Что такое экстренная ситуация определение обж. Опасные ситуации. Судорога в ноге: что делать

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Данная тема является актуальной, так как на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой одновременно и отрицательным (негативным). Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня, в век технического прогресса, в мире происходят различного рода аварии, катастрофы с гибелью людей, материальных ценностей, серьезных нарушений экологии и т.д.

Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. По мнению многих экспертов, темпы и масштабы деградации окружающей среды в стране находятся на среднемировом уровне, но при этом по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам ядовитых веществ в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым в промышленном отношении странам. Вместе с тем, к особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести самую высокую в мире радиационную загрязненность и более высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. Значительное негативное влияние оказывает преимущественно экстенсивный характер экономики, сопровождающийся нерациональным использованием многих видов природных ресурсов, нерациональными объемами добычи природного сырья, концентрацией производств только в отдельных регионах без учета хозяйственной емкости соответствующих экосистем, отсутствием мощностей по переработке бытовых и производственных отходов. К этому следует добавить наличие на большинстве предприятий устаревших технологий, ненадежность технологического оборудования, обусловленную старением основных фондов, и т. д.

Рассмотрению чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуаций и будет посвящена данная работа.

Понятие «Чрезвычайная ситуация »

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация. На рис. 1. представлена взаимосвязь человека, его жизнедеятельности и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прослеживая направление линий на схеме, видно, что ЧС, от каких бы причин не возникали, отрицательно воздействуют на природу и человека.

Рис. 1 Взаимосвязь ЧС, природной среды и жизнедеятельности человека

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды. Согласно статье 1 Закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Словарь русского языка С. Ожегова предлагает следующее определение: чрезвычайный - исключительный, очень большой, превосходящий все. Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности. Чрезвычайной называют внезапно возникшую ситуацию, которая характеризуется:

Социально-экологическим и экономическим ущербом,

Необходимостью защиты населения от воздействия вредных для здоровья факторов (химические агрессивные вещества, РВ, микроорганизмы, переохлаждение или перегревание, травмирующие и психогенные факторы),

Проведением спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ,

Ликвидацией негативных последствий случившегося.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

Наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

Действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

Нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Основные причины чрезвычайных ситуаций

Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

Сложность технологий;

Недостаточная квалификация обслуживающего персонала;

Проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

Физический и моральный износ оборудования и механизмов;

Низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

К внешним относятся:

Стихийные бедствия;

Неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

Терроризм;

Стадии развития чрезвычайной ситуации

ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

1. Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.

2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

4. Стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»?

Часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. Экстремальное событие (ЭС)- это отклонение от нормы процессов или явлений. ЭС, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальности; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ЭС; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования). Совокупность ЧС и ЭС называют опасной ситуацией. Опасные ситуации и ЭС отличаются друг от друга масштабностью и количеством людей связанных с ними.

Заключение

В заключение, необходимо отметить, что для защиты населения в ЧС нужно изучать ЧС, стараться их предсказывать (предугадывать), делать все возможное для их предотвращения, а в случае их неизбежности быть к ним готовым. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под редакцией профессора Э. А. Арустамова. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. - 678 с.

2.Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).

3.Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, «Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Выпуск1: Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы». С.-Петербург, изд. «Образование», 1992г.

Подобные документы

    Чрезвычайная ситуация как обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы. Понятие и специфика чрезвычайной ситуации экологического характера, ее последствия для человека.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей. Понятие источника и классификация чрезвычайных ситуаций.

    реферат , добавлен 02.04.2009

    Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2011

    Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2010

    Нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное опасным событием. Признаки чрезвычайной ситуации, классификация в зависимости от причин возникновения. Природные угрозы: смерчи, наводнения, сильная жара.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Пожары и взрывы - распространенные чрезвычайные ситуации в индустриальном обществе. Причины аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Категории взрывной и пожарной опасности. Воздействие аварий на окружающую среду. Действия населения во время аварий.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Понятие чрезвычайной ситуации. Исследование устойчивого функционирования объекта в ЧС. Методика определения параметров поражающих факторов, прогнозируемых чрезвычайные ситуации. Устойчивость производственного комплекса объекта к поражающим факторам.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2011

    Чрезвычайная ситуация как обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, классификация данных явлений. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Чрезвычайные Ситуации (ЧС) - это сообщения о катастрофах, стихийных бедствиях, военного конфликта. Источники и классификация ЧС мирного и военного времени. Прогнозирование параметров обстановки ЧС. Защитные мероприятия при ЧС. Ликвидация последствий ЧС.

