Что такое демократическое государство и какие свойства ему присуще? Демократия как форма государственного правления

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

НАРО́ДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДА́РСТВО

новая социалистич. гос-ва, возникшего в ряде стран Европы и Азии в результате победы революций, развернувшихся в этих странах в ходе 2-й мировой войны и в первые годы после ее окончания (см. Народно-демократическая революция). Еще ранее Н.-д. г. в иных условиях сложилось в Монгольской Нар. Республике. Нрвая историч. обстановка, в первую очередь ослабление империализма и соотношения сил в пользу социализма, обусловила особенности возникновения и развития Н.-д. г. Историч. и нац. особенности разных стран также отразились на становлении Н.-д. г. в них.

Н.-д. г. в странах Европы и Азии возникли в результате революц. борьбы народных масс, руководимых коммунистич. и рабочими партиями. Благоприятные для развертывания этой борьбы были созданы тем, что Сов. Армия освободила стран от фашистских захватчиков и их пособников. Это помогло избавить народы этих стран от империалиста, экспорта контрреволюции, в значит, степени явилось препятствием и для происков внутр. контрреволюции.

Революции, утвердившие нар.-демократич. строй, прошли в большинстве стран этап демократич., антиимпериалистич. и антифеод. (в странах с феод. пережитками) преобразований и этап социалистич. преобразований. Оба этапа тесно связаны друг с другом.

Н.-д. г. в большинстве стран возникло как одна из форм революц.-демократич. власти революц. классов при гегемонии рабочего класса и представляло собой переходную к диктатуре пролетариата. На этом этапе было ликвидировано монополистич. капитала, искоренен , проведена демократизация обществ. жизни; проведена аграрная по принципу: "земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает" и национализация, в результате к-рой к гос-ву перешли ключевые позиции в пром-сти, транспорте и финансовой системе. С самого начала Н.-д. г. приступило и к проведению ряда преобразований по своей тенденции социалистич. характера.

Возникновение и укрепление народно-демократич. строя связано со сломом старого и созданием нового гос. аппарата. Этот протекал несколько иначе, чем в Сов. России, и занял сравнительно больше времени. В ряде стран, особенно на первом этапе развития Н.-д. г., в той или иной мере использовались прежние гос.-правовые ин-ты.

По мере перерастания антиимпериалистич., демократич. революции в социалистическую Н.-д. г. все более становилось по своей сущности гос-вом диктатуры пролетариата, а проводимые им преобразования стали носить четко выраженный социалистич. . При этом незавершенные задачи первого этапа развития решались уже на этапе диктатуры пролетариата. Развитие стран нар. демократии полностью подтвердило марксистско-ленинское положение о том, что народы могут прийти к социализму только в результате победы социалистич. революции и установления власти рабочего класса, к-рая утвердилась в странах, существенно отличавшихся друг от друга по форме гос. строя и уровню развития экономики.

Общие перехода от капитализма к социализму проявляются в Н.-д. г. в несколько иных формах, чем в СССР. Это обусловлено конкретно-историч. особенностями революции в той или иной стране. Так, в Чехословакии окончательно утвердилась после победы, одержанной трудящимися над реакцией в февр. 1948. На востоке Германии гос. приобрела социалистич. характер с созданием ГДР (1949). В Болгарии Н.-д. г. одновременно решало как общедемократич., антиимпериалистич., так и социалистич. задачи. Характерной чертой возникновения и развития Н.-д. г. в Азии являлся более продолжит, этап нар.-демократич. революции.

Национализация в странах нар. демократии проводилась медленнее и постепеннее, чем в СССР. При этом нередко законы о национализации предусматривали полную или частичную компенсацию за имущество, переходящее к гос-ву. Кооперирование с. х-ва проводилось и проводится при сохранении частной собственности на землю.

Специфич. черты имеются и в системе обществ. организации общества. В ряде Н.-д. г. (ГДР, Польше и др.) существуют многопартийные системы. Так, напр., отд. слои крестьянства составляют основу таких партий, как Объединенная крестьянская партия (Польша), и т.п. Часть интеллигенции и ремесленников входят: в ГДР – в Нац.-демократич. партию, в Чехословакии – в Чехословацкую социалистич. партию, и т.п.

