Что проверяет роспотребнадзор на производстве. Какое решение могут принять проверяющие? Какими полномочиями наделена данная федеральная служба
Роспотребнадзор РФ – это государственный орган, защищающий права потребителей путем контроля за соблюдением всевозможных санитарных норм.
На что влияет
Функции Роспотребнадзора регламентируются следующими документами:
Сфера влияния настолько обширна, что включает функции и задачи прочих контролирующих организаций. Вот самое основное, чем занимается Роспотребнадзор РФ:
- Забота о соблюдении санитарных нормативов.
- Слежение за соблюдением прав граждан.
- Проведение мониторингов.
- Оформление заключений.
- Проведение обучения сотрудников, работающих в пищевой промышленности, образовании и медицине.
- Координирование региональных отделений.
- Сбор статистики.
Организация управления
Схема и структура органов Роспотребнадзора следующая. Во главе находится так называемый Центральный аппарат. В него входят: руководители и их помощники, пресс-служба и управления подчиняемых структур. Центральному аппарату подчиняются:
- Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
- Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ.
- Научно-исследовательские институты.
- Противочумные учреждения.
- Санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств.
Роспотребнадзор имеет право выступать против вас в суде независимым лицом в процессах, связанных с нарушением законных интересов населения. В связи с этим представители Роспотребнадзора могут брать материалы по открытому делу, представлять доказательства, требовать привлечения новых участников процесса и совершать другие действия, предусмотренные Гражданским кодексом.
Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью на своей территории и реагируют на обращения граждан, подавших заявления о нарушениях.
Обязанности Роспотребнадзора – формировать и координировать работу региональных управлений, которые ведут обязательный надзор за предпринимательской деятельностью.
Проверки Роспотребнадзора
Проводя проверки, Роспотребнадзор уделяет особое внимание объектам, которые связаны с продуктами питания, медикаментами, оказанием услуг, а также особо пристально проверяются детские организации. Проверки делятся на два вида: плановые и внеплановые, которые также бывают выездными и документарными.
Плановые
Они проводятся по заранее сформированному плану, который утверждается прокуратурой в конце года. Перечень проверок вывешивается на сайте прокуратуры и на сайте Роспотребнадзора вашего региона. В плане подробно описана информация о проверке: кто проверяется, каким органом надзора, каковы сроки проверки, что конкретно вас ожидает. Минимум за три дня вас обязательно оповещают о предстоящей плановой проверке. Причем извещение вручается лично проверяющим или отправляется заказным письмом. Такой вид проверки ожидает раз в три года.
Внеплановые
Внеплановая проверка проводится при одном из трех обстоятельств:
- Истек срок предыдущей проверки, причем каждое ваше нарушение могут проверять в разные дни.
- Письменное заявление недовольных потребителей. Важно, что анонимные или необоснованные заявления не рассматриваются проверяющими. Заявления можно подать на официальном сайте, письмом, электронной почтой, через портал госуслуг.
- Нарушения становятся слишком очевидны.
Выездные
Они проводятся непосредственно на территории, где вы занимаетесь своей деятельностью. Проверяющий приезжает к вам по адресу, указанному в лицензии, и проводит полную проверку документации (список уточняйте в своем подразделении), осуществляет осмотр всех помещений, оборудования, а также закрепленной за адресом прилегающей территории. Берутся пробы (воздуха, воды) для лабораторного исследования, ведутся замеры освещения, температуры, возможны и другие исследования, все зависит от специфики организации или предприятия.
Документарные
При таких проверках вы сами отвозите представителям Роспотребнадзора все необходимые документы. Проверяющие внимательно изучают не только документы, но и вашу продукцию, если вы что-либо производите. Такая проверка при выявлении значительных нарушений может перерасти в выездную.