    реферат , добавлен 11.02.2007

    Классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС), их основные причины и фазы развития. Происшествие, катастрофа, авария, взрыв. Виды ЧС мирного времени: техногенные, антропогенные, экологические, социально-политические конфликты. ЧС, присущие военному времени.

  • 8. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
  • 9. Основы управления безопасностью деятельности
  • 11. Характеристика сенсорных систем с точки зрения бжд
  • 12. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
  • 13. Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к различным условиям среды обитания. Гомеостаз.
  • 14. Совместимость элементов системы «человек -среда»
  • 15. Психология безопасности деятельности. (Антропогенные опасности)
  • 16. Работоспособность и её динамика.
  • 17.Условия труда. Классификация. Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности.
  • 18.Основы физиологии труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
  • 19. Фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного» (2004). Цели. Задачи. Общие положения.
  • 20.Права и обязанности граждан рф в области защиты от чс
  • 21.Фз «о радиационной безопасности» (1995)
  • 22. Техносфера. Причины возникновения негативных факторов и их воздействие на человека
  • 23. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Защита.
  • 25. Фз «о Гражданской обороне» (1998). Цели. Задачи.
  • 26. Вредное вещество. Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека.
  • 27. Классификация вредных веществ по степени токсичности и степени токсичной избирательности.
  • 28. Производственная пыль. Фиброгенное действие.
  • 29. Соц. Опасности. Классификация, причины, виды. Защита от соц. Опасностей
  • 31.Табакокурение. Сигаретный дым. Профилактика.
  • 32. Алкоголизм как социальная опасность. Профилактика алкогольного опьянения. Первая помощь при алкогольной коме.
  • 33.Наркомания, Токсикомания. Оказание 1-ой помощи при наркотической коме.
  • 34.Радиация. Радиационной безопасности
  • 35 Химические опасности: сильнодействующие ядовитые вещества (хлор, аммиак, синильная кислота, тетроэтилсвинец, фосген)
  • 36. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры.
  • 37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика
  • 38. Экологически опасные вещества. Тяжелые металлы. Гербициды. Пестициды. Формальдегид. Асбест.
  • 39.Природные опасности. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии.
  • 40. Чс природного характера. Классификация по признакам и их краткая характеристика
  • 42. Характеристика и классификация чс техногенного характера.
  • 43. Характеристики и классификаций чс экологического характера
  • 44. Основные способы и средства защиты в чс.
  • 45. Биологические опасности (микроорганизмы, грибы, растения, животные)
  • 46. Производственный шум и вибрация.
  • 47 Индивидуальные и коллективные средства защиты
  • 48. Охрана труда.
  • 49. Безопасность в дтп.
  • 50. Виды поражения электрическим током, электротравмы. Первая помощь. Факторы, определяющие степень поражения током.
  • 57. Первая помощь при укусе ядовитыми насекомыми змеями.
  • 58. Общие принципы борьбы со стрессом. Способы быстрого снятия стресса.
  • 59. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывчатым веществом. Действия.
  • 60. Поступление угрозы по телефону. Действия.
  • 61. Поступления угрозы в письменном виде. Действия.
  • 62. Захват в заложники. Действия.
  • 63. Традиционные рекомендации пожарных.
  • 64. Газовые плиты и бытовой газ. Первая помощь при отравлении угарным газом.
  • 65. Препараты бытовой химии. Первая помощь.
  • 67. Изнасилование. Как избежать изнасилования. Профилактика.
  • 68. Ожоги, классификация, первая помощь.
  • 69. Отморожение. Первая помощь при отморожении.
  • 70. Первая помощь при болях в сердце.
  • 71. Первая помощь при обмороке.
  • 72. Реанимация. Методы реанимации при внезапной остановке сердца
  • 73. Судороги в воде. Оказание помощи утопающим.
  • 74. Правила извлечения пострадавших из под обломков, завалов. Сдс.
  • 75. Понятие о ране, классификация. Первая помощь.
  • 76. Виды кровотечений и их характеристика
  • 77. Переломы. Первая помощь. Транспортная иммобилизация.
  • 78.Травматический шок. Стадии. Первая помощь.
  • 79. Черепно-мозговая травма. Первая помощь.
  • 80. Анафилактический шок (аллергический шок). Первая помощь
  • 36. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры.

    Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

    Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

    В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

    Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

    Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

    Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

    нашу жизнь;

    Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

    Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

    37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

    Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

      по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

      по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

      по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

      по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

      по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

    К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

    К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

    К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

    К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

    К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

    Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

    Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

    Основные причины возникновения ЧС:

      внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

      внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

    Невероятные факты

    Представьте себе, что вы оказались посреди паникующей толпы, вас захватили в заложники или на вас надвигается смерч.