Своей деятельностью эти партии показали, что они являются союзниками коммунистич. и рабочих партий и тесно сотрудничают с ними как в период революц. борьбы, так и после установления диктатуры пролетариата. Во всех Н.-д. г. существуют массовые орг-ции, объединяющие все политич. партии и обществ. орг-ции: в Болгарии – Отечеств. фронт, в Венгрии – Отечеств. народный фронт, в Польше – Фронт единства народа и т.д. В совр. условиях социалистич. строительства эти орг-ции способствуют сплочению народа вокруг коммунистич. и рабочих партий и развитию обществ. самоуправления. В отличие от СССР, где до 1936 бывшие эксплуататоры не участвовали в выборах, большинство стран нар. демократии не вводило ограничений по классовому признаку.

Тем самым было подтверждено ленинское положение о том, что лишение буржуазии избират. прав не является необходимым признаком диктатуры пролетариата. Нек-рые различия имеются также в организации и структуре гос. органов.

Трудящиеся зарубежных социалистич. стран творчески использовали и используют социалистич. и коммунистич. строительства в Сов. Союзе, к-рый в свою очередь использует опыт этих стран. В документах мирового коммунистич. движения подчеркивается историч. решений XX и XXII съездов КПСС, новой Программы КПСС для успешного развития всей мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии развенчали и осудили , к-рый является тормозом в социалистич. строительстве, непримиримо выступают против всех проявлений его идеологии и практики, чуждых марксизму-ленинизму, природе социалистич. строя.

По мере решения вопросов, связанных с построением основ социализма, на первый план выдвигается создание материально-технич. предпосылок для перехода к коммунистич. строительству. В ряде стран социалистич. производств. отношения победили и господствуют не только в городе, но и в деревне. На этой основе в Н.-д. г. укрепляется союз рабочего класса с крестьянством, идущим по пути социалистич. переустройства с. х-ва.

По мере продвижения нар.-демократич. стран по пути социалистич. строительства происходят существ. изменения как в содержании, так и в формах деятельности диктатуры пролетариата, историч. миссия к-рой, однако, еще не завершена. Все большее получают функции, свойственные общенар. гос-ву, и сокращаются функции, характерные только для диктатуры пролетариата. Эти изменения выражаются, в частности, в значит. ослаблении, а в ряде стран, где построение социализма завершено, и в отпадении функции подавления эксплуататорских классов.

Большое развитие получили хозяйственно-организаторские и культурно-воспитат. функции социалистич. гос-ва. В наст. все большее значение приобретают функции Н.-д. г., связанные с сотрудничеством стран мировой социалистич. системы в области политики, экономики и культуры.

Опыт развития социалистич. стран показывает, что важнейшим международ. условием их достижений и успехов в социалистич. и коммунистич. строительстве являются и сплоченность, взаимная помощь и поддержка друг друга. Нерушимым законом взаимоотношений между социалистич. странами, объединенными узами социалистич. солидарности, единством общих целей и интересов является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социалистич. интернационализма, подлинное равноправие и самостоятельность каждой социалистич. страны. Междунар. в рамках социалистич. системы создает наиболее благоприятные условия для экономич. политич. и культурного развития каждой социалистич. страны и всей социалистич. системы.

Гл. направлением развития государственности в странах нар. демократии является дальнейшее социалистич. демократии, все более широкое привлечение трудящихся к управлению гос-вом и х-вом, совершенствование работы гос. аппарата и развитие форм нар. контроля за его деятельностью.

В странах нар. демократии существенно возросла роль и расширились полномочия представит. гос. учреждений как высших, так и местных. При максимальном развертывании всех других форм социалистич. демократии, в т.ч. непосредств. демократии, представит. органы остаются осн. формой народовластия. Особое значение приобретает развитие обществ. начал в их деятельности. Значительно активизировали свою массовые обществ. организации, к-рым передаются нек-рые функции гос. органов (руководство спортивным и физкультурным движением, социальное страхование и др.). Возросла также роль проф. орг-ций трудящихся в решении вопросов, связанных с хоз. деятельностью предприятий. Производств. совещания и мн. другие формы предусматривают все более непосредств. вовлечение трудящихся в произ-вом.

Большое в странах нар. демократии уделяется укреплению социалистич. законности, дальнейшему расширению прав и свобод граждан.

На совр. этапе развития нар. демократии значительно возрастает руководящая роль коммунистич. и рабочих партий, к-рые все больше продвигаются по пути превращения во всенародные партии. В ходе социалистич. строительства страны нар. демократии вносят много нового в коллективный опыт социалистич. строительства во всех его областях. Этот опыт является ценнейшим достоянием междунар. рабочего движения.