Мероприятия по контролю проверки
Обязательно перед началом проведения проверки вам предъявляется удостоверение служащего Роспотребнадзора вместе с распоряжением, где есть подпись руководителя районного подразделения Роспотребнадзора. В предъявленном документе обратите внимание на следующие пункты: период проведения проверки, адреса объектов проверки, данные представителей службы надзора.
Срок проверки не может превышать 20 дней (без письменного распоряжения руководителей Роспотребнадзора, которое выдается только в некоторых случаях). О продлении сроков проверки вас должны уведомить письменно, опять же заранее.
На проверку выделяется не более пятнадцати часов микропредприятиям, а малым предприятиям недавно срок продлили до 50 часов. Эти сроки образуются математическим путем – складывается время в часах, которое необходимо проверяющему органу на проверку одного юридического лица, учитываются только рабочие часы в будни.
Что проверяют
В первую очередь проверяется следующая документация:
- Лицензия.
- Документы на право собственности или аренду помещений.
- Устав предприятия.
- Договоры на вывоз отходов, проведение дезинфекции.
- Документы учета санитарных проверок.
- Трудовые договоры (контракты).
- Трудовые книжки сотрудников.
- Медкнижки.
- Квалификация сотрудников (свидетельства об образовании, специализации).
- Ведение журнала, предусмотренного Федеральным законом № 134-ФЗ .
- Акцизы на продукции и сертификаты.
- Контрольно-кассовые аппараты.
Роспотребнадзор во время проверки обычно берет пробы продукции и делает «контрольные» закупки. При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН (внимательно следите за ежегодным обновлением). Требования различаются по регионам, поэтому лучше заранее проконсультироваться в вашем подразделении Роспотребнадзора. Узнать адрес вашего территориального подразделения можно на официальном сайте федеральной службы .
При визуальном обследовании помещений и территорий инспектор сравнивает реальность и представленные вами документы, а также соответствие нормам СанПиН.
Причем обычно, если вы заранее проявляете заинтересованность в сотрудничестве, приезжаете за консультацией задолго до проверки, то к вам во время самой проверки относятся очень благожелательно!
Окончание проверки
Проведя проверку, инспектор составляет заключение о результатах. При выявлении у вас нарушений еще выдается предписание, где указаны нарушения и сроки исправления. Если вы не успеваете выполнить предписание в положенные сроки, то на вас составляется административный протокол о совершении правонарушения согласно , рассматривается в суде.
Обычно за административное правонарушение Роспотребнадзор налагает штраф: в среднем на физическое лицо – 20 000 рублей, юридическое лицо – 2 000 000 рублей. У суда вы можете просить рассрочку на погашение штрафа. При обнаружении случаев, угрожающих жизни и здоровью, инспектор может приостановить вашу деятельность до 90 суток, но только по решению суда. Если нарушения более серьезные, например распространение инфекционных заболеваний, то возможно лишение свободы.
Что запрещено проверяющим
- Проводить проверку без проверяемого, кроме случаев, представляющих очевидную угрозу.
- Изымать оригиналы документов.
- Проверять то, что не предусмотрено предписанием.
- Затягивать время проверки.
- Взимать образцы и пробы без необходимых документов или больше положенных объемов.
В итоге
Хотя существует большое количество строгих нормативов и ограничений, есть и хорошие новости – начиная с 2008 года Роспотребнадзор проводит политику по снижению административных затруднений и барьеров для малого и среднего бизнеса. Существенно сокращен список государственно регистрируемой продукции с тридцати видов всего до семи. В 3 раза меньше стал срок рассмотрения документов предпринимателей.
На 2016 год были отменены все планируемые проверки малого бизнеса, а главное ведомство и дальше будет сокращать количество проверок. Несмотря на приятные тенденции, намеченные в последние годы, нельзя забывать о соблюдении всех норм и предписаний, которые содержит
Росподребнадзор – это федеральный орган, созданный указом президента РФ. Он отвечает за защиту потребителей нашей страны от некачественных товаров и услуг, соответственно затрагивая очень большой круг вопросов и выполняя множество задач.