    Казалось бы, безвыходная ситуация , но выход всегда есть, если попытаться сохранять спокойствие и быстро реагировать.

    Вот эти и другие угрожающие жизни ситуации , и советы, которые помогут вам выйти из них с минимальными потерями.


    Правила поведения в опасных ситуациях

    1. Давка


    Попытайтесь оставаться на ногах – это ключ к выживанию. Как только вас собьют с ног, ваши шансы существенно уменьшаются.

    В этом случае, если вы не можете сразу встать, примите защитную позу , подобрав ноги и прикрыв голову руками. Направьте голову в направлении движения толпы, чтобы вас не ударили и постарайтесь встать обратно на ноги.

    В случае огня, нужно оставаться внизу, чтобы избежать дыма и дышать через влажную ткань.

    2. Нападение собак


    Сохраняйте спокойствие, попытайтесь не кричать, не смотреть в глаза собаке , не показывать страх или тревогу. Убедившись в вашей безопасности, она может потерять к вам интерес.

    Не позволяйте собаке находиться позади вас. Если она начинает кружиться вокруг вас, что является признаком надвигающегося нападения, поворачивайтесь вместе с ней.

    Если у вас с собой есть какой-то предмет, например, зонт , поместите его перед собой, чтобы казаться больше и лучше управлять своим пространством.

    Во всех случаях помните, что нужно защищать лицо, грудь и горло . Держите руки в кулаках, чтобы защитить пальцы.


    3. Авиакатастрофа


    Во-первых, прежде чем сесть в самолет , одевайтесь соответствующе на случай аварийной ситуации. Джинсы и длинные рукава могут в какой-то степени защитить вас от ожогов и острых предметов.

    Пассажиры в задней части самолета чаще выживают, чем в передней. Самым опасным временем являются первые 3 минуты после взлета и 8 минут перед приземлением . В это время лучше всего не снимать обуви, поднять столик, и обратить внимание на ближайшие выходы. Держите ручную кладь под сидением впереди, чтобы ноги не ударились об сиденье. Если удар неизбежен, примите правильное положение.


    Первые 90 секунд после крушения важны. В это время нужно сохранять спокойствие и выбираться из самолета, как можно быстрее .

    Опасные ситуации природного характера

    4. Снежная лавина


    Не пытайтесь ее перегнать. Лавина будет быстрее вас, даже если вы на лыжах. У вас гораздо больше шансов, если вы будете двигаться не прямо вниз, а по горизонтали .

    Если это невозможно, закройте рот и поместите руки перед лицом, чтобы создать воздушный карман, который понадобиться вам, когда упадет снег.

    Не пытайтесь кричать , так как это расходует нужный вам кислород. И наконец, можете помочиться (серьезно!), чтобы поисковые собаки легче вас нашли.

    5. Поведение во время грозы


    Попытайтесь найти низменное место и присядьте на корточки . Нужно находиться, как можно ниже, но чтобы ваше тело как можно меньше касалось земли.

    Теперь прикройте уши . Если вы действительно оказались посреди грозы, гром может повредить барабанные перепонки.

    6. Торнадо


    Самое главное в этой ситуации - найти укрытие . Если вы не можете его найти, попытайтесь определить направление смерча.

    Выбирайтесь из машины и бегите в противоположном направлении. Смерч может двигаться со скоростью до 100 км в час, поэтому стоит поторопиться. Если ничего не помогает, ложитесь на землю, прикройте голову и держитесь.

    7. Большая волна


    Лучше всего попытаться переплыть волну, пока она не разбилась. Если это невозможно, нужно вытянуть руки и ноги , чтобы распределить удар и удержать себя от глубокого погружения в воду.

    Сделайте глубокий вдох и подождите, пока волнение не утихнет. Вас будет бросать из стороны в строну, но попробуйте сохранять ориентацию и не паникуйте. Постарайтесь вернуться на поверхность как можно быстрее, дышите и попытайтесь пересмотреть ситуацию, так как можете снова в нее попасть.

    8. Падение с горного склона


    Не старайтесь дотянуться до какой-то опоры, это вам не поможет. Прижмите подбородок к груди и постарайтесь использовать свои ноги в качестве тормозов.

    9. Укус медузы


    Постарайтесь быстрее добраться до берега и посыпать песок на остатки щупальцев медузы.