Б. Топорнин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Россия -демократическое государство.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. РФ – государство народовластия.

2. Территориальная целостность и суверинитет – важнейшие характеристики федеративного государства.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это положение отражает главные цели строительства нашего государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

В соответствии с действующей Конституцией РФ 1993 года современное Российское государство характеризуется как.

Демократическое;

Правовое;

С республиканской формой правления;

Социальное;

Светское;

Федеративное;

Суверенное

Россия -демократическое государство.

Демократическим признается государство, в котором, с одной стороны, на практике реализуется принцип народовластия, то есть реальная власть принадлежит народу, с другой - права и свободы человека, являясь высшей ценностью, обеспечены и защищены.

Россия как демократическое государство имеет следующие конституционные характеристики:

1. Единственным источником власти в России и носителем суверенитета является ее многонациональный народ. Это означает, что наша страна провозглашается государством народовластия или демократическим государством (слово "демократия" в переводе с древнегреческого означает "народовластие"). Народ Российской Федерации ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в России. Только свободно выраженная воля народа создает государство и придает государственной власти и ее органам законность, правомерность. Поэтому все государственные органы должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции, и только в его интересах. Государственная власть в России вторична, производна от власти ее народа, поэтому является лишь способом, формой, с помощью которой народ реализует свое самоуправление, свои интересы.

2. Россия как демократическое государство характеризуется также тем, что никто, никакая организа-

ция, орган, должностное лицо не могут присваивать власть народа.

3. Понятие "демократическое государство" неразрывно связано с такими понятиями, как "конституционное" и "правовое государство".

4. Важнейшим признаком российского демократического государства является реальное народовластие.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в зависимости от формы волеизъявления народа различаются непосредственная и представительная демократия.

Непосредственная демократия - это прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в статье 3 Конституции РФ, - является референдум и свободные выборы". Иными формами прямого народовластия могут быть общие собрания граждан, народная законодательная инициатива, отзыв депутата представительного органа, плебисцит, личное участие в деятельности органов власти и др.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, представляющие граждан и наделенные правом принятия решений, выражающих волю народа или части населения. Органы государственной власти РФ - Президент РФ, парламент России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления состоят из полномочных представителей народа, которые выражают его волю в принимаемых законах, иных правовых актах, регулирующих отношения между человеком, обществом и государством.

5. Отличительная черта демократического государства - признание, охрана и защита прав человека.

Конституция РФ провозгласила, что каждый человек, его права и свободы являются высшей ценностью в обществе и государстве. Одновременно устанавливается конституционная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности приоритет принадлежит именно человеку как высшей ценности. Конституционные права и свободы в России принято разделять на 3 основные группы: личные (или гражданские); политические; социально-экономические и культурные. Это деление основано на международных стандартах в области прав человека, установленных Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международными пактами о правах человека (1966 г.).

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств - верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии - через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап - начало-средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя - во Франции, Испании.

Третий этап - формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

Монархия . На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика . Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия - демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия - демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

В истории становления любого государства есть примеры людей, которые боролись за свободу народа, равенство перед законом и культуру правления. Демократические порядки устанавливались в разных странах по-своему. Над определением демократии раздумывало множество ученых и исследователей.

Они смотрели на этот термин и с политической точки зрения, и с философской. И смогли дать эмпирическое описание разнообразных практик. Тем не менее теория не всегда давала свои плоды. Чаще всего на формирование понятие влияла практика государств. Благодаря ей можно было установить и создать нормативные модели демократического устройства. Сегодня в политологии трудно найти одно-единственное определение того или иного понятия. Поэтому прежде чем мы узнаем, какие демократические страны остались на карте мира, разберемся с общими терминами.

Власть народу

Демократия - это древнегреческий термин, который дословно трактуется как «власть народа». В политической науке это понятие обозначает режим, фундаментом для которого служит принятие коллективного решения. При этом воздействие на каждого члена должно быть равным.

В принципе, такой метод применим к разнообразным организациям и структурам. Но наиболее важным его приложением по сей день является держава. Это связано с тем, что государство имеет большую власть, а поэтому организовать ее и справляться с ней трудно.

Итак, демократические страны в этом аспекте должны характеризоваться по следующим признакам:

  • Осуществление людьми честных и обязательных выборов своего лидера.
  • Легитимный источник власти - народ.
  • Самоуправление обществом происходит ради удовлетворения интересов и установления общего блага в стране.