В стране имеется как общий федеральный центр, которым заведует главный санитарный врач РФ, так и его территориальные представительства в каждом регионе.
В статье рассмотрены основные функции и полномочия Роспотребнадзора, особенности проверок учреждений различного типа, даны рекомендации по выполнению требований Роспотребнадзора и прохождению их проверок без штрафов.
Функции Роспотребнадзора
На основании нормативных документов, регламентирующих работу Роспотребнадзора, он должен выполнять следующие задачи:
- Контроль и надзор за обеспечением санитарного и эпидемиологического благополучия населения страны, защиты потребительских прав.
- Профилактика пищевых инфекций и отравлений, предупреждение действия на человека неблагоприятных факторов внешней среды.
Для выполнения этих задач, этот государственный орган обладает целым комплексом функций:
- Санитарно-эпидемиологическая охрана территории РФ, проведение карантинных и изоляционных мероприятий, контроль за ввозом и вывозом товаров через границу страны.
- Лицензирование деятельности в потребительской сфере.
- Информирование и консультирование граждан по вопросам соблюдения прав потребителей и благополучия населения.
- Обследование и контроль за декретированными группами населения, занятых в сфере потребительских услуг. Слежение за состоянием здоровья работников пищевой промышленности, работников медицинской и образовательной сферы.
- Статистическая функция. Сбор и систематизация информации, полученной в ходе санитарно-гигиенических мероприятий. Координация работы всех территориальных отделов Роспотребнадзора.
Основные полномочия
Наиболее полно полномочия Роспотребнадзора прописаны в правовой документации, регламентирующей его работу.
Основные полномочия Роспотребнадзора:
- Мероприятия санитарно-эпидемиологического надзора. Включают в себя надзор за:
- Работа по обнаружению и ликвидации случаев нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей, расследование каждого такого случая. Поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом.
- Принятие мер по обеспечению соблюдения законодательства в сфере потребления товаров и услуг. Профилактика, выявление и предупреждение нарушений в работе предпринимателей. Применение правовых мер, таких как штрафы, запрет на ведение деятельности, по отношению к физическим и юридическим лицам, нарушившим законодательство в данной сфере.
- Участие в контроле за ввозом продукции на территорию страны, ее эпидемиологическая оценка, проведение экспертиз в случае необходимости. Проведение ограничительных и изоляционных мер для предупреждения случаев инфекционных заболеваний и отравлений.
- Сертификация, лицензирование производимой продукции, оценка ее качества и безопасности для населения.
- Оценка результатов медицинского исследования персонала предприятия: проверка наличия медицинских книжек у работников. Проверка наличия документов об образовании.
- Проведение плановых и внеплановых проверок на предприятиях, с целью изучения соответствия их деятельности Российскому законодательству. Осуществление контрольных закупок.
Основные правила проведения проверок Роспотребнадзором
Выделяют плановые и внеплановые проверки . Рассмотрим, что проверяет Роспотребнадзор в каждом из этих случаев.
Правила плановых проверок
- Периодичность. Согласно законодательству они должны производиться при создании предприятия, а затем не более чем один раз в 3 года, а для медицинских учреждений – 2 года.
- График проверок размещается на официальном сайте территориального отдела Роспотребнадзора или на сайте прокуратуры региона. О проверке предпринимателя обязаны уведомить не менее чем за 3 дня до нее.
- Проверку обязаны производить только в присутствии руководителя предприятия.
- Проверка производится специально назначенными сотрудниками Роспотребнадзора при наличии у них документов, подтверждающих их полномочия. В документе должны быть указаны причина проверки, вид, ее дата, фотография и должность сотрудника, проводящего проверку.
В случае несоблюдение какого либо пункта из перечисленных, вы имеете право не пустить сотрудника Роспотребнадзора на территорию предприятия для проведения проверки.
