Что определялось в генеральном регламенте 1720. Генеральный регламент. Смотреть что такое "Генеральный регламент" в других словарях

С развитием и укреплением государственности в Российской империи необходимо было создать четкую структуру государственного управления, которое должно было базироваться на единых принципах делопроизводства. Петр Первый как царь-реформатор просто не мог не создать такого документа, как Генеральный регламент.

Как создавался документ?

Определенная безусловно, существовала и до введения Генерального регламента в действие. Как гласят многие источники, в начале 18 века в Российской империи существовали коллегии по различным направлениям государственной политики. Проблема состояла в том, что четко не были определены полномочия должностных лиц данных государственных органов.

Генеральный регламент Петра 1 базировался на основе принципов организации государственной власти, которые действовали в передовых на тот момент странах Европы. Например, в Швеции в 1718 году был принят устав, который послужил для царя Петра образцом. Но автоматически подстраивать нормы шведского под российскую жизнь царь не решился, поэтому 11 июня 1718 года был издан указ, согласно которому необходимо было сопоставить нормы шведского делопроизводства и законодательства с российскими по всем аспектам государственного управления. Такое задание получили 3 основные военное управление и ревизион-коллегия. В 1719 году проект документа был уже готов. Прежде чем попасть на подпись к императору, проект должен был утвердить сенат. Этот этап в принятии важного для Российской империи документа был пройден достаточно быстро, а вот с подписанием у царя и, соответственно, получением юридической силы возникла странная заминка. Царь подписал его только спустя год после принятия в Сенате.

Структура документа

Отметим, что структура и суть норм, заложенных в тексте устава, соответствовали передовым на тот момент нормам права. Важной частью текста была преамбула, в которой указывались причины принятия и задачи, которые должны быть решены вследствие принятия данного документа. Генеральный регламент 1720 года состоял из 56 глав, которые были примерно одинаковы по размеру. Текст каждой главы нес достаточно большую смысловую нагрузку, был очень конкретным и четко решал суть вопроса, который был важен для эффективности государственного управления.

Генеральный регламент и его задачи

Как уже мы отмечали, в преамбуле были отмечены определенные задачи, которые должно было решить принятие документа. Приведем перечень этих вопросов:

  • четкое делами;
  • систематизация государственных доходов;
  • четкая работа органов юстиции и российской полиции;
  • защита прав законопослушных граждан.

Как понимать суть этих заданий? Именно во время правления Петра Россия стала более современным государством. После своих поездок по Европе царь понял, что государственное управление - это то дело, в котором должны быть четкость и порядок. Системность в управлении страной нужна для того, чтобы власть знала обо всех процессах, которые происходят в обществе, во избежание неожиданных поворотов событий.

Суть основных положений регламента

Глава 1 установила, что все члены коллегий должны при вступлении в должность принимать присягу на верность государству. Нормами главы 2 устанавливалась шестидневная Также регламентирвалась длительность рабочего дня. Если член коллегии покинет свое на час раньше окончания рабочего дня, то он может быть лишен зарплаты на неделю. Прослеживается порядок взаимодействия коллегий, как фактических с Сенатом (законодательная власть). Президенты коллегий каждый четверг приезжали на заседание Сената, где отчитывались о работе и получали задания.

Как проходили заседания? Обязательно велся протокол, в котором отмечались все вопросы и предложения, которые коллегия рассматривала. За ведение протокола отвечал нотариус. Принцип коллегиальности при вынесении решений предусматривал присутствие на собрании коллегии всех или большинства членов.

Коллегия также имела связь с органами, которые находились в регионах. Генеральный регламент (год принятия 1720) утвердил безоплатность почтовой пересылки корреспонденции от коллегии в адрес губернаторств и воеводств, а также в обратном направлении. Другой связи между центральными и местными органами власти на тот момент быть не могло, потому что даже телефон появился ближе к концу 19 века.

Добавим, что в тексте документа речь идет о полномочиях различных должностей в коллегиях, о порядке предоставления отпусков и правилах ведения деловодства в органах государственной власти.

Заключение

Генеральный регламент - это важный документальный источник по Утратил свою юридическую силу в 1833 году после принятия Свода законов Российской империи.

Коллежское делопроизводство

Коллежское делопроизводство значительно отличается от приказного. Изменения связаны? прежде всего, с административными реформами Петра I, коренным образом изменившими систему государственных учреждений и управления, а также принцип принятия решений , который стал коллегиальным , что означало принятие решения голосованием.