Каждый имеет свои права, которые необходимы для обеспечения народного правления. К демократии часто относят целый спектр ценностей, который является «лакмусовой бумажкой» в политических опытах:

  • Равенство, как политическое, так и социальное.
  • Свобода.
  • Законность;
  • Права человека.
  • Право на самоопределение и др.

Неточности

Вот отсюда-то и начинаются неточности. Идеала народовластия трудно достичь, поэтому толкование «демократии» разнится. Уже с 18 века появились типы, точнее, модели этого режима. Наиболее известным считается прямая демократия. Эта модель предполагает принятие решения гражданами за счет консенсуса либо путем подчинения меньшинства большинству.

Рядом можно указать и Этот тип предполагает принятие решения народом через избранных им депутатов либо других лиц, имеющих определенные должности. В этом случае эти персоны делают выбор, опираясь на мнение тех, кто им доверился, а после отвечают за результат перед ними.

За что боролись?

Нужно понимать, что такой политический режим, как демократия, работает на то, чтобы ограничить произвол и злоупотребление властью. Этого всегда было сложно достичь, особенно в тех странах, где гражданские свободы и другие ценности не были признанными правительством и оставались беззащитными в политической системе.

Сейчас понятие «демократия» имеет две стороны медали. Народовластие нынче стали отождествлять с либеральным управлением. Благодаря этому типу демократии наряду с честными и открытыми периодическими выборами существует верховенство права, раздел и ограничение власти, установленное конституцией.

С другой стороны, многие экономисты и политологи считают, что реализовать право принятия решений, связанных с политикой, а также влияние народа на систему государства, невозможно без становления социальных прав, низкого уровня неравенства в социально-экономическом аспекте, а также равноправия возможностей.

Угрозы

Демократические страны всегда стоят перед угрозой авторитарного режима. Главной проблемой для такой системы правления всегда остается сепаратизм, терроризм, рост социального неравенства или миграция. Несмотря на то что в мире существует множество организаций, которые защищают свободу и права граждан, история не лишена случаев, когда были спровоцированы спорные политические конфликты.

Современное положение вещей

Прежде чем мы рассмотрим самые демократические страны мира, следует посмотреть на общую картину современного положения. Несмотря на разнообразия режимов народовластия, нынче число стран-демократов наибольшее за всю историю. Больше половины всего населения земного шара может участвовать в выборах. При этом даже такой режим, как диктатура, с легкостью может существовать от имени народа.

Известно, что те страны, которые функционируют под наделили правом голоса почти всё совершеннолетнее население. Но позже столкнулись с такой проблемой, что интерес к политической жизни начал резко падать. К примеру, в США участие в выборах принимает 30-40% населения.

Этому есть несколько причин. Чтобы полностью разобраться с политикой своей страны, необходимо запастись не просто терпением, но и вагоном времени. Некоторые граждане считают, что политики больше уделяют времени политической гонке и собственным интересам. Другие и вовсе не видят различий между противоборствующими партиями. Так или иначе, современное положение вещей ведет к тому, что снова возрождается интерес к прямой форме демократии.

Аналитика

Многие политологи работали над тем, чтобы каждое государство мира получило свое определение. Британский исследовательский центр рассчитал методику, которая могла бы определить рейтинг стран мира по уровню демократии. Теперь можно классифицировать 167 стран. Каждая из них имеет свой индекс демократии.

Ныне сложно сказать, насколько объективным можно считать отбор государств по этому принципу. Всего существует 5 категорий по 12 показателей. Впервые индекс применили в 2006 году. За это время было несколько поправок, связанных с изменениями в политической картине мира. И даже спустя 10 лет не известно, кто же входит в комиссию: возможно, это сотрудники исследовательского центра, а может, независимые ученые.

Принцип

Итак, чтобы ранжировать государство на четыре категории, необходимо измерить уровень демократии внутри страны. Также нужно исследовать экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Каждую страну характеризуют по 60 показателям, которые группируют в несколько категорий:

  1. Процесс выборов и плюрализм.
  2. Работа правительства.
  3. Участие граждан в политике своего государства.
  4. Политическая культура.
  5. Гражданские свободы.

Категории

По этому принципу страны можно разделить на несколько категорий. Первая - полная демократия. Многие и по сей день считают, что данный режим является недостижимым теоретическим идеалом. И тем не менее на данный момент в эту категорию входит 26 стран - это 12% всего населения. Есть мнение, что почти половину всех стран можно отнести к этому типу, но экспертное мнение немного разнится. 51 государство они относят в категорию «недостаточная демократия».