    Как только они высохли, воспользуйтесь предметом, типа кредитной карты , чтобы счистить их одним движением. Не трите это место, так как это может привести к дальнейшему выпусканию токсинов в кожу.

    Возникновение опасных ситуаций

    10. Вы провалились под лед

    Выбирайтесь в том же направлении, откуда вы пришли, так как вы знаете, что там лед смог вас выдержать.

    Если рядом нет никого, кто мог бы вам помочь, вам придется использовать свои предплечья, чтобы вытолкнуть себя . Обопритесь широко расставленными руками о край льдины и подтянитесь, вытаскивая по очереди туловище и ноги.

    Не становитесь на ноги, а ползите к берегу .

    11. Заблудился в лесу: что делать


    Используйте ветки и листья, чтобы вы могли вернуться по пройденному пути. Взберитесь на возвышенность , чтобы понять, сможете ли вы сориентироваться.

    Теперь двигайтесь по спуску, пока не найдете реку или другую движущуюся массу воды. Следуйте в направлении потока , это обычно приводит к городу или деревне.

    Если вы его не обнаруживаете, продолжайте двигаться прямо и ориентируйтесь по солнцу.

    12. Машина упала в реку


    Если вы случайно заехали в какой-то водоем, у вас есть примерно 90 секунд, прежде чем кабину полностью зальет водой. К сожалению, при погружении нижнего края двери, открыть ее становиться невозможным, поэтому нужно открыть окно и отстегнуть ремни безопасности . Если вы не можете открыть окна, попытаетесь выбить их ногами.

    13. Действия при пожаре


    Как правило, убивает людей не огонь, а дым. Нужно находиться как можно ниже , так как нагретые газы поднимаются вверх.

    Оставайтесь возле стены и пройдите по ней, пока не найдете выход. Что бы вы не делали, старайтесь не вдыхать газ. Если чувствуете, что теряете сознание, ложитесь пластом на пол напротив двери. Это поможет пожарным легче вас найти.

    14. Судорога в ноге: что делать


    Судорога в воде может быть очень опасной. Первое, что нужно сделать – это перевернуться и плыть на спине , чтобы вода не попала в легкие. Затем растяните место, где возникла судорога, например, потянув стопу на себя , или подождите, пока она не пройдет.

    15. Нога увязла в водорослях


    Если это возможно, плывите на спине, как и в случае с судорогой. Если ваша голова находится под водой, постарайтесь не паниковать и сохраняйте кислород. С помощью руки спустите водоросли с ноги, пока не освободитесь.

    Не пытайся активно двигаться , так как это может ухудшить ваше положение.

    16. Что делать, если подавился


    Если вы находитесь в общественном месте, лучше там и оставаться. В этом случае у вас больше шансов, что кто-то придет на помощь.

    Если рядом никого нет, вам придется проделать прием Геймлиха самому. Это значит, что вам нужно совершить резкий удар по животу (между пупком и реберными дугами) об твердый предмет, например стул. Цель состоит в том, чтобы сжать воздух в диафрагме и вытолкнуть объект из горла.

    17. Случай нападения в лифте


    Самое худшее, что можно сделать и что часто жертва инстинктивно делает – это отодвигаться к дальней стене лифта.

    Лучше всего находиться в углу возле двери рядом с панелью управления лифтом. По крайней мере, так вы лучше контролируете ситуацию.

    18. Падение с высоты


    Как бы ни была безнадежна эта ситуация, были случаи, когда люди выживали. Есть несколько факторов, которые повышают ваши шансы.

    Во-первых, примите "положение прогнувшись " (известный в парашютизме термин). По сути, нужно вытянуться как можно сильнее, чтобы создать сопротивление.

    Во-вторых, наметьте приземление , избегая бетонной поверхности (в идеале приземлиться в воду). Можно попробовать передвинуться вправо, например, опустив правое плечо и наоборот.

    И наконец, расслабьтесь, согните колени, ступнями вперед и попытайтесь перекатиться. Так, по крайней мере, вы увеличите свои шансы на счастливый конец.

    Опасные и чрезвычайные ситуации

    19. Ядерный взрыв


    В этой ситуации можно выжить, если вы находитесь вне радиуса ударной волны . Само собой, если есть предупредительные знаки, нужно найти укрытие, желательно под землей. Если вы находитесь в пораженной области, падайте на землю и закройте голову , как только увидите взрыв, так как может потребоваться до 30 секунд, чтобы ударная волна вас достигла.

    Не смотрите на вспышку, это сразу вас ослепит. Если у вас есть хорошее укрытие, лучше всего сидеть там и ждать спасения.

