать и какие разделы включать в них. Что касается типичных ошибок, то стоит отметить следующее – основной критерий при разработке локальных нормативных актов – «не навреди». Согласно части четвертой статьи 8 Трудового кодекса, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с положениями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не подлежат применению****. В вашем случае представляется возможным предусмотреть в локальных актах порядок заключения ученического договора, его содержание, случаи продления действия ученического договора, предоставляемые гарантии и др.

Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов

МОЖНО ЛИ РАЗРАБОТАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О ПЕРЕНОСЕ ОТПУСКОВ?

На практике не получается соблюдать график отпусков, утвержденный заранее. Можно ли разработать в организации локальный нормативный акт «О переносе очередных отпусков» и форму заявления о переносе отпуска с одного срока на другой по просьбе работника или в связи с производственной необходимостью? Не будет ли данный локальный нормативный акт противоречить Трудовому кодексу и не возникнет ли проблем при проверках?

Нет, противоречить закону такой локальный нормативный акт не будет. Статьей 124 Трудового кодекса установлен открытый перечень случаев, при которых ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника. Помимо случаев, установленных этой статьей, могут быть предусмотрены и другие случаи. Вопросы, связанные с перенесением, продлением ежегодного оплачиваемого отпуска, могут быть регламентированы в локальном акте организации. При этом разрабатывать для этого отдельный локальный нормативный акт не обязательно, данные вопросы могут быть предусмотрены в разделе «Время отдыха» Правил внутреннего трудового распорядка. Важно обратить внимание на соответствие установленных норм локальных актов действующему трудовому законодательству – нет ли противоречий, не ухудшают ли установленные нормы локальных актов положение работников (ограничение прав, снижение уровня гарантий и др.).

Также организация вправе самостоятельно для внутреннего применения разработать форму заявления о переносе отпуска.

НЕОБХОДИМО ЛИ ЗНАКОМИТЬ РАБОТНИКА С ГРАФИКОМ ОТПУСКОВ?

Обязательно ли знакомить сотрудников с графиком отпусков и штатным расписанием? [Плазма-Т]

Если исходить из позиции, что график отпусков является локальным нормативным актом, то знакомить работников с его содержанием необходимо. Если придерживаться точки зрения, что график отпусков не является локальным нормативным актом, то трудовое законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя извещать работника о предстоящем отпуске не позднее чем за две недели до его начала.

Что касается штатного расписания*****, то оно локальным нормативным актом не является, поскольку не разрабатывается работодателем (так как является унифицированной формой), не содержит нормы трудового права и не устанавливает правила поведения (в первую очередь обязательные для работников). В связи с чем знакомить работников со штатным расписанием не обязательно.

* Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте (ст. 12ТК РФ).

** Пункты 2–3 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (утверждены постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 884).

*** За исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

**** Также не подлежат применению локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии).



Просмотров