Третьей категорией считается гибридный режим, который является симбиозом народовластия и авторитаризма. В мире существует 39 держав с таким типом. Оставшиеся 52 страны все еще сохраняют авторитарный режим. Кстати, к четвертой категории можно отнести треть населения планеты - более 2.5 миллиарда человек.

Первый из первых

Последняя известная индексация была осуществлена в 2014 году. Всего к полноценной демократии можно отнести 25 стран. В первую десятку входит Исландия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швейцария и Австралия.

Лидером уже несколько лет подряд считается Норвегия. Эта конституционная монархия получила индекс 9.93. Это государство в Северной Европе занимает часть Скандинавского полуострова. Ныне королем Норвегии является Харальд V. Унитарное государство основывается на принципе парламентской демократии.

Родина Пеппи Длинныйчулок

Второе место занимает Швеция (9.73). Это государство находится по соседству с Норвегией. Расположено также на Скандинавском полуострове. Державой управляет Форма правления построена также на принципе в симбиозе с конституционной монархией.

Маленькое государство

Третье место с индексом 9.58 занимает Исландия. На карте эту страну можно найти рядом с Европой. Это островное государство.

Президентом является Гвюдни Йоуханнессон, который в июне этого года занял пост. Он является независимым кандидатом. Также знаменит тем, что имеет научную степень - профессор исторических наук. Несмотря на то что Исландия на карте еле заметна, эта страна находится не только в тройке лидеров демократических стран, но и знаменита благодаря другим своим рекордам. Например, как самый большой остров вулканического происхождения.

В надежных руках

Новая Зеландия заняла четвертую строчку (9.26). Это государство находится в Полинезии, в юго-западной части Тихого океана. Как и в Норвегии, здесь главенствует конституционная монархия и парламентская демократия. Этой страной правит знаменитая королева Елизавета II. Кстати, помимо того, что она является главой Британского Содружества наций и непосредственно Британии, она также королева 15-ти независимых государств, в том числе Канады, Белиза, Барбадоса, Гренады и др. Непосредственно в самой Новой Зеландии есть генерал-губернатор Джерри Матепараи.

Женская опека

Дания также попала в демократические страны и заняла в рейтинге пятое место (9.11). Еще одно государство, которое находится в Северной Европе. Этой державой также правит женщина - Маргрете II. Поэтому Дания - это конституционная монархия. Королеве помогает который называется фолькетинг.

Сложное политическое устройство

Швейцария занимает шестую строчку (9.09). Это федеративная республика, конфедерация, которая работает с двухпалатным парламентом и по принципу полупрямой демократии. Швейцария имеет непростое Президент Йоханн Шнайдер-Амманн является председателем Федеративного совета, но по факту он не является главой государства. Эта роль отведена всем членам совета. Хотя в случае сложных политических решений, его голос будет решающим.

Президент считается первым среди равных и у него нет полномочий руководить членами Федеративного совета. Избирается лишь на год. Причем делает это не народ, а члены совета. Их всего семь человек. Помимо того, что они коллективно управляют государством, каждый из них имеет свой департамент. Например, нынешний президент отвечает за Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям.

Многонациональная страна

Седьмое место заняла Канада (9.08). Это государство находится в Северной Америке. Как уже говорилось ранее, главой государства является королева Великобритании. Но внутри страны правит генерал-губернатор Дэвид Джонстон. Канада - это федерация с парламентарной монархией и парламентской демократией.

Государство состоит из 10-ти провинций. Наиболее популярной считается Квебек. Именно тут проживает большая часть франкоговорящего населения. Остальные провинции в большей степени являются «английскими».

Стабильность

С индексом 9.03 восьмое место заняла Финляндия. Характеристика страны главным образом базируется на оценке державы, как самой стабильной. В 2010 году государство стало лучшим в мире. Находится оно на севере Европы. Это парламентско-президентская республика, основанная на парламентской демократии. С 2012 года главой государства является Саули Нийнистё.

Президент избран сроком на шесть лет. Высшая исполнительная власть принадлежит ему. Часть законодательной власти также находится в руках главы страны, но вторую половину контролирует парламент - Эдускунте.