Правила внеплановых проверок
В каких случаях следует ждать внеплановой проверки Роспотребнадзора:
- Любая жалоба частных лиц служит основанием для внеплановой проверки фирмы.
- Заметка в СМИ о факте нарушения вами прав потребителя.
- Аварии, смена технологии производства, износ технопарка, закупка новых машин для производства.
- Возникновение чрезвычайной ситуации на производстве.
- Возникновение эпидемической вспышки: острых заболеваний и отравлений, с ее источником на вашем предприятии.
О проведении внеплановой проверки орган Роспотребнадзора также обязан уведомить за 24 ч до проведения, если не возникло случая острой эпидемической вспышки, требующей неотложных мер.
ВНИМАНИЕ: В соответствии с 532-ФЗ от 31.12.2014 внесены поправки, которые с 23 января 2015 года разрешают Роспотребнадзору проводить внеплановые проверки без уведомления в случаях, если такая проверка касается качества и безопасности продуктов питания (в супермаркетах, ресторанах, на производствах продуктов питания и т.д.).
Что проверяет Роспотребнадзор
На производственном предприятии
- Техническую документацию предприятия на предмет соответствия ее санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим нормам.
- Производственно-технологический цикл предприятия, соответствие его нормам. Уровень шума, вибрации, загазованности на предприятии, забор образцов для исследования.
- Проверка документов сотрудников предприятия. Наличие санитарных книжек, документов об образовании.
- Исследование профессиональных вредностей, действующих на сотрудников.
- Проверка хранения, реализации и производства продукции на предмет соответствия ее санитарно-гигиеническим нормам.
В общепите
- Соответствие площади предприятия предлагаемому ассортименту продукции.
- Исследование помещений предприятия на предмет вентиляции, загрязненности, освещения и некоторых других показателей.
- Проверка документов сотрудников предприятия на право занимания ими должности, наличия медицинских книжек.
- Исследование производственного инвентаря, технологии приготовления, хранения и реализации пищевых продуктов. Наиболее частные нарушения: неоднократная заморозка и разморозка продуктов, несоблюдение режима хранения, нарушение обработки и маркировки продуктов.
- Документы по химическому и лабораторному контролю за продукцией и состоянием здоровья персонала, которые ведутся на производстве.
Видео о проверке Роспотребнадзор в кафе:
В медицинских учреждениях
- Порядок оказания платных медицинских услуг. Предоставление гарантий потребителям, правильное оформление договоров об оказании медицинских услуг.
- Наличие информации о квалификации специалистов, оказывающих услуги, копий сертификатов на право проведения медицинской деятельности.
- Исследование инструментария и расходных материалов, проверка хранения, прохождение стерилизационных мероприятий. Документация по проведению стерилизации инструментария и оборудования, сертификаты на используемые материалы (в частности в стоматологии: протезный, пломбировочный материал).
- Документация по проведению текущей и генеральной дезинфекции помещения и оборудования. Заборы посевов на флору.
- Документация сотрудников: медицинские книжки, документы о праве выполнения ими медицинских услуг. Контроль за соблюдением индивидуальной гигиены сотрудников.
- Соответствие площади помещения выполняемой функции, соблюдение правил по вентиляции, освещению кабинета.
- В случае проведения диагностических манипуляций с применением рентгеновского исследования: документы о дозиметрической контроле, лучевой нагрузке персонала. Инструктаж персонала по работе с источником лучевой нагрузки. Наличие общих, специальных, индивидуальных мер защиты от излучения.
В школе
- Документация о прохождениями сотрудниками медицинских осмотров, наличие у них медицинских книжек.
- Соответствие занимаемых площадей количеству учащихся. Исследование вентиляции, естественной и искусственной освещенности помещений.
- Оценка школьного расписания на предмет рационального распределения учебной нагрузки по дням недели.
- Оценка материально-технической оснащенности школы, степени соответствия школьных классов, мебели: парт, стульев, досок санитарно-гигиеническим нормам.