Кроме того, указом 1700 г. столбцовая форма делопроизводства отменена и заменена листовой .

В результате реформ высшим светским учреждением стал Сенат , церковным - Синод . Центральные учреждения приказы были заменены коллегиями. Преобразованы местные учреждения. Созданы бурмистерские избы, городовые магистраты, ратуши губернские и провинциальные канцелярии.

По принципу принятия решений (коллегиальному) делопроизводство XVIII в. стало называться коллежским.

Основой деятельности системы государственных учреждений России XVIII в. стало законодательство. Законодательными актами закреплялся как факт создания учреждений, так и их функции, штатный состав, должностные обязанности чиновников, организация делопроизводства.

Генеральный регламент

28 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент , по которому в законодательном порядке была определена внутренняя организация коллегий, их структура, штатный состав, должностные обязанности чиновников, правила внутреннего распорядка и поведения чиновников, убранство «камор» - присутственных мест. Организация работы с документами: правила регистрации, контроля за исполнением документов, порядок их составления, удостоверения.

В соответствии с его требованиями аппарат коллегии включал присутствие, канцелярию, контору (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура и штатный состав коллегий

Присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Президент мог иметь личного секретаря. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, регистратора, актуариуса, канцеляристов, копиистов, переводчиков, толмачей и вахмистра. Конторы создавались для ведения «счетных дел». Возглавлял контору камерир, в его подчинении находились камор-шрейберы.

В коллегиях также предусматривались должности вахмистра, фискала.

Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту представлены на рис. 1.2.

Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения.

Была введена обязательная регистрация документов, которые регистрировались в журналах, названных: «повседневная записка», «росписи», «регистратура» - книги А.В.С.Д.

Генеральный регламент ввел понятие об архивах. В 44-й главе установлено, что архивы делятся на три категории:

· текущие, создаваемые при канцеляриях;

· ведомственные (архивы коллегий);

· государственные (исторические), в которые всеми коллегиями передавались документы, нужны для справок.

Документы хранились в текущем архиве три года и помещались в обложку, на которой указывалось краткое содержание дела, даты его начала и окончания. На все документы дела составлялась внутренняя опись.

Рис. 1.2. Порядок рассмотрения дел в коллегиях и должностные обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г.

Понеже его царское величество <…> по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.

И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради е. ц. в, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижним служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа) <…> объявить.

Хрестоматия по истории России / Авт.-сост.

А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина. М., 2004. С. 172-173.

Эпоха Петра I отмечена бурным реформаторством всех сфер жизни российского общества. Естественно, управление государством не могло остаться в стороне от этого процесса.

При анализе документа следует помнить, что регламенты являются источниками законодательного характера. Они определяли общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений. Эта форма нормативного акта была особенно распространена в период правления Петра I, когда создавалась новая система государственных учреждений. С 1711 по 1721 гг. возникло несколько регламентов, в том числе Генеральный (определявший структуру, штаты, права и обязанности должностных лиц, общий порядок работы коллегиального учреждения и его делопроизводство).

Особо следует остановиться на появлении коллегиальной системы. Первые органы управления с разграничением их полномочий – приказы – появились в России еще при Иване Грозном, в период реформ Избранной Рады. Однако в их деятельности было множество недостатков, да и сама структура не отвечала требованиям нового времени. Поэтому появилась необходимость в новых органах управления.

Данный анализ будет неполным без учета следующего факта: в 1721 году были образованы Духовная коллегия (Святейший Синод), Вотчинная коллегия, Главный магистрат. В 1722 году при Сенате появилась должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров, которые осуществляли надзор за Сенатом и коллегиями. Коллегиальная система более строго распределяла обязанности между центральными ведомствами, чем приказная. Решения принимались большинством голосов членов коллегии в составе ее президента, четырех советников и четырех асессоров. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации. Жизнеспособность этой системы подтверждает тот факт, что после Петра I эта сфера в дореволюционной России подвергалась масштабному реформированию только при Александре I, когда коллегии были заменены министерствами. Вплоть до издания в 1832 г. «Свода законов Российской империи» органы управления руководствовались в своей работе Генеральным регламентом 1720 г.

Сделайте вывод о достоинствах и недостатках системы государственного управления, созданной в XVIII веке.

Вопросы и задания

1. Какими сферами ведали учрежденные Петром I коллегии? Пользуясь справочными изданиями, определите назначение Камор, Ревизион, Штатс – контор, Берг коллегий. Что означало создание Святейшего Синода?