    20. Стрельба в школе и других помещениях


    Американские исследования по случаям стрельбы в школе показали, что есть 4 фактора, которые увеличивают ваши шансы на выживание. Как бы банально это не звучало, но первое, что нужно сделать - это убежать (желательно зигзагом) .

    Однако это не всегда возможно. Второе – это забаррикадировать дверь . Если вы создадите препятствие, вооруженный, скорее всего, не будет на это тратить свое время. Однако если он все-таки решит проникнуть, лучше всего притвориться мертвым . Для этого нужно сохранять спокойствие и контролировать свое дыхание. И четвертое, если ничего не помогло, используйте адреналин в своих целях и попытаетесь дать отпор.

    21. Вас захватили в заложники


    Если вы планируете сбежать, нужно делать это быстро. Важны первые несколько минут. Вокруг могут быть еще люди, но стоит быть острожным. Если шансы малы, можно усложнить свою ситуацию, и в этом случае лучше вести себя по правилам.

    Наблюдайте за всем, что происходит и попытайтесь понять, почему вас похитили. Возможно, это поможет вам узнать, что планируют делать похитители.

    Хотя многие заложники выживают, может потребоваться несколько лет, прежде чем придет спасение. Что бы ни произошло, не теряйте надежду и взвесьте весь риск и преимущество попыток к бегству.

    22. Перекрестный огонь


    Первое и самое очевидное – это попытаться ускользнуть. Если это невозможно и рядом нет никакого укрытия, ложитесь пластом на землю , положивв руки за голову (по крайней мере, это лучше, чем стоять, задрав руки над головой).

    Постарайтесь оценить ситуацию и медленно отползите в безопасное место.

    23. Заживо закопали в гробу


    Как бы невероятно это не звучало, такие случаи уже были. Первое и самое важное - нужно перестать паниковать, накрыть лицо одеждой , так как предстоит грязная работа.

    Вытяните руки и ноги вверх и, используя ноги (которые сильнее), толкайте. Молитесь, чтобы гроб оказался деревянным. В этом случае, вам нужно сделать пробоину .

    Как только это произойдет, земля начнет сыпаться на вас (вот для чего нужно натянуть одежду на голову), и нужно ногами отталкивать ее к другому концу гроба.

    При условии, что вы находитесь не очень глубоко, настает время прорыть себе дорогу к поверхности.

    На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

    На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

    Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

    Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

    Современные маугли

    Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

    Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

    Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

    Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

    Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

    Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

    Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

    Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

    Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

    Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

    Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

    Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

    Другим условием может быть:

    Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

    Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

    Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

    Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

    Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

    Например:

    Спровоцировал на агрессию зверя;

    Отравился ягодами в лесу;

    Отстал от туристической группы на маршруте

    Потерял ориентацию в лесу;

    Заблудился в пещере.

    Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

    На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

    Волчьи ягоды

    Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

    Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

    Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

    Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

    Рис. 5. Волчье лыко ()

    Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

    Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

    Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

    Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

    Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

    Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

    Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

    Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

    Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

    Обучение выживанию

    Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

    В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

    Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

    Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

    Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

    Специалисты дают такие советы:

    Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

    Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

    Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

    Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

    Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

    Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

    Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

    Список литературы

    1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
    2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
    3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
    1. Dic.academic.ru ().
    2. YouTube ().

    Домашнее задание

    1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
    2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
    3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

    Вы спросили — мы ответили

    Опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации

    Добрый день! В школе мне задали домашнее задание, оно было таким: написать 10 примеров опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Но при этом определения совпадали на 100%. Объясните пожалуйста, чем они различаются?

    Ответ:

    Добрый день!

    Давайте заглянем в словарь-справочник Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура (авт.-сост. проф. В. Ф. Пилипенко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М. : ПЕР СЭ-Пресс, 2005. — 192 с.). Его можно полистать на Яндексе .

    Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний) — совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации

    Опасность — способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда (Словарь современного русского литературного языка. АН СССР. М., 1959. Т. 8. С. 882).
    В природе или техносфере — ситуация, при которой возможно возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, разрушительно действовать на животный и растительный мир, наносить материальный ущерб. В общественной жизни существуют также опасности социального характера (прежде всего, проявления преступности), возникающие по вине людей.

    Более подробно с примерами опасных и чрезвычайных ситуаций можно познакомиться в учебнике ОБЖ для учащихся 5-го класса .

    Знакомый учитель по ОБЖ дал нам такие определения:

    • Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.
    • Экстремальные ситуации — это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.
    • Чрезвычайные ситуации — это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжёлыми последствиями.


    Просмотров