- Проверка столовой. Проверяется вся документация по персоналу, школьное меню, помещения и техническое оснащение столовой, хранение и приготовление продуктов, их раздача.
- Проверка спортивного зала. Проверяется спортивный инвентарь, система вентиляции, освещенность, защита на окнах. Наличие раздевалок с отдельными душевыми для мальчиков и девочек.
- Проверка школьного участка: зеленые насаждения, клумбы, отграничение территории.
В детских садах
- Вся документация учреждения: ведение журналов, прохождение медосмотров сотрудниками, наличие мед.книжек, сертификатов об образовании.
- Оценка соответствия площади помещений количеству детей.
- Оценка площади детской уличной площадки на соответствие нормам: удаленность от дорог, разделение на секторы по группах, наличие забора, спортивного инвентаря.
- Освещенность помещений, площадь, вентиляция.
- Соблюдение режима изоляции детей разных групп, соблюдение режима дня.
- Наличие индивидуальных предметов гигиены для каждого ребенка: салфетки, полотенца.
Видео — что проверяет Роспотребнадзор в детском саду:
В магазинах
- Санитарно-техническое состояние помещений, площадь помещений.
- Складирование пищевых продуктов, их маркировку, соответствие срокам годности.
- Выполнение мероприятий по дезинсекции и дератизации складских помещений.
- Документацию сотрудников, регулярность прохождения медицинских осмотров.
- Исследование программы производственного контроля, разработанного в магазине, журнал заборов лабораторных проб.
- Четкие ценники на товарах с указанием точной цены, срока изготовления и срока годности товара, подписи ответственных лиц с указанием даты.
- Измерение освещенности, температуры воздуха, влажности в помещениях.
Видео — что проверяет Роспотребнадзор в магазине:
В аптеке
- Оценка микроклиматических показателей (температура, влажность воздуха, тип вентиляции). Соблюдение принципа холодовой цепи: некоторые лекарственные препараты должны находится в строго определенных температурных условиях.
- Оценка документации работающего персонала: сертификаты о праве занятия фармацевтической деятельностью, медицинские книжки.
- Исследование сроков хранения и реализации препаратов.
- Предоставление потребителю полной и адекватной информации о препарате путем нанесения ее на ценник.
Что нужно знать предпринимателю о Роспотребнадзоре и какие основные требования необходимо выполнять
Дополнительную информацию можно получить на официальном сайте Роспотребнадзора —
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)
С изменениями и дополнениями от:
23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г., 26 марта 2019 г.
I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:
5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;
5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8
5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9
5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;
5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3
5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5
5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;
Информация об изменениях:
Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501
5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);
5.3. регистрирует:
5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;
5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5
5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;
5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1
5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;
5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2
5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;
Информация об изменениях:
Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129
5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;
5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1
5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;
5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;
5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9
6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов - главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.8
9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9
9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов;
Информация об изменениях:
Положение дополнено подпунктом 9.10 с 5 апреля 2019 г. - Постановление Правительства РФ от 26 марта 2019 г. N 313
9.10. представляет в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации.
10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
Организациям (предпринимателям) пройти проверку Роспотребнадзора без выявления каких-либо нарушений не просто. Однако при условии знания своих прав, порядка проведения проверок и их видов, а также полномочий и обязанностей проверяющих такое мероприятие может пройти с гораздо меньшим уроном.Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Согласно Положению о Роспотребнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) он наделен довольно обширными полномочиями. Так, Роспотребнадзор осуществляет профилактику инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защиту прав потребителей, санитарный надзор и т.д.
Практически любая организация может быть проверена Роспотребнадзором, но особое внимание уделяется юрлицам и предпринимателям, которые занимаются реализацией товаров (работ, услуг) населению. Несмотря на то что по общеустановленному правилу Роспотребнадзор может проводить проверки только один раз в три года (плановая проверка), данные организации (предприниматели) проверяются гораздо чаще (внеплановая проверка). В большинстве случаев это связно с тем, что в Роспотребнадзор поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или санитарно-эпидемиологических правил.