Государство-материк

Австралия занимает 9-е место в рейтинге демократических стран мира (9.01). Эта держава находится по соседству с Новой Зеландией и занимает одноименный материк. Главой страны считается королева Британского Содружества наций. Генерал-губернатор - Питер Косгроув. Австралия - это парламентарная монархия, которая существует как и все доминионы Великобритании. Деятельность правительства на прямую связана с Елизаветой II и Тайным советом.

Австралия признана одной из самых развитых стран мира. У неё стабильная экономика, высокий показатель ВВП на душу население. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала и с легкостью могла бы стать первой в рейтинге демократических стран.

Топ-10

Завершают первую десятку стран с полноценной демократией Нидерланды (8.92). Это государство является конституционной монархией. В данный момент глава королевства Виллем-Александр. В Нидерландах функционирует двухпалатный парламент, который основывается на парламентскую демократию. Столицей государства принято считать Амстердам. Именно тут монарх приносит присягу на верность королевству. Но существует и фактическая столица Гаага, где разместилась резиденция правительства.

Другие лидеры

В 26 государств с полноценной демократией также входит Великобритания, Испания, Ирландия, США, Япония, Южная Корея, Уругвая, Германия и др. Но стоит, пожалуй, упомянуть о последних местах рейтинга, о тех странах, которые подвластны авторитарному режиму. На 167-м месте расположилась Северная Корея с индексом 1.08. Немного выше её в рейтинге находятся Центрально-Африканская республика, ЧАД, Сирия, Иран, Туркменистан и Конго.

Россия занимает 117 строчку с рейтингом 3.92. Перед ней находится Камерун, после - Ангола. Белоруссия находится еще ниже России, на 139 месте (3.16). Обе страны относятся к категории "авторитарный режим". Украина находится на 79 месте в категории переходной режим и с индексом 5.94.

Нет развития

За несколько последних лет демократические страны Европы утратили свои позиции. Особенно это относится к восточной территории. Вместе с Россией упали в рейтинге и остальные страны СНГ. Некоторые сдали свои позиции незначительно, некоторые - на 5-7 ступеней.

С 2013 года глобальное народовластие остановилось. У этого режима нет регресса, но и прогресс не наблюдается. Такая ситуация относится к общей картине мира. В отдельных примерах все же заметен регресс. Многие государства теряют свои демократические процессы. Особенно на это влияет экономический кризис.

Авторитарные режимы, наоборот, стали еще более мощными. Так, демократия, которая наращивалась в мире начиная с 1974 года, ныне имеет рецессивный характер. Помимо того, что начинается снижение доверия к политическим институтам, особенно это касается Европы. Также и сам процесс народовластия не приносит населению желаемого результата.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при строгом соблюдении и защите прав и свобод личности. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства:

Равноправие всех перед законом

Политический плюрализм

Уважительное отношение к мнению меньшинства

Свобода вероисповедания (в пределах закона).

Демократическое государство характеризуется наличием демократического политического режима.

Под политическим режимом понимается совокупность средств и методов осуществления государственной власти в государстве. Большинство ученых выделяют два вида политических: демократический и недемократический. В науке конституционного права имеет место понятие «Государственный режим». Мы придерживаемся позиции, что понятия «Политический режим» и «Государственный режим» равнозначны.

Демократический режим может иметь место при различных формах правления. В ряде конституций государств имеет место закрепления демократичности. В частности, ст.1 Конституции Италии закрепляет положение о том, что Италия является демократической республикой, основывающаяся на труде. Статья 20 Основного Закона ФРГ определяет Федеративную Республику Германия как демократическое и социальное федеративное государство. Статья 2 Конституции Франции содержит следующее определение: «Франция является неделимой светской, демократической и социальной республикой».

Демократический режим характеризуется определенным набором демократических институтов в обществе конкретного государства.

Признаками демократического режима, являются:

1. наличие многопартийной системы;

2. реальное осуществление свободных выборов;

3. наличие демократического законодательства;

4. Закрепление общепринятых прав и свобод личности в законодательстве, а также наличие эффективного механизма их реализации и защиты;

8. свобода средств массовой информации.

К государствам с демократическим режимов относятся большинство стран Европы, США, Япония, Южная Корея и др.

Социальное государство

Социальное государствопризванослужит обществу и стремится создать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является забота о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищённости. В соответствии со ст. 21. Конституции Республики Беларусь, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Правовое государство

Согласно ст. 7 Конституции, в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Основные признаки правового государства:

Верховенство права;

Незыблемость прав и свобод личности и наличие эффективного контроля, за их соблюдением;

Взаимная ответственность государства и гражданина, наличие принципа разделения властей при условии, что власти сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.

Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию.

Форма правления – республика

Термин «республика» в переводе с латинского языка означает «общее дело» (respublicum). Республика это форма правления,характеризующаяся тем, что все высшие органы власти в государстве избираются населением (гражданами), либо посредством прямых выборов населением, либо при помощи многоступенчатых или косвенных выборов.

Республиканская форма правления была известна в рабовладельческом государстве (Древней Греции, Древнем Риме). В Европейской части много республик образовалось в результате буржуазных революций. Современная республика имеет три формы – президентская республика, парламентская республика и промежуточная «смешанная» форма республики.

Президентская республика

Президентская республика характеризуется доминирующей ролю президента по отношению к другим органам государства. Исторически президентская республика впервые была образована в США. Президент в президентской республике избирается непосредственно народом (гражданами) прямо (Мексика, Египет, Колумбия, Венесуэла, и др.) или посредством косвенных выборов (США) и является по должности главой государства и во многих случаях главой исполнительной власти (США).

Если даже должность премьер–министра предусмотрена, то ее роль в президентской республике достаточно незначительна (Египет, Эстония и др.), а роль реального главы государства исполняет президент.

Характерной чертой президентской республикой является сочетание принципа народного представительства и принципа разделения власти между президентом, парламентом и судом. В частности президент практически без участия парламента назначает правительство, которое не ответственно перед парламентом. Это означает, что парламент не имеет право объявления вотума недоверия правительству и, как правило, отдельным его членам (министрам). С другой стороны президент так же как правило, не имеет права роспуска парламента, даже по формальным основаниям. Вместе с тем даже при самостоятельности основных ветвей власти в президентской республике существует система «сдержек и противовесов». Система сдержек и противовесов включает возможность отстранения президента от власти, которую применяет парламент при наличии веских оснований указанных в законе. Президент, подписывая законы, является участником законодательного процесса, также он обладает правом вето, затрудняющее принятие законов. Законодательные органы во многих президентских республиках могут влиять на исполнительную власть путем заслушивания отчетов членов правительства.

Парламентарная республика

В парламентарной республике в соответствии с законодательством основное место среди иных органов государства занимает парламент. Парламент формирует правительство, а при наличии должности президента, избирает его. К парламентарным республикам относятся такие страны, как Венгрия, Италия, ФРГ, и др. В парламентарной республике при формальном (законодательном) верховенстве парламента, практически вся полнота власти принадлежит правительству, которое распоряжается средствами государства, а ключевой фигурой является премьер-министр. Большинство законопроектов, вносимых на рассмотрение парламента, являются правительственными. В парламентарной республике имеется также принцип сдержек и противовесов. В частности, парламент обладает вотумом недоверия к правительству в результате которого правительство может быть отправлено в отставку. Вместе с тем, в большинстве стран мира вотум недоверия уравновешивается правом правительства в ответ на вотум недоверия распускать парламент.

Президент в парламентарной республике обладает незначительными полномочиями. В частности, он наделен рядом церемониальных полномочий (назначает премьер–министра, принимает отставку правительства и т.д.).

В парламентарной республике у правительства может быть, так солидарная ответственность, выражающаяся в том, что недоверие со стороны парламента к одному члену правительства может вызвать отставку всего правительства. Это в свою очередь может повлечь роспуск парламента по требованию правительства.

Смешанная республика

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская) сочетает в себе черты как президентской, так и парламентской республики. От президентской республики в данной форме присутствует такая характерная черта, как избрание президента непосредственно народом, т.е. президент получает мандат от народа и обладает большой властью. От парламентской республики – то, что глава исполнительной власти имеет возможность распускать парламент, а правительство зависит от парламента, поскольку парламент обладает правом на вотум недоверия. Формально, президент при смешанной форме может назначать любое правительство, но поскольку парламент обладает правом вотума недоверия, президент сообразует свою волю с расстановкой сил в парламенте и назначает главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента, т.е. представителя самой большой фракции либо партийной коалиции. Франция служит всегда примером при рассмотрении смешанной полупрезидентской–полупарламентской республики.

Принято считать, что в большинстве посткоммунистических стран, таких как Польша, Словения, Югославия, Македония, Словакия, установились смешанные республиканские формы правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство. А президент избирается непосредственно народом.



Просмотров