2. Как вы считаете, повлиял ли на этот шаг Петра Великого пример западных держав?

3. Опираясь на полученные знания, составьте схему управления Российской империей в первой четверти XVIII века. Выделите значение Генерального регламента Петра I.

Литература

Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

История государственного управления в России. М., 2002.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.

В начале 18 века проведены реформы Петра I. Важнейшая из них – реформа государственного аппарата, в результате которой создана новая система управления (Сенат, Синод). «Генеральный регламент» стал обобщающим документом и первым законодательным актом, в котором был прописан не только весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но и обязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационного документа, прообраз всех последующих регламентов, в том числе в наши дни – Регламента Государственной Думы. В «Генеральном регламенте» перечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являлась присяжной должностью, определенно их устройство, тщательно расписан весь порядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работы коллегий – начало работы, время отпусков, прием посетителей, награждения, наказания работников и т.д.

Остальные главы касаются непосредственно работы с документами и должностных обязанностей служащих канцелярий. Возглавлял коллегию президент. Кроме личного секретаря президента, притом, что вся работа коллегий была связана с документами, как фиксирующими ее непосредственную деятельность, так и получаемые извне, в коллегии существовало специальное структурное подразделение, занимающееся делопроизводством, - канцелярия, которой посвящены специальные главы «Генерального регламента».

2. Табель о рангах (1722) законодательный акт о регламентации государственной службы в России.

24.01.1722 был введен «Табель о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины…» - законодательный акт, по которому государственная служба была разделена на гражданскую, военную и придворную. Каждая разновидность службы делилась на 14 ступеней – классов. «Чины давались за службу в порядке постепенности и обозначали степень деловой подготовки служащих и их пригодность к занятию определенных должностей». Чины от I до IX класса по службе могли получить потомственное дворянство, от X до XIV – личное дворянство. Простейший анализ «Табели о рангах» показывает, что работники канцелярий имели высокие чины, например, профессора при академии получали чин IX класса, такой же, как сенатские протоколисты, переводчики и секретари коллегий; бургомистры от магистратов в губерниях – чин X класса. Начиная с XVIII века эволюция «Табели» шла в направлении ее упрощения, уточнения названий чинов и их места в служебной иерархии. Одним из главных организационных принципов государственной службы было обязательное прохождение всей служебной лестницы снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе чиновник должен был прослужить известный минимум лет, но за особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Таким образом, служба начиналась с работы с документами и чины с XIV по X можно было получить, работая в канцелярии.

«Культура эпохи Петра» - Развитие науки. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого. Значение реформ в области культуры. Начало русского флота. Задание на урок. Реформа в области быта. Наряду с иностранцами- Д. Трезини, Б.Растрелли работали и русские зодчие - И.Коробов, М.Земцов. В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства.

«От февраля к октябрю» - Двоевластие. Заполните таблицу. Россия от Февраля к Октябрю 1917г. Каковы реальные шансы на историческую перспективу Петроградского Совета и Временного правительства. Вопросы для обсуждения. Проанализируйте высказывания и заявления российского обывателя летом, осенью 1917года. Тема урока. План урока.

«Преобразования Петра» - Участвовал в переговорах и в заключении «Вечного мира» с Польшей. Информатизация общества предъявляет новые требования к выпускнику школы. В чем вы видите недостатки реформ? ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап. - Здравствуйте! Пояснительная записка. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената.

«Праздник 23 февраля» - Тот герой, кто за Родину горой. Один в поле не воин. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Только Армия всех защищает, Не дает обижать сыновей! Смелость города берет. Тяжело в учении – легко в бою. Родина – мать, умей за нее постоять. Жить – Родине служить! День первой победы стал днем рождения армии.

«Регламент органа исполнительной власти» - Типовой регламент взаимодействия фоив. Регламент доступа к информации о деятельности органа власти. Порядок работы с обращениями граждан и организаций XIII. Способы доступа к информации. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти IV.

«23 февраля история праздника» - Совместная воздушно-наземная боевая операция на широком фронте с привлечением значительных сил и средств. Была проведена с 23 - 26 января 1989 года. Афганистан(операция “Тайфун”). Афганистан(операция”магистраль”). Афганистан. Афганистан(“Куфабские рейды”). История праздника. Была проведена с 23 ноября по 10 января 1987-1988 гг.



Просмотров