При осуществлении контрольных мероприятий Роспотребнадзор может проверить практически все, поэтому организациям (предпринимателям) следует вести всю необходимую документацию и соблюдать соответствующие требования законодательства с момента открытия. Если оставлять это на потом, то в итоге будет очень сложно все привести в порядок и пройти проверку без замечаний или штрафов.
Итак, рассмотрим виды проверок, которые проводит Роспотребнадзор, права и обязанности его должностных лиц, а также допускаемые ими нарушения, на основании которых результаты проверки можно оспорить.
Виды проверок
Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) и положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764.
Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или одного предпринимателя на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок. При этом план проведения проверок в отношении юрлица, ведущего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу либо представительству, расположенному в соответствующем субъекте РФ.
Основанием для проведения у организации или коммерсанта плановой проверки является истечение трех лет со дня:
— государственной регистрации;
— окончания проведения последней плановой проверки;
— начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением в Роспотребнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (уведомление должны представлять лица, которые намерены выполнять работы (оказывать услуги), указанные в Приложении N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).
Данный Перечень является закрытым, и Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки по не указанным в нем основаниям.
Стоит отметить, что плановые проверки юрлиц (предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Например, организации (бизнесмены), согласно данному Перечню осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул, проверяются один раз перед началом каникул и далее не чаще одного раза в смену.
План проверок утверждается ежегодно. Данный план Роспотребнадзор должен доводить до сведения заинтересованных лиц путем размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.
Так, с планом проверок на 2014 г. можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Также, согласно пресс-релизу от 01.07.2014, размещенному на сайте Роспотребнадзора, план проверок на 2015 г. будет опубликован в сети Интернет в срок до 31 декабря 2014 г.
Роспотребнадзор обязан уведомить организацию (коммерсанта) о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки (типовая форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного срока признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и может привести к отмене результатов проверки по заявлению проверяемого (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их потребительских прав. Однако это не единственное основание для проведения такой проверки. Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ указаны следующие причины:
— истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
— поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— Приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Если внеплановая проверка проводится на каких-либо других основаниях, то это является нарушением, которое влечет за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого. Помимо этого, за такое нарушение виновные сотрудники Роспотребнадзора могут быть привлечены к ответственности.
Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемого о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя органа Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ. Если данное требование нарушено, то проверяемый может подать заявление, на основании которого результаты проверки будут отменены.
В остальных случаях (нарушения прав потребителей, причинения вреда жизни) внеплановая проверка может проводиться без предупреждения. Однако сотрудники Роспотребнадзора перед непосредственным началом проведения соответствующих мероприятий должны предъявить проверяемому копию распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.
Поскольку сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, то следует знать, что в нем должно содержаться. В документе указывается:
— наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;
— Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;
— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
— правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;
— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
— список документов, представление которых фирмой (бизнесменом) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
— даты начала и окончания проведения проверки.
Если в документе отсутствует хотя бы один из вышеуказанных пунктов, то проверяемый вправе отказаться выполнять требования контролеров до тех пор, пока в распоряжение не внесут все необходимые сведения. Проверяемый также может отказаться от выполнения требований в том случае, если сотрудники Роспотребнадзора не предъявили ему приказ о начале проведения проверки.
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Помимо этого, в распоряжении указывается форма проводимой проверки. Решение о форме проверки принимает руководитель органа Роспотребнадзора. Она может быть как документарной, так и выездной.
Документарная
При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.
Предметом документарной проверки являются:
— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;
— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.
Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.
Проверяющие могут потребовать следующие документы:
— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;
— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;
— приказы о назначении ответственных должностных лиц;
— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.
Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться.
Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).
Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:
— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;
— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;
— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.